94 Имеется в виду речь Ф. Лассаля «Власть и права» из цикла его статей «О сущности конституции» (Ueber Verfassungswesen). См.: Лассаль Ф. Сочинения. Спб., 1908, т. II, с. 5 и сл., 52 и сл. 97 «Переход культуры в цивилизацию» – один из основных тезисов «Заката Европы» О. Шпенглера, который Бердяев подробно анализирует в статье «Предсмертные мысли Фауста». 99 Третья республика – буржуазно-демократический режим во Франции, установленный в 1870 г. и просуществовавший до 1940 г. Говоря о французском национализме Третьей республики, Бердяев имеет в виду дело Дрейфуса – офицера французского Генерального штаба (еврея по происхождению), несправедливо обвиненного в шпионаже в пользу Германии и в 1894 г. приговоренного к пожизненной каторге. Французское общество раскололось на «дрейфусаров» и «антидрейфусаров». В 1899 г. Дрейфус был помилован, а в 1906 г. – полностью реабилитирован. 101 Теургия (букв.: «богоделание», «боготворчество») – термин, который в русскую философию ввел В. С. Соловьев . Под «свободной теургией» он понимал «цельное творчество», единство мистики, художественного и научно-технического творчества. Кроме него о теургии много писали П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Белый и др. См.: Соловьев В, С. Критика отвлеченных начал; Философские начала цельного знания//Сочинения в 2-х тт. М., 1988, т. 1–2. 105 Прямое действие (фр.) – тактическое требование французских анархо-синдикалистов, о котором один из видных его деятелей Г. Лагардель писал: «Прямое действие предполагает деятельное вмешательство отважного меньшинства. Не масса, тяжелая и неповоротливая, должна здесь высказаться, чтобы начать борьбу, как это имеет место в демократии; не число составляет здесь закон и не количество является правилом – образуется избранная группа (une elite), которая, в силу качества, увлекает массу и направляет ее на путь битвы» (Цит. по: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991, с. 473474). 108 Ср. с высказыванием Жозефа де Местра, на которого в дальнейшем неоднократно ссылается Бердяев: «Никогда не лишне повторить, что отнюдь не люди ведут революцию, а что сама революция использует людей в своих собственных целях. Очень верно, когда говорят, что она совершается сама собой» (Де Местр Ж. Рассуждения о Франции. М., 1997, с. 17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

53 Следует отметить, что второй том шпенглеровского «Заката Европы», заканчивающийся разделом, посвященным «машине», вышел в 1922 г., так что в данном случае Бердяев опирается на собственные идеи, сформулированные им в статье «Дух и машина» (см.: Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918, 416 Приложение с. 233–240). Впоследствии он еще раз вернулся к этой теме в статье «Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)», опубликованной в журнале «Путь», 1933, 38 (см.: Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, т. 1, с. 499–523). 54 Неточная цитата из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»: «Человек есть нечто, что должно превзойти... Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором» (Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990, т. 2, с. 8). О Ницше Бердяев более подробно писал в «Смысле творчества». См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989, с. 322–324; там ж е – на с. 548 – большая подборка цитат из «Заратустры». 55 Я вижу зрелище, – писал Ф. Ницше в «Антихристе», – столь полное смысла и вместе с тем удивительно парадоксальное, что все божества Олимпа имели бы в нем повод к бессмертному смеху, – Чезаре Борджа папа... Понимают ли меня?.. Это была бы победа, которой в настоящий момент добиваюсь только я один: тем самым христианство было уничт В других своих книгах Ницше характеризует Чезаре Борджа (который, по словам Я. Буркхардта, по ночам выходил в запуганный Рим, «чтобы удовлетворять свою бешеную страсть к убийствам») как «хищного животного и хищного зверя», «здоровейшего из всех тропических чудовищ», «бессмертно здорового, бессмертно веселого и удачливого», как «высшего человека» – «сверхчеловека» – по сравнению с нами (Там же, с. 315, 672:612). 56 Сущность «антропологизма» Л. Фейербаха заключается в формулах: «Теология есть антропология»; «Собственная сущность человека есть его абсолютная сущность, его бог...» «Человек человеку – бог» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т. II, с. 515, 34:193). «Не успел Л. Фейербах провозгласить религию человечества, – писал Бердяев в «Смысле творчества», – как К. Маркс в своем социализме довел гуманизм до окончательного отрицания человека...» (Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989, с. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Главное – не потерять сознание… «Еще рано». Мессеры продолжали барражировать в надежде на добычу Внизу стали различимы стволы деревьев на опушке. «Пора!» Резким движением дернул кольцо. Парашют хлопнул над головой, раскрылся, и движение стало плавным. Земля уже рядом, и чем ближе, тем быстрее увеличивались деревья, становились различимыми отдельные ветки, изгибы коры, цветы… Приготовился сесть на здоровую ногу и левую руку. Толчок – и острая боль в руке. Сверху, как шляпкой гриба, накрыл купол парашюта. Запах гари, отдаленный гул боя, отдельные выстрелы невдалеке. Купол парусинового парашюта был похож на потолок больничной палаты, только зачем в палате такая высокая трава, и почему к запаху травы прибивается запах гари? Он начинал терять сознание. Внезапно донеслись голоса. Он четко различал русскую речь. «Власовцы», – подумал Николай. Он здоровой рукой достал пистолет, взвел курок и, стиснув от боли зубы, второй рукой передернул затвор. «Сдавайся, ты окружен!» – раздался крик совсем рядом. Николай еще крепче сжал свой ТТ. Громыхнула очередь из ППШ по парашюту. Тонкие спицы света прокололи воздух внутри него. Волна пробежала по ткани, край приподнялся, и летчик увидел звездочки на пилотках. «Свои», – успел подумать Николай и потерял сознание, пальцы ослабли, пистолет начал медленно сползать вниз. Когда Николай очнулся в госпитале, то сначала подумал, что он заснул там, на опушке, под парашютом. Такой же белый с полосами потолок. Ему очень повезло. Пуля не задела череп, а лишь распорола надбровье. Несмотря сильную потерю крови, состояние его было стабильное. Самая большая проблема была в раздробленной разрывным снарядом ноге. Надо было быстро действовать, чтобы избежать гангрены. Военврач, пожилой доктор в очках, с очень внимательными глазами, настаивал на операции: – Вы понимаете, если мы вас отправим в тыл, – говорил он, немного наклонив голову и заложив обе руки за спину, – может начаться заражение, и вы потеряете ногу. Но проблема, уважаемый товарищ летчик, что у нас нет здесь анестезии.

http://pravoslavie.ru/131419.html

Но и этот полный царский список Сумиро-Аккада также не допускает отнесения царствования Нарамсина к XXXVIII веку, наоборот, он весьма веско говорит в пользу датировки Нарамсина временем, близким Уренгуру, родоначальнику династии Ура, ибо, согласно списку, лишь два с небольшим столетия отделяют обоих царей]. Поэтому мы можем вполне определенно утверждать, что наши современные сведения не дают возможности отнести древнейшие памятники Вавилонии – раньше чем к средине IV тысячелетия. Таким образом, начало двух великих культур Древнего Востока одновременно [а если правильна хронология Борхардта, то культура Египта древнее], и мы начинаем с изложения истории Вавилонии только в виду ее более широкого влияния на окружающий мир. Lehmann-Haupt, Zwei Hauptprobleme d. altorientalischen Chronologie. Leipz., 1898. Mahler, статьи в Aegyptische Zeitschrift, тт. 32, 37 и друг. и в Denkschriften Венской академии. Во франц. переводе Moret: Ed. Mahler, Etudes sur le calendrier egyptien. Annales du Musee Guimet. Bibl. d " Etudes XXIV (1912). Rost в Orientalistische Literaturzeitung, III. Болотов, Antedatierung или Postdatierung, в Христ. чтении 1896, II, и др. Semhe, Chronologie d. altesten agyptischen Geschichte u. die Entwicklung der Jahresdatierung bei den alten Aegyptern (Beitrage zur alt. Gesch. Aegyptens). Lpz., 1903. Ed. Меуег, Aegyptische Chronologie, Berl., 1904 и 1907. Abhandl. Берлинской академии наук. Ginzel, Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Lpz., 1906. Mahler, D. Siriusjahr u. d. Sothisperiode. Orient. Literaturzeitung, 1905–6, «Длинной хронологии» египетской истории держатся Fl. Petrie и Knobel. См. ряд статей их в Historical Studies во II т. Studies of archeol. in Egypt. 1911. Даты Сириуса по ним с неравномерными промежутками, это: 4235, 2775, 1317, 139; первая династия – 5546. Молодой, талантливый, столь безвременно скончавшийся в ноябре 1919 г. астроном М. А. Вильев в 15 положении своей диссертации «Аналитическое решение основной задачи теоретической астрономии» (Пгр., 1918) говорит: «В настоящее время астрономия не дает возможности сделать выбор между короткой и длинной хронологией египетской истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

После нейтрализации русского флота задача будет состоять в том, чтобы обеспечить полную свободу морских сообщений в Балтийском море, в частности снабжение по морю северного фланга сухопутных войск (траление мин). IV. Все распоряжения, которые будут отданы главнокомандующими на основании этой директивы, должны совершенно определенно исходить из того, что речь идет о мерах предосторожности на тот случай, если Россия изменит свою нынешнюю позицию по отношению к нам. Число офицеров, привлекаемых для первоначальных приготовлений, должно быть максимально ограниченным. Остальных сотрудников, участие которых необходимо, следует привлекать к работе как можно позже и знакомить только с частными сторонами подготовки, необходимыми для исполнения служебных обязанностей каждого из них в отдельности. Иначе имеется опасность возникновения серьезнейших политических и военных осложнений в результате раскрытия наших приготовлений, сроки которых еще не назначены. V. Я ожидаю от господ главнокомандующих устных докладов об их дальнейших намерениях, основанных на настоящей директиве. О намеченных подготовительных мероприятиях всех видов вооруженных сил и о ходе их выполнения докладывать мне через Верховное главнокомандование вооруженных сил (ОКВ). Адольф Гитлер Верно: (подпись) Перевод с немецкого языка из: Hitlers Weisungen fur die Kriegsfuhrung. Munchen. 1965, S. 8488. Заверенная копия перевода с немецкого языка. Машинопись. Указана рассылка. 213. Беседа полпреда СССР в Германии В. Г. Деканозова с Рейхсканцлером Германии А. Гитлером 19 декабря 1940 г. О предстоящем приеме у Гитлера и процедуре вручения верительных грамот из МИДа сообщили письмом накануне за подписью зам. шефа протокола Халем и по телефону. В день приема в 12 часов 45 минут в Полпредство заехал с тремя машинами чиновник протокольного отдела Штрак, который затем следовал со мной в одном автомобиле. Остальные товарищи (советники Полпредства тт. Кобулов и Семенов, 1-й секретарь т. Павлов, пом. военного атташе, капитан 2-го ранга т. Воронцов) следовали на двух других машинах. Во дворе Имперской канцелярии был выстроен почетный караул, встретивший мой приезд барабанным боем. В канцелярии меня встретили начальник канцелярии Гитлера министр Мейсснер и заместитель шефа протокола Халем.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Мансуров: Да. Председатель и Розенталь: Вы утверждаете? Мансуров и Щекотов: Подобные 38 сведения об этом вы можете получить в отделе, так как отдел не дает комиссии сведения об утверждении сметы, а прямо высылает деньги. Мансуров оглашает смету комиссии на содержание сторожей и выписку из протокола заседания комиссии от 9–10 ноября 1918 г. Щекотов: Я предлагаю перейти к реальному обсуждению вопросов. Шведов: Вполне соглашаясь с мнениями тт. Смирнова и Розенталя о роли Лавры и монахов ее и вообще духовенства в контрреволюционных движениях, с недопустимостью оставления поэтому здесь кадра монахов, предлагаю, принимая во внимание необходимость охраны из сведущих лиц, оставить самое минимальное число послушников-специалистов, а остальных всех удалить из пределов Лавры, заменив их военной охраной. Ванханен: По этому поводу надо снестись с губисполкомом, ввиду существования приказа о снятии постов со всех учреждений. Сергеев: А также необходимо довести об этом и до сведения Госконтроля. После этого председатель оглашает резолюцию фракционного совещания Комиссии по ликвидации Лавры как монастыря: «Заслушав заявление членов Комиссии по охране памятников старины и искусства от 27-го января 1920 г., а также принимая во внимание, что Троицкая лавра, в ее целом, исторически являлась [и] в настоящее время является оплотом контрреволюционных сил, действующих под флагом религии, для служителей культа русским Ватиканом, собрание постановляет принципиальный вопрос о допустимости существования в стенах Лавры религиозного культа наряду с пролетарским музеем, обсудив в отсутствие членов Коллегии по охране памятников искусства и старины, вынести соответствующую резолюцию и в зависимости от сего приступить к обсуждению вопроса об использовании зданий как непосредственно вытекающего от того или иного разрешения основного вопроса о допустимости совместного существования в стенах Лавры религиозного культа и музея для трудящихся масс». Вопрос ставится на голосование. «За» голосуют все члены и т. Кочаровская. Члены Коллегии воздерживаются от голосования. Т. Щекотов оглашает заявление следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Впрочем, я никогда не бывал в сумасшедшем доме, и это – первый случай, когда я видел больного с явно потрясенным сознанием. Все читанные книга на эту тему, однако, подтверждают мои соображения. Как художественные произведения, так и статьи и исследования по психологии и психиатрии. He желал бы я быть врачом психиатром... 28.6.44 г. На днях в Ильинской церкви было молебствие о победе. Служили на открытом воздухе. Была масса народу. Много приезжих из деревень. Отец Сергий (быв. живоцерковный епископ) сказал отличную проповедь, м.б. даже слишком интеллектуальную для теперешних «православных». Все это слышал от А.И. Леман. У нас был педсовет, и мне не удалось видеть этого любопытного зрелища. Василий Павлович Флоренский в больнице. С ним – его жена. Она ходит за ним. У него сыпной тиф. Слава богу, что я от него не заразился. Ему легче (видел на днях А[нну] М[ихайлов]ну)... 3.7.44 г. Сегодня был у А.И. Леман. Она мне подарила католическое распятие, а вчера Мадонн – Боттичелли и Лучиано. Теперь у меня все стены в картинах. Сегодня днем дважды шел дождь. Вечер ясный с оранжевым солнцем. В комнате у меня очень уютно. Вчера и сегодня набрал много доннику. Он сушится в вазе и пахнет, смешиваясь с ароматом жасмина и роз. А в политике всё победы! Красная Армия стремительно идет, бьет и гонит немчуру. Как это отрадно! Уже гонят обратно стада в освобожденные местности, откуда их эвакуировали в 1941 году. Как грустно и печально было их видеть тогда, и как радостно теперь! Скорей бы конец!... 10.7.44 г. Сегодня сидел на бульваре с З.Д. Вишневской и М.М. Емельяновой. Разговаривали и курили. Пессимизм З.Д. относительно будущего. Сейчас у меня в комнате солнце. Много цветов. Опять розы и жасмин. Затем красные лилии, ромашки с розовым пионом и, наконец, Иван-да-Марья в окружении розовых кашек. В вазах сушатся лепестки роз и цветы донника. Вместе с ветками мяты в букетах они дают пряный и сладкий аромат, особенно по вечерам. Мне это нравится. Вчера купил на базаре «Бесы» и «Подросток» Достоевского в 2-х тт., в переплетах – 50 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

По заявлению тт. крестьян одного селения, которые доказывают, что священник Одарский был противником Советской власти и даже некоторое время агитировал среди крестьян против Советов и говорил открыто: «Я Советы не признаю и понимаю, что лучше жить по-старому». Это доносит крестьянин села Исменцы П… М… М-в, который сегодня 25-го Сентября пришел за пропуском, чтобы проехать в Казань для поступления в Красную Армию, и, кроме того, говорит, что ему как едущему в Казань крестьяне наказывали заявить куда это нужно относительно неблагонадежности свящ. Одарского. А также по заявлению т. М-ва известно, что св. Ордатов (новая интерпритация фамилии — А. Ж.) во время взятия Казани Чехами в деревню Луговая Чебоксарского уезда на собрание, которое состояло преимущественно из кулаков в доме владетеля Лесопильного завода Филиппа Степановича и было подсчитано сколько человек стоит за Сов. власть и против, на что я и обратил своевременно внимание и поехал в вышеназванное село, чтобы священ. Ордатова арестовать и по приезду моему в село я стал спрашивать по делу свящ. Ордатова, но от крестьян я узнал мало чего, так что все отказывались, что мы на сходах не бываем и о священнике мы не слыхали ничего (видимо, крестьяне сразу разобрались за каким «делом» комендант искал священника — А. Ж.). Остальное я узнать не мог и обвинения со стороны крестьян нахожу справедливым (здесь не ясно каких «крестьян» , в деле фигурирует имя только одного обвинителя — М-ва, приехавшего в Казань записываться в Красную Армию, остальные, действительно жившие в селе крестьяне как раз напротив ничего не имели против священника — А. Ж.), а остальное дополнить не могу ничего. Комендант Пристани Криуши.» Далее следовала дополнительная записка «по делу священника села Исменцы Одарского», составленная на следующий день, 26 сентября 1918 года все тем же комендантом. Сей деятель прибыв в село Исменцы, и узнав, что о. Аркадий проживает теперь в другом селе, отправился к новому месту жительства священника, «где и увидал, что священник Одарский сидел у окна».

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого//Царство Духа и царство Кесаря. М., 2006. С. 334-335. Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М., 2006. С. 107. Добросельский П.В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. М., 2008.С. 82. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. Пер. М. Сато, В. Винокурова. М., 1993. С. 43. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2007. С. 381. Флоровский Георгий, прот. Воскресение жизни [«бессмертие» души]//Догмат и история. Сб. статей. М.,1998. С. 235. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия творчества, культуры и искусства. В 2 тт. Т. 1. М., 1994. С. 155. Агаджанян А.С. Реформа и возрождение в двух московских православных субкультурах: два способа сделать православие современным//Приход и община в современном православии:корневая система российской религиозности. Сб. статей. М., 2011. С. 255-276. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 3 июня 2013, 11:13 ... тяжкое впечатление. Спрашиваю себя: что я могу сделать? Прежде всего, звонить в каждый прямой эфир, где священники и епископы отвечают на вопросы слушателей/зрителей и просить иерея или иерарха дать оценку воззрениям и деятельности (не хочу сказать отца) Кочеткова. Есть телеканалы Спас, Союз, радио, где есть передачи, которые ведут священнослужители. Каждому публично и методично задавать один и тот же ряд вопросов. Хотя главное - молитва. Да откроет Господь глаза иерею Георгию, и вразумит. И мне, грешному, утвердиться в правой вере. И еще - не я первый заметил - прищур у него особенный. Слегка тибетский. Даже показалось, что если б ленина и рериха скрестить (прости, Господи), вот и вышло бы это лицо. светлана 29 марта 2013, 23:28 Непонятно, действительно, а почему не лишают сана, это же секта. Конечно , священноначалию виднее, но тогда разъяснили бы народу свою позицию в отношении Кочеткова, почему так долго это продолжается, что ожидают от него. Простите нас. Литургист 29 марта 2013, 21:24

http://pravoslavie.ru/60435.html

Костина, участвовавшего при беседе; но его, по сообщению надзирателя, в Учреждении не оказалось. Тогда на другой день я передал для Евгения Александровича письмо, а вскорости и другое. Если в данном случае мною допущена оплошность, то усердно прошу извинить меня. Переживаемая обстановка сделала мою голову такою же пустою, как и моя жизнь. С особою настойчивостью утверждаю, что контрреволюцией я никогда не занимался, каких-либо противоправительственных деяний не совершал и пролетарскому Государству всегда верен, о чем доказал своим охотным участием в многочисленных подписных листах и пожертвованиями по личному усмотрению и о чем неоднократно свидетельствовал другими способами, связанными с моим положением и званием. Обращаюсь в лице Вашем к Советской справедливости и убедительно прошу Вас освободить меня из заключения и возвратить на место постоянного жительства, где бы я мог основательно заняться лечением у пользовавших меня раньше профессоров и иметь общение с сослуживцами(?)-архиереями – моим Заместителем и другими. Поверьте, в мою искренность и хорошие побуждения. Митрополит Пётр Полянский . 20 ноября 1932 г. ПП ОГПУ по Уралу тов. Тучкову Евгению Александровичу Заявление Согласно объявленному мне постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 23/511–1931 г. я должен отбывать своё наказание в концлагере. Между тем вот уже третий год содержусь в предварительном заключении, подвергаясь мучительным лишениям и ограничениям. Так как, во 1-х, причины, вызвавшие столь неожиданную катастрофическую развязку при всей своей уважительности, о чем я неоднократно писал Вам, не приняты во внимание, так как, во 2-х, моё стремление через искреннее и чистосердечное раскаяние в своей идеологической погрешности обеспечить себя доверием со стороны Советского Правительства и тем улучшить своё положение, несмотря на инициативу и обнадеживание т. Костина, по-видимому достигли обратной цели – угнетающей отброшенности, среди которой теперь живу, и так как, в 3-х, в течение продолжительного времени не получаются результаты ни относительно моего заявления дат[ированного] сент[ябрем] на имя Особ[ого] ни относительно замены концлагерного заключения ссылкой, о чем я имел некоторое основание думать после разговора с тт.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010