267 Кеппена Список Русск. Памятн. Стр. 13. 14. М. Филарета Беседы к глаголем. старообрядцу стр. 130. 268 Подробное описание фрескам в Жур. Мин. Нар. Просв. 1844 январь, где приложен и снимок с трех изображений. В том же виде: а) свят. Василий В. представлен на одной из картин Святослава Изборника 1073 года; б) на потире, найденном в Киеве и принадлежащем времени домонгольскому: аа) Сспаситель благословяющий: два последние перста Его приклонены к больному, указательный и средний простертые. бб) Иоанн Злат. В омофоре и фелоне благословляющий: четвертый перст приклонен к больному, а три другие стоят. Но иначе Иоанн Предтеча. (Труды Общества Ист. И Древ. т. 3. Ч. 1. стр. 154. 155). 269 Беседы к глагол. старообрядцу стр. 129. В том же положении руки пр. Иосифа многоболезненного и Алипия иконописца, как говорит искренние очевидцы. 270 В доказательство довольно указать на Месяцеслов, находящийся в Остромировом Евангелии 1056–1057 г. Он показывает, что празднования Церкви Греческой были приняты в Церкви Русской, но приняты в тогдашнем их виде, т.е. не только без праздников, введенных после 1225 г., но с чином празднования того времени, не совсем согласным с нынешним. Для примера в сентябре 2-го Иоанну и Павлу Конст.; но последнему ныне авг. 30 и ноября 6. 7-го. «Стр. св. М. Созонта при Максимине царе и св. М. Харитинии», последней ныне нет. 13, 18 и 21-го «М. Симеону по плоти южице Господню», ныне не положено. 17-го «Харалампию, Пантелеймону и дружине его», ныне не положено. 21-го освящение (т.е. храма) св. Мины», – М. Феодора в Пергии – того и другого нет. Но Феодор есть и в Васильевом менологе. 22-го «М. Приска, Мартина, Николы». Приску положена пам. 21. сент.; прочих не видно. 25-го «М. Романа и м. Ии» – последняя ныне 11 сент. 28-го М. Рипсимии и дружине ее, – ныне 30 сент. Наконец 29 и 19 «М. Трофима и Доримедонта». Ныне только 19 сентяб. По сим примерам видно, что а) здесь некоторые празднования только местные, каковы сент. 2 Павлу, сент. 13, 18, и 21 Симеону, 17 Харалампию и Пантелеймону, 21 Мине и пр. (таких праздников довольно в Прологе 13 в. у Востокова стр. 449–452). б) Другие празднества – остаток славной древности: таково поклонение Кресту 10 и 11-го ч. – памятник событий при имп. Ираклии. в) Иные перенесены на другой день для празднования знаменитейшим. Напр. память Рипсимии с 20 на 30-е, потому, что 20-го празднуется великому Иоанну Евангелисту и Апостолу. Сколько подобных перемен сделано в 9–11 в., скорее всего можно видеть по дням Господских праздников и вел. святых, где в поздних Месяцесловах не положено празднования святым, тогда как тот или другой святой скончался в один из таких дней, и в древнее время совершалось в сей день воспоминание о нем. Последнее видно по древнейшим церковным памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Камчатской епархии (см. ст. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1922-1923 гг. Названо по г. Охотску (ныне поселок, адм. центр Охотского р-на Хабаровского края ). К 1922 г. Владивостокская епархия являлась единственной епархией Русской Церкви, находящейся на территории, контролируемой белыми войсками. После ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона (Беллавина) и попытки захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество ) дальневост. архиереи решили созвать в окт. 1922 г. церковный Собор во Владивостоке для решения вопроса о церковном управлении в регионе. Для подготовки Собора (который так и не состоялся) 13-14 сент. 1922 г. в г. Никольске (ныне Уссурийск) прошло Дальневосточное архиерейское совещание, в котором участвовали архиепископ Харбинский Мефодий (Герасимов ; впосл. митрополит), архиепископ Токийский Сергий (Тихомиров ; впосл. митрополит), епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский ; впосл. митрополит), епископ Владивостокский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов ; впосл. митрополит). На совещании среди прочего было принято экстренное решение о преобразовании полусамостоятельного Камчатского викариатства Владивостокской епархии в самостоятельную епархию, о присоединении к ней Охотского у. и об учреждении О. в. 13 сент. это решение было утверждено Синодом РПЦЗ, к-рый благословил рукоположить во епископа Охотского находившегося в это время во Владивостоке прот. Даниила Шерстенникова (см. ст. Даниил (Шерстенников) , епископ) по пострижении его в монашество. В офиц. печатном органе Синода РПЦЗ за 14-28 сент. 1922 г., вышедшем с большим опозданием, соответствующее определение Синода датировано 29 авг.- 11 сент. 1922 г. (Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1922. 12/13. С. 8). В нач. окт. 1922 г. во Владивостоке архиерейскую хиротонию Даниила (Шерстенникова) совершили епископ Владивостокский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов). После хиротонии еп. Нестор покинул Россию, а еп. Даниил отбыл в Петропавловск, где должен был замещать Камчатского архиерея, временно управляя епархией. 25 окт. 1922 г. Охотский епископ прибыл в город, где был с радостью встречен верующими. В тот же день во Владивосток вступили красные партизаны, затем они заняли и Петропавловск. Вскоре советские власти стали преследовать представителей духовенства. Был арестован настоятель Петропавловского собора свящ. Михаил Ерохин. Охотский архиерей неоднократно ходатайствовал перед местными властями о его освобождении. В янв. 1923 г. еп. Даниил и его брат Павел были арестованы по обвинению в укрывательстве церковных ценностей. Епископ был переведен во владивостокскую тюрьму, а в дек. 1923 г. доставлен в Читу и в дальнейшем на Камчатку не возвращался.

http://pravenc.ru/text/2581771.html

5 авг. 1959 г. Д. м. был закрыт, под предлогом того, что «в период временной немецко-фашистской оккупации г. Днепропетровска монашествующие воспользовались временной оккупацией, захватили часть территории и пять строений, из которых четыре здания общей площадью 741 кв. м. приспособлены под кельи и одно под молитвенный дом, в последнем до Великой Отечественной войны был клуб и учебно-производственные мастерские школы-интерната... Монастырь оказался на территории и в зданиях, принадлежащих детским учреждениям, что является грубейшим нарушением постановления Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г.». К 1959 г. в Д. м. проживало 82 сестры, в т. ч. 62 монахини старше 55 лет. Трудоспособным насельницам предлагалось устройство на предприятиях города, монахини же пенсионного возраста были размещены в домах престарелых. С 1959 г. на территории Д. м. размещался детский интернат и школа-интернат 1 для детей-инвалидов. На месте взорванного Тихвинского собора было построено здание детского интерната для глухонемых. В Варваринском храме находился клуб, колокольня была разобрана. Чудотворный Тихвинский образ был передан в Троицкий кафедральный собор. С 1994 г. монашеская жизнь Д. м. возрождалась в стенах бывш. Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , где на тот момент располагался интернат для девочек с умственными отклонениями. Решением Днепропетровской обл. сессии от 18 нояб. 1997 г. Д. м. был передан Днепропетровской епархии. 17 дек. 1997 г. в Варваринском храме был отслужен молебен с акафистом вмц. Варваре, с 6 февр. 1998 г. по пятницам (кроме Великого поста) стали совершаться регулярные акафистные пения. С 8 февр. 1998 г. по воскресным дням служились литургии. 8 монахинь во главе с игум. Мариной (Ткачук) поселились в Д. м. Решением Свящ. Синода УПЦ от 12 марта 1998 г. Д. м. был открыт, настоятельницей утверждена игум. Марина (Ткачук). 22 апр. 2005 г. игум. Марина приняла постриг в схиму с именем Матрона, мон-рь возглавила игум. Зосима (Сварчёвская). К 2007 г.

http://pravenc.ru/text/178628.html

После публикации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от Церкви» от 20 янв. 1918 г. в Н. В. м. началась реквизиция монастырского имущества. Поводом для закрытия обители послужили события, происшедшие в Звенигороде. 29 июня 1919 г. Звенигородский уездный совет постановил закрыть в течение месяца все мон-ри уезда. Когда известие об этом достигло Воскресенска, к обители стали стекаться верующие. Настроение защитников Н. В. м. было настолько решительным, что местные власти 7 июля вынуждены были заверить собравшихся в том, что слухи о его закрытии распускают «темные люди» и эти сведения являются «ложными и контрреволюционными». 12 июля в более спокойной обстановке решено было возложить материальное обеспечение обители на верующих, после чего успокоенные граждане покинули обитель. Однако местные власти вызвали из Звенигорода отряд вооруженных красноармейцев, и в ночь на 14 июля Н. В. м. был занят ими. Насельники обители (ок. 15 чел.) были арестованы как заложники. Управлявший мон-рем еп. Палладий (Добронравов), тяжело болевший сыпным тифом, не смог предпринять никаких действий. Прибывший в Воскресенск для выяснения обстоятельств следователь Г. И. Соколов не нашел контрреволюционных намерений в действиях защитников Н. В. м., после чего большая часть монахов была выпущена на свободу. Навестив в больнице еп. Палладия, Соколов выразил сомнение в законности закрытия обители и заявил, что епископ может считать себя свободным. Это не устроило новые власти, по их просьбе Наркомюст прислал др. следователя - И. А. Шпицберга, незадолго до этого руководившего вскрытием мощей прп. Саввы Сторожевского. 15 авг. Шпицберг прибыл в Воскресенск, в тот же день начались допросы. Путем давления на подследственных удалось выяснить фамилии приезжавших в Н. В. м. людей, близких к патриарху Московскому и всея России Тихону, а также монахов, общавшихся с ними. «Опасные» монахи были отправлены в звенигородскую тюрьму, а еп. Палладий - в Москву, где вскоре был отдан под суд. Оставшихся монахов временно разместили в настоятельских покоях, превращенных в богадельню. 11 нояб. 1919 г. Звенигородский совет вынес постановление о выселении монахов и снятии их с довольствия, что означало закрытие Н. В. м. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2577827.html

А. и прямо говорится о желаемом исходе процесса - прославлении К. А. как святой Римско-католической Церкви, тогда как обычно папские документы, инициирующие канонизационный процесс, имеют нейтральный характер. Необычный формуляр буллы «Gloriosus Deus» можно объяснить особым почитанием К. А. папой Иннокентием IV. Помимо указаний о начале процесса канонизации в булле содержался список вопросов, которые следовало задавать свидетелям (этот список не сохр., о его содержании можно судить по показаниям свидетелей). Епископ Сполето составил комиссию из клириков своего диоцеза и монахов-францисканцев. 24 нояб. 1253 г. комиссия прибыла в мон-рь Сан-Дамиано. Епископ привел к присяге и опросил 13 монахинь, лично знавших К. А. Еще 2 монахини, находившиеся в лечебнице, были опрошены позже (28 нояб.). Бенедикта, аббатиса Сан-Дамиано, выразила общее желание засвидетельствовать святость К. А. В тот же день комиссия в ц. Сан-Паоло в Ассизи выслушала свидетелей из числа горожан; также были опрошены 4 чел., связанные родственными или соседскими узами с семьей К. А. и знавшие ее с детства. 29 нояб. 1253 г. о святости К. А. свидетельствовал Джованни ди Вентура, к-рый присутствовал при одном из чудес, совершенных ею. Т. о., в ходе расследования показания дали 20 свидетелей. 15 авг. 1255 г. папа Александр IV провел церемонию канонизации К. А. в Ананьи (булла о канонизации датирована 26 сент. 1255). Св. Клара исцеляет ребенка, растерзанного волками. Худож. Дж. ди Паоло. 1453–1462 гг. (Музей изящных искусств в Хьюстоне) Св. Клара исцеляет ребенка, растерзанного волками. Худож. Дж. ди Паоло. 1453–1462 гг. (Музей изящных искусств в Хьюстоне) Зафиксированные в документах канонизационного процесса чудеса К. А. легли в основу агиографических сочинений. В 1-й книге лат. Жития подробно описываются чудеса, совершенные святой при жизни. В мон-рь Сан-Дамиано, ища исцеления, приходило много больных и немощных. Франциск Ассизский посылал к К. А. монахов-францисканцев, и она врачевала их крестным знамением.

http://pravenc.ru/text/1841249.html

С. 15-18; 1892. 1. С. 20-24; 2. С. 24-30; 10. С. 18-22; 11. С. 6-13). В 1901-1905 гг., когда главным редактором журнала был сщмч. Иоанн Восторгов, направление издания изменилось: практически исчезли материалы исторического, искусствоведческого и агиографического характера, их место заняли офиц. хроника и проповеди, бóльшую часть к-рых писал сщмч. Иоанн. Представители груз. общественности упрекали редакцию вестника в недоброжелательности к груз. народу, груз. языку, ГПЦ. Недовольство усиливалось тем, что в этот период журнал, за нек-рым исключением, выходил только на рус. языке, без грузиноязычного приложения, единственной опубликованной на груз. языке была ст. С. Миропольского «Школьная дисциплина и ее помощь» (1891. 5. С. 1-8). 26 авг. 1905 г. экзарх Грузии архиеп. Николай (Налимов) созвал епархиальный съезд духовенства для рассмотрения вопроса о дальнейшем издании журнала. Приняв во внимание, что журнал пренебрегает утвержденной в 1890 г. программой и не отражает жизни груз. духовенства и общества, съезд освободил сщмч. Иоанна от занимаемой должности и поручил издание журнала особой комиссии в составе свящ. Никандра Покровского (и. о. главного редактора журнала), И. Перадзе (и. о. главного редактора груз. версии журнала), И. Джаши и С. Мураховского (Указ Святейшего Синода от 8 дек. 12300). Также было решено изменить название журнала 1 за 1907 был выпущен под названием «Вестник Грузинского Экзархата»). 18 и 20 за 1905 г. не вышли в свет из-за политической стачки, 23/24 за тот же год вышел неполным (неофиц. часть): из-за пожара в типографии Хеладзе номер не удалось полностью восстановить. Груз. выпуск вестника появился 1-2 нояб. 1906 г. Во вступительной ст. «От редакции» были поставлены новые цели и объяснялись принципы издания: «В деле разрешения вопросов церковной реформы прояснять церковно-общественное самопознание и объятую тьмой существующую церковно-общественную действительность рассматривать без предвзятости и по справедливости». Новая редакция считала необходимым издание такого журнала, к-рый бы «достойно встретил новый этап, начатый манифестом 17 октября» (1906. 1/2. С. 29-31).

http://pravenc.ru/text/180680.html

Обращаясь к самой современной действительности, надо помнить, что огромное влияние на общество: митр. Антония, оо. С. Булгакова , А. Ельчанинова , Г. Спасского объяснялось тем, что они прекрасно знали и светскую литературу и следили за наукой или искусствами, или течениями мысли. В светском образовании всех времен можно найти и полезное для пастыря, и вредное. Отцы Церкви извлекали из Платона и Гомера то, что могло принести назидание для их времени, не избегали того, что было растленного и ненужного в той языческой образованности. Здесь дело не в том или ином веке, и опасность вовсе не в современном или древнем. Митр. Московский Филарет писал в свое время (27 авг. 1858 г.): «Воюют против современных идей. Да разве идеи православия и нравственности уже не суть современныя? Разве оне остались только в прошедших временах? Разве уже все мы язычники до одного? Не время виновато, а мысли неправославныя и безнравственный, распространяемыя некоторыми людьми. Итак надобно воевать против мыслей, неправославных и безнравственных, а не против современных» («Собр. мнений и отзывов», том IV, стр. 344). В желании, кстати сказать, бесплодном, вернуть вспять ушедшее, не найти спасения от опасностей сегодняшнего дня. Тот же митр. Филарет писал (29 марта 1839 г.). Наместнику Троицкой Лавры, архимандриту Антонию: «Нельзя девятнадцатый век сделать четвертым или пятым, и Вологодскую губернию Фиваидою» («Письма к Нам. Лавры», том I, стр. 315). Во всяком случае, великий наш Святитель понимал пользу просвещения и всегда умел защищать Православие от нападок и обвинения в мракобесии. Митрополиту Новгородскому Исидору он писал: «Напрасно думает критик, что вера Христова во вражде со знанием, в союзе с невежеством» («Собр. мнений и отзывов», том V, стр. 48). Следует, конечно, затронув эту тему, коснуться и возможной опасности, подстерегающей пастыря на этом пути. Увлеченный желанием быть «культурным» и начитанным, священник может легко поддаться соблазну обмирщения и незаметно для себя самого неправильной оценки умственных ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Фридрих II сразу после женитьбы на Изабелле в Бриндизи (9 нояб. 1225) сместил И. Б. с поста регента Иерусалимского королевства, объявив себя его законным правителем. И. Б. укрылся в Риме, найдя союзника в лице нового папы Григория IX , отлучившего Фридриха II от Церкви 29 сент. 1228 г. Когда годами уклонявшийся от выполнения своего обета участвовать в крестовом походе император в 1228 г. все же отправился в Св. землю, И. Б. возглавил армию папы Григория IX и одержал в Италии ряд побед над войсками Фридриха II. Вернувшись из Палестины в июле 1229 г., император разбил армию папы. По заключенному в авг. 1230 г. мирному договору захваченные И. Б. Монте-Кассино и Гаэта были возвращены Фридриху II. При поддержке Григория IX И. Б. занял трон правителя Латинской империи. После смерти Роберта де Куртене в янв. 1228 г. титул латинского императора К-польского перешел к его 11-летнему сыну Балдуину II де Куртене (1228-1261). Сначала бароны хотели сделать регентом при малолетнем императоре болг. царя Ивана Асеня II, но затем предпочли кандидатуру И. Б. Тот согласился принять предложение при условии, что Балдуин женится на его дочери Марии. По соглашению, заключенному в Риети с представителями баронов Латинской империи и утвержденному папой Римским 19 апр. 1229 г., И. Б. также получал в наследственное владение (апанаж) Никомидию (текст договора см.: Urkunden zur älteren Handels- und Staatsgeschichte der Republik Venedig/Hrsg. G. L. Fr. Tafel, G. M. Thomas. Amst., 1964r. Tl. 2. S. 266-270). В 1231 г., по прибытии в К-поль, И. Б. был коронован императором. Латинская империя на тот момент находилась в кризисном положении. Ее территория сократилась до К-поля и его окрестностей, Болгарское царство, Никейская империя и Эпирский деспотат вели политику, направленную против «латинян». Мн. зап. рыцари покидали Латинскую империю. В 1233 г. И. Б. совершил военную экспедицию на территорию Никейской империи, высадившись в Лампсаке и захватив ряд крепостей; однако результаты похода закрепить не удалось. В 1235 г. никейский имп. Иоанн III Ватац и болг. царь, заключив союз, осадили К-поль. Несмотря на малочисленность городского гарнизона (не более 160 рыцарей), И. Б. удалось отстоять город благодаря поддержке венецианского флота. В следующем году Иоанн Ватац и Иван Асень предприняли повторную попытку отвоевать К-поль у «латинян», но греко-болг. флот был разбит венецианцами.

http://pravenc.ru/text/469840.html

Истинная ревность в сердце священника также необходима, как знание и благоразумие в рассудке. Она есть не иное что, как та самая любовь к Богу и ближнему, которая побуждает трудиться о спасении других во славу Божию. Она есть пламень, который, вырываясь из святого сердца, воспламеняет благочестие тех, в которых находит доброе расположение, низлагает противящихся и не дает им успокоиться до тех пор, пока не возвратит их к своему долгу. „Кто снедается ревностию дома Божия? Тот, кто испорченное в нем старается исправить, не успокаивается, если не может исправить, терпит, стенает» (Авг. на Пс.68 ). Какою сильною ревностию к славе Божией и спасению душ горел наш всеблагий Спаситель? Кто может представить это в уме, не только выразить в слове? Какой огонь любви, когда он Сам, предсказывая о своих страданиях и поносной смерти, которою благоволил искупить всех людей, говорил ученикам: «Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся? Крещением же имам креститися, и како удержуся, дóндеже скончаются» ( Лук.12:49,50 ). Сей огонь воспламенял все сердце ап. Павла: «Кто изнемогает, (говорит он о себе – от авт.), и не изнемогаю; Кто соблазняется и аз не разжизаюся?» ( 2Кор.11:29 ). Словом разжизаюся (сгораю), по замечанию св. Златоуста, св. апостол Павел хотел выразить всю силу скорби своей. Человек, который был восхищен до третьего неба и видел рай, который сподобился узнать неизреченные тайны Божии и испытать на себе дивные милости Господни, оставался в непрестанной скорби, когда не видел спасшимися своих братий ( Рим.9:1–3 ). Сим огнем были воспламенены и прочие все апостолы, сим пламенем ревности сгорали так многие св. отцы и пастыри церкви, которых имена написаны в книге жизни. О, если бы все священники горели сим огнем и жаждали только славы Божией и спасения душ! Кто не имеет сей ревности, тот очень неохотно совершает Таинство покаяния, скучает и тяготится сим делом; это огонь без теплоты, солнце без света. Священник, неодушевляемый при исповеди истинною ревностию, удобно уловляется самолюбием и пагубными страстями от сего происходящими. Свойства истинной ревности

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Не менее ярко типологическое истолкование И. евреев из Египта отражается в богослужении праздника Богоявления. Напр., во 2-м тропаре 7-й песни канона праздника, составленного Космой Маюмским, говорится о чудесном избавлении Израиля от египтян, а также об облаке, сопровождавшем их в пустыне: «Некогда облако и море прообразовали чудо божественного крещения: через них древний народ, путешествуя, крестился в Законодателя; было же море образом воды, а облако - Духа» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 243). В 3-м тропаре 4-й песни этого же канона особо отмечается благоговение Моисея при его встрече с Богом, Который воззвал к нему из тернового куста (Там же. С. 240). В молитве из чина Великого водоосвящения содержится воспоминание о спасении от египтян: «Ты Бог наш, освободивший через море от рабства фараону через Моисея род еврейский» - и о чуде изведения воды из скалы в пустыне при Мериве: «Ты Бог наш, пробивший камень в пустыне, и потекли воды, и потоки хлынули, и жаждущих людей Твоих напоил» (Там же. С. 231). Воспоминание об этих событиях в чине освящения воды на Богоявление характерно для всех христ. Церквей. Также типология событий кн. Исход присутствует в богослужении праздника Вознесения ( Kretschmar G. Himmelfahrt u. Pfingsten//ZKG. 1954/1955. Bd. 66. S. 211). В службе этого праздника содержатся отсылки к дарованию закона на Синае: «Явившемуся Богу на горе Синай и давшему Закон боговидцу Моисею... тому все воспоем...» (3-й тропарь 1-й песни канона праздника авторства Иоанна Монаха; см.: Триодь Цветная. Л. 187 об.) - и к созерцанию Моисеем божественного мрака на горе (Там же. Л. 188). Аналогичная типология характерна для песнопений праздника Преображения Господня. В гимнографии этого праздника также вспоминается огненный столп, указывавший евреям путь в пустыне: «Тот, кто огненным столпом и облаком в древности вел по пустыне израильский народ…» (2-й тропарь 3-й песни канона праздника, составленного Космой Маюмским; см.: Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 164). По свидетельству блж. Августина ( Aug. Ep. 55. 29//CSEL. Vol. 34/2. P. 202), праздник Пятидесятницы тесно связан с воспоминанием о даровании закона на горе Синай. Эта связь отражена в отдельных песнопениях службы. Напр., 2-й тропарь 8-й песни праздничного канона Космы Маюмского содержит аллюзии на видение славы Господней (Исх 24. 17): «Поднимающиеся на гору, которой нельзя коснуться, не боясь устрашающего огня, придите и станем на горе Сионской...» (Триодь Цветная. Л. 245 об.).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010