1470 Таковы, напр., а) Иванова А . «Напоминание готовящимся к исповеди» (в Литовск. Епарх. Вед. за 1874 г. 6, стр. 45–47), в котором предлагается краткая программа самоиспытания исповедника применительно к учению Символа веры , десяти заповедям и семи смертным грехам; б) Никулина Александра . «Беседа о важности св. Таинства покаяния к о приготовлении себя к этому великому таинству» (См. ibid. за 1885 г. 8; перепеч. в Минских Епарх. Вед. 1885 г. 6, стр. 165–179). Беседа заключает в себе исключительно – «Вопросы, которые должен предлагать сам себе каждый христианин пред исповедию по наступлении его отрочества до совершенной зрелости» – и «Исповедные вопросы человека в зрелом его возрасте»; в) «Исчисление грехов по трем заповедям Десятословия, (Калуж. Епарх. Вед. 1871, 5, стр. 105–112) и др. Некоторые из подобных руководств, добавим, – обладают большими достоинствами в практическом отношении. 1471 Подобное руководство представляет пространное практическое рассуждение под загл. «Вопросы иерейской совести» свят,. П. Лебединцева в Руководстве для сел. паст, за 1860 г. 9, стр. 195–199; 13, 311–321; 19, стр. 1–11 и 21, стр. 61–71). Статья заключает обширную и осмысленную программу самоиспытания священника в его отношении к общим добродетелям и своим пастырским обязанностям. – Преследуя в существе чисто назидательную цель, оно вместе с тем с полным удобством может быть приложено и к делу исповеди священника. 1472 См., напр., в Киевск. Епарх. Вед. за 1865 г. два кратких таких руководствах – одно («Исповедь детей») для детей малолетних а др. («Исповедь юношей») – для взрослых. Оба руководства составлены очень целесообразно (то и другое перепеч. в Воскр. Чт. 1865/6 (XXIX г.), 46, стр. 1051–1056 + 1056–1059. 1473 Общие вопросы (при циркуляре) напечатаны в Епархиальных Ведомостях: Смоленских, 1866 г. 36 3, стр. 65–81; Орловских, 1867 г. 16, стр. 1224–1231; 16, стр. 1299–1303; 18, стр. 1373–1378; Рязанских, 1867 г. 12, стр. 289–305; 14, стр. 340–450; Калужских, 1866 г. 4, стр. 104–118; Минских, 1872 г., стр. 327, 334 и 349; Тульских, 1873 г. 2, стр. 67–78; Таврических, 1876 г. 5, стр. 138–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1 (1059 b 30): «Ведь с их уничтожением упраздняется и все остальное» (Аристотель. Соч.: В 4 т. М, 1976–1983. Т. I. С. 274). 396 Под «четырьмя различными телами» подразумеваются четыре первоэлемента (огонь, воздух, вода и земля), сочетающиеся в материи. Это учение позднесредневековая наука позаимствовала из аристотелевских трактатов по физике, переведенных на латынь в XII в., а через них – из философии Эмпедокла, называвшего перечисленные первоэлементы «корнями всех вещей». 397 Aristoteles. De generatione animalium. II, cap.4 (В с. 6 744 b 16). (Aristotelis opera: In 4 vol. Berolini, 1831. Vol. Ill: Aristoteles latine interpretibus variis. P. 361.) 398 В оригинале: «Haec autem natura per se non intendit corruptionem, sed per accidens» (LW V. S. 78, 13–14). 402 Boethius. Philosophiae consolatio. Ill, рг. 11: «To же, что жаждет существовать... желает быть единым, а если это условие не выполняется, оно перестает быть тем, продолжением чего должно быть» (CSEL 67. Р. 72,3–6). (Цит. По: Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 245.) 403 Idem. In Isagogen Porphyrii commenta (ed. sec). I, cap. 10: «...omne enim quod est idcirco est, quia unum est» (CSEL 48. P. 162,2). 405 Он же. Метеорологика. I, гл. 9 (346 b 25): «В то время как земля остается на месте, окружающая ее влага под действием [солнечных] лучей и других верхних [источников] тепла превращается в пар и поднимается вверх» (Аристотель. Соч. III. С. 461). 406 Avicenna. Sufficientia. I, cap. 10 [Avicenna. Opera. Frankfurt a.M., 1961 (facsimile: Venetia, 1508). P. 19]. 407 Ср.: Averrois Cordubensis. De caelo et mundo. IV, com. 40 (A c. 5 312 b 20–31) (De caelo et mundo Aristotilis Stagiritae cum Averrois Cordubensis variis commentariis. T. IV. Venetia, 1550. P. 117). В комментарии Аверроэса на «Физику» Аристотеля (кн. I) пассажа, на который указывает Экхарт, не имеется. 408 Thomas Aquinas. De mixtione elementorum. P. 13: «Активные и пассивные качества элементов противоположны друг другу и допускают большую либо меньшую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

(при василевсах Ираклии I, Льве III Исавре, Василии I Македонянине, Льве VI Мудром, Романе I Лакапине), но в целом положение Е. было относительно спокойным и неплохим. Они занимались торговлей, ремеслами (особенно шелкоткачеством, стеклоделием, кожевенным производством), знали толк в медицине (среди Е. было немало врачей) и жили в целом зажиточно, имели в городах свои кварталы. Облагали ли Е. в Византии дополнительными поборами, точно неизвестно. Многочисленные еврейские общины, в том числе грекоговорящие, располагались по всему Средиземноморью, причем городские еврейские колонии оставались автономными до падения Ромейской империи. На этом фоне странным выглядит бедность духовной жизни византийского еврейства. Еврипид (485/484 или 480–406 гг. до н. э.) – младший из знаменитых классических греческих трагедийных поэтов. Родился на эгейском острове Саламине у берегов Греции, в зажиточной семье. В 408 г. по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу, где умер через два года. Сохранилось 17 трагедий и сатирических драм Е., созданных на материале древних мифов, но с жизненно правдивыми образами простых людей. Наиболее известные пьесы – «Медея», «Ипполит», «Вакханки», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. Евсевий Кесарийский – см.: Евсевий Памфил . Евсевий Памфил (ок. 260–339 гг.) – он же Евсевий Кесарийский , епископ Кесарии Палестинской, церковный деятель и писатель эпохи Константина Великого , автор многочисленных сочинений самого разного жанра, в том числе биографии Константина I и первой «Церковной истории», завершенной в первой половине 325 г. Она охватывала период от Пришествия Христа до победы Константина над Лицинием (Ликинием) в 316 г Его произведения оказали большое влияние на византийскую литературу и общественную мысль. См.: церковные историки. Евсевия – 1) молитва , выражающая почитание творения Бога и его земных сторонников; 2) совокупность образа мыслей и поведения праведных византийцев. Евстафий Воила – провинциальный землевладелец средней руки, протоспафарий, служащий Хрисотриклиния и консул, известен по своему завещанию-дикаиомата, составленному в 1059 г., где описываются приобретенные им владения на границе Малой Азии, куда он перебрался из Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максима Грека , указывавшего в «Послании к некоему мужу поучительном на обеты некоего латынина мудреца», что эта книга «в множайших лжет и супротив пишет православным преданиям» и заслуживает скорее названия «Тенебрариус, еже есть Темнитель, а не Просветитель», это сочинение стало одним из самых читаемых в России текстов и сохранилось во множестве списков XVII-XIX вв. (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 72-76). Соч.: Opera//PL. 172. Col. 39-1270; Quaestiones et responsiones in Proverbia et Ecclesiasten//PL. 193. Col. 1315-1372; Expositio totius Psalterii//PL. 194. Col. 485-730; Cognitio vitae seu De cognitione verae vitae//PL. 40. Col. 1003-1032 [под именем Августина]; Libelli Honorii Augustodunensis, presbyteri et scholastici/Hrsg. J. Dieterich//MGH. Lib. Bd. 3. S. 29-80; Utrum monachis liceat praedicare// Endres J. A. Honorius Augustodunensis: Beitr. z. Geschichte d. geistigen Lebens im XII. Jh. Kempten; Münch., 1906. S. 147 ff.; L " Elucidarium et les Lucidaires/Éd. Y. Le Fèvre P., 1954. P. 361-477. (Biblioth. d. écoles franç. d " Athènes et de Rome; 180); Lucidario/A cura di A. Donodello. R., 2003; Clavis physicae/Ed. P. Lucentini. R., 1974; Imago mundi/Éd. V. I. J. Flint//AHDLMA. 1982. T. 57. P. 1-153 (рус. пер.: Об образе мира (фрагм.)/Пер.: Н. Горелов//Жизнь чудовищ в Средние века. СПб., 2004. С. 198-216). Лит.: Endres J. A. Honorius Augustodunensis: Beitr. z. Geschichte d. geistigen Lebens im XII. Jh. Kempten; Münch., 1906; Sanford E. M. Honorius, Presbyter and Scholasticus//Speculum. 1948. T. 23. S. 397-427; Southern R. W. St. Anselm and His Biographer: A Study of Monastic Life and Thought 1059 - c. 1130. Camb., 1966. P. 209-217; Crouse R. D. Honorius Augustodunensis: The Arts as Via ad Patriam//Arts libéraux et philosophie au Moyen Âge: Actes [du 4me Congr. intern. de philos. médiévale] Montréal; P., 1969. S. 531-539; Strzelczyk J. Gerwazy z Tilbury: Studium z dziej w uczonoci geograficzne j w redniowieczu. Wroc aw, 1970. S. 89-90 [Bibliogr.]; Flint V. I. J. The Career of Honorius Augustodunensis: Some Fresh Evidence//RBen. 1972. Vol. 82. P. 63-86; idem. Honorius Augustodunensis of Regensburg. Aldershot; Brookfield, 1995; A Thirteenth-century Manuscript of Honorius of Autun " s De cognitione verae vitae/Ed. Clarke W. M. et al.//Manuscripta. 1972. T. 16. P. 112-119; Beinert W. Die Kirche - Gottes Heil in der Welt: Die Lehre von der Kirche nach den Schriften des Rupert von Deutz, Honorius Augustodunensis und Gerhoch von Reichersberg. Münster, 1973. (Beitr. z. Geschichte d. Philosophie u. Theologie d. Mitteralters; Bd. 13); Maurmann B. Die Himmelsrichtung im Weltbild des Mittelalters: Hildegard von Bingen, Honoris Augustodunensis und andere Autoren. Münch., 1976; Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до кон. XIV в. М., 2004. С. 241-246, 250-251.

http://pravenc.ru/text/166153.html

Известное расхождение в позиции Церкви и имп. власти проявилось в сфере отношений с Римом. Развернувшееся на Западе движение за церковную реформу, выдвинувшее лозунг папского единовластия во всем христ. мире, привело в сер. XI в. к усилению папства и росту его церковно-политических претензий. В то же время норманнская угроза в Италии, нараставшая в 1-й пол. XI в., побуждала Рим искать пути для сближения с визант. императорами, также обеспокоенными судьбой своих южноитал. владений. Однако политический и военный союз был сорван из-за конфликта папства с К-польским Патриархом Михаилом Кируларием. К этому привел длительный процесс церковно-политического отчуждения зап. и вост. христианства, осложнявшийся расхождениями в традициях и обрядах, особенно с введением догматических новаций Запада (Filioque). Протестуя против канонического наступления Рима в Юж. Италии (к-рую папы рассматривали как область своей непосредственной юрисдикции), Патриарх закрыл в К-поле лат. церкви; нарастание напряженности привело к отлучению Патриарха и его соратников легатами папы Льва IX и к ответному отлучению легатов на К-польском Соборе (1054). Заинтересованный в сохранении союзных отношений с Римом, имп. Константин IX пытался смягчить остроту конфликта, но был вынужден отступить, увидев, что население К-поля во всем поддерживало Патриарха. Сложившаяся ситуация показала, что светские власти были не способны полностью контролировать политику Церкви. Конфликт 1054 г. вызвал разрыв офиц. отношений между папами Римскими и К-польскими Патриархами (взаимное невключение Предстоятелей Церквей в диптихи, прекращение обмена посланиями при избрании на престол и т. д.) и последовавшую затем утрату К-полем политического и церковного контроля над Юж. Италией. Вкупе с военными неудачами разрыв с К-полем побудил папство заключить политическую сделку с норманнами, признававшими себя вассалами Рима (1059). К 1071 г. норманны окончательно подчинили Апулию и Калабрию, к-рые (как и Сицилия) перешли под церковную юрисдикцию рим. понтификов.

http://pravenc.ru/text/372674.html

1897, 9). 582 Соблюдение этого поста во время говения состоит не только в воздержании от не разрешаемых церковными правилами скоромных яств, но и в умеренном употреблении дозволенной пищи и пития, – чтобы плоть не господствовала над духом (см. на 9 стр. брош. «Как надо говеть», изд. Спб. Синод. типогр. в 1897 г.; сн. 1 прим. к 557 стр.). – О том, как говели в древней Руси, см. Ц.Вед. 1901, 8–10. 583 Сн. ниже, к 1059 стр. 2 прим. – Пред исповедью и причащением св. Таин следует говеть не только в Великий пост, но и в другое время, когда бы кто ни пожелал исполнить долг исповеди (о. Хойнацкий, 121 стр.; сн. ниже, о причащении больных). 584 Такое сокращение времени говения должно быть допускаемо не иначе, как по усмотрению самого священника, с его ведома и разрешения. Если говеющие сокращают положенный срок говения без уважительных на то причин, то священник может требовать от таких лиц, по крайней мере, трёхдневного говения, по уставу, и это должно быть исполняемо всеми без всякого прекословия и опущения (о. Хойнацкий, 221 стр.; см. выше, 3 прим. к 732 стр., и ниже, 4 прим. к 1060 стр.; сн. Ц.В. 1890, 24). – В одном из приказов по войскам гвардии и Петербургского военного округа, между прочим, было выражено, что период говения воинских чинов, при обыкновенных условиях, не должен быть менее 5 дней во время первых шести недель поста и четырёх дней во время Страстной седмицы, причем эти последние сроки должны быть признаваемы наименьшими (см. Ц.В. 1895, 12). – Пастырям следует обратить внимание на самовольное сокращение срока говения некоторыми из готовящихся к исповеди и св. причастию. Напр., посещение служб церковных большинство начинает редко с понедельника и вторника, а чаще с среды; на Страстной седмице иные из говеющих (особенно в городах) позволяют себе являться к церковным службам только в день исповеди и причастия, т.е., в среду и четверток. Всего прискорбнее то, что подобные лица, дозволяя себе без уважительных к тому причин сокращение срока говения, незаметно для себя привыкают смотреть на исповедь, как на простой обряд, и укореняют в себе убеждение в излишестве продолжительного приготовления к исповеди и св. причастию. Следует попечительной любви пастыря обратить внимание и на содержателей и управителей фабрик, заводов, заведующих различного рода учреждениями и т.п., которые иногда влияют на сокращение срока говения тем, что не дают подведомственным им лицам достаточного времени для говения. Если не во всех, то в некоторых случаях пастырские увещания и вразумления упомянутых лиц не останутся бесплодными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иакова об исповеди и врачевстве болезней телесных. Такое же воззрение на покаяние может находить своё выражение и осуществление не иначе, как чрез наставление духовником кающегося, – наставление, относящееся к разъяснению важности исповедуемых им грехов и средств устранения от оных (см. Таин. испов., А.Алмазова , 1 т., 25 стр.). Вот почему и в самый чин исповеди внесены, как неотъемлемая его составная часть, нарочито составленные «поучения» или «увещания» для кающегося. Но все эти, находящиеся в чине, наставления – общего характера, да и не могли быть иными, в виду разнообразия личных особенностей кающихся. Кроме этих наставлений, духовник должен, применяясь к указанным особенностям исповедника, и своими особыми наставлениями, соответственно „намерению и цели“ покаяния, стараться пробудить и укрепить в кающемся сознание необходимости нравственного исправления и преуспеяния в подвигах христианских добродетелей (сн. 1058–1059 стр.). «Последование о исповедании», давая вышеуказанные поучения и увещания, иногда прямо предписывает «увещать» кающегося, не давая для этого увещания готового образца и тем самым обязывая духовника наставлять кающегося своим «словом разума» (см. ниже, табл., а также Дух. Регл., Прибавл. о прав. причта, 7 §; Кн. о должн. пресв. прих., 102–103 §; Поуч. святит.). „Но чтоб других научить, нужно в первых (т.е. прежде всего) самому разуметь“ и при этом особенно необходимо „самим во первых оное исполнять“, т.е. исполнять то, „чему научаем других“ (Поуч. Святит.); а всё это требует от духовника соответствующих знаний человеческой природы, человеческого сердца, духовной опытности, богословских познаний, нравственных качеств. Имея это в виду, Платон. Архиеп. Костромской, в своём «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» посвящает целый трактат о тех особенных умственных и нравственных качествах, которые требуются в священнике для плодотворного совершения таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачом и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

659 Эти наставления должны относиться: 1) к исправлению кающегося и 2) к дальнейшему преуспеянию его в подвиге добродетели; обыкновенный предмет сих наставлений: возбуждение отвращения и ужаса к грехам тяжким и лёгким, возвышенность добродетели, вера, надежда и любовь к Богу и ближнему, опасности для всех общие, искушения, непостоянство духа человеческого, также благочестивые занятия, сообразные с состоянием и званием (см. подр. в Напоминании священ., 133–165 стр. и Паст. Богосл. 147–151 §; сн. также выше, 1058–1059, 1069 стр. печатного оригинала и 13 прим. на 1076 стр.). Конечно, те наставления, которые были даваемы при самом испытании совести кающегося, нет нужды повторять в конце исповеди, если, разумеется, они оказали на кающегося желаемое воздействие. Могут быть особые наставления в конце исповеди излишни и в том случае, если кающийся обнаруживает сокрушение о грехах, намерение отстать от них, или уже за несколько дней оставил порочное поведение; но, когда кающийся с бесстыдством рассказывает свои грехи, обвиняет других или скрыл некоторые грехи, в которых хотя и признался, но благодаря испытанию духовника, не даёт обещания исправиться, – тогда наставления и увещания не только весьма приличны, но даже и необходимы такому кающемуся (сн. 2 прим. к 1107 стр.) со стороны духовника (Забелин, 197 стр.). Само собой разумеется, что при этих наставлениях, как и при всех других, пастырь должен руководиться «не духом мира, но Духом, иже от Бога», говорить «не в наученых человеческия мудрости словесех, но в наученых Духа Святого, духовная духовными срассуждающе» ( 1Кор.2:13 ), пользоваться изречениями Св. Писания, ибо «живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра», «судительно помышлением и мыслем сердечным» ( Евр.4:12 ), «полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек на всякое дело благое уготован» ( 2Тим.3:16–17 ). 660 По «Книге о должн. пресв. прих.» к лицемерно кающимся относятся те, которые: не хотят оставить ненависти и вражды к ближним, в недоброжелательстве или измене Государю не раскаиваются и не открывают сообщников, похищенного не желают возвратить, всем известное своё злодеяние скрывают пред духовником, не желают оставить каких-либо греховных привычек своих, как-то: блуда, пьянства, лихоимства и т.п. (Кн. о должн., 105 §).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

696 Во всех подобных случаях, когда открытие сказанного на исповеди могло бы быть полезно в каком-либо отношении, духовник ничего более не может сделать, как силой убеждения и мерами духовных наказаний расположить виновных в каких-либо преступлениях к тому, чтобы они сами сознались в своих преступлениях не только на исповеди, но и пред судом человеческим. 697 Тайна исповеди связывает и тех, которые каким бы ни было образом узнали о грехах другого, сказанных на исповеди 698 ; наприм., епископ, на разрешение которого священник предлагал известный грех своего духовного сына, – переводчик, который был посредником между духовником и кающимся, – бывшие при исповеди больного, которого без помощи посторонних нельзя было исповедовать (сн. ниже, об исповеди больных), – те, кто нечаянно услышал исповедь или заметил из взора, движения и обращения духовника или самого кающегося (Напоминание свящ., 59 стр.; Забелин, 209–210 стр.; подр. см. Рук. д.с.п. 1860 г., 1 т., и 1867 г., 3 т.). По Духовному Регламенту, священник за открытие слышанных на исповеди грехов, кроме вышеуказанных случаев (см. 1123–1124 стр. печатного оригинала), подвергается лишению сана (Прибавл. о прав. прич. цер., 9 п.). О нерадивых в исполнении долга исповеди Нерадивых в исполнении христианского долга исповеди и св. причастия священник обязан вразумлять и исправлять, предлагать увещания об этом не только в форме поучений в церквах, но и частные наедине при всех удобных случаях 699 (см. 1054–1059 стр. печатного оригинала). В конце года священник составляет частный реестр всем не бывшим у исповеди и св. причастия (кроме детей) с означением, кто сколько лет сряду не был 700 ; каждого из поименованных в этом реестре священник спрашивает наедине о причине уклонения его от св. таинств, – и если тот, кто не был только один год, объяснит уважительную причину, или, сознавшись в своём небрежении, даст слово непременно исполнить свой долг в ближайший пост, и не далее, как в Великий пост, такого священник исключает из реестра, оставляя однако же отмеченным в исповедных росписях в числе не бывших 701 ; два года сряду не бывшего у исповеди и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мы можем понять, что означает это оживотворение, через Таинства: посредством предметов материальной природы (вода, хлеб, вино, масло) человек приобщается к духовной жизни. Это таинственное преложение следует расширить на весь космос: с одной стороны, человек оживотворяет космос, а с другой – сам мир помогает человеку возрастать в духовной жизни. Но отсюда же и бремя такого состояния, при котором природа становится «объектом», мертвой, пассивной реальностью. Дух есть жизнь, свобода, реальное присутствие в жизни святых и творческая деятельность в каждом человеке 1058 . Очеловечивать космос «Оживотворенный» мир в определенной степени становится в то же время и «очеловеченным» 1059 . Через человека, пишет о. С. Булгаков , мир должен очеловечиться и очиститься. Вот почему в Библии рассказ о сотворении мира заканчивается сотворением человека 1060 . В физическом теле дух человека посредством сознания обрел и объял все живущее. В противоположность тому, что утверждает теория Дарвина, человек не произошел от какого-то низшего вида, но заключает его в себе самом: человек – это «все-животное», и содержит в себе, если можно так выразиться, всю программу творения 1061 . Техника, механизация вовлекают мир в рабство, от которого человек должен освободиться, наделив и технику прерогативой жизни. Бердяев справедливо замечает, что «машина, которая есть создание самого человека, ни в чем не виновата... В мире происходит процесс дегуманизации во всем, но в этой дегуманизации повинен сам человек, а не машина. Машинизм есть лишь проекция этой дегуманизации» 1062 . «Христианизировать» мир Христологический аспект космологии Отцов 1063 развивал реальность Христа как Логос-Слово, как универсальный закон для всего, сотворенного с самого начала. И в завершение Бог Отец наделяет воплощенное Слово полной властью и господством над тварью. «Антропо-космический» союз полностью осуществится лишь тогда, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15 : 28) 1064 . Вл. Соловьев искусно показывает, как весь космический процесс, вся природная эволюция, от изначальных первоэлементов до человеческого разума, в долгом процессе всеобщей истории стремится к Богочеловеку, к воплотившемуся Христу, ко Христу космическому 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010