Хоронят на Афоне, как правило, непосредственно в день смерти и без гроба. После исполнения уставного молитвенного правила тело новопреставленного на руках переносят к месту упокоения, опускают в могилу и засыпают землей. В ногах устанавливают невысокий четырехконечный деревянный крест, на котором краской делают лаконичную надпись – имя и дата смерти. Но проходит три года. Монахи осторожно откапывают останки почившего собрата и смотрят: если мягкие ткани еще не вполне истлели, тело возвращают в могилу и опять засыпают. Спустя время её снова разроют, чтобы проверить состояние останков. И так до тех пор, пока от покойного не останутся лишь кости. По афонскому поверью, если тело «землей не принято», значит, покойный брат был человеком небезгрешным, и Небеса не торопятся принимать его душу. В этом случае в монастыре начинают еще более усердно молиться за своего покойного насельника, чтобы вымолить прощение его грехов. Когда же кости освободятся от истлевшей плоти – а это при афонском климате и с учетом особенностей местной почвы происходит года через три, — их вынимают и, тщательно промыв в воде с вином, переносят в особое хранилище – костницу.      Костница – по существу, склеп. Она напоминает часовню и располагается, как правило, вне стен монастыря. Особенность её в том, что покойные, точнее их останки, не укрыты под землей или в саркофагах, а лежат прямо на виду: черепа на полках в ряд, а прочие кости — прямо на полу вдоль стен. На черепах начертаны имена монахов с датой смерти. Так святогорцы и лежат веками. А костница служит им единой братской могилой. На Афоне считается, что по цвету черепа можно судить о том, насколько угодил Господу тот или иной покойный монах. По поверью, черепа праведников имеют красивый желтоватый оттенок – в них будто теплится живой свет, а иногда они еще и благоухают. У безгрешных, а потому спасенных монахов, черепа белого цвета. Темный же цвет свидетельствует о мытарствах, которые проходит и никак не может пройти грешная душа покойного. Но такое на Афоне случается крайне редко.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2361

Каменьнаволок (карел. Kiviniemi) — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Располагается на северо-западном берегу озера Шотозеро. В деревне находится памятник архитектуры середины XIX века — часовня Николая Чудотворца с поклонным крестом. Численность населения в 1905 году составляла 78 человек. М.А. Пресняков " Озеро Шотозеро " . Каменьнаволок. 1999. Часовня расположена в самом начале деревни, если ехать со стороны деревни Соддер, на территории деревенского кладбища, в самом центре густого ельника. А совсем рядом - старинный поклонный крест начала 19 в. под навесом. Не каждый разглядит эти памятники с дороги. Но именно здесь находится основной въезд в деревню. Строение было поставлено в середине XIX в. Часовня представляет собой традиционную для того времени постройку клетского типа. Основное здание состоит из молельного помещения, сеней и небольшого крыльца. Над пространством сеней возвышается колокольня. Само здание целиком деревянное, внутри и снаружи обшито тесом. На колокольню ведет лестница из сеней. В нескольких метрах от здания часовни находится поклонный шестиконечный крест. Установлен на деревянной площадке, крытой резной кровлей. Часовня всегда открыта для паломников, за ней пристально присматривают местные жители. Возможно, именно из-за сохраненной православной веры, точнее, из-за людей, живущих в вере в этих местах - часовня не была разграблена до основания - часть родных икон, хоть и в очень плохом состоянии (уже не пригодны для реставрации) украшают часовню и напоминают о силе и глубине христианской веры в этих местах. Часовня с крестом входят в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Пряжинского муниципального района. Каменьнаволок - одна из старинных деревень, которые стоят по берегам водоемов, входящих в бассейн реки Шуя (в верхнем течении - Суойоки и Тарасйоки). Расположена на берегу живописного озера Шотозеро в Пряжинском районе Республики Карелия. Как и все деревни по берегам озера Шотозера - основный промысел местных жителей во все времена - рыбалка. В деревне находятся три архитектурных памятника - усадьба Филиппова, часовня Николая Чудотворца и старинный поклонный крест. Усадьба Филиппова находится на самом берегу озера, обнесена забором и состоит из дома, большого амбара и бани. Построена была местными жителями - братьями Филипповыми. В настоящее время это обычный частный дом. Часовня и поклонный крест являются одними из интереснейших памятников православной архитектуры и христианского наследия.

http://sobory.ru/article/?object=11242

Святой источник Святой Троицы (село Шигоны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Источник Святой Троицы — святой источник в селе Шигоны Шигонского района Самарской области. История [ править править код ] В Шигонах издавна известны были два источника, к которым верующие люди приходили с молитвами. Троицкий источник по дебиту воды является одним из самых мощных в Самарской губернии. Его вода по трубам идет во все дома районного центра. «Лучше нашей воды нет во всем белом свете!» - восторженно отзываются жители села о необычайно вкусной родниковой воде, богатой серебром.  О том, как ценили свой родник, а точнее, родники — раньше их число составляло 12 - свидетельствует тот факт, что в 1830 году на источнике на пожертвования крестьян была возведена каменная часовня во имя Святой Троицы. До революции тысячи жителей волости шли сюда крестным ходом. На православные праздники — Крещение, Святой Троицы и Владимирской иконы Божией Матери - служились водосвятные молебны и освященная вода увозилась за сотни километров. От источника были проложены плетеный и деревянный желоба, по которым вода текла дальше через село, в реку Усу. В 1934 году часовня была разрушена. Когда в 1990 году на местный приход был назначен священник Николай Кибалюк, село обратилось к нему с двумя просьбами: «Восстановить храм во имя Архангела Божия Михаила и благоустроить святой родник во имя Святой Троицы». На Крещение к источнику собрались жители чуть ли не всего района. В 1997 году в селе побывал председатель областного комитета по охране окружающей среды РФ В.А.Павловский. Посетил он и святой источник. О просьбе священника Николая Кибалюка и прихожан помочь восстановить источник чиновник не забыл. Были выделены бюджетные средства, на которые работники местного ПОЖКХ возвели в 1998 году металлическую часовню. Верующие под руководством батюшки благоустроили прилегающую территорию — высадили березы и сибирские кедры. Источник включен паломническими организациями в маршрут экскурсий по святым местам Самарского края. Адрес : Россия, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Советская Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Однако до этого, во время судебных тяжб, преподобный Иов благословил проделать немыслимую по человеческим меркам работу – вручную выкопать, а точнее – выдолбить огромный колодец прямо на горе, тайно, прямо возле братских келий. Братия не верила в возможность обретения воды на каменной почти 100-метровой почве, но по молитвам преподобного живительная влага таки показалась на глубине 46 метров. На то они и иноки чудотворной обители! Причем, как объяснил послушник Димитрий, святая вода сия под землей соединяется и с источником со Стопы Божией Матери, поднимается братией наверх для пользования насельниками обители и многочисленных паломников. Вода также набирается для святого алтаря, где совершается Божественная литургия, она же раздается на запивке после Причастия Святых Таин. И предложил нам увидеть все собственными глазами. У чудотворного колодца. Целебный песок – Раньше вода набиралась вот этими 80-литровым ведрами, – пояснил Димитрий. – А сейчас качает мотор. Но при необходимости можно поднимать воду и вручную. Колодец прп. Иова      Оказывается над сводом в кровельной части под крышей колодезной часовни установлен невидимый для глаз огромный бак, из которого вода подается по трубам через краны. Водой наполняются специальные емкости, которые транспортируются в монастырский цех по разливу воды в бутылки с хорошо известными православному миру голубыми этикетками «СВЯТАЯ ВОДА ГОРЫ ПОЧАЕВСКОЙ». Также эта вода подается в емкости, установленные в Успенском соборе, где каждый желающий паломник может пить и набирать святую воду домой. Свод колодезной часовни      В монастырском цехе бутылки после наполнения и запечатывания снова поступают в колодезную часовню. Сюда же по установленной традиции приносятся удивительные почаевские просфоры, которые фасуются по кулечкам и вместе с водой поступают в просфорную лавку, находящуюся в монастырском дворике. Здесь уже с утра выстраивается очередь паломников: каждый стремится увезти с собой почаевские святынисвятую воду и просфоры. Знаменитые почаевские просфоры     

http://pravoslavie.ru/92187.html

Воспоминания. Вдовы. Художник: Виктор Попков Изобразительные традиции иконописи можно увидеть в цикле «Мезенские вдовы» Изобразительные традиции древнерусского искусства, иконописи можно увидеть в цикле «Мезенские вдовы», посвященном женщинам, которые вынесли на своих плечах, своими крепкими руками саму жизнь в этих краях во время войны, только вот остались одни. Например, работа «Воспоминания. Вдовы» (1966). Монументальные фигуры женщин, которые больше пространства, в котором они находятся, несоразмерны ему – для того, чтобы выделить, подчеркнуть главное – этот принцип мы встречаем и в иконе. Монументальность изображаемого поднимает это самое изображаемое, а точнее – изображаемых – над временем. Потому детали современности, того самого «здесь» и «сейчас», например, портрет Карла Маркса в красном углу, нас не смущают. Послание картины оказывается больше этих деталей, больше исторического контекста. Кстати, в другой картине серии – «Ой, как всех мужей побрали на войну…» (Северная песня) (1968) в красном углу – именно икона Божьей Матери. Северная песня. Художник: Виктор Попков Северная часовня. Художник: Виктор Попков Еще больше исторического контекста – в работе «Северная часовня» (1972). В ней главным оказывается не мир за дверью часовни, в которую заглянул мальчик, а то, что находится в ней, и это подчеркивается цветом. Взгляд зрителя сначала останавливается на горящих фигурах трех ангелов, а потом уже идет дальше, за дверь, к деревенскому пейзажу, с избами, пасущейся лошадью, с гладью реки и небом – столько всего! Но, несмотря на это «много», наш взгляд потом снова возвращается к ангелам. Фигура мальчика около входа в часовню соединяет эти два мира – мир внутри и мир снаружи… Виктор Попков не раз в своем творчестве касался темы смерти. Картина «Он им не завидует» (1962) оставляет гнетущее, даже страшное ощущение: «не завидует» рыдающим в отчаянии так, что лица превращаются в трагические маски, близким сам умерший, и именно с его точки зрения, из могилы, написана работа. И здесь именно смерть, конец, полное отчаяние, темнота – здесь нет ничего от христианской традиции.

http://pravoslavie.ru/140912.html

Онфриевский монастырь с XV столетия был патронатом Львовского Успенского братства, позже Ставропигии. Братство считалось собственником и опекуном обители, содержало его за свой счёт, перестраивало и ремонтировало его: даже более того - назначали игуменов. Сама обитель была небольшой. В XVII-XVIII вв. был только игумен и четыре-пять отцов и несколько монахов. Игумен зависел от Ставропигии. Братство иногда давало для обители сукно на одежду, продукты, а во время праздников организовывало отцам пир с пряниками и вином. При монастыре с конца XVI века существовал госпиталь, а точнее сказать приют для немощных и старцев. Он просуществовал до 1765 года. Располагался в небольшом здании, по одну сторону сеней находилась комната для бабушек, по другую - для дедушек. Старцы, которых здесь принимали, платили в монастырь " вступительную " , и братство после смерти имело право продать их наследие. При монастыре была и маленькая бурса для бедных мальчиков, им преподавали уроки учителя-педагоги. В обители находилась древнейшая на Украине типография. Есть старинное предание, что ещё первопечатник Иван Фёдоров имел печатный станок в одной из келий монастыря. Здесь в 1574 году была напечатана первая кирилличная книга " Апостол " . Здесь же, в обители, первопечатник и был похоронен. Долгое время здесь стоял его надгробный памятник с полустёртой от времени надписью: " Друкарь Москвитинъ, который своимъ тщаниемъ друкование занедболое обновил, преставися въ Львовъ... Воскресения из мертвих чаю... Друкаръ, книгъ, предтимъ невиданыхъ... " Этот памятник стоял прямо перед церковью св. Онуфрия. В начале XVIII века в Онуфриевском монастыре водворились ревностные насадители католицизма - монахи-базилиане. Они продолжили пользоваться монастырской типографией, созданной Иваном Фёдоровым, а вот памятник первопечатнику они с того места убрали, надгробную плиту вмуровали в пол каменного храма по правой стороне. Во время перестройки здания церкви в 1883 году ту самую плиту перенесли в часовню Св. Троицы и там снова вмуровали в пол возле престола с левой стороны. При реконструкции уже часовни, предпринятой монахами-базилианами в 1903 году, на том месте, где находилась плита, была сооружена стена, и то самое надгробие с памятника первопечатнику было вмуровано в пол, после чего следы его затерялись. Рядом с отцом был похоронен и его сын Иван, каменная плита с надгробья которого была также вмурована у входа в монастырскую башню, на парапете лестницы. Она со временем также бесследно исчезла. Сделано это было, по всей вероятности, сознательно, потому что фёдоровская плита давно стала объектом пристального внимания со стороны исследователей. К счастью, её успели обмерить, зарисовать и сфотографировать приезжавшие из России представители Императорской археологической комиссии. Была даже сделана гипсовая копия плиты.

http://sobory.ru/article/?object=39698

Колокольня и руины аббатства Камбускеннет в Шотландии Десятки храмов в Ирландии освящены в честь этого великого чудотворца Согласно древнему преданию, именно святой Кеннет основал в шотландском городе Сент-Андрус первую церковь, о которой сохранились документальные сведения. Этот город стал крупнейшим центром почитания апостола Андрея Первозванного в стране. В память о тесной связи святого Кеннета с Ионой на этом острове впоследствии появились церковь и кладбище, названные в честь него (кладбище сохранилось до наших дней). В Шотландии святого Кеннета издавна почитают на Гебридских островах, на острове Малл (где совсем недавно был основан женский монастырь Румынского Патриархата в честь всех кельтских святых), в Файфшире, на полуострове Кинтайр и во многих других регионах страны, где он учредил церкви и монашеские общины. Хотя от большинства из связанных с ним ранних святынь во всех этих местах сохранились лишь руины, память об этом угоднике продолжает здесь жить в веках, а его духовное присутствие ощущается всеми посетителями данных мест. Ученики святого Кеннета нередко воздвигали в честь своего духовного отца храмы и часовни. Среди церквей на шотландской земле, до сих пор носящих имя святого Кеннета, назовем Килхенних на острове Тайри (Внутренние Гебриды), Килхайни на острове Южный Уист (Внешние Гебриды) и аббатство Камбускеннет (точнее, его развалины) близ Стерлинга. Святой, возможно, также построил часовни на островах Ибдон и Энинис («Птичий остров»), часовню Лаган-Кенни на берегу озера Лох-Лагган (частично сохранилась) и монастырь на реке Идэн. По преданию, святой Кеннет вел жизнь пустынника и на маленьком островке Текса близ Айлея, где сохранилась часть его кельи. Однако человек Божий не остался в Шотландии на всю жизнь, а возвратился в родную Ирландию, где на протяжении многих лет проповедовал, строил монастыри и вел строгую аскетическую жизнь. Десятки храмов в Ирландии освящены в честь этого великого чудотворца по сей день. Озеро Лох-Лаган на Шотландском нагорье

http://pravoslavie.ru/107462.html

Один из русских авторов уточняет, что место, где по преданию была мастерская Иосифа, было приобретено для католического монастыря в 1754 году. А в 1859 году там была построена, или, точнее, восстановлена из развалин бывшей церкви нынешняя католическая часовня 50 . Храм этот стоит посреди высокой ограды и разделен на две части: собственно храм, или мастерскую, где над престолом висит большая картина, изображающая отрока Иисуса, помогающего в работе Своему приемному отцу праведному Иосифу, и ризницу, служившую, по преданию, складом изделий Иосифа-плотника. Другое памятное место – храм под латинским названием Mensa Christi (трапеза Христова), находящийся на склоне горы на северо-запад от храма Благовещения. Здесь имеется большой овальной формы камень, неоднократно служивший столом Иисусу Христу и Апостолам. А. С. Норов , посетивший Назарет в 1835 году, сообщает об этом камне любопытные подробности: «О нем существует следующее предание, которое написано на трех языках – латинском, итальянском и арабском, и привешено к стене за рамкой: «По преданию, постоянному и укоренившемуся во всем Востоке, этот камень, называемый Трапеза Христова, есть тот самый, на котором Господь наш Иисус Христос держал трапезу с учениками Своими прежде и после Своего Воскресения из мертвых " » 51 . Часовня, в которой находится знаменитый камень, неоднократно перестраивалась; в 1861 году она была расширена и благоустроена. В следующем, 1862 году, здесь побывал иеромонах Новоиерусалимской обители отец Павел (Вертоградов), который в своих записках сообщил об этом камне своим читателям. «Внутри здания лежит белый камень, не совсем круглый, длиною саженя два, на аршин вышиною, где Спаситель беседовал с учениками до Воскресения и где по Воскресении являлся, по сказанному: Тогда глагола има Иисус: не бойтеся: идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят ( Мф 28:10 ) " 52 , – пишет иеромонах Павел, отмечая при этом, что в новоустроенную часовню была помещена еще одна древняя святыня: «Здесь у католиков стоит естественного размера нерукотворенный образ Спасителя с надписью: VERA IMACO SALVATORIS – DNI (Domini) NVI IESV CHRISTI AD RECEM ABACARIM; выдают его за список с эдесского чудотворного Авгарьского» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Никольское. Церковь Симеона Столпника. Семёновская церковь Карта и ближайшие объекты ...В давние-давние времена в живописном месте на берегу извилистой речушки Семенёк жил парень по имени Николай. Славился Николай на всю округу своей недюжинной силой - голыми руками мог медведя одолеть или вековой дуб выкорчевать. Была у Николая невеста - раскрасавица Анастасия. Решили однажды молодые пожениться, да напали на их село вороги. Уходя на бой неравный, простился Николай с Анастасией у святого источника, испил водицы живительной. Придала вода ему силы немереной, потому и одолел врагов одним махом. Радовались селяне, что есть у них такой защитник, а в благодарность за подвиг богатырский назвали село его именем. Пир закатили горой, тут и свадьбу сыграли. И зажили все мирно и счастливо. А у Николая и Анастасии в скором времени появилась на свет дочка Катенька. Выросла дочка красавицей. Много парней к ней сваталось, да только полюбила она Семёна из соседней деревни, что приезжал к ней на быстром коне. И дело уж к свадьбе близилось. Но однажды ретивый конь помчал всадника под гору, и погиб жених. В память о возлюбленном построила невеста на горе часовню из красного кирпича. И зовется с тех пор в народе часовенка «красной». Несмотря на то, что случилось все это давным-давно, до сих пор стоит в селе Никольском на горе часовня из красного кирпича как память о любви и верности, и течет кристально чистая вода в источнике, напоминая всем, что настоящая любовь не умирает, а живет вечно... При написании текста использованы (а точнее, объединены в одну историю) старинные легенды села Никольского и рассказы местных жителей. Информация со страницы: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5252 Село Семеновское свое название получило по храму в честь преп. Симеона Столпника, расположено оно при реке Семенек, расстоянием от г. Орла 240 верст и от г. Ельца в 40 верстах. Приход состоит из села Семеновского и деревни Плоской, Загорки тож. Количество прихожан обоего пола 667 душ. Храм каменный, однопрестольный, в честь преп. Симеона Столпника; построен храм в 1839 г. вместо старого деревянного. С 1869 по 1900 гг. храм Симеона Столпника был причислен к Никольской церкви села Никольского. Причт 2-х членный. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12192

В ряде произведений, вошедших в собрание сочинений писателя 1867-1869 гг.,- «Овцебык», «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда» с яркими жен. характерами, «Котин Доилец и Платонида», «Старые годы в селе Плодомасове», а также в пьесе «Расточитель» (1867), поставленной в Александринском театре и лучше воспринятой публикой, чем критикой, Л. сформулировал свое отношение к характеру и укладу жизни народа, к понятию «нравственность». Сложность «народной души», сочетание в характере рус. человека противоречивых устремлений: доброты и жестокости, праведности и греховности, непостижимость ряда поступков с т. зр. разума были основными темами творчества писателя. Л. интересовали разные проявления человеческой природы, что позволило С. Н. Дурылину утверждать, что «Лесков - многоликий, многоличинный, как Россия, но все лики и личины не от скудости, а от полноты, многообразия, от неутомимой жажды всего…» (РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 158. Л. 8). Тема нигилизма появляется в очерке о революционере Артуре Бенни «Загадочный человек» (1871) и еще достаточно сильно звучит в «Соборянах» (1867-1872) - романе-хронике из жизни духовенства провинциального Старгорода, напоминающего Орёл. Это единственный роман в рус. лит-ре, где главными героями являются священники, точнее 3 типа клириков. Основная часть текста «Соборян» - повествование о старгородских событиях в 60-х гг. XIX в. и о жизни и смерти ревностного протопопа Савелия Туберозова, тихого, кроткого свящ. Захарии Бенефактова и добросердечного богатыря, диак. Ахиллы Десницына. В центре хроники - судьба смелого проповедника, не идущего ни на какие компромиссы в ущерб вере, ревнителя благочестия свящ. С. Туберозова, напоминающего по истовости протопопа Аввакума. Его судьба трагически связана с возвращением в Старгород бывш. нигилиста, ставшего модным литератором-атеистом, к-рый обвиняет независимого в воззрениях протопопа в распространении антигос. идей. Но протопопа волнуют униженное положение духовенства, невежество и равнодушие прихожан. Определяя своих героев, Л. писал, что изображенные им типы «суть типы консервативные, а что дает нынешняя прогрессирующая церковь», он не знает и боится ошибиться. В «Соборянах» сочетаются трагическое, драматическое и комическое. Хроника построена на противопоставлении старого героического времени, рождавшего такие крупные и сильные характеры, как у свящ. С. Туберозова, не признавшего свою вину и запрещенного в священнослужении, и нарождавшейся новой эпохи, представленной людьми, безразличными к судьбам России. Прихожане пишут доносы на Туберозова губернатору, по приказу к-рого разрушают старообрядческую часовню. В этой критической ситуации старообрядцы и православные объединяются для спасения часовни. Мысль об объединении усилий для сохранения подлинной веры и нравственной жизни будет звучать у Л. и в дальнейшем. Кончина прот. Савелия обозначает символическое умирание старой Руси. «Соборяне» принесли автору литературную славу и подлинный успех.

http://pravenc.ru/text/2463591.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010