" Кто разглядел Мессию " апреля 2022 Митрополит Варсонофий освятил храм-часовню Благоразумного разбойника " Говорят, что красное яичко дорого к Пасхе, - сказал владыка в проповеди. - Этот храм, посвященный благоразумному разбойнику, тоже дорог именно к Пасхе. Потому что мы знаем из Евангелия, кем был тот разбойник. Удивительно, что ни старейшины, ни первосвященники, ни книжники не смогли увидеть во Христе Сына Божия. Казалось бы, они читали Писание, каждую субботу ходили в синагогу, изучали скрупулезно каждое слово. Господь говорил, что надо изучать Писание, потому что оно свидетельствует о том, что Он - Мессия. Когда Христа привели на допрос к первосвященнику Каиафе, тот спросил, Мессия ли Он? Христос ответил " да " . Что должен был сделать первосвященник? В ноги упасть Ему и сказать: сколько лет мы Тебя ждали, и какая радость выпала нашему поколению встретить Тебя. А он что сделал? Разорвал свои одежды и сказал, что Христос будет предан смерти. Какое ослепление было у руководства Израиля, потому что они все Мессию ждали как политического освободителя, который даст им власть над всем миром. Дальше привели Христа к Пилату, который увидел, что Его привели по зависти. Он такой мужественный, добрый человек, ничего плохого за Ним нет. Но тоже не смог рассмотреть во Христе Сына Божия, хотя жена ему и сказала, что видела плохой сон и так мучилась, чтобы он ничего не делал тому человеку " . " А разглядел в Христе Мессию только благоразумный разбойник, - продолжил архипастырь. - Он как товарищ висел с Ним на одной Голгофе. Разбойник увидел, что Христос молится за Своих распинателей. Кто когда молится за недоброжелателей? Никто, все желают им зла, проклинают. А Христос висит и молится: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Он даже их оправдывал. Разбойник разглядел Мессию и сказал Ему: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " (Лк. 23:42). Господь отвечал: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43). Разбойник первым вошел в Царство Небесное. Потом Господь вывел из ада всех праведников и грешников, которые покаялись и захотели пойти за Ним. Те, кто не захотел, остались в аду. Бог никого насильно в рай не тянет. Если вам нравятся ад и бесы, живите с ними. Но тех, кто покаялся, Господь принимает " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

« Лаван и сказал Иакову: дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое » ( Быт. 31:43 ). Подобно диаволу Лаван все считает своим! Иаков встретился с Лаваном, Лаван начинает выдвигать свои претензии, и среди этих претензий следующая: « Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих? » ( Быт. 31:30 ). Лаван хочет выяснить: «А идолы-то будут возвращены?» И вот эти слова: «пусть бы ты ушел» ( Быт. 31:30 ), выдают подлинное намерение Лавана, чтобы он сделал, если бы Бог не устрашил его своим видением. Он хотел вернуть своих идолов (прежде всего), забрать дочерей и внуков и разграбив Иакова без всего отпустить его в дом отца его. « Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]. [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их » ( Быт. 31:31–32 ). Итак, Иаков проклял Рахиль. Он сказал: «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив» ( Быт. 31:32 ). Слова, особенно если они говорятся такими весомыми людьми, как Иаков – действенны. И Рахиль действительно умрет, умрет между Иерусалимом и Вифлеемом во время родов. И если вы будете путешествовать из Иерусалима в Вифлеем, вы будете видеть справа гробницу Рахили, часовню. Ее охраняют израильские солдаты, всегда очень смуглые. Это те, которые из потомков Рахили, выходцы из восточных стран. Так как у Рахили были проблемы, связанные с тем, что она долго не рождала, туда приходят женщины – мусульманки, христианки, иудейки – и молятся перед гробницей Рахили, чтобы она попросила Господа, чтобы были дети, и роды прошли успешно. Мы так и не выяснили с вами подлинное намерение Рахили, зачем она взяла этих богов. Но наказание всегда в Библии пропорционально, соответственно и сходно с грехом. Если бы Рахиль, украв этих божков, хотела истребить язычество в доме Лавана, она бы не умерла. Если бы она хотела ослабить суеверие Лавана, без божков он не чувствовал себя так уверенно, она бы не умерла. Но если она, воспитанная в доме Лавана, так и не смогла изжить в себе какие-то суеверия и ради этого взяла вот это, она по закону достойна смерти! Златоуст прав!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Левнаст, архидиакон буржский, из-за бельма лишился зрения. Хотя он ходил по многим врачам, он никак не мог восстановить зрение. И тогда он пришел к базилике блаженного Мартина. Там он, постоянно постясь и моля вернуть ему зрение, пробыл два или три месяца. Когда же наступил праздник, глаза его прояснились, и он начал видеть. Однако, вернувшись домой, он позвал одного иудея, который поставил ему на лопатки пиявки для того, чтобы лучше видели глаза. Но как только ему спустили кровь, он опять ослеп. Когда это случилось, он снова вернулся к святому храму. И там он вновь оставался долгое время, но зрение так и не восстановилось. Я полагаю, что это ему не было даровано из-за его грехов. Как говорит Господь: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» 687 ; и еще: «...вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 688 . В самом деле, он оставался бы здоровым, если бы, помимо божественной силы, не воспользовался помощью иудея. Ведь апостол об этом напоминает и объясняет в таких словах: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» 689 . Посему пример этот да научит каждого христианина, чтобы он, если сподобился небесного исцеления, не прибегал бы к земному врачеванию. 7. Но следует упомянуть и о том, кто и какие мужи были призваны в этом году ко Господу. Я считаю великими и угодными Богу таких людей, которых он призвал с нашей земли к себе в рай. Именно так ушел из мира благословенный пресвитер Сенох, который жил в Type. Родом же был он тейфал 690 . Став клириком в Турской области, он удалился в келью, которую сам построил в древних стенах. Собрав монахов, он восстановил давно разрушенную часовню. Он же сотворил множество чудес над болящими, о чем мы написали в книге его жития 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

" Мы сейчас идем к великому празднику Рождества Христова, скоро будем встречать Богомладенца Христа. Господь приходит на землю, чтобы спасти нас, исключительно по Своей любви к роду человеческому. И Матерь Божия послужит от всего рода человеческого этой жертве за наше спасение. Она принимает Младенца в Себе, несет Его и изображается на иконе так, что Он внутри Нее, но находится одновременно и в триипостасном божестве. Здесь, на земле, Он благословляет каждого, кто приходит к Нему. Конечно, к Рождеству Христову мы готовимся постом. Икона " Знамение " приходится как раз на пост, чтобы нас еще раз поддержать, укрепить и помочь нам очистить сердце, потому что Господу нужно наше очищенное сердце. " Сын мой! отдай сердце твое мне " (Притч. 23:26), - говорит Господь. И тогда Он приходит к нам и у нас рождается, тогда у нас начинаются одни добрые дела, потому что по-другому мы жить не можем. Мы так живем только для Бога и во имя Бога, во Христе и со Христом. Бог самодостаточен. Он сам в себе живет. А мы - нет, мы зависим от Бога. Он был и до нас, Он всегда есть, а мы нуждаемся в Боге, поэтому всегда должны быть вместе с Ним. Как на иконах изображается Божия Матерь всегда со Христом, так и мы должны быть с Ним вместе всю жизнь, потому что наше земное благополучие, спасение и вечная жизнь зависят от Него. Только со Христом нужно идти по нашему пути. Поэтому готовиться к празднику Рождества Христова нужно покаянием, молитвой и добрыми делами " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. Верующим раздали иконки Божией Матери " Скоропослушница " . По преданию, Курская Коренная икона Божией Матери была обретена 8 сентября 1295 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник обнаружил небольшой образ, лежавший ликом вниз на корне дерева. Когда он поднял его, из места, где он лежал, забил родник. На этом месте вместе с товарищами срубил часовню, куда и поместили икону. В XVII веке здесь была основана Коренная пустынь. В Гражданскую войну святыня была вывезена за границу и находится в Америке.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Нас уже знают на постоялых дворах (в этих гостиницах), мы могли оставить там какие-то вещи на сохранение, о нас известно, что мы не мошенники и расплатимся за воду, за пищу и так далее. Особенно важно помнить об этом семейным парам, выезжающем на отдых за границу, особенно с детьми. То есть это некий совет нам: если ты где-то путешествовал, а потом оказываешься там же – не надо рисковать и искать какие-то новые для себя приключения и новые маршруты (как бы играя в русскую рулетку), а лучше останавливаться в одних и тех же отелях и гостиницах. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа (Быт. 13, 3-4). Как я уже говорил вам ранее, Аврам намаливал землю Ханаана, он строил жертвенники и ставил стоянки строго в тех местах, где потом в истории еврейского народа происходили какие-то важные события. Первый жертвенник, который он построил в Сихеме, – это место, где была изнасилована девятилетняя Дина (Быт. 34, 1). Потом он поставит жертвенник близ места, где между Иерусалимом и Вифлеемом умрет Рахиль (Быт. 35,19). Он поставит два жертвенника, один напротив другого, в огромной долине, через которую еврейский народ будет возвращаться в Землю обетованную (Втор.11, 29). Он буквально намаливал места, чтобы потом его потомкам легче было бы здесь находиться, преодолевая те или иные трудности. На Руси и было принято так: когда разрушали языческое капище, то на этом месте ставили или часовню, или храм, или хотя бы крест, чтобы освятить это место и придать ему новый духовный статус. Итак, Аврам возвращается к тем жертвенникам, которые он сделал, и возносит там молитвы перед Богом. Иными словами, он верит в вездесущего Бога и понимает, что каждое освященное место остается таковым всегда и к нему надо соответствующим образом относиться. Для нас такими знаковыми местами, куда нам всем надо вернуться, являются места, где когда-то стояли православные храмы, восстановление которых – наш священный долг перед памятью наших предков, построивших их.

http://pravoslavie.ru/99662.html

Но придет время, когда мы начнем видеть явно – «лицом к лицу». И к этому можно готовиться уже «здесь и сейчас». Чтобы, всерьез поверив, мы начали жить «иноприродной» жизнью, отличной от рационального мира и выходящей за рамки нашего разума, нам дано Христово Таинство. Оно совершается в реальности иного мира, но действует уже здесь для духовного исцеления, восстановления веры и постепенного восприятия человеком той вечной жизни, которая есть в Иисусе Христе. Не запрещать другим ...Сердце Барнабе было преисполнено рвения, и он жаждал потрудиться во славу Царицы Небесной. Барнабе все искал для этого возможность, но не находил, и день ото дня все более и более сокрушался, как вдруг однажды утром он пробудился с радостным чувством, поспешил в часовню и оставался там в одиночестве долее часа. После обеда он опять пошел туда... Настоятель... решил последить за Барнабе во время его отлучек. И вот однажды, когда тот заперся по своему обыкновению в часовне, настоятель с двумя старцами направился туда и стал смотреть в дверную щель, что происходит внутри. У алтаря Святой Девы Барнабе, держась на руках, вниз головой, подняв ноги кверху, жонглировал шестью медными шарами и двенадцатью ножами. В честь Божьей Матери он проделывал фокусы, за которые его когда-то особенно хвалили. Не поняв, что этот бесхитростный человек отдает Пресвятой Деве все свое искусство и умение, старцы сочли это кощунством. Настоятель знал, что Барнабе чист душою, но он решил, что у бывшего жонглера помутился разум. Все трое хотели было вывести его из часовни, как вдруг увидели, что Пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера. А. Франс. Жонглер Богоматери   Апостолы и ученики не поняли своего Учителя и Господа, когда Он говорил им о предстоящих Страстях. Началось с того, что они не восприняли слова, которые Христос сказал им: «Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие» ( Лк. 9:44 ). Это был первый урок Христа. Не поняв Его слов, апостолы стали помышлять, кто из них больше. Узнав, что происходит в их сердцах, Иисус привел им в пример дитя; поставил его между ними и сказал: «...кто из вас меньше всех, тот будет велик» ( Лк. 9:48 ). Так прозвучал второй урок. В другой раз ученики заявили: «Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему» ( Лк. 9:49 ). Вновь узрев внутренним взглядом, в чем они заблуждаются и чего еще не знают, Иисус поправил апостолов и преподал им Свой третий урок: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лк. 9:50 ). Поразмышляем над этими уроками Христа, данными Его апостолам и ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая семена в сердце свое, он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей. Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока, и начал петь часы 29 , а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихословить 30 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошо знал грамоту. Над ним сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: »Вот, Я дал слова Мои в уста твои« [ Ис. 51, 16 ]». Родители же и братья отрока, увидев это и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать. Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец отведал пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умоляли старца остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине! Побудь еще, чтобы мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и утешил наше скудоумие и нашу печаль. Вот смиренный отрок наш, которого ты благословляешь и хвалишь и которому предсказываешь многие блага, – он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в церкви, и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время, когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Пюльца), внутри которых или под которыми были устроены могилы. Последние – в баптистериях при Западной базилике (четыре гробницы под полом), «храме с ковчегом» (одна гробница под полом), храме Богоматери Влахернской (склеп и в баптистерии (две поздние гробницы, – наземная, пристенная, и на месте купели). Устройство крещальни вместе с могилами или вблизи кладбищенских погребений, рядом с мартириями вполне объяснимо настойчиво проводимой христианской идеей ассоциации «образа могилы и источника жизни», воды крещения и крови мучеников, мистического погребения Христа и Его Воскресения к жизни вечной, что убедительно демонстрируют неоднократно звучавшие в проповедях слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим: 6: 3–5) 1088 . Подвиги мучеников, по преданию, здесь похороненных, должны были особенно вдохновлять принять крещение именно среди «святых могил» (in tumilis sanctorum). Поэтому в большинстве случаев видно стремление сблизить место крещения и алтарь, а также крещальню и место отправления мемориального культа, мартирий – сооружение для почитания мучеников, поминальную часовню, что обуславливалось глубинной, ментальной символикой, представлением о мистической связи Крещения и Воскресения и было общей практикой 1089 . Как верно отметила Л. Г. Хрушкова, это вытекало из дидактических намерений и интересов паломничества, поскольку среди тех, кто приходил к местам чтимых захоронений было немало именно катехуменов или новокрещеных 1090 . Отсюда же поразительное совпадение архитектурных форм баптистериев и мартириев и встречающееся уже среди раннехристианских памятников совмещение крещального и мемориального культов в рамках одного сооружения 1091 . Подчас это обстоятельство вносить путаницу в интерпретации исследователей, как это произошло, к примеру, с баптистерием («часовней Б») при Западной базилике: вырубленную в полу его апсиды десятигранную, облицованную мраморными плитками купель глубиной чуть меньше метра, с обязательной ступенькой-сходом с востока до сих пор пытаются связать с мощехранительницей 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказав так, преподобный еще достаточное время поучал братию жизни добродетельной. Затем облобызав и благословив каждого из братии, блаженный поднял руки свои к небу и начал молиться об обители и о всей пастве своей, а также и о себе. Потом, осенив себя знамением креста, преподобный, обращаясь к братии, сказал: — Мир вам! Затем, подняв очи свои к небу, святой сказал: — Владыка Человеколюбец, сподобь меня стать по правую сторону Тебя, когда Ты придешь во славе Своей судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Сказав эти слова, святой лег на одр и предал святую душу свою в руки Господа своего, Которого возлюбил всею душою и всем сердцем своим и Которому с самых юных лет своих работал, трудясь в подвигах доброделания Кончина преподобного была горько оплакана братиями обители его; наконец, воспев песнопения, приличные погребению, братия положили честное тело преподобного в могилу, которую он, еще будучи живым, выкопал своими руками, за алтарем церкви Преображения Господня. Здесь же потом братия построили и часовню над мощами преподобного, поставили здесь иконы и светильники и, приходя сюда, творили молитву к преподобному. При гробе преподобного неоднократно совершались знамения и чудеса, так как сам преподобный, отходя душою ко Господу, сказал братии, что он не оставит того места, на котором он подвизался, но обещал духом пребывать с учениками своими; и действительно, преподобный исполнил обещание свое, посещая с горних обителей свою земную обитель и присутствуя около нее невидимо: иногда же святой являлся в видимом образе и на земле, и на море, помогая всем нуждающимся. Много раз преподобный являлся плавающим по морю, когда они находились в опасности, останавливал бурю и спасал корабли от потопления; иногда преподобный являлся в храм молящимся в рядах прочей братии. Вскоре после преставления своего преподобный явился на девятый день по своей кончине иноку Даниилу и рассказал ему, как он, по милости Божией, безбоязненно прошел мимо воздушных духов, избег их козней и был причтен к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010