Вологодский областной краеведческий музей (ВОКМ). Л. 19. Там же. Л. 21. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М. 1953. Т. 24. С. 136. ВОКМ. N. 27391. Л. 74. Там же. Л. 7 Груздев А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.;Л., 1966. С. 21. Выражаю благодарность О. В. Красильниковой за предоставление архивных материалов о Г. И. Историкове, А. Ю. Самарину за подготовку к публикации текста воспоминаний И. В. Васильева и С. В. Смирнову за фотографии, сделанные в селе Угодичи. «Далее вписано другою рукою: „а помре Леонтий Травин 1818 года февраля 16 дня“» (примеч. первого публикатора). Велье — село Опочецкого уезда Псковской губернии, расположенное на границе Московской Руси и Великого княжества Литовского, в XIV–XVI bb. было местом сражений с литовцами и ливонцами; в начале XVIII b. считалось «пригородом» Пскова. Причетник — младший член церковного причта (псаломщик, дьячок). Ягужинский Павел Иванович (1683–1736), граф — с 1722 г. генерал-прокурор Сената. В 1731 г., при воцарении Анны Иоанновны, был отправлен послом в Берлин. Ягужинская Анна Гавриловна (урожд. Головина;? — 1760) — жена П. И. Ягу-Жинского с 1723 г. Четверик — мера сыпучих тел, приблизительно равная пуду (ржи), то есть К.38 кг. Дворцовые крестьяне — крестьяне, принадлежавшие членам императорской фамилии и числившиеся по «дворцовому ведомству», преобразованному в 1797 г. в Департамент уделов (с этого времени стали называться удельными крестьянами). Ревизия — перепись податного населения в России; вторая ревизия была осуществлена в 1744–1745 гг. То есть бедную, убогую. Бахилы — мягкие кожаные сапоги с длинными голенищами. Суконки — суконные портянки, онучи Минеи Четьи — сборник житий святых, расположенных в соответствии с днем их прославления. То есть по бедности. Ягужинский Сергей Павлович (1731–1806), граф — сын П. И. Ягужинского. На военной службе с 1740 г.; генерал-поручик с 1764 г. Елизавета Петровна (1709–1761) — российская императрица с 1741 г. Генерал-адъютант граф И. И. Шувалов (1727–1797) был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В 1683 г. была возобновлена хлебная и денежная руга, к-рая в 1684 г. заменена передачей в безоброчное пользование мельницы на Песках в Острогожске, с 1670 г. принадлежавшей Дзиньковскому, писарю Марку Жуковцеву и сотнику Василию. Когда в 1671 г. Дзиньковский был казнен за участие в бунте Разина, то мельница была сдана на оброк жителю подмосковного с. Кадашева И. Кожевникову, с платой оброка 23 р. в год. Вскоре по ходатайству игум. Тихона мельница была возвращена мон-рю, но выдача обители денежного и хлебного жалованья прекратилась. В 1686 г. по просьбе игум. Тихона Д. м. было пожаловано 2 дес. земли для устройства мельничного двора и для выгона лошадей, а также разрешено пользоваться городским общим лесом. В том же году обитель получила вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, вела торговлю солью с Царицыном (ныне Волгоград). Кроме того, вдова полковника П. Буларта Анна отдала Д. м. мельницу на р. Мерине у Острогожска. При переходе в ведение Воронежской епархии Д. м. получил 900 четв. пашни. Указом царя Петра от 10 июля 1699 г. за мон-рем «закреплялись не одни только сенные покосы при впадении Тихой Сосны в Дон, но и пашенная земля не менее 650 четвертей в поле, а в трех полях - 1971 четверть, или 985 1/2 десятины, лесу и дубровы по бояракам к Дону - по косогорам - 10 десятин, сена по Ржавцу и по бояракам и по Дону - на 350 копен, т. е. 35 десятин», а также бесплодные земли на меловых берегах. Братия сдавала земли в аренду, привлекала хлебопашцев, переселявшихся из-за Днепра и освободившихся из тур. плена. Одна из попыток такого заселения была сделана еще в 1692 г., когда мон-рь приобрел 2 дес. земли под Острогожском. Архим. Тихон обратился с ходатайством к царю разрешить мон-рю селить на этой земле «вольных людей черкас», т. е. своих же земляков-малороссов. Разрешение последовало 24 июля 1692 г., но с ограничением: «На монастырскую землю селить таких людей, которые придут из-под ига турецкого и из иных тамошних стран, и из-за Днепра, самых свободных вольных людей, разведав о том про них подлинно; а из русских, також из великороссийских и малороссийских городов служилых и тяглых никаких чинов людей, и беглых боярских, и иных всяких помещичьих крестьян и бобылей, и задворных и деловых людей, и казаков и мещан, отнюдь не принимать». В возникшей монастырской слободе Дивной в 1715 г. было уже 100 дворов (с 1777 называлась Селявная). Но фактически Д. м. не приступал к использованию земли: в 1702 г. архим. Амвросий пояснял в челобитной острогожскому воеводе, что распахано земли только 2 дес.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Предлагаемый Проклом комментарий слов Платона в данном месте, как и во многих других, имеет свой источник в авторитете Ямвлиха. Правда, в частностях здесь Прокл даже полемизирует с Ямвлихом 1683 ; по мнению Прокла, „всегда сущее есть мир идей, мир разумный, νοητς κοσμος«, тогда как по Ямвлиху всегда сущее лучше родов и видов сущего в стоит в вершине разумной сущности 1684 . Но уже отсюда видно, что Ямвлих еще выше ставил τ ε ν, чем Прокл, и что Прокл, признавая общий смысл толкований Ямвлиха, расходился с ним только в частностях. – Если так и если автор Увещания не мог пользоваться Проклом, как жившим несомненно позднее его, то в ссылке псевдо-Иустина на светских толкователей Тимея мы имеем указание по всей вероятности на комментарии Ямвлиха и вместе с тем обязываемся относить появление Увещания ко второй половине IV века. Указанный terminus а quo Дрэзеке подтверждает еще следующим наблюдением. Развивая свою мысль о зависимости эллинской философии от учения Моисея, автор Увещания между прочим старается доказать, что а) Пифагор учил о едином Боге и б) что это учение он принес из Египта. В обосновании обоих положений он покоится на указаниях биографов Пифагора и, в числе других цитируемых слов этого философа, приводит такое изречение: „единица имеет место в том, что постигается умом, а одно – в числах» 1685 . Это изречение буквально повторяется в анонимном жизнеописании читанном Фотием 1686 , и, – в виду прямой ссылки автора Увещания на биографов, как свой источник в сведениях о Пифагоре, – очевидно заимствовано из упомянутого сочинения. Хотя в науке еще не решен вопрос о времени написания этой анонимной биографии Пифагора, но во всяком случае несомненно, что она была составлена спустя некоторое время после появления Порфириевой жизни Пифагора; текст первой, сохранившийся у Фотия, в настоящее время обыкновенно служит средством для возстановления и критики текста последней 1687 . Значит, и эта цитата автора Увещания указывает на появление его не ранее века 1688 . Таким образом, на основании изложенных данных, время составления Увещания мы должны полагать между второй четвертью века и временем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

М., 1992. Вып. 18. С. 36). 1140 Это не единственное изъятие в первом издании структурной части текста. Чудо о монастыре также включено в книгу в неполном виде: отсутствует его начало, рассказывающее о самом монастыре. В таком сокращённом виде текст неоднократно встречался в рукописях. 1141 Например, в Унд. 258 первоначальное прилагательное пречтое позднее исправлено на пречтное (буква н приписана над строкой). 1145 Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1987. Вып. 13. С. 320−321; Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.), M., 2000. T. 6. С. 106. 1147 В большинстве списков чуда этот эпизод идентичен Унд. 258. Однако в рукописях встречается варьирование, которое показывает, каким путём могли идти справщики в процессе редактирования текста: поне/бше отрокъ добролпенъ и красенъ лице/и вид х его кнь амира велми красна и доролпна... (об. 20, л. 734 об.); анеже бше лпъ и предобръ. видв же и амира велми//красна и въраст (ЯМ 496, л. 95–65 об.); ... поне лпъ бъ красо/тою и даша (написано над строкой) кню срациском/маир. видв/же ами тро/ка велми красна...(Тр. 806, л. 250 об.); ... понеже бше добръ и л/пъ красотою... (Ег. 747, л. 355 об.); ... понеже бше/великъ тломъ и лпъ лице... (ОР 421, л. 44 об.); сна агри/кова межи вс выбраша/добророденъ бо б, и срациньском/амир. видв же его кнь//и ре (Пог. 957, л. 221а–б); вс/ибраша васили сна агрикова/добророде бо б. и даша его/срацыскому амир. вид/в же его и рече (Муз. 3141, л. 102). 1148 Ср. отчасти схожую ситуацию при подготовке Служебных миней в патриаршество Иоакима. По распоряжению патриарха 1683 г. справщики сверили и переписали текст правленых Миней. Для окончательной правки они были переданы справщику Евфимию; «он приготовил к изданию первые три месяца, которые и вышли из печати в 1690 году. Но оказалось, что Евфимий поусердствовал над этим делом не в меру и наложил очень сильно руку на текст миней» ( Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. С. 21−22). Правленные по греческим образцам книги были запрещены и не допущены к обращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Внимание Флоренского-исследователя было привлечено не только к изучению икон, крестов, панагий, к творчеству троицкого резчика XV века Амвросия. В архиве Флоренского сохранилось описание колоколов, названное «Определение звука Лаврских колоколов, произведенное 1819 июня ст ст композитором Павлом Афанасьевичем Ипполитовым». Его приезд состоялся в 1919 году, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 306 Кроме того, подобные описания встречаются в записной книжке П.А. Флоренского, помеченные 16 июня 1919 года. Лаврская колокольня – не только венец архитектурного ансамбля Лавры. Единственная в мире по красоте формы, пропорциям, гармонически стройная, легкая, устремленная в высоту (88 м), она уникальна и как музыкальный инструмент, своего рода орган. Звучащие голоса его образуют группы индивидуальных колоколов, подобранных по принципу хорового ансамбля. Наиболее впечатляющей была группа больших колоколов (самых низких по звуку), размещенная на 2-м ярусе колокольни. В нее входили 307 : 1 . Царь – вес 4,025 п., число колебаний 489; перелит при императрице Елизавете в 1742 году из меньшего – в 3000 п., был самым большим звучащим колоколом России. Тон его – СИ большой октавы (с призвуком октавой ниже). «Тембр глуховатый. Из колоколов низшего яруса второй по чистоте», – отмечено в описании. 2 . Карнаухий – вес 1275 п., 1850 колебаний; отлит в 1683 году. «Из тех же колоколов самый определенный по тону»; на полях описано «РЕ малой октавы». 3 . Годунов (или Цареборисов, 1600 года) – 1850 п., 1275 колебаний; звучит «приблизительно ДО-ДИЕЗ и АЯ малой октавы. Из тех же колоколов – наименее определенный, в его тоне много «призвуков». [У К.К. Сараджева – СОЛЬ-БЕМОЛЬ большой октавы. – С.Т.]. Заметно отделяется от них: 4 . Лебедок (Лебедь) – вес 625 пудов, более ранний дар Бориса Годунова (1600 года), «в момент удара звучит МИ-БЕМОЛЬ – после удара слышно верхнее СИ-БЕМОЛЬ, и все время слышно биение, происходящее от звучания совместно нижнего ДО и тона немного пониже (1/16 т.) ДО и повыше ДО (1/16 т.)», – дополняет на полях П.А. Ипполитов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В 1959-1970 гг. кафедру королевского профессора теологии занимал патролог Г. Чедвик (1920-2008). С 1951 г. в О. проводятся международные конференции по патристике. В 2018 г. в ун-те насчитывалось ок. 2 тыс. преподавателей и ок. 24 тыс. студентов. Ун-т включает 38 колледжей, более 70 департаментов в 4 отделениях (в т. ч. фак-т теологии и церковной истории, входящий в отд-ние гуманитарных наук), научно-исследовательские ин-ты и научные центры (в т. ч. аффилированные с ун-том центры исследований буддизма, индуизма, иудаизма и ислама), ряд музеев (крупнейший - музей Ашмола, основан в 1683) и др. В ун-те действует более 100 б-к, крупнейшая - Бодлианская (основана в 1602, названа по имени своего основателя - Т. Бодли; насчитывает ок. 9 млн томов, в т. ч. большое собрание рукописей, среди них - древнейшие библейские кодексы, важнейшие манускрипты творений отцов Церкви). Изд-во Оксфордского ун-та (основано в 1586), крупнейшее университетское изд-во в мире, выпускает научную и справочную лит-ру, в т. ч. по богословию и церковной истории, ок. 200 научных журналов (среди них: «The Journal of Theological Studies» (с 1899), «Journal of Church and State» (с 1959), «Journal of Islamic Studies» (с 1990)). Лит.: The Victoria History of the County of Oxford. L., 1907-2016. 18 vol.; Mallet A. A History of the University of Oxford. L., 1924-1927. 3 vol.; Little A. G., Pelster F. Oxford Theology and Theologians, c. A. D. 1282-1302. Oxf., 1934; Emden A. B. A Biographical Register of the University of Oxford to A. D. 1500. Oxf., 1957-1959. 3 vol.; The History of the University of Oxford. Oxf., 1984-2000. 8 vol.; Tyack G. Oxford: An Architectural Guide. Oxf., 1998; Oxford before the University/Ed. A. Dodd. Oxf., 2003; Brockliss L. W. B. The University of Oxford: A History. Oxf., 2016. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: КИЛДЭР город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне

http://pravenc.ru/text/2578257.html

В 1671-1673 гг. Фокс посетил с миссионерскими целями колонии Мэриленд и Род-Айленд в Сев. Америке, где основал новые группы К. и помог местным К. создать свои организации. В 1671 г. в Вест-Индии он навестил изгнанных из Европы К. и призвал освободить рабов и позаботиться об их благополучии. Брит. эмигрант, аристократ, религ. проповедник У. Пенн (1644-1718) приглашал всех желающих переехать в Пенсильванию, щедро раздавая земли и обещая гарантии свободы совести. В течение года после приезда Пенна колонию пополнили 3 тыс. шотл. и ирл. иммигрантов, а также переселенцы из Германии и Голландии. В 1682 г. в собственность Пенна перешла территория Делавэр, впосл. ставшая отдельной колонией с собственной ассамблеей, управляемая губернатором Пенсильвании. В 1682 г. на месте швед. поселения, основанного в 1638 г., Пенн основал г. Филадельфию (древнегреч. город братской любви). Через 2 года в городе было более 2,5 тыс. жителей, в основном К. Благодаря деятельности Пенна квакерство быстро распространялось по вост. побережью Сев. Америки. В 1700 г. в Америку прибыли до 40 тыс. К.; к этому времени они были 3-й по численности конфессией в англ. колониях Сев. Америки. Половина амер. К. проживала в Пенсильвании, а крупнейшие общины К. были сосредоточены вокруг Филадельфии и в Нью-Джерси. В 1683 г. была открыта 1-я школа, которая и в наст. время действует в Филадельфии под названием «Привилегированная школа У. Пенна». В нее принимали бесплатно детей бедняков, а с состоятельных родителей взималась плата за обучение детей. Благодаря гуманизму и стремлению к равенству К. пользовались уважением среди индейцев. Пенн относился к коренным жителям Америки так же, как и к др. людям, покупал у них земли по справедливой цене, ввел запрет на продажу алкоголя индейцам, изучил их язык, регулировал торговлю мехами. Решив, что его колония должна показывать пример справедливого и честного ведения дел с индейцами, в 1681 г. Пенн заключил с ними устный договор, который обеспечивал мирные отношения. В Пенсильвании в отличие от др. мест в Америке не было ни службы охраны общественного порядка, ни армии.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

Но для Премара тем Мудрецом был не Конфуций, а сам Мессия. Премар не был чужд христианских интерпретаций событий китайской истории – к примеру, известное из Ши цзина свержение У–ваном злого шан–ского правителя Цзе носило в его трактовке нравственный и даже сакральный смысл, так как У–ван служил аллегорией Христа, а Цзе – поверженного им Сатаны. В 1728 г. Премар надеялся получить поддержку от короля Франции – не только денежную, но и моральную, для планируемых им поисков следов упоминании о Боге и Христе в древних китайских текстах. Такая поддержка «старшего сына церкви» оказалась бы очень кстати для обхода запрета Святой Конгрегации (см. [Lundbaek 1991, с. 44]). Однако спор об именах Шанди и Тянь , в который ввязался Премар, был не только застарелым, но и официально закрытым церковными запретами. Желание Пре–мара соблюдать дисциплину, не противореча при этом своим фигуралистским убеждениям, заставляло постоянно подчеркивать, что его позиция в споре об именах есть личное мнение. Когда он попытался обосновать, что запрет Ватикана на использование имен Шанди и Тянь при евангелизацни китайцев имеет прежде всего практическое значение, тогда как в «закрытых» теоретических исследованиях их приемлемость все же можно обсуждать, разразился скандал и был поставлен вопрос об отзыве Премара в Европу. Премар полагал, что необходимо изучать древние формы китайских иероглифов, ибо логично предположить, что именно они могли запечатлеть часть той Божественной истины, которая была когда–то известна в древнем Китае. Адресатом переписки Премара в Европе был ученый–ориенталист Этьен Фурмон (1683–1745), в тридцать лет избранный членом французской Académie des Inscriptions et Belles–Lettres. В конце l725r. он писал ему, что «изучение китайского языка является самым прекрасным и самым утешительным учением, которому только может посвятить себя христианский философ, помимо изучения Библии. Вы увидите это, как только решитесь проникнуть в священные символы, являющиеся основой этих драгоценных текстов» [там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ю. Бохеньский Наука Наукой называется совокупность утверждений, которые 1) касаются исключительно фактов, имеющих место в мире, 2) носят объективный характер, подлежат интерсубъективной проверке, т. е. проверке хотя бы двумя разными людьми, 3) были сформулированы и систематизированы с тщательностью, присущей ученым, 4) опубликованы специалистами, работающими в данной области. С наукой связано несколько предрассудков. Первый, очень популярный в прежние времена, – позитивизм, полагающий, будто наука (в особенности естествознание) компетентна во всех областях. Второй, противоположный первому, относит к науке совокупность положений, не имеющих с наукой ничего общего, например, астрологические суеверия. Крайнее проявление этого предрассудка – часто встречающееся мнение, согласно которому между наукой и чернокнижием нет никакой разницы (Фейерабенд). В последнем случае совершается сразу несколько ошибок. Во-первых, реальный исторический ход развития науки и чернокнижия смешивается с их логической ценностью. Во-вторых, из научных положений выбираются те, обосновать которые труднее всего, а именно всеобъемлющие теории. называемые также парадигмами (Кун). И даже из числа последних берутся те, применение которых (как и опровержение) представляет наибольшие трудности. Для нормального человека бесспорными являются следующие обстоятельства. Во-первых, множество положений науки не вызывает никаких сомнений. Так, например, если взять даже относительно слабую в логическом отношении науку, а именно историографию, то никакой нормальный человек не усомнится, что во второй мировой войне Германия потерпела поражение, а войска союзников одержали победу под Веной в 1683 году. Во-вторых, очевидно, что чернокнижие и тому подобные предрассудки – сущий вздор. Вот пример: суеверные «египтоманы» доказывают, что имя древнеегипетского божества Озириса следует произносить О-сир-ис (O-sir-is), что означает по-английски, что О (т. е. Осирис) является господином. Это утверждение – невероятная чушь, поскольку имя Озириса встречается уже в текстах, найденных в пирамидах (XXV в. до Р. X.), тогда как английского языка не существовало до XI века нашей эры. Как же древние египтяне могли пользоваться языком, возникшим через 3500 лет? И подобных нелепостей – великое множество.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/sto...

Эта работа стала для о. Мабильона поводом для формулирования истинных методов текстологической критики исторических источников: в 1681 г. он публикует книгу De re diplomatica, которая стала (и по сей день остается) основополагающим трудом для дипломатики как науки. Сам Папеброх признал, что это исследование полностью опровергает его собственные выводы. Позднее, правда, Жермон попытался опровергнуть теорию Мабильона; в ответ на критику последний в 1704 г. опубликовал Supplementum, вызвавший настоящий восторг у представителей тогдашнего ученого мира. Методологические работы о. Мабильона получили широкое распространение, а одним из выражений общественного их признания стало предложение Кольбера о выделении о. Мабильону пенсии в размере 2 000 ливров, которое тот с признательностью отклонил. Результатом этого «официального диалога» стала существенная поддержка, которую Кольбер впоследствии оказывал монастырю Сен–Жермен–де–Пре. В 1682 г. о. Мабильон был направлен Кольбером в Бургундию для экспертизы некоторых древних актов, связанных с королевским двором. В 1683 г., вместе с о. Мишелем Жерменом, Мабильон был откомандирован (за счет королевской казны) в Швейцарию и Германию для поиска документов, связанных с историей Церкви или Франции. Во время этой последней экспедиции, которая заняла более пяти месяцев, Кольбер умер; место министра финансов занял архиепископ Реймсский Ле Телье, также большой поклонник Мабильона. По ходатайству этого прелата король направил в 1685 г. о. Мабильона в итальянские библиотеки для приобретения книг и рукописей в целях комплектования Королевской библиотеки в Париже; результатом этой поездки стало появление в Королевской библиотеке более 3 000 ценных раритетов. Вскоре по возвращении о. Мабильона из этой поездки начинается его известное противостояние с аббатом монастыря Ла Трапп де Рансэ, который сомневался в том, прилично ли монахам посвящать себя умственным занятиям, а не физическому труду. Мабильон пытается развеять сомнения Рансэ монографией Traite des etudes monastique (1691), где с блеском защищает традиции монашеской учености, а заодно намечает основные направления ее развития. В ответ на возражения де Рансэ о. Мабильон позже публикует Reflexions sur la Reponse de M. I’Abbe de la Trappe (1692). Рансэ попытался было продолжить диспут, однако кардинал Камю положил ему конец; общее мнение сложилось таким образом, что обе партии имели свои резоны, которые, в конце концов, приходили к общему знаменателю в существенных вопросах монашеского подвига: о. Мабильон–де являет собой пример монашеского делания, плодотворно сочетающегося с глубокой ученостью, а сам о. де Рансэ своими писаниями доказывает, что ученость вовсе не несовместима с посвящением себя строгой монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010