Слово при погребении первенствующего члена Святейшего синода, высокопреосвященнейшего Антония Источник Слово при погребении первенствующего члена, высокопреосвященнейшего Антония, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, и разных орденов кавалера, произнесенное преосвященным Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим в Александро-Невской Лавре, 1848 года ноября 19 дня Поминайте Наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе Архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? Везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни Почившего разительной противоположностью путей своих. – С одной стороны представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о коей Почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, кои казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: мал бых в братии моей и кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, сам услышит; и посла Ангела своего и взят мя 1 . Если кто, то сей же Пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея 2 . Одержаша мя болезни смертные 3 . Пострадах и слякохся до конца 4 . Изсше, яко скудель крепость моя; язык мой прильпе гортани моему 5 , свет очию моей и той несть со мною 6 . В персть смерти свел мя еси 7 ! При такой разительной противоположности земного жребия своего, Почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужественно перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златый кидар Первосвятителя ничем не помрачен на главе Почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сомнящаяся и одна и та же, любовь, николиже отпадающая 8 . И вот, брат., урок, который, можно сказать, сам собой выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, высокопреосвяшеннейшего Антония, сказанное в Александро-Невской Лавре 19 ноября 1848 г. «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их)» ( Евр. 13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни почившего разительной противоположностью путей своих. С одной стороны, представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о которой почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, которые, казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: «мал бех в братии моей... И кто возвестит Господеви моему; Сам Господь, Сам услышит: Сам посла Ангела Своего, и взят мя» ( Пс. 151:1, 3–4 ). Если кто, то сей же пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ); «одержаша мя болезни смертныя» ( Пс. 17:5 ); «пострадах и слякохся до конца» ( Пс. 37:7 ); «изсше яко скудель крепость моя, язык мой прилъпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси» ( Пс. 21:16 ); «свет очию моею, и той несть со мною» ( Пс. 37:11 ). При такой разительной противоположности земного жребия своего почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну – дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужествено перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златой кидар первосвятителя ничем не помрачен на главе почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сумнящаяся, и одна и та же любовь, николиже отпадающая ( 1Кор. 13:8 ). И вот, братие, урок, который, можно сказать, сам собою выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но своими естественными силами, без Божией помощи, человек, сколько бы ни предохранял себя от греха, не может одержать над ним духовной победы, ибо грех , как говорит святой Макарий Великий , «после того, как человек уклонился от заповеди (Божией) и подвергся осуждению гнева, взял человека в свое подданство, и, овладев пажитями души его до глубочайших тайников, обратился в привычку, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит худому» 312 . Наша воля, оставленная сама себе, после Адамова преступления уподобилась заржавленному железу. Как железо, разрушенное ржавчиной, теряет свою прежнюю крепость и легко ломается от малого напряжения, так и воля наша после падения человека сделалась настолько слабой, что без помощи Божией, без Божественной благодати не в состоянии стала противиться греховным влечениям 313 . Эту благодатную помощь Божию и получает человек через усердную молитву. При ее содействии молитвенник становится сильным противостоять любому обаянию греха. Об этом красноречиво говорят повествования о жизни высоких молитвенников, подвиги которых представляют поистине торжество над грехами 314 . 2. После совершения греха молитва открывает человеку его виновность пред Богом за грех и служит целебным врачевством этой греховной язвы Если же грех совершен, то и тогда молитва оказывает благотворное действие: открывает человеку его великую виновность пред Богом за грех и служит целебным врачевством этой духовной язвы. Итак, молитва, прежде всего, приводит человека, по совершении греха, к сознанию его тяжести. Предоставленный себе самому человек не может во всей глубине познать вину своих проступков. Мало того, он часто зло почитает добром 315 . По мере же упражнения в молитве внутреннее око нашей души становится светлее и способнее видеть то, чего не замечало раньше. Становится причастным благодати Божией, пред которой «несть тварь неявленна, вся же нага и объявлена» ( Евр.4:13 ). «Душа блуждает во грехах, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – не зная того, что делает, не примечает окружающей ее тьмы и не разумеет дел своих. Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходит в ужас от того, что ею сделано... Тогда видит душа неправды свои, познает гнусность покрывающих ее нечистот» 316 . И чем больше молитвенник восходит от силы в силу в трудах молитвы, тем больше чувствует тяжесть своих грехов пред Богом. Преуспевая в молитве, человек все лучше и лучше познает Бога. Проникая же в тайны Его величия и благости, молитвенник более сознает и свою виновность пред Ним за грехи, свою неблагодарность за Его неизреченные благодеяния 317 . Сердце молитвенника исполняется страхом неизбежного наказания за грехи от мысли о Божественном правосудии, которое «приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

5 . Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, т.е. мои беззакония с их последствиями – скорбями, бедствиями, мучениями, как бы потопили и покрыли меня; как воды, возвышаясь и окружая человека, потопляют его, т.е. я весь погружен в скорбях и мучениях; а тяжесть греховного бремени сделала согбенным, сокрушила меня. С Евр.: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне». 6 . Воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. С Евр.: «Смердят, гноятся струпы мои от безумия моего», т.е. от греха моего; ибо безумием иногда называется грех, который и на самом деле есть безумие. См. Пс. 13:1, 21:3 . Св. Афанасий видит здесь раны греховные; «ибо всякий грех, говорит он, гнусен и зловонен». 7 . Пострадах и слякохся до конца и пр. С Евр.: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу». Слякохся – согбен, т.е. согбен под тяжестию греха и страданий. 8 . Яко лядвия моя наполнишася поруганий и пр. С Евр.: «Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Лядвия 247 – чресла. Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (Бл. Феод., Иерон., Ориг.); другие – болезни, над коими насмехались враги Давида. Если читать: душа моя исполнилась поруганий, то можно разуметь грехи Давида; ибо всякий грех унижает, бесчестит человека. 9 . Озлоблен – угнетен, поруган своими беззакониями и врагами, потому смирихся до зела, уничижен до крайности; рыках от воздыхания сердца моего, т.е. сетуя и воздыхая о содеянных мною грехах, сильно вопиял ко Господу, моля о прощении. Св. Афан: «от вожделения оного (о котором было выше, ст. 9) я пожал то, что поник к земле, и непрестанно сетовал от болезней сердца своего... Бичуя совесть, принудил сердце свое к частым воздыханиям». С Евр.: «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего». 10 . Господи, пред Тобою все желание мое. Т.е. «Господи! я всегда буду подчинять мои желания Твоим повелениям» (Бл. Феод.). 11 . Сердце мое смятеся и проч. «Я – смущен, утратил крепость, лишен обычного света и среди дня пребываю как во тьме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественного попечения, которое (т.е. Божественное попечение) справедливо наименовано светом очей» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, свет очей «есть Дух Божий, воссиявший очам ума Давидова»; по Амвр., бл. Август. и Иерониму, духовный свет – свет истины. Потерял свет истины, и впал во мрак беззакония; или: того света Божия, который доселе просвещал меня, уже нет во мне, не озаряет меня». С Евр.: «Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

а. Въ конецъ, въ пснехъ сммъ, аломъ Двд, 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. 1 . Объяснение выражений надписания см. выше стр. 17, 19, 22, 29. Соответствующие слав. выражению въ пснехъ слова: на струнных орудиях, которыми обыкновенно переводится евр. бингинот (ср. Пс.4:1; 53:1 , и др.), в нынешнем русск. переводе опущены. Но в пер. Росс. Библ. Общ. и в других русск.· пер. они читаются. в. Гди, да не твоею бличиши мен, ниж гнвомъ твоимъ накажеши мен. 2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. 2 . Испытывая телесные и душевные страдания, псалмопевец, в сознании своей виновности пред Богом, признает в них праведное наказание Божие за сбои грехи и с покорностью преклоняется пред небесным правосудием; но строгость суда и наказания Божия, превышающих меру терпения для слабых человеческих сил, вызывают из его сердца мольбу к Господу, чтобы Он смягчил строгость суда Своего, обличая его не во гнев, но с милостию, и облегчил бы тяжесть наказания, карая его не в ярости – не с раздражением беспощадного мстителя, но с кротостью и снисхождением отеческой любви, вразумляющей и исправляющей заблудшего своего сына (ср. Притч. 3:11–12 . Евр. 12:5–8 ). г. Помилй м, гди, к немощенъ исцли м, гди, к смтошас ксти мо, 3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; д. и дша мо смтес и ты, гди, докол; 4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 3–4. Псалмопевец не представляет ни оправдания во грехах своих, ни признает за собою права ва смягчение постигших его наказаний, а обращается единственно к благости и милосердию Божию и просить помилования по снисхождению к его немощи и из сострадания к его тяжким страданиям, которые превышают меру его терпения и которым не видно конца. Телесная болезнь его так велика, что он совершенно изнемог ( немощенъ есмь), – букв. увял, как подкошенное и спаленное солнцем растение (ср. Пс.36:2 ; Иов.15:16 ); самые основы его телесного состава, кости его, потрясены болезнью (= смтошас), лишились своей крепости, дрожат и не могут поддерживать его тела (ср. Ис.38:13 ; Иер.23:9 ; Авв.3:16 ). Вместе с телом и душа его сильно потрясена нравственными страданиями, происходящими от ощущения псалмопевца, что Господь отвратился от него Своею милостию и от неизвестности, будет ли конец Его гневу. Последнюю кнель псалмопевец выражает в виде вопроса к самому Господу о том, долго ли Он будет гневаться на него и поражать его страданиями?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Потому что собственным опытом познал я силу и тяжесть руки Твоей и едва не погиб, когда обличил Ты меня в ярости Твоей: от крепости бо руки Твоей аз изчезох. Переводы изречений сего стиха с еврейского и греческого языков в буквальном смысле как будто далеко разнятся один от другого; в сущности же, в духовном понимании сих изречений, по сим переводам не оказывается никакой разности. Приведем здесь перевод с греческого как более подходящий буквально к славянскому тексту: «Обличениями за беззакония наказать Тебе человека значит истнить, как паутину душу его: так суетен всяк человек!» Чтобы лучше уразуметь славянский текст сего стиха, нужно припомнить объяснение 2-го стиха 37 псалма: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене Как там, так и здесь псалмопевец в словах: да не яростию обличиши за грехи, и – «во обличениих о беззаконии» разумеет одну и ту же мысль гнева Божия, – мысль укоризны, обличения, брани (increpatio, castigatio), выговора, наказания, происходящих от лица разгневанного грехом и праведного и нелицеприятного Судии Бога. Как там просит и умоляет не обличить его с яростью и гневом, так и здесь говорит: «Если Ты обличениями будешь наказывать человека (под именем коего разумеет себя) за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его» (по пер. с евр.). Под наказанием обличениями гнева Божия разумеет те раны (удары), о которых говорит в предыдущем стихе (см. также Пс.37:18 ); это – попущение или предание грешников судом Божиим в состояние ослепления, ожесточения, «в неискусен ум», как говорит апостол ( Рим.1:28 ), и наконец на муки «огня вечнаго» ( Иуд.1:7 ). Когда Бог праведным судом Своим наказывает во гневе Своем нераскаянного грешника, тогда душа его гибнет, наподобие паука, который, трудясь над сплетением паутины (паучина) для уловления мух, сам иссыхает и пропадает. Так души грешников, преданных непрестанным заботам о приобретении временных сокровищ и никогда не помышляющих о спасении и вечной жизни, постепенно теряя влагу Божией благодати, непрестанно иссыхают, истаевают и умирают. Обаче всуе всяк человек, повторяя неоднократно эти слова, пророк напоминает, что люди напрасно, всуе изнуряют, истаевают души свои, наподобие паука, всуе мятутся и трудятся в снискании тленных благ. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф.16:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Во-вторых, иго закона Моисеева, который апостол Петр называет именно «игом, егож», говорит он в изъяснение сего названия, «ни отцы наши, ни мы возмогохом понести» ( Деян.15:10 ); которого притом тяжесть в последние дни иудейства удвоена и утроена была учениями и заповедями человеческими от книжников и фарисеев; «связуют бо, глаголет о них Господь, «бремена тяжка и беднее носима, и возлагают на плеща человеческа» ( Мф. 23:4 ). В-третьих, иго и бремя многих и различных зол и бед, лежавших на иудейском народе вообще и упадавших на многих из оного порознь: например, иго власти языческой, из-под которого хотя и силились гордые иудеи восклонять голову и вопиять: «семя Аврамле есмы, и никомуже работахом николиже» ( Ин.8:33 ), но которое тем не менее тяготело на вые их и восходило выше головы их, поскольку лежало даже на первосвященстве их и на самом облачении первосвященническом, которое римляне держали запертым в своей крепости; иго синагоги, которая преследовала исповедующих истину, не угодную ее предрассудкам и властолюбию; наконец, частные бремена нищеты, угнетения от сильных, неправедного суда, болезней, печалей. Таковыми и подобными бременами отягченных трудностями утомленных – всех призывал к Себе Господь Иисус Христос; и поскольку призывал всех без изъятия; поскольку Бог Отец «посла» Его Спасителя миру» ( 1Ин.4:14 ), а не одному народу или времени, поскольку «словеса Его не прейдут» даже и тогда, когда «прейдут небо и земля» ( Мк.13:31 ); то и теперь Он еще глаголет, и между нами труждаюшихся и обремененных ищет и к Себе призывает. Иисус Христос облегчает отягченных бременем грехов; ибо хотя бы грехи целого мира на тебе лежали, Он подъемлет с тебя все сие бремя, переносит оное на Себя и тем уничтожает. «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Если ты побежден грехом – Агнец Божий побеждает его в тебе. Если ты продан под грех – искупает тебя. Если ты связан грехом, как ярмом, -разрешает тебя. Если ты падаешь под бременем греха – восставляет тебя. Если даже ты умерщвлен грехом – Бог, воскресивший Христа, и «мертв ого тебя «прегрешеньми сооживи»т «Христом»! ( Еф.2 ); «Кровь Христова, Иже Духом Святым Себе приносе непорочна Богу, очистит совесть твою от мертвых дел, во еже служити тебе Богу живу и истинну» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

е) Снятие кожи. Кожа, по заклании животного, была снимаема и отдаваема жрецу ( Лев. 7:8 ). Подобно сему при распятии Господа, воины, распеншии Его, сняли с Него ризы, и обратили их в свою собственность ( Ин. 19:23 ). В духовном смысле принятие кожи жрецом знаменует облечение Церкви заслугами Искупителя, оправдание верующих, облекшихся во Христа, что тайновидец представляет под образом облечения во одежды, убеленные кровию Агнца ( Апок. 3:18, 7:14 ). ж) Разсечение трупа, омовение и осоление предъизображают состояние страждущего Спасителя на кресте, пронзение копием живоносных ребр Его, и обагрение креста изтекшею из ребр Его водою и кровию. Осоление знаменует всегдашнюю действительность заслуг Искупителя, нетление жизни в Нем заключающееся и сообщаемое чрез Него верным. По отношению к обществу верующих, сии обряды означают умерщвление ветхого человека, омовение водою Крещения и крепость в новой духовной жизни 473 . з) Обряд возношения или крестообразного движения частей жертвы на четыре страны означает всеобщность заслуг Христовых, спасительное действие их на весь род человеческий, и повсемственное призывание людей ко спасению словом евангелия. и) Возложение жертв на дрова. В некоторых жертвах, напр, в жертве всесожжения, все части животного были сожигаемы на алтаре жертвенном; в других, напр, в жертвах о грехе и преступлении, только некоторые части сожигаемы были на жертвеннике, а большая часть жертвы сжигаема была вне ополчения. Возложение жертвы на дрова изображает то, что Христос, по Апостолу, грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо ( 1Петр. 2:24 ); сожжение жертвы на алтаре означает тяжесть страданий Спасителя, безмерное Его истощание на кресте и вместе благоухание жертвы, Им принесенной ( Ефес. 5:2 ). Сожжение частей жертвы вне ополчения указует на страдание Спасителя вне града, как говорит и Апостол: Ихже кровь животных вносится во святая за грехи, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил ( Евр. 13:11, 12 ) 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010