3. Общее содержание пророческих книг Пророческими книгами Ветхого завета в обширном смысле называются в Св. Писании все канонические книги Ветхого завета, за исключением пятикнижия Моисеева, как это видно из следующих слов: аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет не имут веры ( Лк. 16:31 ) и еще: в сию обою заповедию весь закон (т. е. пять книг Моисея) и пророцы висят ( Мф. 22:40 ), а также: вси пророцы и закон до Иоанна прорекоша ( Мф. 11:13 ). В тесном же смысле пророческими книгами называются только книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила и 12-ти малых пророков. Эти собственно так называемые пророческие книги состоят главным образом из речей или проповедей, в разное время произнесенных лично самими пророками, а затем по внушению Св. Духа ими же самими или под их руководством ближайшими их учениками преданных письмени и впоследствии собранных в отдельные книги. Кроме речей или проповедей в этих книгах имеются описания видений и действий пророческих, а также описание некоторых исторических событий. Общим содержанием пророческих речей или проповедей служит: изображение современного пророкам религиозно-нравственного состояния народа Божия и частью других народов; обличение господствующих пороков и особенно разных видов идолослужения и суеверий; призыв к покаянию и исправлению; угроза наказанием в случае непослушания и обещание помилования в случае исправления; уяснение исторической судьбы народа еврейского в прошедшем и славного назначения его в будущем, равно также и судьбы других народов и царств, особенно тех, которые в разное время приходили в политические соотношения с евреями. 5. Число пророков-писателей и перечисление написанных ими книг Всех ветхозаветных пророков можно разделить на два класса: к первому относятся те, пророчества которых остались незаписанными, ко второму те, пророчества которых записаны и заключены в особые книги. Пророков, оставивших нам книги своих пророчеств, обыкновенно считается шестнадцать: четыре из них: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил называются великими, по причине объема оставленных ими книг, а прочие двенадцать: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия называются малыми по той причине, что книги их пророчеств по сравнению с книгами первых четырех имеют очень малый объем. По числу пророков-писателей, и книг пророческих в каноне православной церкви считается шестнадцать: книги пр. Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12-ть книг малых пророков. В еврейской же библии пророческих книг считается только четыре: Исаии, Иеремии, Иезекииля, и двенадцати малых, книги которых соединяются в одну книгу 4 (in unum – volumen), вероятно по причине незначительного их объема, а книга пр. Даниила относится к разряду книг, называемых агиографами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

§ 131. Толкования Свящ. Писания. Общие свойства толкования. Св. Григорий пишет, что Ефрем «писал толкование, начав с сотворения мира до последней благодатной книги». Ныне известны толкования св. Ефрема на Пятикнижие, кн. Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4-х великих пророков, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии и Малахии 390 и армянский перевод (5-го века) толкований его на Послания ап. Павла и на согласие евангелистов. О последнем труде сирские писатели говорят, что св. Ефрем изъяснил Евангелие, следуя четвероевангелию Татиана, начав толкование со слов: «в начале бе Слово» 391 . Кроме того, св. Ефрем писал объяснения на частные изречения Писания на и на отдельные части книг. Таковы его 12 слов о рае с объяснением 2 и 3 глав Бытия 392 и многие другие слова 393 . Толкования прп. Ефрема бесспорно составляют драгоценность редкую. Обладая средствами, доступными для других древних толкователей Свящ. Писания, св. Ефрем, как истолкователь Писания имел много таких достоинств, которых недоставало другим и которые потому составляют особенное преимущество его. Прежде всего надобно сказать, что он знал еврейский язык – знание слишком важное для толкователя Ветхого Завета 394 . Еврейский язык тем более был для него доступен, что отечественный его, язык сирский, очень сроден с еврейским. Это сходство часто служило ему пособием при определении смысла слов и выражений Писания, также как с успехом пользовался и знанием еврейского 395 . Много помогало прп. Ефрему при объяснении Ветхого Завета то, что он хорошо знал Восток. Дух Востока был для него родной; некоторые места, где происходили великие события Ветхого Завета, были отечественными, другие известны по близости к Эдессе. Опыт современный представлял ему много объяснений на то, чтó происходило в далеком прошедшем. Путешествие по Месопотамии и Египту обогатили его понятиями о жизни и обыкновениях народов, описываемых в Ветхом Завете. На Востоке предания, как известно, сохраняются из рода в род. К тому же много евреев жило тогда в Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Библиологическое введение А) Сведения о пророке Михее: имя пророка Михея, место и время его служения, современное ему политическое состояние Иудейского и Израильского царств Еврейское имя пророка Михея имеет несколько начертаний. Полное имя пророка Михея: – встречается во 2Пар.13:2; 17:7 . Суд.17:1,4 ... Это имя значит: кто, как Бог ( – кто, – как, – Бог)? Но пророк Михей в ветхозаветных книгах называется сокращенными именами: ( Мих.1:1 ) и ( Иер.26:18 ). Значение их одинаково с полным именем. Принимая во внимание, что собственные имена у евреев иногда находились в соответствии с служением лиц, носивших их, толковники находят соответствие имени пророка Михея его деятельности. Филологическое значение имени пророка Михея толковники сопоставляют с употреблением в ветхозаветных книгах тождественного ему выражения: кто, как Бог ! Это выражение употребляется для обозначения высшей степени превосходства Иеговы пред тварными существами. Например, для обозначения высочайшей святости Божией ( Исх.15:11 ), величия ( Исх.18:11 ), всемогущества ( Втор.3:24 ), любви, и т. п. Оно встречается у пророка Михея, при описании несравнимой любви Иеговы к еврейскому народу. Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступлений остатку наследия Твоего, говорит пророк ( Мих.7:18 ). В соответствие этому выражению и своему имени, пророк Михей раскрыл в своих речах идею несравнимой милости и любви Иеговы к Иудейскому народу. 1 Отечество пророка Михея определено в его книге и свидетельстве предания. В своей книге пророк Михей называется, по месту происхождения, морасфитянином: . Так его называют и современники пророка Иеремии ( Иер.26:18 ). Евсевий Кесарийский и бл. Иероним считали родиной пророка Михея Морасфу, находившуюся близь Елевферополя. В Морасфе бл. Иероним видел гробницу пророка Михея и при ней церковь . Толковники отождествляют Морасфу с упоминаемым у пророка Михея городом Морешеф-Геф ( Мих.1:14 ). Нынешние путешественники считают Морасфой незначительные развалины, к югу от Бейт-Дшиброна, древнего Елевферополя. По развалинам можно судить, что этот город имел значительные укрепления 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вопрос 1. Иные укоряют Давида за то, что умертвил известившего о смерти Сауловой (2Цар.1:15). Удивляться надобно за сие пророку и царю, а не порицать его, потому что, услышав об убиении человека неприязненного, плакал, да и не только плакал, но и горько рыдал. Принесший известие, не быв нимало обижен Саулом, издевался над смертью , между тем как пал не только Саул, но и Ионафан, человек достохвальный, а с ними пала и большая часть войска; притом к словам присоединил и ложь, наименовав себя убийцею Саула; сверх же того, был амаликитянин, на которого Владыка всяческих давно уже изрек смертный приговор. Достойны удивления и сами произнесенные пророком слова. Ибо сказано: «како не убоялся еси воздвигнути руку твою погубити христа Господня? кровь твоя на главе твоей, яко уста твоя возвещаша, глаголюще: яко аз убих христа Господня» ( 2Цар.1:14, 16 ). Вопрос 2. Что такое нарамница (2Цар.1:10)? Золотое украшение, которым облагаются плечо или кисти рук. Сие дал видеть писатель и здесь: «и нарамницу, яже бе на плещу его» ( 2Цар.1:10 ), посему Акила и назвал это ополчением. Вопрос 3. Почему пророк плакал (2Цар.1:12)? Многое побуждало к тому: приверженность к Ионафану, сильная любовь к народу, победа злочестивых иноплеменников и, сверх того, убиение Саула, потому что Давид уважал его живого, а паче умершего. Сие показывает и дееписание: «и рыдаша и плакашася, и постишася до вечера о Сауле, и о Ионафане сыне его, и о людех Иудиных и о доме Израилеве, яко избиени быша мечем» (там же). Вопрос 4. Что за книга праведная (2Цар.1:18)? И из сего видно, что история о царях почерпнута из многих пророческих книг. Ибо писатель, сказав о плаче, присовокупил: «се написано в книзе Праведнаго». Вопрос 5. Как должно разуметь сказанное: «потщись размышлять, Израиль, о умерших твоих язвеных» 1 (2Цар.1:19)? Не предполагай, говорит, что происшедшее поражение было какое-либо малое или обыкновенное; напротив того, рассуди о падших: кто они? Царь, сын царев, доблестные из соплеменников. А что Давид сильно скорбел от печали, о сем свидетельствует последующее. Ибо говорит: «не ходите в Геф, ниже поведайте на исходищих Аскалоних, да не возвеселятся дщери иноплеменничи, ни да возрадуются дщери необрезанных» ( 2Цар.1:20 ). Вопрос 6. Почему Давид заклял горы Гелвуйския (2Цар.1:21)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА». «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека. Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»? Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» ( Лк.1,17 ) , так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4, 5 ) , который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2, 11) . Об этом повествует возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Святой пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что «ходил пред Богом» ( Быт.5,24 ) , явится опять на земле во дни антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения антихристу. Тайновидец называет их обоих «свидетелями Божиими», «двумя маслинами» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли» ( Апок.11,3–11 ) . Оба они – и Енох и Илия – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело  ( Апок.13,16 ) . Но по попущению Божию, «зверь, выходящий из бездны» , то есть сам антихрист, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Апок.11,7 ) . Знаменательно то, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Апок.11,10 ) . Как это так: «мучили»? «Мучили» тем, что взывали к их совести – старались пробудить их спящую совесть – отвратить их от поклонения антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 9 Суд Божий над домом Ахава. 1–10. Помазание Ииуя на царство Израильское. 11–29. Заговор Иуия против Иорама и убиение им последнего и Охозии иудейского. 30–37. Ужасная смерть Иезавели. 4Цар.9:1 .  Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. 4Цар.9:2 .  Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; 4Цар.9:3 .  и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди. 4Цар.9:4 .  И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, 4Цар.9:5 .  и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. 4Цар.9:6 .  И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, 4Цар.9:7 .  и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; 4Цар.9:8 .  и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, 4Цар.9:9 .  и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; 4Цар.9:10 .  Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». И отворил дверь, и убежал. Исполняя последнюю часть данного Иеговой повеления пророку Илии ( 3Цар.19:16 ) пророк Елисей повелевает одному из сынов пророческих (по раввинам, пророку Ионе) помазать на царство Израильское одного из военачальников израильского царя Иорама – Ииуя, в то время защищавшего с войском Рамоф Галаадаский от сирийцев (стихи 1–2, ср. 4Цар.8:28 ). Все дело помазания Ииуя, мстителя дому Ахава, должно было произойти экстренно и втайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XV 1 . Пророчество о Моаве. „И вот рука Господня, простертая на все народы“, говорит пророк в гл. Ис. 14:26 . Надписание главы XV относится к двум главам: этой и XVI. Моав был народ родственный по происхождению Израилю, но происхождение его было нечисто 757 . Удел Моава лежал на восток от Мертвого Моря, на р. Арноне; когда Израиль проходил их земли, то Моавитяне не нападали на них и Израиль не трогал их, но позже царь Моава вызывал Валаама для проклятия их, и тогда лишь, когда Израиль был прельщен по совету Валаама и по уговору с царем Моава, Мадианитскими женщинами, тогда Израиль пошел против него войною 758 . С этого времени отношения Моава к Израилю почти постоянно враждебны. При Давиде и Соломоне Моав находится в подчинении царям объединенного Израиля и отлагается от него лишь со времени разделения царств, хотя снова платит дань царю царства Израильского до времен Месы Моавитского 759 . В то время, когда Исаия произносит пророчество, Моав не подчинен ни Иуде, ни Израилю 760 , но по-видимому подвергается разграблению войск Феглаффелассара, занявшего Дамаск и за-иорданскую сторону, и угнетаем Ассириянами, как видно из этой главы. Угнетение это продолжается и в царствование последующих Ассирийских монархов, все более и более овладевающих Палестиною, при Салманассаре, Саргоне и Сеннахериме. Вероятно, после гибели армии последнего, Моав снова поднимается и выстраивает свои города, так как в 48-й главе Иеремии снова предсказывается гибель Моава и притом в выражениях, очень напоминающих Исаию (см. напр. Иер. 48с Ис. 15:5 ). Но Иеремия говорит уже о войске Навуходоносора. 1 …Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Об Ар-Моаве ср. в Чис. 21 (и прим. в 3 т. Св. Летописи). О Кир-Моаве, который есть Кир-Харешет см. 4Цар. 3и описание похода на Моав царя Иудейского Иосафата, вместе с Иорамом Израильским в IV т. Св. Летописи ч. II, глава VII, стр. 103–110. Эти упомянутые здесь крепости защищали северную и южную границы Моава. Пророк видит в пророческом видении своем ночные приступы Ассириян на эти два главные укрепленные пункты Моава и видит их взятие и уничтожение. Может быть это пророчество видит поход Сеннахерима, который прошел Моав и разорил его, не тронув в этот поход Иерусалима: это явствует из следующего стиха, начертывающего путь бегущего Моава, и стиха 4-го следующей XVI главы, в котором Иерусалиму предлагается дать временный приют бежавшим Моавитянам,-что прямо указывает на безопасность Иерусалима, не смотря на погром всей страны, что соответствует времени похода Сеннахерима, двигающагося на Египет-его главную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма III XVII Псалом Ст. 1: К исполнению, отрока Господня Давида – как говорил он Господу слова этой песни, в день, в который избавил его Господь от руки всех врагов его, и от руки Саула. Текст этого псалма, с небольшими изменениями, имеется и в XXII гл. 2-й книги Царств Обширный (51 стих) семнадцатый псалом уже самым подробным своим надписанием больше других говорит о своем содержании. Это – песнь искренней, проникновенной благодарной любви к Богу, и описание тех исключительных благодеяний, какие получил Давид от Бога в многотрудной, переполненной искушениями и напастями от врагов, жизни своей. И в то же время это – легкая для понимания песнь, в которой и образы могущества, и величие Божие ясно и сильно сами говорят за себя. Однако в обрисовке подробностей борьбы Давида против врагов сказываются и лично-биографические черты его жизни, как ощутительное отличие ветхозаветных воззрений от наших новозаветных (см. ст. 33–35, 37–43, 48). Все (51) стихи 17-го псалма могут быть разделены на 7 частей. Из них наименьшая 1-я часть (ст. 2–4) представляет собой излияние горячей, осознанной, издавна нараставшей, благодарно-сыновней любви Давида к Богу – Надежде, Прибежищу и Защитнику его, о Котором он знает, что как только в трудную и опасную минуту в преследованиях призовет, хваля, Его на помощь, – то от врагов своих спасется. Болезненно воспоминает затем он во второй части (ст. 5–7), как окружали, захватывая его, болезни смертные, потоки беззакония, болезни адовы, чтобы погубить: но „к Богу моему я воззвал, и Он услышал глас мой от храма святого Своего. И дальше, в 3-й части (ст. 8–16) описывает в возвышенных образах и картинах особенные пути Божественного мироправления, те грозные знамения, в которых, как при законодательстве Синая, является на помощь Господь: и землетрясение, когда двигались основания гор, и огонь и дым, в гневе Его поднимавшиеся в высоту. Во мраке закрова Своего, взойдя на херувимов, на крыльях ветра летит Господь, рассылая стрелы молний Своих и устрашая всех раскатами грома – голоса Его. И открылись основания вселенной, явились источники водные – „от дохновения духа гнева Твоего, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий. Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иоаса, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смертью . Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя; во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой. Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова. Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев. Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей. Об исторических событиях во время служения пророка Исайи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД прор., 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец (пам. в Неделю по Рождестве Христовом, в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец; пам. зап. 29 дек.). Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи - империи, к-рая простиралась от Египта до Месопотамии. Д. царствовал 40 лет, из к-рых 7 лет и 6 месяцев - над Иудеей в Хевроне и 33 года - над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме (2 Цар 5. 4-5, 2. 11; 3 Цар 2. 11). Имя Д.- евр.  или   - встречается 1023 раза в ВЗ и 59 раз в НЗ. Оно засвидетельствовано в старовавилонском -   (нач. II тыс. до Р. Х.) и, возможно, в моавитянском -   (IX в. до Р. Х.). В надписях из архива Мари слово   употребляется в качестве титула со значением «военачальник», «главнокомандующий» или «победитель». Это обстоятельство позволило предположить, что Д.- это титул или имя, полученное при интронизации ( Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 183). Возможно, изначально собственное имя Д. было Елханан, которому в 2 Цар 21. 19 приписывается победа над Голиафом (в 1 Цар 17 его убивает Д.). Такое предположение сопряжено с рядом проблем. Во-первых, имя отца Елханана - Ягаре, а не Иессей, что, впрочем, может быть объяснено ошибкой переписчика, к-рый вместо евр.   - Иессей написал   - Ягаре, заменив на схожее по написанию  . Др. проблема связана с тем, что в соответствии с 1 Пар 20. 5 Елханан (к-рый здесь назван сыном Иаира, евр.    ) поразил не Голиафа, а его брата Лахмия. Обычно версия 1 Пар 20. 5 рассматривается как попытка гармонизации 2 разных сообщений, обнаруживаемых в 1-й и 2-й книгах Царств. Для носителей евр. языка имя Д. могло фонетически сближаться с такими словами, как  ,  , что означает «возлюбленный», «любимец». Это, вероятно, нашло отражение в том, что прор. Нафан дал 2-е имя сыну Д. от Вирсавии Соломону - Иедидиа, евр.   - «возлюбленный Господом» (2 Цар 12. 25). Библейское повествование

http://pravenc.ru/text/168470.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010