Но ведь мы уже видели, что познание какого бы то ни было объекта нравственных отношений наших не может быть чуждо эмпиризма, хотя отсюда не следует, что оно не есть познание этическое, насколько последнее возможно для человека вообще. Итак мы не согласимся с положением Канта, будто Откровение, предлагающее Господа Иисуса Христа, как наш нравственно-возрождающий идеал, ео ipso низводит своих последователей в область этерономизма и заменяет нравственную автономию эмпирическим познанием: мы скажем, что при встрече с каждым провозвестником нравственных идеалов на долю нравственной автономии останется его свободная оценка. По отношению к вере во Христа, как видно из опыта, эта свобода в оценке проявляется с особенной силой. Неужели кто будет сомневаться, что принятие или отвержение веры в Иисуса Христа зависит от чисто автономистических, априорных условий нашего разума? Историческое познание есть действительно нечто эмпирическое, когда оно исследует генеалогию фараонов по иероглифам; здесь признание или непризнание тех или иных исторических истин будет зависеть от количества познаний и эмпирических способностей исследователя, но Иисуса Христа признать или не признать провозвестником истины не может нас понудить ни историческая критика, ни историческая апологетика, что видно из примера ближайших и постоянных свидетелей Его чудес, деяний и учения: люди, видевшие и слышавшие одно и тоже, сделались Его или врагами или одушевлёнными служителями, в зависимости от того, какому нравственному стремлению они свободно следовали, оправдывая тем вышеприведённые евангельские изречения, а ещё точнее следующие слова Христовы: «если б Я не пришёл и не го– —431— ворил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения в грехе своём... Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели и возненавидели Меня и Отца Моего» ( Ин.15:22–25 ). Даже при злой воле нельзя не признать объективной нравственной ценности Иисуса Христа и Его учения, но именно в этой способности людей принять и напротив отвергнуть такое бесконечно великое, ясное и доступное для непосредственной оценки нравственное совершенство и красоту, сказывается вся сила свободной воли людей, могущей даже бесконечную объективную нравственную ценность сделать или не сделать бесконечно ценной для себя, ценной субъективно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

370 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ). Вот же, ясно и отчётливо написано, что просвещение познания Бога и Отца просияло в лице Христа. Поэтому Он и сказал: Видевший Меня видел Отца. Я и Отец – одно ( Ин.14:9,10:30 ). Но отпечаток (χαρακτр) Божества не телесен, он – в подобающих только Божеству силе и славе. А это было во Христе невредимым, почему и Он настаивал, чтобы Его познавали также и через них, и желал, чтобы слушатели через превосходство Его деяний 371 к уразумению Его Боже- —130— ства, несмотря на то, что слегка уничижала Его воспринятая плоть. Действительно, Он говорит: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то когда не верите Мне, верьте делам Моим ( Ин.10:37 ). И, по-моему, Христос сказал тогда именно это, поскольку знал, что это не может не послужить на пользу. Ведь раз они думали, что Тот, Кто вочеловечился ради нас, не есть Бог по природе, но всего лишь простой человек, такой, как мы, то из-за этого некоторые делались неспособными принять веру в Него. Смиренно отсекая робость и страх этих людей, относя веру к Божественной природе в лице Отца, а вовсе не к свойственному нам уничижённому состоянию, Он провозгласил: верующий в Меня не в Меня верует, но в пославшего Меня. И видящий Меня видит пославшего Меня ( Ин.12:44–45 ). Тем самым разве не сказал Он: «О послушные Моим словам, не мните обо Мне ничего ничтожного и устремлённого долу; но знайте, что, отдавая веру Мне Самому, видимому во плоти, вы станете веровать не просто в некоего человека, но в Самого Отца, через Меня, Сына, во всех отношениях равного Ему и не отличающегося от Него; ведь хотя Я и воплотился ради вас и усвоил это уничижённое облачение, человечество, даже и так Я имею равенство природы и действия с Отцом и совершенно невредимо пребываю в тождестве славы с Ним»?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

918 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 231. 921 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 925 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 231. 928 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 936 Павел епископ Эмесский. Беседа епископа Павла, сказанная в великой Александрийской церкви 1 января, о Воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и в похвалу архиепископу Кириллу. ДВС. Т. I. С. 538. 937 Ср.: Послание Кирилла архиепископа Александрийского к Иоанну епископа Антиохийскому, отправленное с Павлом епископом Эмесским. ACO I, 1, 4, р. 17. ДВС. T. I. С. 541. 981 В первые годы VI века Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафей, или Кнафей изменил текст Трисвятой песни, который исполнялся еще на Халкидонском Соборе. Он добавил к Трисвятому гимну перед словами «помилуй нас» слова «распятый за нас», чем вызвал смуту в народе. Так как эта песнь всегда воспринималась как обращенная ко Святой Троице, то православные подозревали монофизитов в том, что они исповедуют страдания Трех Лиц Троицы или Божественного естества, то есть являются теопасхитами. 982 Евангелист Матфей ссылается на пророчество Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» ( Мф.27:9–10 ). Вместе с тем в книге пророка Иеремии не упоминаются 30 сребреников. Единственным местом у пророка Иеремии, в котором говорится о сребрениках, является это: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников» ( Иер.32:9 ). Пророчество о 30 сребрениках встречается только в книге Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высока цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников, и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

– В этот раз с апостолами не было одного из них, именно Фомы. Услышав от учеников о явлении им Господа, он сказал им: „если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его; не поверю“. После восьми дней, Господь —37— снова явился им, когда с ними был Фома. Став посреди их, Он сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: „подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим“. Фома сказал Ему в ответ: „Господь мой и Бог мой!“ Иисус говорит ему: „ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие“ ( Ин.20:27–29 ). По-видимому, в этих явлениях Господа и особенно в последнем – на которое мы и обращаем преимущественное внимание – видение служит основой веры. Но остановиться на такой плоскости в понимании факта, не проникая в его глубь, нам не позволяют солидные доводы. Если в отношении к Иоаннову „увидел и уверовал“ несомненно, что видение не служило достаточным основанием его веры; то несомненно то же и в отношении к вере Фомы. То, что видел Фома, не могло быть причиной Его веры. Он для этого видел слишком мало: в изъязвлённых руках и прободенном ребре Он не мог увидеть ничего божественного, которое не видимо. Тем, что он видел, не успокаивается сомнение 1146 . Поэтому здесь бо- —38— лее, чем в других случаях 1147 , есть нужда в таком объяснении, которое могло бы обойтись без необходимости предполагать рассудочное сомнение. Таково и известно объяснение, которое в требовании Фомы видит лишь „остаток чувственно-эгоистической и ещё развивающейся веры, влияние слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине“, понимает заявление апостола „в смысле усовершающейся и от ступени на ступень восходящей веры, при чрезмерно напряжённом и пламенном желании осуществления предмета веры и обетования“ 1148 . Следует заметить, что и остальные апостолы, которым Господь также показывал руки и ноги, „не верили от радости“ ( Лк.24:41 ), а не от сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот все, что открыто нам в Евангелии о земной жизни Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста Его. Может быть, этого мало для любопытства, но довольно для нашего назидания. Чтобы уничтожить грех, произошедший от гордости и непослушания прародителей, Господь показал в Себе высочайший образец смирения и послушания. Вот почему детство и юность свою Он проводит в неизвестности, в ничтожном городе, повинуется мнимому отцу своему, и помогает ему в его скромных занятиях. Заключим беседу нашу тем же, чем начали, – увещанием св. Апостола: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Будем чувствовать, мыслить и поступать так, как поучает нас Иисус Христос; будем подражать Его смиренно, послушанию, терпению, усердию к закону Божию. Слава и благодарение смирившему Себя для нашего спасения Господу во веки веков. Аминь. 26. О крещении Иисуса Христа Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Иисуса Христа. Деян. 19:4 .   Когда царь имеет намерение посетить какой-нибудь отдаленный город или село в своем царстве, то посылает сначала вестника, который сделал бы удобный путь царский и приготовил людей к принятию их владыки. Так, еще за несколько сот лет до пришествия в мир Иисуса Христа, царя неба и земли, Бог устами святых пророков возвестил, что он пошлет вестника, который приготовить путь Мессии в душах человеческих. Вот, Я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Бога Вашего; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся; И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие. ( Мк. 1:2, 3 ; Мал. 3:1 ; Ис. 40:3–5 ). Этим ангелом-превозвестником Мессии, этим гласом, вопиющим в пустыне, был благодатный сын Захарии и Елисаветы, св. Иоанн. В то время, как Иисус Христос, до наступления тридцатилетнего возраста своего, пребывал в Назарете, св. Иоанн с юных лет, жил в пустыне иорданской. Здесь, в совершенном уединении, вдали от людей и жилищ человеческих, подвигами сурового поста и непрестанной молитвы, он готовился быть достойным провозвестником и предтечею Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Итак, что тогда (после кончины мира) мы не будем совершать мерзостного греха, это ясно, как и то, что не станем достигать полезного себе посредством трудов. Также и на это, как бы в загадке, указано в Моисеевых книгах. На подобие росы ниспослал Бог сынам Израилевым манну в пустыне и дал им хлеб ангельский, по написанному ( Пс.77:25 ). Потом через премудрого Моисея определяет о ней такой закон: „ешьте сегодня, ибо суббота (покой) сегодня Господу, не найдёте на поле: шесть дней собирайте, а в день седьмой – покой, нет (её) в (время) него“ ( Исх.16:25–26 ). Этим указывается на то, что до конца веков нам следует трудом собирать полезное для нас и питающее нас к жизни вечной, подобно как те, ходя по обширной пустыне, отовсюду собирали себе манну в пищу. А в седьмой день, то есть уже по скончании мира, пройдёт время собирать полезное и мы будем наслаждаться уже прежде приобретёнными благами, согласно сказанному Псалмопевцем: „плоды трудов твоих вкуси“ ( Пс.127:2 ). Итак, Законодатель и Бог, не о тенях заботясь, но предуказуя на самый образ вещей, заповедал, что не должно трудиться в субботу. Но некоторые, презирая определённый им об этом закон и позволяя себе дерзко оскорблять Владыку всех, рассудили, что и в субботу можно ходить для собира- —150— ния манны. И это дерзкое решение они имели не в уме только своём, но и исполняли на самом деле. За это Законодатель также обвиняет их и говорит: „доколе не хотите слушаться заповедей Моих и закона Моего? Смотрите, Господь дал вам день сей для покоя (субботу): поэтому Он дал вам в день шестой хлеба на два дня, сидите (оставайтесь) каждый в домах ваших, никто из вас да не выходит с места своего в день седьмый“ ( Исх.16:28–29 ). Разве не видишь, что, предуказуя нам под образом покоя жизнь свободную от всякого труда и изнурения, совсем не дозволяет в субботу что-либо делать? Ведь не только не позволяет собирать (манну), но при этом заповедует ещё, что отнюдь не должно оставлять своего дома и выходить из своих мест. Чему желает научить нас этим, это мы изложим, представив родственное сему и точно такое же изречение. Так блаженный пророк Иеремия говорит Иудеям следующее: „так говорит Господь: сохраните души ваши, и не поднимайте нош в день субботний, и не выходите воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и никакой работы не совершайте: освятите день субботний, как заповедал Я отцам вашим“ ( Иер.17:21–22 ). Что же следует отсюда? Побуждая нас к бодрствованию, повелевает оберегать свою душу, ибо таким образом нам легко уже будет достигнуть ожидаемого покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VIII, 18. глаголаху же Ему: где есть Отец Твой 862 ? Так же и в настоящем случае каждый, думаю, с полной справедливостью может обвинить неразумие Иудеев, говоря следующее пророческое изречение: „вот народ безумный и бессердечный“ ( Иер.5:21 ). Несмотря на то, что Спаситель наш Христос частые и долгие речи вёл к ним, постоянно называя в них Небесного Отца и Бога, они, жалкие, доходят до такого безумия, что осмеливаются говорить: „где (есть) Отец Твой“? Совсем вообще не думают о сущем на небесах Боге и Отце, напротив – оглядываются и ищут Иосифа, полагая, что он есть отец Христа, а не другой кто. Видишь, сколь —253— основательно назван народом действительно безумным и бессердечным. Не способные хоть сколько-нибудь возвести от земли своё духовное око, они являют истинность сказанного об них: „да помрачатся очи их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни“ ( Пс.68:24 ). Хребет согбен у животных бессловесных, каковой вид они имеют от природы, и они не держатся прямо. Но и ум Иудеев оскотел некоторым образом, всегда склоняется к низу и не видит ничего небесного. Разве не само дело доказывает, что мы вполне верно так думаем о них и рассуждаем истинно? Ведь если бы они разумели Небесного Отца и Бога, то разве стали бы Бестелесного искать в пространстве? Неужели они, скажи мне, говоря о всё наполняющем Боге бессмысленное „где Он“, не противоречат всему божественному писанию, хотя божественный Псалмопевец, составляя возможную (для человека) речь о Боге и приписывая Ему свойство всё наполнять, „куда, говорит, пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда бегу? Если взойду на небо – Ты там, если сниду в ад, Ты – здесь, если возму крылья мои (себе) по утру (у зари) и пойду на края моря, – и там рука Твоя будет путеводить меня и держать меня десница Твоя“ ( Пс.138:7–10 ). Но и Сам Бог над всеми, ясно показуя нам, что Он имеет неограниченную местом природу, говорит к столь нечестивым Иудеям: „не Я ли наполняю небо и землю, говорит Господь? Какой дом построите Мне? Или какое место покоя Моего? Небо Мне – престол и земля – подножие ног Моих“ ( Иер.23:24 ; Деян.7:49 ). Таким образом отовсюду можно усматривать невежественность Иудеев, когда они говорят Спасителю Христу: „где Отец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому до тех пор, пока человечество будет нуждаться в положительном государственном законодательстве, – следовательно, в государственной организации, – национальное сознание и национальное самоутверждение будет важным и неизбежным фактором в истории. Поэтому, христианская политика должна, во всяком случае, относиться к нему, как к факту, которого не следует отрицать, но на основе которого надо строить. 4 Великие народы древнего Востока, – халдеи, народы Ассиро-Вавилонии, мидяне, персы, знаменитые в истории своими громадными движениями, – представляются нам лишенными национального единства; они грандиозны не духом, который их объединял и покорял им окрестные племена, они поражают нас главными образом, как какие-то стихийные, случайные для нашего понимания сгущения людей, стихийно неожиданно затоплявшие все вокруг себя. Единственным человеческим началом, двигавшим этими силами, была, по-видимому, стихийная же, не знающая границ божественная воля «великого царя», пред величием которой все народы, племена и языки трепетали и страшились ее; кого хотел, великий царь убивал, и кого хотел – оставлял в живых, кого хотел – возвышали, и кого хотел, унижал ( Дан.5:19 ). Национальное единство предполагает собою уже нечто —201— высшее, это есть уже идея, одушевляющая собрание людей. Естественно, что в те времена, явившись у народа, не оторвавшегося от «лона природы», живущего живыми ощущениями действительности, такая идея была религиозною. Библейская история есть история встречи такой идеи с бунтующейся стихией древнего восточного человечества, история многовековой, иногда беспощадной, борьбы этой стихий с национально-религиозными чаяниями Израиля. Великие мужи Израиля, – сила его, – несли из глубины времен сознание какого-то высшего духовного содержания в недрах своего народа, своей национальной души. Откровение, посетившее древнего Аврама – Еврея, жившего у дубравы Мамре, – откровение о его великом призвании, никогда с тех пор не покидало его потомства, даруя ему силу не падать под тягостными ударами, и своей исторической судьбы, являясь для них «путеводным облаком при зное дня в пустыне, и светом огня во всю ночь» ( Пс.77:14 ). Израиль забывал великие трудности путешествия через «пустыню» царств звериных древнего востока, – увлеченный и влекомый идеей, которая ощущалась ему в душе его нации «Я всегда с тобою, говорил он «Сильному Иакова»: ты держишь меня за правую руку; ты руководишь меня советом твоим и потом примешь меня в славу… изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2: 6–7. Довольно для такового того наказания, которое от многих он принял: подобает вам иметь снисхождение к нему, поскольку он отлучен от вас всех. Напротив 1159 , утешайте его от печали и скорби, которою он поражен, после того как мы оставили его первого: дабы чрезмерной скорбью, явившеюся у него, не был поглощен таковый, или кто подобен ему по мучению совести. 2: 8. Посему и я умоляю вас утвердить (обратить твердую) к нему любовь вашу, которую вы отвратили от него на долгое время. 2: 9. Особенно потому, что я написал к вам за него, дабы узнать верность 1160 вашу, во всем ли вы послушны мне (есте), то есть: как послушались вы меня по первому посланию и подвергли того (грешника) отлучению от себя, так и теперь также послушайтесь и приобщите его к себе. —117— 2: 10. Ведь если кому что даруете вы, тем паче и я; ибо и я, если прощение даровал кому, чрез обращенную к вам просьбу, то для вас от лица Христова даровал, именно ради любви Христовой. 2: 11. Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластью сатаны 1161 , ибо нам не безызвестны умыслы его: поскольку он одинаково может погублять души, как великой скорбью, так и радостью. 2: 12–13. Когда же пришел я в Троаду ради 1162 Евангелия Христова, и дверь мне открыта была 1163 в Господе (Господом) для приобретения слушателей: тогда не имел я совершенного покоя духу моему, потому что не нашел я (там) Тита брата моего, но простившись с теми, коих приобрел себе в ученики, отошел в Македонию. 2: 14. Богу же благодарение, Который всегда дает торжествовать нам во Христе, не откровением только одним, но ежедневными деяниями Своими в нас: ежечасно некоторым образом Он является нам и открывает чрез нас во всяком месте благоухание познания о Себе; так что, пока еще мы в Азии терпели преследование, Он ради нас распространил благоухание познания в Македонии и во всяком месте. 2: 15. Поскольку Христово благоухание мы (есмы) Богу в спасаемых и в погибаюгцих. 2: 16. Ведь мы как бы воню некую представляем из себя для той и другой стороны: как для тех, кои, переменившись, соделали нас запахом смерти для себя, между тем как мы вонею жизни

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет.1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвен- —311— ного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братиям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их» ( Пс.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа, и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т. е. в сущности тоже объявляют тягчайшим преступлением против Бога. 309 Иначе, впрочем, и быть не может. Если православный догмат о молитвенном предстательстве за нас святых стоит в неразрывной связи и составляет только обратную сторону другого догмата – о нашей молитве за усопших, то там, где отрицается этот последний, не может быть принят и первый. Поставляя дело спасения каждого человека в исключи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010