27. Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника». Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского. К пасхальной службе присоединяется служба в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» (см. в Триоди Цветной) . Стихиры и канон в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» – в Триоди Цветной; там же указан и порядок их соединения с песнопениями воскресными и Пасхи. Примечание. «Поем настоящее последование, бывшее от господина Никифора Каллиста Ксанфопула. На Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живоприемный Источник. Не бо обретохом в Типице сицеваго последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы» (Триодь Цветная, «В четверток вечера Светлыя седмицы»). Поются стихиры 6-го гласа. На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя...». На каноне утрени оставляются Богородичные тропари пасхального канона, вместо них – нарочитые тропари Живоносного Источника. Канон Пасхи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и канон Богородицы (Живоносного Источника) на 6 (тропари канона поются). Катавасия «Воскресения день...»; после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды; по обычаю, скорым распевом). По 3-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й; и седален Богородицы, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й. 9-я песнь поется в следующем порядке: Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», 1-й лик: «Светися, светися...»; 2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...»; 1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Ангел вопияше...», «О, Божественнаго...»; 1-й лик: «Возбудил еси...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Ангел облистаяй...», «О, Пасха велия...»; 2-й лик: «Христос воскресе...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Радуйся, Дево...» и тропари Живоносного Источника: «Воды вся превосходит...»;

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-10/

Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон — это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи — Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках. Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи. Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

Здесь же речь идет только о состоянии богословской науки. - Ред. 3. Имеется в виду Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. - Ред. 4. Написано за несколько лет до образования государства Израиль. - Ред. 5. В настоящее время образована Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия. - Ред. 6. То есть надписание книги не соответствует реальному авторству. - Ред. 7. С новыми исследованиями библеистики относительно состава и датировки Пятикнижия читатель может ознакомиться по опубликованному в " Альфе и Омеге " переводу вступительных статей к так называемой Иерусалимской Библии: Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие//Альфа и Омега. 1995. С.52-66. О составе и происхождении книги Исход см. также Протоиерей Алексий Князев. Господь, Муж Брани//Альфа и Омега. 1999. С.35-58. - Ред. 8. С результатами более новых исследований датировки, атрибуции и состава книги пророка Исаии читатель может ознакомиться, например, по работе: Введение в Ветхий Завет. Книги пророков//Альфа и Омега. 1996. С.41-45. - Ред. 9. Глоссолалия - выкликание бессмысленных последовательностей звуков, подчас выдаваемое за " говорение языками " . - Ред. 10. С этим утверждением невозможно согласиться, так об утешении Израилевом (Лк.2:25) праведный старец Симеон мечтал; встретивши же Богомладенца, он говорит уже о спасении [...] пред лицем всех народов (Лк.2:30-31), о свете ко просвещению язычников и славе [...] Израиля (Лк.2:32). - Ред. 11. Раздел IV, посвященный относительной датировке Пятикнижия, мы опускаем, так как полная его оценка требует и дополнительных данных, и дополнительного обсуждения. - Ред. 12. Данная глава прочитана была в актовом собрании с значительными сокращениями. 13. См. вышедшую после издания статьи А.В. Карташева работу: Протоиерей Алексий Князев. О боговдохновенности Священного Писания//Альфа и Омега. 1999. С.10-27. - Ред. 14. Имеется в виду I Ватиканский собор 1869-1879 гг. - Ред. 15. Dictionnaire de la Bible. T.I/Ed. L. Pirot. Paris, 1928. P.1030. 16. См. его замечательную Записку Святейшему Синоду 1845 г.: " О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников славянского перевода Священного Писания " . 17. Comment. in Isaiam//PG 30,121,124-125. 18. Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. T.I. Киев, 1884. С.286-287. 19. Очевидно, имеется в виду персонаж из " Братьев Карамазовых " иеромонах Ферапонт - антагонист старца Зосимы. - Ред. 20. В Евангелии эти слова впервые относятся к Иоанну Крестителю (см. Лк.1:80). - Ред. 21. Proces verbaux du I Congres de theologie ortxodoxe a Athenes. Athenes. 1939. P.157-159. 22. Там же. С.113-117,134. 23. Третий тропарь 4-й песни Пасхального канона. - Ред. 24. Девятая песнь канона празднику Сретения Господня. - Ред. 25. Догматик, гл. 5-й. - Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/287/...

Таин. Приписывать артосу значение, какого он не имеет, – запрещено церковного властью (см. Ук. Св. Син. 1723, 15 июня). Недли по Пасх Всех недель после Пасхи – семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению воскресшего Господа (см. 621 стр.). Воспоминая в эти недели воскресение Христово, св. Церковь вместе с тем воспоминает в них и особые события, каждой неделе усвоенные. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название. Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи Ежедневное Богослужение от недели ап. Фомы до Отдания Пасхи имеет только следующие особенности пасхального Богослужения. – Каждое Богослужение начинается тропарем: «Христос воскресе», поемым 3-ды, «по внегда благословити иерею» (т.е., после возгласа иерея и следующего за ним: «Аминь»); и служба каждого часа (хотя и не все они имеют начальный возглас иерея) также предваряется: обыкновенно читаемым тропарем: «Христос воскресе», 3-ды (на всенощном бдении читаемое пред шестопсалмием: «Слава в вышних Богу», тоже обыкновенно предваряется троекратным пением тропаря: «Христос воскресе»). – На утрене 384 пред 50-м псалмом поется: «Воскресение Христово видевше»; в седмичные дни это песнопение поется 1-ды; в воскресные же дни, кончая 6-й неделей по Пасхе, указанное песнопение поется – 3-ды (вместо пения его 1-ды, как это положено в обычные воскресные дни в течение года); кроме того, в воскресные дни, кончая 5-й неделей по Пасхе, положено петь пасхальные ирмосы на катавасию после каждой песни канона, причем после 9-й песни поется только ирмос: «Светися, светися» (без припева). – На литургии после возгласа сам иерей поет: «Христос воскресе», 3-ды, «весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог» 385 (обыкновенно же в 3-й раз иерей поет первую половину тропаря, а певцы допеваютъ: «и сущим во гробех живота даровав», причем, во время этого троекратного пения тропаря царские двери бывают открыты); вместо «Достойно», поется: «Ангел вопияше» и «Светися, светися», кроме Преполовения и его отдания; вместо: «Видехом свет поется «Христос воскресе», 1-ды. На отпусте литургии 386 после: «Слава Тебе, Христе Боже», поется: «Христос воскресе», 3-ды. – Кроме того, до праздника Пятидесятницы на всех службах, в последовании которых имеется в числе других молитвословие: «Слава Тебе Боже», «Царю Небесный», – это молитвенное обращение к Святому Духу, пришествие Которого еще ожидается, Уставом положено до праздника Пятидесятницы опускать (и предначинательные молитвы начинаются с «Трисвятаго»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии 04.05.2016 982 Время на чтение 7 минут ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В " сей нареченный и святый день " , прославляя Воскресшего Христа, каждый христианин чувствует особую радость. Но пасхальная радость наша не может сравниться с неизреченной радостью жизни вечной в Царстве Небесном. Как свидетельствует тайнозритель неба апостол Павел, " не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2,9). Поэтому Святая Церковь, призывает нас радоваться благой вести о Воскресении Христовом здесь, на земле, указывает нам и спасительный путь к вечной радости с Воскресшим Спасителем нашим в Царстве Небесном. Слово " пасха " на языке церковных песнопений означает " спасение " : Пасха нетления - мира спасение " (эксапостиларий праздника Пасхи). Святой апостол Павел учит: " Пасха наша - Христос, заклан за нас " ( 1 Кор. 5,7 ). Вместе с преподобным Иоанном Дамаскиным мы поем в пасхальном каноне: " Христос - Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира " . И в пасхальных стихирах Пасхой мы именуем Самого Христа Спасителя: " Пасха - Христос Избавитель! " Поэтому " Церковь Христова каждый раз напоминает нам, что Крестом пришла " радость всему миру " , учит молитвенно обращать духовный взор в жизнь будущего века: " О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам совершеннее Тебе причащатися в невечерные дни Царствия Твоего " (тропарь 9-й песни канона праздника Пасхи). Святитель Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Америки и Сибири, в своем огласительном поучении " Указание пути в Царствие Небесное " так говорит о цели человеческой жизни: " люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

С одной стороны целью Великого поста является достойная встреча Святой Пасхи. С другой – целью поста в целом является подготовка христианина к переселению в Небесный Сион. Тексты Триоди говорят о грешной человеческой душе, которая призвана очиститься от своих прегрешений и достойно встретить Христа в день Святой Пасхи. Гимнограф определяет цель Великого поста как достойное причащение Божественной Пасхи : «Желающе Божественная пасхи причаститися…греховный квас отъимем покаянием». 43 Если христиане будут воздерживаться от пищи, языка, ярости, лжи и других страстей, то это и есть путь к достойной встрече Пасхи: «Яко брашен воздержашеся, языка, ярости и лжи, и всякия иныя страсти отчуждимся, да чисте пасху узрим». 44 Пост по мысли прот. Александра (Шмемана) – «это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, «Праздник из Праздников». Пост – приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». 45 Однако только просветившиеся и очистившиеся во время поста души, могут узреть Христа: «Просветившеся душами, постом чисты усрести пойдем Христа». 46 Эта мысль подтверждается песнопениями самой Пасхи, о чем указывает митр. Вениамин (Федченков) : «Пост имеет целью очищение души… Недаром на самую пасху Церковь поет в начале же тропарей канона: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающая, и «радуйтеся!» рекуща ясно да услышим…(тропарь 1-й песни пасхального канона). Иначе, без очищения, трудно будет «ясно» услышать это «радуйтесь»». 47 Развивая эту мысль, еп. Афанасий (Сахаров) пишет: «Чрез все великопостное богослужение красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Вся жизнь наша обращена к Вечной Пасхе и ждет приближения ее. Здешняя Пасха, хотя велика и досточтима, но она, как рассуждают отцы наши, есть только образ той Пасхи». 48 Таким образом, во многих текстах Триоди говорится, что Великий пост совершается для того, чтобы поклониться Страстям и Светлому воскресению Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Мироносиц Слава гл. 6, в неделю Разслабленного 5 и т. д. Прокимен на вечерни произносится обыкновенный воскресный: Господь воцарися... (л. 364 на об., 367). К воскресной стихире на стиховне присоединяются стихиры Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... В конце стихир – Слава – праздника, напр., в нед. Мироносиц: Тебе одеющагося светом..., в нед. Разслабленного: В притворе Соломонове... (см. в Цветн. Триоди последования накануне недель). На И ныне – Воскресения день... Христос воскресе... 1. После благословения хлебов «от недели святого Фомы, – сказано в последовании 3 нед. по Пасхе, – не бывает хлеболомление (т. е. раздаяние хлебов в церкви), за краткость нощи» (Тип., л. 365). На утрени положены не полиелейные псалмы, а непорочны, или 17-я кафизма (Тип., л. 365, 367, 369 на об., 371 на об.). После непорочнов поются воскресные тропари: Ангельский собор... (л. 365, 367, 369 на об., 371 на об.). Степенны и прокимен пред евангелием – гласа, в нед. Мироносиц 2-го, в нед. Разслабленного 3-го и т. д. Евангелия читаются воскресныя, но в том порядке, как показаны в столпах утренних воскресных евангелий: в нед. Мироносиц читается не 2 евангелие, а 3, Мр.,зач. 71; в нед. Разслабленного – 4, Лук. зач. 112; в нед. Самаряныни – 7, Иоанн., зач. 63; в нед. Слепого – 8, Иоанн. зач. 64. Воскресение Христово... 3 (л. 365 и др) и т. д. Каноны поются Пасхи и настоящие недели; из них канон Пасхи с ирмосом и богородичнами на 6, ирмос по 2, канон Триоди на 8 (л. 365 и др.). Катавасиею служат ирмосы пасхального канона (там же), но в неделю Слепого: Спасителю Бог... (л. 371 на об). Пред 9 песней Честнейшую не поется во все недели до отдания Пасхи (л. 365 и др.). После 9 песни и ектении трижды поется усвоенное воскресным дням песнопение: Свят Господь..., в нед. Мироносиц на 2 гл., в нед. Разслабленного на 3. В хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются (л. 365) 851 . На часах В неделю Мироносиц – тропарь воскресный. Слава, тропарь настоящей недели: Благообразный Иосиф... Кондак – недели Мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) Благословен Бог наш... [совершается сразу после изобразительных, без возгласа] Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы Мирная ектения Рядовая кафизма Малая ектения Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Стихиры на Господи, воззвах: О:3; М(или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го);Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ М(если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т(подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Свете Тихий Прокимен дне 1-й прокимен Триоди Чтение книги Бытия 2-й прокимен Триоди Чтение книги Притчей Сподоби, Господи Стихиры на стиховне: О;Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ Ныне отпущаеши Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ Тропари: Богородице Дево ...Слава: Крестителю Христов... И ныне: Молите за ны... Под Твою милость.. Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся] Молитва св. Ефрема Сирина

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Входные молитвы перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш…» читается «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе плотски…». «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное…». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий…», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице…». Молитва: «Господи, ниспосли руку Твою…»; псалом «Вниду в дом Твой…» . На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день. Входное Пасхи. По входе – тропарь, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), ипакои, глас 4-й: «Предварившия утро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы). Задостойник Пасхи. Причастен – «Тело Христово...». Отпуст – как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход. Примечание. «Подобает ведати, яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое Евангелие, честный Крест, и иконы, Воскресения Христова, и Пречистыя Богородицы. Поем канон Пасхи с Богородичны, на 8, катавасия, ирмос тойже. По 6-й песни, последи Евангелия глаголем: Воскресение Христово: трижды. Таже, стихира: Воскрес Иисус от гроба: трижды. Таже 7-я, 8-я и 9-я песни: и прочее молебна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»). Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением 11-ти воскресных утренних Евангелий (по очереди) . При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается. Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром – полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели».

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-25/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010