Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афон 2004        Афон я зван был давно. Конечно, не с самого Афона, приглашения оттуда ни для кого не рассылаются, а всем тем, что слышал и читал я о нем со времен молодости. Вначале было только слово, овеянное святостью и суровостью ее исполнения избранными на избранной земле, спасительным чистым дыханием и смутным зовом. Читали же мы и Гоголя, и Тургенева, и Лескова, и Достоевского, и Толстого...никто из них не обошелся без этого слова. Среди подобных ему, таких, как Оптина Пустынь, Валаам, Соловки, оно было первей и выше, где-то как бы на полпути к небесам. Лучезарным горним духом струилось оно, сладкими воспоминаниями тех, кто приносил его в Россию.  потом я прочел дивный очерк об Афоне Бориса Зайцева, приезжавшего туда из Франции в 1927 году. Очерк художественный и возвышенный, мягкий и нежный... никак не хотелось русскому человеку, потерявшему Родину и словно бы обретшему здесь ее предшествие, - никак не хотелось Зайцеву заканчивать его, и он уже без всякого порядка, только бы не отрываться, добавлял и добавлял к нему новые главы. Из Русского Зарубежья присылали мне рождественские и пасхальные поздравления на афонских открытках с видами Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов... Представлялось, что это и есть райские кущи, нечто небесное, склонившееся благодатным соступом. Афон под пером Константина Леонтьева, суровый и многоликий, разбитый на многие десятки монастырей, скитов, келий и калив (келья, когда она отдельно от монастыря, - это общежитие на пять-шесть человек с домовой церковью; калива - отдельный домик без церкви), составленный множеством форм и оттенков монашеской жизни, как оно и есть по большей части до сих пор, - этот " приземленный " Афон не отрезвил меня. Ну да, это, может быть, не совсем рай, но из того, что можно создать на грешной земле, это к раю ближе всего. " Аскетический рай " - услышал я потом на Афоне. И навсегда запомнились слова К. Леонтьева о сути более чем тысячелетней афонской житийности: " чистота и прямота православия " . Суть эта постоянно подтверждалась и воспоминаниями паломников. Все они возвращались со Святой Горы в радости: есть там, среди ее насельников, крепость такой духовной кладки, что ничем ее, ни грубой силой, ни сладкой " прелестью " , не взять

http://isihazm.ru/1/?id=541

свящ. Василий Полежаев Введение Каждому православному христианину известно имя блаженного великого Старца 1 Иосифа Исихаста (1897–1959). Известно, что благодаря его подвижнической жизни, произошло возрождение исихастской традиции на Святой Горе Афон. Непосредственные его ученики и ученики его учеников возглавили более четверти всех Афонских монастырей. А сколько скитов и келий, сколько подвизающихся в разных обителях иноков вдохновляются его богомудрыми писаниями – и исчислить невозможно. Теперь даже в Америке и Канаде учеником Старца Иосифа старцем Ефремом основано девятнадцать монастырей. Но не все знают, что не только в мужских, но и в женских монастырях исихастская традиция получила свою новую жизнь благодаря духовным чадам приснопамятного старца. Среди них особое место занимает герондисса Макрина Вассопулу. Расцветший в годы ее руководства священный монастырь Одигитрии в селении Портарья близ города Волос послужил благим корнем, от которого произросли многие женские монастыри не только в Греции, но и в Америке, Канаде, Грузии. Будем надеяться, что и в России, где большинство монастырей – это женские обители, полюбят блаженную Макрину 2 . Детство и юность Блаженная старица Макрина родилась в 1921 году в Малой Азии в деревне Хаджилери близ городов Магнисия и Смирна. Во святом крещении она была наречена Марией. Родители ее, Фотий и Анастасия Вассопулу, были родом из Греции, но в поисках работы переехали в Малую Азию. Это территория Византийской империи, которая была захвачена турками в XIV–XV веках. Фотий занимался торговлей, а Анастасия обучала вышивке. Они были людьми благочестивыми и добродетельными. Фотий тайно творил милостыню. Обычно ночью он оставлял наполненные продуктами корзины перед дверями домов, где жили бедные семьи. Анастасия же более любила молитвенное уединение и жила в миру как монахиня. У них родилось четверо детей, но двое старших умерли в младенчестве. Рождение Марии совпало с Малоазийской катастрофой. После поражения Греции во Второй греко-турецкой войне 1919–1922 годов в Турции начался геноцид греков. В конце концов, был заключен договор об обмене населением между Грецией и Турцией. Три тысячелетия жившие в Малой Азии греки вынуждены были оставлять родные места. Так с шестимесячного возраста будущая старица стала беженкой. Всю жизнь блаженную «странницу на земле сей» сопровождали многоразличные скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Как мы уже писали, на Святой Горе возникло соперничество между теми, кто гнал Паисия Святогорца и не признавал его. Борьба за то, чтобы называться именем Паисия, или чтобы Святого назвать именем своего монастыря и скита. Не удивляйтесь, так устроен мир. Этому подобает быть. Подобная история была и с прп. Серафимом Саровским и с Сергием Радонежским (его выгнал из монастыря родной брат).     Когда ты читаешь Жития и догадываешься о таком историческом законе, то это мучительно и вызывает сомнения. А когда ты сам попадаешь в подобную историю и видишь как это бывает своими глазам, то это впечатляет.  Так, монахи всегда бежали от мира, и мир щедро гнал их, а после смерти - чествовал, водвигал им памятники, устраивал богословские конференции и прославления.   Тем не менее, написанное о. Потапием не вызывает никаких сомнений и подтверждается Житием:   " Арсений искал старца, чтобы отдать себя в послушание. Он посетил много калив, скитов и келий, так как склонялся к безмолвной жизни. Слыша, что где-то есть добродетельные старцы, он спешил с ними встретиться, подобно пчеле, спешащей на благоухание цветка. В числе прочих он посетил одну келью в Кавсокаливии и остался там на какое-то время. Старец кельи, хотя уже имел послушника, стал просить: «Арсений, останься здесь, чтобы позаботиться обо мне в старости и закрыть мне глаза на смертном одре». От волнений и неудач в поисках такого старца, который извещал бы его внутренним извещением и которому он мог бы отдать себя в послушание, Арсений провел ночь без сна — в молитве и поклонах.   Утром послушник старца сказал ему: «Ты стучал всю ночь ногой в пол, чтобы мы подумали, что ты делаешь поклоны?» Арсений ничего не ответил. Однако он удивился, что у брата были такие помыслы. Идя из Кавсокаливии в скит Святой Анны, Арсений дошел до «Креста», и, сбившись с пути, стал подниматься к вершине Афона. Там он встретил отшельника со светлым лицом, в старой латаной рясе и беседовал с ним. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2030

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря 30 сентября 2011 г. 16:40 30 сентября 2011 года в резиденции Президента Российской Федерации в подмосковных Горках состоялось учредительное заседание Общественно-попечительского совета Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. К участникам заседания обратился со словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Благодарю Вас, Дмитрий Анатольевич. И хотел бы сердечно поблагодарить Вас за инициативу собрать всех нас вместе с афонскими старцами в Вашем гостеприимном доме, в Вашей резиденции официальной. Один факт этой встречи свидетельствует о том, что мы живем в новой России. Когда судьбой монастыря, от которого когда-то отвернулась страна наша, предала забвению, сегодня озабочены не только паломники, не только духовенство, не только епископат нашей Церкви, но озабочено государство Российское в лице его главы. И в каком-то смысле сегодняшнее событие — это историческое событие, это некая веха в развитии церковно-государственных отношений, это некая веха в духовном преобразовании нашего общества. И я сердечно благодарю Вас, что Вы собрали достойнейших представителей и государства, и бизнеса, общественных организаций за этим столом, потому что действительно судьба русского монастыря и русского наследия на Афоне, многим людям, живущим у нас, гражданам России, не гражданам России, очень близка. И поэтому умножение усилий, в том числе направленных на восстановление монастыря и всех принадлежащих монастырю скитов и келий, является, конечно, делом очень важным. Не буду много говорить, но скажу о том, что я лично был свидетелем упадка. В первый раз я посетил Афон в самом начале 70-х годов вместе со своим учителем приснопамятным владыкой Ленинградским и Новгородским Никодимом, который, еще будучи начальником Русской духовной миссии, был первым советским гражданином, который в начале 60-х годов посетил Афон. Он встретился с тогдашним игуменом, святым старцем Илианом, и увидел, в каком страшном состоянии находится Афон, русский Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/1635235.ht...

Отец Иларион (в миру Иоанн) родом был великорусе 51 , духовного звания. Мальчиком он учился в духовном училище, потом перешёл в семинарию. По рассказу его, не докончив одного класса семинарии, он решил избрать себе иноческий образ жизни. Но обстоятельства заставили пока его поступить учителем, и он потрудился два года в школе из-за некоторых мальчиков. Как он говорил, в учительстве пришлось ему выдержать немало испытаний. Это происходило от того, что мальчики эти происходили от родителей, которые совершенно ни во что не верили, и дети их были с почти непорчеными нравами и поведением. Этот боящийся Бога юный учитель предпринимал самые лучшие меры, чтобы внушить и показать этим своим воспитанникам путь истинный, просвещённый учением Христовым. Но вот однажды самый развязный из мальчиков на глазах учителя напроказничал, и пришлось его наказать. На другой день пришёл отец этого мальчика и начал выговаривать учителю весьма сурово и даже непристойно. Кроткий учитель стал объяснять, что юным не будет в убыток, если их накажут за дерзкий поступок, что они могут увидеть пользу от этого, только придя в совершенный возраст. А пока они в юном возрасте, их можно уподобить молоденькой ветке, которую можно как угодно гнуть и выправлять, но если она состарится, то не так-то удобно бывает согнуть её, скорее поломаешь. Так бывает и с юными детьми, и надо знать, что мы за них дадим Богу ответ. Отец мальчика в ярости вспыхнул и громко закричал во всю глотку: «Какой там Бог , ты Его видел?» – и вдобавок обругался скверными словами. Набожный учитель, слыша богохульные слова, был весьма огорчён. Это столкновение с безбожником произвело тяжёлое впечатление на душу Иоанна, и ему пришли на память слова Спасителя: Какая бо польза человеку, аще приобретает мир весь и отщетит душу свою.? 52 Или по-русски: какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? И он стал всё чаще и чаще размышлять, как бы ему скорее уйти из этого многосуетного мира. Дождавшись мая, он подал прошение об увольнении со службы и вскоре получил положительный ответ. Он немедленно уехал на Старый Афон. Приехав туда, Иларион решил сначала обойти всю Афонскую гору и поклониться афонским святыням. Много он видел здесь монастырей, скитов, келий, калив, много видел пустынников, живших и поблизости и в удалении от обители. Но более всего ему запомнились пустынники, жившие на Каруле 53 . Это был большой крутой утёс, спускающийся к морю и там обрывающийся отвесно в самое море. Над самым отвесом жили отшельники – кто под навесом какого-либо камня, кто сделал себе из камня маленькую каливу. (Каливой на Афоне называют хижину, где живёт один монах, и нет церкви). Так жило их там человек двенадцать. Понравилась такая жизнь Иоанну, и он подумал: «Дай спрошу какого-либо старца, не примет ли он меня жить к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афон очень необычное место   Кимитирион русского на Афоне монастыря. Фото афонских монахов       Афон очень необычное место     Бывают такие путешествия, которые хочется запечатлеть для самого себя. Не потому, что это где то далеко и там водятся неведомые звери и люди, а потому что там получил что то новое для души. Какой то новый, неизведанный для себя опыт. Этот опыт для меня драгоценен, и зная, что время все приводит к забвению, захотелось написать что-то типа дневника. А после написания возникла идея опубликовать свои впечатления. И чтобы читателям было понятно, о каком месте идет речь, пишу небольшое предисловие. Речь пойдет об уникальном месте, в котором тысячелетие как минимум, сохраняется необычное общественное устройство — православная республика. Находится она на Афоне — третьем полуострове из трех «пальцев», вдающихся в Эгейское море. Другое название Афона — Святая Гора или по-гречески Агион Орос. Почти весь полуостров занят горой и лесами. Еще на Афоне есть двадцать православных монастырей и бесчисленное количество скитов и келий. Жители Афона - православные монахи со всего света. Но больше всего здесь греков, сербов, румын, болгар, русских. Некогда здесь русских было чуть ли не больше, чем греков, но печальные времена после революций не дали Афону ни одного монаха из России. Афонская православная республика - это уникальное государство в государстве. Формально оно принадлежит Греции. Но имеет свою таможню, службу безопасности, а также свое правительство — протат. Имеет оно также свои визы под названием — диамонитирион. То есть, чтобы совершить паломничество на Афон, недостаточно иметь шенгенскую визу. Необходимо получить диамонитирион в офисе города Уранополис. Уранополис - это город, расположенный в самом начале полуострова Афон. Дальше вглубь полуострова начинаются владения Святой Горы, которые защищены самой настоящей границей со своей пограничной службой. Афон очень необычное место. Вот уже тысячу лет на Афон запрещено приезжать женщинам. Так уж повелось со времен одной византийской царевны, приехавшей на Святую Гору и получившей от Божией Матери требование удалиться из Афона. С тех пор считается, что для женщин посещение Афона может быть опасным духовно.

http://isihazm.ru/1/?id=2080

Прибрежный. Введенский скит. Карта и ближайшие объекты В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря расположился на реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева. С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым звоном. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского. Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита, была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его заветам. Устав монашеский был строгим. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы. Из устных источников (рассказов старожилов, р. Алексия) стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима. «Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах Вас встречали Херувимы и Серафимы удивительной лепной работы. Южные и Северные ворота венчались иконами «Знамение» и «Введение во Храм Божией Матери». У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Она начиналсь с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм. В конце сосновой аллеи располагалась 2-х этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы. В 1960 г. трапезная сгорела или по халатности или по злому умыслу, старожилы п. Прибрежного пожар помнят.

http://sobory.ru/article/?object=39358

Простой монах монастыря Эсфигмен отец Иосиф, занимающийся на Афоне строительными, реставрационными и рядом других работ, встретил меня очень радушно, но вместе с тем, в свойственной ему манере – сдержанно. Возможно, если бы Господу было угодно, отец Иосиф мог бы стать прекрасным священником. Любой, кто с ним общался, знает, как основательно проникает в ум и сердце его тихий голос, как рассудительно и грамотно он объясняет те или иные вещи, рассказывая о событиях афонской и православной жизни, демонстрируя при этом высокий интеллект, знание истории и религии. Но Господу известно, что отец Иосиф нужнее Афону в качестве строителя, прораба, бригадира, реставратора, плотника, эконома и даже повара, но не священника. За те годы, что он уже провел на Афоне, его руки построили не одно здание, восстановили не один монастырь, изготовили огромное количество мебели и монастырской утвари. А сколько он принял паломников , разместил, накормил, показал Афон и рассказал его историю. Как заботливо и продуманно он создавал этот Паломнический центр. Тут нет роскоши, но вместе с тем есть все самое необходимое для паломника. В каждой келье своя ванна и туалет, горячая и холодная вода, отопление, у изголовья каждой кровати, на тумбочке, лежит Молитвослов, Евангелие и Псалтирь, на стенах келий обязательно иконы Божией Матери, Спасителя, Иоанна Русского – покровителя Паломнического центра. С этого года в каждой келье лежит распечатка правил поведения на Афоне, порядок посещения монастырей и скитов, а также расписание движения автобусов из Кареи в другие монастыри. На первом этаже есть большой зал с камином и удобными диванами, где часто вечерами собираются паломники и вместе с отцом Иосифом и отцом Варсонофием пьют чай и ведут долгие беседы. Ну и нельзя не сказать о жемчужине Паломнического центра – маленькой домовой церкви, построенной на втором этаже. Ее только-только достроили, там еще нет икон в иконостасе, и она не освящена. Но молебны уже проводят, примерно пару раз в неделю. Я был на двух молебнах. Служил там какой-то монах из монастыря Эсфигмен, я раньше его не видел. А отец Варсонофий теперь в этой церкви исповедует перед причастием, но об этом расскажу позже.

http://pravoslavie.ru/77728.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 92  голоса:  4.9 из  5) Оглавление По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского Река времени рано или поздно выносит нас за пределы своего течения туда, где «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Выход из земной истории уготован всем нам. Но есть места на нашей земле, неподвластные времени и истории. Это святые места. Места, которые освятили стопы Самого Христа и Его Божественных учеников, где жили и живут люди, сумевшие выйти из исторической суеты и предстать пред Богом в вечности еще в дни своей земной жизни. Места, где Божественная благодать изливается незримым потоком, омывая сердца и души, их посещающие. Святая земля Палестины, где каждый камень источает благодать… Побывав в земном Иерусалиме, начинаешь понимать, почему душа взыскует Иерусалим Горний. Святая Гора Афон, «живые камни», монахи двадцати православных монастырей и бесчисленного количества скитов и келий круглосуточно возносят молитвы к Богу за весь мир. Райское место, земная красота, постоянное богообщение в молитве и таинствах. Но какой это великий подвиг — жить райской жизнью. Как сладостно и страшно предстать перед Богом и как страшно умирать для мира привыкшим к его суете… Возвращаясь в мир земной, несем мы с собой паломы пальмы, пальмовую ветвь как напоминание о мире ином, святом и благодатном. И зовемся мы поэтому паломники. …Взгляд упал на привезенные святыньки, и память воскрешает незабываемые дни. Зримые следы Его. Паломничество в Палестину Двадцать шестого мая 1994 года из Самары на Святую Землю вылетела первая за последние десятки лет паломническая группа. Возглавил группу Преосвященнейший Сергий, епископ Самарский и Сызранский. На Святую Землю поехали известные и заслуженные священнослужители нашей епархии: протоиереи Иоанн Гончаров, Николай Манихин, Григорий Коберник, Феодор Глушаков. По милости Божией, владыка не отказал, когда усердно просил его взять с собой и мое недостоинство. Были с нами и два мирянина — наши ангелы-хранители — Виктор Степанович Бекетов и Георгий Владимирович Кузьмин. Они опекали нас в земных делах, в которых мы не всегда ориентируемся, а часто бываем, как дети.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

расположен близ Кареи, на северо-востоке Св. Горы Афон (п-ов Афон (Айон-Орос), Греция). Общежительный, управляется дикеем (настоятелем, скитоначальником). Основан в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) . Согласно Житию преподобного, в 1746 г. он прибыл из скитов Трэистени и Кырнул (Валахия) на Афон, поселился в каливе на земле мон-ря Пантократор и принял монашеский постриг. В 1750 г. к прп. Паисию из Валахии пришел мон. Виссарион, затем другие ученики. Прп. Паисий приобрел у Пантократора келлию во имя св. равноап. Константина, получив от мон-ря и омологию (обоюдное согласие) на устройство нового скита. Вскоре собралась братия, до 12 чел. молдаван и славян. Монашеское правило вычитывалось на слав. и молдав. языках. По неоднократным просьбам братии, а также др. «духовников святогорских» прп. Паисий был рукоположен во иерея и «произведен... в духовничество» (Житие и подвиги. 2004. С. 152-154). Вскоре келлия стала мала для умножающейся братии и о. Паисий купил у мон-ря Пантократор ветхую келлию во имя св. Илии пророка и по благословению патриарха К-польского Серафима I , пребывавшего в монастыре на покое, в 1757 г. основал И. п. с. Трудами братии и «Хрестолюбцев подаянием» были построены церковь, трапезная, пекарня, кухня, странноприимница, 16 келий «и воду привели в скит» (Там же. С. 155). Монашеское правило совершалось по чину Св. Горы, а богослужение - на слав. и молдав. языках. Прп. Паисий ввел в обители общежительный устав, сам трудился вместе с братией, занимался рукоделием, днем вырезал ложки для продажи, ночью переводил труды св. отцов с греч. на слав. язык, спал не более 3 ч. Прп. Паисия часто посещал патриарх Серафим, а также иноки др. мон-рей. Полемика с молдав. схим. Афанасием (насельником Кавсокаливийского скита), сначала называвшим прп. Паисия «прелестником» и еретиком, а затем испросившим у него прощение, принесла настоятелю И. п. с. известность. Когда число насельников скита возросло до 64 чел., прп. Паисий стал ходатайствовать перед Протатом о приобретении обремененного долгами и мало населенного мон-ря Симонопетра . После благословения Протата о. Паисий переселился туда с половиной братии, а начальником скита оставил архим. Варлаама. Но, прожив в Симонопетре 3 месяца, он был вынужден возвратиться в И. п. с., т. к. был не в состоянии оплатить монастырские долги. В 1763 г. прп. Паисий вместе с братией на 2 судах покинул Св. Гору (Там же. С. 156-158). В скиту осталось ок. 20 чел., в 1766 г. проживал уже 41 чел. В этом же году был получен султанский фирман, освобождавший скит от выплаты хараджа (подушной подати) (Русский общежит. скит св. прор. Илии. 1896. С. 52).

http://pravenc.ru/text/389269.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010