2) Если в понедельник 4, 5 и 6 седмиц В. поста будет предпразднство Благовещения, то в состав вечерни входят некоторые песнопения предпразднства (чит. об этом ниже, ч. 2, отд. 4, гл. 26). 3) Если в понедельник 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста случится храм святаго 633 , то накануне храмового праздника отправляется всенощное бдение, начинающееся великою вечерней (храм. гл. 34, Типик., л. 318 на обор.). Точно так же и накануне праздника Благовещения. 4) Кроме кануна понедельника всех седмиц св. Четыред., вседневная вечерня отправляется еще накануне понедельника Страстной седмицы. Об особенностях её чит. ниже: ч. 2, отд. 3, гл. 25. Малое повечерие накануне понедельников св. Четыредесятницы. Вторая великопостная служба есть малое повечерие, читаемое накануне всех понедельников св. Четыредесятницы. Общий его порядок тот же, что во дни Октоиха (чит. выше, ч. 1, гл. 1-ю). Но 1) Каноны поются так, как мы разъясняем ниже в главе 31, отд. 5, ч. 2. 2) Вместо обычного возгласа: Молитвами святых... произносится: Боже, ущедри ны... (Тип., л. 306 на обор.). 3) После возгласа – 3 великих поклона с молитвою: Господи и Владыко... 12 малых с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго и, наконец, снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... (Типик., л. 204 на обор, и 306 на обор.; Тр. Постн., л. 76 на об.). 4) После поклонов – конечное трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. После этого, обычная молитва: Нескверная, неблазная... (там же). Дополнительные примечания о малом повечерии. Кроме канунов понедельников св. Четыредесятницы в период времени пения Триоди Постной малое повечерие читается 1) накануне недельных дней, если почему-либо не отправляется всенощное бдение. На этом повечерии не бывает великих поклонов с молитвою Ефрема Сирина , обычные тропари и кондаки заменяются другими: в Типиконе на л. 296 сказано, что если накануне недель Мытаря и Фарисея, Блуднаго, Мясопустной и Сыропустной нет всенощного бдения и поется малое повечерие, то „по Отче наш кондак Триоди един“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Далее, по прочтении 50-го псалма, положено пение канона Октоиха усопших «по гласу» (т.е. того гласа, который поется в субботу той седмицы); но ирмосы канона указано петь лишь после 3, 6 и 9-й песни (см. Типикон, гл. 14); обычно не читаются и тропари канона, а поется только заупокойный припев в таком порядке: (1-я песнь) «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», дважды. «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, И ныне и присно и во веки веков, Аминь». (3-я песнь) Опять то же, что и на 1-й песне. Затем ирмос 3-й песни: «Небеснаго круга Верхотворче, Господи...» (из канона 8-го гласа, обычно поемого на панихиде) и малая заупокойная ектения. Затем по прочтении седальна: «Воистину суета всяческая...» и Богородична: «Всесвятая Богородице...» (но обычно они не читаются), указанное на 1-й песне поется опять 3 раза (на 4, 5 и 6-й песнях канона), а потом ирмос 6-й песни: «Молитву пролию ко Господу...» и далее малая заупокойная ектения. После ектении поются кондак «Со святыми упокой, Христе...» и икос: «Сам един еси безсмертный...». Далее вышеуказанное на 1-й песне снова поется 3 раза (на 7, 8 и 9-й песнях канона; лишь на 8-й песне (пред 9-ю), вместо «Слава», поется «Благословим Отца и Сына и Св. Духа, Господа»), а затем, по произнесении диаконом «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим», лик поет: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи», и ирмос 9-й песни: «Ужасеся о сем небо...». После этого читаются «Трисвятое» и «Отче наш», поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся...», «В покоищи Твоем, Господи...», Слава: «Ты еси Бог сошедый во ад...», И ныне: «Едина чистая и непорочная Дево...», произносится сугубая заупокойная ектения и бывает отпуст панихиды. После отпуста диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи...», а лик поет: «Вечная память», трижды. Следует ли отверзать царские врата при совершении панихиды? Если панихида служится посредине церкви, как бывает на больших и торжественных панихидах, то при этом отверзаются и царские двери; если же панихиду совершают в церковном притворе, то священнослужители исходят туда боковыми алтарными дверями, а царские врата остаются закрытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

704 Отпуст, как выше разъяснено, с точки зрения Типикона может быть только при известном условии. 705 Ср. 2 подстр. примечание в Дополн. примеч. о веч. накануне понедельников св. Четвер. (см. 20 гл. 2 ч. – примечание 708 Разумеется седмичный из числа напечатанных в дополнит. части Минеи под заглавием: „Богородичны осьми гласов: поем их, егда есть Слава святому в Минеи“ (ср. послед. 9 марта, Тип., л. 197). 709 В день памяти 40 мучеников Типикон указывает малую ектению: но своеобразность содержащегося в последовании 9 марта указания на нее (пред словом: ектения, поставлена точка; после слова: малая, опять точка; след. подлежащее с определит. словом оставлено без сказуемого), отсутствие указания на возглас после неё и прямое предписание последования 24 февр., что „ектении малыя не глаголем“, приводят к мысли, что здесь – типографическая ошибка, заключающаяся в том, что пропущено свово: „не глаголется“ (слич. Минею за март). 711 1-ый мученичен находится в первых субботних стихирах на Господи, воззвах, остальные три во вторых. Все эти четыре мученична и указывает москов. издание служб на каждый день 1-й седм. Вел. поста (см. пяток, л. 66). 712 В особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред. Москв., 1893 г., 71, пред псалмом указаны: Благословен Бог... Аминь. Приидите поклонимся 3. 713 Моск. изд. Сл. на кажд. д. 1 седм. Вел. поста, кроме тропарей, для каждой песни назначает ирмос. 717 Хотя, как выше, ч. 1, отд. 4, гл. 37, мы сказали, Триодь Постная назначает стихословить по отделу Ирмологиона: Господеви всем (л. 131 на обор.). 718 В 31 гл. 2 ч. чит. подстрочное примечание касательно этого повечерия. Кондак на повечерии, без сомнения, должен быть Взбранной воеводе... 719 Если где храм Похвалы пр. Богородицы, то после 2-го чтения икосов и кондаков поются полиелейные псалмы и величание (общее) Богородице; затем малая ектения и седален храма Богородицы. Слава, и ныне, тот же. Чтение, Степенна – 1 антифон 4 гл. Прокимен праздника Богородицы и т. д. Всякое дыхание и т. д. Евангелие праздника. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Слава. Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Аминь, – и канон храма Похвалы пр. Богородицы с ирмосом на 14, ирмос по 2, тропари на 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На средине церкви сходятся оба лика и поют стихиры на стиховне из Триоди Постной: сначала самогласен стихир просто, потом – стих: К тебе возведох... 667 , и самогласен стихир (тот же). Стих: Помилуй нас... и мученичен стихир. Слава, и ныне, богородичен, а во вторник (пред средой) и четверток (пред пятком) крестобогородичен Триоди 668 . Когда в Минее есть песнопение на Славу, то поется это песнопение, а на И ныне – богородичен по гласу Славы из дополнит. части Месячной Минеи, на среду же и пяток крестобогородичен из Минеи на ряду. По окончании пения богородична или крестобогородична певцы уходят на свои места. Предстоятель или чтец (по 9 гл. Тип.; по издан. Киево-печ. лавры – чтец: см. л. 2 на обор. и л. 3): Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Лик: Аминь. И поются тропари на глас 4: Богородице Дево... Слава, Крестителю Христов... И ныне., Молите за ны... Под Твое благоутробие... Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним... Священник: Сый благословен... Чтец (по московск. изд., л. 75): Небесный царю... Священник (так по моск, издан., л. 75, и по установившейся практике, но не по Типикону): Господи и Владыко..., – и поклон (великий). Дух же целомудрия..., – и поклон (великий). Ей Господи..., – и поклон (великий). 12 малых поклонов с тайною молитвою на каждом: Боже, очисти мя грешнаго. Священник: Господи и Владыко... Дух же целомудрия... Ей Господи.., – и поклон (великий). Предстоятель (по 49 гл. Тип.) или чтец (по вышеуказ. москов., изд., л. 75 на обор., и Киево-печ. лавры, л. 4, издан.) – трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей – возглас: Яко твое есть царство... Чтец (по москов. изд., л. 76): Аминь. Предстоятель (по 49 гл. Тип.) или чтец (по вышеуказ. москов. и Киево-печ. лавры изданиям) – молитву: Всесвятая Троице... (чит. в Часослове в Последовании вечерни, стр. 80, и в Послед. Изобразител., стр. 63). Буди имя Господне... 3 (чит. в Часослове, стр. 80). Чтец (и по 49 гл. Тип., и по моск. изд.): Слава, и ныне. Пс.: Благословлю Господа на всякое время... (чит. Часосл., Послед. изобразител., стр. 63). Священник (так по москов. изд., л. 76 на обор.): Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистину блажити тя Богородицу, присноблаженную и препепорочную и Матерь Бога нашего 669 . Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас 670 . Лик: Честнейшую херувим... 671 . Священник: Слава тебе, Христе Боже, упование наше, слава тебе 672 . Лик: Слава, и ныне... Господи, помилуй 3. Благослови 673 . Священник глаголет отпуст (москов. изд., л. 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари второго канона на 6 и пред каждым тот же припев, на оба лика. Наконец оба лика, сошедшиеся вместе, поют припев первого канона и ирмос: Таин еси... Также – припев второго канона и ирмос: Снедию древа... 48 и 59 гл. Типикона и Ирмологион припевы назначают на следующие господские праздники: Воздвижение, Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Пасху, Вознесение и Преображение (л. 426 на об. – 428). В 59 гл. Типикона и в Ирмологионе помещецы и самые припевы. Но их нет на недели Ваий и Пятидесятницы; не помещены они и в особом издании служб на неделю св. Пентикостии (С.-Пб. 1888 г.); впрочем, в нотном обиходе при задостойнике недели 50-цы, т. е. при 9 песни канона сей недели, имеется припев: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух святый. Но хотя припевов нет, все-таки Честнейшую не поется ни в неделю Ваий (Типик., л. 333 на об.), ни в неделю 50-цы (л. 377 на об.). Когда припевов нет и пение «Честнейшую» не положено, то после катавасии 8 песни прямо поется ирмос 9 песни 179 . Припевы господских праздников поются как в седмичные, так и воскресные дни. Исключением служить праздник Обрезания (великий, но не двунадесятый): если этот праздник случится в воскресенье, то «на 9 песни поем Честнейшую, припевы же праздника и святого не поем» (Типик., л. 144). Непосредственно после 9 песни (т. е. не певши «Достойно есть») малая ектения 180 и светилен праздника 2 (см. 14 сент.). Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех праздника на 4. Слава, и ныне – праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника 1. Ектении и пр. Отпуст праздничный (в те праздники и так, в которые и как это указано в Служебнике, стр. 184). По отпусте утрени 48 гл. Типикона предписывает: Напр., 25 декабря: «И знаменует игумен святым елеем братию от святого кандила (т. е. лампады), еже пред праздничною иконою, поющим нам стихиру самогласну праздника, и час 1-й... и совершенный отпуст» (Тип., гл. 48, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Отпевание и погребение монахов, священников и младенцев имеет весьма много общего с отпеванием и погребением мирских людей, но имеет и свои особенности, которыми отличается от него и между собой. Отпевание и погребете монахов, игуменов, архимандритов Последование отпевания монахов, игуменов, архимандритов отличается от отпевания мирских людей тем, что: 1) При отпевании монахов кафизма 17-я разделяется не на три части, статии, как при отпевании мирских людей и священников, а на две, и в них поются иные припевы, именно в конце каждого стиха 1-й статии: «Благословен еси, Господи, а в конце каждого 2-й статии: «Твой есмь аз, спаси мя», а к стихам кафизмы со стиха (132-го): «Призри на мя и помилуй», поется припев: «Во царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего», или «рабу Твою». 2) Вместо канона за усопших поются всех 8-ми гласов антифоны степенны из Октоиха (из воскресных последований), и после каждого антифона по четыре стихиры, в коих воспевается смерть Господа нашего Иисуса Христа, как победа над нашею смертью, и возносится моление об усопшем. 3) При пении «Блаженн» поются особые тропари, приспособленные к обетам монашествующих. 4) При последнем целовании, из числа стихир, «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему», некоторые стихиры (5–10) при отпевании монахов не поются, а прибавляются особые стихиры. 5) При выносе для погребения поется не «Святый Боже», а стихиры: «Какая житейская сладость». При погребении монахов, сказано в Большом Требнике: «вземше одр с мощами, отходим в усыпальницу» 1297 , т. е. кладбище ([kοιμητριον), поюще стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». 6) При пении этих восьми стихир самогласных на 8 гласов, трижды, приидем во усыпальницу, за сим бывает ектения и молитва . Достигше же гроба, полагаются убо мощи во гробе (Большой Требн., послед. исходн. монахов). 7) В то время, как бросают землю на гроб, в последовании погребения монахов указано петь тропари 1298 . «Земле зинувши, приими от Тебе созданного рукою Божиею прежде». В них взывается: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». «Яко же рекл еси, Господи, Марфе: “Аз есмь воскресение: делом слово исполнил еси, из ада призвав Лазаря”: сице и раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче» и т. д. (Больш. Требн.). И братия за сим творит 12 поклонов за усопшего (Больш. Требн.), скончавшего временную жизнь, которая вся исчисляется двунадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи (Нов. Скр., ч. IV, гл. 21, § 5). Отпевание и погребение священников

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

868), богородичен 3-го гласа – «Кийждо идеже спасается» (в 3-й части повечерия Син. 865), 4-го гласа – «Яко всех еси» (3 поч. Син. 868), 7-го гласа – «Превзошла еси силы небесныя» (2-я часть повеч. Син. 865) и «Избави, Богородица, от содержащих нас грехов» (в числе «покаянных» Соф. 1052 ), наконец, великопостный – «В храме стояще» (копто-эфиоп. полун.). Заметнее отразилось келейное влияние на утренних «хвалениях» в копто-эфиопском богослужении. Здесь после «молитвы полунощи», или полунощницы, которую можно сопоставить также с начальной частью нашей утрени, положена «молитва в 3-й час нощи», представляющая последование канона, или среднюю часть нашей утрени, а затем следует особая служба – «молитва при пении петуха», соответствующая «хвалениям» утрени. Эти три службы усвояют себе, между прочим, все тропари (кроме предварительных), положенные в Син. 865 на повседневной полунощнице (см. выше, гл. 5, часть 7 «Тропари»); при чем первые шесть тропарей (II – III) и «Царю небесный» исполняются на полунощнице, следующие три (IV) – на 3-м часе ночи, а два последние – на петлоглашении 300 . Очевидно, все копто-эфиопские ночные службы, не исключая и «молитвы при пении петуха», находятся в тесной связи с келейными последованиями типа полунощницы Син. 865, а чрез ее посредство, и с чином 12-ти псалмов. Кроме келейных тропарей, «молитва при пении петуха» содержит еще в себе и три келейных молитвы: «Воспеваю благодать твою» («песнь полунощная» в наших утренних молитвах), «Величая величаю Тя» (см. чин 12 пс.) и «Многих и великих даров насладився» (пол-ца Соф. 1052 ) 301 . Вообще же составные элементы келейных и церковных последований настолько тесно переплетаются между собою, как в нашем, так и в копто-эфиопском богослужении, что подчас бывает трудно и даже невозможно отделить их друг от друга. 12. Общие замечания Следовательно, чин 12-ти псалмов является как бы связующим звеном между всеми суточными службами; но далеко не все эти службы находятся в одинаково близких отношениях с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Припев к тропарям: Христос воскресе из мертвых. – Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще. Тропари: Очистим чувства (наши) и мы увидим Христа в чудном (недоступном) свете Его воскресения, и «радуйтесь» явственно услышим от Него, воспевая песнь победы ( Мф. 28:9 ). – Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый же весь и невидимый; Христос бо воста, веселие вечное. – Небеса, как должно, торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость ( Пс. 95:11; 1 Кор, 15:20). П. 3. Ирмос. Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся. – Приидите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня бесплодного, но из источника бессмертия, струящегося из гроба 117 Христа, на Котором мы утверждаемся. Тропари: Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждается. 1. Сегодня все наполнилось светом: как небо, так и земля и (места) преисподние; да торжествует же все созданное (творения) восстание Христово, на котором и утверждается ( Еф. 4:10 ). – Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во царствии Твоем. 2. Вчера я погребался вместе с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим: вчера я распинался с Тобою, прославь меня с Собою (сделай участником) Сам Ты, Спаситель, в царстве Своем ( Рим. 6:3, 8:17 ). Ипакои, гл. 4. Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека? видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите яко воста Господь умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Ипакои. Прибывшие жены мироносицы с Мариею до рассвета, нашедши камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: что вы Живущего во свете вечном (незаходимом) ищете, как человека, среди мертвых? Посмотрите на погребальные (Его) пелены. Пойдите скорее и возвестите миру, что восстал Господь, уничтоживший смерть потому что Он есть Сын Бога, спасающего человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это напевы сокращённые, по большей части схематического устройства, с однообразной последовательностью мелодических строк и с преобладанием слова над музыкой. Это скорее ораторская дикция, чем пение. – Напевы этого последнего вида употребляются при богослужении для песнопений, не соединённых с пространными священнодействиями и не имеющих значения заключений в том или другом ряде песнопений. Причём, сохраняя только основное свойственное гласу мелодическое движение и имея однообразное последование мелодических строк, весьма легки и удобны для распевания по ним других однородных с ними песнопений, даже без всякого предварительного к тому приготовление и без нотного положения, и потому, по сравнению с такими же напевами стихир, могут быть названы подобнами тропарей. К ускоренно-силлабическому виду относятся, наприм., воскресные тропари по непорочных (глас 5), степенна (гл. 4), песнопение на молебном каноне Пресвятой Богородице. К речитативным должно отнести вообще песнопения, имеющие краткие мелодии, многословные текстовые строки и продолжительные речитативы. Таковы песнопение Синод. Обихода: Богородичны 2-го пасхального канона (глас 1), „Величит душа моя Господа“ (гл. 6), „Моление теплое“ по 3-й песни молебного канона Богородице (гл. 2), „Хвалите имя Господне“ и др. Таковы же и все так называемые обычные напевы тропарей и ирмосов, обращающиеся ныне в устной клироснопевческой практике. в) Есть, наконец, напевы греческого распева, не имеющие всех свойств распева большого, однако такие, которые не могут быть причислены и к разряду скорых или сокращённых. Это напевы средние между теми и другими. Они не имеют медлительности и украшенности напевов доброгласных, потому что написаны в стиле силлабическом и не имеют в своём мелодическом составе фраз пространно украшенных, но сохраняют, как и те, ту же раздельность фраз и понятий текста, а по местам украшаются краткими игривыми оборотами вместо обычного и простого последования звуков. В противоположность напевам скорым они не имеют обильных и продолжительных речитативов, а равно и сокращений в мелодии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

и вторник. Об этих тропарях на часах в Сырные среду и пяток см. на 544 стр. печатного оригинала. В праздники: Благовещения, храмовые, великого святого, на великопостных часах, вместо постовых тропарей, поются тропари праздника или святого (Уст., 25 мрт., 34 и 35 хр. гл., 24 фвр., «аще» «в понедел. 2, 3, 4 нед.» или «во един от дней постн.» 40-цы). Г. Иногда на великопостных часах (в Сырные среду и пяток, в понед., втор., среду, четвер., пяток 1–6 седм. Вел. поста и в Страстные понед., втор, и среду – на 6-м часе, в Вел. четвер. – на 1-м часе) полагается паремия. В таком случае на этих часах непосредственно после богородична поётся 2-ды (2-й раз на «Слава, и ныне») «тропарь пророчества» (см. Триод. Пост.). Перед и после паремии полагается прокимен Триоди, причем возглашение слова «прокимен» опускается (см. 848 стр., 28 прим.); указание на это даётся и обозначением самого порядка этих возглашений после паремии, именно: «глас (такой-то), прокимен», а не наоборот («прокимен, глас»), как это обозначается, когда полагается произносить и слово «прокимен». Д. Молитва: «Стопы моя направи», на великопостных часах разделяется на три части, и каждый стих сперва поёт один лик, потом другой; но молитва: «Да исполнятся уста», на великопостных часах поётся без разделения её на части, а вся целиком, 3-ды, «велегласно и косно» (Уст., понедел. 1-я седм). – В Сырные среду и пяток эти молитвы читаются; нет указания на пение этих молитв и в праздники, указанные выше (см. В.). См. об этой молитве в Крестопоклонную седм. на 576 стр. печатного оригинала. – Если на часах бывает чтение паремии (и Евангелия – в первые три дня Страстной седм.), то молитвы, положенные после богородична, следуют не сряду после богородичных, а после указанных чтений. Е. Кондаки по «Отче наш» на великопостных часах полагаются особые на каждом часе; см. их в Часослове. На 6-м часе в понед., вторн. и четвер. на «И ныне» поётся богородичен: «Милосердия сущи»; но в среду и пяток вместо этого богородична поётся «подчиненный», именно – «Преблагословенна еси» (см. Часослов). Но если случится празднество, а равно и в некоторые другие дни, вместо указанных в Часослове кондаков, поются другие (см. Уст., среду и пяток 4-й седм., четвер. 5-й седм., Страстную седм.; Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт., 34 и 35 хр. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010