При благословении и освящении икон Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии и Своим рождеством из Нее соделавшему ее предстательницею, помощницею и молитвенницею всем верным, о благословении и освящении иконы Ее в честь и память Ее и подаянии ей силы и крепости чудотворного действия. При благословении икон святых произносится молитва о благословении образов в честь и память святых друзей Божиих, обращенная ко Господу, повелевшему в древности сотворить подобие херувимов и ныне образы и подобия святых приемлющему, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и стремились подражать житию и делам их, – Господу, создавшему человека по образу и подобию Своему, преслушанием же первозданного растленному, и вочеловечением Христа, принявшего вид раба, обновившему его (человека) и в первое достояние во святых Своих приведшему, чьи изображения мы благочестно чтим, святых, которые являются образом и подобием Божиим, а почитая святых, чтим и Бога как Первообразного. По чину освящения Креста читаются 131, 59, 98 псалмы; при освящении иконы Святой Троицы читается 66 псалом, иконы Спасителя – 88, иконы Богородицы – 44, иконы святых – 138. При освящении сосудов предписано читать псалом 22, кивота – 131, илитона – 110, священнических одежд – 132, индитии – 92, церковных сосудов – 25. После чтения псалмов произносится «Слава», и ныне», «Аллилуиа» (трижды). Затем священник кропит святой водой каждый из освящаемых предметов, говоря при этом: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея освященныя во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого) и бывает отпуст. На освящении Евангелия молитв не положено, ибо оно свято как Слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых. Для освящения срачицы на престол и опоясывания ее новою вервию особого чина не положено. Новая срачица освящается по чину освящения индитии, с тем, однако, отличием, что читается не 92 псалом «Господь воцарися, в лепоту облечеся», положенный при освящении индитии, а 131 «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его», который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Облачение престола в новую срачицу сопровождается простым опоясыванием его вервию, как указано при освящении храма священником, а не крестообразным обвязыванием, даже в том случае, если бы раньше, при архиерейском освящении храма, престол был обвит вервию крестообразно. Облачение престола в новую срачицу может совершаться только по благословению архиерея. 7. История чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Новый, ныне существующий, каменный храм до 1832 г. был однопрестольный, во имя св. Николая Чудотворца; в 1832 г. усердием прихожан, устроен правый придел, во имя Скорбящей Божией Матери. Антиминс главного престола освящен митрополитом Исидором 24-го декабря 1881 г. Антиминс придела – Никанором епископом Ревельским, сентября 19-го 1830 года. Длина храма, кроме стен и притвора, 10 саж., с притвором – 12 саж. 13 верш., ширина – 6 саж. 9 верш., высота с куполом 11 саж. В храме достопримечательна икона Николая Чудотворца древняя и особенно уважаемая, в сребропозлащенной ризе, устроенной, как видно по надписи, мая 9-го дня 1830 года, старанием священника Симеона Вашневского и деревни Городища крестьянина Константина Пахомова, с прочими прихожанами. Икона перенесена из старой церкви. На ней святитель изображен не в митре, а в скуфье. В церкви хранятся: 1) церковная опись, краткая, 1752 г., с следующим заглавием: «Ведомость, учиненная по силе присланного, ее императорского величества самодержицы всероссийския, Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвящ. Стефана, архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого, духовной консистории Обонежской пятине, в Тихвинское духовное правление, ноября 17-го дня 1752 г., указа тоя-ж Обонежской пятине николаевского Городищского погоста, церкви св. Николая Чудотворца, когда и кем та церковь построена, сколько в ней церковных вещей, святых образов и при ней церковной, по званиям, утвари». 2)      План и межевые книги на церковную землю, от 6-го сентября 1779 г., утвержденные в 1780 году. По первой межевой книге показано: пашни 24 дес. 1,324 квадр. саж., мелкого дровяного лесу, с сенокосом, 9 дес.; под поселением, огородами и гуменниками – 600 кв. саж.: под церковью и кладбищем – 196 кв. саж.; под дорогою –120; под бичевником и ручьем – 1 дес. 6 кв. саж. Итого 35 дес. 480 кв. саж., а за исключением неудобности – 33 дес. 1,964 кв. саж. По второй межевой книге, кроме вышепоказанного количества, еще значится: пашни 3 дес. 2,331 кв. саж.; лесу и сенокосу 1 дес. 1,866 кв. саж. Итого 5 дес. 1,917 кв. саж., а за исключением неудобности 5 дес. 1,797 кв. саж. В подписях планов и межевых книг читаем: «при сем межевании были... священник Трофим Васильев, дьячок Трофим Максимов, пономарь Филипп Васильев»; а далее: «к сей межевой книге Солецкого прихода священник Федор Петров, а священник погоста Городища Трофим Васильев, дьячок Трофим Максимов, пономарь Филипп Васильев, к сему плану и межевой книге, за упрямством руки не приложили». Следовательно, при генеральном межевании, здешний причт не соглашался принять данную ему землю, как неудобную. Такова эта земля и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3) Освящаемый в таинстве св. крещения и рукоположения облекается в одежды: так при пении 131 псалма, восхваляющего благочестивую ревность Давида к созиданию храма Божия, трапеза, сообразно духовному ея значению гроба и престола, облачается в священные одежды, окропленные св. водою: в нижнюю белую срачину (χιτων κατασαρχιον), образующую плащаницу, которою обвито было тело погребенного Спасителя (Мк.15:46). Начало нижней напрестольной одежды положено первоначально чувством благоговения к святости евхаристии. О срачице напрестольной в IV веке упоминает Оптат милевитский, епископ Нумидии, говоря: «кто из верных не знает, что дерево покрывается полотном, и что при совершении самых таинств можно касаться только покрова, а не дерева» 734 . Срачица троекратно опоясуется вервию (επενδυτης), знаменующею узы, в коих Господь веден был к первосвященникам Анне и Каиафе ( Ин.18:24 ), а равно и мученическое препоясание Ап. Петра ( Ин.21:7 ), и притом так, что на каждой стороне престола образуется вервию крест. Ибо крест есть и орудие, которое низвело небесного Подвигоположника во гроб и возвело на высоту небесной славы ( Фил. 2, 8–12 ). Но как трапеза знаменует и престол Бога невидимого: то возлагается на нее верхняя риза – ипдития (ενδυτον), изображающая ризы присносущной славы Богочеловека. Об украшении престола упоминает Ориген писатель III века 735 . В IV веке, по сказанию Феодорита, Константин Великий прислал в новосозданную им церковь Иерусалимскую царские покрывала для св. престола 736 . О снаряжении трапезы или престола златотканными уборами упоминает св. Иоанн Златоуст 737 . На престол, облеченный в священные одежды, при пении 92 псалма, восхваляющего Господа, облеченного величием и могуществом, возлагается антиминс (αντιμινσιον), илитоне (ειλητον обвертке), как бы в гробных пеленах 738 , или сударе (плате), которым покрыто было чело погребенного Спасителя ( Ин.20:7 ). Антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой положено было тело Христово. Употребление антиминсов, без сомнения, восприяло начало свое в первые времена Христианства. В V веке упоминает об антиминсе Исидор Пелусиот , говоря, «то снидон (σινδων или антиминс) распростирается под св. дарами, и на нем они освящаются» 739 . Название антиминс (αντς и mensa вместо престола) показывает, что он принят Церковию для свидетельства, что священнослужение во храме совершается по благословению епископа, который освятил престол, если не сам лично, то вместо престола – антиминс, а равно и для того, чтобы антиминс действительно служил вместо престола, когда, напр. гонители веры Христовой, пожар или иная опасность и надобность вынуждала перенести Богослужение на иное место 740 . Посему антиминс называется жертвенником 741 . Несмотря на крайнюю нужду, могущую заставить вынести антиминс из храма и окончить на нем Божественную литургию, этот антиминс есть неподвижный. Но древле были и ныне бывают антиминсы и подвижные 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Двойной же приплод загадочно указывает на то, что заслуживает одобрение умопредставляемое в нас с той и другой стороны, так что таковые зубы двоеплодны, рождая в душе безстрастие, а в телесной жизни благоприличие. К сему Слово последовательно присовокупляет похвалу, приличную устнам, красоту их уподобляя верви червленой, на что толкование приводит само Слово, назвав вервь красною беседою. А сие, как служением зубов красится красота в устах, обозрено уже предварительно в сказанном прежде, потому что в служении зубов, то есть в наставлении учителей говорят уста Церкви. Потому сперва зубы остригаются и омываются, перестают быть неродящими, но делаются двоеплодными, и тогда уже уста разцветают червленостию, когда вся Церковь, по согласию в добре, бывает едиными устами и единым гласом. Представление же красоты двояко. Ибо Слово не просто только вервию называет уста, но присовокупляет и вид доброцветности, так что тем и другим украшаются уста Церкви, и подобием верви и червленостию, с каждой стороны особо. Ибо Церковь подобием верви обучается единомыслию; так что вся делается единою вервию и одною цепью, свитою из разных понятий; а червленостию научается взирать на ту Кровь, которою мы избавлены, и всегда иметь в устах исповедание Искупившаго нас Кровию. Ибо тем и другим приводится в полноту благолепие во устах Церкви: и когда вера предозаряет исповедание, и когда любовь сообемлется верою. И если представление сие надлежит очертать каким–либо определением, то определим сказанное так: червленая вервь есть вера любовию поспешествуема (Гал. 5, 6), так что верою обнаруживается червленость, а любовию истолковывается вервие. Что ими украшаются уста невесты, свидетельствует Истина. Сие же: беседа твоя красна, не имеет нужды в каком–либо более подробном обозрнии или ином истолковании. Ибо Апостол предварительно объяснил, что беседа сия есть глагол веры, егоже проповедаем: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 8–10). Вот та красная беседа, которою уста Церкви, подобно червленой верви, цветут благолепно!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Двойной же приплод загадочно указывает на то, что заслуживает одобрение умопредставляемое в нас с той и другой стороны, так что таковые зубы двоеплодны, рождая в душе бесстрастие, а в телесной жизни благоприличие. К сему Слово последовательно присовокупляет похвалу, приличную устнам, красоту их уподобляя «верви червленой» , на что толкование приводит само Слово, назвав вервь красною беседою. А сие, как служением зубов красится красота в устах, обозрено уже предварительно в сказанном прежде, потому что в служении зубов, то есть в наставлении учителей говорят уста Церкви. Потому сперва зубы остригаются и омываются, перестают быть неродящими, но делаются двоеплодными, и тогда уже уста расцветают червленостию, когда вся Церковь, по согласию в добре, бывает едиными устами и единым гласом. Представление же красоты двояко. Ибо Слово не просто только «вервию» называет уста, но присовокупляет и вид доброцветности, так что тем и другим украшаются уста Церкви, и подобием верви и червленостию, с каждой стороны особо. Ибо Церковь подобием верви обучается единомыслию; так что вся делается единою вервию и одною цепью, свитою из разных понятий; а червленостию научается взирать на ту Кровь, которою мы избавлены, и всегда иметь в устах исповедание Искупившего нас Кровию. Ибо тем и другим приводится в полноту благолепие во устах Церкви: и когда вера предозаряет исповедание, и когда любовь сообъемлется верою. И если представление сие надлежит очертать каким-либо определением, то определим сказанное так: «червленая вервь» есть «вера любовию поспешествуема» (Гал. 5:6), так что верою обнаруживается червленость, а любовию истолковывается вервие. Что ими украшаются уста невесты, свидетельствует Истина. Сие же: «беседа твоя красна» , не имеет нужды в каком-либо более подробном обозрении или ином истолковании. Ибо Апостол предварительно объяснил, что беседа сия есть «глагол веры, егоже проповедаем: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:8—10). Вот та «красная беседа» , которою уста Церкви, подобно червленой верви, цветут благолепно!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

И кто может исповедати их тогда озлобление и терпение 298 , еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, во тме несветимой, от задухи земныя, понеже паром земным спершимся, велику им тесноту 299 творяще. Срачиц же пременяти нечем, и измывати не возможно бе 300 . Еще же от верхния оны худыя ризы бысть множество вшей, яко и сказати не возможно, и бысть им яко неусыпающее червие, от нихже ниже в нощи сна приемлюще 301 . Обаче же, аще и толико запрети о них земной царь, еже пищи не даяти, но небесный повеле подаяти премудрости учительницу, сиречь зело малу и скудну пищу. Вложи бо в сердце христолюбивым воином, иже подаяху им, друг друга таящеся, овогда сухарей пять, или шесть, овогда яблоко едино, или два, овогда же огурцов часть, а ино ничтоже. А когда ясти подадут, тогда пить не дают; а егда пить подадут, тогда ясти не подадут. Но и то творяху, видяще 302 превеликое страдание великих и славных людей, умилившеся сердцы и слезны душ, милость творяху малу, вервию спущающе к ним 303 . И в таковой нужи великой святая Евдокия терпеливо страда, благодарящи Бога, месяца два и пол, и представися Сентября в 11-й день. Феодора же тремя нитми во имя Единосущной Троицы пов тело любезной сестры своей и союзницы, Евдокии, и поведа воинов о преставлении ее. Воины же, по повелению начальник, извлекоша вервию тело ее. Святая же отпущаше ю со умиленными слезами, рекущи: иди любезнейший цвете, и предстани прекрасному ти жениху и возжеленному Христу! Прежде же убо представления, егда виде святая Евдокия себе изнемогшу, глагола великой Феодоре: Госпоже, мати и сестро! Аз изнемогох, и мню, яко к смерти приближихся: отпусти мя ко Владыце моему, за егоже любовь аз нужду сию возлюбих. И купно отпеша исходные песни. Егда же, по преставлении ее, извлекоша воины тело святой Евдокии, положиша просто, непогребенно и непокровено, Дóндеже повеление прииде царя то умершее тело внутрь острога в землю закопати 304 . И обвивше ю рогозиною, сотвориша тако. Се же бысть и дивно: донеле же указ с Москвы не прииде, святое оно тело повергнуто лежало 305 пять дней, и не токмо не почерне, но на всяк день светлее и белее являшеся, яко и воинам зрящим зело дивитися и глаголати: воистину сии святи суть страдальницы: се бо тело сие не токмо ничтоже смертовидно зраком не является 306 , но яко живу сущу, и веселящуся и цветущу, и день от дне паче светлеяшеся 307 пред очима нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Так как на устроенном святом престоле предлагаются нам в пищу Божественное Тело и Кровь Христовы, то, по утверждении св. трапезы, происходит омовение ее. Если и обыкновенный стол, на котором принимаем пищу, мы содержим в чистоте, то тем более должен быть омытым тот стол, на котором предлагается нам божественная пища. И, прежде всего престол омывается чистою, теплою, освященною знамением креста водою с душистым мылом, а потом окропляется и очищается соединенною с красным вином розовою водою для того, чтобы придать престолу чистоту и благовоние свойственные святыне, а вместе для изображения крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя, так как для воспоминания великой жертвы голгофской и предназначается освященный престол. Как бы в соответствие с миропомазанием, совершаемым над православными христианами после крещения, престол после омовения миропомазуется, в ознаменование осенения его благодатию Святаго Духа, и как в Таинстве Миропомазания помазуются миром различные части тела, так и при освящении храма святитель изображает миром три креста на престоле (где во время Литургии поставляется Евангелие, дискос и чаша) и на каждой стороне престола, дабы таким образом оградить эту святыню со всех сторон. По омовении и помазании святым миром, на престол возлагаются священные одежды, окропленные святою водою: нижняя белая (срачица), изображающая плащаницу, в которую при погребении обвито было пречистое тело Господа, и верхняя, богато изукрашенная, одежда (индития), изображающая божественную славу Царя небесного, на престоле почивающего. Поверх нижней одежды престол троекратно опоясывается вервию в знаменование тех уз, в которых веден был Спаситель на беззаконное судилище первосвященникам; престол обвязывается вервию так, чтобы на каждой стороне его образовался крест, как образ и страданий, и небесной славы Богочеловека. На облаченный таким образом престол возлагается в особом плате (илитоне), как бы в гробных пепенах, святой антиминс, затем крест – образ Распятого за нас, Евангелие, излагающее жизнь и спасительное учение Господа нашего, и, наконец, поставляется и св. ковчег как гроб Христов, в котором сохраняются Святые Дары для приобщения больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как бы в соответствие с миропомазанием, совершаемым над православными христианами после крещения, престол после омовения миропомазуется, в ознаменование осенения его благодатию Святого Духа, и как в таинстве миропомазания помазуются миром различные части тела, так и при освящении храма святитель изображает миром три креста на престоле (где во время литургии поставляется Евангелие, дискос и чаша) и на каждой стороне престола, дабы таким образом оградить эту святыню со всех сторон. По омовении и помазании святым миром на престол возлагаются священные одежды, окропленные святою водою: нижняя белая (срачица), изображающая плащаницу, в которую при погребении было обвито Пречистое Тело Господа, и верхняя, богато изукрашенная, одежда (индития), изображающая божественную славу Царя Небесного, на престоле почивающего. Поверх нижней одежды престол троекратно опоясывается вервию в знаменование тех уз, в которых веден был Спаситель на беззаконное судилище к первосвященникам; престол обвязывается вервию так, чтобы на каждой стороне его образовался крест, как образ и страданий, и небесной славы Богочеловека. Освящение же самого храма совершается чрез каждение, кропление святой водой и помазание миром (последнее бывает только в том случае, когда храм освящается архиереем). Происхождение, а равно и значение каждения, окропления святой водой и помазания миром стен храма то же, что и в отношении к престолу. Следующее затем по порядку действие есть возжжение самим архиереем свечи и поставление ее на горнем месте возле престола, что Симеон Солунский объясняет так: иерарх возжигает светильник с елеем своими руками и поставляет его при освященной трапезе в честь ее, потому что она есть истинный жертвенник Христов и образует всю Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую этот свет всему миру. Далее следует крестный ход со святыми мощами (при освящении без архиерея - с антиминсом) вокруг храма с пением тропарей в честь мучеников. По окончании крестного хода архиерей пред западными дверями возглашает: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возглáсом: «Благословен Бог наш...», затем читается: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды), и при освящении каждого рода вещей – особый псалом. Так, при освящении сосудов – псалом 22-й, кивота – 131-й, илитона – 110-й, священнических одежд – 132-й, индитии – 92-й, сосудов церковных – 25-й, иконы Святой Троицы – 66-й, Спасителя – 88-й, Богородицы – 44-й, святых – 138-й. После псалма или нескольких псалмов, как при освящении Креста – 131-го, 59-го и 98-го – произносится: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), и священник при каждом освящении читает особую молитву и другую молитву, тайно при главопреклонении всех. Затем кропит святой водой сосуды или одежды, или иконы, произнося: «Освящается (название предмета)... сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого). Затем бывает отпуст. На освящение Евангелия молитв не положено, ибо оно свято как слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых. Для освящения срачицы на престол и обвития ее новою вервию не при освящении храма особого чина не положено. Срачица освящается по чину, который положен при освящении индитии, но с тем отличием, что при освящении срачицы не читается псалом 92-й: «Господь воцарися, в лéпоту облечéся...», положенный в чине освящения индитии, а псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его», который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Обвитие престола вервию после облачения его в новую срачицу совершается просто опоясыванием, как указано при освящении храма священником, хотя бы прежде при освящении храма архиереем престол был обвит крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме достойны примечания: 1) крест с мощами и с другими священными предметами, каковы напр. Камень Гроба Господня, древо неопалимой купины; внизу надпись 1778 или 1772 года; 2) икона Спасителя на горнем месте; имя художника обозначено так: «А. Гейдеман 1854 года». Ее привез из Петербурга и пожертвовал помещик Нестор Васильевич Чебыкин в 1859 году. Протоиерей Андреевского собора (в Петербурге) А. Камчатов рассматривал ее по приказанию Викария Петербургской епархии и дал такой отзыв, в репорте от 27 то января 1859 года: «образ написан на заданную академией художеств тему: придите ко мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Тема очень хорошо выяснена в написании этого образа и, вообще, образ написан очень искусно; мысль евангельская осуществлена ясно и живо, так что всякий верный и без дальнейшего образования, легко может сознавать ее своим умом и, сознавая, переводить ее в сердце, и чрез то более и более утверждаться в вере и обретать в ней утешение». Из документов церковных сохранились: 1) пять планов, с межевыми книгами. Один план, в копии, выдан из межевой канцелярии в 1784 году 8-го июля; два плана подлинные, в 1843 г. на два поля; межевые к ним книги выданы 1784 г., в копии, из межевой канцелярии; четвертый план, на пустошь Блохино, 1846 года мая 22 дня; пятый – на пустошь Раковно, 1846 г. августа 30; два последние плана также выданы из межевой канцелярии; 2) межевая книга на «здворочную» землю, в копии, 1784 г. июня 4; 3) выписка приказной палаты Новаграда, выданная 7192 года на пустоши Вязово, Чорную, Раковну и Блохино, следующая: «По указу Великих Государей, Царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея великия и малые России и белыя самодержцев, боярин и воевода князь Федор Семенович Урусов, дьяки: Василий Мануилов, Семен Дядкин велели Водцкия пятины, Димитриевского Городенского погоста, церкви Покрова Пресвятой Богородицы, да великомученика Димитрия Солунского, попу Михею Максимову, на церковные земли того Димитриевского Городенского погоста, буде спору нет, с писцовых книг дать выпись, для того в нынешнем во 192 году бил челом...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010