Мы так привыкли к этой молитве, единственной подаренной нам Христом, а потому и называемой Господней, произносимой столько раз на дню, что порой забываем о поразительном смысле слов, сказанных в ней Самим Господом. А ведь в ней Он повелевает нам обращаться к Нему со словами: «Отец наш» (!). И это не мы так высоко о себе возомнили, это, повторяю, Он так повелел нам. Ещё и ещё раз хочу обратить внимание на то, что слово Отец здесь вовсе не иносказательно, не «как бы Отец», не «вроде Отца»… Припомним, как прискорбно язык наш за последние два десятилетия «обзавёлся» всевозможными: как бы, типа того, вроде как. Здесь же всё предельно конкретно — Отец. Осознаём ли мы высокую значимость этих двух коротких слов, произнесённых Им в Нагорной проповеди ( Мф. 6:9 )? Да эта высочайшая радость даже не может присниться! Что же касается всего этого нашего «мусора», всей этой словесной шелухи, то здесь тоже всё непросто. К слову, в виртуальном пространстве слово мусор произносят не по-русски, как сделали сейчас мы, а как спам (тот же мусор, но сказанный по-английски). Это ведь вовсе не слова-сорняки, как может показаться на первый взгляд. Редко можно встретить человека, у которого не было бы в речи этих самых «сорняков». Иной раз устану или переволнуюсь — и давай выдавать это своё «так», попросту «такать». Жена реагирует мгновенно: «Так не так — перетакивать не будем!» И как рукой сняло! «Как бы» муж Здесь же, как мне кажется, случай всё же иной. И вот почему. Как-то одна молодая женщина, знакомя меня с молодым же человеком, представила его совершенно неожиданным образом: «Знакомьтесь, это как бы мой муж!» Признаюсь, автор этих строк замер, ожидая от «как бы» мужа взрыва негодования. Да нет, ничего подобного — он протянул мне ладонь для рукопожатия и лучезарно улыбнулся как ни в чём ни бывало, похоже, всё его устраивало. Сам-то давно уже пребываю в мужьях, а потому о том, что есть муж, знаю не понаслышке. Знаком и с несколькими вариантами того, что «не муж», а… как те же получившее в последние годы необычайное распространение в Отечестве нашем и, соответственно, в языке пресловутые бой-френды, что в буквальном переводе мальчики-друзья. Правда, среди них нет-нет да и попадаются начинающие активно лысеть молодые мужчины. Ничего себе, мальчики! Но чтобы быть мужем «как бы»… Сам-то я давно уже живу на свете, не первое десятилетие женат, а потому, что такое муж, знаю наверняка; заодно осведомлён о нескольких вариантах того, что «не муж». А потому до сей поры пребываю в неведении — кому же это меня представили?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Старинная высокая шапка с тульей раструбом, с меховой лопастью в виде отворотов, пристегивавшихся на пуговицах с петлями в 2-х местах к тулье спереди. Еще в н. ХХ в. мурмолка использовалась в С.-Петербургской, Новгородской и Псковской губ., имела вид круглой шапки с верхом из курчавых белых барашков, без отворотов. Муромская, Муромско-рязанская икона Божией Матери Предание об этой иконе восходит к XII в. Согласно ему, св. кн. Константин Муромский, желая крестить свой народ, принес образ Богородицы с Младенцем из Киева в Муром. Вскоре муромцы, прозванные за свое противление христианству святогонами, составили заговор и попытались убить князя. Св. Константин вышел навстречу заговорщикам с иконой в руках. Чудесный образ Божией Матери, нежно склонившей голову к Младенцу Христу, произвел на людей глубокое впечатление. Они покаялись и крестились. В к. XIII в. епископ Муромский Василий был несправедливо обвинен в неправедной жизни, и народ вынес ему смертный приговор. По легенде, в доказательство своей невиновности владыка вышел на берег р. Оки, расстелил на воде свою мантию и, взяв в руки Муромскую икону, чудесным образом поплыл против течения. Пораженные невиданным чудом муромцы раскаялись в содеянном зле. Они долго бежали вслед уплывающему епископу и просили прощения. Владыка достиг берегов г. Рязани и решил там остаться. В 1291 он перенес в Рязань епископскую кафедру, а чудотворную икону поставил в главном соборе города. Празднование Муромской иконе Божией Матери установлено 12/25 апр. Мусор По народным поверьям, одно из магических средств, способствующее плодородию, плодовитости, материал, используемый в народной магии. В Сибири перед Рождеством специально заметали мусор в углы, чтобы он там «переночевал», а наутро выносили сор на перекресток и, стоя на мусоре, спрашивали имя у первого встречного (т. е. имя суженого). Мусор собирали в течение нескольких дней до Рождества или с Сочельника до Нового года. Запрет подметать и, особенно, выносить мусор на Святках, Ивана Купалу (см.: Иванов день) и в некоторые др. дни объясняется, очевидно, присутствием в это время в доме душ предков. Это делали и для того, чтобы не вымести богатство, ради защиты от волков и др. После окончания праздников, наоборот, необходимо было подмести в доме, а мусор сжечь, бросить в реку, вынести в поле, за село, рассыпать по саду, тем самым «выпроводив» души из дома. У белорусов после Дедов (поминок) в канун Троицы хозяин обмахивал комнату метелкой, говоря: «А киш, киш, душечки! Котора старша и больша, та дверьми, а котора меньша, окнами!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я помню, когда первая стройка была, батюшка, который меня выходил, который стал меня воспитывать, он наполовину армянин, наполовину немец. Вот это немецкая педантичность и восточная горячность. Я помню, когда построили храм, уже идем вместе на службу: храм на горе, он идет и по ступенькам собирает какой-то мусор, какие-то конфетные бумажки, огрызок какой-то, что-то еще. Думаю, ну собирает, ну вместо уборщика работает. Нет, он мусор не выбросил, так в кармане и держал всю службу. Странно, думаю. Во время литургии подошел, говорю: «Вы мусор выбросили?» – «Нет, не выбросил, ты занимайся свои делом». Прошла служба, он вышел говорить проповедь, и вдруг, что вы думаете: в одной руке держит крест, другой достает из кармана подрясника вот весь этот мусор, показывает прихожанам и говорит: «Это – ваша церковь, это – не моя церковь. Я пришел сюда служить – служить вам, а церковь – ваша, вы жертвовали свои копеечки на нее, вот посмотрите: это вы намусорили, идя в церковь. Сюда больше никто не заходит, кроме вас, потому что территория закрыта, и заходят только те, кому нужна церковь. Заботьтесь о вашей церкви! Вот, вы идете в церковь, каждый из вас прошел, я сегодня специально чуть попозже пришел, чтобы после вас пройти по этому пути, и вот, видите какой он грязный, и никто из вас не обратил внимание на это». А другой момент меня очень сильно поразил. Я уже учился в семинарии, приехал к нему, а у него на престоле вместо Дарохранительницы стоит советский грибок-копилка деревянный, там не было монет. «Это чистая копилка, я ее еще почистил, я там храню Дары , дырочка есть, они там себя прекрасно чувствуют, но у меня нет денег купить обычную Дарохранительницу, потому что я должен заплатить зарплату людям, которые работают на стройке храма». Меня это так сильно поразило! То есть вот этот акцент на человека, на человечность, прежде всего. Когда Господь пришёл на эту землю, Он не постеснялся быть человеком. И я иной раз замечаю, что когда человек приходит в церковь, учится традиции, учится обрядам, учится правильным молитвам – он потом стесняется быть человечным, он говорит: «Я православный, я все знаю, я сейчас посоветую» – а ведь не хватает именно вот этой самой человечности. И вот эта стройка храма тоже много мне дала. Это был, своего рода, тоже путь к Богу – путь какого-то становления, переосмысления каких-то вещей.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-pravoslavno...

Проведенные работы: Храм сщмч. Власия Покошена трава и вырублены деревья вокруг храма, из помещения храма вынесены доски и бревна, разделяющие храм на ячейки для хранения зерна, а также всевозможный мусор. Оригинальные элементы отобраны и складированы частично в храме, частично в вычищенном подклете вместе с хорошими досками (под входом). Вынесена земля, зерно, птичий помет. Мусор складирован на достаточном удалении от храма вместе с мусором из церкви свт. Климента. Из-за сильной жары сжигание не представлялось возможным. Частично удалены целомудренные надписи на дверях, представляющие собой расчеты выдачи зерна. Непристойных, кощунственных, похабных надписей не обнаружено. Удален из притвора станок для обработки зерна. Установлены 3 подпорки под несущие балки крыши; укреплена несущая балка пола в алтарной части. Установлены недостающие деревянные щиты на окна. Проведена влажная уборка, размещены иконы, оставлены книги вероучительного содержания, книга храма. Изготовлены временные Престол и жертвенник. Совершено таинство Крещения (1 чел.) и Божественная Литургия. Нужно сделать: вычистить часть подклета; срочно укрепить крышу, установленные подпорки неизвестно сколько выдержат. Основные балки прогнили под дождем, треснули, состояние аварийное. Можем потерять и этот памятник навсегда. Храм свт. Климента Покошена трава и вырублены деревья вокруг храма, разобрана совхозная пристройка, примыкающая к стене, из помещения храма вынесены доски, бревна и балки рухнувшего потолка средней части здания, обвалившуюся штукатурку, землю из под обвалившегося потолка, слой которой был порядка 30-40 см в толщину, мешки с цементом и удобрениями, а также всевозможный мусор. Оригинальные элементы отобраны и складированы в храме, мусор складирован на достаточном удалении от храма вместе с мусором из церкви сщмч. Власия. Из-за сильной жары сжигание не представлялось возможным. Непристойных, кощунственных, похабных надписей не обнаружено, как и следов устраивания общественного туалета в храме. Это обрадовало, т.к. храм находится в непосредственной близи к автобусной остановке. Установлены 2 подпорки под несущие балки крыши. Установлены деревянные щиты на окна. Проведена влажная уборка, размещены иконы, оставлены книги вероучительного содержания, небольшие бумажные иконы, книга храма. Совершено таинство Крещения (1 чел.) и благодарственный молебен по окончании Божественной Литургии в храме сщмч. Власия.

http://sobory.ru/article/?object=06447

О содержании для священнослужителей 2Кор.11:8 . Апостол Павел не желал никого обременять содержанием, но, тем не менее, ни у себя, ни у других проповедников Евангелия не отрицал права пользования содержанием: «Другим Церквам я причинял издержки» Фил.4:10–19 . Если бы пастыри Церкви были обременены всегдашнею бедностию и нуждою, то они творили бы молитву за паству не с радостью, а с воздыханием: Евр.13:17 . Об апостольском служении О вознаграждении за церковные требы О сущности секстанства Из 1-го послания к Галатам Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжеучителях О свящ. Предании Гал.1:8–9 . Отсюда правильнее можно заключить, что ап. говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Свящ. Предание. В этой же главе ст.11–12, апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ; 1Кор.11:2 , и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 . (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать»... нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол очевидно разумел еретиков всех времен, отвергающих Предание. Об анафеме (отлучении) Гал.1:9 . В этих словах усматривается, что апостол еще раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5; 1:20 . Об апостольском достоинстве св. Павла О повиновении властям Об оправдании Гал.2:16 . По учению Писания, существуют два закона: закон ветхозаветный и закон духа жизни во Христе: Рим.8:2 ; Апостол Павел здесь и говорит о первом, но из этого нельзя заключать, что христиане свободны от закона Христова – новозаветного, ибо Христос сказал: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»: Мф.12:37 , а если от слов осудишься, то не тем ли более от дел – а апостол Иаков ясно говорит, что в одной вере, без добрых дел, пользы нет и что такая вера не может спасти: Иак.2:14, 17, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Ефрем. Я тоже очень рад что после духовной трапезы, пришли на вещественную, материальную трапезу, которая есть продолжение духовной трапезы. И как по монашескому преданию во время и вещественной трапезы дается монахам и слово Божие. И как я говорил геронте (игумену) Валаамский монастырь и Ватопедский – близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту проблему, потому что дух геронта (игумена) очень близок к нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас особый долг, как у монахов, что бы достойно ответить на тот призыв который нам дал Бог. Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот кто сказал: «Следуй за мной» своим Апостолам. Тоже говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, монахи, которых невзирая на наши немощи, на наши грехи призвал Он к монашескому житию. Потому что монашество – это продолжение апостольской жизни, продолжение первой киновии (общежития) руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей церкви – это православное монашество. Поэтому ответственность наша велика, мы монахи призваны для того что бы показать что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опытно переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах который отрекается, уходит от мира, совершает своим уходом, молчаливую но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского образа мыслей – выбрасывает это в мусор. И так же в мусор бросает всю честь этого мира. И как говорит Апостол: «я все посчитал за уметы «мусор» чтобы приобрести Христа. Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: «первую благодать, которую получаешь – это для того чтобы мы ушли из мира». Но это не значит что все этим заканчивается, здесь, сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духовному отцу, к которому нас привела благодать, мы должны предаться всецело, ему всецело подчинится.

http://pravoslavie.ru/37744.html

Экология и духовность - Иными словами, между внутренним миром человека и отношением человека к миру окружающему есть прямая взаимосвязь? - Разумеется! Когда человек гармонизирован с Творцом и окружающим миром, он находит тот ключ, который позволяет ему правильно относиться ко всему окружающему. Возьмем для примера святых... Известно, что Серафим Саровский в свободное от поста и молитвы время вместо отдыха носил воду, колол дрова не для себя, а для своих собратьев. Уже в современное время, в 50-е годы прошлого века другой святой человек, настоятель Глинской пустыни ночью тайно убирал мусор на территории монастыря. А что мы видим сейчас? Проезжая мимо какого-то водоема вы сразу заметите: вот частный берег - он чистый, вот общественный - он завален мусором. Или свалки, которые устраиваются вдоль дорог... Такого не только в монастырях, во всей дореволюционной России увидеть было нельзя. На старых, дореволюционных фотографиях видно какими чистыми были улицы городов. Отчего? От того душа человека просто не могла такого допустить. Она просто не вмещала этого. - Получается, что основа экологии - это внутренний мир человека. - Это его душа. Если она исполнена внутренней красоты, если человек умеет видеть и ценить эту красоту во всем - и в природе, и в других людях, он никогда не станет устраивать свалки вдоль дорог. Посмотрите вокруг, почему сегодня нас окружает так много уродства - в архитектуре, в произведениях искусства? Потому что душа человека искалечена. Ему нужно исцелить душу. Человек, с внутренним миром у которого все в порядке, не позволит себе даже бросить фантик мимо урны. И это касается представителей любой религии. Воспитание и пропаганда - Что же сможет изменить отношения людей к окружающему миру? Всеобщее духовное возрождение? - Всеобщее духовное возрождение - это утопия. Никто сейчас не рассчитывает на то, что все станут христианами. Мы не в то время живем. Поэтому решать этот вопрос надо с экологического воспитания детей, с самого детского сада, с семьи. И чтобы в школе оно было не на последнем месте. Но и родители должны подавать в этом плане достойный пример. Одним словом, здесь требуется комплексный подход.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/22/...

- А административные меры, штрафы помогут? - Запретительные меры тоже нужны, но все же начинать надо с воспитания. И еще нужна пропаганда. Телевидение должно быть этим озадачено. Засорение окружающей среды - это массовое явление. И исправить положение дел какими-то точечными ударами, уколами, невозможно. Эта работа должна быть всесторонней, программа которой должна быть рассчитанной на многие годы. Если вы приедете в Финляндию, то сразу обратите внимание на то, как там чисто. Но финны занимаются этим десятилетиями. На этих экологических программах у них уже выросло не одно поколение. Туризм и монастырь - В самом начале вы сказали, что зимой монахи отдыхают от туристов. Понятно, что туристы создают суету, в которой сложно вести какую-то созерцательную деятельность. А как визиты отдыхающих граждан сказываются на природе острова? - Ужасно сказывается! После туристов остаются тонны мусора. Мы пытаемся с этим бороться, привлекаем к уборке паломников, но мусор мало просто собрать, его же надо как-то утилизировать. В условиях острова это крайне сложно. У меня было большое желание запретить продажу каких-то товаров в пластиковых обертках, пива в банках. Но мы не являемся полноправными владельцами острова и не можем влиять на торговцев. К тому же, люди как рассуждают? " Я заплатил, поэтому буду вести себя так как захочу " . Что это, как не элементарное отсутствие культуры? - Каким образом, по вашему мнению, можно урегулировать, ограничить туристические потоки на остров? - Думаю, для этого необходимо принять правовые меры, определенные подзаконные акты. Но это довольно сложно. Валаам - природный парк регионального значения. Это статус невысокий, неэффективный. Пока в министерстве культуры,других ведомствах с нашим участием идет поиск новых решений. Как вообще организовать жизнь в уникальном заповеднике, где есть и древний монастырь и обычный поселок, куда водят экскурсии, ведется реставрация и хозяйственная деятельность,так чтобы при этом сохранялась неповрежденной природа? Единого ответа на все эти вопросы пока нет. Хотя надежды мы не оставляем - необходимую работу в этом направлении проводим.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/22/...

Поэтому мы правильно делаем, что изучаем Священное Писание, то есть вникаем в закон совершенный, в Закон Божий. И вы очень правильно делаете, что оставляете все и изучаете закон Божий. Таким образом, мы обретаем духовную вменяемость, становимся чадами Божиими, младенцами во Христе, потом – более зрелыми чадами Божиими. Человек религиозный проходит разные этапы своей духовной жизни. Я уже больше 15 лет в священном сане, но я чувствую, что я младенец во Христе, мне где-то года три, не больше. Такое может быть. Человек не может пребывать все время в младенческом состоянии, ему надо расти. Как сказано: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). В Писании также сказано: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). В слове Божьем есть откровения для самых разных уровней духовного состояния. Епископ Игнатий Богоносец , когда его везли на казнь в Рим, говорил: – Я только становлюсь учеником. Он считал себя младенцем, хотя был епископом, пользовался огромным авторитетом в Церкви, и был приговорен к мученической смерти. Он считал себя младенцем во Христе. Это очень важно; потому что если мы не умалимся как дети, то мы не войдем в Царство Небесное. Поэтому во Христе мы можем быть чем-то, если мы сами себя почитаем ничем. Как апостол Павел сказал о себе: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (то есть за мусор – О.С.), чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:8 ). Что он почитал за мусор? Весь свой прежний религиозный опыт. Он считал, что он совершенно несостоятельный. И ради превосходства во Христе он почел этот свой религиозный опыт за мусор. Для того, чтобы обрестись во Христе спасенным чадом Божиим. Итак, мы должны исследовать Божественное Откровение очень внимательно, потому что Откровение, которое мы читаем, Иисус Христос получил от Бога Отца. Через Ангела Своего Иисус Христос передал это Откровение Иоанну Богослову. А Иоанн Богослов передает это откровение всем христианским общинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда вагоны были нагружены и Сартис приказал нам тоже садиться в вагон, один из нас спросил его: – А как быть с трупом Колокольцова? Разве мы его не возьмем в лагерь? Сартис подошел вплотную к спрашивавшему и, поднеся к его лицу револьвер, сказал: – Это видел? Я тебя научу вмешиваться не в свои дела. Не разговаривать! Приехав в гавань, мы должны были выгрузить из вагонов, как рельсы, так и вагонетки и сложить все в порядке около одного из сараев. Мы попали к себе в собор около 9 часов утра и повалились на нары, как убитые. Неудивительно: мы почти полутора суток не ели и не спали, или, вернее сказать, мы почти не ели и не спали с самого дня отъезда из Петербурга. В эту последнюю ночь мы убедились на опыте, что такое Соловецкий концентрационный лагерь. Часов около 3 дня, меня с трудом растолкали. Весь собор был пустой, так как все были на работах, кроме нашей группы, получившей отдых, благодаря ночной работе. Нам приказали заняться уборкой собора. Для этого нам дали тощие, обтрепанные метлы, обломанные деревянные лопаты и два мешка с опилками. Тяжелое впечатление производит собор с бесконечными рядами грязных нар, на которых набросаны вороха всякого тряпья. Каменные плиты пола покрыты толстым слоем грязи, а под нарами высятся кучи разлагающегося мусора, опилок и отбросов пищи. Все это разлагается и издает отвратительный запах. Убрать мусор нельзя, так как некуда. Выход из собора – на широкую площадку, на которой должно быть чисто, так как там, иногда, проходит «начальство». Ближайшее место, куда можно было бы свалить мусор, находилось в расстоянии от собора около полутора километров – это развалины небольшой церкви. На этих развалинах разрешалось заключенным 11-й, 12-й и 13-й рот умываться по утрам, так как в соборах не имелось ни малейшего приспособления для умывания. Чтобы вынести из собора весь мусор, понадобилось бы работать нескольким десяткам человек целый день. Поэтому начальство лагеря ограничилось простым средством гигиены: на южной стене собора саженными буквами написано такое изречение: «Без грамотности и чистоты нет путей к социализму».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010