Содержание От составителя Ж.-К. Ларше. О письмах святого Максима I. Значение писем II. Христологические письма 1. Введение 2. Христология Севира Антиохийского и его учеников 3. Взгляд Максима на христологию Севира 4. Защита православной христологии через критику христологии монофизитской а) Две природы Христа и их сохранение после соединения б) Существуют две природы, а не одна в) Православный смысл выражения святого Кирилла «единая природа Бога-Слова воплощенная» г) Ипостасное соединение природ д) Христос не является одной составной природой е) Составная ипостась Христа ж) «Природы, из которых, в которых и которые есть Христос» з) Общение идиом и) Человеческая природа Христа воипостазирована 5. Смысл Письма XIX III. Письмо II, к кубикуларию Иоанну о любви IV. Особенный интерес, который представляют некоторые другие письма V. Адресаты писем и биографические и исторические сведения о них Преподобный Максим Исповедник. Письма Предисловие переводчика Условные обозначения Письма, вошедшие в собрание Ф. Комбефиса Письмо I. Слово увещевательное в виде письма. Рабу Божиему господину Георгию, преблагословенному наместнику Африки Схолии Письмо II. Кубикуларию Иоанну о любви Схолии Письмо III. Тому же Письмо IV. Тому же, о печали по Богу Письмо V. Константину Письмо VI. Святейшему и блаженнейшему архиепископу Иоанну о том, что душа бестелесна Письмо VII. Пресвитеру Иоанну о том, что душа и после смерти сохраняет действие мысли и не утрачивает ни одной из своих естественных способностей Письмо VIII. Тому же Письмо IX. Пресвитеру и игумену Фалассию Письмо X. Кубикуларию Иоанну Письмо XI. Игуменье о монахине, вышедшей из монастыря и раскаявшейся Письмо XII. Кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против еретика Севира Изложение правого исповедания О различии и о том, как следует благочестиво исповедовать две природы во Христе после их соединения Иначе о том же О том, что число и не разделяет, и не разделяется, и по своей сути вовсе не вносит разделения в то, к чему прилагается Как благочестиво употреблять число для изъявления различия Как следует понимать изречение святого Кирилла в послании к Суккенсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Блаженная Параскева Дивеевская ЖМП 10 октябрь 2015 /  2 декабря 2015 г. 15:50 Паша Саровская. Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 22 сентября/5 октября 2015 года исполнилось 100 лет со дня кончины Христа ради юродивой Параскевы Дивеевской. ­Несмотря на широкую известность блаженной Параскевы, о ней сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако несколько лет назад священник Георгий Павлович, проводя научно-исследовательскую работу в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, неожиданно обнаружил письма, написанные келейницей блаженной Параскевы послушницей Пелагеей к неустановленному лицу (сперва в 1913 году, называемому Константин Андреевич, а в 1915–1916 годах отцом Серафимом). Эти письма публикуются впервые. До сих пор основными источниками сведений о Паше Саровской считались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым), и воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой), близко общавшейся с келейницей блаженной Евдокией (Дуней) Барсковой. Обнаруженные же автором этих строк письма, несмотря на то что носят по преимуществу бытовой характер, представляют собой несомненную ценность как достоверный исторический источник, позволяющий подтвердить многие факты, известные из предания. Они также проливают свет на важные подробности, в особенности касающиеся кончины блаженной. Прежде чем перейти непосредственно к письмам, необходимо сказать несколько слов об их авторах — келейнице, писавшей от имени блаженной, и ее адресатах. Из разных источников известно, что у блаженной Параскевы было несколько келейниц. Много лет старшей и наиболее любимой из них была монахиня Серафима (в миру Анна Ивановна Капустина). Но в 1913 году ее уже не было в живых. Из воспоминаний ­монахини Серафимы (Булгаковой) известна другая келейница — послушница Евдокия Ивановна Барскова (1879 — после 1919 года). Приводимые ниже письма написаны послушницей Пелагеей. Точных сведений о ней нет. Однако можно предположить, что речь идет о послушнице Пелагее Федоровне Верховой (1871 — после 1919 года, из крестьян села Кременки Ардатовского уезда Нижегородской губернии), которая значится в списке сестер 1917–1919 годов под 694 на синодичном и псалтирном послушании перед Евдокией Барсковой 695). Известно, что в домике Паши Саровской после ее кончины читалась непрестанно Псалтирь, а тот факт, что нижеприведенные письма написаны послушницей Пелагеей, может указывать на ее старшинство после кончины монахини Серафимы. А.П. Тимофиевич, посетивший Дивеево и Саров в 1926 году, сообщает о многолетней келейной блаженной Паши монахине Киприане (Тимофиевич А.П. Божии люди. М.: Паломник, 1995. С. 92–93). К сожалению, пока не удается с достоверностью определить, о ком идет речь. Возможно, это всё та же бывшая послушница Пелагея, письма которой здесь приводятся, получившая в монашестве имя Киприаны.

http://e-vestnik.ru/church/pasha_sarovsk...

Паша Саровская Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 3 декабря, 2015 Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 22 сентября/5 октября 2015 года исполнилось 100 лет со дня кончины Христа ради юродивой Параскевы Дивеевской. Несмотря на широкую известность блаженной Параскевы, о ней сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако несколько лет назад священник Георгий Павлович, проводя научно-исследовательскую работу в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, неожиданно обнаружил письма, написанные келейницей блаженной Параскевы послушницей Пелагеей к неустановленному лицу (сперва в 1913 году, называемому Константин Андреевич, а в 1915-1916 годах отцом Серафимом). Эти письма публикуются впервые. До сих пор основными источниками сведений о Паше Саровской считались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым), и воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой), близко общавшейся с келейницей блаженной Евдокией (Дуней) Барсковой. Обнаруженные же автором этих строк письма, несмотря на то что носят по преимуществу бытовой характер, представляют собой несомненную ценность как достоверный исторический источник, позволяющий подтвердить многие факты, известные из предания. Они также проливают свет на важные подробности, в особенности касающиеся кончины блаженной. Прежде чем перейти непосредственно к письмам, необходимо сказать несколько слов об их авторах – келейнице, писавшей от имени блаженной, и ее адресатах. Из разных источников известно, что у блаженной Параскевы было несколько келейниц. Много лет старшей и наиболее любимой из них была монахиня Серафима (в миру Анна Ивановна Капустина). Но в 1913 году ее уже не было в живых. Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой) известна другая келейница – послушница Евдокия Ивановна Барскова (1879 – после 1919 года). Приводимые ниже письма написаны послушницей Пелагеей. Точных сведений о ней нет. Однако можно предположить, что речь идет о послушнице Пелагее Федоровне Верховой (1871 – после 1919 года, из крестьян села Кременки Ардатовского уезда Нижегородской губернии), которая значится в списке сестер 1917-1919 годов под 694 на синодичном и псалтирном послушании перед Евдокией Барсковой 695).

http://pravmir.ru/pasha-sarovskaya/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы, слова и письма Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.   1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула. 2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). 3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. 4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь. 5. СЛОВО о принятии Севериана. 6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским. 7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Раздел первый. Письма 1–80 Письмо 1 Возлюбленные о Господе чада! Сегодня воспоминаем, как премилосердый Господь на Тайной Своей Вечери преподал Своим ученикам пребожественное, пречистое Тело Свое, и пречистую и Животворящую Кровь Свою, во оставление грехов наших, и так крепко соединил всех нас с Собой, сказав: ядый Мою Плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ), а Церковь поет в 5-ом ирмосе: «Союзом любве связуеми апостоли, яко ратолюбцы, себе Христу пренесше» Я, многогрешный, умыслил в сей самый день написать вам сие к воспоминанию и утверждению союза вашего о Господе, так как неисповедомый промысел Божий призвал вас в одну св. обитель и расположил сердца ваши к согласному купножитию в товариществе, дабы удобнее и отраднее проходить подвиг самоотвержения, побеждать страсти и искать спасения. Ибо горе единому, аще впадет в уныние, или разленение, несть воздвизай его, – говорит премудрый. ( Еккл. 4:10 ). Но чтобы сей союз утвердился и был крепок между вами, надобно просить от Бога помощи и претерпеть многий искус и брань вражию, воздвизаемую в вас друг против друга, ибо он ненавидит добро, стараться будет насевать между вами немирство и смущение за самые ничтожные вещи, и когда вы по немощи помысла и по неразумению, а более по гордости, принимая возникающие помыслы, не будете их отражать, но еще умножать в мысли, то что из того будет? Смущение день ото дня будет возрастать и вместо желанного мира поселится вражда, от чего да избавит вас Господь! Начало сему уже и здесь стало было показываться, а что еще опаснее, когда ты за принятие или за прилог помысла смущалась, считая себя уже виновной и преступницей, когда имела твердое произволение на сохранение дружбы, открыть сестре опасалась, что она вперед не будет тебе говорить или оскорбится, да и меня боялась, что буду на тебя скорбеть, и эти спекуляторы терзали тебя не малое время. Так же и ты, N… смущалась, что наносила и наносишь ей скорбь по худому своему навыку. Все сии и подобные брани можете с помощью Божьей обращать в свою пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Э.Л. Меженная Содержание От автора «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь     По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского. Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аврамия (Мартынова), монахиня Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Насельница Владимирского Успенского Княгинина монастыря до его закрытия в 1923 г. Монашеское имя получила в честь мученика Аврамия Болгарского, святые мощи которого хранились в обители 27 . До конца своих дней поддерживала связь со святителем Афанасием. Во время его епископского служения во Владимире шила ему облачения, собирала и посылала продукты и необходимые вещи в тюрьмы и лагеря, где находился Владыка. В старости мать Аврамия была для односельчан за священника: и отпевала, и давала духовные советы. С любовью относился к старой монахине Владыка Афанасий. О ней писал он своим друзьям из лагеря: «Какое христианское отношение к болезням!» 28 Освободившись, он старался помочь матушке чем только мог. А о ее великой любви говорят ее письма. Скончалась мать Аврамия 2 декабря 1959 г. «Дорогой наш светильник погас», – писали о ней односельчане Мария и Иоанн. Их письмо о кончине матери Аврамии публикуется здесь же. Мать Аврамия была полуграмотной. В ее письмах отсутствуют знаки препинания, последние буквы слов часто недописаны, что восстановлено без оговорок. Орфографические ошибки исправлены, расставлены знаки препинания. 1. Не позднее 4 января 1957 г. Х[ристос] п[осреди] н[ас]. Ваше Преосвященство Владыко святый. Просим мы вашего благословения и ваших св[ятых] мол[итв] за нас, многогрешных, – м. Авр[амия] Иван, Мария. Кланяемся Вам в ножки и целуем Вашу ручку и поздравляем вас с праздн[иком] Р[ождества] Х[ристова] и с наст[упающим] новым годом и желаем Вам добраго здравия телесного и душевного спасения и терпения в немощах Ваших. Как Ваше здоровье, а мое самое плохое, часто гриппом болею, и сердце не очень хорошо, душит, задыхаюся. В[ладыко], я Вас прошу, нет ли у Вас маленьких картинок Николая Чудотворца, Божией Матери. Все просят, у меня молитвенников просят. В[ладыка], еще скажите мне, меня спрашивают люди, чего лучше для души, сорокоуст заказать или отпевание. А все денег нет, бедные люди. Старухи умирают, на все надо полторы сотни. Ко мне некоторые приходят и просят отпеть, дадут мне 10 руб[лей]. А кто 5 [рублей], я даю землички, рукописание, сама пишу его, у меня есть требник, и венчик рисую, крестик и «Святый Боже» пишу. отец Александр меня научил, он ко мне ходил каждый год, нас, старух, причастить на ночь придет, а сейчас трудно вызвать священника – привези, увези, лошадь не дают. В[ладыка], прости меня, я стала нетерпеливая, надоело мне такой хворой жить. Машу я заманила ко мне, хотя, Спаси Боже, ходит ко мне, все дела делает. Простите меня Х[риста] р[ади] и благословите меня, помолитеся за меня. Будьте хранимы Богом. Ваша молитвенница м[ать] Авр[амия].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения Предисловие В 2002 году Московский ставропигиальный Новоспасский монастырь подготовил к изданию книгу «О жизни схиархимандрита Виталия». В этом же году по итогам конкурса «Новая русская книга» она была удостоена премии Союза писателей России и литературного фонда России имени Эдуарда Володина в номинации «Жизнеописание». Не осталась она незамеченной и в среде православных читателей. В течение ряда лет в издательский отдел монастыря продолжают поступать читательские отклики из всех уголков России, а также из Украины, Белоруссии, Молдовы, Болгарии, Австралии, США. Пишут нам и миряне, и монашествующие, и настоятели монастырей. Сама личность старца Виталия (Сидоренко), его жизненный подвиг никого не оставляет равнодушным. Приведем здесь несколько кратких отзывов. Михайлова Валентина Петровна (Ростовская обл.): «Я полюбила Батюшку, он стал мне родным. Мне очень не хватает духовного наставника. И каждая строка этой книги для меня наставление». Шевердяева Галина (г. Таганрог): «С молитвой открываю книгу и читаю, будто именно для меня написанное. Духовная помощь, утешение. Моя знакомая сказала: “настольная книга " ». Цветанка Петрова (Болгария): «Много можно научиться смирению, доброте и любви к ближнему». Монахиня Тавифа (Сидней, Австралия): «Эта книга всегда со мной. На 5–10 минут заглянешь в нее и Батюшка Виталий шлет тебе мир душевный и надежду на спасение». Пермякова Елена Никифоровна (Тобольск): «Это какой-то чудный старец. Он вызывает удивление, особенно в наше время, когда все «большие», все командиры». Р. Б. Игорь (С.-Петербург. Валаамское подворье): «Жизнь таких людей вдохновляет на покаяние и новые труды во славу Божию». Власова И. Г. (Московская обл.): «Побольше бы таких описаний жизни подвижников – больше людей спасли бы свои души!» Татьянкина Галина (г. Усмань): «Читаю и не могу ни начитаться, ни оторваться. Хочется плакать, молиться, каяться». Данилова Л. А. (Оренбургская обл.): «Какая чудная книга! Такая полезная, нужная для нас – мирян. Сколько я из нее почерпнула для себя мудрого, как она укрепляет в вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010