Указанием на этот наивысший Первообраз Правды Царства Божия, как на неискоренимую основу и непреодолимую силу ее в человечестве, Спаситель оканчивает раскрытие идеалов Правды Своей чрез сравнение их с заповедями ветхозаветного закона и их толкователь у книжников и фарисеев: будьте же (итак будьте) вы совершенны как Отец ваш Небесный совершен есть. Деятельная любовь не только к ближним своим, но и ко всем людям, даже ко врагам своим, как детям Одного Небесного Отца и, следовательно, братьям своим, всего более уподобляет человека Богу и такими образом приближает его к конечной вершине идеала Правды, отпечатленного вдохновением Творца в богообразном духе человеческом. Идеал этот поэтому действенен в каждой душе человеческой, христианке по природе, а, следовательно, как в естественном нравственном законе совести у язычников ( Рим.1:19–21, 28, 32; 2:14–16, 26–29 ), так и тем более ясно поставлен он в богооткровенном законе Моисеевом, где неоднократно и торжественно возвещается: будьте святы, потому что свят Я Господь Бог ваш ( Лев.20:7; 11:45 ; особенно 19:2 пред вышеприведенною нами заповедью о любви к пришельцу, о воздержании от мщения и злобы против сынов народа своего и о любви к —11— ближнему своему как к самому себе – ст. 10 и 18. 1058 Ср. 1Пет.1:15–16 ). Но в язычестве, под влиянием плотяно-чувственной и греховно-эгоистичной стороны человеческого существа, этот идеал богоподобия человека принижен и искажен до человекоподобия Бога, так что чувственность и эгоизм усвоены богам и язычник служил своим греховным страстям (см. Рим.1 ). В Моисеевом законе этот идеал хотя и поставлен ясно, но, во-1-х, в виде святости и чистоты, или ветхозаветном праведности от дел закона, коими не оправдается никакая плоть ( Гал.2:16 и др.), – и, во-2-х, по требованию Господа Бога повиноваться Ему и из страха Божия, основного побуждения ветхозаветной добродетели. Господь, указуя в своей Правде безусловно совершенное исполнение закона и пророков – до последней йоты и черты, как в рассмотренных нами частных заповедях, так и теперь, в заключении к ним, ставит также ветхозаветную заповедь, как общий и конечный идеал и новозаветной правды, но в наивысшем его выражении и осуществлении – богосовершенства, осуществленная в лице самого Еммануила вполне и совершенно, и богоподобия или богообразного совершенства в людях. Наглядно это сходство и это различие выражено в сходстве общего изложения (формулы) заповедей и в различии частных терминов. Будьте же – σεσθε ον, как и в Лев. по греческому переводу и по еврейскому подлиннику, указывает на то, что должно быть и будет. 1059 Вы –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На одно из них, упоминание среди митроплий в списке 1080-х годов Чернигова, обратил внимание Поппэ . Это Куаленовский список 21 1 XII в., который кроме митрополии «? " ??????» на 62-м месте упоминает также на 72-м месте «о ???????????? ???? ???? " ??????», т. е. «(митрополия) Маврокастрона, то есть Новой Руси» . Как удалось определить на основании датировки соседних кафедр Василайона, Дристра и Назианза, учреждение этой митрополии следует относить к 1059—1071 гг. Таким образом, есть основание считать, что «Черный город в Новой Руси» — не что иное, как Чернигов в левобережье Днепра . То, что греки переводили русские названия городов такого типа, известно по следующим упоминаниям в аналогичном перечне русских епископий XIII в. (Нотация 17 по Даррузесу): «?? ???????????? ?? ???? ??????? ??? ??????» (Аспрокастрон=Белгород, очень близко от Киева) и «о ????? ???????? ? " ?? ??? " ????? ???????» (Св. Георгий=Юрьев на реке Роси) . Что касается упоминания Переяславской митрополии, то оно встречается в перечнях чаще, чем Черниговской. В Перечне митрополий XII в. (Нотиция 11) митрополия «? ?????????» вставлена между номерами 77 «?? " ???????» (Русион на византийской границе с Болгарией, ставший митрополией между 1068 и 1082 гг.) и 78 Лакедемония (т. е. Спарта), которая стала митрополией в 1081/82 г. . В двух списках этого перечня, Афинском 1429 и Ватиканском 829, содержатся дополнительные указания на то, что эта «Преслава» находится на Руси , очевидно для того, чтобы не смешивать ее с бывшей болгарской столицей Преславом, которая в XI в. после византийского завоевания уже не была церковно-политическим центром. Можно предполагать, что указанное дополнение в двух списках принадлежит более позднему времени, так как, отождествляя эту «Преславу» с Русью, редактор вместе с тем опускает упоминание самой « " ? " ?????» на 62-м месте (и Алании на 63-м месте) . Такая особенность двух списков могла бы подтвердить приведенное выше мнение Приселкова о возникновении митрополии в Переяславле в 1070-х годах после закрытия ее в Киеве, однако для него слишком мало оснований — митрополия ? " ????? продолжает упоминаться наряду с «Преславой» в остальных 11 списках «Нотиции 11», 11 списках «Нотиции 12» и в одном списке «Нотиции 15».

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

– С. 163–164, а, 525, илл. 206). Не исключено, что первоначально такого рода изваяния служили надгробными памятниками на загородном некрополе Херсонеса. 1360 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 149–150, рис. 36. 1361 Уже Е. Ч. Скржинская проницательно заметила, что двери, о которых идет речь в надписи 1059 г., не относятся к крепостным сооружениям Херсона (Скржинская Е. Ч. [Рец.]//ВВ. – 1953. – Т. 6. – С. 259–260 (Якобсон А. Л. Средневевековый Херсонес//МИА. – 1950. – 1362 Oikonomides N. Le «systeme administratif byzantin en Crimee aux IXe–Xe s.//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – P. 322. 1363 Cm.: Oikonomides N. Fiscalite et exemption fiscale a Byzance (IXe–Xe s.). – Athenes, 1996. – P. 125–126. Размер модия по разным данным колеблется от 839,42 м2 до 1279,78 м2 (Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков... – С. 470). 1367 Антонова И. А. Отчет о раскопках в «цитадели», юго-восточный район Херсонеса в 1990 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1981. – Л. 50–51 (в отчете И. А. Антонова указала иные, расходящиеся с последующими, размеры базиликального храма – 10,5 х 7,5 м по внутреннему обмеру). 1368 Особого внимания заслужили три мраморные капители, квадратной или прямоугольной формы и в виде усеченного конуса, украшенные рельефными крестами с расширяющимися концами или с разветвлениями, и части мозаичного пола в виде круга диаметром 0,05 м из пятнистого зеленого мрамора и восьмигранника из белого мрамора (0,11 х 0,11 м), толщиной 0,02–0,003 м (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 155). 1369 Описание древностей, найденных при раскопках Херсонесского городища и некрополя в 1907 году//Архив НЗХТ. – Д. 36. – Л. 85–89; Гриневич К. Э. Отчет о херсонесских раскопках 1926 года... – С. 271. 1373 Антонова И. А. Отчет о раскопках в цитадели Херсонеса в 1993 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13. 1376 Крупа Т. H., Кокепьман В., Киричек О. М., Сорочан С. Б. Исследование строительных растворов раннесредневекового времени Херсонеса: первый опыт//Clavis medii aevi. Вып.1. Информационные методы исследования в медиевистике/Отв. ред. А. Г. Еманов. – Тюмень, 2006. – С. 3–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Формально власть перешла к М. С., но в действительности он находился в зависимости от Параспондила и группировки придворных евнухов. По воспоминаниям Пселла, он не умел управлять государством, «будучи скорее ведомым, чем ведущим», доверял принятие решений другим, а сам вел жизнь частного лица ( Michael Psellus. 2014. P. 55). М. С. продолжил начатые Феодорой переговоры о союзе с императором Свящ. Римской империи Генрихом III (RegImp, N 931d) и делал богатые дары мон-рям Афона (RegImp, N 931g, 932, 937b). Политика вытеснения с командных должностей опытных военачальников - представителей малоазийской провинциальной аристократии - евнухами или чиновниками привела к недовольству в войсках ( Мохов. 2002. С. 113-114). Оказавшиеся в униженном положении военачальники и офицеры с надеждой ожидали традиц. раздачи руги 27 марта 1057 г. Однако М. С. пренебрег обычаем раздавать земельные наделы и дары и отклонил все просьбы о продвижении по службе со стороны военачальников, прибывших в столицу. Особенно М. С. унизил Катакалона Кекавмена и буд. имп. Исаака I Комнина . Неосторожные действия М. С. привели к организации масштабного заговора с целью сместить его и провозгласить новым императором Исаака. За неск. месяцев мятежникам удалось собрать значительные силы, Исаак был провозглашен императором 8 июня, и его войско двинулось на К-поль. На стороне М. С. остались преимущественно зап. контингенты, прежде всего македонские тагмы. В кровопролитном сражении при Никее войска М. С. были разгромлены, и он попытался погасить мятеж, предложив на переговорах Исааку возвести его в достоинство кесаря и сделать своим соправителем. М. С. также был вынужден согласиться и с др. требованиями восставших: отстранением Параспондила и сохранением в силе всех назначений, сделанных Исааком. Действия восставших поддержала оппозиционная партия гражданской знати, важную роль в к-рой играл патриарх Михаил I Кируларий ( Spadaro. 1987). В столице начались погромы, и М. С. был вынужден отречься от престола и принять постриг. В источниках нет согласия относительно даты его отречения от престола. В поздневизант. кратких хрониках указывается 3 сент. ( Schreiner. 1975. S. 160), Иоанн Скилица называет 31 авг. ( Scyl. Hist. P. 500). Версия Скилицы явно ошибочна, поскольку он уточняет, что 31 авг. пришлось на среду, а в действительности это было воскресенье. По мнению Дж. Шепарда, пунктуация текста Скилицы нуждается в исправлении, к-рое позволит датировать отречение М. С. 30 авг., прибытие Исаака в К-поль - 31 авг., а его коронацию - 1 сент. ( Shepard. 1977). В визант. источниках не называется дата смерти М. С., по данным лат. хрониста Лупа Протоспафария, он скончался в 1059 г. ( Lupi Protospatharii. 1844. P. 59).

http://pravenc.ru/text/2563710.html

Описание этого Нового Иерусалима у Коммодиана (Instr.,I.44.14–18) в основном совпадает с описанием в Откр.21:11–27 . Жизнь праведников в нем будет преисполнена различными чувственно-телесными наслаждениями 1058 : «Они получат блага, поскольку претерпели страдания И, вступив в брак, произведут потомство в течение тысячи лет. Там будет приготовлена вся дань земли, И бо земля, без конца обновляясь, будет давать урожай в изобилии. Ни дождь, ни холод не проникнут в золотую крепость, Не будет ни осад, ни грабежа, как ныне; Ни в свете светильника не будет нуждаться тот Град: От Творца своего будет сиять, и не будет там ночи» (Instr., I.44.8–15). После седьмого тысячелетия наступит конец мира (saecli ruina) 1059 и Судный день (dies judicii) 1060 . Мировой пожар разрушит весь прежний мир: «Посланный Богом огонь будет господствовать, Тогда издаст стон земля в последнем конце [всех] вещей, А на земле – все народы и все неверующие. Но [Божий огонь] обойдет стороной крепости своих святых. В одно пламя обратится вся природа, Сгорит земля до основания, и горы растают. От моря ничего не останется, будет оно побеждено мощным огнем; Погибнет это небо, и эта земля изменится. Образуется иная новизна неба и вечной земли» (Instr., I.45.1–10) 1061 . 5.3. Всеобщее воскресение и Страшный Суд Затем явится на землю Сын Человеческий с ангелами Своими и произойдет второе воскресение. «Тогда семь месяцев земля будет очищаться огнем, И Того, Кто был уничижен, узрят грядущим с неба. С Ним сойдут ангелы вечной славы. Могилы разверзнутся, восстанут праведные тела, Которые будут восхищены на облака в сретенье Христу На воздухе. Господа встретят живые святые. Он воскресит и тех [богоубийц], чтобы они увидели славу Того, Кого они пригвоздили ко Кресту; после чего Он возвратит их обратно в преисподнюю» (Carm., 1041–1048). Тогда участь нечестивых и праведных будет окончательно решена: «После тысячи лет: 1062 [нечестивые] будут преданы геенне И будут гореть вместе с тем, чьими делами они были» (ibid., I.43.18–19) 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Деятельность Керженца, ставшего старообрядческим центром с самого начала раскола, свидетельствовала о симпатиях населения к старой вере, а в 1718 г. новгородский епископ Питирим исчислял число раскольников в Нижегородской епархии в 200 000 человек 1056 , из них только 40 000 официально зарегистрированных 1057 . Так как мужское население, а при подсчетах и переписях всегда исчислялось только мужское население, во всей Нижегородской губернии было в это время 437 057 человек, включая и детей 1058 , то, видимо, число только учтенных раскольников составляло не менее половины всего населения. Надо думать, что процент старообрядцев здесь был все же еще выше, т.к. границы епархии были меньше границ губернии, а при своем подсчете Питирим вряд ли принимал во внимание несовершеннолетних и детей. Подсчеты старообрядцев в Нижегородской, Костромской, Ярославской губерниях при Николае I показывают, что и после двух столетий существования раскола число старообрядцев в Верхнем Поволжье даже в процентном отношении не уменьшалось, а, скорее, увеличивалось 1059 . В 1852 г. правительственный агент Стенбок-Фермор полагал, что в Ярославской губернии не более трети православных и свыше двух третей старообрядцев 1060 . В самом начале XVIII века даже сам нижегородский митрополит Исайя оказался сторонником раскола и был отрешен от должности по доносу Мусина-Пушкина 1061 . Особо зараженными расколом были уезды Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца, Городца и Ярополча, в которых число старообрядцев исчислялось десятками тысяч в каждом 1062 . Глава I. География и социальный состав раскола 1. Статистика Одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола, является вопрос определения численности старообрядцев в России. Конечно, ввиду отсутствия в Советском Союзе статистики религиозных организаций и принадлежности к тем или другим вероисповеданиям, мы не можем определить количество старообрядцев в нынешней России. Квакеры, бывшие в России в 1956 г., сообщали, что по подсчетам старообрядческих организаций общее число старообрядцев в Советском Союзе – около 20 миллионов, но, конечно, эти данные не могут считаться вполне достоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Предписания собора, как мы сказали выше, направлены: против злоупотреблений и упущений в церковном управлении, против погрешностей и неправильностей в совершении общественного богослужения и таинств и против недостатков в нравственной жизни Духовенства и народа. Они суть следующие: 1 . Против симонии и сребролюбия епископов и о поставлении в низшие церковные степени. В Греции с весьма древнего времени вошло в обычай, чтобы епископы взимали плату за поставление в низшие церковные степени (равно как митрополиты за поставление в епископы, а патриархи за поставление в митрополиты). Взимание было собственно незаконное и представляло собою, строго говоря, не что иное, как симонию; но обычай, несмотря на все старания против него лучших представителей церковной власти, начиная с Василия Великого 262 , стал общим обычаем и получил силу закона на том основании, что общее не есть злоупотребление. Очень долгое время не были определены размеры платы, так что оставалась полная свобода произволу и притязаниям корыстолюбивых епископов. Наконец, образ действий этого рода епископов вынудил —234— императорскую власть назначить определенную таксу, свыше которой не было бы взимаемо. Это сделал во второй половине XI века император Исаак Комнин (1007–1059), который предписал: за поставление в чтецы брать одну золотую монету, называвшуюся иперпиром (πρπυρον) и заключающую в себе ценность 20-ти франков, за поставление в диаконы еще три золотые монеты, за посвящение во священники еще три таковые же монеты, или всего за поставление во священники семь золотых монет. Вскоре после Исаака Комнина указ его был подтвержден его племянником Алексеем Комнином (1080–1118) 263 . У нас в России, как я говорил прежде 264 , взимание этой платы, не могло войти в обычай тотчас же после того, как мы приняли христианство, потому что в первое время у нас священников должно было ставить правительство, набирая кандидатов посредством принудительных вербовок, а с людей, которые были ставимы во священники не по доброй воле, нельзя было требовать еще платы за то, что их ставили.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

L.; N. Y., 2009. P. 626-628; Redford D. B. Egypt, Canaan and Israel in Ancient Times. Princeton, 1992; idem. Egypt and Western Asia in the Late New Kingdom: An Overview//The Sea Peoples and their World: A Reassessment/Ed. E. D. Oren. Phil., 2000. P. 1-20; Singer I. Sea Peoples//ABD. 1992. Vol. 5. P. 1059-1061; idem. The Philistines in the Bible: A Short Rejoinder to a New Perspective//The Philistines and Other «Sea Peoples» in Text and Archaeology/Ed. A. E. Killebrew, G. Lehmann. Atlanta, 2013. P. 19-27; Drews R. The End of the Bronze Age: Changes in Warfare and the Catastrophe ca. 1200 B. C. Princeton, 1993; idem. Medinet Habu: Oxcarts, Ships, and Migration Theories//JNES. 2000. Vol. 59. N 3. P. 161-190; Dothan T. The «Sea Peoples» and the Philistines of Ancient Palestine//Civilizations of the Ancient Near East/Ed. J. M. Sasson. N. Y., 1995. Vol. 2. P. 1267-1279; Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Вост. Средиземноморья. М., 1996; Silberman N. A. The Sea Peoples, the Victorians, and Us: Modern Social Ideological and Changing Archaeological Interpretations of the Late Bronze Age Collapse//Mediterranean Peoples in Transition, 13th to Early 10th Cent. B. C. E./Ed. S. Gitin, A. Mazar, E. Stern. Jerus., 1998. P. 268-275; Finkelstein I. The Philistine Settlements: When, Where and How Many?//The Sea Peoples and Their World: A Reassessment/Ed. E. D. Oren. Phil., 2000. P. 159-180; idem. The Philistines in the Bible: A Late-Monarchic Perspective//JSOT. 2002. Vol. 27. N 2. P. 131-167; idem. Is the Philistine Paradigm Still Viable?//The Synchronisation of Civilisations in the Eastern Mediterranean in the Second Millennium B.C.: III. Proc. of the SCIEM 2000 - 2nd Euro Conference, Vienna, 28th of May - 1st of June 2003/Ed. M. Bietak, E. Czerny. Vienna, 2007. P. 517-523; O " Connor D. The Sea Peoples and the Egyptian Sources//The Sea Peoples and their World: A Reassessment/Ed. E. D. Oren. Phil., 2000. P. 85-102; Vagnetti L. Western Mediterranean Overview: Peninsular Italy, Sicily and Sardinia at the Time of the Sea Peoples//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Интересный блок личных писем оставил первый «поэтикос» армянского Возрождения Григор Магистрос Пахлавуни–младший (ок. 990–1058 или 1059), происходивший из известного княжеского рода Пахлавуни 1150 . Он был знатоком церковной литературы, приверженцем и защитником Армянской церкви, отличался набожностью и в то же время слыл человеком свободомыслящим и эрудированным. Благодаря его письмам в армянскую литературу вошел новый литературный жанр – эпистолярный 1151 . Григор Пахлавуни отдавал должное богословию, но мечтал о восстановлении и развитии среди армян древнегреческой учености (математики, геометрии, медицины и литературы). В этих целях Григор разрабатывает в своих письмах целую учебную программу: он говорит, что до Аристотеля «сперва надлежит полностью овладеть грамматикой вместе с толкованием, следом за нею – риторикой с ее тремя разделами, безошибочно различая их, а затем определениями платоновскими, аристотелевскими и пифагоровскими завершить (все это)». А «до этого обучение следует начать с чтения Ветхого и Нового заветов, а также мифологии, которую надо извлекать из многих и различных мест, и после с ревностной и здравой мудростью приступить к изучению отрывков высказываний Гомера и Платона и ко всем прочим искусствам и книгам. Ибо вполне ученый исповедует знание и отрекается от незнания в особенности, если он овладел четырьмя искусствами – математикой, музыкой, геометрией и астрономией». Обширная переписка, которую вел Джон Эмерич Эдуард Далберг, первый барон Актон (1834–1902), – ведущий английский католический историк викторианского времени и один из крупнейших историков либерального направления в мировой историографии 1152 , среди многих проблем охватывает и вопросы церковной истории. Существенный интерес представляет его переписка с кардиналом Ньюманом, немецким историком и лидером старокатоликов Деллингером, кембриджским профессором церковной истории и англиканским епископом Питерборо, а затем Лондона Манделлом Крейтоном (1843–1901) и др., в частности – по проблемам, связанным с предпосылками и развитием протестантской Реформации, с 1 Ватиканским собором и его декретами (лорд Актон, в частности, предпринял попытку повлиять своим авторитетом на процесс принятия собором догмата о папской непогрешимости, для чего специально прибыл в Рим в 1870 г., но не преуспел 1153 ) и др. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предательское убийство во дворце послужило поводом к прозванию Льва мясником, μακλλης. Борьба с Аспаром оживила старый спор православия с арианством, и по его смерти, а быть может и раньше, был издан эдикт, по которому арианам в Константинополе было запрещено отправлять богослужение в своих собраниях. 1058 Борьба с арианством Льва имела и политическую сторону: она была ответом на преследования, которые терпели православные в Африке от вандалов-ариан. Убийство Аспара имело свои кровавые последствия. Источники наши не позволяют выяснить в точности ход событий. По сообщению Малалы, мстителем за Аспара явился его телохранитель Острис, видный участник войны с гуннами 469 г. Он вторгся во дворец и дал сражение экскувитам. Произошло большое кровопролитие, но готы оказались слабее исавров и были вытеснены из дворца. Острис, посадив себе на седло красавицу готку, любовницу Аспара, бежал во Фракию в места расположения готов. Решительность и смелость, которые проявил Острис, вызвали к нему всеобщее сочувствие, которое сказалось в поговорке: «Нет друга у мертвого, кроме Остриса» (Νεκρο λος οδες ε μ μνος ’ " Оστρυς). 1059 Был ли Острис свидетелем убийства, или же он узнал о нем позднее, неясно из изложения Малалы. Феофан, черпавший свои сведения из того же Малалы, но более полного текста, чем сохранившаяся хроника, излагает дело несколько иначе. По его словам, Острис, оруженосец Аспара, соединившись с Теодорихом, сыном Триария, вторгся во дворец и произвел большое побоище. Но Зенон и Василиск вытеснили готов из города. 1060 В этом изложении момент убийства Аспара и мести за него раздвинуты. Несомненно, что Теодорих, сын Триария, мстил со своими людьми за смерть Аспара, и дело получило характер войны. Такое положение тянулось два года. Лишь на третий год (473) Лев послал к восставшим готам силенциария Пелагия, чтобы уладить дело. Ответное посольство от готов Теодориха явилось в столицу и предъявило такие требования: 1) передача всего наследства Аспара Теодориху, сыну Триария, как его родственнику, 2) разрешение оставаться во Фракии и 3) предоставление Теодориху командования теми войсками, вождем которых был Аспар.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010