Я сделаюсь, говорит, для благочестивых поводом к радости, воз­ложив на Тебя свою надежду и получив достойное ее осуществление. Как Бог, по слову Господа, радуется об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ), так праведники, уподобляясь Ему, радуются о человеке разумном и уповающем на слова Божии. «Я у разумел, Господи, что суды Твои – правда, и (что) Ты справедливо... смирил меня " ( Пс.118:75 ). Хорошо сказал это, показывая свою благодарность. Я, говорит, глубоко понимаю, как правильно и справедливо Ты осудил меня и подверг меня различным несчастьям. Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались в грехе. Написано у пророка: «в жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя» ( Ис.54:8 ); и: Господь «причиняет раны и Сам обвязывает их» ( Иов.5:18 ); и еще: «но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает» ( Ис.9:13 ) Скорби и несчастья Господь насылает сообразно с истиной и ими смиряет человека. «Да будет... милость Твоя в утешение... мне, по слову Твоему... рабу Твоему!» ( Пс.118:76 ). Уже настало время человеколюбия и утешения. Милость Божия, это – пришествие во плоти Христа Бога нашего. Он оказал нам милость, Сам явился Ходатаем за нас пред Отцом и умилостивлением за грехи наши, как говорит апостол Иоанн ( 1Ин.2:1–2 ). И иного утешителя Он обещал, Духа Святого ( Ин.14:16 ), как сам сказал ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Итак, пророк молится, чтобы была явлена милость к человеческому роду, как обещал Бог чрез патриархов, чрез закон и пророков; именно это выражают даль­нейшие слова пророка: «по слову Твоему рабу Твоему». Ведь тем, ко­торые обращаются к Тебе с покаянием, Ты обещал Свое благоволение. Это Господь говорил и чрез пророка Исаию: «оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы» ( Ис.30:15 ), а чрез пророка Иеремию взывает: «если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись» ( Иер.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Не делающие беззакония по путям... Его ходят» ( Пс.118:3 ). Такое разграничение пророк сделал и в первом псалме. Там ублажив поучающегося в законе Господнем день и ночь и показав плод его усердия, он прибавил: «не так нечестивые, [не так]» ( Пс.1:4 ). Так и здесь, назвав непорочных блаженными, он научает затем, что делатели беззакония избрали себе другой путь и оставили путь, утвержденный Богом. Итак, ублажив ищущих Бога всем сердцем, пророк продолжает далее: «Ты... повелел заповеди Твои твердо хранить» ( Пс.118:4 ). 2. Это заповедует Господь и в законе, и через пророков, и в святых Евангелиях, и все божественное Писание наполнено та­кими внушениями. Притом, убеждает не просто «сохранять», но «твердо» сохранять, то есть со всем усердием; и не так, чтобы одну заповедь сохранять, а другую отвергать, но именно сказал – все за­поведи сохранять «твердо». Об этом и другой пророк говорил: от заповедей Твоих не отступлю, да не умру. «О если бы направлялись пути мои к сохран ению заповедей Твоих!« ( Пс.118:5 ). Поэтому, я прошу, чтобы направление моего пути было определено Твоим законом, как ме­рою, чтобы я мог сохранить твои оправдания. Его просьба начинается словом: »о, если бы " , – в смысле «да будет, да удастся мне спра­виться с сохранением всех заповедей Твоих», так как никто из людей, желающих соблюдать заповеди Божии, без содействия са­мого Бога не будет в состоянии привести свое желание в исполне­ние, потому что написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Римл.9:16 ). Итак, от нас исходит начало добра, но для совершения его мы нуждаемся в помощи Божией: «приблизьтесь к Богу, – го­ворит апостол, – и приблизится к вам» ( Иак.4:8 ). «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» ( Пс.118:6 ). Стыд есть плод беззакония. Так и божественный апостол сказал: «какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» ( Римл.6:21 )? А те, которые исполняют все заповеди Божии, в совести своей почерпают смелость. Когда это – «тогда»? Когда, согласно пророку Даниилу, пра­ведники «пробудятся... для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Итак, пророк просит о том, чтобы ему тогда не по­терпеть стыда. Но как достигнуть этого? Посредством внимания ко всем заповедям; нельзя одну заповедь исполнять, а другую остав­лять, потому что «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» по апостолу Иакову ( Иак.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его» ( Пс.118:2 ). При изъяснении восемнадцатого псалма мы уже сказали, какое различие между законом, откровением, оправданиями, судами и заповедями; вспомним же, хотя в существенном сказанное тогда. Законом называет пророк закон, данный Богом всяческих чрез бого­вдохновенного Моисея. Но тот же закон называется, с другой сто­роны, то заповедями и повелениями, потому что он заповедан и уста­новлен по-царски, то оправданиями, потому что он доставляет исполняющему его возможность оправдаться, то судами, потому что раскры­вает определения божественного суда и воздаяния по заслугам испол­нителям закона и его нарушителям, то, наконец, откровениями, по­тому что он свидетельствует и открывает, каким наказаниям под­вергнутся его нарушители. Итак, здесь пророк ублажает тех, которые постоянно испытывают откровения Божии и ищут Бога всем сердцем. Не ко всякому человеку это относится, а только к тому, кто достиг вершины самой добродетели. Такой человек не делит своих мыслей между Богом и житейскими заботами, но всего себя отдает Богу. А, конечно, чрез чтение и слушание божественных Пи­саний жизнь наша еще более совершенствуется, почему пророк и убла­жает «изучающие откровения Его». Это и Господь говорил: «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» ( Ин.5:39 ). Кто в этой жизни преуспевает в испытании божественных Писаний, тот не тратит своей жизни на удовольствия и греховные страсти, но живет по Духу и действует по Духу, исследуя Писания, и вместе с тем всецело всем сердцем ищет Бога. И так как этот псалом много говорит о законе, заповедях, оправданиях, судах и открове­ниях, то полезно провести различие между ними далее, Итак, закон дан Богом, потому что Он есть Царь царствующих и Господь го­сподствующих. Закон обязателен вообще для всех людей: для на­чальников и подчиненных, для рабов и господ, для богатых и бедных. Название «закона» ( νμος) произошло от слова ( νμειν) разде­лять, назначать. От всех людей требуется законом: «не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, почитай отца твоего и мать твою» ( Исх.20:12–17 ). То же самое называется заповедью, по­тому что заповедует нам Бог делать добро и уклоняться от зла; оправданиями и судами – потому что праведники, соблюдающее заповеди, оправдываются пред Богом, а грешники, преступающие их, осуж­даются. А откровением называется потому, что Бог чрез Свои божественные Писания убеждает сохранять все заповеди Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ибо Ты, Господи, возвеселил меня творением Твоим, и делами рук Твоих я буду восхищаться» ( Пс.91:5 ). Я, говорит, имею двойные блага, поэтому мне нужны для славословия и двух родов инстру­менты. Нам доставляет веселие творение Божие, красота неба, разно­образие звезд, блага земли, дары моря. Этим названием божественное Писание обычно обозначает все виденные вещи, как это подтвер­ждает Соломон в книге Екклесиаст: «все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем» ( Еккл.8:9 ). Дела рук Бо­жиих – мы сами. «Руки Твои сотворили меня и создали меня " ( Пс.118:73 ), говорит тот же пророк в другом псалме. Равным образом и Исаия говорит: «Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис.64:8 ). Итак, мы веселимся творением, потому что получаем от него пользу, а сами собой радуемся. Последнее больше веселия; и вполне справед­ливо, потому что, будучи бренными, мы обладаем столь великим творением, и, кроме того, называемся сынами Творца. «Как величественны дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои!» ( Пс.91:6 ). 2. Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, – а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т.е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Римл.11:33 ). Если праведники за них прославляют Бога и в высшей степени удивляются, то грешники по своему неразумию и происходящему от неразумия непониманию соблазняются ими, как это видно из даль­нейших слов: " муж безумный не познает и неразумный не уразумеет сего» ( Пс.91:7 ). Подлинно, только безумному свойственно не до­пускать премудрости Божией и не знать, что Бог всем управляет справедливо, устраивает правильно, совершает с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего. Откуда происходит претыкание для неразумных, пророк указал далее: «тогда как грешники выросли, как трава, и все делающие беззаконие появились, чтобы исчезнуть в век века» ( Пс.91:8 ). Восход грешников сопровождается мимолетным счастьем. Восходом назвал его пророк не по причине блеска, но дабы ты знал, что за ним следуют несчастья. Этот вос­ход обманывает людей глупых и неразумных и заставляет их думать, что Бог как будто оставил мир без своего попечения, – людей не разумеющих, что если грешники и возникают, то, как трава, которая лишь только расцветет, тотчас же и увядает. Однако их благополучием все нечестивые гордятся, они смело надеются на себя, но их уверенность является причиной вечной гибели, потому что быть самонадеянным гораздо большее преступление, чем делать зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

»Из заповеде й Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды» ( Пс.118:104 ). Уразумев угодное Тебе, я почувствовал отвращение ко всем видам зла. Весь ход мыслей этого псалма уясняет нам соблюдение и сохранение заповедей, причем сам способ выражения не в духе закона и служения тени, но в духе евангельском, почему и сам псалом является как бы хранилищем нашей христианской благодати и служит правилом и руководством для нашей жизни. Он постоянно указывает на закон, заповеди, оправдания, суды и откровения, о которых в изъяснении на начало этого псалма сказано, какое значение имеют они. Но теперь продолжим прерванное. «Из заповеде й Твоих я получил разумение»; как бы так говорит: мы вникли в Твои заповеди и поняли их и поэтому возненавидели всяк «путь неправды». Ведь эти заповеди и требуют: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего; ...не желай жены ближнего твоего,... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,... ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:13–17 ). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» ( Втор.23:19 ). Вот заповеди Божии, ежедневно выслушиваемые нами при чтении святого Евангелия и апостольских учений: они наставляют нас ненавидеть всякий путь неправды. Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий на сынов человеческих, или лучше сказать на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. «Светильник ногам... моим... – закон Твой и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Я хожу во тьме, но как бы какой светильник мне светит Твой закон. Нужно заметить, что закон называется светильником, а Господь и Спаситель наш – Солнцем правды ( Малах.4:2 ). И в самом деле: первый как светильник едва озарил один народ, а второй – просветил всю вселенную. Так и божественного Иоанна Владыка Христос назвал светильником ( Ин.5:35 ), так как он явился иудеям еще во мраке ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таков был ве­ликий Илия, смело ратовавший за правду и обличавший беззаконие Ахаава. Таков был боговдохновенный Даниил, говоривши Навуходоносору: и ныне, «царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» ( Дан.4:24 ). Таков был Иоанн, обличавший прелюбодеяние Ирода и говоривший Ему: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк.6:18 ). Так божественный Павел говорил, с Агриппой, Фестом и Феликсом. Так добропобедные мученики посрамляли нечестивых царей. «И поучал ся в заповедя х Твоих, которые я... сильно возлюбил. И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих» ( Пс.118:47–48 ). «Царство Божие не в слове, а в силе» ( 1Кор. 4:20 ), и: «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). Поэтому-то и божественный пророк с поуче­нием соединял и делание заповедей; сказав: «И поучал ся в заповедя х Твоих, которые я... сильно возлюбил», и показав горячую любовь, он приба­вил: «И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих«. Чему научался я божественным словом, то прилагал к делу. И таким образом, внимание к бо­жественным словам и слушание чтения у меня сопровождается доб­рыми делами. Такой именно смысл имеют слова: »простирал я руки мои к заповедям Твоим» потому что руки употребляются для означе­ния действия. Так и апостол говорил: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ), и: «вера без дел мертва», как и дела без веры ( Иак.2:20 ). По­тому и Господь говорил: «кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ибо... Я... был болен, и вы посетили Меня» ( Мф.25:34 ). Это самое удобное время для вас оказаться отцами и благодетелями сирых и нищих, заслужить доброе имя в миру и поломить свою награду в вечном Царстве. Василий Великий дает вам такой совет: «Раздели жито, которое завтра сгниет, с братьями. Дай сегодня просящему. Лучше доброе имя паче многого богатства. А если уважаешь деньги за честь иметь их, то смотри, сколько дороже для славы именоваться отцом тысячи детей, чем иметь в кошельке тысячи монет? Деньги и нехотя оставишь здесь, а славу добрых дел принесешь с собою к Владыке, когда пред общим Судиею окружит тебя целый народ, и будут именовать своим кормителем, благодетелем, и станут приписывать тебе все имена человеколюбия» (Беседа на слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» ( Лк. 12:18 )). Ремесленникам не должно клясться, ибо клятвы прощались только в Ветхом Завете Держитесь, братья, дабы не давать клятвы ни во время, ни при продаже вашего рукоделья. Не говорите: «Клянусь Богом, клянусь Христом, верой, своей душой, это стоит столько-то». Не произносите ничего подобного. Неужели вы надеетесь таким образом вызвать доверие покупателей? Дело в том, что как Ветхий Завет , так и Новый, а равно как и божественные отцы, запрещают давать какие бы то ни было клятвы. В третьей заповеди Десятословия Бог повелевает, чтобы никто не произносил всуе Его имени: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ведь суетны ремесла, рукоделья, деньги, имущество и все мирское, как о том говорит и Соломон: «Я предпринял большие дела: построил, себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева... собрал себе серебра и золота: и вот. всё суета и томление духа» ( Еккл.2:4–8 ). Божественный Иоанн Златоуст эти слова толкует так: Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду (Собеседование на 118-й псалом). А пророк Осия говорит: Не клянитесь: «жив Господь!» ( Ос.4:15 ). И Сирах заповедует: «И не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич» ( Сир.23:9 ). Если в Ветхом Завете по несовершенству и младенчеству иудеев [им] прощались истинные и законные клятвы, чтобы они не клялись идолам, как говорит Иоанн Златоуст , «и самая клятва в Ветхом Завете потому узаконена, чтобы не клялись идолами» (Беседа 17 на Евангелие от Иоанна), – то в Новом Завете клятва полностью запрещена и непростительна. Ибо Господь решительно повелевает: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом... ни землею... ни головою твоею» ( Мф.5:34 ). И брат Господень Иаков заповедует: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» ( Иак.5:12 ). Клятва хуже убийства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь исти­ной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16–17 ). Это слово на век приобрело силу, – потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22:18 ). Семя его – Христос. В нем-то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался на­род иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил на­род, как звезды небесные множеством, и о семени его благосло­вил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмо­певца: «и во век все суды правды Твоей». Будучи пророком, он со-зерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина укра­шает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: «дела рук Его – истина и правда» ( Пс.110:7 ). " Князья преследовали меня без вины, а слов... Твоих боялось сердце мое» ( Пс.118:161 ). Врагов и гонителей я, го­ворит, не страшился, но Твоих законов боялся. Потому не осме­лился убить врага, когда нашел его спящим. И потом, жалея несчастного сына, поднявшего руку на отца, говорил: «пощадите мне отрока " ( 2Цар.18:5 ). Это говорил Давид, преследуемый Саулом. В ду­ховном же смысле князи – это злые духи, как научает нас бла­женный Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Они нападают на нас, желая обольстить нас, но нас поддерживает страх пред словом Божиим. Именно Господь сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). " Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу» ( Пс.118:162 ). Так как он упомянул о преследовании со стороны неприятелей, то справедливо вспомнил и о добыче. Он хочет сказать: если бы всех их я убил и получил богатейшую добычу, то я не порадовался бы так, как радуюсь Твоим законам. Что выше сказал он, то повто­ряет и здесь. Там он говорил: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ), и: «возлюбил заповеди Твои более зо ло та и топаза» ( Пс.118:127 ). Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих. «Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон... Твой возлюбил» ( Пс.118:163 ). Истинно и это слово. Кто горячо привязан к божественному, тот ненавидит про­тивное. И с другой стороны, кто ненавидит неправду, тот во вся­ком случае становится на сторону правды. Ведь совершенно неесте­ственно, чтобы об одном и том же деле два противоположные слова были истинны. Между тем и Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

43). Величие их является задачей для ума и духа, и для своего понимания требует мудрости. Но уразуметь домостроительство Спасителя, исполненное человеколюбия, и соблюсти божественные законы, дано не всякому, а только взывающему ко Владыке: « открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего » (Пс. 118:18). А говорит: « уразумеют » — потому, что предполагает это познание имеющим быть у верующих из язычников. Слава Христу во веки веков. Аминь. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 107 Песнь псалма Давиду.   И этот псалом точно также предрекает возвращение иудеев (из плена) и предвещает спасение язычников. Он имеет большую близость к псалмам пятьдесят шестому и пятьдесят девятому. Песнью псалма называет славословие в разуме, как это видно будет из дальнейшего. « Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей » (ст. 2). Мы уже сказали, что славой своей пророк называет благодать пророчества. Пользуясь, говорит, пророческой песнью, я говорю тебе, Владыке, что мое сердце твердо и готово к принятию Твоей божественной благодати. « Блаженны » , говорит, « чистые сердцем, ибо они Бога узрят » (Мф. 5:8); они–то и скажут с дерзновением: « готово сердце мое, Боже » Смысл этих слов пророка такой: вот, Владыка, что от меня требуется, то для Тебя приготовлено; посылай теперь Твоего Святого Духа и дар пророческой благодати: я приготовил язык мой для служения ей. « Воспою и пою » , если Ты исполнишь мое желание, или лучше — наполнишь сердце. « Во славе моей » — благодать пророчества, или состояние созерцательное и вместе деятельное. « Восстань, слава моя, восстаньте, псалтирь и гусли, восстану рано. Буду исповедаться Тебе, Господи, среди народов, воспою Тебе среди племен » (ст. 3, 4). Псалтырем и гуслями называет пророк самого себя. Как бы из музыкального инструмента, благодать Духа извлекала из него пророческое песнопение. А он отзывается на божественное вдохновение и душой, и телом, причем гуслям соответствуют члены тела и органы чувств, посредством которых ум воспринимает все, что нужно, псалтирю же — разумные силы души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010