Статья вторая Показание шестое: о честнем и животворящем кресте Христове Содержание Показание это инок Никодим начинает выписками из книги «Обличение», в которых сочинитель сей книги выражает свое мнение, что крест, на котором распят был Христос, не из трех древ был составлен и не был осмиконечный, и, кроме того, делает такое замечание об обоих видах креста: «сего четвероконечнего вида крестнаго не ставим в догмат веры, якоже и осмиконечного», крест же осмиконечный назвал раскольническим. Этим мнениям сочинителя книги «Обличение» инок Никодим противопоставляет свидетельства о «троедревесии» и осьмиконечии креста Христова, которые заимствует не только из писаний древних отцов и учителей церкви, но, по своему обычаю, и у писателей новоизданных книг, старообрядцами совсем не уважаемых, – у патриарха Никона , Лазаря Барановича, Димитрия Ростовского , Питирима Нижегородского; потом приводит свидетельства Стефана Рязанского, опять святителя Димитрия и сочинителя книги «Увещание», что и крест осмиконечный и крест четвероконечный оба равно честны, обою равна сила. В заключение же всего показания инок Никодим говорит: «Да не вознепщуется о нас вашему святейшеству, яко мы сие точию воображение креста св. почитаем, сие же божественное знамение яко не сущее отвергаем; но мы якоже от трех, тако и от двою древ сложенный крест исповедуем равночестне и равносильна, и кождо есть животворящий крест Христов. Но в рассуждении точию том, еже Святейший Синод, в упоминаемой книге «Обличении», яко не точию осмиконечный трисоставный крест, но и четвероконечный, от двою древ сложенный, за догмат не почитает, осмиконечный же раскольническим порицает. О чем небезызвестно есть, яко честь и бесчестие, по словеси Великого Василия, восходит на первообразное: убо о поречении креста осмиконечного, обою же за догмат непочитание зело сомневаемся». Замечания на шестое показание Из приведенных заключительных слов шестого показания видно, что инок Никодим «зело сомневался» собственно о двух замечаниях сочинителя книги «Обличение», – во-первых, что он не почитает за догмат ни осмиконечного креста, ни четвероконечного, и во-вторых, – что кроме того осмиконечный крест назвал раскольническим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Тот, кто является теперь невольным зрителем религиозного воодушевления богомольцев, не может оставаться лишь холодным созерцателем величественно-прекрасных картин, рисующих религиозный подъем русского народа. Белгород буквально затоплен народными волнами, ежедневно катящимися со всех сторон к святыне. В монастырь крайне трудно попасть, чтобы приложиться к мощам угодника. Лента из народа несколько раз обвила собор, где почивает святитель; чтобы дождаться дорогой минуты лобызания мощей угодника Божия, теперь приходится ждать более трех суток. И какое терпение, какую жажду духовную проявляет действительно великий богатырь духа – наш простой народ! Ведь вдумайтесь глубже в его подвиги, в его психологию. Какое изумительное, беспримерное подвижничество его теперь пред лицом всех. Когда из интеллигенции нашей кто-либо из праздности, тщеславия, простого любопытства и оригинальности совершить путешествие из Москвы в Питер на велосипеде, или верхом на лошади из-за Урала, какой гром рукоплесканий, какая встреча, в какое геройство возводятся эти пришельцы из образованного класса. Газеты разносят их славу повсюду, их портреты украшают собою все иллюстрированные журналы. Но как ничтожно их геройство пред этими богомольцами. Подумайте, –многие из них пешком идут более 8 недель, терпеливо ждут очереди своей для поклонения свыше трех суток. А сколько невзгод в пути. Но ведь после поклонения мощам предстоит опять обратный путь тоже свыше 8 недель. Не здесь ли геройство, не тут ли величие и сила русская народа. Не об эту ли богатырскую силу народную разбивались все враги! Есть ли этому народу соперники по мощи и силе духа, закалу тела! Да, это поистине величайшие подвижники, аскеты. Вот эти то армии народные, идущие ныне на поклонение к дорогому и близкому их сердцу аскету-святителю и есть те созидатели св. Руси, которые на всем протяжении нашей истории выковывали мощную матушку-Русь. Вот что является краеугольным камнем нашей государственной жизни. Пока этот фундамент будет крепко связан цементом веры, до тех пор будет и незыблемо само здание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троица Мы Отца превозносим, Сына почитаем равным Ему и Духа Святого прославляем. Мы единодушны, единомыслим, нимало не оскорбляем Троицы ни приложением, ни отсечением, как худые распорядители и мерители Божества, которые унижают и оскорбляют все тем самым, что одно почитают более надлежащего (1). Троица исповедуется и есть Бог Единый не менее по согласию, как по тождеству сущности (1). Мы поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Не смешиваем трех (Ипостасей) в одно, чтоб не впасть в недуг савеллиев, и единого не делим на три (сущности), разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия. Ибо для чего, как растение, скривившееся на одну сторону, с большим усилием перегибать в противоположную, исправляя кривизну кривизной, а не довольствоваться тем, чтобы, выпрямив только до середины, остановиться в пределах благочестия? Когда же говорю о середине, имею в виду истину, которую одну и должно иметь в виду, отвергая как неуместное смешение, так и еще более нелепое разделение. Ибо в одном случае, из страха многобожия сократив понятие о Боге в одну ипостась, оставим у себя одни голые имена, признавая, что один и тот же есть и Отец, и Сын, и Святой Дух, и утверждая не столько то, что все Они одно, сколько то, что каждый из Них ничто, потому что, переходя и переменяясь друг в друга, перестают уже быть тем, что Они сами в Себе. А в другом случае, разделяя Божество на три сущности или (по Ариеву безумию, прекрасно так называемому) одна другой чуждые, неравные и отдельные или безначальные, не соподчиненные и, так сказать, противобожные, то предадимся иудейской скудости, ограничив Божество одним нерожденным, то впадем в противоположное, но равное первому зло, предположив три начала и трех Богов, что еще нелепее предыдущего. Не должно так любить Отца, чтобы отнимать у Него свойство быть Отцом. Ибо чьим будет Отцом, когда отстраним и отчуждим от Него вместе с тварью и естество Сына? Не должно быть и таким Христолюбцем, чтобы даже не сохранить у Него свойства быть Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Эта задача и была выполнена новозаветным откровением, сообщившим людям вместе с возвышеннейшим учением о Боге и возможно ясное и определенное учение о существующих в Божестве лицах. Вся проповедь Христа о Боге собственно и направлена была к тому, чтобы словом и делами убедить всех, что в Божестве кроме Отца, чтимого доселе иудеями, есть еще Сын, Который есть Он Сам, и также есть еще Дух Святой, Который имеет после Него низойти на апостолов и продолжать начатое им дело спасения людей. И замечательно при этом, что Иисус Христос, проповедуя о Сыне Божием и Св. Духе, ничем не показал, что Он проповедовал учение совершенно новое и вовсе не известное ученым представителям иудейства. Напротив, в подтверждение Своего учения о Себе, как Сыне Божием, а также о Св. Духе, Он неоднократно ссылался на свидетельство ветхозаветных писаний ( Ин.5:39,46 ; Лк.24:27 ; Мф.22:42–45 ; Ин.7:38 ), чем ясно показывал, что к этому учению должны были быть подготовлены иудеи, и оно для них не должно было быть совершенно нежданным и чуждым 349 . Потому-то несмотря на то, что горделивым представителям иудейства часто удавалось возбуждать целые массы народные против Иисуса Христа, немало оказывалось между иудеями и таких, которые Его учение как вообще о Боге, так и в частности о Себе Самом, как Сыне Божием, а также о Св. Духе, не находили противным учению ветхозаветных писаний и всецело и искренно его принимали 350 . По утверждении же Своего учения между лучшими из иудеев, Спаситель перед Своим вознесением на небо дал заповедь апостолам научить тому же все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 ). Вера, таким образом, в Отца и Сына и Св. Духа, как три божественные лица, должна была, по заповеди Христовой, стать верой всеобщей и общеобязательной, верой долженствовавшей навсегда получить в новом завете то безусловное значение, какое имела в ветхом завете вера только в единого Бога. А так как Спасителем не только не было поколеблено, а напротив во всей силе было подтверждено и утверждено единство существа Божия ( Мк.12:29 ; Ин.17:5 ), то понятно, что вера в три ипостаси Божества ничуть не должна была исключать собой веры в единство существа Божия, а напротив она с ней должна была быть внутренно и нераздельно соединена и служить не к разрушению ее, а к возвышению и восполнению. Но войдем в более подробное рассмотрение самого учения Христова о трех лицах Божества. § 89. Учение Самого Иисуса Христа о трех лицах Божества

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 3 апреля 2001 г. В заседании Священного Синода 3 апреля 2001 года под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об учреждении новых орденов и медалей Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден святителя Макария, митрополита Московского, и медаль святителя Макария за духовное просвещение. 2. Учредить орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева двух степеней за возрождение церковного искусства и иконописи. 3. Разработать Положение об учрежденных орденах и медалях, которое утвердить на следующем заседании Священного Синода. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: По поводу террористических актов в Македонии, а также в связи со второй годовщиной бомбардировок Югославии. ПОСТАНОВИЛИ : Принять соответствующее синодальное заявление. СЛУШАЛИ : Рапорт Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, об установлении во Львовской епархии дня празднования в честь Собора Галицких святых. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Установить во Львовской епархии день празднования в честь Собора Галицких святых: святителя Петра, митрополита Киевского (и Московского); святителя Иоанна, митрополита Тобольского; святителя Иннокентия, епископа Иркутского; святителя Павла, епископа Тобольского; священномученика Максима (Сандовича); преподобного Иова Почаевского; священномученика Алексия (Товта). 2. Празднование в честь Собора Галицких святых совершать в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите на Мальту для участия в международном симпозиуме «Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии», проходившем с 23 по 27 января 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ:

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Санкт-Петербург. Церковь Трёх Святителей. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. За Андреевским собором располагается небольшое, похожее на обычный дом, поскольку венчающий его небольшой куполок почти не виден из-за высокой двускатной крыши, здание церкви Трёх Святителей. Это редкий для Петербурга случай, когда два храма находятся рядом. В 1740 году прихожане Андреевской церкви обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом теплую каменную церковь. Из-за нехватки средств строительство затянулось. Церковь была построена в 1760 году, почти за тридцать лет до возведения каменного Андреевского собора. 17 сентября 1760 года она была освящена во имя Трёх Святителей, с приделом Благовещения на хорах. Деревянный двухъярусный иконостас и церковную утварь перенесли из разобранной домовой церкви князя Меньшикова. Архитектором церкви, вероятно, был Джузеппе Трезини, во всяком случае, сохранились документы, что он был причастен к ее и деревянного здания собора постройке. Церковь имеет три входа: северный, южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Одноглавая, с явными следами архитектуры барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно, что вид церкви за четверть тысячелетия практически не изменился. Внутри здание церкви разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых. В ноябре 1916 года Трехсвятительская церковь была временно предоставлена для богослужений грузин, которых в Петербурге насчитывалось около 6000 человек, а в январе 1917 года епископы Кирилл и Антоний открыли здесь грузинский приход. Приход Трехсвятительской церкви был закрыт весной 1918 года. В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений России, с 30-х годов здесь размещалась трикотажная фабрика. 15 июля 1991 года собору вернули здание Трёх Святителей Вселенских, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, с уничтоженным внутренним убранством. На пожертвования горожан ведутся восстановительные работы. 12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены церковные службы в отремонтированной Трёхсвятительской церкви. В установленном иконостасе помещены как иконы старинного письма, так и новые, специально написанные. Украшением церкви стали бронзовый запрестольный крест и паникадило, изготовленные в мастерских г. Софрино.

http://sobory.ru/article/?object=00741

Святитель Николай Чудотворец 16 августа, 2015 Кем был Святитель Николай? Почему его называют «Угодником»? Какова история мощей Николая Чудотворца? Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий . Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Святитель Николай Чудотворец: житие Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице . Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз — после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника , сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ко Господу смиренную молитву донеси…» 19 декабря – день памяти Святителя Николая Чудотворца 18.12.2020 918 Время на чтение 6 минут Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий Чудотворец и угодник Божий. В России, да и во всем Православном мире, нет ни одного дома, где не знали бы о Святителе Николае. Имя великого угодника Божия, Святителя и Чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его Святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Сегодня хотелось бы рассказать о храме Святителя Николая Чудотворца города Липецка и поздравить настоятеля храма протоиерея Виталия Диесперова, священство и церковнослужителей, а также, весь приход с Престольным праздником строками стихотворения «Святителе Николае», написанного мной около трех лет назад, именно в Липецке, которое вошло в число финалистов литературной премии «Наследие»: Святителе Николае, светла в глазах печаль, В пути моем ко Господу не широта, а даль… О Чудный мой помощниче, молитва горяча, Из храма сердца светится зажженная свеча. Святителе Николае, смиренно попрошу, Я Господу о помощи молитву возношу, О Дивный Чудотворче, на жизненном пути, Через молитву к Господу к спасенью поведи. Святителе Николае, как много в жизни бед, Но только с Божией помощью дается путь побед, О Светлый мой наставниче, свечи не угаси, Ко Господу смиренную молитву донеси. История храма Святителя Николая Чудотворца города Липецка непроста, как и многих других, переживших страшные времена лихолетья. На сегодняшний день, храм является памятником истории и культуры 19 века. А началось все в 1890 году… Торжественная закладка храма состоялась 30 июня 1885 года близ здания липецкой тюрьмы в присутствии местной администрации и граждан города. Здание в русском стиле было возведено по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова в 1890 году. Освящение престола во имя св. Николая Чудотворца состоялось 14 октября 1890 года. Большой вклад в строительство храма был внесен купцом Митрофаном Алексеевичем Клюевым, который состоял старостой храма с момента его открытия и купцом Феодосием Ивановичем Болховитиновым. Также огромный вклад в строительство и украшение храма был внесен почетной гражданкой города Екатериной Ивановной Хренниковой.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/18/...

протоиерей Василий Жмакин В цензурном комитете С 1813 года святитель Иннокентий состоял первым членом Комитета духовной цензуры и один исполнял большую часть работ. Несмотря на то, что цензорство являлось для святителя лишь побочным занятием, он трудился с удивительной энергией, будучи душой всего цензурного комитета, тогда как другие являлись его членами более по имени, чем на самом деле. Из отчетов видно, что этот комитет состоял тогда только из трех лиц: самого свт. Иннокентия и двух протоиереев – Иоанна Бедринского и Иоанна Данкова. Труды их распределялись очень неравномерно: в течение четырех неполных лет святитель один рассмотрел сорок девять рукописей, тогда как двое других членов – не более двенадцати. То обстоятельство, что архимандрит Иннокентий работал в цензурном комитете один за всех, ложилось на него тяжелым бременем и отрывало от его главных обязанностей по семинарии. Поэтому святитель неоднократно высказывал желание отказаться от цензорства. В 1817 году он подал в цензурный комитет записку следующего содержания: «Хотя устав цензурного комитета не включает правила о представлении высшему начальству отчетов о его деятельности, но я почитаю не лишним довести таковой отчет до сведения академической конференции. Посему я предложил цензурному комитету составить отчет о его занятиях начиная с сентября 1813 года, когда я вступил в должность члена, и представить его на рассмотрение конференции с заключением, дабы по умножившимся моим занятиям благоволено было уволить меня от дел комитета» 88 . Как и следовало ожидать, конференция Академии, а за ней и высшее духовное начальство, не признали возможным исполнить просьбу свт. Иннокентия, потому что для всех было ясно, что с увольнением его от членства в цензурном комитете деятельность последнего сузится до самых крайних размеров. Архимандриту Иннокентию волей-неволей пришлось заниматься цензурой. Как цензор, святитель Иннокентий отличался аккуратностью и строгим отношением к своему делу. Он одинаково внимательно просматривал все поступавшие для его заключения сочинения. Чистота и верность учению Православной Церкви служили для него девизом, от которого святитель никогда не отступал,– даже и тогда, когда отлично знал, что идет наперекор взглядам всемогущего министра духовных дел. Это можно видеть из следующих двух случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Святитель Григорий Нисский Жизнь Святитель Григорий Нисский , младший брат святого Василия Великого , известен не столько как церковный администратор (хотя и был епископом), не столько как борец с ересями (хотя и выступал против ариан и евномиан), сколько как богослов-созерцатель и выдающийся писатель-мистик, равного которому по глубине и дерзновенности мысли едва ли можно найти среди его современников. Ни один из церковных писателей IV в. не оставил такого количества монументальных полотен, подобных «Жизни Моисея» или «Диалогу о душе и воскресении» святителя Григория Нисского , в которых библейская глубина так органично сочеталась бы с эллинской утонченностью. «Если мы сравним Григория Нисского как богослова с двумя другими Каппадокийцами – Василием и Григорием Назианзином , мы немедленно признаем его превосходство, – говорит Й. Куастен. – Он осуществил первое органическое и систематическое изложение христианской веры после Оригена . Его доктринальные рассуждения выходят далеко за пределы современных ему споров и способствуют развитию богословия как такового» (Patrology, p. 283). Поэтому не случайно, что в наше время святитель Григорий Нисский является наиболее читаемым и изучаемым автором из трех каппадокийских отцов. Григорий написал много книг, однако его собственная личность всегда оставалась как бы в тени; в отличие, например, от святого Григория Богослова , он не оставил автобиографических произведений. Историки же говорят о нем мало, поэтому сведения о его жизни достаточно скудны. Святитель Григорий родился около 335 г. в Неокесарии. Известно, что в юности он вместе с братом Петром, будущим епископом Севастийским, учился у старшего брата, Василия. Сестру Макрину он также называет в числе своих наставников. О том, где и чему учился в молодости Григорий Нисский , достоверных сведений не сохранилось. Сочинения его свидетельствуют о том, что он не только знал философию и риторику, но и разбирался в медицине и естественных науках. В молодости святитель Григорий был рукоположен в сап чтеца, однако затем предпочел светскую карьеру, стал ритором и женился. От своей благочестивой супруги Феосевии он имел двоих детей. Святой Григорий Назианзин письменно упрекал Григория Нисского в том, что он увлекся светской карьерой, советовал ему посвятить жизнь Церкви (Письмо 16). Под влиянием Василия и Григория Назианзина Григорий вернулся к церковному служению. Оп часто посещал брата и друга в их Понтийском уединении; вместе с ними изучал Священное Писание и сочинения Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010