5. " Рассуждения о том, что римляне раз за разом проигрывали битвы арабам из-за большей религиозности последних, не выдерживают критики по двум причинам. Во-первых, в X веке никаких римлян в строгом смысле слова не было, а Византия в этническом и геополитическом смысле не была Римом " . Византийцы себя римлянами считали, а вот византийцами - нет. Так что при разговоре о психологии воюющих сторон вполне уместно говорить о римлянах Константинополя. 6. " Успехи арабов были детерминированы более передовой военной тактикой, более высоким техническим уровнем и тем, что именуется началом арабского Ренессанса " . Может быть, в чем-то арабы 10 века могли быть выше Западной Европы того времени, но не Восточной Римской Империи (Византии). Кроме того, одно дело мнение императора Никифора о том, что его армии недостаточно сильны, и другое дело реальное соотношение сил и культур. Вообще-то Никифору как раз удалось внести перелом: при нем у арабов были отвоеваны Кипр, Киликия и Сирия. всего более 100 городов (см. История Византии в 3 тт. т.2. М., 1967, с. 214). В последующие века угроза Византии исходила уже не от арабов, а от турок (сначала сельджуков, потом османов). 7. «Неужели можно всерьез полагать, что появление своего рода православных шахидов есть решение проблемы?». Если под словом шахид имеются в виду террористы, то разве в моей статье есть призыв к чему-либо подобному? Если под словом шахид имеется виду просто мученичество за веру, православии такая установка является традиционной. Но она не опасна для окружающих: это наша готовность приносить себя жертву за нашу веру, а не стремление приносить других в жертву своим ценностям. Вообще я в статье призывал принять не шахидскую догму, а антишахидскую. Напомню еще раз ее формулировку: безоружный человек, убитый религиозным террористом, становится наследником Царства Божия. Такая церковная проповедь для некоторых людей может стать решением некоторых их психологических проблем. В частности – такая вера поможет им пережить горе от потери ближнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Гелия упала на колени и на этот раз твердо сказала: — Молю вас, спасите! — Что нужно? — спросил грозно герцог. И в этот же миг он узнал Гелию и ужаснулся. — Это вы, Гелия! Что с вами случилось? И он подался к ней ближе и закрыл ее от ветра и снега полою своего плаща. — Ваша светлость! — простонала она, — была ли я вашею любовницей? — и, зарыдав, она не могла продол жать далее. Герцог заметил, что она шатается, и подхватил ее под руки. — Кто смел сказать это? Вы меня выдали замуж, — произнесла Гелия. — Ну да!.. Что ж дальше? Гелия протянула к герцогу руку, в которой был пистолет, и сказала: — Прикажите скорее взять меня в тюрьму. — За что? — Я сейчас хотела убить моего мужа. — За что? Она плакала. — Говорите скорее, за что? — Он хотел меня сжечь, — он обращается со мною как разбойник! И, произнося каждое слово, она колебалась на ногах и вдруг совсем пошатнулась в сторону. Герцог плотнее прикрыл ее плащом и сказал: — Смотрите… правда ли это? Вместо ответа Гелия взяла холодною рукой руку герцога и приблизила ее к своей голове. На белой замшевой перчатке герцога остались капля крови и несколько глянцевитых и тонких черных волос. Из груди его вырвался звук ужаса и негодования. — Злодей! — вскричал герцог, — он будет страшно наказан! С этими словами, задыхаясь и сверкая глазами, разгневанный герцог всхлипнул и потом отечески обнял молодую красавицу и, почувствовав, что она падает, поднял ее, как дитя, на руки, поцеловал в темя и с этою ношей возвратился назад в двери замка. Комментарии Пугало Печатается по тексту: Н. С. Лесков. Собрание сочинений, том седьмой, СПб., 1889, стр. 246–304. Рассказ написан в 1885 году; впервые опубликован в журнале «Задушевное слово», 1885, тт. X–XI, с подзаголовком «Рассказ для юношества». В письме к А. С. Суворину от 9 ноября 1887 года Лесков писал: «У меня есть полудетский, полународный рассказ «Пугало», печатавшийся три года тому назад в журнале Вольфа как «святочный рассказ». Он представляет доброго, честного мужика, «постоялого дворника», которого считали вором и разбойником без всякой иной причины, кроме того, что он был страшен собою и нелюдим, а также скрывал свою жену — дочь отставного палача. Это истинный кромской случай… Рассказ читали с удовольствием и большие и дети… Позвольте мне предложить Вам: признаете ли Вы за удобное взять этот рассказ для третьей или (после З Ангела) четвертой книжки «Дешевой библиотеки» моего издания? В таком разе я доставил бы Вам печатные листки этого рассказа» (ИРЛИ, ф. 268, л. 111). Очевидно, Суворин изъявил готовность поместить рассказ в издании «Дешевой библиотеки», так как Лесков 12 ноября 1887 года писал ему: «Рассказ «Пугало» пришлю Вам через магазин» (там же, л. 112). Однако по каким-то неизвестным причинам это соглашение не было реализовано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

– Вы так любезны, капитан, – отвечала Жанни с лукавой улыбкой, вытирая платком платье, – что нет средств сухо принять ваши приветствия! – Вы божественно снисходительны, мадемуазель Жанни, – возразил, охорашиваясь, француз, вовсе не замечая насмешки, – и я принес жертву вашей божественности – премиленький рисунок воротничка, – в нем вы покажетесь, как персик между листьями. А вам, madame Surver-sant, – сказал он, обращаясь к хозяйке, – выписал я рецепт, как сохранять в розовом варенье природный его цвет. – Лучше бы научили вы средству сохранять ковры от мокроты, – отвечала она, с ужасом глядя на струю дождя, текущую со шляпы героя. – Капитан – неизменный угодник дамский, – молвил хозяин, трепля его по плечу, – у него в кармане всегда найдется про них какая-нибудь игрушка и в голове запасный комплимент! – Par la sainte barbe (клянусь пороховою каморою), – возразил капитан, вытягивая свой туго накрахмаленный воротник, – мое сердце готово всегда упасть к ногам прекрасных, а шпага – встретить неприятеля! – Славно сказано, капитан, – только, видно, у вас сердце некрепко привязано, когда вы можете выкидывать его, как червонный туз; ну, а, кстати, о шпаге: много ли ей было работы пронзать и щупать тюки с запретными товарами? – Я задавлен делами, vrai dieu , задавлен! – отвечал французик, зачесывая на обнаженный лоб скудные волосы.(тт) Ваши соотечественники, вместо благодарности нашему доброму императору за то, что он не столкнул Голландию в море, беспрестанно заводят по всем шинкам заговоры, а забияки русские и англичане того и жди, что нагрянут на берег! Знаете ли вы, что они затеяли тайную высадку, чтоб захватить крепость и порт, – безделица! К счастью, сударь, я своею проницательностью уничтожил их замыслы и спас город: злодеи были захвачены, – и в чем, как вы думаете? В ромовых бочонках, сударь, в ромовых бочонках! – Вам должно воздвигнуть статую во весь рост на бочонке вместо подножия, – сказал, улыбаясь, хозяин. – Этого мало, repp Sans-fer, Sans-ver-Sarrasin, извините, пожалуйте, я не в ладу с голландскими именами, – вообразите себе, что эти вандалы, англичане, эти враги человечества, то есть французов, собрались нас зажарить заживо, вместе с домами и кораблями, открыли в Лондоне подписку, наняли контрабандистов, чтоб ввести потихоньку зажигательные вещества в курительном табаке, в свечах, в колбасах, в копченых рыбах, даже в помадных банках, сударыня, даже в помадных банках; все каблуки французских генералов начинены были порохом: злодеи хотели поднять на воздух каждого из нас поодиночке…

http://azbyka.ru/fiction/lejtenant-beloz...

287 Впервые иконографический метод Кондакова был обозначен и использован как рабочий метод в исследовании: Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. – Одесса: тип. Ульриха и Шульце. – 1876. 288 История европейского искусствознания. Вторая половина XIX – начало ХХ века. Отв. ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. Тт. I, II. – М., 1969. 289 Н. П. Кондаков высказал свое критическое отношение к иконографическим штудиям такого рода, говоря о них как о «исторической статистике, лишенной необходимого анализа для открытия в этих типах взаимной связи и последовательности». Он уклоняется и от крайности формально-стилистического анализа: «История христианского искусства сосредоточивает свои характеристики памятников и периодов на общей оценке художественного прогресса и касается содержания с точки зрения исторических схем: монументальности, декоративности, народности и проч. Совершенно естественно, что в результате такое отвлеченно сухое изложение художественного процесса, чуждое конкретной характеристики, лишает самое изложение всякого интереса, сопряженного с непосредственным исследованием предмета». – Н. П. Кондаков . Иконография Богоматери. Т. I. – М., 1998. С. 6. 291 Это точное и имеющее большое значение заключение принадлежит В. М. Лурье: «Патристическая категория «формы», как это было у Аристотеля, синонимична «сущности»… Антропологическое понятие образа Божия в человеке позднее послужит обоснованию еще одного догмата – об иконопочитании. – Григорий Нисский . Об устроении человека. – СПб., 1995. С. 123. 292 В «Иконографии Богоматери» он пишет: «…Тип определяется национальным характером или выражением народных черт, как главных или дающих своеобразную типичность человеческому образу. Но к такому типу прирастает со временем определенная историческая мысль, или идея общечеловеческого свойства, и такой «идеальный» образ вновь переходит в сферу народного, исторического искусства. Изучение постепенного роста народных и исторических типов и образов… занимается, таким образом, внутреннею историею одухотворения и облагорожения народного характера до степени общечеловеческого значения, как высших образцов и так называемых идеалов».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

739 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. – Новосибирск, 1993, с. 406. 742 См. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980; Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. В другом аспекте: «Религия состоит в очелочивании природных законов, а магия – в натурализации человеческих действий, то есть в истолковании определенных человеческих действий как сосставной части физического детерминизма». Антропоморфизм природы (в чем состоит религия) и физиоморфизм человека (как мы определили бы магию) образуют постоянные составляющие, меняется лишь их дозировка... Нет религии без магии, как и магии, которая не подразумевала бы зерно религии» (Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994, сс. 287–288). 745 Зёдерблом Н. Становление веры в Бога//Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Сост. и общ. Ред. А. Н. Красикова. М., 1998, с. 310. 746 Хотя и тут есть дивные образцы радикально-фаустовского, потребительского отношения к духовному миру: «Е. Рерих пишет, что все энергии развились из единой всеначальной энергии, или из единого элемента – Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего». Всеначальная энергия по отношению к человеку носит нейтральный характер, не являясь ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло» (Гиндилис Л. М. Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России//Вопросы философии. 2001, 3, с. 92). Как это дивно – «использовать» Первоначало! Впрочем, эти авторы, кажется, полагают, что и «Высшее» пользуется людьми ради каких-то своих интересов (а как иначе понять формулу об «энергообмене с Высшим» – с. 94). 749 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2., с. 232. 762 Но Блаватская становится крайне скупа, когда речь заходит о том, чтобы уделить несколько заглавных букв для тех местоимений, которые обозначают Христа. И эта разница неслучайна: «А что еще можно ожидать во главе с таким фанатичным ослом, как Уайльд? О моем и Олькотта «атеизме» им было отлично известно в течение последних пяти лет, с тех пор как мы стали буддистами» (Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 50). В Российском Теософском Обществе висел портрет Блаватской с ее собственноручной подписью: «От старой буддистки» (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и теософическое общество? – СПб., 1914, с. 20). Совсем иное ее отношение к православным святыням: «Моя тетушка госпожа Витте поклялась перед иконой какой-то св. Чепуховины, что проклянет меня на смертном одре, если я позволю опубликовать какие бы то ни было «Мемуары», пока все мои родственники еще живы» (Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 434).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

О «хитрости разума» Гегель писал в «Философии истории» и «Энциклопедии философских наук». «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред...» (Гегель. Сочинения. М.-Л., 1935, т. 8, с. 32). См. также: Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 397-398. 121 в древнегреческой мифологии Хронос — сын Урана (неба) и Геи (земли), свергший своего отца и воцарившийся над миром; при нем наступил Золотой век. Из страха, что кто-нибудь из его детей свергнет его так же, как он сверг Урана, Хронос проглатывал своих детей, рожденных ему Геей (приходившейся ему одновременно и сестрой). Последнего своего ребенка — Зевса — Гея родила на Крите и скрыла там в глубокой пещере, а Хроносу дала проглотить камень. Выросший Зевс сверг своего отца и освободил из его чрева своих сестер и братьев. В римской мифологии Хроносу соответствует Сатурн. Тема безжалостного Времени, пожирающего своих детей, неоднократно служила сюжетом произведений литературы и искусства. 122 См.: Плотин. Эннеады. Киев, 1995, с. 91-112 (III, 7: «О времени и вечности». 123 «Тимей», 37d (Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1994, т. 3, с. 439-440). 124 См. прим. 32. 125 Четырехмерное пространство Минковского объединяет трехмерное физическое пространство и время; введено немецким математиком и физиком Германом Минковским в 1907-1908 гг. для геометрической интерпретации специальной теории относительности. 126 Цитата из стихотворения Г.Р. Державина «На смерть князя Мещерского»:   Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Смерть, трепет естества и страх! Мы гордость, с бедностью совместна; Сегодня Бог, а завтра прах; Сегодня льстит надежда лестна, А завтра: где ты, человек? Едва часы протечь успели Хаоса в бездну улетели, И весь, как сон, прошел твой век.   Русская поэзия XVIII века. М., 1972, с. 546-547. 127 Таких слов среди сохранившихся фрагментов Парменида нет; установить подлинный источник цитаты не удалось. 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

§ 99. Гл. XXXVI:1–12: закон о непереходе владения землею из удела одного колена в другой чрез брачные союзы и закон ужичества, Изложения содержания. – Начальники племени сынов Галаада (из колена Манассиина) излагают пред Моисеем, первосвященником Елеазаром и князьями колен свое недоумение о том, что дочери Салпаада, получившие поземельный удел своего отца (см. гл.27:1 и д.), могут выйти замуж за юношей из другого колена, и что таким образом их участок земли может перейти во владение другого колена, а тем нарушится общинное владение землею членами одного колена и явится чрезполосное владение землею (ст. 1–4). Моисей, по повелению Божию, дает закон, по которому дочери Салпаада (и вообще все женщины, владеющие землею) должны выходить в замужество только за человека из своего колена, и вообще браки должны быть заключаемы между лицами, принадлежащими к одному и тому же колену, родственными (тт. 5–9). Дочери Салпаада так и сделали: они вышли замуж за мужей из своего колена и рода (ст. 10–12). ___________________ 1. Чем известны дочери Салпаада из колена Манассиина? – Тем, что по поводу их сиротства без братьев и по поводу их замужества даны были два закона: закон о наследии женщинами поземельной собственности и закон ужичества, или о браке по родству. Салпаад из племени Махирова, колена Манассиина, умер, не оставивши сыновей, а только пять дочерей. Когда в стане у Иордана Моисей делал исчисление народа, мужей от 20 лет и старше, с целью между прочнм для определения и разделения наследственных уделов по коленам, родам и семействам ( Чис.26:52–56 ); то дочери Салпаада просили, чтобы семейство их отца, состоявшее тогда только из них пятерых девиц, не лишено было поземельного удела в своем колене и роде. В следствие такого их ходатайства дан был Богом общий закон о праве дочерей наследовать удел своего отца в случае, если нет сына наследника у умершего ( Чис.27:1–8 ). Если же умерший совсем бездетен, то удел его переходил к братьям и т. д. к ближайшим родственникам по боковым линиям (ст. 9–11). Другой закон, закон ужичества, изложен в рассматриваемой XXXVI-oй главе книги Числ. По этому закону, браки девиц, имеющих поземельную наследственную собственность, должны быть заключаемы только с мужами из своего колена и рода и даже с родственниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Первые годы после революции были ознаменованы как растущей активностью представителей дореволюционной религиозной мысли, так и нарастанием критики в их адрес со стороны официальной так называемой «марксистско-ленинской философии», в качестве основных дисциплин включавшей в себя диалектический и исторический материализм. В 1922 г. последовала упоминавшаяся уже высылка за границу ряда наиболее видных представителей религиозной и идеалистической мысли. Оставшиеся в России представители этих направлений (свящ. П. Флоренский , С.А. Аскольдов, А.А. Мейер, А.Ф. Лосев , Г.Г. Шпет и др.) подверглись преследованиям и практически были лишены возможности продолжать нормальную философскую деятельность. Тем не менее, им удалось создать ряд философски-значимых произведений. Уникальной представляется в этом отношении жизнь и деятельность А.Ф. Лосева (1893–1988), выступившего продолжателем философской традиции свящ. П. Флоренского и свящ. С. Булгакова . В 1920-е годы Лосев создает и публикует ряд философских и историко-философских произведений, в которых продолжает разработку концепции всеединства на основе христианского неоплатонизма, идей св. Григория Паламы , софиологии, используя при этом утонченную философскую технику, основанную на диалектике Гегеля, феноменологии Гуссерля, неокантианстве Э. Кассирера. Вслед за Флоренским и Булгаковым Лосев поддержал движение имяславцев и в работе «Философия имени» (1927) представил философское обоснование имяславия. Оригинальная концепция философии религии и культуры представлена им в работе «Диалектика мифа» (1930). После публикации этой работы Лосев был арестован и по возвращении из лагеря был вынужден отказаться от самостоятельного философского творчества и обратиться к темам филологии, эстетики, истории философии. Плодом этих занятий стала фундаментальная «История античной эстетики» (тт. 1–7, 1963–1988). В ряду работ Лосева по истории русской мысли выделяется поздний труд «Вл. Соловьев и его время» (1990). Интерес к русской религиозной мысли возрождается в России после смерти Сталина и последовавшей за этим частичной либерализации советского режима в период т. наз. «хрущевской оттепели». С Запада начинают проникать работы русских философов, богословов, историков русской мысли. Они способствуют активизации метафизических и религиозных исканий в среде российской интеллигенции. Наряду с традициями русской религиозной мысли в это время распространяются так же идеи восточной, прежде всего, индийской, философии, западный эзотерический традиционализм. Здесь следует отметить начавшееся еще в советское время и получившее развитие в постсоветский период творчество таких мыслителей, как С.С. Аверинцев , В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Г. Померанц, Ю. Мамлеев, А. Пятигорский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Слова Лежана вероятно нуждаются в ограничении, но, кажется, лишь в виде вопроса: как часто повторялись эти cцehы? Heльдeke (Nöldeke, 415) считает папаса пустым, ограниченным человеком, но признает, что «абба Салама имел пред абиссинами неоцененное преимущество несколько высшего образования [как питомец каирской школы миссионера Лидера, Isenberg II, 145; ср. Хр. Тт. 1888, I, 454) и гораздо большего знания света». С своей точки зрения страссбургский ориенталист совершенно прав: Салама был более развит и с головою более светлою, чем дабтара; но с нашей точки зрения нужно заметить, что протестантская школа не дала, да и не могла дать ему столь необходимой для него, как папаса, восточно-богословской эрудиции, а скорее поселила в нем отвращение к изучению творений «человеческих»; поэтому и не диво [ср. Katte, 96], что абба Салама попадал в нелепые положения. 176 По словам Массая, Салама был изгнан из Гондара еще в 1844 г. В октябре 1846 г. он несомненно был уже в Тыгре. Рас Али имел особую причину ненавидеть папаса; о ней Massaja I, 14, 23 р. 144; 15, 13 р. 160; 4, 18 р. 31; 8, 7. 8 р. 66. Интересно то освещение, в каком представил Салама коптам свое отношение к абиссинским толкам. Порфирий, черпавший из коптских рассказов, пишет (ТКДА. 1886, II, 9) следующее: „В 1861 г. в Абиссинии случились другие дела. Тамошний абуна Селяме предал проклятию некоторых абиссин за арианское мнение, будто Христос Сын Божий сотворен. Все проклятые им взбунтовались и осадили его в доме. Но он вышел к ним с крестом и сказал: «вы хотите убить меня: вот я пред вами! Убивайте!» Еретики не дерзнули поднять на него рук своих. Тогда он взлез на ближнее дерево и оттуда снова проклял их. За то они возненавидели его, но по крайней мере не тронули». Трудно поверить, чтобы эти «ариане» с их учением о Сыне сотворенном были какие-то другие сектанты, а не дабра-либаносцы с их девизом: «Сын благодати». 177 Каса для этого напугал папаса фальшивою тревогою, сделав вид, что намерен римско-католического миссионера де-Якобис, епископа нилопольского in partibus, признать митрополитом всей Абиссинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В высшем смысле: Те, которые, говорит, не приняли просвещения от Духа, будут, когда откроется суд Божий, в смятении и волнении; ибо, как говорить Афанасий , предавшиеся в жизни лености и нерадению во время суда Божия оказались неимеющими ничего в руках своих, хотя никогда в смертной жизни были богаты. Ибо как могли найти то, чего не сделали? 7. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшие на кони. Запрещением Давид называет суд Божий на ассириан; а дреманием бессилие или расслабление телесной силы. Ибо естественно сон расслабляет телесные силы Всадниками на конях называет ассириан; потому что они надеялись победить своею конницею, почему тот же Давид и в другом месте сказал: они на колесницы, они на кони (Псал.19, 8) Слова Феодорита : Выражением: воздремали, указывает на легкость смерти, ибо как дремлющий, когда захочет, легко заснет, так и они получили скорый конец жизни. Слова Оригена : Если хочешь видеть, что сон души различается от естественного телесного сна, то увидишь, что у многих людей, которые не сохраняют сего наставления: не дай сна очам твоим, также: восстань спящий,—души спят. Они то не нашли ничего, потому что спящий не находит ничего. Он же говорит, что в созерцательном смысле колесницы и кони душ суть тела. Те, которые, по словам Афанасия : не восседали на своих конях, т. е. невоздержных телах, с умом, но неудержимо стремились к удовольствию, когда был произнесен на них Божественный приговор, преданы как бы сну, или бесчувствию, т.е. не могли подняться. Никоторые, согласно с Оригеном , заметили, что в священном Писании всадник (επιης) принимается в худую сторону. Так сказано у Захарии: поражу всякого коня и всадника; и у Моисея: коня и всадника ввергнул в море, а ездок (на конях)—в хорошую сторону. Так Елиссей говорит к Илии: Отче! Колесница Израиля и ездок его; и Аввакум в молитв ко Спасителю: езда Твоя спасение! Итак, кто восседит в теле с умом и, господствуя над удовольствиями его, правит, куда хочет, и удерживает все узды пожеланий; тот не таков всадник, как египтяне, но ездок, как Илия. А кто неудержимого и необузданного жеребца сего—тт.10 свое—не наказывает и не подчиняет себе, но увлекается и обольщается похотями, тот как всадник потопляется сим конем, испытывая гнев Божий и дремлет, т. е. усыпает сном смертным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010