См., напр., предпразднство Рождества Богородицы. Типик., л. 47 на обор., и попразднство Воздвижения креста Господня, Типик., л. 60 на обор. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, при этом будет еще какой-нибудь праздник (только не святого, а) напр. Обновления храма (предпраздн. Воздвиж. креста) – 13 сент. Типик., л. 55 Нерукотворен, образа (попраздн. Успения пр. Богородицы) – 16 авг. Типик., л. 287. Глава 7 Глава 8 Накануне после малой вечерни отправляется всенощное бдение. На всенощном бдении. По предначинательном псалме и великой ектении стихословится вся первая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах: Воскресны 3. При шестеричном и полиелейном святом Воскресны 3. Воскресны 3. Восточна 1. Восточна 1. Праздника 3. Предпразднства или попразднства Воскресны 3. Обновления 3. Образа 4. (праздничные того дня рядовые) 3. Праздника 3. Бреста (писанные на стиховне) 3 Слава – Образа. Святого из Минеи 3. Святого 4. Слава – Обновления. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Слава – святого. Слава – святого. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Если Славы святого нет, то Слава – предпразднства или попразднства. Примеч. В предпразднство Рождества пр. Богородицы при шестеричном святом указано так, как в предыдущей графе И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Прокимен дня. После прокимна при полиелейном святом чтения, т. е. паремии святого, с обыкновенными возглашениями. После прокимна чтения, т. е. паремии, Обновления 3, с обыкновенными возглашениями Паремии Образа. Ектения: Рцем вся... Сподоби. Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем и т. д. На литии: Напр., в предпразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Воздвижения креста Господня. Стихира храма. Рядовые вечерние стихиры на стиховне Праздника. Литийные стихиры святого, если он полиелейный. Слава – святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднства же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящаго креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга: Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре., л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в Неделю (воскресение), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника. Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1). В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й Седмицы по Пасхе). После отпуста на вечернях: малой, вседневной и великой (не на бдении) поется «Многолетие» (Тип.. гл. 1, 7 и др.), молитва Господу о многолетней жизни Государя Императора и всего царствующего дома, Св. Правит. Синода, местного преосв. митрополита или епископа и всех православных христиан. Повечерие Повечерие (Α=πδειπνο») бывает великое 402 и малое. В составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из трех частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. П О В е Ч е P И Е Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, Совершается, кроме если в самые эти дни или накануне их во – вторник и седмичных дней четверток, не случится Сретения Господня (2-е февраля) или Великого поста и храмового праздника (храм. глав. 28): в великом посту – на указанных здесь во все те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на дни года. вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой страстной седмицы). В соединении с утреней совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни великого поста и не следующие за праздником (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часть II. О богослужении во дни пения Триоди Постной. Отдел первый о богослужении приготовительных к Великому посту дней Главы 1–9 о богослужении приготовительных к Великому посту недель (воскресных дней) Глава 1. Богослужение недель: 1) Мытаря и Фарисея. 2) Блуднаго сына. 3) Мясопустной. 4) Сыропустной. Глава 2. С попразднством Богоявления Господня (11–13 января). Глава 3. С отданием Богоявления Господня (14 января). Глава 4. С праздником Трех святителей (30 января). Глава 5. С предпразднеством Сретения Господня (1 февраля). Глава 6. С праздником Сретения Господня (2 февраля). Глава 7. С попразднством Сретения Господня. Глава 8. С отданием Сретения Господня. Глава 9. С праздником Обретения главы Предтечи (24 февраля). Пред всенощным бдением накануне недель Мытаря и Фарисея, Блуднаго сына. Мясопустной в Сыропустной поется малая вечерня, предваряемая 9-м часом. Так же. Так же. Так же. Так же. Так же. Так же. Так же. Так же. На великой вечерни, с которой начинается всенощное бдение: Слава святей... Аминь. Приидите поклонимся.., 3. Пс. Благослови, душе моя, Господа... с припевом: Благославен еси, Господи. И каждение. Ектения: Миром Господу помолимся... Возгл.: Яко подобает тебе... Аминь. Стихословие всей 1-й кафизмы. После 1 ант. малая ектения и возгл.: Яко твоя держава... Аминь. После 2 ант. малая ектения и возгл.: Яко благ и человекол... Аминь. После 3 ант. малая ектения и возгл.: Яко ты еси Бог наш... Аминь. Господи, воззвах... во глас Октоиха попеременно на оба лика, – и каждение. Стихиры на Господи, воззвах. Порядок богослужения такой же, какой показан в 1-й графе; особенности в изменяемых его частях следующие: Порядок богослужения такой же, какой показан в 1-й графе; особенности в изменяемых его частях следующие: Порядок богослужения такой же, какой показан в 1-й графе; особенности в изменяемых его частях следующие: Порядок богослужения такой же, какой показан в 1-й графе; особенности в изменяемых его частях следующие: Порядок богослужения такой же, какой показан в 1-й графе; особенности в изменяемых его частях следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

18. Суббота. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица» . Прп. Иоанна Рыльского. Служба мчч. Флора и Лавра не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», в соединении со службой попразднства Успения (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалась бденная служба Погребения Божией Матери, то кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Приидите, воспоем, людие...» , «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Давидскую песнь...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает об икосе мучеников: «Красная двоице...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 184 об.) этот икос также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестное Твое успение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-31/

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

пришлось бы петь канон пр. Богородицы и недельного святаго: в остальные дни до четверга включительно один канон пр. Богородицы. В тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение, – если следовать указанию Триоди Постной относительно канона на повечерии 4 недели, – могло бы быть такое распределение канонов: в понедельник – пр. Богородицы и 14 (предполагая, что он находится на очереди); во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. Если же следовать указанию Типикона относительно канона во вторник 5 седм., то такое: в понедельник – пр. Богородицы и недельного святаго; во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. На 6 седм. возможны следующие случаи и перемены в канонах: 1) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона; малое повечерие в самый праздник до четверга, включительно также без канона. 2) Если в Лазареву субботу случится предпразднство Благовещения, то служба его поется в четверток 6 седм. (Тип., л. 202 на об.). Канон четвергового святаго должен быть пропет на повечерии в среду. 3) Если в Лазареву субботу, а равно в нед. Ваий или в один из дней Страстной или Светлой седмиц случится отдание Благовещения, то на повечерии мимошедших дней 6 седмицы поются стихиры и канон попразднства и Архангела (Тип., л. 220). В пяток 6 седм., или седм. Ваий, на повечерии положено петь канон Андрея Критского : Песнь победную поим вси Богу... (Типик., послед. в пят. седм. Ваий, л. 331 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 364). В неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмицы „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, Великого понедельника, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 335 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 385 на об.). Во св. и Вел. понедельник „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 336 на об. Чит. его в Тр. Постн.. л. 395 на об.). Во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

329 на об. 572 Общеупотребительные начальные молитвы в начале вечерни в данном случае надобно читать потому, что с неё, а не с 9 часа начинается богослужение. 575 Здесь (т.-е. в 5 мр. гл. 1 февр.) нет тропаря и кондака храма Христова и Богородицы потому, что их заменяют тропарь и кондак предпразднства. Нет тропаря и кондака дневного святаго потому, что служба его (мученика Трифона) „поется на повечерии или егда настоятель разсудит“. Наконец, нет тропаря и кондака храма святаго. На отсутствие последних надобно смотреть как на недомолвку, потому что во дни памяти святых они отменяются только тогда, когда случится святой, имущий бдение; но служба отцев не есть бденная, при том же в 11 мр. гл. 2 февр. прямо указаны. 576 На малой вечерни полагаются паремия дня и прокимен: Да уповает израиль на Господа... со стихом. 577 Но если праздник Сретения будет ранее Сырной субботы и случится не в неделю; то припевы праздника. 578 Если Сретение было в понедельник и накануне его совершено всенощное бдение, то кафизмы нет и накануне вторника. 579 Так сказано в 5 мр. гл. 2 февр. Но здесь недомолвка; должно быть так: тропарь св. Симеона. Слава, и ныне – праздника. 581 В начале 10 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 176 на об., о богослужении среды Сырной седм, (равно и пятка), когда она бывает днем попразднства Сретения Господня, замечено вообще: „поклонов несть, точию по конце коегождо часа по 3 великие поклона“; в продолжении же этой главы великие поклоны назначаются на различных службах среды, но ни на одной не более трех. 582 Если Сретение Господне было в Сырный вторник, то в среду накануне четв. на повечерии читается вторичный трипеснец (5 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 174). 583 Кроме того, и во дни попразднств, как и предпразднств, по уставу 9 гл. Типикона, после 3 и 6 песни на катавасию поется ирмос последнего канона, если в этих песнях нет трипеснцев. Но в Сырную субботу, если случится попразднство, катавасия праздника. 584 По 20 гл. Типик., л. 27 на об., „в попразднствах“ господских и богородичных праздников пред 9 песнью поется Честнейшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Писания есть древнейший обычай. 557 Об ектении пред седальнами в Типиконе не упоминается; но на основании общего устава о малой ектении после кафизм, в данном случае она должна быть после 2 рядовой кафизмы с возгласом: Яко благ и человеколюбец...; после же первой, за которой следует седален Триоди, её не может быть. 558 Хотя 2 мр. гл. 30 января, Тишик., л. 167, не содержит в себе указаний на то, что на 9 песни надобно петь положенные 30 января, Тип., л. 165 на об., припевы Богородицы и святителей, тем не менее пение последних (т.-е. святительских припевов нельзя признать неуместным. Что же касается 9 песни трипеснцев, то ее можно петь с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Ср. 12 мр. гл. 25 марта: „аще случится Благовещение пр. Богородицы в великий понедельник“ (Тип., л. 210). 559 О каноне для повечерия накануне тех дней, на которые перенесена служба Трех святителей, чит. ниже (ч. 2, гл. 31). 561 Если Сретение Господне придется в Сырный пяток, то в среду (накануне четверга) читаются канон и трипеснец пятка. 562 Кроме того, как в этом случае, так и других подобных, на основании указаний 9 гл. Типикона, после 3 и 6 песни на катавасию поется ирмос последнего канона, если в этих песнях нет трипеснца. 563 По 20 гл. Типикона, л. 27 на об., „в предпразднствах“ господских и богородичных праздников пред 9 песнию поется Честнейшая. 564 Так как в тропаре и кондаке предпразднства Сретения упоминается о лице Христа Спасителя и Божией Матери; то они делают излишними тропарь и кондак храма Христова и Богородицы, если их храм. 566 В 5 мр. гл. 1 февр. Тип., л. 170, указаны именно три великие поклона и на вечерни, и на повечерии (накануне среды и пятка Сырной седмицы при предпразднстве Сретения), и на утрени, и на часах (в среду и пяток), т.-е. столько, сколько Типикон, как увидим ниже, назначает в постные дни св. Четыред. накануне праздников и в самые праздники; но не 16, каковое количество на всех означенных службах в среду и пяток Сырной седм. назначила 49 гл. Тип. на тот случай, если в сии дни не будет ни праздника, ни предпразднства, ни попразднства (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рубрики Коллекции 18 великих православных праздников. Инфографика 1 мин., 31.01.2020 Поделиться Великими называются наиболее значимые церковные праздники. К великим праздникам относятся Пасха, двунадесятые праздники (12 важнейших праздников после Пасхи), а также великие недвунадесятые праздники. Тематически праздники делятся на Господские ( посвященные Господу Иисусу Христу ), Богородичные и дни памяти святых. По литургическому принципу внутри годового круга праздники делятся на непереходящие (всегда приходятся на определенное число месяца) и переходящие (дата их празднования зависит от дня празднования Пасхи). Как правило, двунадесятые праздники и Пасха имеют предпразднство (по одному дню, кроме Рождества Христова, которое имеет 5 днеи предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Предпразднства нет у Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы), попразднство (от 1 до 8 днеи) и отдание. Кроме того, некоторые господские праздники предваряются и заключаются особыми субботами и воскресными днями. Накануне обязательно совершается Всенощное бдение. Условные обозначения Двунадесятые Недвунадесятые Господские Дни памяти святых Богородичные Переходящие Светлое Христово Воскресение. ПАСХА   Скачать и распечатать: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/18-velikih-pravoslavnyih-...

В Пюхтицком ставропигиальном монастыре состоялась закладка храма святителя Алексия Московского и великомученицы Варвары 30 августа 2016 г. 19:37 29 августа 2016 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, в  Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре состоялась закладка нового храма в честь святителя Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Варвары. Молебное пение на закладке совершили председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии   архиепископ Верейский Евгений и епископ Нарвский и Причудский Лазарь в сослужении монастырского священника игумена Самуила (Караска), а также настоятелей Раквереской Рождества Богородицы церкви протоиерея Александра Лебедева и Йыхвиской Богоявленской церкви протоиерея Андрея Суслова. Во время молебна в основание храма был вложен четырехугольный камень, капсула с памятной грамотой об основании церкви и святыми мощами священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Сергия Раквереского. Рядом с новым каменным храмом будет возведено здание богадельни. В торжествах приняли участие благотворители обители, представители власти, архитектор-планировщик, ответственные за постройку лица, настоятельница монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами и многочисленные богомольцы. Накануне, 28 августа, торжества по случаю престольного праздника и 125-летия основания обители возглавил   митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Пюхтицкий монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4600021.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010