Как следствие этого стремления возник т. н. «неохалкидонизм» – богословское направление, которое стремилось защитить Халкидонский орос и томос свт. Льва Великого , толкуя их в духе богословия свт. Кирилла Александрийского . Крупнейшим богословом этого направления был сам Юстиниан. Чтобы отнять у монофизитов повод к обвинению халкидонитов в скрытом несторианстве и тем самым восстановить мир в Церкви, он вел обширную богословскую работу. Начал ее Юстиниан еще до восшествия на престол с защиты и распространения т. н. «теопасхитской формулы» («один из Троицы пострадал», т. е. ипостась Логоса претерпела страдания по человеческой природе, оставаясь бесстрастной в отношении Своего Божественного естества). Согласно этой формуле, Логос был единственным субъектом всех действий Христа, в том числе и совершаемых по плоти. Хотя подобные выражения были весьма распространены в святоотеческих творениях, в эпоху Юстининана впервые «теопасхитское»учение начала активно проповедовать прибывшая в Константинополь в 518 г. группа монахов из Скифии; с их точки зрения, эта формула устраняла возможность криптонесторианской интерпретации постановлений Халкидонского Собора, подчеркивая единство воплощенного Логоса. Богословие Юстиниана и скифских монахов нельзя назвать отвлеченным. В действительности оно оберегало самое сердце христианского благовестия: «Тот, Кто есть Жизнь вечная, Премудрость и Сила Отчая, был рожден по плоти от Жены, запеленат и лежал в колыбели; Жизнь вечная, Премудрость и Сила Отчая пострадала, была распята на кресте и умерла по плоти» 2 . Христианство немыслимо без «теопасхитского» учения и шире – самого понятия о communictio idiomatum, «общении свойств», согласно которому все, что сказывается о каждой из природ Христа, относится к одной ипостаси воплощенного Логоса. И именно защита этого принципа была основным двигателем всех богословских начинаний Юстиниана. Окончательно «теопасхитское» учение было утверждено в двух императорских декретах от 533 г., утвержденных всеми главенствующими престолами Православной Церкви, в том числе и Римом. Противники формулы «Един от Троицы пострадал», константинопольские монахи-акимиты (считавшиеся до сих пор самыми строгими приверженцами Халкидона) были анафематствованы лично папой Иоанном II как несторианствующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Что же это такое - быть матерью? " — мучительно раздумывала Ева. Чувство материнства было как бы знакомо ей. Где-то она переживала уже нечто подобное, какой-то уголочек ее существа был сроднен с ним... Но где? Когда? Ева отвела глаза от Каина и взглянула на мужа. И припомнились Еве его ласки и чувство, однажды пережитое ею в объятиях Адама! Теперь оно вернулось к ней странным вопросом: " А может быть, и этого человека родила на белый свет я? " У колыбели Каина ответить на него Ева не смогла. Как и многие Евины дочери, усвоившие от нее материнскую любовь-нежность к своим мужьям... И все-таки праматери будет дан ответ на этот вопрос! Она была единственной на земле женщиной, доподлинно знавшей, что из сынов человеческих нет (и не будет!) ни единого, кто бы не был рожден ею, Евою, к греху и смерти. Даже безгрешного Праведника будет ждать на земле страдание и смерть, поскольку Он не избегнет чрева одной из ее дочерей. О Своем Спасителе Ева раздумывала часто: " А может быть, это будет рождение как у истинного Сына Божия, а не роды как у всех сынов человеческих? " На этом мысль Евы успокаивалась, поскольку она твердо знала, что роды - это начало жизни, ведущей лишь к смерти, а рождение — это только для вечности, только для Бога. " Самое простое и естественное дело в мире, — думала Ева,— это рождение сына от отца или сотворение сына отцом. А вот когда его рожает жена... " С недоумением останавливалась мысль Евы перед этим вселенским событием. Она чуяла здесь какую-то страшную трагедию, но уразуметь ее не могла. …Со стесненным сердцем, в предчувствии будущей, не ясной для матери муки замерла Ева над своим первенцем. Новый человек родился в мир маленьким и слабым. Это было дитя. С удивлением Адам и Ева смотрели на жизнь самого необыкновенного творения их Отца. Детство явилась перед ними как тайна, которую надо было разгадать. И вот стал расти прекрасный первенец Адама, невиданный цветок Вселенной, человеческое дитя! Звезды и зори, все стихии мира прислушивались к его плачу и крикам радости. Прелестные бабочки на своих узорчатых крыльях уносили куда-то ввысь его первые разумные слова. Сын человеческий встал на ножки, и шелковая травка целовала его розовые пяточки.

http://zavet.ru/book/sokolova08.htm

Иисус разговаривал на арамейском языке – на языке Талмуда, ведь Он родился в еврейской семье и соблюдал все заповеди Танаха. Родословная Его семьи восходила к царю Давиду. Как же мы можем отказываться от этого?! Он был рожден в еврейском городе Вифлееме. Все местные названия: Иерусалим, Назарет – еврейские. Зачем превращать эту страну в исламскую, арабскую, палестинскую? Надоело все время сдерживаться, чтобы не спровоцировать конфликт в то время, как другая сторона все время стремится у тебя отобрать все. Единственное, что еще остается нетронутым, – это наши религия и вера. Их, впрочем, когда-нибудь тоже попытаются отобрать. Но до тех пор, пока рядом с нами рядом существуют евреи, этого не произойдет, потому что судьба христианства развивается вместе с судьбой еврейского народа. Фото: Father Gabriel Naddaf/Facebook Если что-нибудь произойдет здесь с евреями, то разве нас оставят в покое? С чего вдруг?! В Сирии есть евреи? В Ираке есть евреи? Все евреи бежали оттуда. Я в свое время сказал это местным христианам. Господь поможет мне донести до них эту правду, и посмотрим, что будет. А Господь поможет. Так и произошло. Я призвал местных христиан идти в армию, чтобы охранять покой этой страны вместе с евреями, друзами, черкесами, бедуинами. С представителями всех слоев израильского общества, которые служат в армии. Сейчас очень важен вопрос об интеграции в израильское общество и о поиске корней. Конечно же, не все, но большинство местных христиан, если начнут искать, обнаружат у себя арамейские корни. В настоящий момент нам удалось вернуть само название арамеев как народа и официально утвердить это решение: бывший министр внутренних дел Израиля Гидон Саар официально признал существование арамейского народа. Таким образом произошло исправление существовавшей столетиями несправедливости. Мы уже 4 года продолжаем проводить это решение в жизнь. – Это решение уже в силе? С какого времени можно записываться в документах Министерства внутренних дел как арамей? – С 2014 года. Бюрократические проволочки усложняют этот процесс. Порой необходимо обратиться в суд и получить официальное разрешение, которое впоследствии доводится до сведения Министерства внутренних дел. Необходимо предоставить доказательства о происхождении родителей и семьи. Это до сих пор сложно и требует времени, но тот, кто созрел в осознании своего решения и действительно дорожит своим происхождением, будет настойчив и преодолеет все трудности. В настоящее время в суде рассматриваются десятки прошений.

http://pravmir.ru/kto-veruet-nichego-ne-...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Который знает, что нам нужно и подает нужное нам прежде, чем мы попросим об этом ( Мф.6:1,4,6,8,14,15,18,26,32 ). Вместе же с этим, подобно тому как Сам в Своем обращении по человечеству к Богу называл Его Отцом ( Мф.11:25 ; Ин.20:17 ) и всем людям дал Он даже заповедь молиться не иначе, как так: «Отче наш, иже ecu на небесех...» ( Мф.6:9 ). Все это естественно должно было утверждать в умах последователей Христовых идею отчества, которое они должны были мыслить в Боге, как одно из существеннейших Его свойств. Конечно, это свойство, под которым требовалось мыслить Бога, как Отца всех людей, означало собой одни только внешние отеческие отношения Божии к людям, но, тем не менее, оно пролагало собой путь к представлению о том возвышеннейшем и внутреннейшем ипостасном отчестве Божием, которое изображал Христос, уча о Боге не только как об Отце всех в нравственном смысле, но и как об Отце но естеству, родившем и имеющем от вечности Своего единородного Сына, каковым был Он Сам. Еще в малолетнем возрасте Христос, Сын но плоти матери Марии, мнимому своему отцу Иосифу сделал неясное указание на то, что у Него есть иной Отец, Которого они должны были знать. «Что яко искасте Мене,– говорил Он им,– не весте ли, яко в тех, я же Отца Моего, достоит быти Ми» ( Лк.2:49 ). Кто этот Отец, на это Он уже прямо и ясно указал Никодиму, говоря: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси... Тако возлюби, Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия» ( Ин.3:13,16–18 ). Из этих слов Спасителя совершенно ясно, что Бог прежде чем послал в мир, имел совместно пребывающего с Ним на небе Сына, что этот Сын Ему единосущен, потому что из Его существа один и единственным образом рожден и что наконец, будучи послан в мир и явившись здесь, Он не перестал быть тем же единородным Сыном Божиим, в Которого, поэтому, для спасения своего все должны веровать, а кто не уверует, тот должен быть осужден за то, что не уверовал во имя единородного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Но единственное, в чем мы можем быть уверены, что, где бы человек ни был рожден, в какой стране, с каким цветом кожи, на каком бы языке ни разговаривали его родители и какие бы представления о мире они не имели, всякий человек рожден ко спасению. Любого человека, рожденного как в Новой Гвинее, так и в Нью-Йорке, в семье миллиардера или в обычной семье, ищет Господь, чтобы спасти его бессмертную душу; чтобы она встретилась с Ним в этой жизни; чтобы при выборе между добром и злом человек оказался способным по велению своей совести выбрать добро; чтобы естественный закон Божий, который Господь вложил в каждого из нас, как совесть, как призыв к Богоподобию и христианству даже в нехристианине, был осуществлен до самого конца. Каждый человек сотворен Богом, как богоподражательная личность, как сын. Поэтому Тиртулиан, древний учитель Церкви, так и говорит, — душа по природе своей христианка. То есть всякий человек, где бы и когда бы он ни родился, всегда рождается, прежде всего, как христианин, чтобы стать христианином и в Боге познать своего отца. Нет для Бога никого, кто был бы Ему чужд. Это надо знать каждому из нас, потому что в этом заключается промысел Божий о мире. В послании к Римлянам (2, 13-16) апостол Павел пишет, что даже язычники могут исполнить закон Божий, не зная его, хотя сама религиозная система, которую они исповедуют, может обманывать и уводить далеко от спасения. Закон Божий написан в сердце каждого человека, — это его совесть, путеводитель ко Христу. Когда человек, для которого совесть стала главным Законом Жизни, слышит о Христе, происходит настоящая встреча. Как бы низко человек не пал, даже на самом дне тяжких человеческих изуверств, существует выбор между добром и злом. Он есть всегда. Церковь учит, что Господь до ада сошел, когда искал погибшего Адама. В песнопениях страстной седмицы поется: На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снишел еси ищай. До таких глубин человеческого зла, в такие глубины ада спустился Господь, что ад был исчерпан схождением Христовым.

http://pravmir.ru/vlasten-li-chelovek-na...

Подчиненные исполнители, непосредственно реализовывавшие приказ о распятии, вряд ли думали своей головой (им приказали, и они делают). И вряд ли вообще всерьез интересовались, Кто перед ними. Римский воин Лонгин-сотник – редкое, хотя не единственное исключение. Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он» (Лк, 19, 3), и мы знаем, каковы были плоды такой мотивации. А мы ищем «видеть Иисуса, Кто Он»? Или нам это, как Иуде, не особо интересно? Женщины, успевшие полюбить Его при жизни до распятия, первыми бегут ко Гробу, несмотря на сильный страх и реальную опасность. Потому что им важен был Он, Он Сам. Невозможно полюбить того, кого не знаешь, они смогли познать Его. Потом Петр, ранее исповедавший Иисуса Сыном Бога (Мф, 16, 16), побежит к этому месту, потому что ему тоже важен Он Сам. И Иисус после Воскресения, приготовив на берегу Тивериадского моря завтрак ученикам, спросит Петра только об одном, о самом главном – не об его отречении и не о его грехах – спросит трижды: «Любишь ли ты Меня?» (Ин, 21). А любить невозможно, не зная. У Иуды не было самого главного – знания Того, с Кем он так долго ходил вместе, и, соответственно, любви к Нему. Потому что трудно себе представить, что можно познать Христа и после этого Его не полюбить. Любовь и знание очень тесно связаны. Как говорит ап. Иоанн: «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1-е Ин, 4, 7). «Когда грешница приносила миро,/тогда ученик сговаривался с беззаконниками./Одна радовалась, тратя миро драгоценное,/другой же спешил продать Бесценного./Та Владыку познавала,/а этот от Владыки отдалялся./Та свободу получала,/а Иуда становился рабом врага./Страшное дело – небрежение,/великое – покаяние:/даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас,/и спаси нас» (стихира утрени Великой Среды). Мария «Владыку познавала» и через это получала освобождение, а Иуда отдалялся от Владыки и «становился рабом врага». Это очень важная закономерность. Мы получаем свободу через познание Бога и приближение к Нему, в близких отношениях с Ним. Верно и обратное – отдаляясь от Него, мы теряем свободу, возвращаемся в рабство.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

В существе Божием Василий Великий не допускает никакого разделения. Оно свидетельствовало бы о сложности Божества. Напротив, Василий настаивает на простоте и неделимости существа Божия, как Всесовершенного. Насколько осторожен был Василий относительно допущения представления о трех самостоятельных божествах, видно из того, что он не допускает даже употребления понятия числа по отношению к Божеству. Понятие числа связывается с понятием количества, а последнее ведет за собою представление об ограниченном существе. Поэтому мы можем мыслить естество Божие единым не по числу, но единым в смысле единственности, единичности Всесовершенного существа, как и Писание называет Бога единым в противовес языческому многобожию 6 . Учение Василия о единичности Божественной сущности при троичности Ипостасей ясно видно из его учения об отношении Ипостасей к Божественному существу и между собою. Ипостасные свойства – Отца – нерожденность, безначальность бытия, Сына – рожденность и Св. Духа – святыня – служат к тому, чтобы мы неслитно различали в Божестве три ипостаси. Субстанциально между этими ипостасями нет никакого различия. Все они безраздельно обладают одной и той же Божественной сущностью. По ипостасным свойствам Сын и Дух имеют своим началом, источником своего бытия – ипостась Отца 7 . Однако происхождение Сына и Духа от Отца не вносит разделения в Божественное существо. О рождении Сына Василий ясно говорит, что оно не привнесло умножения или разделения Божественной сущности: «Сын от Отца, не повелением произведен, но рожден из естества; не отделился от Отца, но совершенный воссиял от пребывающего совершенным» 8 . Об исхождении Духа Василий говорит, что оно совершилось «неизреченно» 9 . Доказательством нераздельности Божественного естества при троичности ипостасей, по учению Василия, служит отсутствие между ними пространства и времени. Никакое пространство не разделяет Лиц Св. Троицы в их Божественном существе. Нет между Ними и никакого постороннего промежуточного предмета, так что Лица Божественной Троицы не могут быть представлены одно без других. Подобно тому, как взяв цепь за ее один конец, мы вместе притягиваем промежуточные звенья и другой конец цепи, так «кто представил в уме Отца, тот представил и Его в Нем самом, и вместе объял мыслью Сына. А кто имеет в мысли Сына, тот не отделяет от Сына и Духа» 10 . Как ни трудно представить сосуществование в едином Божием существе трех Ипостасей, однако можно и в естественных явлениях найти подобие и как бы тень этой истины. Наблюдая радугу в облаках, мы видим в ней различные цвета, которые не отделяются один от другого и незаметно переходят один в другой. Так и во Св. Троице «при общей сущности в каждом лице сияют отличительные свойства» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Не испытывать, а благоговеть должны мы пред Божественным Промыслом и Его сокровенными и неиспытанными судьбами. Впрочем, то, что открыто нам о сем в Священном Писании , как относящееся к вечной жизни, нам должно с благоразумием исследовать, и наравне с первыми понятиями о Боге принимать, за несомненное. Член 6 Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также Божественный Предтеча, и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть. Член 7 Веруем, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос истощил Себя Самого, то есть, восприял на Себя в собственной Ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святого Духа, и вочеловечился; что Он рожден без скорби и болезни Матери Его по плоти, и без нарушения Ее девства, – страдал, погребен, воскрес в славе в третий день по писаниям, восшел на небеса, и сидит одесную Бога Отца, и паки приидет, как мы ожидаем, судить живых и мертвых. Член 8 Веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех, собственною кровию сделался примирением человека с Богом, и пребывает попечительным Защитником своих последователей и умилостивлением за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но поскольку мы не можем достичь этого во всей полноте, и дух говорящего не может проявиться полностью, отсюда возникает возможность лжи. А Бог Отец и пожелал, и смог истинно открыть Себя духам, стремящимся к [Его] познанию, и для того, чтобы открыть Себя Самого, родил То, что есть Он Сам, [то есть Слово] Которое называется также Его Силой и Премудростью (см. 1 Кор 1:24), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно (Прем 8:1) 6. Но поскольку Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: Господь создал Меня в начале путей Своих (Притч 8:22) В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: Вкусите их и вы будете, как боги (Быт 3:5)), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-7), чтобы Слово, чрез Которое все начало быть, в начале путей Его было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть Единородный, Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть Первородный, Он соизволил называть братьями (ср. Лк 8:21) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010