Тишина моря предвещает иногда сильное волнение оного, так же и после тихой и приятной погоды надобно ожидать бури, дождя, грома и молнии; и наоборот. Это бывает и в нашем душевном устроении, и мы нередко испытываем оное сами на себе; что и с тобою случилось: ты была мирна, спокойна, и занималась духовным чтением и проч., но благодать Божия приуготовила тебе испытание и обличение твоего устроения. Читая отеческие книги, ты питала свою душу и ум теоретически и была спокойна; но спокойствие оное было ненадежно, не отвне, а отвнутрь лежащих в тебе страстей: самолюбия и проч. Явилось обличение, и ты смутилась. От чего же? Явно от того, что прежде никто тебя не трогал. Перейди от теории к практике и научайся, как поступать при возмущении страстей и как приобретать терпение. И что же надобно терпеть? то ли, когда мы бываем поносимы и укоряемы по вине нашей, или то, когда нас невинно поносят и уничижают? Кажется, в этом то и состоит терпение, когда мы невинно страждем. Да и Бог это знает, но посылает; не сомневаюсь, что ты веруешь сему. Опять же, когда страсть ярости и гнева подвинулась в тебе, то она не от тех вложена, кто тебя оскорбил, но лежала внутри, а они только показали, смотрением Божиим, дабы ты постаралась об исцелении ее самоукорением, смирением и любовью. Но как можно любить оскорбивших, они наши злодеи? Господь знал это, а приказал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющия вы ( Мф.5:44 ). И аще любите любящия вы, какая вам благодать есть? ибо и грешницы любящия их любят ( Лк.6:32 ). Вот как спасительно нам сие заповедание: оно отъемлет от нас всякое оправдание и дает средства к излечению наших душевных болезней. Итак, случай этот, мало потрясший тебя, показал тебе твое устроение, и паки мир водворится в тебе. Хотя и остались следы болезней в телесном твоем составе, но и в этом не вини других, а усматривай промысл Божий, пославший тебе и сие за малодушие твое. Благодарю Бога о всем и Он силен и телу твоему даровать здравие и душе спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Что же тебя беспокоит? явно, что страсть гордости, а от неё рождающаяся зависть. – Рассмотри себя повнимательнее и увидишь так. Ты скажешь, что тебя борют страсти: борьба бывает виновна или наказания или венца; быв довольно вразумлена и от писаний отеческих и от советов, не надобно останавливаться на теории, но проходить и практикою, а не стяживать только голый и недействительный разум. Разум кичит, а любы созидает ( 1Кор.8:1 ), но и любовь без смирения не может быть тверда: посмотри на себя и увидишь. Вспомни св. Апостола, какие он изъявляет свойства любви: любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла... вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает ( 1Кор.13:4, 5, 7, 8 ). Смотря на сии свойства любви, и при действии или борьбе страстей познавай свою немощь и смиряйся. Опять принимаюсь за беседу с тобою. Господь учит нас: блаженны нищие духом, яко тех есть царство небесное. Блаженни кротции, яко тии наследят землю ( Мф.5:3, 5 ). Смотрим в себе, как мы далеки еще от смирения и нищеты духовной и кротости, когда страсти имеют свободный вход в сердце наше? Однако не печалься, что они не умаляются, а еще лежат в твоем устроении: будь уверена, Божиею помощью, твоим старанием и произволением они умалятся, времени текущу; только при всяком оных на тебя восстании, притекай к твердыне смирения и кротости, которая, как камень от волн, не сокрушится и в чести, и в бесчестии, и в похвале, и в поношении равно пребывает; не достигши же еще сего, укоряй себя, находя вину, и страсть ослабеет. Ты видишь на себе пример, когда отсекаешь свои хотения, то бываешь гораздо мирнее, нежели тогда, когда бы они исполнились, а от сего приходишь в навык. Так и в прочих страстях требуется малый подвиг себя понудить, и узришь помощь Божию и успокоишься. Пользуясь учением св. Симеона Нового Богослова , ты спрашиваешь: как достигнуть смиренного в разуме молчания? Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Макарий. 4 марта 1844 года. 85 Ты показываешь желание отвергать свою волю и разум; это первый шаг к благоугождению Божию; но надобно показать это на опыте, по вступлении твоем в обитель проходящих сей путь; а до того времени имеешь и теперь к сему случай; первое, против воли твоей удерживание тебя в мире – вот отвержение. Второе, всякий помысел, слово и деяние, противное заповедям Божиим, отвергать; вот и это отвержение; а всего более стань с отвержением помыслам высокоумным, представляющим тебе твои исправления, а ближних уничижающим. Помни, что нечист пред Богом всяк высокосердый ( Притч.16:5 ) и Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ). Призри на молитву смиренных, и не уничижи моления их. ( Пс.101:18 ). Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет ( Пс.33:19 ). Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). При таких убеждениях св. Писания, ужасно и помыслить о своих исправлениях; но враг спасения нашего помрачает смысл и обольщает мнимою святостью своею; от чего как в древние времена, так и в нынешние много людей прельстилось, и погрешили в деле своего спасения. Я тебя часто от сего предостерегаю, а ты наблюдай за своими помыслами и низвращай оные, призыванием помощи Божией, а не своею силою, ибо и в сем коварство вражье может обольстить, будто бы уступая твоей борьбе, и опять ввергая в высокоумие о победе над ними. А когда помощью Божиею что творим, то уже не можем возомнить о себе. Но на все это надобно иметь многий искус, пока познаем нашу немощь истинно и смиримся, и это не малым временем, а многим стяживается. Самые падения наши обуздывают наше дмение и уже невольно смиряют. А перед Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. Св. Исаак Сирин учит: «кто не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом» (сл. 55). В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В огласительном слове, при пострижении, говорено было схимнику: «аще неложно нарещися ученик Христов желаеши, уготовися от нынешнего времени не к ослабе, ни к беспечалию, ни к пищам, ни ко иному чесому от сущих на земли красных и сладких, но к подвигам духовным, к воздержанию плоти, к очищению души, к нищете конечной, ко плачу благому, ко всем скорбным и болезненным радостотворного по Богу жития. Ибо алкати имаши, жаждати и наготствовати, досадитися же и укоритися, уничижитися и изгнатися, и иными многими отяготитися скорбными, ими же сущий по Богу живот начертавается. И егда сия вся постраждеши, радуйся, глаголет Господь: яко мзда «твоя многа на небеси» ( Мф.5:12 ). На все сие схимник обещался, с помощью и содействием Божиим. Но если после, по малодушию, или по немощи телесной, не может он в точности исполнять этого, то хотя о возможном для него да попечется. Если не может алкать и жаждать, то да потщится хотя удаляться от чревоугодия и сластолюбия, и вообще от злоупотребления в пище и питье. Если не может наготствовати, то да отвержет хотя излишество и пристрастие в одеждах. Если не в силах еще подвергнуть себя добровольному переношению досад, укоризн, и уничижения и в невольных не стяжал еще благодушного терпения, то да потщится хотя не досаждать, не укорять, не уничижать и как бы то ни было утеснять ближнего, и хранить себя от зазрения, осуждения и презорства. Если недостаточен еще во внимании и трезвении умном, и плаче благом и очищении души от страстей, то да прибегает под покров блаженного и треблаженного смирения, покрывающего немощи наши и восполняющего наши недостаточества. Признаком же неложного в нас смирения, по слову аввы Дорофея , есть то, когда не гневаемся и не прогневляем ближнего; а по св. Лествичнику – если не грешим добровольно, и если в чувстве души сознаем, что всякий ближний превосходнее нас. Когда же, по небрежению нашему, и сего блага мы не стяжали, то зазрением себя, самоукорением и сетованием душевным, да приближаемся к оному. «Ибо чуждуся (удивляюсь), говорить св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Примечания: 1. Цит. по: Ольденбург C. Ф. Культура Индии. М., 1991, с. 212. 2. Цит. по: Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2, Петроград, 1916, сс. 508–509. 3. Свят. Иоанн Златоуст. Беседы о пророчествах Ветхого Завета//Творения. Т. 4. СПб., 1898, сс. 248–249. 4. Джатака о заклинании тоски//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 40. 5. Письма Елены Рерих, 1929–1938. М., 1992, Т. 1, с. 399. 6. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т.1. СПб., 1994, с. 322. 7. Джатака о заклинании тоски. с. 40. 8. Джатака об одураченном//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 50. 9. Среди 40 канонических предметов буддистской медитации, рекомендуемых «Висуддхимагой», числятся такие: «вздутый труп, посиневший труп, гноящийся труп, изломанный труп, изгрызанный труп, труп, различные части которого разбросаны, разрубленный и разбросанный труп, окровавленный труп, изъеденный червями труп, скелет»( Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., МГУ, 1993, с. 7). Медитации на эти темы чисто инструментальны. К ним надо прибегать в зависимости от того, что именно кажется буддисту слишком привлекательным в женщине. Например, «посиневший труп, демонстрирующий гибель цвета кожи, благотворен для того, кто испытывает влечение к красивой коже. Изгрызанный труп, демонстрирующий разрушение прежде гордого контура выступов мяса, благоприятен для того, кто испытывает физическое влечение к выступам мяса в грудной или подобной ей частях тела» (Там же, сс. 69–70). 10. См. Монахиня Игнатия. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. 11. О причине сомнений в достоверности этого эпизода с яблоком и «конкурсом невест» см. Афиногенов Д. Е., Казачков Ю. А. Легенда о Феофиле: новые разоблачения//Ученые записки Российского Православного Университета. Вып. 5. М., 2000. См. также: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002, сс. 404–419. 12. Средневековье в его памятниках. Антология под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913, с. 266. Со ссылкой на Gachsenspiegel, Landrecht I,24.

http://azbyka.ru/cerkov-v-mire-lyudej-zh...

2Тим.4:10 ), но ты соединился со всеми, держащимися слова истины. Поэтому тебя желает принять весь сонм мучеников, поэтому к тебе простирает руку воинство исповедников, чтобы взять в одно с собою жилище. Не отстанем же, почтеннейший, от этого прекрасного сонма и не постыдим надежды всех, возлюбленный. Сколько трудов перенес ты, так что имя твое сделалось известно по добродетели и здешним, и тамошним? Теперь же, как бы поднявшись на гору добродетелей исповеданием, ты стал явным для мира и сияешь светлее солнца вместе со словом и жизнью во славу Отца нашего, сущего на небесах (ср. Мф.6:9 ), поставлен на превознесенном месте, подвергаешься нападениям богохульного языка, который чего не клеветал, чего не лгал, стараясь отклонить тебя от высокого и божественного образа мыслей. Но мы знаем по слуху, каков и ты по благодати Христовой, владея словом жизни, источая из уст поток мудрости и противопоставляя должное тщетным предложениям. Мы же, смиренные, говорим и свидетельствуем, что на этом иерархическом престоле и (829) прежде и ныне предстоятельствовали мужи избранные, со знанием догматов определившие и предавшие мнение и учение о честных 1494 иконах. [Col. 1644] И если нужно сказать словами апостола, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Ибо отсюда происшедшая, как бы из врат адовых, иконоборческая ересь здесь и подавлена, и еще более будет подавлена дуновением Святого Духа, когда Христос запретит этому поистине злому морю (ср. Мф.8:26 ), в котором бывает много крушений в вере не столько по развращению ума, сколько по страху пред властителями. Впрочем, многие избавились от бури, управляясь кормилом Святого Духа; много есть свидетельств и благочестивых писаний, изобличающих все заблуждение и представляющих красоту истины всем верным умам. С ними да сохранится и твое блаженство, подвигом добрым подвизаясь, течение совершая, веру соблюдая, чтобы получить венец правды ( 2Тим.4:7–8 ). Да будет так! 548. К монахине Ипакое (II, 214) Хотя с боязнью приступаем к письму, но находим необходимым открыть уста для выражения благодарности и хвалы твоему почтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вопрос 3. О приношении даров в монастырях мужских и женских. Ответ. Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками. Вопрос 4. О причащении Святых Таин монахами или монахинями самих себя. (842) Ответ. Не имеющим священства непозволительно даже и касаться Божественных Приношений 1513 , разве только по совершенной необходимости: когда не находится пресвитера или диакона, можно самим причащаться Даров. Каким же образом? Положив священную книгу и разостлав чистое полотно или священный покров и со страхом сложив туда из руки Дары, после песнопения нужно принимать их устами; потом принявшему таким образом должно омыть [уста] вином. Вопрос 5. О мирянах, мужчинах и женщинах православных, которые причащаются от православного, но во всем прочем по страху человеческому смешиваются с еретиками: как надобно вести себя в отношении к ним людям, строго соблюдающим [правила]? Ответ. Священному лицу, именно: пресвитеру и диакону, монаху и монахине, надобно воздерживаться от вкушения пищи вместе с такими, строго держась [правил]; [разве иногда, ] не знаю, по какому-либо приспособлению к обстоятельствам [, дозволять это], и притом весьма редко. Мирянину же вкушать пищу вместе с такими безразличное дело, хотя бы случилось, что иной из них имел общение с ересью по страху, но между тем держится православного образа мыслей. Впрочем, чтобы грех не оставался ненаказанным, нужно назначать малую епитимию безразлично обращающемуся с еретиками по страху. Эта епитимия коленопреклонений пятнадцать, также молитвы: «Господи, прости мне согрешение»; «Господи, будь милостив ко мне, грешному» ( Лк.18:13 ); «Господи, помилуй меня» от пятидесяти до ста. Вопрос 6. Должно ли православному священнику преподавать Святые Таины тем, которые поют вместе с еретиками, но воздерживаются от [евхаристического] общения с ними, пресвитеру ли, или диакону, или мирянину, или женщине? (843) Ответ. Что касается до преподавания, то пусть преподает; лицам священным с епитимией, по снисхождению к тому, что они во всем другом уклоняются от еретиков, а мирянам без епитимии. Что же касается чтеца, который в продолжение двух лет воздерживался [Col. 1664] от общения с еретиками, то ему справедливо можно причащаться Святых Таин, хотя бы в других отношениях он и увлекался. Впрочем, это сказано по снисхождению к слабости людей, чтобы нам, желая сделать их совершенно чистыми, незаметным образом не подвергнуть их смертельной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Из письма императору Николаю II (29 декабря 1916 г.): …Десять дней молилась за вас, за твою армию, страну, министров, за болящих душой и телом, и имя этого несчастного [Г. Распутина] было в помяннике, чтобы Бог просветил его и... Возвращаюсь и узнаю, что Феликс убил его, мой маленький Феликс, кого я знала ребенком, кто всю жизнь боялся убить живое существо и не хотел становиться военным, чтобы не пролить крови. Может, ни у кого не достало смелости сказать тебе, что на улицах города, и не только там, люди целовались, как в пасхальную ночь, в театрах пели гимн, все были захвачены единым порывом — наконец черная стена между нами и нашим государем исчезла, наконец все мы услышим, почувствуем его таким, каков он есть. И волна сострадательной любви к тебе всколыхнула все сердца. Бог даст, ты узнаешь об этой любви и почувствуешь ее, только не упусти этот великий момент, ведь гроза еще не кончилась и вдалеке раздаются громовые раскаты. Елизавета Федоровна незадолго до гибели. Архивные фото и документы из музея Марфо-Мариинской обители милосердия.      О смерти «Я не люблю это слово» Из писем великому князю Павлу Александровичу (31 марта 1905 г.) и княгине З.Н. Юсуповой (1 июля 1908 г.): Но все же смерть остается разлукой. Я не люблю это слово; думаю, те, кто уходит, подготавливают для нас дорогу, а наши здешние молитвы помогают им расчистить путь, по которому нам предстоит пройти. Письмо Великой княгини Елизаветы Федоровны сестрам обители, написанное после ареста, по дороге в Алапаевск. Последние слова заботы и утешения. Из музея Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва)      До последних минут Из воспоминаний монахини Надежды (в миру – Зинаиды Бреннер (1890—1983 гг.),, бывшей насельницы Марфо-Мариинской обители): На вопрос, какую добродетель Елизавета Феодоровна почитала большей, матушка Надежда ответила: «Милосердие. Причем, во всяком самомалейшем его проявлении». Милосердной она была до последних минут своей светлой жизни: Из послания митрополита Анастасия (Грибановского, РПЦЗ), посвященного «Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы» (Иерусалим, 5/18 июля 1925 г.):

http://pravoslavie.ru/114510.html

– Нет; насколько она стала выше их, она доказала впоследствии своими отношениями к единственному, оставшемуся у ней сыну; отдавши ему все свое имущество, уже при наступлении зимы она поплыла в Иерусалим. Пожалуйста, пощади себя, пощади свою дочь, уже царствующую со Христом, пощади по крайней мере свою Евстохию, юный и неопытный возраст которой нуждается в твоем руководстве. Свирепствует ныне дьявол, видя торжество одной из твоих дочерей, со скорбью сознает себя пораженным, и старается над остающеюся в живых твоею дочерью одержать ту победу, которую потерял в борьбе с усопшей. Излишняя любовь к своим родным есть нелюбовь по отношению к Богу. Не могу без стенаний высказать того, что хочу сказать. Когда из средины погребальной процессии выносили тебя, впадшую в обморок, народ перешептывался между собою: «не правду ли мы говаривали? Мать жалеет о дочери, доведенной до смерти постами, жалеет о том, что не имела внуков по крайней мере от второго ее брака. Доколе этих противных монахов не выгонят из города, не побьют камнями, не потопят в реках? Они обманули несчастную матрону. Что она не хочет быть монахиней, видно из того, что ни одна язычница никогда не оплакивала так детей своих». Как, ты думаешь, эти речи прискорбны для Христа! Как радуется сатана, который спешит теперь исторгнуть твою душу, и, представляя тебе благовидный повод для плача, когда пред очами твоими постоянно вращается образ твоей дочери, – желает умертвить мать победительницы и водворится в уединение оставшейся в живых ее сестры (т. е. Евстохии). Я говорю не для того, чтобы испугать тебя; нет, свидетель Господь, – как бы стоя пред Его судилищем, я вот что внушаю тебе. Нужно оставить эти слезы, полные оскорбления святыни, полные неверия, не имеющие меры, могущие приблизить к смерти. Ты рыдаешь и причитаешь, и, как бы поджигаемая каким-то пламенем, всеми силами постоянно убиваешь себя. Но к подобной тебе женщине идет милостивый Иисус и говорит: «что плачешь? отроковица несть умерла, но спит» ( Мк. 5:39 ). Пусть смеются окружающие; такое неверие свойственно иудеям. А если ты станешь припадать к гробнице своей дочери, то ангел с упреком скажет: «зачем ты ищешь живую с мертвыми» ( Лк. 24:5 )? За это самое, Мария Магдалина, когда узнала голос Господа, зовущего ее, и припала к ногам Его, то услышала следующее: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему ( Ин. 20:17 ), то есть: «ты, считающая Меня мертвым, лежащим во гробе, недостойна прикоснуться ко Мне воскресшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничто же сумняся, хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим. Ты боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий промысел. Когда я шел пешком от монахинь, 5 верст пришлось идти лесом в темноте в одном месте напал такой страх, что по всему телу пошли точно мурашки и уши зашевелились точно кто-то догоняет меня, обернулся назад, сделал крестное знамение и пошел вперед. Святое Писание говорит: «Боязнь ничто иное, как лишение могущества рассудка». Относительно твоего смущения, святые отцы сказали: «Что делается со смущением всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией матери и довольно, будь спокойна, загляни у св. Варсонофия вопрос 430, и ответ, еще вопрос 433 и ответ, там можешь сама маленько разобраться. Когда не придется исполнить все свое правило, не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буди мне грешной» и имей память Божию, это заменит все правила. Прочти у св. Исаака на 136 странице, еще в «невидимой брани» во второй части 20 главу. Когда появятся слезы, остановись на них пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся Богомыслием, что помнишь из писания, важнее из Евангелия, слезы придут, дай им свободу. На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. Как видно Х.Х. переживает тяжелое состояние за нее надо молиться, а не сердиться на нее. Да, так хорошо, что не обращаешь внимание на нее и не вмешиваешься, умудри и примири вас Господи. Письмо 14 1946 г. Твое письмецо из санатория я получил и видно из него, что уныл дух твой и сметеся сердце твое, и почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда негодной, и сама над собой удивилась. Однако, вся причина в тебе, ты сама и не замечала, что находилось в тонком самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего истинного смирения не было у тебя и совершенного расположения на волю Божию, Господь по своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни. И ты упала духом и почувствовала себя никуда негодной, а в этом то и состоит смирение, что чувствовать себя никуда негодной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3306...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010