В 1974 году прошел слух, что скит посетит сам первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет. «Он ужаснется нашей обстановке! – сокрушался отец Герман. – У нас даже приличной комнаты для владыки не найдется». Тогда юный Томас Андерсон предложил построить новый дом, «достойный царя». Отцу Серафиму мысль понравилась. Но митрополит так и не пожаловал. А замысел Томаса воплотился в лучшем, чем предполагалось, виде: решили построить часовню в память о погибших мученической смертью царе Николае II и его семье. 4/17 июля, в день поминовения царственных мучеников, отцы окропили святой водой место для будущей часовни. Отец Серафим, как и во всех монастырских стройках, взял на себя составление проекта и плотницкие работы. Остальные во главе с отцом Германом помогали. К ноябрю часовня была готова, стены ее украсили фотографиями царя и его семьи – фотографии были подарены семьей Макушинских, о которой речь пойдет ниже. Для человека стороннего все это было непонятно, отец Серафим осознавал это, но тем не менее записал: «Закончили раму для царского портрета, покрасили стены в синий цвет – и все готово для торжеств. Конечно, не многих воодушевят эти “торжества в глухомани”, да и сама мысль поставить среди леса царскую часовню. Но мы и впредь должны оставаться “чокнутыми” в глазах мира, дабы не утерять рвение и принести плоды». 994 Расчистили братия место окрест и для будущих «скитов». Каждый носил имя какого-либо святого и пока представлял собой расчищенную поляну или просеку, где можно было бы проводить богослужения. Кое- где вырыли даже котлованы для фундаментов грядущих часовен или келий. Каждый скит помечался иконой на дереве, деревянным крестом или аналоем. В дальнейшем отцы принесли в некоторые из скитов алтарные столики. Ближайшим «скитом» была та самая наружная часовня, в которой отцы провели свою первую в Платине службу, а владыка Антоний – первую Божественную литургию. Располагалась она на холме, в нескольких десятках метров выше храма. Отцы посвятили ее Сретению Господню – любимому празднику отца Германа. Надеялись, что со временем удастся построить там часовню, ведь у отца Германа на Еловом острове была часовня именно в честь праздника Сретения Господня. 2/15 февраля 1975 года, в праздник Сретения, отец Серафим записал: «Был крестный ход вокруг монастыря. Остановились у наружной часовни (место, где будет стоять Сретенская часовня) послушать проповедь отца Германа о значении этого праздника для православной Америки и для нас. Да, Православие пришло в Америку в лице преподобного Германа, а дикие горы Северной Калифорнии просветились светом Православия от служения на этом самом месте Божественной литургии».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон 2004        Афон я зван был давно. Конечно, не с самого Афона, приглашения оттуда ни для кого не рассылаются, а всем тем, что слышал и читал я о нем со времен молодости. Вначале было только слово, овеянное святостью и суровостью ее исполнения избранными на избранной земле, спасительным чистым дыханием и смутным зовом. Читали же мы и Гоголя, и Тургенева, и Лескова, и Достоевского, и Толстого...никто из них не обошелся без этого слова. Среди подобных ему, таких, как Оптина Пустынь, Валаам, Соловки, оно было первей и выше, где-то как бы на полпути к небесам. Лучезарным горним духом струилось оно, сладкими воспоминаниями тех, кто приносил его в Россию.  потом я прочел дивный очерк об Афоне Бориса Зайцева, приезжавшего туда из Франции в 1927 году. Очерк художественный и возвышенный, мягкий и нежный... никак не хотелось русскому человеку, потерявшему Родину и словно бы обретшему здесь ее предшествие, - никак не хотелось Зайцеву заканчивать его, и он уже без всякого порядка, только бы не отрываться, добавлял и добавлял к нему новые главы. Из Русского Зарубежья присылали мне рождественские и пасхальные поздравления на афонских открытках с видами Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов... Представлялось, что это и есть райские кущи, нечто небесное, склонившееся благодатным соступом. Афон под пером Константина Леонтьева, суровый и многоликий, разбитый на многие десятки монастырей, скитов, келий и калив (келья, когда она отдельно от монастыря, - это общежитие на пять-шесть человек с домовой церковью; калива - отдельный домик без церкви), составленный множеством форм и оттенков монашеской жизни, как оно и есть по большей части до сих пор, - этот " приземленный " Афон не отрезвил меня. Ну да, это, может быть, не совсем рай, но из того, что можно создать на грешной земле, это к раю ближе всего. " Аскетический рай " - услышал я потом на Афоне. И навсегда запомнились слова К. Леонтьева о сути более чем тысячелетней афонской житийности: " чистота и прямота православия " . Суть эта постоянно подтверждалась и воспоминаниями паломников. Все они возвращались со Святой Горы в радости: есть там, среди ее насельников, крепость такой духовной кладки, что ничем ее, ни грубой силой, ни сладкой " прелестью " , не взять

http://isihazm.ru/1/?id=541

Приходилось среди пихтового леса высоко в горах ночевать. Интересно и приятно. Пропутешествовав 2,5 дня и пройдя свыше ста верст, мы наконец достигли отцов. Они живут за очень высокими горами со всех сторон. Ихнии келии, группами, поблизости между собой построенные, находятся на порядочном расстоянии скит от скита, то есть группа келий имеет своего иеромонаха и келийную церковку, так что образуют из себя скит. И такие скиты раскинуты по склонам хребтов, но в местах теплых, невысоких и благоприятных для существования. Таких церковок-скитов всего в тех местах до десяти. Есть и монахини-пустынницы. Их даже больше, нежели монахов. В среднем монахов — человек 100, а монахинь — 200. Живут в более или менее уединенных друг от друга местах. Копают огороды и все необходимое для существования собирают с огородов. Земля и климат прекрасный и теплый. Занимаются рукоделием — ложками, а монахини вяжут что-нибудь. Не очень далеко от монахов живут поселяне — русские (малороссы), где и находят сбыт рукоделия. Место глухое и далеко от берега, 80 верст. Причем приходится переваливать через два хребта очень высоких. Впечатления от посещения скитов весьма светлые и хорошие. По воскресеньям и праздничным дням в церковках бывает служба, и так бывает хорошо, будто как и не на земле. Пробывши у этих отцов, мы направились дальше и ходили в Новый Афон. Там пробыли два дня. Осмотрели все достопримечательности и пошли в Сухум, затем далее к Батуму и зашли в один древний монастырь. Да, я забыл, когда мы были около Сухума, то заходили в Каманский монастырь, это — то место, где умер св. Иоанн Златоуст. Там и гробница его находится. Храм IV века. Пройдя за Сухум 80 верст, были еще у очень интересных монахов-пустынников, проживших в пустыне 20–28 лет. Замечательные монахи и впечатление оставили самое наилучшее. Когда мы пришли в один скит, состоящий из пяти монахов и иеромонаха, то они оставили все работы и устремили все внимание на гостей. Старались угостить самым лучшим образом, как можно в пустыне. Они живут на уступе хребта на вержении камня друг от друга. Мы прожили среди них несколько дней, и они приглашали нас чуть не наперебой то в одну келию, то в другую. По случаю гостей в своей церковке устраивали торжественные службы. Много беседовали на разные духовные и богословские темы.

http://pravoslavie.ru/38142.html

Кто поставил своей целью подняться на вершину горы Афон лучше всего для этого путешествия подходит сентябрь и первая половина октября. Не рекомедуется совершать восхождение зимой. В спутники по восхождению возьмите с собой тех, кто уже был на вершине. С собой необходимо приготовить: горные ботинки, теплую куртку, свитер, спальный мешок и др. На пути паломники останавливаются в маленькой церквушке Панагиа, расположенной в 2-х км от вершины. Ночлег на Святом Афоне [ править править код ] Расстояние между монастырями Важно знать, не все монастыри и скиты принимают на ночлег без предварительного запроса. О том, где вы будете ночевать и путешествовать, находясь на Святой Земле, следует позаботиться заранее. Лучше всего заблаговременно позвонить или направить факс в соответствующий монастырь или скит и испросить благословения придти в обитель в соответствующий день и зарезервировать себе место в архондарике (монастырской гостинице). В противном случае, оказавшись в монастыре без уведомления, паломник рискует получить отказ. В большинство скитов и маленьких келий, где живут от двух до пяти монахов, попасть на ночлег практически невозможно, если в этих скитах или кельях у вас нет знакомых монахов. К монастырям, которые, как правило, требует заблаговременной резервации места в архондарике, относятся: Ватопед, Иверский монастырь, Каракал, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Ставроникита, Свято-Пантелеимонов монастырь, скит Святой Анны. Полный список телефонов монастырей и скитов приведен в соответствующем разделе (см. ниже). Размещение в монастырской гостинице [ править править код ] Размещение приехавших паломников осуществляется в архондарике (монастырской гостинице) после прихода парома. Паломник должен предъявить паспорт и диамотирион (виза въезда на Афон, которую паломник получает в Уранополисе). При отсутствии указанных документов или при наличии просроченного диамотириона ночлег не предоставляется. Паломникам, имеющим приглашение монастыря, предоставляется возможность пребывания в монастыре на время, определенное при оформлении поездки.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Имуществ – 800 р., лесничим – 500 р., на хлопоты по разным присутственным местам – 800 р.». Сверх того, по словам Мельникова, «преимущественно на подкупы чиновников», расходовались «остатки», которые имелись при каждой обители и, по мере израсходования, пополнялись благотворителями 659 . Отсюда нет ничего удивительного, если скитские здания у раскольников строились и исправлялись, «блаженные жильцы» в них «не скончевались», возникавшие о скитах дела задерживались и тянулись в губернии целые годы, в течение коих им не было никакого «беспокойства» и т. под. Как, впрочем, ни щедры были раскольники на подкупы и как ни многочисленны были на этой почве злоупотребления со стороны подлежащих властей, все же в царствование Николая I большая часть раскольнических часовен и скитов была так или иначе упразднена. Раскольники, «не смотря на то, что всем честили, кого следует, всем ублажали, однакож ни в чем успеть не могли». Особенно памятны для них в этом отношении 40-е и 50-е годы. В течение, напр., 10-ти лет (1842–1852), судя по статистическим данным у Варадинова, было запечатано, передано в Духовное Ведомство или совсем уничтожено более 550-ти раскольнических молитвенных зданий 660 . До 1848 г. в черниговской губернии насчитывалось около 1000 раскольнических пустынок и келий для одиночной жизни: в 1850-м году их числилось уже только 50 661 . В рассматриваемое царствование, как известно, прекратили свое существование все более или менее исторически известные раскольнические монастыри и скиты Иргизские, Стародубские. Керженские, Выговские, Касминские, Каштымские, Чердынские и мн. др. 662 . Нет нужды распространяться о том тяжелом, гнетущем впечатлении, какое производило на раскольников насильственное отобрание и разорение их святынь. Свои скорбные чувства и переживания по этому поводу они выразили, между прочим, в особых духовных стихах, пользовавшихся среди них в свое время большой любовью и распространением. Таковы, напр., духовные стихи, посвященные разорению скитов – Иргизских 663 , Керженских 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него». В XVIII-XIX веках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита. Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра II пятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

http://sobory.ru/article/?object=00045

  Общежительных скитов четыре:   Пророка Ильи (русский), принадлежащий Пантократоровому монастырю, Святого Иоанна Предтечи (румынский), принадлежащий Великой Лавре, Святого Андрея или " Серай " (русский), принадлежащий Ватопедскому монастырю и Богородицы (Кселургу) принадлежащий Пантелеймонову монастырю.     Внешне скиты очень похожи на монастыри - с большими строения, с главным храмом в центре. Управляет скитом дикей: звание это дается пожизненно и соответствует званию настоятеля общежительных монастырей, устройство которых соответствует устройству общежительных скитов.   Прочие, изначальные скиты являются идиоритмическими. Их 8 и все они, в отличие от упомянутых выше иноземных, греческие. Это следующие скиты:     Благовещенский или Ксенофонтов (Ксенофонтов монастырь), Новый Скит или Скит Пирга и скит Святого Димитрия или Лаккоскит (монастырь Святого Павла), Святой Анны и Кавсокаливский (Великая Лавра), Святого Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), Святого Пантелеймона (Кутлумушев монастырь) и Святого Димитрия (Ватопедский монастырь).   Эти скиты представляют собой организованные сообщества, состоящие из большого числа калив. Управление в них осуществляет опять-таки дикей, который однако избирается ежегодно (8 мая) старцами. Помогают ему два или четыре советника (половина из скита, а другая половина - из монастыря, которому принадлежит скит).     Кельи. Это просторные монашеские здания, напоминающие сельские дома, со встроенным в них храмом и довольно обширной земельной территорией, которую каждая из келий приобрела в ходе своей истории. Кельи передаются монастырями группам монахов, состоящим из трех и более человек, которые занимаются сельским хозяйством, а также другими работами.     Каливы. Это здания обычно меньших размеров, чем кельи, также располагающие встроенным в них храмом, однако без земельного надела. Монахи живут здесь по-семейному, т.е. как в скитах и кельях, и занимаются ремеслом и художественными промыслами. Многие каливы похожи на поселки, однако, организационно никак не связаны друг с другом. Основные каливы находятся в районе Капсалы близ Карей, на юго-западной окраине Афонского полуострова, т.е. близ Микри-Агиа-Анны, Катунакии и Агиос-Василиоса. Эти каливы, как правило, меньше здании состовляющие скиты, о которых речь шла выше.  

http://isihazm.ru/?id=503&c_pid=2

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Одним из первых скитов, возникших на берегах реки Керженец, был Керженский скит, хотя его ранняя история свидетельствует о том, что первоначально его кельи находились на территории Комаровского женского скита. До 1812 года в нём была мужская обитель, человек 40, один из которых был монах Тарасий. Во время Отечественной войны 1812 года нашли приют в керженских скитах многие московские старообрядцы, бежавшие из сожжённой французами Москвы. Вернувшись в освобождённую от врагов столицу, они пожертвовали значительные суммы денег на возобновление старых и устройство новых обителей — скитов. Гостившие в Комарове в зиму 1812–1813 годов московские купцы стали советовать мужской обители перебраться на новые места и не только советовали словесно, но и предоставили для этого, более привольного нового жилья, материальные средства. Скит располагался на самом берегу реки Керженец и стоял уединённо в глухих лесах. Скит имел деревянную молельню и несколько келий, сразу же за ним начинался вековой сосновый бор, а из окон было видно, как несёт свои воды Керженец. Коршак С. Керженский монастырь//Борская правда. 1998. 18 августа. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь – уникальный памятник истории, религии и культуры XIX века, расположенный сравнительно далеко от населенных пунктов, в лесу, на берегу реки Керженец. Основой для строительства монастыря послужил старообрядческий Керженский скит, устроенный в 1814 году. Главную роль в преобразовании скита в единоверческий (признающий священство официальной церкви) монастырь сыграл игумен Тарасий. Став в 17 лет монахом Комаровского скита, одного из древнейших и почитаемых на Керженце, он 10 лет постигал в нем религиозную суть раскола. В 1816 году он перешел наставником в новоустроенный Керженский скит и служил в нем Богу до 1847 года. В 56 лет он оставил тихую скитскую жизнь и ушел в Нижний Новгород, где в силу только ему известных причин обратился в православную веру и порвал с расколом. В 1850 году Тарасий вновь явился на старое место, но не один, а с несколькими православными монахами и с указом властей об «обращении скита в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=43265

148. Скит – Керася и духовник Неофит Теперь опишу Святую Гору вообще. Длины она считается на сто верст, широты поперечнику двадцать верст; вокруг ее по монастырям сто восемьдесят верст. До верха Афона пути шесть часов. В ней находится двадцать царских великих ставропигиальных монастырей. Все монастыри имеют равные преимущества: все игумены носят архиерейские мантии, и имеют архиерейские жезлы. Все монастыри зависимы от Константинопольского Патриарха. Все монастыри выстроены из дикого и тесаного камня; вместо ограды обнесены корпусами келий, мало где в три, но более в четыре и пять этажей; покрыты все каменными плитами. Внутри корпусов, по углам и по коридорам, много устроено малых церквей, называемых параклисами, и все прекрасно убраны и расписаны иконным писанием; все с куполами, с главами и крестами наверху. Внутри корпусов помещены все службы, странноприимницы и гостиницы. Во всяком монастыре по одной и по две и по три пирги, т. е. высокие башни, для безопасности от разбойников; на них поделаны и боевые часы; в каждом монастыре есть особенные колокольни с колоколами, и звонят – когда хотят: турки не запрещают. В Афонской Горе турки ни во что не входят, а распоряжаются монахи, как хотят. В каждом монастыре посреди на площади выстроена великая соборная церковь со многими куполами, с главами и крестами, покрыты все оловом, а немногие и свинцом. Есть посреди монастырей и другие малые церкви, по одной и по две и по три. В церквах полы все – из разных мраморов, изукрашены разными фигурами, и удивляют всякого зрящего. Столбы, которые поддерживают верх, все цельномраморные, отшлифованные; главы прехитро вырезанные и позлащенные. Все церкви увешаны паникадилами и хорусами и множеством лампад; аналой и кафедры все разукрашены перламутровой костью. Внутри храмы уставлены кругом монашескими формами токарной работы. Иконы все высокой греческой работы, более древние; а италианского письма отнюдь не принимают. Клиросы везде полукруглые. Посреди – аналои осмиугольные. В каждой церкви по двое и по трое часов. В каждом монастыре братские трапезы великие и расписанные; столы в некоторых мраморные, а в некоторых деревянные. Больницы великие и прекрасные. В каждом монастыре по две и по три мельницы водяных; в каждом скиту по мельнице. И каждый монастырь устроен подобно граду. Вся Святая Гора Афонская покрыта темными лесами и непроходимыми пустынями, испещрена горами и холмами, и прекрасными долинами, садами и виноградниками, реками и источниками. Каждый монастырь имеет свою корабельную пристань с великими кладовыми, имеет свои корабли и мрежи, и всегда ловят рыбу. Вся Святая Гора изукрашена монастырями и скитами, монашескими келиями и колибами, постницами и отшельницами. Великих монастырей двадцать; великих скитов десять; малых скитов с малыми церквами, называемыми по-афонски келиями, до пятисот; колиб и пещер по горам и лесам неизвестно сколько; только один Бог знает. 151. Что значит скит

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Другие 10 святогорских обителей, наоборот, или прямо поддержали патриарха Варфоломея, приняли делегацию украинских раскольников и сослужили с ними, или же заняли более осторожную и выжидательную позицию. Это Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор – монастыри, занимающие первые места в афонской иерархии обителей, а также монастыри Симонопетра, Ставроникита, Ксенофонт и Новый Эсфигмен. Как рассказал Зоитакис, помимо монастырей, на Афоне также много скитов и келий – небольших монашеских общин, иногда составленных из одного старца и нескольких его учеников, и их позиция тоже очень неоднородная, даже зачастую резко критическая по отношению к курсу Константинопольского первоиерарха. В частности, собеседник агентства напомнил, что в марте 2019 года было выпущено заявление ряда афонских келиотов, которые осудили патриарха Варфоломея за ошибочное признание украинской автокефалии. В то же время он признал, что за позицию небольших монашеских общин " никто особо не борется, потому что считается, что Афон – это 20 монастырей, и мало кого интересует позиция келиотов или скитов: основная борьба идет вокруг позиций обителей " . Говоря о позиции Русской Православной Церкви в отношении афонских монастырей, эксперт выразил мнение, что было бы целесообразно и в отношении Афона руководствоваться теми же принципами, которых Московский Патриархат придерживается во взаимоотношении с другими поместными церквами. А именно, когда в 2019 году ПЦУ признали первоиерархи Александрийской и Элладской православных церквей, а в 2020 году – предстоятель Кипрской церкви, Русская Православная Церковь в ответ заявила о разрыве евхаристического общения лишь с теми иерархами этих церквей, которые признают ПЦУ и будут сослужить с раскольниками. Те же епархии и митрополии, которые будут от этого уклоняться, сохранят прежние отношения с Русской Церковью, и доступ ее священников и паломников будет туда разрешен. " Мне кажется, что в случае с Афоном вполне можно было бы придерживаться того же порядка, который Русская Церковь придерживается в отношении Александрийской, Элладской, Кипрской церквей – находиться в общении с теми братствами, которые не признают раскольников и последовательно стоят на неприятии неканонических шагов Константинопольского патриарха. И здесь, может быть, не совсем правильно ограничиваться именно русским монастырем, потому что это вызывает некое недоумение на Афоне и уже вызвало обвинения в адрес Русской Церкви в некоем национальном подходе " , - сказал Зоитакис.

http://radonezh.ru/2021/03/25/afanasiy-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010