Вход Господень в Иерусалим. Икона. Мастер С.Ф. Вердников. 1840 г. (СОКМ) Богослужение в дни перед Рождеством Христовым и Богоявлением частично уподобляется богослужению перед Пасхой: за неск. дней до праздника начинают петь трипеснцы на повечериях (по аналогии с трипеснцами на утренях и повечериях Страстной седмицы), накануне утром совершается последование Царских часов, составленное по образцу часов Великой пятницы. Вечерня в этот день совершается в соединении с литургией свт. Василия Великого: после входа с Евангелием читают 8 (на Рождество) или 13 (на Богоявление) паремий, затем - малая ектения, Трисвятое, Апостол и Евангелие и проч. последование литургии. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, окончания вечерни и утрени с 1-м часом: после славословия на повечерии совершается выход в притвор на литию с пением стихир праздника, затем поются стихиры на стиховне и совершается та часть последования вечерни, к-рая не была совершена ранее и к-рая вместе с литургией переходит в утреню, как обычно бывает при совершении всенощного бдения. При совпадении навечерия этих праздников с субботой или воскресеньем Царские часы совершаются в пятницу, литургии в пятницу не бывает, в день навечерия службы проходят в обычном порядке: литургия свт. Иоанна Златоуста, вечерня - уже после литургии; всенощное бдение совершается так же, как и в др. дни, но литургия в день праздника - свт. Василия Великого. Г. п. имеют предпразднства (обычно 1 день, Рождество и Богоявление - 5 дней и 4 дня соответственно). Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства, тем не менее песнопения Лазаревой субботы, предваряющей праздник, готовят к нему, поэтому можно сказать, что Лазарева суббота является как бы предпразднством, хотя формальных особенностей предпразднства эта суббота не имеет. Г. п. могут иметь попразднства в течение 1-8 дней, не считая дня самого праздника, это зависит от значения праздника и от близости др. праздников. Количество дней в попразднстве Сретения Господня зависит от близости Великого поста (см. Типикон. [Т. 1.] С. 483-484); при совпадении Сретения с сыропустной неделей попразднства не бывает. Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет лишь нек-рые черты попразднства в богослужении вечерни накануне понедельника (это можно сравнить с отданием праздника Обновления храма - см.: Типикон. [Т. 2.] С. 1098). В течение неск. дней попразднства на литургии поочередно выпеваются песни утреннего канона (или канонов) праздника на блаженнах. Вечером в день праздника (т. е. накануне 1-го дня попразднства) совершается великая вечерня с входом и пением великого прокимна; если праздник приходится на субботу, на вечерне поется обычный прокимен    , а великий прокимен произносится на вечерне накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, у к-рого нет прокимна на вечерне.

http://pravenc.ru/text/166339.html

– в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; – в храме святого: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства. Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые (накануне праздника читаются два рядовых чтения: данного дня и грядущего под зачало) и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого. б) в период попразднства «Блаженны» на 8: 2 рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября) или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября). Если один из святых имеет «Блаженны», то читаются рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь канона святого на 4 (например, 27 декабря). Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый»). По входе: – в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В день предпразднства 20 нояб. совершается служба с «Бог Господь» , последование В. соединяется с последованиями святых этого дня. Студийско-Алексиевский Типикон под 20 нояб. не упоминает памяти святых, однако при описании службы отмечено соединение последования В. с последованием «дневного святого». В др. Типиконах указаны памяти прп. Григория Декаполита и свт. Прокла, но служба В. соединяется только с последованием прп. Григория (то же и в студийских Минеях XI-XII вв.). Лишь в Евергетидском Типиконе приводится соединение последований В. и обоих святых и не указаны песнопения Октоиха (вероятно, по причине избытка последований). Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) В день В. совершаются праздничные вечерня (со входом и 3 паремиями) и утреня; на утрене после кафизмы или праздничных антифонов - 1-й степенный антифон 4-го гласа (      ), прокимен и Евангелие Богородицы; на литургии - служба Богородицы. Поются только песнопения праздника. В дни попразднства последование В. соединяется с последованием «дневного святого», канон утрени тот же, что и в день праздника, часть стихир заимствуется из последования 21 нояб., часть - особые (попразднства). Распределение стихир, седальнов и канонов по дням и в дни праздничного цикла отмечается в разных студийских Типиконах, хотя все они основываются на одном корпусе песнопений. В каждый из 3 дней праздника (20-22 нояб.) Студийско-Алексиевский Типикон приводит по особому тропарю: 20 нояб. тропарь 1-го гласа «Правьдьнику плодъ Иоакима и Анны приносить ся Богу» (в наст. время седален 21 нояб.); 21 нояб.- тропарь тот же, что и в Типиконе Великой ц., и в позднейших богослужебных книгах; 22 нояб.- тропарь 4-го гласа «Въспитенеи въ цьркви въ святая святымъ» (в совр. книгах не употребляется). По Евергетидскому и Мессинскому Типиконам в дни попразднства поется тот же тропарь, что и в 1-й день праздника. Различные студийские Типиконы по-разному излагают особенности службы В., что в основном связано с особенностями той или иной редакции Студийского устава: 1) по Студийско-Алексиевскому Типикону на вечерне накануне праздника поется 1-я слава 1-й кафизмы «Блажен муж» , по Евергетидскому и Мессинскому вечернее стихословие отменяется; 2) по Евергетидскому Типикону после вечерни совершается паннихис (παννυχς - особая ночная служба), на к-рой поются каноны дня и праздника (4-го гласа, творение Иосифа; этот канон в др.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Иногда, вместо песни Богородице: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу», поется ирмос 9-й песни утреннего канона с праздничным припевом, иногда же один ирмос 9-й песни. И этот ирмос один или вместе с припевом называется «задостойником» («за» – «вместо» – Достойно). В последовании Типикона на 8-е сентября сказано: «вместо Достойно» поем ирмос: «Чужде матерем», и до отдания, с припевом праздника (См. эти припевы в 50-й гл. Типикона и Ирмологионе). «Сице поем во вся праздники Владычны и Богородичны» (именно двунадесятые), т. е. поем в попразднства и до отдания праздников. Дни, в которые поется, вместо «Достойно», ирмос 9-й песни или ирмос с припевом, суть те же, в которые они поются на утрени по 9-й песни канона (См. выше). Различие пения на утрени и литургии, во 1-х, в том что на утрени припев и ирмос, заменяют собою песнь «Честнейшую» только в самый праздник и отдание его. В дни же попразднства поется «Честнейшая» (Тип., гл. 20). На литургии же припев и ирмос заменяют «Честнейшую», кроме дня праздника и отдания его еще в дни попразднства. Во 2-х, в том, что в великие Богородичные праздники, случившиеся в воскресение, на утрени по 9 песни поем не ирмос, а Честнейшую. И на литургии этого дня поется ирмос, или с припевом ирмос (Тип., послед. 25 марта, аще в Неделю). На литургии св. Василия В. поется задостойник – Богородичен: «О Тебе радуется Благодатная всякая тварь» 698 . Он указан, во 1-х, в Недели (воскресения) Великого поста 1-ю, 2-ю, З-ю, 4-ю и 5-ю, если в них не случится Благовещения (тогда вместо него поется ирмос 9-й песни канона с припевом), во 2-х, в день памяти св. Василия Великого , 1-го января, в 3-х, на литургии св. Василия Великого , совершаемой накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. Если же литургия св. Василия Великого совершается в самый праздник, то поется на ней задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона праздника (Тип., 24 дек. зри – и 6 генваря, зри и в особ. кн. Служба Рожд. Хр.). В великий четверток на литургии св. Василия Великого поется ирмос 9-й песни: «Странствия (странноприимства – ξενας – Мф.25:35 . Рим.16:23 ) Владычня», а в Великую субботу поется ирмос 9-й песни: «Не рыдай мене, Мати». В Неделю Ваий на литургии Златоуста «Бог Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

§3.4. Малый отпуст Все рассмотренные отпусты, как было сказано выше, произносятся на вечерне, на утрене и на литургии. А на так называемых часовых службах (то есть на повечерии, полунощнице и после 1-го часа, если перед ним произносился отпуст утрени) в течение всего года произносится малый отпуст: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот отпуст на воскрес­ном всенощном бдении после 1-го часа, а также на пасхальном часе и на всех часовых службах периода попразднства Святой Пасхи начинается словами «Воскресый из мертвых...». Следует заметить, что «Воскресый из мертвых…» – единственная вводная фраза, допустимая на малом отпусте; на Господские двунадесятые праздники и в периоды их попразднства малый отпуст произносится без вводной фразы. §4. Отпусты в период Великого поста В Великом посту на полунощнице полагается обычный малый отпуст. Также малый отпуст полагается всегда на малом повечерии. На великом повечерии же малый отпуст бывает только во все пятницы Святой Четыредесятницы вечером и накануне полиелейного праздника (см. Типикон, 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных»). Во всех остальных случаях в седмичные дни Великого поста отпустом великого повечерия служит молитва «Владыко Многомилостиве...», во время которой все молящиеся становятся на колени («нам же на землю приклоньшымся»; см. Типикон, глава 49-я, понедельник 1-й седмицы, «О часе девятом»). После 1-го часа, который следует непосредственно за утреней, полагается отпуст вседневной утрени, как он изложен в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...». Этот же отпуст произносится на изобразительных в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. После вечерни, если она совершается без литургии Преждеосвященных Даров, отпуст полагается также обычный вседневный, как он дан в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...», но с добавлением молитвенного призывания святого наступающего дня, то есть того, которому пелись стихиры на «Господи, воззвах…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

17. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона. Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская» . В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня праздника вечером) совершается служба Погребения Божией Матери (А) . В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б) . А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа. Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению . Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери. ...Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-30/

Характерной особенностью отдания праздника, по сравнению с остальными днями попразднства, является то, что поется служба только праздника. Со службой отдания может соединяться только служба такого святого, которому положено бдение, или полиелей, или славословие. Служба же дневного святого будничного переносится на день раньше, накануне отдания. В день отдания праздника не совершается всенощное бдение, не бывает на вечерни входа и чтения паремий, а на утрени — полиелея, величания и Евангелия, но на 9–ой песни, вместо « Честнейшую» поются припевы праздника, «яко же на самый праздник», и утреня заканчивается « Великим славословием». На литургии не бывает праздничных антифонов, но поется прокимен, аллилуарий и причастен праздник. В отдание только Богородичных праздников читается еще праздничный Апостол и Евангелие. Рассмотрим особенности празднования великих праздников в том порядке, как они следуют в Типиконе, начиная с сентября месяца, который является первым месяцем церковно–богослужебного года. 2. Месяцеслов Сентябрь 8–го сентября — Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день празднуется рождение Пресвятой Девы Марии от свв. праведных Иоакима и Анны в галилейском г. Назарете. Св. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а св. Анна из архиерейского рода Ааронова. Дева Мария дарована была им в глубокой старости, после усиленных молитв их о разрешении неплодства Анны. Имя Мария в переводе с еврейского языка на русский значит: «высокая», «превосходящая» или «госпожа». Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы имеет день предпразднства и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября. 14–го сентября — Bceмiphoe воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Этот праздник совершается в воспоминание двух событий: 1. Обретения животворящего креста Господня св. праведной царицей Еленой, матерью имп. Константина Великого, в 326 г. в Иерусалиме и 2. возвращения его от персов в 628 г. при греческом имп. Ираклии, после того, как в 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил храм Воскресения и вместе с другими сокровищами похитил крест Господень.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В Месяцеслове довольно много богослужебных дней, не отмеченных никаким знаком (например, 2, 10, 27 сентября и другие). В Уставе такие службы святым называются «святыми без знака» или «малыми» святыми. Обычно в чинопоследованиях служб этим святым в Минее находятся только 3 стихиры на «Господи, воззвах…», тропарь и канон на утрене. В дни памяти святых без знака, как и в дни памяти шестеричных святых, в седмичные дни совершается вседневное богослужение, состоящее из вседневной вечерни, малого повечерия, вседневной полунощницы, вседневной утрени, обычных часов и литургии. §6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и т.д.). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 406 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: – в храме Господском: тропарь храма (в среду и пятницу тропарь храма опускается), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

354 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание на этот счет содержится в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и, следовательно, поется дневной прокимен. 355 На практике, если читается только одна кафизма, можно прочитать седальны следующим образом: седален праздника по 1-й кафизме; «Слава, и ныне» – седален праздника по 2-й кафизме. 356 Иногда Устав назначает петь на Блаженнах сразу две рядовые песни канона праздника, при этом иногда в таких случаях поются Блаженны на 6 (см., например, 23 ноября, 28 декабря), а иногда – на 8 (например, 10, сентября). 357 Такой входной стих поется на практике, хотя по Уставу следует петь вседневный входный стих («Приидите поклонимся... во святых дивен Сый...»). 358 На основании последования 15 сентября порядок пения тропарей и кондаков в данном случае может быть другим: тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого, кондак праздника (предпразднства), кондак 1-го святого, «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак храма. 359 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание имеется в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и следовательно, поется дневной прокимен. 360 Накануне самого праздника (в предпразднство) и накануне праздников бденным святым в попразднстве за Божественной Литургией читаются два рядовых Апостола и Евангелия – настоящего дня и грядущего дня под зачало (например, 5 августа). 361 Иногда имеет место отступление от этого правила. В частности, если праздник Богородицы или святого случается в воскресенье, то воскресные песнопения соединяются с песнопениями праздника, (см., например, Типикон, 8 сентября: «аще случится в неделю...»). 362 В этих случаях в Типиконе имеется следующее указание: «Аще изволит настоятель, творим бдение» (см., например, Типикон, 8 ноября, 17 января и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но в этот праздник, подобно как в праздник Господень, положены: 1) на литургии на Малом Входе – входной стих, как в двунадесятый Господень праздник. После входного стиха поется тропарь и кондак праздника. Но в этот день не положены праздничные антифоны, а указаны Изобразительны с Блаженными. 2) После служб положен особый отпуст (см. Служебн.). Если праздник Сретения случится в Недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше» и 50-го псалма не положено пение: «Покаяния отверзи ми двери», а следует стихира праздника. Но положенное в эти Недели пение: «На реках Вавилонских», не отменяется (Тип., 2 февр., аще в Неделю). В праздник Сретения в Неделю (воскресение), обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песне канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Тип.) Па утрени катавасия. «Сушу глубородителыную землю» поется начиная с дня, по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Тип. гл. 19). От отдания Сретения до 1-го августа поется (кроме Недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия: «Отверзу уста моя» (там же). Праздник Сретения имеет один день предпразднства (1-е феврали) и семь дней попразднства. Отдани Сретения празднуется 9-го февраля. При этом должно знать, во 1-х, о мясопустной субботе, что если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших поется или в субботу мимошедшую (т. е. пред Неделей блудного сына), или в четверток мясопустный (Тип., 2-го февр.). Но если суббота мясопустная будет в предпразднство или попразднство или отдание Сретения, то служба за усопших не переносится на другой день. Во 2-х, о дне предпразднства должно заметить, что если он случится в субботу мясопустную, а праздник – в Неделю мясопустную, то предпразднство празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднство бывает в пяток мясопустный (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010