В наших духовных журналах, – число которых около означенного времени значительно увеличилось – стало появляться много церковно-исторических статей, иногда очень ценных. Публика, читающая духовные журналы, заметно начала отдавать свое внимание этим статьям предпочтительно пред статьями по другим отраслям богословских знаний; вследствие чего в журналах стали отводить все более и более места статьям первого рода. Должно обратить внимание и на самый характер той церковно-исторической монографической литературы, которая появилась под влиянием академического Устава 69-го года, и на характер тех церковно-исторических статей, которыми главным образом с этого же времени стали наполняться наши духовные журналы. Указанная литература и статьи приобрели характер разнообразия. Появились неодинаковые направления в разработке и уяснении тех или других церковно-исторических вопросов. Если прежде все сочинения церковно-исторического содержания писались по одному шаблону и представляли собой утомительную униформу, то теперь, как мы сказали, разнообразие заняло место прежнего однообразия. Точки зрения стали определяться не предметом, о котором говорят, а теми лицами, которые пишут об этих предметах. Сделалось возможным по самому писателю, независимо от предмета, о котором он пишет, угадывать: как он напишет, с каких сторон возьмет предмет, и куда склонятся его симпатии и антипатии. Появилось – повторяем – то, что принято называть направлением. Но, конечно, дело не дошло до того, чтобы возникли так называемые ученые школы на манер западных – римско-католических и протестантских. В разработке нашей науки появился также скепсис, столь мало обычный в богословских науках, не тот скепсис, который служит выражением недоверия к собственным силам и вообще болезненного состояния духа, а тот, который не самообольщается, ничего не хочет преувеличивать, а довольствуется дозой истины вместо «возвышающего нас обмана», и который есть выражение бодрого душевного состояния, словом такой скепсис, который один известный русский писатель из числа наших святителей назвал «здравым, а не пахотным» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вот конец его речи: «Если единство мира может быть достигнуто, то исключительно при помощи международного коммунизма и под лозунгом: «Надо изгнать Бога с небес и капитализм с земли». Тогда, и только тогда, осуществимо будет полное мировое содружество верований» (см. «Free Press» июнь 1936 и брошюру «Факты по поводу Содружества Верований» издание «Христиан-Патриотов» Chancery Lane 93, London W. C. 2 – 1936). Вот до чего доводит шантаж игры на религиях и вот тот конец, к которому должны будут придти все эти Союзы и Содружества так называемых верующих. Мир управляется последние века злом, именуемым ложью. Русская революция, вспыхнувшая под лозунгом: «Война до победного конца», привела к Брест-Литовскому миру. Другой революционный лозунг: «Свобода» – привел русский народ в рабское положение. Несмотря на пролитую в России, Мексике и Испании христианскую кровь, коммунисты протягивают французским католикам, стоящим на очереди известного обезкровления, руки, которыя те охотно подхватывают на лету. В выродившемся мире, как бы нет уже места добру. Правдой вести народы нельзя. Великий обман, задуманный иудейством протянувшим христианскому миру руку, в силу многих причин захватил Ватикан, пошедший по указаниям иудейства по исключительно торной дороге. Искренно веруя в то, что: «врата адова не одолеют Ее», Ватикан, вступивший в политическую борьбу с расизмом и национализмом, схватился за протянутую ему руку, представляющую самый великий и когда-либо в мире известный расизм. События текут так быстро, что за ними сейчас и не поспеешь. Время составления сего доклада, незначительное само по себе, с каждым днем приносит все новыя и новыя достижения. Пресса сего числа (18-го июля 1938 г.) возвещает миру, что: «Папа еще раз осуждает эксцессы национализма, как противные божественному закону»  222 . Через несколько, дней мы читаем: «Еще раз E. C. Nuй XI клеймит расизм». Слова, произнесенныя Папой буквально следующия: «Можно подумать, что действительно забыт этот член Символа Веры » «Credo in Ecclesiam catholicam» католический и международной, a не расовый, не национальный, не сепаратный, но католический. Таково должно быть католическое действие»  223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повторяю, если кто-нибудь мне укажет свободную розетку, я вам свободно покажу. И последнее достижение науки. Удалось установить, что мы, как мужчина, так и женщина, все ведут половую жизнь где-то с 11 или 12-ти лет. Это не значит, что у нас есть партнеры. Это значит, что у нас появляются эротические переживания, сны, половое поведение. Эти важнейшие центровки происходят во время внутриутробного периода развития, мы с ними ничего не можем поделать, потому что гомосексуалист определяется во время второго триместра беременности (или девочка-лесбиянка). Дальше начинаются различные другие виды сексуального поведения. Протоиерей Алексий Уминский: Хорошо, издалека начну. Конечно, ваша цитата звучит для начала ХХ-го века достаточно скандально, но с точки зрения богословия, она вполне понятна. Когда Бог творит Адама, а потом из Адама выделяет некий иной пол, мы видим, что пол, как таковой, уже существует. Существуют животные, которым дана заповедь, плодитесь и размножайтесь. Животные пары в сексуальном партнерстве существуют до творения человека, человек не творится как животные в этом смысле. Показан особый способ отношения к человеку. Берется Адам, которому на Земле плохо одному. Это замечательное такое библейское видение человека. Сначала творится весь мир и каждый раз в конце дня… Увидел Бог, что это хорошо. Каждый период творения заканчивается тем, что все Богу понравилось. Вдруг увидел Бог сотворенного по образу и подобию Бога человека Адама, и подумал Бог, что нехорошо быть человеку одному. Тогда уже из Адама, который, как оказывается, носитель вот этой полноты полов, вычленяется Ева. Адам препарируется хирургическим образом, Бог наводит на него анестезию, и делает операцию полостную, выделяет ребро. Увидел Адам в этот момент другой пол. Сколько миллиардов лет заложено в этот процесс, я не знаю. Это неважно для меня. Мы видим, что Ева творится из Адама, что Адам становится мужчиной в тот самый момент, когда Ева становится женщиной. Увидел ее Адам и сказал такое… Это первое объяснение в любви: «Сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих», – как у Окуджавы, помните?

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

Да. Вопрос такой: а на каком языке можно выразить ту реальность, в которой мы сегодня живем? Его должен… Понимаете, когда я говорил, что я столкнулся с реальностью, перенятый мной… тот язык, который я собезъянничал, он не мог отразить эту реальность, это же, ну, это экстремально — армия, советская армия довольно экстремальна. А это касается любой другой реальности, любая реальность требует нахождения языка описания. Поэтому попытки теперешних некоторых писателей описать нынешнюю реальность языком как минимум столетней давности и приемами художественными столетней давности, то есть начала, середины 20-го века, они также нелепы, как мои попытки писать в казарме венки сонетов. Реальность требует… Почему, собственно говоря, происходит эволюция литературы? Потому что меняется реальность, а так бы мы спокойно: есть Гомер, есть Данте, чего нам… И хватит. Да, что уж, Кибиров у вас лучше Данте, что ли, напишет? Да конечно же, хуже. Но я пишу об этой жизни, о своей жизни, о нашей. Поэтому любая реальность, да… Но Данте о той писал, а мы сегодня читаем, потому что она и про нашу жизнь тоже… На то он и гений. Потому что если действительно найден язык художественный, то он остается. Но тоже преувеличивать не надо, сегодня читают, а уверены, что школьники итальянские читают и знают? Некоторые читают, я просто специально сейчас этим занимался, просто погрузился в Данте, есть даже такая школа, называется «Сто песен», куда принимают только того, кто знает хотя бы одну из песен наизусть, и это очень популярно, но понятно, что в масштабах Италии… Такой неудобный, может быть, вопрос: я встречал, и вы наверняка тоже, очень полярные оценки вашего творчества, от полных восторгов — «самый яркий поэт современности» — и до, вот недавно встречено мной, где близкий мне, умный очень человек, честно скажу, узнав, что мы с вами будем встречаться, говорит: «Ну а что Кибиров, ну, я вот тоже так могу…» Мне, честно говоря, это было больно и обидно, потому что, знаете, больно и обидно даже не за вас, а за него, потому что ну как же он не понимает… А вот вы как к этому относитесь, терпимо?

http://foma.ru/glavnoe-otlichie-hristian...

595 Слово о мире 1, 222. Clemen. р. 193. А при начале образования вот что чувствовал он: «еще не опушились мои ланиты, мною овладела пламенная любовь к словесным наукам; я старался обогатить себя внешнею ученостью с тем, чтобы употребить ее в пособие истинному просвещению, дабы знающие одно пустое витийство, состоящее в звучных словах, не превозносились и не могли опутать меня хитросплетенными софизмами». О своей жизни 6, 9. 596 Иероним пишет, что Григорий подражал в слоге Палемону. De vir. illustr. § 117). Свида, повторяя тоже, говорит о Палемоне, что он был лаодакиец, славился софистикою в Смирне и был учителем оратора Аристида. По этим словам Свиды видно, что это тот самый Палемон, который пользовался уважением Адриана и Антонина и о котором Филострат (de vita Sophistarum 1, 25) пишет: «речь Палемона согрета чувством, отзывается колкостью звучною, как олимпийская свирель; у него есть и Демосфеновская мысль, равно и изящество в словах». Четыре речи Палемона изд. Поссином Tulusae. 1637 г. Ореллем Lips. 1819. Нет сомнения, что отзыв о свойстве слога Полемонова может быть приложен к красноречию Григория. Но эта близость красноречия его к слогу Палемона зависела от некоторого сходства ораторских талантов того и другого, а отнюдь не от подражательности Григория; ибо он везде оригинален, везде верен себе самому – и в прозе о в поэзии – и на каждой странице, и в каждой строке. 598 К Евагрию о Божестве – по слогу – не назианского Богослова; по некоторым ркп. и по Ефимиевой Паноплии сочинение Григория Нисскаго . В Синод, списке замечено: «надобно знать, что это Слово – сомнительное». В Туринской библ. есть между сочинениями Назианзина слово к Евагрию о Божестве, но совсем другое (Catal. cod. Taurin, p. 74). Во всяком случае это и не слово, а письмо, – точно также, как и сочинения 51–52 к Кледонию против Аполлинария, 46 к Нектарию. 48-го Слова против ариан по многим греч. рук. нет между сочинениями Назианзина и по слогу оно не его; оно заимствовано из одного слова Златоустова. 49-е и 50-е слова о вере, упоминаемые Августином под именем Григорьевых, по всему латинские сочинения и принадлежат Бетийскому (т. е. Испанскому) Григорию. Переложение Екклезиаста принадлежит Григорию чудотворцу , как об этом уже сказано. Изданный Матеем, с рукописи моск. типогр. библ. 13 века, отрывок из слова Григория Богослова к астрономам (Lection. Mosquen. Vol. 2, p. 38, Lips. 1779 г.) принадлежит к трактатам. Похвальные Слова – Киприяну, Кесарии, Василию Великому , Афанасию, сестре Горгонии. Слово 3-е о том, каков должен быть епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В самом деле, мы видели, что в деле Уиттингэма, Райта и Траверса архиепископы Кентерберийский и Йоркский и епископ Лондонский со всей решительностью противодействуют допущению этих лиц к тому или другому церковному служению и одним из главных оснований такого противодействия выставляют именно то обстоятельство, что они не получили рукоположения по установленной англиканской форме. Между тем это происходило во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых годов, т. е. тогда, когда рассматриваемый статут давно уже имел законную силу. Представители церковной власти едва ли сочли бы для себя возможным поступать таким образом и едва ли имели бы успех в своих настояниях, если бы сделанной в статут вставке относительно равного достоинства разного рода рукоположений приписывалось тогда серьёзное значение, ибо это значило бы противодействовать тому, что имеет силу общепризнанного закона. Решительный и открытый образ действий епископов против лиц пресвитерианского рукоположения показывает, что достоинство этого рукоположения не было общепризнанным и на то, что говорилось мимоходом по этому поводу в статуте, не считали нужным обращать внимания. Учение об иерархии, формулированное сперва в „наставлении“ и „необходимом учении“, было потом выражено, как известно, в „членах веры“, а с особенной ясностью и подробностью в „книге общих молитв“. Эти два последние документа как в настоящее время пользуются в англиканской церкви законно-признанным авторитетом, так никогда не лишались его и в предшествующие века. В то самое время, когда происходили приведённые выше исключительные факты крайнего протестантского характера, в общецерковном англиканском сознании по-прежнему твёрдо и неизменно стояло то учение об иерархии, которое прямо им противоречило, ибо члены веры и книга общих молитв оставались законно-признанными вероизложениями и твёрдо проводились в церковной практике. Одной из лучших иллюстраций к этому положению могут служить события 1571-го года. Тот самый парламент и в том же статуте, где вскользь брошенная фраза свидетельствует, по-видимому, о признании равного достоинства за разного рода рукоположениями, главной и вполне ясно выраженной задачей своей поставляет сделать для всякого, вступающего в клир, обязательною подпись членов веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Что касается чтений седмичного круга, то здесь мы имеем сведения только в отношении великого поста. Для будничных утрень 2-ой редакцией назначено произведение, указанное Иерусалимским Уставом для суббот и недель – Шестоднев Златоуста; в субботы – чтение из другой книги, но какой – из описания Дмитриевского не видно 1344 . На 1-ом (согласно Евергетидскому Типикону), 3, 6 и 9-ом (согласно Иерусалимскому Уставу) часах 2-ая редакция указывает чтения из Лествицы, листа по два 1345 ; в Милийском Типиконе конца XIII века вариант, перенесенный в текст очевидно, с поля, предусматривает возможность чтения вместе с Лествицей также «толкования» на нее и определяет: при наличности такого толкования читать из Лествицы по одному листу, а при отсутствии толкования – по четыре листа. Время чтения, как и по другим Уставам, – после богородична 1346 . Чтение оглашений Феодора Студита , соответственно дню, указывается в среду сыропустной седмицы 1347 , в понедельник 1348 и, повидимому, остальные будние седмицы но окончании 3-го часа, а на второй и на всех следующих седмицах – по окончании 6 часа; для слушания оглашений собираются все иноки, на каких бы послушаниях они не находились 1349 . В первые четыре дня страстной седмицы на часах 2-ая редакция указывает чтение четвероевангелия до «Ныне прославися» 1350 ; 1-ая редакция указывает это делать на часах 1-ой седмицы 1351 . Замечательно положение, которое занимает в Криптоферратском Типиконе чтение Синаксаря: по сообщению Тоскани, чтение Синаксаря здесь полагается иногда на утрене по 6 песни канона и, следовательно, согласно Иерусалимскому Уставу, а иногда, по-видимому, согласно афонской практике 1352 , – на повечерии 1353 . В то время, как выйдя с родной Иерусалимской почвы, в Константинополе, на Афоне и Южной Италии иерусалимский строй Уставных Чтений под влиянием различных условий своей новой почвы получил указанные сейчас видоизменения и породил ряд уставных регламентаций, у себя на родине тот же самый строй оставался крепко верен первоначальной своей простоте, развиваясь, как и весь иерусалимский монастырский богослужебный строй, лишь очень медленно и мало, в тесной связи с практикой Святогробского храма 1354 и при некотором влиянии Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Но так ли это? Действительно ли, утверждение кесарийского епископа являлось conditio sine qoa non законности митрополичьего достоинства? По нашему крайнему разумению, это вовсе не следует из данного места письма 30-го и не подтверждается также и другими письмами Василия. Не считая себя эллинистом ex protesso, мы не будем заниматься вопросом, какой из двух переводов с филологической точки зрения является более верным. Из связи речи целого письма нам кажется более правильным перевод Московской духовной академии. Придавать слову δοξαν тот иронический смысл, как это делает наш почтенный критик, едва ли возможно. Как это можно заключить из практики IV века, рукоположение, совершенное еретиками, как и крещение, не считались ничтожными. В 130 письме Василий с ужасом сообщает Феодоту никопольскому слух «(если только это справедливо, не выдумка, сложенная для оклеветания), будто он (Евстафий севастийский) осмелился повторить над некоторыми рукоположение, чего доселе не делал, кажется, ни один из еретиков» 2131 . Да, и Василий, как это видно из его писем 225 2132 и 237 2133 , вовсе не отвергал у несогласных с ним в догматике епископов их иерархического сана. Наконец, вывод H. С. Суворова в отношении митрополита неокесарийского явно несправедлив. Как это видно из подписей отцов второго вселенского константинопольского 381 года собора, епископом неокесарийским был в это время Атарбий 2134 . Вот этот самый Атарбий и был преемником почившего Мусония неокесарийского! Что это так, можно видеть из тех же писем Василия Великого . Наскучив молчанием новоизбранного неокесарийского епископа Василий решается первым написать ему письмо и вступить с ним в письменное общение. «Будет ли конец молчанию, если я, пишет в своем письме Василий, ссылаясь на старшинство лет, стану выжидать, чтобы ты проглаголал первый, а твоя любовь захочет долее оставаться при этом вредном намерении продолжать безмолвие? Но, впрочем, рассудив, что быть побежденным в дружеском деле означает победу, как признаю себя уступившим тебе честь оставаться, по-видимому, при своем намерении, так сам первый начинаю писать, зная, что любовь все покрывает, все терпит, не ищет своего, а потому никогда не перестает ( 1Кор. 13 ,5 – 8 ), ибо тот не унижается, кто подчиняется ближнему из любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В начале 2010-х годов исследователи из Бостона тайком вели наблюдение, как 55 нянь обедали с одним или несколькими детьми в ресторанах быстрого обслуживания. 40 взрослых были в разной степени поглощены своими телефонами, некоторые почти полностью игнорировали детей (исследователи заметили, что переписка и прокручивание ленты больше поглощали внимание взрослых, чем телефонные разговоры).  Неудивительно, что многие дети старались привлечь к себе внимание. Еще один тщательно разработанный эксперимент, проведенный в Филадельфии Хирш-Пасеком, Голинкоффом и Джессой Рид, проверил влияние мобильного телефона на изучение слов с детьми. Тридцать восемь матерей и их двухлетние дети были помещены в одну комнату. Матерям сказали, что они должны разучить с детьми два новых слова. Затем одной группе матерей исследователи позвонили, прервав занятие, и дети этих матерей слова не выучили, в отличие от той группы, где занятия не были прерваны звонком телефона. Что интересно, исследователям пришлось исключить из анализа семь матерей, которые просто не отвечали на телефон. Молодцы, что я могу сказать! Сбалансировать потребности взрослых и детей всегда было нелегко, а тем более нелегко сбалансировать их желания, и наивно полагать, что дети могут быть непоколебимым центром родительского внимания. Родители всегда позволяли малышам временами развлекать себя самим – «вариться в собственном котле» или просто возиться в манеже. В некотором отношении телефон для детей 21-го века,тот же самый «мамин помощник», попытка чем-то занять детей. Когда родителям не хватает манежей, настоящих или метафорических, хаос приближается. Когда родители где-то не уследили за ребенком – это не катастрофа, но хроническое невнимание — совсем другая история. Использование смартфонов выявило знаковый признак зависимости: взрослые становятся раздражительными, когда их отрывают от телефона; они не только пропускают эмоциональные сигналы, но и неправильно их «читают». Погруженный в телефон родитель, быстрее раздражается, считая, что ребенок пытается манипулировать, хотя на самом деле тот просто хочет внимания. Короткие, запланированные разлуки, конечно, безвредны, даже полезны как для родителей, так и для детей (особенно, когда дети становятся старше и хотят большей независимости).

http://pravmir.ru/chem-opasnyi-roditeli-...

Можно указать еще на Александрию, Ахаию, Беотию, Македонию и др., как на такие места, где Лука мог трудиться над составлением своего евангелия. 300 Этому не противоречат и сведения о личности Феофила (см. далее). Из указанного места видно, что Феофил получил уже наставление в христианстве (быть может, если перевести буквально, наставление огласительное περ ν ατηχϑης). 301 Предположение Heumann " a de Theophilo (в Bibl. Bremens. IV, 3), что Феофил не собственное имя, а только обозначает вообще христианина (боголюбца), не имеет решительно ничего за себя, а против себя эпитет достопочтенный ρατιστε. Лук. 1, 3 . 302 Основываясь на эпитете ρτιστος, который в предисловии евангелия прибавлен к имени Феофила, обыкновенно признавали за несомненное, что Феофил принадлежал к числу знатных людей, так как этот эпитет в то время часто прилагался к лицам высокопоставленным и по преимуществу к прокураторам провинции (так у самого Луки Деян. 23, 26; 24, 3; 26:25 ). Впрочем, эпитет ρτιστος не может служить несомненным доказательством того, что Феофил был действительно знатное лицо, поскольку слово ρτιστος; у некоторых писателей тогдашнего времени значит не более, как «мой любезнейший» и в книге Деян. 1, 1 . Лука просто говорит: εφιλε, не прибавляя слова ρτιστος. Притом же между прокураторами 1-го века неизвестен ни один с именем Феофила. 303 Писатели первых веков, сообщая сведения о Феофиле, не идут далее этого «может быть»; только в средние века начали говорить о нем с большею подробностью. Ориген (Homit. in Luc. 1) называет Феофила просто Theophilum quempiain, но Исидор Исиал. (Orig. VI, 2) называет его уже Theophilum episcopum, также и в 293-м кодексе (у Шольца). Из множества предположена наиболее заслуживает внимания предположение Барония. Он говорит (Annal.), что этот Феофил, по всей вероятности, есть тот самый, о котором в Recognitiones Климента X, 41. говорится: ut… Theophilus, qui erat cunctis potentibus in civitate (Antiochia) sublimior, domus suae ingentem hasilicam ecclesiae nomine consecraret.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010