В.Н. Мочульский В древнерусской письменности есть статья, заключающая в себе апокрифическое сказание о создании мира и человека. Это сказание встретилось нам в четырех почти однородных списках, носящих, при этом, разные заглавия: 1) «Слово о зачатии неба и земли» (в рукописи Киевской Духовной Академии, поступившей от Барсова; см. Петрова: Опис. рукописей, стр. 58); II) Ckaзahie трдолюбивыхъ мжей бголюбивыхъ списано изъ божественныхъ книгъ bacuлiя великаго, григория бгослова, ioahha дамаскина о преславныхъ npehiuxъ неведомых вещеи о безначалн господ бже нашем како бысть гдь саваоф прежде всея видимыя и невидимыя твари (в рукописях: 1) Императорской Публ. Библиотеки, NQ–XVII–22, XVII–XVIII вв. на Л. 963; 2) В. И. Григоровича, 56, XVIII в.); III) «Свиток божественных книг» (См. Пыпина: Ложные и отреченные книги старины. Рус. Слово 1862, кн. 2, стр. 52–56). Это же сказание мы находим в латинской письменности, а именно: в первой части «Liber S. Johannis», где оно окрашено густыми красками вероучения еретическо-богомильского. Кроме того следы этого сказания мы находим в южно-славянской письменности, где оно довольно часто является в соединении с «Беседой трех Святителей», составляя незначительный её ингредиент. Укажем для примера на следующее списки «Беседы»: 1) Сербский сп. Пражского Музея, XVI в. под 12, на Л. 115 а –118 а , имеющий заглавие: « слво небеси и земли» (изд. Поливкой в Starine, kn. XXI, Ss. 208–211); 2) Сербский сп. XVII в. Белградской Национ. библиотеки, под 273 на Л. 171 с заглавием: бытi глы хве; 3) Солунский сп. сербской рецензии, XVII–XVIII в., изданный Васильевым в «Книжици», кн. I, стр. 45–47; 4) Белградский сп. болгарской рецензии, под 106, на Л. 51, начинающийся статьёй: Слво ckaзahie 5) болгарский сп. XVIII в., находящейся у М. С. Дринова и начинающийся также: Слово сказание бытие. Во всех указанных списках «Беседы» наше сказание о создании мира является или в виде отдельной сокращенной статьи, носящей особое заглавие (в большинстве случаев: « Слово ckaзahie бытi»), или же сливается вместе с «Беседой», причем берутся лишь незначительные выдержки из нашего сказания, вследствие чего бывшее отдельное заглавие или совершенно уничтожается, отчего памятник является безымянным, или же заменяется названием «Беседы трех Святителей», и лишь в одном списке, а именно, в Сербском XVI в., Пражского Музея, заглавие: « слво небеси и земли» применено ко всему списку «Беседы трех Святителей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

День трех Св. вселенских святителей. 30-го января Каждый из трех вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя, что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приемы при вкушении пищи; и все это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую, и даже в великую честь, если кому случалось или близким быт к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что либо им сказанное или сделанное. 199 Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, еп. кесарийского в удалении Василия – мужа по жизни и красноречию и славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. 200 В своем месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сам себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во первых ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потому то, что чрез переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами». 201

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Неофит (Пагида) Слово в день Трех святителей " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Слово в день Трех святителей "/> «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:39 ). Вот, возлюбленные братья, данная нам Спасителем заповедь, вот основной и строгий завет, данный нам Господом, вот закон, установленный Царем Небесным и одинаково обязательный для всех деяний наших: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. И мы вечно и неуклонно должны соблюдать этот закон Спасителя, Господа Бога нашего. Ибо, если всмотреться в вникнуть в окружающее вас, то что же мы видим? Видим, что все эти звезды, сияющие на необъятном пространстве небес, это светоносное солнце и вращающиеся вокруг него планеты, этот шар земной, с своей водой и сушей, все неисчислимое множество неизмеримо-разнообразных, в нем и на нем находящихся, существ, животных, растений, ископаемых, и все части этой органической и неорганической природы, доступной нашим внешним чувствам, хотя и связаны законом физической необходимости, но, вместе с тем, будучи подчинены и творческому закону и, так сказать, выполняя свое предназначение, образуют эту прекрасную вселенную, этот мир и царящий в нем постоянный порядок и гармонию. А человек, созданный по образу и подобию Божьему, разве не должен был получить от Законодателя вселенной присущий ему закон — закон, соответствующий превосходству его природы, выражающемуся в разумности и сознательной свободе его духовного существа, для того, чтобы он, человек, этот венец творения, развиваясь и совершенствуясь согласно своему закону и выполняя его, действительно делал прекрасным этот стройный союз видимых существ, называемый космосом, и был бы в состоянии отвечать несомненно премудрым творческим целям Премудрого Творца? Неужели только человек, одаренный душою — этим благороднейшим элементом его природы, которым он превосходит все остальные существа, — неужели только человек, это воплощенное свидетельство Божеской мудрости Творца, неужели только он и его сознательная природа могли остаться вне всякого закона, неорганизованными, неупорядоченными для того, чтобы человек, вечно блуждая в непроницаемом мраке невежества и спотыкаясь на каждом шагу своего жизненного пути, совершенно нечувствительный к доброму и прекрасному, влача свое бездельное существование на погибель себе самому и своим ближним, унижал таким образом и ронял лучший дар Господа Бога — благороднейший элемент своей природы? Нет, подобное допущение было бы не только противно здравому смыслу, но совершенно не мирилось бы с представлением о великой мудрости Творца.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-t...

Содержание I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенеких Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Второзак I, 8–10, 15–17 II. Паримия на праздник, в 16 день августа, перенесения из Едессы в Царь-град нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Второзак IV, 1, 6–15 III. Вторая паримия на праздник Нерукотворенного образа Второзак V. 1–10 23–28, VI, 1–5 13 18 IV. Паримия в праздник трех вселенских святителей (30-го января), во дни памяти вселенских соборов и в неделю святых отец (в декабре пред Рождеством Христовым). Второзак X. 14–21.     Второзаконие занимает пятое место в ряду Моисеевых книг. В книге Второзакония коротко обозревается тридцатидевятилетнее странствование Евреев от горы Синая до Иордана, излагаются увещания к соблюдению закона, описываются последние распоряжения и предсмертные завещания Моисея, но преимущественно повторяются законы относительно веры, богослужения и судебной части, разновременно данные от Бога Евреям в Аравийской пустыне (XII – XXVI). От этого повторения и дано в Греческой Библии пятой книге Моисеевой наименование Второзакония. В Еврейской Библии она, как и прочие части Пятокнижия, называется начальным ее словом. Из книги Второзакония взяты четыре церковных чтения или паримии. I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенских Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Второзак. I, 8–10, 15–17 В сей паримии излагается та часть речей Моисея к сынам Израилевым, в которой он вспоминает об избрании помощников ему по части судебной. Втор.1:8 . Во днех онех рече Моисей к сыном Исраилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследите землю, юже клятся Господь Отцем вашим, Аврааму и Исааку и Иакову, дати ю им и семени их по них. Во днех онех такое начало паримии, подобно как начальная формула для зачал Евангельских, во время оно, не имеется в тексте библейском, и прибавлено к паримии для того, чтобы она не казалась чем-то отрывочным, будучи изъята из связи с предыдущим и последующим течением библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ангел Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог , по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам Царь царей и Господь господей: «Бог наш на высоте живущий и на смиренных взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом. Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог , а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ). Чем же управляют, что делают в нас святые Ангелы, будучи посредниками между Богом и нами и охраняя нас? Сколько благодеяний, сколько необходимого творят они нам как для души, так и для тела, присутствуя около нас днем и ночью и на всяком месте, – сего невозможно ни сказать, ни исчислить! (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отрывок из беседы IV Нижеследующий отрывок представляет более подробный ответ на поставленный Златоустом в самом начале IV беседы вопрос: «для чего евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать?» и следует непосредственно после слов, читаемых далее: «первое предоставляю собственному вашему исследованию,... о втором же скажем». Так как отрывок этот, находящийся только в трех манускриптах, был неизвестен Аниану современнику и переводчику Златоуста, и значительно отличается по стилю от подлинных его произведений, и кроме того, решение вопроса, данное в нем, не согласно с златоустовским, то принадлежность его Златоусту справедливо признается сомнительной. А лучше решим вам и первый вопрос, чтобы исследование его не затруднило вас, потому что в решении его есть некоторые трудности. Итак, почему евангелист говорит, что от Давида до Иехонии и пленения вавилонского четырнадцать родов, тогда как царствовавших было семнадцать? Если евангелист имел в виду показать преемство царей, то его справедливо можно было бы упрекнуть за то, что он в этом преемстве некоторых пропустил. В книгах Царств и Паралипоменон одинаково говорится, что после Иорама, сына Иоасафатова, царствовали преемственно три царя: Охозий, Иоас и Амасия, а за ними далее: Озия, Иоафам и Ахаз. Между тем евангелист, опустив трех первых царей, после Иорама сына Иоасафатова прямо ставит Озию, Иоафама и Ахаза, а упомянутых их предшественников опускает. Очевидно, он сделал это потому, что не имел целью указать преемственный порядок царей, – в противном случае данную у него родословную следовало бы признать ошибочною. Он имел в виду указать не число преемств, а только количество родов. Это-то именно он и хочет выразить в словах: «Всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов», и далее: «от Давида до Иехонии и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» ( Мф. 1:17 ), а не преемств четырнадцать, и таким образом освобождается от всякого обвинения в ошибочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще Пребывание пленного народа иудейского в Вавилоне, как наказание за прежние и еще продолжавшиеся беззакония 740 , не могло быть состоянием покоя. Однако Бог в утешение тех, которые обращались к Нему, и во славу Своего имени растворял гнев Свой милосердием и неоднократно, являя Свою власть над владыками, облегчал участь порабощенных. Слава Даниила, полезная для иудеев Из первого плена, взятого в четвертое лето Иоакима, Навуходоносор повелел избрать отроков знатнейших фамилий и воспитать для своего двора. В числе них находились: Даниил, Анания, Атрия и Мисаил или по халдейски: Валтасар, Седрах, Авденого и Мисах 741 , которые уклоняясь от сообщения с язычниками, предпочли царской трапезе простые земли произведения и воду 742 . По исполнении трех лет образования, они отличились пред царем необыкновенной мудростью. Даниил удостоился видений 743 . Когда Навуходоносор, в исступлении от виденного, но забытого им сна 744 , осудил на смерть всех мудрых вавилонских, за то, что не находил человека, который бы мог изъяснить оный, Даниил, испросив у Бога откровение тайны, возвестил ему, что в его сновидении представлялось тело, имеющее златую голову, грудь и руки серебряные, чрево медное, голени железные, ноги железноскудельные, которое сокрушено без руки человеческой, но последовавшим ударом камня, возросшего потом в гору; и что металлы знаменуют четыре царства, имеющие последовать одно за другим, а камень – царство Божественное и вечное 745 . Царь прославил Бога Данила, поставил Пророка начальником страны вавилонской и главою мудрых, а трех его совоспитанников, по его представлению, определил ему помощниками. Нет сомнения, что слава и могущество сих мужей и прочим иудеям были полезны. Чудо Анании, Азарии и Мисаила Близкая опасность угрожала почитателям истинного Бога, когда Навуходоносор, подстрекаемый гордостью, и, может быть, завистниками покровительствуемым им евреев, поставил колоссальный золотой истукан, и собрал для поклонения ему знатнейших людей из всех своих владений 746 . Анания, Азария и Мисаил, которые, несмотря на повеление и угрозы, не хотели сего сделать, окованные ввержены в печь разожженную до такой степени, что пламень убил служителей казни. Но когда царь увидел в ней трех исповедников целыми и невредимыми, и с ними мужа, имеющего Божественный вид, тогда он снова благословил Бога Израиля, и во всем своем царстве запретил хулить Его под угрозой страшной казни. Его исповедникам оказаны новые почести и вверен весь народ иудейский. Наказание Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но прежде чем начать описание и анализ памятников не излишне будет припомнить вкоротке, в каком положения находится в настоящее время в науке вопрос о Беседе трех святителей. Историки литературы давно уже обратили внимание на эту статью и придают ей большую важность и значение. Особенное значение она имеет, во-первых, как один из источников одного из прекраснейших произведений нашей народной поэзии – так называемой Голубиной книги. Но кроме того, она имеет еще большее значение сама по себе, как выразительница того миросозерцания, которое свойственно было среднему русскому человеку в эпоху по крайней мере до XVIII в. Ученые называют эту Беседу апокрифическим толкованием Библии, апокрифической популярной Библией . Это не совсем верно. Это – нечто более обширное. Это популярная энциклопедия в вопросах и ответах. Если очень многие вопросы здесь разрешаются на основании Библии большею частью в апокрифической ее обработке, то это потому, что Библия в древнее время была самым главным источником всякого рода мудрости. Но кроме такого рода вопросов, в Беседе, особенно полной редакции, есть много – может быть добрая половина – вопросов, не имеющих никакого отношения к Библии – Физических, географических, исторических и т. п. Примеров множество. Какое напр. отношение могут иметь к Библии след. вопросы: «На чем солнце поставлено? Сколько есть островов на море, языков и составов в человеке? Что есть более ветра? Чего ради колокола в церкви»? и т. д. Вопросы следуют один за другим без строгой системы, но они все связаны между собою одной общей тенденцией – объяснить недоведомые вещи «от глубочайшего сокровенного разума». Если таким образом Беседа имела значение популярной энциклопедии, то понятно, в чем заключается интерес ее подробного исследования и на какие именно пункты должно быть направлено это исследование. В интересах научных весьма важно, во-первых, установить хронологическую последовательность многочисленных и разнообразных редакции и списков Беседы, чтобы можно было знать, какие вопросы по преимуществу интересовали наших предков в данное время и как они разрешались и как затем в последующее время выступали на сцену другие вопросы, а из старых многие получали иное решение. Далее, во-вторых, весьма важно определить, откуда брались вопросы и откуда почерпалось их решение, словом определить источники Беседы, чтобы знать под какими влияниями формировалось мировоззрение русского народа в ту или иную эпоху. Эти двоякого рода задачи естественно представляются исследователю, когда он имеет намерение исследовать Беседу саму в себе без отношения к тому влиянию, которое она имела на образование произведений народной поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

отв. ред. Д. С. Лихачев От коих частей создан бысть Адам «От коих частей создан бысть Адам» – апокрифическое произведение, встречающееся в древнерусских рукописях отдельно или в составе вопросо-ответных сборников, таких как Беседа трех святителей или «Разумник». Был ли текст этого произведения выделен из такого рода сборников или, наоборот, самостоятельное произведение внесено в подборки, решить невозможно до полного текстологического исследования как самого апокрифа, так и вопросо-ответных сборников. Сюжет о создании первого человека входит составной частью в рассказ о мироздании. Именно в таком контексте читается апокриф в рукописях, опубликованных Н. С. Тихонравовым (сербская рукопись XV в. из собр. Григоровича и Измарагд XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 794): «В неделю сотвори бог небо и землю, день и нощь и всю вселенную...». В Беседу трех святителей также включен вопрос о сотворении Адама. В апокрифе о создании Адама показана связь макрокосма – земли – с микрокосмом – человеком. Текст апокрифа несколько варьируется: в русских рукописях обычно перечисляется 8 частей, из которых составлен был Адам: тело от земли, кости от камня, очи от моря, мысль от скорости ангельской, душа и дыхание от ветра, разум от облак, кровь от росы и от солнца (ср. вариант в рукописи Ефросина, ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 11/1088, л. 279 об.–280 об. – кровь от «Черного моря», очи от солнца). Иногда сначала перечисляются элементы макрокосма, а затем уж их присутствие в человеке (см. другой сборник Ефросина – ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 22/1099, л. 512 об.). Далее, основной сюжет толкуется различным образом, например: «от земли хужше всех чясти, от моря – доброта, от солнца – красота, от облак – легота, ...от ветра – зависть» (в сборнике Кир.-Белоз. собр., 22/1099); или поясняется, как влияют составные части Адама на качества других людей: тот, в ком преобладает семя от моря, – лаком, от солнца – мудр, от «камения» – милостив, и пр.; или как разделилась доброта Адамова: Аврааму – «гостолюбство», Самсону – сила, Иосифу – «лепота» и т. д. (в списках, опубликованных Тихонравовым).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Скачать epub pdf Вторник сырной седмицы. Память трех святителей Когда человек входит в храм, он сразу, если у него, конечно, не мертва душа, ощущает, что попал в какое-то особенное место. И все верующие люди должны этому строю храмовой жизни подчиняться. Но так как мы люди в основном дикие и только учимся и благочестию, и правильному поведению в храме, то многое до нашего сознания не доходит. Например, входит взрослый человек с ребеночком, а ребеночек маленький, не осознает еще всего величия того, что здесь совершается. Поэтому он может начать что-то говорить или плакать – и тогда надо моментально его из храма унести, чтобы ему в тишине объяснить, что так вести себя нельзя. А если у него не получается сразу прийти в себя, значит, надо с ним погулять минут пять. Вот он успокоился, утих – и потом можно опять внести его в храм. Ничего в этом страшного нет. Конечно, каждому хочется побыть на службе, но ради своего дитя и ради того, чтобы оно не нарушало благоговения храма, чтобы не мешало остальным, надо приносить себя в жертву. И когда человек приносит себя таким образом в жертву, то, хотя он вроде бы уходит со службы, оказывается, этим-то он и совершает истинное христианское делание. Потому что он ущемляет себя ради всех остальных ближних. Что самое главное должен вынести человек из своего детства? Вот мы учим детей многому: учим читать, писать и так далее. Это все очень важно, но есть вещь еще гораздо более важная – послушание. Послушание – это начальная христианская добродетель. Кто не умеет слушаться, тот никогда ничему не научится. Это невозможно. Поэтому в монастырях начинают учиться христианской жизни только с послушания. Человеку дают какое-то задание, и он обязан безукоризненно его выполнять. А почему послушание так важно? Потому что от непослушания Адам отпал от Бога. Господь ему заповедал, что от дерева познания добра и зла вкушать плодов нельзя, а он не послушался. И из-за этого человечество, и мы в том числе, до сих пор, уже много тысяч лет, страдает: из-за непослушания всегда страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010