Канон и стихиры Светлой заутрени переполнены цитатами из святителя Григория Богослова : «Воскресения день... Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Рцем: «братия» и ненавидящим нас, особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга» (Or. 1. 1 ; ср. славник стихир Пасхи); «Воскресения день... Просветимся торжеством» и «Пасха! Господня Пасха!» (Greg. Theol. Or.1. 1 и 45. 2; ср. ирмос 1-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ); «Вчера я со-распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне воскресаю» (Greg. Theol. Or.1. 4; ср. тропарь 3-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ); ««На стражи моей стану», говорит чудный Аввакум. Стану с ним ныне я... посмотрю и узнаю, что будет мне показано... вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его как вид Ангела, и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых»» (Greg.Theol. Or. 45. 1; ср. ирмос 4-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ); ««Мужеский пол», потому что приносится за Адама... потому что... по великой власти, силой расторгает девственные и материнские узы... «Единолетно», как «солнце правды»... и как «благословенный венец благости»» (Greg. Theol. Or. 45. 13; ср. тропари 4-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ), «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств» (Greg. Theol. Or. 45. 2; ср. ирмос 8-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ), «Но великая и священная Пасха, и очищение всего мира! – буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным, – Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!» и «Причастимся Пасхи, ныне пока преобразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете... а впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие «ново в Царствии Отца " » (Greg. Theol. Or. 45. 30 и 23; ср. тропарь 9-й песни пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина ) и т. д. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

От этого радостного приветствия, как от «живоносного источника», изливается неиссякаемый поток христианской радости, сопутствующий жизни христианской Церкви на протяжении столетий и достигающий до наших дней. И мы ныне имеем возможность приобщиться радости Воскресения Христова и сделать для себя Святую Пасху праздником праздников и торжеством из торжеств. В ряду христианских праздников нет праздника более торжественного, более величественного, более радостного, чем праздник Светлого Воскресения Христова. Это поистине «праздников праздник и торжество есть торжеств» (Песнь 8-я канона, ирмос). Радостный характер праздника Святой Пасхи ярче и полнее всего отражается в пасхальном утреннем богослужении. Все это богослужение, можно сказать, насыщено чувством глубочайшей духовной радости, настроением светлого ликования, и является выражением высочайшего религиозного восторга и веселия. Нет в составе этого богослужения ни одной песни, ни одной стихиры и стиха, в которых так или иначе не отражались бы эти радость и веселие праздника, достигая в некоторых из них своего высочайшего напряжения. Воскресения день – источник радости всего мира, всего бытия: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» (2-й тропарь 1-й песни канона). Ничто не исключается из круга этой радости: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя. Да празднует убо вея тварь востание Христово...» (1-й тропарь 3-й песни канона). «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися» (Припев на 9-й песни канона). «Христос воскресе из мертвых» – эта истина, дающая высший смысл празднику Святой Пасхи и являющаяся источником неиссякаемой радости, множество раз повторяется в песнопениях пасхального богослужения. «Веселимся Божественно, яко воскресе Христос...» (3-й пропарь 4-й песни канона) – таков непосредственный вывод из события воскресения Христа. Эти два неразрывно связанные положения красной нитью проходят чрез все пасхальное богослужение, приобщая к радости воскресения всю вселенную. «Воскресша видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, и радуйся первее, Богоблагодатная Чистая», – взывает св. песнописец, поставляя Матерь Божию как бы во главе радующихся воскресению Христа. Этот молитвенный призыв неоднократно повторяется в песнопениях пасхального канона. Сорадуются Богоматери св. апостолы (Богородичен 4-й песни канона) и жены-мироносицы: «Из гроба днесь, яко от чертога, воссияв Христос, жены радости исполни» (стихиры Пасхи). Это же событие лежит в основе радости и всей христианской Церкви: «Просвещается Божественными и светоносными лучами воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание» (Богородичен 5-й песни канона). Оно же является источником радости и всей вселенной: «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе» (Припев 9-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 8 (ирмосы по дважды) и апостола на 6. Библейские песни не поются. Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христос воскресе из мертвых», к Богородичнам – «Пресвятая Богородице, спаси нас», к тропарям канона апостола – «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас» ; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава», к последнему – «И ныне». Катавасия «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос, глас тот же . По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. «Воскрес Иисус от Гроба...» (трижды) . Примечание. «Воскресение Христово видевше...» по 6-й песни канона не глаголется. 9-я песнь канона поется в следующем порядке: Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», 1-й лик: «Светися, светися...»; 2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...»; 1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Ангел вопияше...», «О, Божественнаго...»; 1-й лик: «Возбудил еси, уснув...», «О, Пасха велия...»; 2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Радуйся, Дево...», Богородичен: «Согласно, Дево...»; 2-й лик: «Радуйся, Дево...», Богородичен: «Веселися и радуйся...»; 1-й лик: «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас», и тропарь апостола: «Достиг источника...»; 2-й лик: «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас», и тропарь апостола: «Достиг источника...»; 1-й лик: «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас», и тропарь апостола: «Петрова общник быв учения...»; 2-й лик: «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас», и тропарь апостола: «Петрова общник быв учения...»; 1-й лик: «Святый апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас», и тропарь апостола: «Свет, трисиянно...»; 2-й лик: «Радуйся, Дево», и Богородичен: «Марк, честный апостол...»; Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго...», «Светися, светися...», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Как же эти песни влияют на канон? В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спасителя, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения канона очень значима для утрени. Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. У нас в богослужении сохранились только великопостные песни. Как они стихословятся? Точно так же, как псалмы со стихирами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона. Эти песни во многом определили содержание ирмосов канона. Ирмос часто связывает библейскую песнь с тропарями. В ирмосе той или иной песни может пересказываться содержание ветхозаветного события, соответствующего этой песне. Например, 1-й ирмос воскресного канона: «Коня и всадника в море Чермное сокрушаяй брани мышцею высокою Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюща» – это поэтический пересказ соответствующего места из книги Бытия. Может просто упоминаться имя того лица, которое воспело данную песнь; вспомни 4-ю песнь пасхального канона: «На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща...» Говорится о Пасхе, но упоминается пророк Аввакум: пусть вместе с нами сейчас радуется пророк Аввакум, который пророчествовал о Спасителе. Песнь Св. Писания порой определяет, если так можно выразиться, настроение ирмоса. Так, ирмосы 6-й песни – это часто покаянные ирмосы, обращение из глубины греховной (употребляются «морские»: образы «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...» – из канона 6-го гласа). Все эти темы узнаваемые. Ирмос 9-й песни посвящен Божией Матери, там говорится о воплощении Бога-Слова. Известны и случаи, когда в ирмосах не появляются темы песен из Ветхого Завета. Это ирмосы многих великих праздников, например. Рождества: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите...» – 1-я песнь канона. Здесь нет ни слова о переходе через Красное море, но все равно, внутренне все ирмосы коренятся в песнях Св. Писания. Ирмос, таким образом, действительно связка: по содержанию он связан с песнями, а по форме с тропарями канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В статье «О пении на утрене Недели крестопоклонной ирмосов Пасхального канона» (ЖМП. 1968. 3. С. 74–76) автор ее, В. Талин, утверждает, что в Крестопоклонное воскресенье на утрене следует петь ирмосы Пасхального канона «Воскресения день», начальные слова которых указаны перед тропарями канона, положенного в этот день в Триоди постной. По-видимому, В. Талин недостаточно знаком с языком Типикона и не в курсе истории богослужебной гимнографии. Он пишет: «На утрене Недели крестопоклонной положены каноны: воскресный с ирмосом на 4, Б о г о р о д и ч н ы й с и р м о с о м на 2 (разрядка моя. –  Н. У.) и Триоди на 8». В действительности в Типиконе сказано: «Канон воскресен со ирмосом на 4; и Богородицы на 2; и Триоди на 8, глас 1-й; катавасиа „Божественнейший прообрази“ (оба лика вкупе)». «Богородичный с ирмосом на 2» и «Борогодицы на 2» – это разные по смыслу выражения. Первое означало бы, что после тропарей воскресного канона следует петь ирмос канона Богородицы и один тропарь, второе же означает, что нужно читать (или петь) только тропари канона Богородицы в количестве двух, не предваряя их пением ирмоса. Заметим, что в действительности существует только второй порядок. Чтобы понять, с какой целью указаны в каноне Триоди пасхальные ирмосы «Воскресения день», следует обратиться к истории канона как рода церковной гимнографии. Основоположником его считают преп. Андрея Критского († 740). Он сочинил около 250 тропарей, в которых на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого Завета и Евангелия, исповедует свои грехопадения и просит милосердия Божия, явленного Иисусом Христом грешникам. Эти тропари преп. Андрей разделил на девять песней, соединив каждую из них с той или иной библейской песнью, которые в его время входили в состав утреннего богослужения. Чтобы связать свое сочинение в литературном отношении с текстом библейских песен, преп. Андрей для каждой из своих песен написал особый тропарь, который текстуально в какой-то мере был бы близким к библейской песне и в то же время отвечал бы его собственному настроению, например: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Первая половина этого тропаря – «Вонми, небо, и возглаголю» – это слова пророка Моисея, которыми он начал свою обличительную песнь ( Втор. 32, 1 ), а вторая половина – «и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго» – это собственные слова песнописца. Тропари, связующие библейские песни с авторским текстом песнописца, получили название «ирмос», от греческого ειρμς, что значит «сплетение» или «сцепление».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Бога явльшагося плотию и яко жизнь, лобзаше…», целовал ([там же,] седален по полиелее). Но это лишь сильное выражение радости, восторга. А есть и другие многочисленные слова о том же. «…Простер же руце Симеон прият Сего радуяся, и возопи: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (1 февраля, стиховна на вечерне). «…Радуяся же старец на руки Тя восприят» ([там же,] седален по 2-й кафизме). «Мы же… вопием Ти: слава тако благоволившему» ([там же,] седален по 1-й кафизме). «Сего с радостию усрящем» [там же, 2-й тропарь 3-й песни канона]. «Тя Господи радостною душею приемлющия… сподоби с Симеоном благодарити Тя» ([там же, 3-й тропарь] 5-й песни канона) – и так далее и так далее. Почему же Церковь так радуется? Вот что говорит неизвестный автор канона: «Душевными Тя руками сподоби мя, Благодетелю, восприяти, якоже древле Симеон, и насладится Твоея благодати: Ты бо еси един желание и сладость Превозжеленный» ([там же, 1-й тропарь] 9-й песни канона). «О, старче! Подъими Христа», Которого Дева родила «на радость роду нашему» (3 февраля, стиховна на утрене). «Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего, Христе, радование…» (2 февраля, тропарь] 9-й песни канона). «Видев же» «Бога всяческих, плотию обнищавши… взыграл еси…» (3 февраля, стихира] на «Господи, воззвах»). Все умирающие обыкновенно мучаются, а Симеон, «…отлучался сущих на земли радостно взываше… Господи! слава Тебе» (2 февраля, стихира] на литии). И таких радостных мыслей за все службы Сретению, как я уже говорил, множество: слова – «радуйся», «радостно», «радование» – постоянно слышишь или читаешь в богослужении все девять дней празднования; и эти слова, как прекрасный постоянный звон на пасхальной неделе, звучат в наших ушах непрестанно. И весь канон на праздник, написанный славным Космою Маюмским, в «краегранесии» (первых буквах – по-гречески) так выражен: «Христа радостне старец объемлет». Следовательно, это и есть основное чувство Церкви в этот праздник. И никакие другие мысли не должны и не могут вытеснить его; хотя они, как знаем и еще увидим, и есть. Пусть и у нас ничто не вытеснит и не уменьшит этой радости: ныне день «Богоявления» миру в храме (3 февраля, стиховна [на вечерне]); ныне «…спасение всем сущим от Адама…» (там же, стиховна]).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так, например, церковный разум вкладывает в уста верующих такие слова (в каноне Елеосвящения) к Богу: — «помазание священное Твое Человеколюбче, Апостолом Твоим на немощствующыя рабы Твоя совершати милостивно заповедавый, тех мольбами вся печатию Твоею помилуй» (3-й тропарь 1-й песни канона таинства); — «…Твой елей Спасе освятив, подаждь рабу Твоему на здравие, и недугов всех на избавление» (3-й тропарь 6-й песни канона); — «Мечь есть над демоны, Спасе, Твоя печать: огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы» (3-й тропарь 7-й песни канона); — «Утверди, помилуй Спасе, избави от лютых и болезней: избави от стрел лукаваго Твоих рабов душы и телеса, яко Милостивый Господь, помазанием Божественным исцелеваяй» (3-й тропарь 9-й песни канона). В совершительной молитве таинства призываются святые целители, которых Церковь называет безмездниками и бессребрениками: Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай , Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита. Существует такое предубеждение, будто бы соборуют только перед смертью, что в действительности является наследием западного влияния, понимающим Елеосвящение как «последнее помазание» в жизни христианина . Если же человек соборуется в конце своей жизни, то «Причащение, Соборование и родительское благословение дополнялись просьбами простить все обиды, устным завещанием личного имущества» . Практика Троице-Сергиево Лавры — совершение Соборования в Великий пост, в те дни, когда не совершается Литургия. Кроме того, в Великую среду по окончании вечернего Богослужения совершаются Таинства Соборования и Исповеди, а в Великий Четверг — Причастие. На иконе «Распятие с семью Таинствами», написанной мастером Стефаном Казариновым в 1682 году и хранящейся ныне в Переславском музее, имеется изображение всех таинств и среди них — Елеосвящения . Яйцо пасхальное Обиходными символами Пасхи, т. е. Воскресения Христова, можно сказать, являются кулич, пасха и красное яйцо . В Церковном уставе Х века, хранящемся в монастыре святой мученицы Анастасии недалеко от Фессалоник, говорится, как игумен обители на Пасху раздает братии красные яйца с пасхальным приветствием. О происхождении этой традиции говорится, что «святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения» . Находясь в Риме, святая Мария Магдалина (I в.; пам. 22 июля) вручила императору Тиберию (14–37) красное яйцо. Так, «почтив его малым даром яица, красным цветом оного она хотела показать, что воскресший Иисус Христос есть Агнец закланный, красный добротою, " красен во утвари " , " червлены ризы " Его, " и одежды " Его " яко от истоптания точила " » (Ис. 63, 1, 2).

http://bogoslov.ru/article/6193608

«Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны» (т.е., звонят во все колокола и звонят продолжительное время в 3 приема). После входа священнослужителей чрез царские врата в алтарь, произносится великая ектенья и непосредственно за ней поется пасхальный канон: «Воскресения день», с припевом к каждому тропарю всех песен канона, кроме 9-й, следующих начальных слов пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых» (а в 8-й песне к троичну припев – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»); в 9-й же песне к ирмосу и тропарям положены особые припевы (кроме пения без припева ирмоса этой песни на катавасию). Ирмос каждой песни в начале поется 4-ды, тропари тоже поются (а не читаются) на 12 (в тех песнях, где их два, – каждый поется 6 раз, а где – 3, – каждый поется 4 раза); в конце каждой песни снова поется ирмос 2-ды (каждым ликом по 1-ды) и в 3-й раз «на сходе» (т.е., оба клироса для пения его сходятся вместе на средину храма), или на катавасию, а после катавасии поется весь тропарь: «Христос воскресе», 3-ды; начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре и продолжается певцами на клиросах. 361 В начале канона, а равно, по установившемуся обычаю (см. Цер. Вест. 1892, 28), и в начале каждой его песни, священника, держа в левой руке св. крест и трикирий, а в правой кадило с фимиамом, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение всей церкви, приветствуя верующих радостным восклицанием: «Христос воскресе». 362 Каждая песнь канона заключается малой ектеньей и возгласом. После 3, 6 и 9 песни произносятся обычные возгласы при каноне утрени («Яко Ты еси Бог наш», «Ты бо еси Царь мира», «Яко Тя хвалят»); после 1-й песни – возглас: «Яко Твоя держава»; после 4-й: «Яко благ и человеколюбец»; после 5-й: «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое»; после 7-й: «Буди держава царствия Твоего благословенна и препрославленна»; после 8-й: «Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое» (см. Устав и Цвет. Триодь). После канона поются: «Всякое дыхание», стихиры «на хвалитех» из Октоиха 1-го глава и затем, «сошедшеся оба лика вкупе», поют на 5-й глас стихиры Пасхи («Пасха священная нам днесь показася») с припевами («Да воскреснет Бог» и проч.); во время стихир Пасхи, как бы в соответствие словам одной из них: «друг друга обымем», начинается целование (христосование), т.е., взаимное лобзание с приветствиями: «Христос воскресе», «Воистинну воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе  — это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению . Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь — Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений. Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха — Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог — наречен совершенным”. Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце . Переложение: “Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, — Он — наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”. В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), — свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8).

http://pravmir.ru/pasha-v-biblii-voskres...

Примечание. «Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды. Слава – Троичен, И ныне – Богородичен... Предпразднства же [Вознесения Господня] канон зде оставляется; и поем его во вторник напреди» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочил еси, Христе...» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.) Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаголем стихи песней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просветителей наших...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...». Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно. На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах). Великая ектения. Антифоны изобразительны. Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010