Пятый член символа веры (Верую в Господа Иисуса Христа) „воскресшего в третий день по писанием». Тексты „Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь святому увидеть тление». ( Пс. 15:10 ). „Он (Иисус) начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Лк. 11:29 ). (Ангелы) „сказали (женам): что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». ( Лк. 24:5–7 ). „Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потомучто увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». ( Ин. 20:29 ). „Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». ( Рим. 6:9 ). „А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». ( 1Кор. 15:17 ). „Он (Сын Человеческий) положил на меня (Иоанна) десницу Свою и сказал мне: не бойся! Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. ( Откр. 1:17–18 ). Изречения „Чудо – ручательство, что Учитель пришел с неба. Но цель чуда этим не исчерпывается: чудо уверяет нас, что Господь природы есть в то же время Господь совести. Оно удостоверяет моральный характер Творца». (Лейтон). „Чудесное на земле – естественно на небе». „Разумети силу воскресения Его». ( Флп. 3:10 ). „Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем, но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез него должно снисходить и во все области бытия. Как все сие есть, – сокрыто; ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления». (Еп. Феофан Говоров). „Смерти празднуем умерщвление, иного живота вечного начало». (Из пасхальных песнопений).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Идея " Москва - Третий Рим в русской истории " , передача 54, автор и ведущий кандидат философских наук И.С. Вевюрко Долгий 19 век, правление Николая Второго, ч. 1 03.12.2020 21:03 Илья Сергеевич Вевюрко Автор приступает к рассмотрению правления последнего русского государя в свете идеи Третьего Рима. И своеобразным эпиграфом к теме выбрал отрывок из послания апостола Павла к Фессалоникийцам: " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, ¹ и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. ¹¹ И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, ¹² да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду " . У нас давно отнят царь Кто же теперь Удерживающий? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/12/03/21-0...

Следует заметить, как мы уже часто говорили, что спасение Израиля, обращение к Господу и освобождение из плена должно понимать не в телесном смысле, как полагают иудеи, а в духовном, как это с несомненностию доказывается. Ос. 14:10 . Кто мудр, и уразумеет это? [Кто] разумен, и познает это? Ибо правы пути Господни, и праведники будут ходить по ним, а беззаконные падут на них. LXX: Кто мудр, и уразумеет это, или разумен, и познает это? Ибо правы пути Господни, и праведники будут ходить (или ходят) по ним, а нечестивые изнемогут на них. Говоря: «кто мудр, и уразумеет это? Кто разумен, и познает это?» указывает на темноту книги и трудность изъяснения ее. Если сам писатель сознается в трудности или в невозможности, то нам, имеющим больные глаза, затемненные скверною грехов и не могущим смотреть на яркое сияние солнца, не остается ничего другого сделать, как только сказать словами Писания: «О, глубина богатства... премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неисследовани путие Его» ( Рим. 11:33 ). Ибо кто может, без откровения Христова, понять, что означает Иезраель, и сестра ее «Непомилованная», и третий брат «Не Мой народ»; что это за прелюбодейная женщина, которая в течение долгого времени будет оставаться без закона; какой союз был заключен с зверями земными и птицами небесными; кто тот Давид, к которому возвратится народ, который восстанет в третий день и исхождение которого сравнивается с утреннею зарею; что означает дождь ранний и поздний; кто это тот, который, по словам пророка, придет и научит нас правде или во образ которого Израиль выводится из Египта, и несется на руках и воспитывается в узах любви; кто тот, который истребляет смерть, иссушает родники ее и истощает источники, и расхищает сосуды, хранившиеся в сокровищнице, и что означает все прочее, что долго было бы напоминать? Поэтому всякий, кто свят и праведен, должен признать, что пути Господни правы. Пути же Господни, как мы знаем, это – чтение Ветхого и Нового Завета и разумение Священных Писаний. Кто ходит по этим путям, тот не может найти правого пути, если не обратится к Господу и если не будет снято с него покрывало, которое было пред глазами Моисея. Но если он скажет с Давидом: «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Пс. 118:18 ); то будет ходить по ним и найдет Христа, и увидит, что иудеи и еретики, которых теперь Писание называет нечестивыми, претыкаются на них, изнемогают и падают согласно с словами Писания: «се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили» ( Лк. 2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Следует особо сказать о глубоком сакральном смысле «снопа возношения».Свят.Кирилл Александрийский (+ 444 г.), составивший первую таблицу дней Св. Пасхи на 95 лет по александрийской пасхалии, писал: «Сноп есть начаток жатвы и знамение нового благоплодия Возношением же Богу делать это повелел поселившимся уже на земле обетованной для того, чтобы в том уразумеваем был Христос И сноп может быть понимаем иносказательно. Полевым колосьям можно уподобить род человеческий, восходящий, так сказать, из земли и ожидающий приличествующей ему полноты, а с течением времени срезаемый, в чем он и находит себе смерть. Христос же соделался подобен нам, возникши из Святой Девы наподобие колоса. Поэтому и сам Он называл Себя зерном пшеничным, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Он же соделался и как бы приношением за нас Отцу и в смысле снопа, как бы начатком земли, чрез произведения свои, свидетельствующей о своем благоплодии. Колос, поименованный один, так же как и мы сами, не один только, но как сноп приносится, то есть как состоящая из многих колосьев одна связка. И это дело необходимо на пользу и представляет собою образ таинства. Ибо один есть Иисус Христос, но как бы в виде снопа представляется духовно как один из многих состоящий, каков и есть, так как Он содержит в Себе всех верующих, конечно, именно по единству духовному. Иначе каким образом блаженный Павел пишет, что мы совоскресли с Ним и спосаждены будем Ему на небесных? (Еф. 2: 6.) Поелику же Он соделался подобен нам, то мы соделались стелесниками Его и обогатились единством с Ним чрез тело. Поэтому мы говорим, что все мы заключаемся в Нем Итак, Христос есть сноп, как всех содержащий в Себе и за всех возносимый, и начаток человечества, совершенного в вере и долженствующего быть принесенным, наконец, в вышние и небесные сокровищницы. Приносить же сноп должно, говорится, на другой день (Лев. 23: 11), что значит: на третий день. Ибо Христос ожил из мертвых на третий день и своею силою восшел на небо, то есть в скинию истинную и во Святая Святых Новых же, сказано далее, да не снесте, даже до того дне самаго, дондеже принесете сноп (Лев. 23: 14). Ибо ни время закона, ни лик святых пророков не имел новой пищи, то есть учения Христова, равно как и самого обновления природы человеческой, разве только в одном предсказании. Когда же, наконец, Господь наш Иисус Христос воскрес и как бы вместо снопа в начаток от человечества принес Себя Богу и Отцу, тогда и только тогда и мы как бы в новую жизнь пересозидаемся. Ибо мы по-евангельски начинаем жительствовать в «обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6)»

http://bogoslov.ru/article/4733283

Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения И данная идея имеет отношение не столько к форме государственного устройства, а сколько к самому русскому народу. Ведь за последние 110 лет не один раз менялась форма правления в русском государстве. В письме инока Филофея указывается следующие слова: «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть ; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования (ведь XV веке Русь только же освободилась от ига, в религиозном плане переживала религиозный кризис – ересь жидовствующих, апокалиптические настроения конца XV века). Но Россия является Третьим Римом прежде всего, как последний оплот Православия, последний рубеж обороны. Вот ключевое значение — это идеи. И эта идея – политическое выражение Евангельской притчи о винограднике и виноградарях и о предназначении народа. В Библии (особенно в Ветхом Завете) явно говорится о том, что каждый народ имеет свое предназначение, даже языческие народы имеет свои задачи от Господа. Повторяет об этом святитель Феофан Затворник. Он пишет, что Господь не раз наказывал Россию Западом, было смутное время 1612 года, а также наполеоновское нашествие 1812, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, и утверждает, что снова «накажет нас Господь, а нам в толк не берётся… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо» «кажется начал уже забываться тот урок» Напомним евангельский текст: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:33-41).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/id...

Третье ношение язв Господа Иисуса – в боголюбивом сердце, которое, как невидимо, так и неисследуемо и неудоборассматриваемо. Ибо кто может узнать тайны сердца? Два первые образа ношения язв Господа Иисуса – страдание за Христа и самоумерщвление – не для всякого выполнимы, третий же образ – ношение язв Господних в сердце, возможен для каждого христианина, только бы он пожелал этого. Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали из рук мучительских и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа, и не за отвержение Его. Таковые, если благодарят Бога за свои страдания, то носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и сами мученики Христовы. Не для каждого удобовыполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19:11 ). Если хотя бы отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, то было бы у мирян, по крайней мере, воздержание! От сердечного же любления Бога никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их венца мученического! Другой образ – совершенное самоумерщвление, отошлем в монастырь для чина иноческого. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношение язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, – рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копьем на Кресте. В Песни Песней я вижу некое лицо, как будто девическое, сидящее под прекрасным садовым деревом, под яблоней, преисполненной прекрасных яблок, и говорящее: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» ( Песн. 2:3 ). И затем опять вижу это лицо как бы изнемогающим от некоей внутренней раны, стонущим, воздыхающим из глубины сердца и говорящим: «Я изнемогаю от любви» ( Песн. 2:5 ), и еще: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостол деликатно напоминает коринфянам, что их святость – это результат обильного дара Божьей благодати: Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, Дарованной вам во Христе Иисусе ( 1Кор.1:4 ), а не плод их усилий на пути самосовершенствования и достижения нравственных высот через хранение моральной чистоты или через исполнение закона. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:26–29 ). Для апостола святость покоится исключительно на Божественном избрании, а не на человеческих достижениях: это Бог их избрал, призвал и освятил. Все действия – избрание, призвание и освящение – возводятся к единому источнику и началу всякого творения – к Богу Творцу. Даже авторитет апостола и достоинство Церкви – и те дары Божии. Святитель Иоанн Златоуст от лица апостола пишет об этом так: «Не сам я, говорит, изобрёл то, чему научен, и не своею мудростью постиг это, но будучи призван, когда гнал и опустошал Церковь . Здесь, можно сказать, всё принадлежит Призвавшему, а призванному ничего, разве только послушание» 320 . И нам никогда не стоит забывать слова апостола: Что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ). Урок третий Апостол Павел называет коринфян призванными святыми ( 1Кор.1:2 ). Как он сам утверждает, большинство из них слишком далеки от совершенства: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных ( 1Кор.1:26 ), тем не менее все они были избраны, призваны, освящены и оправданы именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога (ср.: 1Кор.6:11 ). Возникает вопрос: почему именно они? Апостол даёт на это ответ в Послании к Римлянам: изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего ( Рим.9:11–12 ). И поясняет на примере сыновей Исаака, матери которых, Ревекке, ещё до их рождения было сказано: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел ( Рим.9:12–13 ). То есть между двумя братьями-близнецами избранный был избран не за добродетель, а возненавиденный – возненавиден не за порочность (ибо они не сделали ни добра, ни зла, потому что находились ещё в утробе матери), но по избранию, по предведению Божию 321 . Бог независимо от дел, по Собственному предведению кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает ( Рим.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жертвы, вне стана сжигаемые, прообразовали, что Христос вне града должен пострадать и умереть за нас. Так и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр 13:12). Так Иисус Христос пришел в мир и исполнил все, что о Нем было написано. И умер за грехи наши, по Писанию, и погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3-4), и вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк 16:19). Не умолчало Писание и о том, что Христос учеников Себе соберет и пошлет их во всю вселенную. Вместо отцов Твоих были сыновья Твои: Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс 44:17). И было так: собрал Христос двенадцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камне, создали Церковь Его. Они Его проповедали по всей вселенной. По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс 18:5; Рим 10:18). Объявлено и то в Писании Святом, что народы языческие обратятся к истинному Богу. Помянуты будут (Богом) и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все народы и племена (Пс 21:28). Не Мой народ назову Моим народом, и невозлюбленную – возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, – там названы будут сынами Бога живаго (Ос 2:23; 1:10; Рим 9:25-26). Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне (Ис 65:1; Рим 10:20). Исполнилось это в пришествии Христовом. Помянуты были Богом и обратились ко Господу все концы земли, и поклоняются пред Ним все народы и племена. Почитают и славят истинного и живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, повергнув и поплевав на суетные свои идолы. От востока солнца до запада хвалъно имя Господне (Пс 112:3; Мал 1:11). И так видишь, что Писание Ветхого Завета проповедало, что Христа грядет, а Писание Нового Завета проповедует, что Он уже пришел. И как Писание предвозвестило о Христе, так все и исполнилось, и исполнившееся в Новом проповедуется. И как верные Ветхого Завета веровали в Грядущего, так мы ныне веруем в уже пришедшего Христа. Но также, как Ветхого Завета пророчества исполнились, которым надо было до сего дня исполниться, так и то исполнилось, что в Новом Завете предсказано и чему следовало доныне исполниться. Предсказал Христос, что один из учеников Его предаст Его, что все ученики оставят Его, что Петр апостол трижды отвержется от Него, что Ему надлежит много от старцев и книжников пострадать, и прочее, – и было так. Предсказал, что град Иерусалим и храм в нем разорится, и не останется камня на камне. И было так: был разорен град и храм римлянами, как читаем в истории. Предсказал, что верные Его гонение будут терпеть. Так и было: всеми ненавидимы, гонимы и озлобляемы благочестивые души, и до конца века все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И наконец, многие ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит ненавидеть врагов. Некоторые учителя времен Христа на основании заповеди «возлюби ближнего» сделали вывод, что врагов можно ненавидеть. Но ничего подобного Ветхий Завет не говорит. Вот как учит поступать с врагами книга Исход: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему» (23:4). О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеем – законодателем, и Илией – главным из пророков. Все время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры позитивного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). Свт.  Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил Закон: Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: «тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: «кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин. 8:46 ); также ученикам Своим: «грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже» ( Ин. 14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нем, что «Он греха не сотвори» ( Ис. 53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим. 8:3–4 ), и в другом месте: «закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил чрез веру – почему и говорит: «не приидох разорити закон». Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI. 2–3 ) 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кесария Приморская , находившаяся на берегу Средиземного м., была основным форпостом рим. присутствия в Палестине: здесь располагались резиденция прокуратора и дворец царя, здесь же были расквартированы солдаты ( Ios. Flav. De bell. V 5. 8). Приход П. в этот город означал серьезное отступление от традиционных для членов апостольской общины маршрутов, пролегавших преимущественно через города и деревни, населенные иудеями. При виде П. Корнилий падает к его ногам. Для рим. сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер рим. армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», П., возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В обращении к собравшимся П. прежде всего указывает на причину, по к-рой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. П. здесь говорит о видении, к-рое имел накануне. Если сначала апостол не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос П. о цели, с к-рой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела (Деян 10. 30-33). Свою краткую речь Корнилий завершает словами, которые ясно демонстрируют его веру в Единого Бога. Встречу с П. он воспринимает как происходящую перед лицом Бога и надеется услышать от П. то, что Бог хочет ему сказать. П. в ответ выступает с речью, в которой выражается суть проповедуемого им и др. апостолами учения. Во всех речах он говорит о смерти и воскресении Иисуса Христа. Однако если предыдущие речи (ср.: Деян 2. 14-36; 3. 12-26; 4. 8-12; 5. 29-32) были адресованы иудеям, то нынешняя обращена к язычникам. По этой причине П. считает нужным начать с темы Единого Бога и затем уже перейти к рассказу об Иисусе Христе. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10. 34-43).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010