Это таинственное и благодатное воссоздание мира чрез Иисуса Христа, отпечатленное в самом миротворении, от века таилось в премудром совете Божием, сокровенном от век и от родов ( 1Кор.2:7 ): ещё прежде сложения мира, вместе с тем, как волею Всевышнего закалался за грехи мира пречистый и непорочный Агнец – Христос ( 1Пет.1:19–20 ), в Нём уже избрал и предназначил Бог в усыновление Себе людей ( Еф.1:19–20 ). И совершивший смертью Своею искупление преступлений, бывших в первом т. е. Ветхом Завете, Христос явился Ходатаем новаго и лучшаго Завета, в котором обетования первого восприяли исполнение своё ( Евр.9:15 ); бывших досель тмою Он соделал светом, отчужденных от Завета Божия язычников соделал снаследниками, стелесниками и сопричастниками Божественных обетований ( Еф.5:8 , Еф.3:6 ). Всё это есть Божий дар, – дело Бога Всемогущего; действием Его державной силы, которою Он воздействовал во Христе, мы становимся верующими; Он привлекает нас ко Христу, и в Нём сооживляет силою Духа Освятителя. В прославляемом Сыне Человеческом, совершившем на земле дело искупления рода человеческаго, прославляется Бог Отец; слава, Ему принадлежащая и измененная людьми в подобие образа тленна человека и птиц четвероногих и гад ( Рим.1:23 ), засвидетельствована снова пред миром так, что вместе с принятием истины Евангельской люди перестали воздавать Божескую честь мнимым богам; но между ними водворилось почитание единого истинного Бога. Письма с Востока Карея 4 сентября 1849. 240 После монастырей, скитов и отдельных келий, которые непрестанно мне встречались с тех пор, как я ступил на землю афонскую, чрезвычайно изумился я при виде Кареи, сего торжища св. горы с базаром, какой встречаешь в каждом турецком городе, хотя и с монашескими изделиями в открытых его лавках. Там кипит вся внешняя деятельность афонская, и каждую субботу со всех сторон собираются туда убогие келиоты, живущие по дальним и близким келиям, и скитники, для продажи вырабатываемых ими в течении недели рукоделий, которыми особенно славится св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский вопрос   Старец Ипполит (Халин)     Ходил я к морю, на камушке сяду, пою, молюся и плачу Публикуется впервые - Афон     Афонский вопрос   Эллада встретила русских монахов из СССР не слишком благосклонно, их много лет преследовало подозрение грече­ских спецслужб в «экспорте революции». И эти подозрения нередко доходили до абсурда...   Но таково уж было геополитического противостояния соцлагеря во главе с Союзом и «мира демократии», к которому пошла Греция. «Холодная война» СССР и Запада не прекращалась даже на Афоне .     До революции в России о Свято-Пантелеимоновско: мона­стыре заботился сам русский Царь и члены Императорской фамилии. Российская Империя всячески (порой не только сред­ствами дипломатии) поддерживала славянское присутствие на Афоне и особый духовно-политический статус Святой Горы.         Единственный неуязвимый уголок     В1913 году, накануне I Мировой войны, на Святой Горе находи­лось, по разным оценкам, от 3500 до 4800 человек русских, из них около половины — в Пантелеимоновском монастыре , который процветал не только духовно, но и материально.   Вот что писали вскоре после Октябрьского переворота в своих «агитках» большевики:   «Сейчас, когда почти все наши монастыри смыты революционной волной, Афон с его сотня­ми келий, скитов и монастырей и десятитысячной армией чер­норизцев заслуживает сугубого внимания и приобретает для нашего православия особое значение.   Как единственный неуязвимый уголок этих черных паразитов-пауков, сотни лет высасывавших из кармана нашего крестьянина от трех до семи миллионов рублей ежегодно...»   Впечатляющая классовая ненависть...   Между тем, в Греции в 1926 году на высшем государственном уровне было принято и узаконено «Новое положение об Афоне», которое полностью изменило международный статус Святой Горы. «Полуостров Афонский является самоуправляемой частью Греческого государства, — утверждается в «Положе­нии», — под духовным управлением Вселенского Патриарха.   Все монашествующие на Афоне являются отныне греческими подданными, а также все вновь поступающие послушники ста­новятся таковыми без дополнительных каких-либо проше­ний...» В свое время российские дипломаты посмеивались над «амбициями» греков. Как оказалось, напрасно. «Наше отноше­ние к единоверным эллинам было далеко не идеальным. Мы их попросту игнорировали... А теперь они нас...

http://isihazm.ru/1/?id=1910

Он приехал в древнюю, красивую Троице-Сергиеву лавру, назвался иеродиаконом Владимиром и сам удивился, как быстро оказался в полном монашеском облачении, да еще окруженный приятной, хотя и несколько утомительной, дружеской заботой. Его надежды как-нибудь получить или достать здесь новый паспорт не оправдывались. Более того, жить в просматриваемом насквозь милицией и КГБ Загорске становилось все опаснее. – А как же ты дерзнул служить литургию? – спросил я. Мне это действительно хотелось понять. И, к тому же, полезно было показать ему, что я знаю даже такие детали. – Ну, а что мне было делать? – уныло проговорил Сергей. – Монахи все настаивали: «Как же так, ты иеродиакон, и не служишь?» Ну и я… – Ужас! – воскликнула Олеся. Сергей вздохнул и продолжил свой рассказ. Узнав, что в нашей стране есть место, где живут безо всяких документов, где тепло и вольно, он поехал в Сухуми. За полтора месяца пребывания на Кавказе он обошел немало горных келий и скитов. Его, назвавшегося иеродиаконом Владимиром и привезшим весточки и поклоны от лаврских монахов, провели туда, куда не допускали многих, рассказали о том, о чем мало кому рассказывали. Но оставаться в горах Сергей, конечно, даже и не думал. Зато здесь он узнал о том, что печорский наместник помог одному из монахов, спустившемуся по болезни с гор, оформить документы. Узнал он и о трагедии монаха Августина… Все остальное нам было известно. Когда Сергей закончил свою историю, я отправил его в «келью». А мы остались. И вновь перед нами встал вопрос, тот же, над которым мы мучались последние две недели: что нам с ним делать? Только теперь уже исходя из совершенно новых обстоятельств. Когда в начале нашей сегодняшней беседы я сказал Сергею, что в любой момент могу вызвать милицию, я говорил неправду. Сдавать его в милицию было ни в коем случае нельзя! И не только потому, что Сергей в дальнейшем мог рассказать следователю, что мы более чем серьезно решали вопрос о покупке для него фальшивого паспорта. Это мелочь. Главная опасность заключалась в том, что этот человек, побывав в горах, узнал все основные пути перехода от легального положения в Церкви к нелегальному. Он был знаком с матушкой Ольгой и дьяконом Григорием из Сухуми и знал об их связях почти со всеми тайными кельями. Побывал в горных приютах, разузнал пути к старцам, прожившим в горах многие десятки лет. Правоохранительные органы не мало бы посулили ему за такую информацию. Но и отпустить его сейчас просто так, с глаз долой – из сердца вон, было тоже невозможно: он бы наверняка снова отправился промышлять по храмам-монастырям.

http://pravoslavie.ru/35297.html

п. Более того, почти вся эта «теория» нашла то или иное отражение в сфере художественной культуры, в богатейшем и многообразней-шем византийском, а затем и славянском, грузинском, древнерусском искусстве. После заката С падением Константинополя в 1453 г. и окончательной гибелью империи ромеев не закончилась история византийской эстетики. Многие традиции художественно-эстетической культуры и основные компоненты эстетического сознания византийцев продолжали жить и даже развиваться в оставшейся до наших дней независимой духовной частице Византии – в монашеской православной стране на Святой горе. С X в. Афон стал мощным генератором и накопителем духовной энергии православного мира. В последние века своего существования Византия получила со Св. Горы немало крупных мыслителей и талантливых творцов своей культуры. После падения Константинополя многие деятели византийской культуры нашли прибежище в 20 афонских монастырях и множестве скитов и келий Св. Горы и открыли новую страницу византийской культуры (и эстетики, в её составе) – поствизантийской, которая ещё многие столетия питала духовно все православные народы. Особое значение имел Афон для тех из них, которые оказались под турецким игом. Православные греки, македонцы, сербы, болгары видели в Афоне символ грядущего освобождения от власти иноверцев, получали со Св. Горы все необходимое для поддержания христианского благочестия в тяжелых условиях иноземного гнета – священнослужителей, книги, иконы, духовных учителей, книжных и иконных мастеров. На Афон посылали эти народы и своих лучших сынов для усвоения православного знания, истинной веры, культуры. Важным источником духовности был Афон и для Древней Руси. Падение Константинополя совпало с расцветом древнерусской духовной культуры, эстетического сознания древних русичей. Византийцы и до этого были желанными гостями на Руси; греческие книжники, строители, иконописцы регулярно работали в русских землях с первых десятилетий крещения Руси. Немало приезжало их в духовную наследницу своего порабощенного отечества и после захвата Константинополя, как правило, через Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонская ночь   Афонская ночь     Волна За волною Дробятся На скалах, На лицах Людей И на душах Усталых, Трудом И жарой Утомленных... Есть в этой Усталости Скрытая Мощь, Что тихо Сияет В сердцах Просветленных, Когда наступает Афонская Долгая Светлая Ночь, С которой и я Подружиться Не прочь... Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 8 2017/11/27, 18:54:00 Господь Бог Всемогущий избавь от всех искушений лукавых нас. Аминь. Новожилов Игорь Леонидович 2017/11/24, 22:58:56 Монаха Симеона Афонского, поминай Господь Бог Всемогущий, всеми Ангелами Божиими, во Царствии Небесном Божией, в духовном подвиге избавляя от всех бед горестных, всей мощью колоссальной всех Архистратигов Божиих молитвою Божественной Отроковицы, царствующей на Афоне тысячи лет земных, старанием всех Безсеребрянников Божиих осыпь с небес монетами, банкнотами, купюрами, набитыми в мешки, весом пудов по семь, прицельно целясь по Монаху Симеону Афонскому, стараясь очень удивить точным попаданием. Аминь. +79502401549 Новожилов Игорь Леонидович 2017/11/24, 22:47:55 Господь услышь меня и внемли воплю, окутанного грустью и тоской, печальной скорбью удручённого, рыдающего всей душей, роняющего слёзы непрестанно, укрой от бед и горестей в тиши, Скитов, Монастырей и Келий, под Мощью всех Церквей, подобно камням драгоценным, подобно монетам золотым, подобно иконам Чудотворным, спрятанным в подклет или мощам, благоухающим особым ароматом, пространства наполняющим чудесным благоуханием сандаливого дерева, цветов Иланг-Илаг, растения Нероли, корицы, кардамона, цедры, ванили, мяты, хвои кедра, табака и коньяка, смешаннного со свежим хлебом, чуть отдающим пряною травой, укрой на веки в тишине Соборов, в Часовнях положи, в дубовый гроб, украшенный гроздями винограда золотыми, сотней Офанимов, Херувимов, Серафимов, снаружи и внутри, дай отдохнуть под кровом крыльев Ангелов, всех Чинов, Иерархии Небесной Божией, славу, честь, хвалу, вместе с поклонением и благодарением,

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=25...

263 Происхождение и судьба названного нами списка тесно связаны с Афоном и тамошними иконописными школами. Со времени упадка политической жизни Византии, Афон сделался хранителем ее церковных преданий, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияния запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. Известно, что основание общежитных афонских монастырей началось с VIII–IX веков, и вскоре, благодаря быстрой колонизации этого укромного местечка, образовалась на Афоне целая монашеская община со множеством монастырей и скитов, храмов и келий. С тех пор и строгое церковное искусство, многое к тому времени потерявшее в Византии, нашло себе убежище на св. горе, где еще в XI веке, по преданию, нужно заметить, очень смутному, жил какой-то знаменитый живописец Мануил Панселин – полуисторическая личность, оставившая по себе очень громкую славу на Афоне, но, к сожалению, слишком скудные сведения о своем происхождении, об обстоятельствах жизни и своих трудах. По словам позднейшего предания, «он, как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев». В этой восторженной похвале слышится между прочим и аллюзия на самое имя изографа: πανσληνος – совершенно луновидный. Славный живописец не остался без продолжателей; после его смерти афонские монахи с особенною любовью и большим тщанием разыскивали произведения Мануиловой кисти и подражали им, как образцу недосягаемого совершенства, а более талантливые и преданные своему делу стали с течением времени приводить в известность и записывать иконописные предания, которых держались Панселин и прочие именитые изографы. Так в начале XVIII века составлено было Дионисием, живописцем и иеромонахом из Фурны, названное нами руководство в живописном искусстве. Чтобы нагляднее представить себе греческий иконописный подлинник и вернее оценить потом его значение в истории церковной живописи, познакомимся с содержанием и характером Ерминии Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Рисунки, в количестве 480, исполненные по золотому полю лучшими артистическими силами Византии, драгоценны как для истории быта и церковной жизни того времени, так и в отношении художественном. Для нас в данном случае миниатюры Васильевой менологии важны со стороны их значения в истории образования иконописного подлинника, поскольку они, заключая в себе сравнительно полный цикл иконографических сюжетов, долгое время служили компетентными образцами для позднейших живописцев. Впрочем, изображения рассматриваемой рукописи не имеют притязания дать тем или другим типам художественную и церковную санкцию; заключая в себе все необходимые задатки лицевого подлинника, они, тем не менее, не составляют руководства в иконописании в строгом смысле слова; значительный объем и в тоже время относительная неполнота содержания не позволяют лицевой менологии императора Василия стать в ряду иконописных подлинников. Полный и систематически составленный кодекс греческого подлинника дошел до нас в списке очень позднего времени, именно XVIII в. и носит следующее название: ρμηνεα τς ζωγραφικς или наставление в живописном искусстве 2 . Происхождение и судьба названного нами списка тесно связаны с Афоном и тамошними иконописными школами. Со времени упадка политической жизни Византии, Афон сделался хранителем ее церковных преданий, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияние запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. Известно, что основание общежитных афонских монастырей началось с VIII–IX в. и вскоре, благодаря быстрой колонизации этого укромного местечка, образовалась на Афоне целая монашеская община со множеством монастырей и скитов, храмов и келий. С тех пор и строгое церковное искусство, многое к тому времени потерявшее в Византии, нашло себе убежище на св. горе, где еще в XI в. по преданию, нужно заметить очень смутному, жил какой-то знаменитый живописец Мануил Панселин – полуисторическая личность, оставившая по себе очень громкую славу на Афоне, но к сожалению, слишком скудные сведения о своем происхождении, об обстоятельствах жизни и своих трудах. По словам позднейшего предания, «он, как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев». В этой восторженной похвале слышится, между прочим, и аллюзия на само имя изографа: πανσληνος – совершенно луновидный. Славный живописец не остался без продолжателей; после его смерти афонские монахи с особенной любовью и большим тщанием разыскивали произведения Мануиловой кисти и подражали им, как образцу недосягаемого совершенства, а более талантливые и преданные своему делу – стали с течением времени приводить в известность и записывать иконописные предания, которых держались Панселин и прочие именитые изографы. Так, в начале XVIII в. составлено было Дионисием, живописцем и иеромонахом из Фурны, названное нами руководство в живописном искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 6 дней Афонская ночь   Афонская ночь     Волна За волною Дробятся На скалах, На лицах Людей И на душах Усталых, Трудом И жарой Утомленных... Есть в этой Усталости Скрытая Мощь, Что тихо Сияет В сердцах Просветленных, Когда наступает Афонская Долгая Светлая Ночь, С которой и я Подружиться Не прочь... Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 8 2017/11/27, 18:54:00 Господь Бог Всемогущий избавь от всех искушений лукавых нас. Аминь. Новожилов Игорь Леонидович 2017/11/24, 22:58:56 Монаха Симеона Афонского, поминай Господь Бог Всемогущий, всеми Ангелами Божиими, во Царствии Небесном Божией, в духовном подвиге избавляя от всех бед горестных, всей мощью колоссальной всех Архистратигов Божиих молитвою Божественной Отроковицы, царствующей на Афоне тысячи лет земных, старанием всех Безсеребрянников Божиих осыпь с небес монетами, банкнотами, купюрами, набитыми в мешки, весом пудов по семь, прицельно целясь по Монаху Симеону Афонскому, стараясь очень удивить точным попаданием. Аминь. +79502401549 Новожилов Игорь Леонидович 2017/11/24, 22:47:55 Господь услышь меня и внемли воплю, окутанного грустью и тоской, печальной скорбью удручённого, рыдающего всей душей, роняющего слёзы непрестанно, укрой от бед и горестей в тиши, Скитов, Монастырей и Келий, под Мощью всех Церквей, подобно камням драгоценным, подобно монетам золотым, подобно иконам Чудотворным, спрятанным в подклет или мощам, благоухающим особым ароматом, пространства наполняющим чудесным благоуханием сандаливого дерева, цветов Иланг-Илаг, растения Нероли, корицы, кардамона, цедры, ванили, мяты, хвои кедра, табака и коньяка, смешаннного со свежим хлебом, чуть отдающим пряною травой, укрой на веки в тишине Соборов, в Часовнях положи, в дубовый гроб, украшенный гроздями винограда золотыми, сотней Офанимов, Херувимов, Серафимов, снаружи и внутри, дай отдохнуть под кровом крыльев Ангелов, всех Чинов, Иерархии Небесной Божией, славу, честь, хвалу, вместе с поклонением и благодарением,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=9&iid=2522

Здесь можем мы удобно предаться беседе; а пока мы будем услаждать взоры приятным видом деревьев и виноградных лоз, дух [наш] одновременно приобретет пользу от слуха и удовольствие от зрения» (Ad Donat. l). Ранние христиане хорошо чувствовали, что наслаждение, получаемое от созерцания красоты природных пейзажей,- наслаждение духовное, активно способствующее мыслительной, созерцательной, вообще любой духовной деятельности человека. Не случайно после официального признания христианства религией Империи многие подвижники новой веры в поисках высокой духовной жизни бежали из городов, от суеты мирских дел в «пустыню» - на лоно природы; не случайно и большинство христианских монастырей, скитов, келий сооружались в красивейших уголках природы. Христианская культура, во многом абсолютизировавшая духовный мир человека, тонко чувствовала и высоко ценила красоту природы и ее значение для развития духовных способностей человека. Поэтому апологеты и противопоставляли римским зрелищным искусствам, возбуждающим грубую чувственность, «лучшие зрелища» (spectacula meliora), доступные нашему зрению и достойные удивления,- «красоту мира» (mundi pulchritudinem). Пусть человек, стремящийся к зрелищным удовольствиям, созерцает восход и заход солнца, смотрит на диск луны, то возрастающий, то убывающий, на сонмы звезд, сверкающих в небе; пусть созерцает он смену времен года и лицо земли, увенчанное горами, реками, морями, населенное птицами, рыбами, животными и людьми. «Какой театр, построенный человеческими руками, может сравниться с этими делами? Пусть он будет построен из огромных каменных глыб, но горные хребты выше [его]; пусть филенчатые потолки [его] сияют золотом, но блеск звезд [их] превосходит. [Так], никогда не будет удивляться делам человеческим тот, кто признает себя сыном Божиим» (Ps.-Cypr. De spect. 9). Увлечению позднеантичной культуры делами рук человеческих раннее христианство противопоставляло искусство божественного Художника, красоте античного искусства - красоту природы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Подобные настроения и ухудшение отношения греков к русским после Японской войны описывает С. В. Смоленский, бывший с в 1906 году на Афоне в составе Афонской экспедиции Общества любителей  древней письменности: ««Вражда между греками и славянами – неумолимо резка. « Греки никогда не прямы в своих речах, сказал сегодня Андреевский архимандрит Иосиф, а по отношению к русским всегда коварно-злобны и крайне алчны». Усиление славянского элемента на Афоне (в частности особенно русского) есть причина самого неудержимого проявления нескрываемой ненависти и самого настойчивого стеснения каких бы ни было русских начинаний. Славяне теперь не могут купить ни Афоне никакого клочка земли; всякие просьбы русских скитов и келий, даже самые справедливые и безденежные, отвергаются греками, не берущими теперь за новые аренды даже сумасшедшие по дороговизне цены… Страшное для греков усиление русского элемента на Афоне за последние 50 лет пугает греков, и они бояться, что во владении Афоном им придется поменяться ролями. Жестокое падение русского престижа, замечаемое теперь повсюду вследствие японской войны и наших внутренних смут, дало возможность грекам, даже таким монастырям, как Ивер, Ватопед, получающим колоссальные ежегодные суммы из России, так поднять нос, что только надо удивляться русскому обычному долготерпению при наличности такой уж совсем не монашеской наглости и алчности» [xxv] .      Яковлев пишет Послу в Константинополе Зиновьеву: «Его (Патриарха – П.Т) и прочих греков любовь к России выражается в том. Что они позволяют поклонникам плакать о грехах у православных святынь. Но за это они обирают наивных самым бесцеремонным образом, а если дают прожившемуся бедняку 3--5 руб., то присоединяют к ним 300500 воззваний о пожертвовании и адресов для раздачи в России. За такую рекламу очень выгодно заплатить несколько рублей. Едва же дело коснется какого-нибудь серьезного начинания нашего, то греки кричат о нарушении канонов церкви и их привилегий. Вашему Высокопревосходительству хорошо известна борьба Патриархии против всех наших начальников миссии, а особенно против знаменитого о.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1641

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010