В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Итак, Тот, кто «обитал с нами» – это миротворческий Разум, некогда создавший вселенную. Греческий термин Logos означает не только «слово», но и «разум», «закон». Это Слово отличается от Бога: «Слово было Бог» – но при этом «Слово было у Бога». В монотеистическом контексте, каковым, несомненно, является Евангелие, это различие может быть осмысленно только как обнаружение тайны Троического бытия Бога. Нет никакого сущностного зазора между Отцом и Сыном. Не было такого времени, когда Сына, Слова не было. И слово Божие и Дух Божий совечны Отцу. Отец – абсолютный источник бытия Сына и Духа. Но Сыну и Духу передается вся полнота Отческого бытия, без малейшего изъяна. Так три личности оказываются обладателями одной и той же абсолютной Божественной природы. Апостолом Иоанном Бог называется любовью («Бог есть любовь» См. Ин.4:8 ). Эта любовь прежде всего осуществляется во внутренних отношениях Отца, Сына и Духа, то есть в Троице. Слово как Единородный (единственный) Сын Отца рожден до сотворения мира. Более того, сам мир получил свое бытие через Него. Но вот когда настает «полнота времен», когда человечество уже подготовлено к принятию истинного учения о Боге, когда лучшие из язычников уже устали от игрищ с божествами и духами, а лучшие из иудеев поняли, что даже самое тщательное исполнение предписаний закона не может наполнить бесконечную жажду человеческого сердца – тогда Слово стало плотью. Тогда Сын рождается еще раз. Если первый раз Он родился от Небесного Отца (без матери), то второй раз Он рождается от матери (без земного отца). Две природы во Христе можно назвать «разновременными» (eterohronoi). Извечно Он был Богом, и лишь в определенный момент времени стал еще и человеком. Его личность остается единственной и той же самой, Его Божественная природа (а, значит, и совокупность всех тех качеств, которые можно приписать Божественному Абсолюту) сохраняется неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Но так как человек своей волей мог бы повернуть на любой путь, Бог поставил эту благодать, которую Он дал, в условность с первого дня от двух вещей: а именно, закона и места. Он поместил их в Его собственном раю и дал им единственное запрещение. Если бы они хранили благодать и соблюдали очарование своей первоначальной невиновности, то жизнь в раю должна была принадлежать им без горя, боли или забот, и в конце концов это гарантировало бессмертие в небесах. Но если бы они впали в заблуждение и стали порочными, откинув свое прекрасное первородство, тогда они поработились бы согласно естественному закону смерти и перестали бы жить в раю, но, умирая вне его, продолжали бы жить в смерти и в тлении. Так Священное Писание сообщает нам заповедь Божию: " От каждого дерева, которое находится в саду, ты конечно будешь есть, но от дерева знания добра и зла ты не должен есть, ибо в день, в который ты вкусишь от него, ты обязательно умрешь. " " Ты обязательно умрешь " и люди не только умирают, но и остаются в состоянии смерти и тления. (4) Вы можете удивляться, задаваясь вопросом: " Почему мы обсуждаем происхождение людей, когда мы намереваемся говорить о том, что Слово стало Человеком? " Первый предмет близок ко второму по этой причине: наша вина заставила Слово снизойти, наше преступление вызвало Его любовь к нам так, чтобы Он поспешил помочь нам и явился среди нас. Мы - причина Его принятия человеческого обличия и для нашего спасения в Своей великой любви Он был и рожден и явился в человеческом теле. Ибо Бог сотворил человека так (то есть как воплощенный дух) и хотел, чтобы он остался в нетлении. Но люди, обратившись от взора на Бога ко злу их собственных изъявлений и пришли неизбежно в рабство закону смерти. Вместо пребывания в состоянии, в котором Бог создал их, они вошли в процесс полного развращения и смерть захватила их полностью под свою власть. Ибо преступление заповеди заставило их обратиться обратно к своей природе, и как в начале они пришли из небытия, так и теперь они на пути возвращения через тление снова к небытию. Существование и любовь Слова дали им бытие, а значит неизбежно, что когда они потеряли знание Бога, то они потеряли и жизнь с ним. Ибо только Бог один сущий, а злое не есть бытие, но отрицание и антитеза добра. По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего; но он носит также подобие Того, Кто есть Сущий, и если человек сохраняет это подобие через постоянное взирание на Него, то тогда его природа освободится от власти смерти и он останется нетленным. Это подтверждается в Мудрости:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/57/h...

Ты не пожалел одного сына и теперь будешь иметь их безчисленное множество, потому что Я сделал тебя отцом многих народов. Вот что сделал Бог. Мы же все, возлюбленные, последуя в любви к Богу примеру праотца нашего Авраама, вере в Бога не будем предпочитать никаких временных благ, ни отечества, ни племени, ни богатства, ни славы, ни любимого ребенка, хотя бы он был даже единственным, — чтобы, сделавшись по вере чадами праотца Авраама, нам упокоиться в недрах его вместе с Исааком, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На слова Авраама, гласящие: «положи руку твою под стегно мое» (Быт. 24:2); и о различных мучениках. (В беседе идет речь собственно о еретиках). 1. Вместе с вами, христолюбивые, я удивлялся тому, как новые дела евангельской благодати предвозвещаются ветхим заветом; вместе с вами я просвещал свой ум исследованием апостольской гармонии, звучащей в пророческих голосах. Признаю полученную от того пользу, чтобы воспользоваться и наградой. Удивительные и таинственные дела раскрываются в ветхом завете: Авраам требует клятвы над стегном, и действительно, клятва совершается над стегном, а Творец неба и земли является свидетелем ее. В самом деле, положи , говорит (праотец), руку твою под стегно мое и поклянись мне Богом, сотворившим небо и землю (Быт. 24:7). Здесь возникает вопрос. Если семенем называется Тот, Кто имел процвести от чресл Иакова, согласно словам: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его (Быт. 49:10), то какое же отношение имеет к Спасителю настоящая клятва? Так как Исаак уже был рожден, значит, и семя уже вышло, и когда произносилась клятва, тогда не могло уже быть и речи о семени Авраама. Авраам, действительно, имел в себе спасительное семя, о чем говорит Павел: Аврааму даны были обетования и семени его ; приводя эти слова и объясняя их, он говорит в послании к Галатам: не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Галат.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Благотворя тем, кто ненавидят Христа, они лучше наставляют их безрассудство не чрез пролитие крови, а чрез слова учения, чтобы нечестивцы, оставив пустое суеверие, не только во Христа уверовали, но еще и до самой смерти старались бороться ради Hero изо всех сил, и, без сомнения, молитвами и моленьями они вымаливали у Господа душ спасение тех, кто часто и непрерывно злословит Тело Церкви. Потому воспитанные примером Истинного Учителя, они не отвечают бранью на брань, когда их влачат на страдание, не ропщут, когда их бьют плетьми, хранят молчание, когда им угрожают. единственно порицая то, что наносит оскорбление Богу и что обрушивается с бранью на Его Величие, внушающее трепет, то есть осуждая кощунственное пророчествование этого весьма непостоянного и пропащего человечишки, который, без сомнения, хорошо вооруженный духом дьявольским, дерзнул поставить себя на место пророков и причислить себя к святым проповедникам, как равный Богу проповедник Евангелия. И когда почти по всему миру распространилась евангельская истина, свет веры Христианской не укрылся от сознания людей, ибо по всей земле прошел голос ее, и открыли ее уже дому Давидову, и воды крещения пребыли в Иерусалиме для омовения грешника и кровоточивой, в особенности на востоке, где Таинство Воплощения Христова совершилось по особому воздействию, там также был рожден и воспитан и, не знаю, каким безумием поражен и этот весьма преступный пророк. И когда в мире уже сияли светочи [веры], он не побоялся опрометчиво предать себя в эту вот сеть погибели и не пришел в ужас от того, что неблагочестиво стал губителем столь многих душ, как написано: Клевещущие уста убивают душу ( Прем.1:11 ). О нем некогда возвестил пророк Захария, говоря: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать» ( Зах.13:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем» (9). «Не любящий брата пребывает в смерти» (14). Как могут называться братьями христиане, если они, хотя однажды, не были включены чрез крещение в христианскую общину? Далее. «Вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей» (15). «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает (μνι) в Нем, и Он в том». «А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам» (24). «Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» ( 2Ин.9 ). Скажем теперь несколько слов о практическом применении учения ап. Иоанна, заключающегося в текстах: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден». В том-то и заключается первоисточник нашей жизни, нашей силы, нашей победы, что наша сила не от нас самих, но получена нами через новое рождение от Бога; рождение, которым новая надмирная жизнь, отличная от мира и миру неведомая, сообщена душе, и человек через посредство благодати становится сыном Божиим. Признаки этого рождения: любовь ко Христу, любовь к ближним, как членам Христа, любовь к Богу, проявляющаяся исполнением заповедей Его. Любовь есть признак нашего рождения от Бога, ибо Бог есть любовь. Сын подобен Отцу. Следовательно, тот, кто чадо Божие, должен походить на Своего Отца. Как может быть Сыном Божиим тот, кто не имеет в себе того, что есть Бог – любви? Итак, рожденный от Бога должен иметь любовь к Богу; любящий Отца должен любить Сына, рожденного Им, любящий Сына должен любить также и членов Его, как чад Божиих о Христе. Большею частью это так и есть, по благости Божией. Крещением Господь влагает в нас новое жизненное начало, которое, если мы дозволим ему действовать, по мере возрастания нашего, наполняет все существо наше, проникает всю нашу душу, преобразует наше земное естество в свое божественное естество, соделывает нас друзьями Бога, согражданами ангелов, священниками – царями. Но при этом невольно возникает вопрос: чему должны мы приписать факт, что человек крещенный ведет жизнь человека, не познавшего Бога? Баптист смело отвечает, что это потому, что Бог не дал человеку благодати; но мы уже видели, насколько этот ответ основателен. Единственно правильный ответ на этот вопрос тот, который дается учением православной церкви, а именно, что такой человек отпал от благодати по своей собственной вине, не удержал семени и не продолжал жить в благодати Божией, забыл, что в таинстве крещения он был очищен от грехов ( Гал.5:4 ; 1Ин, посл., гл. 3, 9–15; Рим.11:22 ). Во всяком случае баптисты, отвергающие возрождение крещением и отождествляющие его с обращением, не найдут оправдание своего взгляда в учении ап. Иоанна. Обращение, как мы уже говорили, ограничивается переменой взглядов и чувств человека по отношению ко Христу, между тем как новое рождение, по учению ап. Иоанна, есть абсолютная свобода от греха и любовь к ближним, что совсем не вяжется с учением баптистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, истинный Бог, Который воплотился и стал Человеком, не перестав быть Богом. О Своем Богосыновстве Господь Сам свидетельствует в Евангелии. Когда иудейский первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил: «Я» ( Мк 14:61–62 ). В Священном Писании Иисус Христос часто именуется Сыном Божиим ( Мф 8:29; 14:33; 26:63; 27:43 , 54Мк 15:39), иногда просто Сыном ( Мф 11:27 ; 17:5Лк 10:22), Отроком Божиим ( Мф 12:18 ). В то же время Он именуется Сыном Человеческим ( Мф 8:20; 9:6; 10:23; 11:19; 12:8,40; 13:37,41 ), Сыном Давидовым ( Мф 9:27; 12:23 ; 15:22Мк 10:46–48). Иисус Христос — Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он рожден вне времени от Отца, по человечеству — в конкретный момент времени от Пречистой Девы Марии. Хотя Сын Божий и родился по плоти, Он — «сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин 3:13 ). Иисус Христос Сам свидетельствует о том, что Он есть Бог. Господь Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин 8:58 ); «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ). Тайна единства между Отцом и Сыном непостижима для человеческого разума, поэтому Сын Божий призывает людей принять ее верой: «Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Обращаясь к Богу Отцу, Сын Божий говорит: «И все Мое Твое, и Твое Мое» ( Ин 17:10 ); «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин 17:5 ). Только через Сына возможно познать Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф 11:27 ). И только Сын Божий может открыть путь к Богу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ( Ин 14:6,7 ), ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 ). В Евангелии Господь Иисус Христос именуется Единородным Сыном Божиим ( Ин 1:18; 3:16,18 ; 1Ин 4:9 ), то есть единственным рожденным от Бога Отца. Сын Божий обладает такими же Божественными свойствами, как и Бог Отец. Сын, как и Отец, может воскрешать людей: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин 5:21 ). Сын имеет жизнь в Самом Себе: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин 5:26 ). Сыну подобает такая же честь, как и Отцу: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин 5:23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

И не удивительно. Главная задача, напр. пифагорейской школы состояла не столько в умственном развитии, сколько в нравственном образовании характера; не смотря на то, единственным предметов изысканий этой школы была внешняя природа. В результате оставался все тот же неразрешимый вопрос: что есть истина? Искренне стремившийся к добродетельной жизни философ прежде всего должен был сознаться в своем незнании. Все эти мучительные вопросы, которые выстрадал, конечно, и Иустин философ , легко были решены христианством. Христианин уже не знает всех этих дробных вопросов: „кто любит брата, тот пребывает во свете“ 71 , всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него“ 72 . Теперь мы переходим к рассмотрению вероучения Иустина, чтобы видеть, как оно относится к языческой философии. Первым вопросом, к решению которого нам теперь должно приступить, естественно – в виду той общей точки зрения, которую мы установили на характер философского направления Иустина до принятия им христианства – будет вопрос о взгляде самого Иустина на сущность христианства и именно в его противоположности язычеству, при чем, конечно, мы прежде всего будем иметь в виду апологии Иустина. Естественно ожидать, что при таком открытом, как при посредстве подаваемых императорам, язычникам – философам, апологий, знакомстве языческого мира с христианством, – ревностнейший искатель и смелый проповедник истины Иустин укажет этому миру, чем превосходит его философию и религию эта единственно истинная, твердая и полезная философия. Иустин философ считает своей обязанностью представить на рассмотрение всех христианскую жизнь и учение 73 , принятое ими от учителя Христа 74 . Учение христиан, прежде всего, не безбожное 75 ; хотя они безбожники по отношению к мнимым богам; но они не безбожники по отношению к Богу истиннейшему, Отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей и чистому от всякого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но поскольку мы не можем достичь этого во всей полноте, и дух говорящего не может проявиться полностью, отсюда возникает возможность лжи. А Бог Отец и пожелал, и смог истинно открыть Себя духам, стремящимся к [Его] познанию, и для того, чтобы открыть Себя Самого, родил То, что есть Он Сам, [то есть Слово] Которое называется также Его Силой и Премудростью (см. 1 Кор 1:24), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно (Прем 8:1) 6. Но поскольку Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: Господь создал Меня в начале путей Своих (Притч 8:22) В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: Вкусите их и вы будете, как боги (Быт 3:5)), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-7), чтобы Слово, чрез Которое все начало быть, в начале путей Его было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть Единородный, Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть Первородный, Он соизволил называть братьями (ср. Лк 8:21) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Св. Павел говорит так: " Так как мир своей мудростью не познал Бога в Его мудрости, то Бог посчитал нужным через простоту проповеданной вести спасти верующих " . Люди обратились от взирания на Бога в вышине и искали Его в противоположном направлении, внизу, среди сотворенного и чувственности. Наш Спаситель, Слово Божие, в Его великой любви взял на Себя тело и жил как Человек среди людей, отвечал их чувствам, если можно так выразиться, отчасти. Он стал Сам объектом для чувств, так, чтобы те, кто искал Бога в ощущениях, могли бы вкусить Отца через дела, которые Он, Слово Божие, делал в теле. Человек, рассуждая данными ему способами, может найти истину в разумном мире. Но были ли они поражены величием творения? Они видели это, признавая Христа Господом. Их умы были склонны расценивать людей как богов? Уникальность дел Спасителя выделяла Его, Одного из людей, как Сына Божьего. Были ли они увлечены в сторону злыми духами? Они были влекомы Господом и познали, что Слово Божие есть единственный Бог и что злые духи не боги вообще. Были ли они склонны к некоему геройскому поклонению и культу мертвых? Но факт того, что Спаситель воскрес из мертвых показал им насколько ложны другие божества и что Слово Отца является единственным истинным Господом, даже Господом смерти. Для этого Он был рожден и явился как Человек и для этого Он умер и воскрес, чтобы превзойти Своими делами все другие человеческие дела. Он может обратить людей от всех путей заблуждения к познанию Отца. Как Сам говорит: " Я пришел взыскать и спасти потерянное. " (16) Когда умы людей пали наконец до уровня земной чувственности, Слово явилось в теле, чтобы Он, как Человек, мог сосредоточить их чувства на Себе и убедить их через Его человеческие дела, что Он Сам не только человек, но также и Бог, Слово и Мудрость истинного Бога. Это Павел хочет сообщить нам в словах: " Чтобы вы, укрепленные и утвержденные в любви, стали бы сильны, чтобы познать со всеми святыми что есть длина и широта и высота и глубина и познать любовь Божию, которая превосходит понимание, так, чтобы вы исполнились всею полнотой Божией " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/57/h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010