иерусалимский, 12 дек.     Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта.     Александр, муч. киликийский, 20 мая.     Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта.     Александр, муч. антиохийский, 28 сент.     Александр, из 10 мучч., 1 авг. Александр, муч. остийский, 11 авг.     Александр, еп. команский, 12 авг.     Александр, муч. селунский, 9 ноября.     Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая.     Александр, муч. пиндский, 13 марта.    Александр воин и Антонина девица, 10 июня.     Александр, из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Александр, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня.     Александр воин, мучч. египетский, 9 июля.     Александр, патриарх цареградский, 30 авг.     Александр св., 7 июля.     Александр еп., 22 окт.     Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля.     Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа.     Александр пр., игумен куштский, 9 июня.     Александр, пр. свирский, 30 авг.     Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта.     Алексий, муч. цареградский, 9 авг.     Алексий, митрополит московский, 12 февр. и 5 окт.     Алим (Ахим) маккавей, 1 авг.     Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября.     Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг.     Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая.     Алфей, муч. кесарийский, 18 ноября.     Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент.     Алфий, муч. италийский, 10 мая.     Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек.     Аммоний, муч. антиохийский, 4 сент.     Аммон или Аммун, (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт.     Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент.     Аммун или Аммон, преп. нитрийский, 4 окт.     Амонит, муч. меиитинский, 7 ноября.     Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.     Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но своими естественными силами, без Божией помощи, человек, сколько бы ни предохранял себя от греха, не может одержать над ним духовной победы, ибо грех , как говорит святой Макарий Великий , «после того, как человек уклонился от заповеди (Божией) и подвергся осуждению гнева, взял человека в свое подданство, и, овладев пажитями души его до глубочайших тайников, обратился в привычку, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит худому» 312 . Наша воля, оставленная сама себе, после Адамова преступления уподобилась заржавленному железу. Как железо, разрушенное ржавчиной, теряет свою прежнюю крепость и легко ломается от малого напряжения, так и воля наша после падения человека сделалась настолько слабой, что без помощи Божией, без Божественной благодати не в состоянии стала противиться греховным влечениям 313 . Эту благодатную помощь Божию и получает человек через усердную молитву. При ее содействии молитвенник становится сильным противостоять любому обаянию греха. Об этом красноречиво говорят повествования о жизни высоких молитвенников, подвиги которых представляют поистине торжество над грехами 314 . 2. После совершения греха молитва открывает человеку его виновность пред Богом за грех и служит целебным врачевством этой греховной язвы Если же грех совершен, то и тогда молитва оказывает благотворное действие: открывает человеку его великую виновность пред Богом за грех и служит целебным врачевством этой духовной язвы. Итак, молитва, прежде всего, приводит человека, по совершении греха, к сознанию его тяжести. Предоставленный себе самому человек не может во всей глубине познать вину своих проступков. Мало того, он часто зло почитает добром 315 . По мере же упражнения в молитве внутреннее око нашей души становится светлее и способнее видеть то, чего не замечало раньше. Становится причастным благодати Божией, пред которой «несть тварь неявленна, вся же нага и объявлена» ( Евр.4:13 ). «Душа блуждает во грехах, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – не зная того, что делает, не примечает окружающей ее тьмы и не разумеет дел своих. Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходит в ужас от того, что ею сделано... Тогда видит душа неправды свои, познает гнусность покрывающих ее нечистот» 316 . И чем больше молитвенник восходит от силы в силу в трудах молитвы, тем больше чувствует тяжесть своих грехов пред Богом. Преуспевая в молитве, человек все лучше и лучше познает Бога. Проникая же в тайны Его величия и благости, молитвенник более сознает и свою виновность пред Ним за грехи, свою неблагодарность за Его неизреченные благодеяния 317 . Сердце молитвенника исполняется страхом неизбежного наказания за грехи от мысли о Божественном правосудии, которое «приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, высокопреосвяшеннейшего Антония, сказанное в Александро-Невской Лавре 19 ноября 1848 г. «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их)» ( Евр. 13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни почившего разительной противоположностью путей своих. С одной стороны, представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о которой почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, которые, казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: «мал бех в братии моей... И кто возвестит Господеви моему; Сам Господь, Сам услышит: Сам посла Ангела Своего, и взят мя» ( Пс. 151:1, 3–4 ). Если кто, то сей же пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ); «одержаша мя болезни смертныя» ( Пс. 17:5 ); «пострадах и слякохся до конца» ( Пс. 37:7 ); «изсше яко скудель крепость моя, язык мой прилъпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси» ( Пс. 21:16 ); «свет очию моею, и той несть со мною» ( Пс. 37:11 ). При такой разительной противоположности земного жребия своего почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну – дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужествено перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златой кидар первосвятителя ничем не помрачен на главе почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сумнящаяся, и одна и та же любовь, николиже отпадающая ( 1Кор. 13:8 ). И вот, братие, урок, который, можно сказать, сам собою выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего синода, высокопреосвященнейшего Антония Источник Слово при погребении первенствующего члена, высокопреосвященнейшего Антония, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, и разных орденов кавалера, произнесенное преосвященным Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим в Александро-Невской Лавре, 1848 года ноября 19 дня Поминайте Наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе Архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? Везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни Почившего разительной противоположностью путей своих. – С одной стороны представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о коей Почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, кои казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: мал бых в братии моей и кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, сам услышит; и посла Ангела своего и взят мя 1 . Если кто, то сей же Пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея 2 . Одержаша мя болезни смертные 3 . Пострадах и слякохся до конца 4 . Изсше, яко скудель крепость моя; язык мой прильпе гортани моему 5 , свет очию моей и той несть со мною 6 . В персть смерти свел мя еси 7 ! При такой разительной противоположности земного жребия своего, Почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужественно перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златый кидар Первосвятителя ничем не помрачен на главе Почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сомнящаяся и одна и та же, любовь, николиже отпадающая 8 . И вот, брат., урок, который, можно сказать, сам собой выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Во-вторых, иго закона Моисеева, который апостол Петр называет именно «игом, егож», говорит он в изъяснение сего названия, «ни отцы наши, ни мы возмогохом понести» ( Деян.15:10 ); которого притом тяжесть в последние дни иудейства удвоена и утроена была учениями и заповедями человеческими от книжников и фарисеев; «связуют бо, глаголет о них Господь, «бремена тяжка и беднее носима, и возлагают на плеща человеческа» ( Мф. 23:4 ). В-третьих, иго и бремя многих и различных зол и бед, лежавших на иудейском народе вообще и упадавших на многих из оного порознь: например, иго власти языческой, из-под которого хотя и силились гордые иудеи восклонять голову и вопиять: «семя Аврамле есмы, и никомуже работахом николиже» ( Ин.8:33 ), но которое тем не менее тяготело на вые их и восходило выше головы их, поскольку лежало даже на первосвященстве их и на самом облачении первосвященническом, которое римляне держали запертым в своей крепости; иго синагоги, которая преследовала исповедующих истину, не угодную ее предрассудкам и властолюбию; наконец, частные бремена нищеты, угнетения от сильных, неправедного суда, болезней, печалей. Таковыми и подобными бременами отягченных трудностями утомленных – всех призывал к Себе Господь Иисус Христос; и поскольку призывал всех без изъятия; поскольку Бог Отец «посла» Его Спасителя миру» ( 1Ин.4:14 ), а не одному народу или времени, поскольку «словеса Его не прейдут» даже и тогда, когда «прейдут небо и земля» ( Мк.13:31 ); то и теперь Он еще глаголет, и между нами труждаюшихся и обремененных ищет и к Себе призывает. Иисус Христос облегчает отягченных бременем грехов; ибо хотя бы грехи целого мира на тебе лежали, Он подъемлет с тебя все сие бремя, переносит оное на Себя и тем уничтожает. «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Если ты побежден грехом – Агнец Божий побеждает его в тебе. Если ты продан под грех – искупает тебя. Если ты связан грехом, как ярмом, -разрешает тебя. Если ты падаешь под бременем греха – восставляет тебя. Если даже ты умерщвлен грехом – Бог, воскресивший Христа, и «мертв ого тебя «прегрешеньми сооживи»т «Христом»! ( Еф.2 ); «Кровь Христова, Иже Духом Святым Себе приносе непорочна Богу, очистит совесть твою от мертвых дел, во еже служити тебе Богу живу и истинну» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

е) Снятие кожи. Кожа, по заклании животного, была снимаема и отдаваема жрецу ( Лев. 7:8 ). Подобно сему при распятии Господа, воины, распеншии Его, сняли с Него ризы, и обратили их в свою собственность ( Ин. 19:23 ). В духовном смысле принятие кожи жрецом знаменует облечение Церкви заслугами Искупителя, оправдание верующих, облекшихся во Христа, что тайновидец представляет под образом облечения во одежды, убеленные кровию Агнца ( Апок. 3:18, 7:14 ). ж) Разсечение трупа, омовение и осоление предъизображают состояние страждущего Спасителя на кресте, пронзение копием живоносных ребр Его, и обагрение креста изтекшею из ребр Его водою и кровию. Осоление знаменует всегдашнюю действительность заслуг Искупителя, нетление жизни в Нем заключающееся и сообщаемое чрез Него верным. По отношению к обществу верующих, сии обряды означают умерщвление ветхого человека, омовение водою Крещения и крепость в новой духовной жизни 473 . з) Обряд возношения или крестообразного движения частей жертвы на четыре страны означает всеобщность заслуг Христовых, спасительное действие их на весь род человеческий, и повсемственное призывание людей ко спасению словом евангелия. и) Возложение жертв на дрова. В некоторых жертвах, напр, в жертве всесожжения, все части животного были сожигаемы на алтаре жертвенном; в других, напр, в жертвах о грехе и преступлении, только некоторые части сожигаемы были на жертвеннике, а большая часть жертвы сжигаема была вне ополчения. Возложение жертвы на дрова изображает то, что Христос, по Апостолу, грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо ( 1Петр. 2:24 ); сожжение жертвы на алтаре означает тяжесть страданий Спасителя, безмерное Его истощание на кресте и вместе благоухание жертвы, Им принесенной ( Ефес. 5:2 ). Сожжение частей жертвы вне ополчения указует на страдание Спасителя вне града, как говорит и Апостол: Ихже кровь животных вносится во святая за грехи, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил ( Евр. 13:11, 12 ) 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Агапий – янв. 24, мрт. 19, авг. 19, 21, снт. 20, нбр. 3. Любимый. Агафаггел – янв. 23. Добрый вестник. Агафодор – мрт. 7, окт. 13. Благой дар. Агафоник – авг. 22. Благопобедитель. Агафон – фер. 20, мрт. 2. Добрый. Агафопод – апр. 5. Доброногий. Агафопус – дек. 23. Доброногий. Аггей (Агей) – дек. 16. Торжественный, праздничный. Евр. Аггий – мрт. 9. Аглаий – мрт. 9. Светлый. Агн – мрт. 26. Агнец. Лат. Адам – янв. 14. Красный муж. Евр. Адриан (Андриян) – фвр. 3, апр. 17, авг. 26. Из Адрии. Аетий – мрт. 6, 9. Орел. Аза – нбр. 19. Азадан – апр. 10. Азария – фвр. 3, дек. 17. Помощь Божья. Евр. Азат – апр. 14, 17, нбр. 20. Аифал – снт. 1, нбр. 3, дек. 11. Акакий – мрт. 9, апр. 17, мая 7, 19, июля 7, 28, снт. 15, нбр. 29. Незлобивый. Акепсим, или Акепсима – нбр. 3, 3. Акепсий – дек. 11. Акила – янв. 4, 21, июля 14. Орел. Лат. Акиндин – апр. 18, авг, 22, нбр. 2. Безопасный. Акутион – апр. 21. Острый. Лат. Алвиан – мая 4. Александр – фвр. 23, мрт. 9, 13, 15, 15, 15, 16, апр. 10, мая 13, июня 9, 10, июля 3, 9, 10, авг. 1, 11, 12, 30, 30, 30, снт. 28, окт. 22, нбр. 9, 23, дек. 12. Мужественный, отгоняющий муж, помогающий. Алексий – фвр. 12, мрт. 17, мая 20, авг. 9, окт. 5, нбр. 23. Помощник. Алим – авг. 1. Алипий (Алимпий) – авг. 17, нбр. 26. Беспечальный. Алфей – мая 26, снт. 28, нбр. 18. Перемена. Евр. Алфий – мая 10. Амвросий (Обросим) – дек. 7. Бессмертный, Божественный. Аммон – окт. 4. Песчаный. Аммун – снт. 1. Амонит – нбр. 7. Амос – июн. 15. Тяжесть, крепость. Евр. Амплий – янв. 4, окт. 31. Больший, широкий. Лат. Амфилохий – мрт. 23, нбр. 23. Труднородный или в засаде сидящий. Амфиан – апр. 2. Окружный. Анания – янв. 4, 26, апр. 17, окт. 1, дек. 1, 17. Благодать Божья. Евр. Анастасий – янв, 8, 21, 22, 24, апр. 20, 20, окт. 25, дек. 5, Воскрешенный. Анатолий – апр. 23, июля 3, нбр. 20. Восточный. Андрей – мая 18, июня 12, 30, июля 4, авг. 19, снт. 21, 23, окт. 2, 17, 27, нбр. 30, дек. 2. Мужественный. Андроник – янв. 4, мая 17, июля 30, окт. 9, 12. Победитель мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

28 Слав. слово дщерь не находим в кн. Плач заменить каким либо русским словом и оставляем его. Так и в рус. синод. пер. стоит. 29 Κατεπ ντισε букв. погрузил; в этой главе (еще в 5 ст. дважды) означает: потопил, погубил, ниспроверг, как низвергается и губится все погружаемое в море. 33 Слав. домы не вполне точно соотв. греч. βρεις – крепости, лат. moenia – стены, лучше бы: чертоги, укрепления. 34 πλ θυνε ταπεινουμνην κα τεταπεινωμνην – умножи… смирена и смирену. Перифразируем для гладкости и ясности русской речи. 36 Греч. διφθειρε – погубил; слав. разсыпа, кажется, имело чтение: δισπειρε – мы его не нашли. 51 Слав. зеница соотв. κ ρη в XII, лук. и исих. спп., в компл. и альд. изд., в др. нет. Во многих греч. спп. добавлено θυγατρ (ват., text. recept.) или θυγτερ – алекс. 52 Слав. поучися соотв. δολσχησαι – (XII, исих. спп., компл., альд.) или δολσχησον (лук. спп.), от δολεσχω у LXX: поучаюсь, размышляю и говорю о законе, Господнем и свящ. истории ( Псал. 76, 3–6; 118, 15 ), и в этом размышлении нахожу себе успокоение. В алекс., ват., text. recept. γαλλ ασαι – вселись; – едвали удачно и соотв. контексту это чтение. 55 По изъяснению блаж. Θеодорита, выражение отребление сотвори повар, указывает на тяжесть страданий Еврейского народа и на жестокость врагов, которые, как повар с ягодами, поступали с младенцами грудными. По мнению новых толковников, сл. повар греч. μγειρος напоминает «архимагира Навузардана» ( Иер. 52 гл.), который совершил безпощадное избиение Евреев, по взятии Иерусалима (Благовещенский. Кн. Плач 345 стр.). В евр. т. нет соотв. выр., но во всех греч. спп. есть, только в алекс. вм. πεφλλισας стоит: πιφαλισας – унизил. Вероятно, сначала стояло на поле, а потом внесено в текст это выражение. Читать далее Источник: Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров. - Казань: Центральная типография, 1910. - С. 175-176. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

То есть требовать с людей то, что ты сам не исполняешь, – верх ханжества и лицемерия. Блаженный Иероним так истолковал рассматриваемый стих: «Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле » 355 . Речь идет о духовном закабалении, разновидность «церковного» крепостничества. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Этими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, то есть к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным – кротким и снисходительным. Фарисеи же поступали наоборот. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны, потому что не испытали, как трудно учить делами» 356 . И далее мы читаем: Мф.23:5 . «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Слова « расширяют хранилища » – имеется в виду филактерии (теффилин). Представляли из себя кожаные коробочки, которые закреплялись кожаными ремнями на лбу или левой руке. По мнению законоучителей, обязанность ношения филактерия возложена на евреев самим Моисеем; они ссылаются на следующие четыре цитаты из Библии: «и навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор.6:8 ); «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» ( Втор.11:18 ); «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими» ( Исх.13:9 ) и «и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» ( Исх.13:16 ). Скорее всего, так как обрезание прообразовывало собой крещение ( Кол.2:11 ), то ношение теффилин (филактерия) могло прообразовывать собой ношение креста на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010