При всем этом Махариши убеждает, подобно другим лидерам культов, своих последователей, что его путь – единственно возможный: «Только тогда, когда человек становится постоянно присутствующим в вечной свободе абсолютного Существа, он «освобождается от всех грехов». Брахмабинду Упанишад объявляет, что гигантская гряда грехов, тянущаяся на многие мили. сокрушается той Цельностью, которую мы обретаем посредством трансцендентальной медитации. Иного выхода нет».Махариши объявлял, что человек может стать добродетельным, всего лишь если будет практиковать разработанные им практики медитации. Как результат исканий своих приверженцев он объявляет освобождение от перевоплощений и единение с абсолютным Существом. Махариши обещает своим адептам: «Будьте тверды и знайте, что вы – Бог , и когда вы знаете, что вы – Бог, вы будете жить как Бог» 931 . Характеристика «Трансцендентальная медитация» была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ), например, в: · Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 932 ; · Вербальной ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. 933 ; · Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.); · Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 934 ; · книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) 935 . В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) организация «Трансцендентальная медитация» была названа псевдорелигией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Человек не обязан во что-то верить. Все, что от него ожидается, это признавать свой опыт и доверять ему. Представители различных религий считают, что их вера только упрочилась, и практикуют латихан в полной гармонии друг с другом и с теми, кто вообще не признает религии 217 . Иногда внутри основных религий есть сильные расхождения в оценке того, насколько то или иное движение «совместимо» с этой религией (так, например, обстоит дело с масонством) 218 . Не все христиане согласятся с тем, что метод трансцендентальной медитации можно отделить от его индуистского происхождения 219 . Тем не менее движение ТМ может похвастаться наличием особой группы медитирующих христиан, «восприятие мира, человека и Церкви, которых является, по существу католическим». Члены этой группы дважды в год собираются на несколько дней с целью «способствовать более ясному пониманию христианами значимости ТМ для духовного роста» 220 . Помощник приходского священника Англиканской Церкви, который, как говорят, занимается ТМ уже 13 лет, заявил, что ТМ не противоречит учению Англиканской Церкви: «Процесс трансцендентальной медитации прост и понятен. Нельзя сказать, что он связан именно с христианством; это может практиковать любой. Я нахожу, что ТМ укрепляет меня в моей христианской вере 221 . Может быть и так: сначала обращенный считает, что его новая вера совместима с той, в которой он был воспитан, а потом обнаруживает, что от него требуется участие в какой-то практике, которая явно противоречит его прежним убеждениям. В подобном случае движение может попытаться объяснить или оправдать эту практику таким образом, чтобы она выглядела совместимой с обеими системами верований. Такой пример приведен в исследовании Дэвида Ван Зандта, посвященном Детям Бога. Новообращенному было трудно примириться с нововведенной «стратегией вербовки» новых членов путем «кокетливой рыбалки». Он вырос в консервативной христианской семье и, с точки зрения своего воспитания, новую практику рассматривал как своего рода религиозный адюльтер. Рабочие записи Ван Зандта позволяют воссоздать следующий разговор между «пастырем» (лидером) и этим человеком:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

      В 1978 году федеральный суд Соединенных Штатов вынес решение, что ТМ является по своей природе религиозным течением и не должно преподаваться в общественных учебных заведениях. [ 2 ] Это решение, несомненно, ограничит еще больше распространение влияния ТМ, которая, однако, может продолжить свое существование как одна из многочисленных форм медитации, которые многим кажутся совместимыми с христианством, - еще один печальный признак нашего времени.           1. Все цитаты в этой главе даны по книге Иана Роббинса и Дэвида Фишера " Спокойствие без пилюль " (Все о трансцендентальной медитации). Издание Питтер ван Уайден, инк., Нью-Йорк, 1972.         2. См.: " " ТМ " в суде: полный текст решения федерального суда по делу Мальнак против Махариши Махеш Йоги; Издание духовных подделок " , Беркли, Калифорния. 94704. П.я. 4307.   V. " Новое религиозное сознание "   V " Новое религиозное сознание "   ДУХ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТОВ В 1970-Х ГОДАХ      Описанные выше три рода " христианской медитации " - это всего лишь начало; обобщая, можно сказать, что влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достигло поразительных размеров в 1970-х годах. В частности, Америка, которая каких-нибудь два десятка лет назад все еще была " провинциальной " в религиозном отношении, так как ее духовный горизонт был в значительной степени ограничен протестантством и католицизмом, стала свидетельницей ошеломляющего расцвета восточных (и псевдовосточных) религиозных культов и движений.      Истоки этого процветания можно проследить со времени неприкаянного и лишенного иллюзий послевоенного поколения (после второй мировой войны), которое проявило себя в 1950-х годах бессодержательными протестами и моральной разнузданностью " битников " . Их интерес к восточным религиям носил вначале, скорее, академический характер и служил прежде всего признаком их неудовлетворенности " христианством " . За ним последовало второе поколение - поколение " хиппи " 1960-х с музыкой " рок " и психоделическими наркотиками, с поисками " повышенного самосознания " любой ценой; тогда молодые американцы сломя голову бросались в политические движения (особенно против войны во Вьетнаме), с одной стороны, и в самозабвенное занятие восточными религиями - с другой. Индийские гуру, тибетские ламы, японские учителя дзен-буддизма и прочие восточные " мудрецы " прибывали на Запад и находили там толпы готовых учеников, которые обеспечивали им успех, и не снившийся европеизированным свами прежних поколений; молодые люди отправлялись на край света, даже на высокогорья Гималаев, чтобы отыскать мудрость или учителя, или наркотик, которые принесли бы им долгожданный " мир " или " свободу " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В 1978 году федеральный суд Соединенных Штатов вынес решение, что ТМ является по своей природе религиозным течением и не должно преподаваться в общественных учебных заведениях. [ 2 ] Это решение, несомненно, ограничит еще больше распространение влияния ТМ, которая, однако, может продолжить свое существование как одна из многочисленных форм медитации, которые многим кажутся совместимыми с христианством, - еще один печальный признак нашего времени. 1. Все цитаты в этой главе даны по книге Иана Роббинса и Дэвида Фишера " Спокойствие без пилюль " (Все о трансцендентальной медитации). Издание Питтер ван Уайден, инк., Нью-Йорк, 1972. 2. См.: " " ТМ " в суде: полный текст решения федерального суда по делу Мальнак против Махариши Махеш Йоги; Издание духовных подделок " , Беркли, Калифорния. 94704. П.я. 4307. V. " Новое религиозное сознание " V " Новое религиозное сознание " ДУХ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТОВ В 1970-Х ГОДАХ Описанные выше три рода " христианской медитации " - это всего лишь начало; обобщая, можно сказать, что влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достигло поразительных размеров в 1970-х годах. В частности, Америка, которая каких-нибудь два десятка лет назад все еще была " провинциальной " в религиозном отношении, так как ее духовный горизонт был в значительной степени ограничен протестантством и католицизмом, стала свидетельницей ошеломляющего расцвета восточных (и псевдовосточных) религиозных культов и движений. Истоки этого процветания можно проследить со времени неприкаянного и лишенного иллюзий послевоенного поколения (после второй мировой войны), которое проявило себя в 1950-х годах бессодержательными протестами и моральной разнузданностью " битников " . Их интерес к восточным религиям носил вначале, скорее, академический характер и служил прежде всего признаком их неудовлетворенности " христианством " . За ним последовало второе поколение - поколение " хиппи " 1960-х с музыкой " рок " и психоделическими наркотиками, с поисками " повышенного самосознания " любой ценой; тогда молодые американцы сломя голову бросались в политические движения (особенно против войны во Вьетнаме), с одной стороны, и в самозабвенное занятие восточными религиями - с другой. Индийские гуру, тибетские ламы, японские учителя дзен-буддизма и прочие восточные " мудрецы " прибывали на Запад и находили там толпы готовых учеников, которые обеспечивали им успех, и не снившийся европеизированным свами прежних поколений; молодые люди отправлялись на край света, даже на высокогорья Гималаев, чтобы отыскать мудрость или учителя, или наркотик, которые принесли бы им долгожданный " мир " или " свободу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/906/...

Не стоит много говорить, критикуя эти взгляды: они в основном совпадают со взглядами автора " Христианской йоги " , только они менее эзотеричны и более популярны. Тот, кто верит, что агностический, языческий опыт дзен можно использовать для " созерцательного обновления внутри христианства " (стр. 4), явно не имеет ни малейшего представления о великих традициях Православия, которые предполагают горячую веру, истинные убеждения и ревностную аскетическую брань; и все же он не останавливается перед тем, чтобы использовать " Добротолюбие " и " великие православные учения " в своем рассказе, утверждая, что они также ведут к состоянию " созерцательного безмолвия и покоя " и являются примером " дзена внутри христианских традиций " (стр. 39); и он рекомендует для желающих повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации (стр. 28). Такое невежество положительно опасно, особенно когда его проповедник на своих лекциях рекомендует слушателям в качестве " мистического " эксперимента сидеть в дзадзен по сорок минут каждый вечер (стр. 30). Какое множество в сегодняшнем мире искренних, введенных в заблуждение пророков, и каждый считает, что несет своим собратьям благо, а не зовет их к психической и духовной гибели! Об этом мы скажем еще в заключительной главе. 1. Харпер и Роу, Нью-Йорк, 1971 г. 3. Трансцендентальная медитация Методика восточной медитации, известной под названием " трансцендентальной медитации " (сокращенно ТМ), за несколько лет приобрела такую популярность, особенно в Америке, и ее проповедуют в столь неприлично легкомысленном тоне, что любой серьезный человек, изучающий современные религиозные течения, поначалу просто может решить не обращать на нее внимания как на очередной объект американской рекламной шумихи. Но это было бы ошибкой, потому что в своих серьезных аспектах она не так уж сильно отличается от йоги и дзен-буддизма, а пристальный анализ ее методики обнаруживает, что по своему характеру она даже в большей степени подлинно " восточное " течение, чем эти несколько искусственные продукты современного синкретизма, " христианская йога " и " христианский дзен " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/906/...

Параллельно я стал знакомиться с восточными сектами, которых тогда было много. Христианство я не рассматривал как возможность, мне казалось, что тут все слишком знакомо, понятно и скучно, и если мне случалось встретить на улице священника, я смотрел на него с жалостью и думал: «Человек занимается тем, что не имеет смысла, Бога нет, а если и есть, то слишком далеко, чтобы можно было Его достичь». Я и мои ровесники стали заниматься медитативными техниками, в основном трансцендентальной медитацией, а наряду с музыкой и медитацией, которой я серьезно себя посвятил, мы вели распутный образ жизни, у нас было много денег, ведь это была компания детей коммунистической элиты. Правда, я заботился о том, чтобы не огорчать родителей, понимал, что необходимо учиться, поступил на стоматологический факультет, жизнь проходила между факультетом, ночными клубами и сеансами медитации. - Вас так захватила эта жизнь? - Да, полностью, я серьезно занимался медитацией , жизнь была распутной, серьёзной, коррозивной, вела к полной духовной и физической погибели. К сожалению, со временем большинство моих друзей перешли на сильные наркотики, а я, слава Богу, нет. Господь меня сохранил, всякий раз, когда я употреблял героин, мне становилось плохо, но многие мои друзья, очень талантливые музыканты, художники и актеры стали наркоманами. Со временем мне было все тяжелее, я понимал, что живу пустой жизнью, несмотря на то, что со стороны это было незаметно. Я занимался спортом, снимался в кино, на телевидении, участвовал в общественной жизни, хорошо учился, но меня терзало недовольство собой, а чем больше я хватался за внешнее, тем больше чувствовал внутренюю пустоту. Конечно, я рано потерял и телесную чистоту, в нашей компании было много девушек, таких же бедолаг. Знаете, это было нашей философией, как в песне «Секс, наркотики , рок-н-ролл». Позже я понял, как это губительно для души, и просто не знаешь, как разбить этот заколдованный круг. Я проникся духом этого мира, упаднического и распущенного, который перемалывает человеческие души - Как вы искали выход? Нью-Йорк в 1974 году - Меня всегда привлекал западный мир.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Другой авторитет по йоге Hans-Ulrich Rieker, автор " The Yoga and Spiritual Life, " увещевает: " Йога - не пустячная забава, если учтем, что применение ее может привести к смерти или безумию и что в kundalini yoga, если дыхание (прана) преждевременно отнято, возникает немедленная опасность смерти для йога. " Gopi Krishna, упомянутый раннее знаток йоги, предупреждает об опасностях йоговских упражнений, которые могут вызвать сильную реакцию центральной нервной системы и привести к смерти. Классическое руководство в области Hatha yoga, The Hatha Yoga Pradipika " во второй главе предупреждает: " Как надо опасаться львов, слонов и тигров, так и прана (эта " божественная " энергия дыхания) должна быть под контролем. Иначе она может убить практикующего. Swami Prabhavananda (Yoga and Mysticism) включает болезни мозга, неизлечимые болезни и безумие, как возможные последствия ошибочной практики йоги, также - угрюмое настроение, состояние транса и безумие - все это от " небольшой ошибки. " Итак, если бы учителя йоги были бы более откровенными относительно " подводных камней, " связанных с ней, то это многих предостерегло бы от катастрофы. Трансцендентальная медитация ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-го столетия в США стало распространяться восточное учение под именем " трансцендентальная медитация " - ТМ. Предлагалось оно в качестве простой и всем доступной самотерапии, приносящей разрядку от внутреннего перенапряжения и способствующей концентрации внимания. Поначалу результаты казались настолько успешными, что ТМ стали применять в армии, школах, тюрьмах, больницах и даже в некоторых христианских общинах. Фактически ТМ является упрощенной формой мантры-йоги. Методика ТМ состоит в том, что человек садится на пол в определенной позе, закрывает глаза, старается медленно ритмично дышать и мысленно сосредотачивается на повторяемом им на распев слове-мантре. Рекомендуется это упражнение совершать дважды в день минут по 20. Ближайшая задача его - помочь человеку разрядиться от внутреннего перенапряжения, успокоиться и набраться внутренних сил, что бесспорно всем необходимо в условиях современных быстрых темпов. Распространители ТМ стараются не подчеркивать религиозно-философскую сторону ТМ и даже скрывают от начинающих тот факт, что упражнения ТМ приобщают человека к индусским пантеистическим идеям и оккультизму. Сам " апостол " этого учения индус Махариши Махеш Йоги (Maharishi Yogi) для популяризации его в США значительно подчистил в нем индусскую терминологию, частично заменив ее современной научно-психологической. Однако суть от этого не изменилась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

2. Структурная миграция характеризуется организацией филиалов НРД, которые возглавляются или находятся в подчинении и под контролем со стороны иностранных представителей и их головных центров за рубежом. При структурной миграции происходит максимально полный и точный перенос (в той степени, в какой это допускается установками самой группы) учения, ритуалов, структуры, форм и методов работы на новое пространство миссионерской работы. В большинстве случаев инициатива основания филиала на территории другой страны исходит от головного центра НРД. Однако в некоторых случаях разработанная система распространения организации может изначально допускать, поощрять и поддерживать стремление к созданию филиала, исходящее как от «местного населения», так и от своих собственных членов. Так, с одной стороны, Гуманитарный Центр Хаббарда (ГЦХ) предлагает помощь в самостоятельном открытии и регистрации филиала центра «Дианетика». Для этого любой инициативной группе необходимо пройти обучение в ГЦХ и приобрести членство в Международной Ассоциации Саентологов 644 . С другой стороны, члены секты Семья (Дети Бога), могли по собственной инициативе, заручившись формальным разрешением руководства, открывать филиалы организации в самых разных странах мира 645 . Вероятно, самой распространенной формой структурной миграции является приезд в страну на постоянное место жительства или на короткое время представителей НРД. Последние на месте начинает работу по созданию филиала организации. В первом случае можно привести пример из истории развития бахаи в Беларуси, которая начинается со времени приезда в 1978 г. на постоянное место жительства одного из последователей бахаи 646 и организацией им первой общины бахаи в Минске в 1989 г. 647 . Во втором случае филиал Международного Общества Сознания Кришны в Беларуси появляется после приезда «миссионерской» группы из Санкт-Петербурга под руководством Маму Тхакур даса в 1989 г. 648 , филиал Авестийской Школы Астрологии образовался в 1990 г. после визита с курсом лекций в Минск ее основателя Павла Глобы 649 . Аналогичным способом проникает на территорию Беларуси в 1992 г. Рэйки с помощью Кристель Зелигман 650 , в 1990 г. – Искусство жизни при поддержке учеников Шри Рави Шанкара, Криса и Катрин Бирт 651 , в 1991 г. организации Шри Чинмоя с помощью Абариты Дандер 652 . В некоторых случаях первый визит в страну представителя секты может готовиться самым тщательным образом и сопровождаться организацией встреч и мероприятий на достаточно высоком уровне. Именно так в 1989 г. появился первый филиал Трансцендентальной медитации в СССР. Представитель группы Чопра Дипак приехал в страну во главе целой делегации, провел ряд встреч с чиновниками из министерства здравоохранения, принял участие в целом ряде мероприятий, общался с прессой и, конечно, договорился о создании представительства трансцендентальной медитации в Москве 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

      Не стоит много говорить, критикуя эти взгляды: они в основном совпадают со взглядами автора " Христианской йоги " , только они менее эзотеричны и более популярны. Тот, кто верит, что агностический, языческий опыт дзен можно использовать для " созерцательного обновления внутри христианства " (стр. 4), явно не имеет ни малейшего представления о великих традициях Православия, которые предполагают горячую веру, истинные убеждения и ревностную аскетическую брань; и все же он не останавливается перед тем, чтобы использовать " Добротолюбие " и " великие православные учения " в своем рассказе, утверждая, что они также ведут к состоянию " созерцательного безмолвия и покоя " и являются примером " дзена внутри христианских традиций " (стр. 39); и он рекомендует для желающих повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации (стр. 28). Такое невежество положительно опасно, особенно когда его проповедник на своих лекциях рекомендует слушателям в качестве " мистического " эксперимента сидеть в дзадзен по сорок минут каждый вечер (стр. 30). Какое множество в сегодняшнем мире искренних, введенных в заблуждение пророков, и каждый считает, что несет своим собратьям благо, а не зовет их к психической и духовной гибели! Об этом мы скажем еще в заключительной главе.           1. Харпер и Роу, Нью-Йорк, 1971 г.     3. Трансцендентальная медитация        Методика восточной медитации, известной под названием " трансцендентальной медитации " (сокращенно ТМ), за несколько лет приобрела такую популярность, особенно в Америке, и ее проповедуют в столь неприлично легкомысленном тоне, что любой серьезный человек, изучающий современные религиозные течения, поначалу просто может решить не обращать на нее внимания как на очередной объект американской рекламной шумихи. Но это было бы ошибкой, потому что в своих серьезных аспектах она не так уж сильно отличается от йоги и дзен-буддизма, а пристальный анализ ее методики обнаруживает, что по своему характеру она даже в большей степени подлинно " восточное " течение, чем эти несколько искусственные продукты современного синкретизма, " христианская йога " и " христианский дзен " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В центре учения Шри Чинмоя о спасении стоит он сам: без абсолютной преданности гуру ученик не может преодолеть свое “я” как главную преграду на пути к реализации самобожественности. Чинмою приписываются богоподобные способности и качества. Его приверженцы верят, что он обладает “универсальным сознанием”, которое делает для него доступными все уровни сознания. Путем соединения и слияния со Шри Чинмоем и послушного следования его указаниям якобы достигается освобождение от кармической тяжести, которую Чинмой обещает взять на себя, а также развитие высшего сознания и просветление. Преданность учителю иррациональна и достигается через “жизнь сердца”. Согласно учению Шри Чинмоя, духовное сердце (“престол любви и чувства всемирного единства”) должно подчинить себе интеллект — “престол смятения и сомнения”. В качестве метода рекомендуется сосредоточиваться на одном объекте, практикуя, посредством медитации, “остановку мышления” и вызывая из “духовного сердца” некие “духовные силы”, которые необходимо направить в область “третьего глаза”, расположенного в центре лба. Объектом для концентрации обычно служит “трансцендентальный портрет” Шри Чинмоя — фотография гуру в момент медитации (причем фотопортрет — всегда один и тот же: это лысая голова Чинмоя с осоловевшим выражением лица и закатившимися глазами). Сам Шри Чинмой придает своему медитационному портрету исключительное значение: …моих преданных учеников, которые в меня верят, я могу заверить, что мой трансцендентальный портрет изображает не мое физическое тело или мою человеческую личность. Оно изображает не меня, Чинмоя Кумара Гоша. Этот портрет был снят, когда я находился в своем высшем сознании, и в этом сознании я полностью составляю одно с Высочайшим (“Супримом”). Этот портрет для каждого ищущего, который принял меня как гуру, представляет Высочайшего (“Суприма”)… Я должен с величайшим смирением и одновременно с величайшей откровенностью сказать, что лишь великие ищущие и великие духовные учителя далекого прошлого, настоящего и будущего будут способны в полном объеме познать, что обозначает этот портрет. Им нужна реализация Бога, и они получат ее со временем, если будут медитировать на мой Трансцендентальный портрет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010