Практически тот же чин пасхальной утрени, что в «Ипотипосисе», описан в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.; отличия в ее структуре минимальны и сводятся к упоминанию о пении кондака П. с икосами (1-й сказано слушать стоя, прочие - очевидно, сидя), предписанию петь «Воскресение Христово видевше» трижды и отмене Пс 50 по 6-й песни канона. Также в Студийско-Алексиевском Типиконе названы песнопения по 3-й и 9-й песнях канона (ипакои и эксапостиларий П. соответственно: те же, что и в позднейших источниках), а главное - описан порядок утрени между каноном и лобзанием мира: хвалитные псалмы со стихирами, затем «Слава в вышних Богу...» (и несомненно «Сподоби, Господи» - т. е. утренний гимн в т. н. вседневной редакции) и просительная ектения с главопреклонной молитвой, а после них - стихиры П. и христосование, затем чтение Слова свт. Иоанна Златоуста, сугубая ектения (вероятно, именно на ней и совершались предписанные «Ипотипосисом» земные поклоны) и отпуст. Далее в Студийско-Алексиевском Типиконе описаны часы П.: «Христос воскресе...» трижды, тропарь «Веселитеся небеса...», «Слава...» - кондак П., «И ныне...» - богородичен часов, затем Трисвятое, после «Отче наш...» - «Господи, помилуй» 12 раз. Этот чин предписано совершать за 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Вместо изобразительных - аналогичный чин: пасхальный тропарь трижды, «Слава... и ныне...» - «Единородный Сыне»; затем блаженны, Символ веры, «Отче наш...» и «Господи, помилуй» 12 раз; далее - либо литургия, либо окончание изобразительных: «Един Свят...» и Пс 33. На литургии - праздничные антифоны и чтения, как в Св. Софии (все чтения предписано провозглашать изнутри алтаря). Наконец, вечерня в день П. имеет такой порядок: возглас священника, пасхальный тропарь (трижды), мирная ектения, «Господи, воззвах» со стихирами Великой субботы («Днесь ад стеня...» и проч.), вход с Евангелием, «Свете тихий», прокимен из Пс 76 («Кто Бог велий...») и Евангелие Ин 20. 19-23, изнутри алтаря; по чтении Евангелия - сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения, стихиры П., пасхальный тропарь трижды, с прибавлением тропаря «Веселитеся небеса...», заключительные возгласы и отпуст. На повечерии - пасхальный тропарь трижды, «Веселитеся небеса...», Трисвятое, по «Отче наш...» - «Господи, помилуй» 20 раз, 3 земных поклона и отпуст ( Пентковский. Типикон. С. 256-258). Православное богослужение П. в XI-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

«О Пасха великая и священнейшая Христе! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего царства» (Канон на Пасху песнь 9, тропарь 2). (Сост. по «Душеполезному чтению» 1867 г., апрель). В. Смысл припева «Ангел вопияше благодатней» Ангел вопияше благодатней: чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся; Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся! Кто из православных наизусть не знает припева к девятой песни пасхального канона «Ангел вопияше благодатней?» Кто из нас вслед за священнослужащими не поет его если не устами вполголоса 65 , то сердцем? А между тем всякий ли в состоянии уразуметь и правильно истолковать сокровенный смысл его? Никто, без сомнения, не затруднится сказать, что в первой половине припева песнотворец ведет речь о Благовещении и имеет в виду именно слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ), которыми приветствовал Пресвятую Деву Марию небесный вестник, посланный возвестить Ей тайну воплощения от Нее Сына Божия. Но о чем говорится далее в интересующей нас песни? В виду грамматической связи второй половины припева с первой (и паки реку – κα πλιν ρ) весьма легко подумать, что и далее воспроизводится приветствие того же Архангела Гавриила, но только обращенное к Богоматери уже во утрие дня воскресения Христова. Так и думают, не говоря о людях простых – не книжных, весьма многие ученые и даже лица авторитетные. Раскрывая мысль о том, что ангелу, а не кому-либо другому повелено было сообщить Богоматери первую радостную весть о восстании Сына Ее из гроба, последние ссылаются именно на слова разбираемого нами припева девятой песни пасхального канона. Ссылка эта нам представляется делом недоразумения, но мысль, ей подтверждаемая, согласна с благочестивым, освященным веками Преданием. Нигде в Священном Писании не говорится о явлении ангела Пресвятой Богородице с вестью о Воскресении Христовом; нет в нем упоминания и о том, чтобы Богоматерь прежде всех видела воскресшего Сына Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).    На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.     Литургия2 совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы — особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).    Причастен во все дни – один и тот же: «Тело Христово приимите...».    В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается молитва (из Требника) на раздробление артоса.     Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. (Евангелие не читается). Глас стихир каждого дня разный.     Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого, например, св. великомученика Георгия (23 апреля) или храмовой праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерне читаются пареимии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Канонов два: пасхальный на 8 и святого на 6. Катавасия – ирмосы пасхального канона. Великое славословие не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи, «Слава» — святому, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех – стихиры воскресные – 3 и святого – 3. Затем — стихиры Пасхи со стихами их, «Слава» – святого, «И ныне» – «Воскресения день...», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный. Далее – ектении и отпуст с Крестом, как в первый день (поминается и святой). На литургии – Апостол, Евангелие и причастен дня и святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

и и – и и и – и. В ирмосе «Твоя победительная десница» – девять слогов и следуют они так: – и и и – и и и -. Наш славянский текст ирмосов – переводный и как таковой утратил особенность стихосложения оригинала, поэтому мы можем спеть нашим напевом «Воскресения день» и ирмос «Твоя победительная десница». Но преп. Феодор Студит писал данный канон для греков, а им спеть эти ирмосы на один мотив без искажения напева так же невозможно, как невозможно нам спеть «Вечная память» напевом «Со святыми упокой». Приходится сожалеть, что В. Талин игнорировал историческую сторону рассматриваемого вопроса, которая в настоящее время достаточно исследована. Расшифрованы и опубликованы образцы византийского восьмигласия и, в частности, модели для пения ирмосов 1-го гласа 2 . В свете этих научных открытий суждения нашего автора по поводу указаний Типикона об отправлении канонов в Неделю крестопоклонную и его полемика по этому вопросу с прот. К. Никольским и составителями «Богослужебных указаний» на 1951 и 1958 годы, изданных Московской Патриархией, представляются неубедительными. Напрасным нам кажется и его упрек составителям «Богослужебных указаний» по поводу фразы: «Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что надписания „подобны“ над стихирами» 3 . Можно ли в данном случае начальные слова Пасхального канона относить к «подобным», задает вопрос В. Талин составителям «Богослужебных указаний». Ответим, что сравнение надписаний ирмосов в канонах с указаниями «подобны» у стихир принадлежит ныне почившему преосвященному епископу Афанасию (Сахарову) , возглавлявшему дело издания «Богослужебных указаний» на 1958 год. Преосвященный епископ Афанасий был выдающийся знаток церковного устава, житий святых и гимнографии. Он знал наизусть не только все «подобны», но и на какой «подобен» положено петь ту или иную стихиру или тот или иной тропарь. И если он употребил в данном случае слово «подобен», то только имея в виду аналогию, которая в действительности у православных греков в пении на «подобен» и в пении тропарей канона по образцу указанного ирмоса существует. Никакого смешения понятий церковно-уставной терминологии у преосвященного Афанасия, конечно, не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Этот именитый/избранный и святой день, одна из суббот, царица и госпожа, праздников праздник и торжество есть торжеств, – в этот день благословим Христа во веки. Сей именитый и святый день, единственный, царь и господь суббот, праздник из праздников и торжество из торжеств; – в сей (день) благословим Христа во веки. Ирмос 8й песни построен вокруг цитаты из 45-го Слова Григория Богослова: «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; она настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные…, но даже и Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» и обращаясь к теме Песни Трех Отроков лишь в самом конце. Един суббот – Христос воскрес в «едину от суббот» (см. Мф 21:1 ), т. е. в первый день иудейской седмицы. В повествовании Книги Бытия о сотворении мира день начала творения называется не первым, а единым (см. Быт 1:5 - «… И был вечер, и было утро – день в силу своей уникальности – у него не было предшествующего. Таким же единственным, уникальным является и день Воскресения Христова – начало нового творения: см. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор 5:17 ) или «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» ( Откр 21:5 ). Царь и Господь – точнее, «царица» (так в оригинале), что позаимствовано из Слова в Неделю Новую Григория Богослова: «Царица времен (весна) царице дней (Пасхе) последует и приносит ей в дар все, что ни есть прекраснейшего и приятнейшего» (ср. 2й тропарьпесни канона на Неделю Фомину). Пасха называется «царицей дней» по своему превосходству над другими праздниками. Ещё интересно отметить, что в иудейской традиции суббота (важнейший для Ветхого Завета праздник) нередко именуется Царицей-Субботой. Праздников праздник и торжество торжеств – удвоение означает превосходную степень, ср. «Святое Святых» или «Песнь Песней». Песнь 8, тропарь 1 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Приидите, новаго винограда рождения,/Божественнаго веселия,/в нарочитом дни Воскресения,/Царствия Христова приобщимся,/поюще Его/яко Бога во веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

А. Кисель и И. И. Сидоряк, наши дорогие лилипуты, которые при своем малом росте имеют великое усердие к храму Божию и многие другие. Заметно, что все они еще не успели отдохнуть от Пасхальной ночи, которая была здесь светозарной и действительно праздником праздников. Здесь уже твердый, неизменно благоустраивающийся приход и здесь в эту ночь была вдохновенная служба. О. Феодор служил и молился. Хор под управлением О. А. Киселя, имея таких певцов, как супруги Котовичи и другие, пел с вдохновением и музыкальным искусством, храм был благолепно украшен и освещен сияющими огнями, масса молящихся, все прилегающее пространство уставлено было автомобилями и здесь были приезжие за сотни миль. Были разговены. Так что воистину здесь был пир веры и хотя накануне церковное торжество едва не омрачилось ранением церковного старосты К. В. Разумова от пилы в своем доме при поспешном изготовлении ящика для свечей, но по милости Божией, все окончилось благополучно. Здесь в течение всей Пасхальной седмицы совершались ежедневныя богослужения, а Фомино воскресение – Архиерейская литургия, которой и закончилась наша Пасхальная миссия во Флориде. 1949 г. 7. Воскресение Христово «О божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! с нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Его же вернии, утверждение надежды имуще, радуемся» (Троп. 9-ой песни пасхального канона). Церковь празднует событие Воскресения Христова со всеобъемлющей полнотой и зовет к этому празднованию весь мир, всю вселенную, все бытие и всю жизнь: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста веселие вечное» (3-ий троп. 1-ой песни Пасхального канона). «Ныне, вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждаемся» (2-ой тропарь 3-ей песни). По учению Церкви, Воскресение Христово касается не какой-либо отдельной области жизни или чем-либо ограниченного круга людей, как всякое другое воспоминание земное, но обнимает собой всю жизнь, все бытие, все сущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   На утрене по полиелее тропари: «Ангельский собор» не поются. Перед иконой «Сошествия во ад» (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенны не текущего 1 гласа, а первый антифон 4 гласа — «От юности моея».    Канон — «праздника», но не Пасхи: «Поим вси людие». Катавасия — пасхальные ирмосы: «Воскресения день». Припев к тропарям канона «праздника» по Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе, светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем».    На Литургии: изобразительны, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися». В конце Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» — «Христос воскресе» — трижды. И отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш» (такой же отпуст и на утрене).    Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу — отдание. В течение всей седмицы Фоминой — тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника.    В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: «Христос воскресе», затем: «Приидите, поклонимся» и псалом 103. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и «Отче наш» — тропарь святого Минеи; «Слава, и ныне» — тропарь праздника.    После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна — как вседневные.    В понедельник или вторник после Фомина воскресенья — день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

На повечерии По Достойно и трисвятом – кондак недели Слепого. Слава, и ныне – Пасхи: Аще и во гроб... На полунощнице Обычная кафизма. По 1 трисвятом, вместо: Се жених... – тропарь воскресный: Собезначальное Слово... Слава, и ныне, богородичен его. По 2 трисвятом, вместо Помяни, Господи... – кондак Пасхи: Аще и во гроб... Молитва: Помяни, Господи... не читается. На утрени Начало утрени священник полагает по-пасхальному: с кадильницею и свещею в руках, при отверстых царских вратах, после возгласа: Слава святей..., он трижды поет: Христос воскресе... и т. д. После того – шестопсалмие и великая ектения, На Бог Господь – воскресный тропарь 5 гл.: Собезначальное Слово...2. Слава, и ныне, богородичен его. Рядовые кафизмы. По 1 кафизме и ектении – седальны воскресны. Слава, и ныне, богородичен (см. в послед. недели Слепого). Чтение из Толкового Евангелия Иоанна. По 2 кафизмы и ектении – седален Слепого 2 (см. в посл. среды 6 седм. на утрени). Воскресение Христово... 1. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Канонов три: Пасхи с ирмосом на 6, ирмос по 2, Слепого (из последов. в неделю) на 4 и предпразднства Вознесения (из последов. в среду на утрени) на 4. Катавасия: Спасителю Богу... По 3 песни и ектении – кондак, икос и седален Слепого, Слава, и ныне, Родился еси... (чит. в послед. среды). По 6 песни и ектении – кондак Пасхи: Аще и во гроб... и икос. Пролог, как сказано в Типиконе, или синаксарь Минеи, как показано в Цветной Триоди. Пред 9 песней Честнейшую не поется; но на 9 песне пасхального канона поются припевы Пасхи; к тропарям же канонов Слепого и предпразднства – стихи из песней Свящ. Писания. После малой ектении – светилен Пасхи 2 и Слепого: Умные очи... Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех на 8: Слепого 4 и Пасхи с их припевами 4. Слава, и ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1. Славословие великое (поется). Утреня оканчивается по-праздничному. По трисвятом – тропарь воскресный: Собезначальное Слово... Слава, и ныне, богородичен его. Отпуст – без креста; на нем поминается дневной святой. 1 час – в притворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Литургия 218 совершается точно так же, как и в первый день: прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие положены на каждый день Светлой седмицы особые. Причем Евангелие читается только одним диаконом. Причастен для всех один и тот же: «Тело Христово приимите...». В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса. Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается. Примечание: Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого (например, великомуч. Георгия – 23 апреля или храмовой праздник), то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Канона – два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи. «Слава» – святого, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех стихиры воскресны – 3, гл. 2-й, и святого – 3, гл. 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. «Слава» – святого, гл. 2-й: «Да помавают праведная...», «И ныне» – «Воскресения день...». «Христос воскресе...» (трижды). «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектении и отпуст со Крестом, как в 1-й день (поминается святой) 219 . На литургии – прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дня и святого. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени – канон Никифора Каллиста (XIV в.). На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородицы. После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, владыко». Священник: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды: «Христос воскресе...», затем стихи Пасхи: «Да воскреснет Бог...». В это время совершается малое каждение. Далее – «Бог Господь...», тропари: «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и сразу бывает крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи). Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день. Входное Пасхи: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пленных свободитель...». «Слава» – кондак великомученика, глас тот же: «Возделан от Бога...», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого «Елицы во Христа...». Прокимен и аллилуиарий – дня (понедельника Светлой седмицы) и великомученика. Апостол и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы) и великомученика. Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше...» – «Светися, светися...». Причастен – Пасхи: «Тело Христово...», и великомученика: «В память вечную...». Окончание Литургии – пасхальное. Отпуст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца). Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход. Примечание. «Подобает ведати, яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое Евангелие, честный Крест, и иконы, Воскресения Христова, и Пречистыя Богородицы. Поем канон Пасхи с Богородичны, на 8, катавасия, ирмос тойже. По 6-й песни, последи Евангелия глаголем: Воскресение Христово: трижды. Таже, стихира: Воскрес Иисус от гроба: трижды. Таже 7-я, 8-я и 9-я песни: и прочее молебна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»). Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением 11-ти воскресных утренних Евангелий (по очереди) . При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается. Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром – полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-06/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010