3 . Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвых. Чтобы кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких-либо дивных приключений с собой, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле, апостол резко определяет: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ). Одна каждому смерть, стало быть, одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок этой жизни» спеши им пользоваться во спасение свое, не ожидай другой подобной жизни. Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобой, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую» смерть, тот антихристов... Я счел долгом сказать вам это, братия и отцы, в предостережение: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор. 11, 3 ). «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4, 14 ). «Будьте тверды, непоколебимы» ( 1Кор. 15, 58 ). «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор. 16, 13 ). И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь. Святитель Феофан Затворник ( 113, 717 ) . «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2, 1 ). Вера имеет основание в книгах, от Бога нам преданных, и они в себе содержат правило веры. Правило от единого Бога. Ибо никто из смертных не может знать, что есть истинное добро и что есть настоящее зло, если сам Бог того не откроет. Он один есть Истина, и Он один знает истину. Человеческие рассуждения слабы, мудрований много, но основательности мало. И чем более люди мудрствуют, тем более себя запутывают и расстраивают. Одни почитают добрым то, другие другое. Одни от добра, как от зла, отвращаются, а другие и за злом, как за добром, устремляются. В этой слабости и бедности помочь нам мог только Бог. Поэтому Он и благоволил открыть нам правило добра и зла своим законом. Об этой нашей немощи в определении добра и зла свидетельствует апостол: «Не... способны помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» ( 2Кор. 3, 5 ). И так правило есть от одного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

На Тайной Вечере Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Здесь Господь имеет ввиду некое органическое единение человека – образа Божия – со своим Прообразом, о чем говорит и только что сказанная Им притча о Нем, как о животворящей Лозе и об учениках, как о ее живых ветвях ( Ин. 15 ). Об этом же единении говорят и заключительные слова Его Первосвященнической молитвы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» ( Ин. 17:21–23 ). На языке Церкви богопознание означает отнюдь не теоретическое богословствование, а именно органическое единение с Богом в лице Христа-Богочеловека. Это единение таинственно. Поэтому слова вкусить от дерева познания добра и зла означает воспринять в свою душу смешение добра и зла, то есть жить так, чтобы и добро и зло можно было осуществлять по мере надобности, подобно тому, как змея меняет позы своего гибкого тела. Эту форму, как увидим далее, и предложил змий душе человека. Только так поняв особенности древнееврейского мышления и языка и переведя смысл слов вкусить и познать на наш язык, мы сможем уяснить, что кроется за этими двумя словами в Заповеди Бога, в чем заключалась тайна запрещения вкушения от дерева познания добра и зла. Человеку, сотворенному по образу и подобию Божию, предназначено вкушать только от дерева жизни, то есть вкушать – воспринимать в свою душу ту программу, которую Творец предлагал ему свободно и добровольно осуществить в своей жизни на Земле, будучи образом и подобием Бога небесного. Что касается упомянутого нами текста из Евангелия от Иоанна, написанного не на еврейском, а на древнегреческом языке, то надо полагать, что Господь, говоря с учениками на родном и для них, и для Него языке, несомненно употребил то слово, которое было им понятно. Святой Апостол Иоанн писал свое Евангелие по-гречески, так как предназначал его не для иудеев, а для вступающих в Церковь эллинов. И поэтому в его тексте можно найти многое, что для евреев звучало как парадокс. Христианская церковь понимает богопознание, как органическое единение человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Если бы Бог автоматически пресекал любые проявления зла в человеческой природе, Он должен был бы лишить людей свободной воли. Это превратило бы их в марионеток, а человеческое сообщество – в кукольный театр. Бог ожидает от человека, что он на каждом этапе своей жизни будет последовательно делать выбор в пользу добра – не по принуждению, а по собственной свободной воле. Зло всегда противно Богу, но Бог не всегда пресекает зло, уважая свободу людей и их право на выбор – то право, которым Он Сам наделил их. В то же время, ни одно злое дело не остается без последствий, и если человек совершил грех и не раскаялся, он непременно понесет наказание – либо в настоящей жизни, либо в будущей. В Ветхом Завете Бог говорит о Себе: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания» ( Исх.34:6–7 ). Бог всё знает; от Него ничто не сокрыто; будущее Он видит как настоящее. Это, однако, не означает, что всё в жизни человека заранее предопределено. Христианство не верит в предопределение, рок, судьбу. Бог заранее знает все дела человека – и добрые, и злые. Но это не означает, что, стоя перед выбором между добром и злом, человек предопределен к тому или другому: выбор зависит от его свободной воли. Из сочетания воли Божией, направленной только на добро, и воли человека, в которой добро и зло часто переплетаются, складывается в конечном итоге судьба каждого человека. При этом Бог заботится обо всех, и даже людей, сознательно вставших на путь зла, Он не оставляет Своим Промыслом. Последствия грехопадения Последствием непослушания и грехопадения первых людей стало изгнание их из рая ( Быт.3:24 ). С тех пор и по сей день люди пребывают не в том состоянии, в каком они были созданы Богом, но в ином – в состоянии грехопадения. Из-за непослушания Богу первых людей в мир вошло зло, и перед каждым человеком теперь открыты два пути: добра и зла. На путь добра чело-

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо благость, сменяющая гнев, показывает и доверие Моисея Богу, и то, что Божественной природе чужд порок гнева. 1.3. В то же время в этих словах заключена тайна, которая исполнится в будущих веках по обещанию Бога произвести другой народ после того, как этот будет отвержен. Ибо Он говорит: «Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» ( Чис.14:12 ). Эта угроза – не гнев, но пророчество. Ибо должно будет принять другой Народ, то есть людей из народов, но не через Моисея, потому что Моисей устранился, так как знал, что этот обещанный великий народ будет призван не через него, но через Иисуса Христа, и наречен он будет народом не моисеевым, но христианским. И поэтому Моисей многократно просит за этот народ. И Господь определяет меру наказания умеренно (ср. Чис.14:13 и далее) и говорит, что все, кто вышли из Египта «и искушали Меня» и упорствовали в неверии, «в пустыне сей падут» (ср. Чис.14:29 ; 1Кор.10:5 ) и, как сказано, «не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их, только детям их, которые здесь со Мною» (ср. Чис.14:23 ), «и не знают ныне ни добра, ни зла» (ср. Втор.1:39 ), «им дам землю» (ср. Чис.14:23 ). Возможно, еще более глубокая тайна сокрыта в словах Господа, когда Он говорит: «Только детям их, которые здесь со Мною». Где «здесь»? В каком смысле «они со Мною»? 1.4. Мы, между тем, говорим, что отцы наши суть те прежние люди, а мы – «дети их». А так как они согрешили, то были отвергнуты и пали; но вместо них восстали мы, их дети, «которые не знают ныне ни добра, ни зла». Ибо мы – «из язычников» (ср. Рим.9:24 ) и не знаем ни добра, идущего от Бога, ни зла, происходящего от греха. Но если мы преуспеем на месте отвергнутых, то устрашимся совершить подобное великое падение, прислушаемся к предостережению Павла, сказавшего: «Видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются» ( Рим.11:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А кто на самом деле совершен, – хотя бы даже в той степени совершенства, которое возможно для человеческой природы, – тот отмечен богоподобием. Истреблены все, закутанные в серебро. LXX: Истреблены все возвеличившиеся серебром. – Те, которые полагаются на богатства, и имеют такое достояние, что считают себя как бы закутанными и огражденными своим богатством, или – согласно LXX, – те, которые были возвеличены гордостию и презирали бедного, будут уничтожены в день пришествия гнева Божия. Вместе с тем обрати внимание на то, что он не сказал: Погибнут те, которые возвеличились серебром; но уже теперь, прежде чем на них пришел день наказания, они низвержены и погибли от того именно, что гордятся и всегда думают о своих богатствах и служат им. Я думаю, что тот, кто поймет сказанное, уже не будет столь сильно желать тех богатств, в которых не погибнут только, а уже погибли возвеличившиеся [ими]. Не должно также думать и того, что погибнут только те, которые возвеличились серебром, но соответственно указанному разъяснению погибнет и тот, кто хвастается знатностью рода; погибнет и тот, кто хвастается почестями; погибнет и тот, кто обнаруживает надменность; погибнет и тот, кто тщеславится силою; погибнет и тот, кто изнежен подобно женщинам, отращивает волосы на голове, выдергивает на руках, выглаживает свою кожу, причесывается пред зеркалом, – что главным образом есть страсть и безумие женщин. Но если кто либо захочет возвеличиваться и гордиться священною гордостию, тот пусть возвеличивается с апостолами, когда будет удостоен претерпеть поношения за имя Иисуса Христа, пусть радуется с Апостолом, который веселился в испытаниях, зная, что «скорбь производит терпение, терпение порождает надежду, а надежда не обманет» ( Рим.5:3–5 ). Соф.1:12 . И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла». И будет в день тот: Я исследую Иерусалим со светильниками и будет посещение Мое против тех людей, которые крепко сидят на подонках своих: которые говорят в сердцах своих: «не сделает Господь добра, не сделает и зла». LXX: И будет в день тот, Я исследую Иерусалим со светильником и отомщу мужам тем, которые не радят о страже своей и говорят в сердцах своих: «Не сделает Господь добра, не сделает и зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И слово: « поместил » опять будем разуметь так, как бы сказано было: повелел человеку жить там, чтобы и взгляд (на рай) и пребывание в нем доставляли ему великое удовольствие и возбуждали его к чувству благодарности, при мысли, сколько он облагодетельствован, хотя сам еще не сделал ничего. Пусть не изумляет тебя это слово: « поместил », так как Писание имеет всегда обычай, ради нас и нашей пользы, употреблять человеческие выражения. И чтобы тебе увериться в этом, смотри, как и прежде касательно сотворения звезд оно употребило то же самое выражение: « и поставил их Бог на тверди небесной » (Быт. 1:17), не для того, чтобы мы думали, будто они водружены на небе (ведь каждая из них совершает свое течение, переходя с места на место), но чтобы показать, что Бог повелел им быть на небе, как и человеку жить в раю. « И произрастил », говорит, « Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая », « и дерево познания добра и зла » (Быт. 2:9). Вот еще и другое благодеяние, которым Бог почтил созданного. Восхотев, чтобы человек жил в раю, Бог повелел произрасти из земли разным деревьям, которые могли бы и увеселять его своим видом и быть годными в пищу. « Всякое дерево, приятное на вид », то есть, на вид, « и хорошее для пищи », то есть, могущие и веселить взор, и услаждать вкус, и своим множеством и обилием доставлять великое удовольствие тому, кто будет ими пользоваться. Словом: Бог произрастил « всякое дерево », какое только можешь представить. Видишь, какое беспечальное местопребывание! Видишь, какая чудная жизнь! Человек жил на земле, как ангел какой, — был в теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный багряницей и диадемой и облеченный в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие. « И дерево », говорит, « дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ». Показав нам что земля, по повелению Господа, произвела всякое дерево, « и приятное на вид и хорошее для пищи », (Писание) говорит потом: « и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».    Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.    Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».    Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными — любить и беречь друг друга.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию в кн. «Бытие» (Быт.2:7-9; Быт.2:15-25; Быт.1:27-29; Быт.5:1-2). Жизнь первых людей в раю    Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей — Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.    Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.    Среди животных не было вражды — сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.    Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.    Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Это решение элегантное, но и оно имеет свою цену — и ценою был этот свет. Мир, где творилась история и который в Ветхом Завете был добрым, сдвигается немного на другую колею. Таким образом, он в глазах многих христианских гностиков становится несправедливым и в значительной мере плохим, непригодным, неуместным, второстепенным и небезопасным. Возможно, именно отсюда проистекает некоторая сдержанность Нового Завета, иногда даже неприятие этого света: «…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» . Только в этом насквозь испорченном мире праведники могут страдать, а грешные — наслаждаться жизнью. Кажется, что из такого мира разумней всего сбежать. Павел пишет филиппийцам: «…Смерть — приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» . Наконец, и зло персонифицируется в более конкретной и грозной, чем в Ветхом Завете , форме, где Сатана в явном виде появляется лишь в четырех случаях (если считать его символом и змея в Книге Бытия). В Новом Завете его имя склоняется почти пятьдесят раз. Более того, иногда оно упоминается и как имя «князя мира сего» . Таким образом, в подобном смысле экономика добра и зла на этом свете не действует. Безгрешные будут вознаграждены не здесь (см. историю Лазаря), а на небесах. Именно в этом источник христианского холодного, сдержанного отношения к миру этому как к преходящему, ничего не значащему. Ведь он — носитель зла и несправедливости, место, где существуют лишь иллюзии и платоновские тени. Отсюда следует, что изучением этого света набожный христианин заниматься не должен, он обязан избегать предлагаемых ему мирских удовольствий (предложение) и не обращать внимания на свои собственные материальные потребности (спрос). Такие же взгляды имел и Блаженный Августин. Противоположный тренд вернулся в поздних фазах христианства лишь с Фомой Аквинским. Второй, кардинальный способ решения Новым Заветом проблемы экономики добра и зла заключается в полном отрицании какоголибо значения этих этических категорий, и тем самым у смерти вырывается ее жало.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Закон в христианском государстве должен выразить собой норму прав и обязанностей граждан: идея правды, абсолютное беспристрастие должны быть душой закона; охранение же добра и добрых от разрушительных поползновений зла и злых волей должно являть жизнь закона. Совершенство в этих началах закона в христианском государстве будет свидетельствовать собой о совершенстве и высоте понимания Божественной христианской истины народом и властью христианской страны. Но «закон добр, – говорит Св. Писание, – если кто законно употребляет его» ( 1Тим.1:8 ); «Не дал ли вам, – говорит Спаситель иудеям, – Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону» ( Ин.7:19 ); «...не слушатели закона праведны пред Богом, – говорит Ап. Павел, – но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:13 ), потому что можно «хвалиться законом, а преступлением закона бесчестить Бога» ( Рим.2:23 ). Поэтому нравственное здоровье христианского государства составляет не совершенство только или полнота закона, но и нелицеприятное, беспристрастное, для всех равное и безусловно честное исполнение его в суде, в приложении его к жизни и в воплощении духа и буквы его. Защита законом христианского государства всех угнетенных, всех обиженных, всех страждущих от отношения к ним других есть торжество и оправдание закона. Ибо, где угнетение, где насилие и обида, там непременно воплощается неправда. Как для частной доброй воли отрицание образа действования злой воли есть сохранение себя от зла, так и для закона, в котором должно концентрироваться все доброе, все святое и все справедливое, отрицание нравственно-сомнительных или явно недоброкачественных мероприятий есть сохранение себя в предстательстве Божественных начал. И как для частной доброй воли наступательное действие против зла и злых волей есть воплощение идеи добра и есть само добро, так новое и новое усовершенствование закона, новое и новое приложение его к врачеванию бытовых и общественных язв страны есть переход торжества закона и добра от степени в степень и от силы в силу. Идеально совершенный закон в идеально совершенном его исполнении приближался бы к отображению Бога на земле в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам». За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23—24). Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Четвертая глава Дух Божий и духи-обольстители 4:1—6    Апостол Иоанн увещевает христиан не всякому духу верить, но испытывать духов, «от Бога ли они» — т.е. не спешить верить всякому откровению и всякому учению, но вникать сообразуется ли оно с тем, чему учил Иисус Христос и Его апостолы. Для распознания сущности любого учения пробным камнем святой Иоанн поставляет основной догмат христианства о воплощении Бога-Слова: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Здесь «исповедует» значит не только «устами», ибо мы знаем из Евангелия, что и бесы исповедывали Иисуса Христа Сыном Божьим своими устами через бесноватого, но всей жизнью своей. По словам святого Иринея Лионского, эти слова Апостола направлены против докетов, ложно учивших, будто Господь имел лишь призрачное тело, но не воплощался на самом деле (ст. 1—3).    Наш мир является полем деятельности «духов» разных видов и сортов. Дар «различение духов» является вместе и даром Духа Святого, и способностью человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, «испытание духов» (1 Кор. 12:10). И это дается тому, который старается жить по Евангелию. Христианский подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Христианин, подвергаясь разным искушениям, учится различать духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные приобретают дар чуткого различения духов — для полного и четкого определения добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14). И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов, созидается духовным подвигом и опытом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010