В соответствии этому заслуживают внимания высказанная в авг. 1787 г. и непонятая старообрядцами «согласниками» черниговских посадов готовность екатеринославского архиепископа Амвросия (Серебренникова) посвятить для них священника «без дальних уговоров» 26 и действия присланного в 1788 г. из С.-Петербурга в Стародубке священника Андрея Иоаннова Журавлева «по изустному от Св. Синода благословеннию». 27 Епископ Тихон (Малинин), состоя на воронежской кафедре, 7 февраля 1785 г. предоставил старообрядцам г. Черкасска, согласно прошения их от 1783 г., право входа в православные церкви и совершения для них треб по старопечатным книгам и в том же году такое распоряжение распространено на других склонных к сему, старообрядцев войска донского: а 20 февраля 1790 г. уже перемещенный в тверскую епархию, он наложил резолюцию на прошение новоторжских поповцев, присоединившихся к церкви: «Благословляю освятить церковь . По солнцу ходить или против солнца, то почитаю за равное» 28 . В августе 1790 года чрез Св. Синод беспрепятственно проходит представление екатеринославского преосвященного Амврсия об освящении построенной старообрядцами Таврической области церкви в учрежденном ими Корсунском монастыре об определении туда настоятеля и рукоположении для нее двух священнослужителей 29 . Но тот же архиепископ вскоре по кончине кн. Потемкина (в октябре 1791 г.), в январе 1792 г., вынужден был писать графу Платону Александровичу Зубову: «Из прилагаемого при сем от преосвященнейшего Гавриила, митрополита новгородского, ко мне письма (разумеется, очевидно, отношение от 28 января 1787 г.) 30 изволите усмотреть, что благоугодно было ее величеству повелеть старообрядцам по их прошениям давать священников. Исполняя сию высочайшую волю, нахожу полезным, чтобы дозволить им также и церкви строить; о чем хотя и относился я к тому же преосвященнейшему новгородскому, но никакого не получил ответа; покойный светлейший князь дозволял им то делать сам по сношению со мной. Покорнейше прошу ваше сиятельство войти в дело сие и исходатайствовать высочайшее на то повеление» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

589 Трудность созвания вселенского собора ясно показана в указанной ст. преосв. еп. Сергия. Церк. Вестн. 1902 г. 45. 590 «Что такое, скажешь, действо? Что такое дарование? Что такое служение?» спрашивает св. И. Златоуст и отвечает: «только различные названия, а предмета одни и теже. Ибо он (т. е. апостол) называет (в других местах) и дарование и служение действом». И по мысли блаж. Феодорита, апостол «одни и теже дары назвал дарованиями и служениями и действами». См. у еп. Феофана. Толк. на 1Кор. 12:5–6 . 591 Литература. – Феофана еп. Толк. на 1 Коринф. ХІІ гл. Голубева М. А. Обозрение посланий ап. Павла к Коринфянам. I т. Спб. 1861 г. Михайловского В. прот. О дарах Св. Духа в первенствующей церкви. Спб. 1868 г. 2 изд. Глаголева Д. свящ. Второе великое путешествие ап Павла. Тула. 1893 г. 300–319 стр. Муретова М. Д. Пророчество и языкоговорение (глоссалия), как знамения для верующих и неверов (Бог. Вестн 1904 г. июль–авг.). Фивейского М. свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви. Оп объясн. 1Kop. XII–XIV гл. Москва. 1907 г. (отзыв в «ІІроток. Совета Моск. Дух. Ак.“ за 1907 г. 20 дек.). 595 Св. Ириней свидетельствует, что в его время были еще такие, которые, имея в себе Духа Божия, говорили всякими языками (Евсев. Церк. ист. V, 7). Св. И. Златоуст спрашивает: «почему апостолы получили прежде других (даров) дар языков?“ и отвечает: «потому что должны были ходить повсюду. Как при столпотворении один язык разделился на многие, так тогда (в первые времена церкви) многие языки часто принадлежали одному человеку. Один и тот же говорил на персидском, на римском, на индийском и многих других языках, по внушению Духа. Такое дарование называлось даром языков, потому что (владевший им) мог говорить вместе на многих языках» (На 1 Кор. Бес. XXXV, 1). «Это было чувственным знамением, т. е. такая речь, – потому что ее слышали чувством телесным, – но это чувственное знамение делало явною для всех духовную и невидимую благодать Духа» (Бес. о пользе чтения св. Писания, – III т. 79 стр. по изд. Спб 1897 г.). Так понимали глоссолалию и другие учители церкви, напр. Тертуллиан (Пр. Mapk. V кн.). Ориген (На Исх Бес. XIII и др.), Кирилл иерус. (Огл. поуч. XVII, 16), Григорий Б. (Сл. 41, на Пятидес.), блаж. Иероним (Пис. 39, к Марцелле), блаж. Августин (Слова на Пятидесятницу), Григорий Двоеслов (На Еванг. бес. 4, 29 и 30). Это же понимание выражено в церковной песне: «егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

– К материи об убогих домах, помещённой в письме моём от 3 янв. осмеливаюсь присоединить, здесь, что они в некоторых городах назывались «гноищами». В Костроме до ныне находится церковь называемая Косма и Дамиан на гноищи» (стр. 13–14). 1 марта того же рода М. Як-ч снова посылает Снегирёву «нечто об обычаях, поверьях и поговорках Костр. губернии; 1 авг. выражает надежду «представить чрез несколько месяцев» продолжение (стр. 18); а 20 сент. спрашивает: «не благоугодно ли будет обратить внимание и на народные игры в Костр. губ., которые описать также почту самым приятнейшим занятием»? (стр. 20). Представляя 3 окт. 1831 г. продолжение (может быть уже не первое), Диев оговаривается: «стыжусь посылать сие малое произведение, по маловажности материи не заслуживающее особенного любопытства; но решаюсь представить единственно в уверенности, что искусное перо (ваше) с простого предмета может снять черты, достойные любопытного взора» (стр. 29). Через несколько лет, 20 янв. 1836 г., когда дело клонилось к изданию в свет 1 выпуска Снегирёвских «Русских праздников», Диев писал их автору: «народные праздники составляют предмет сколько любопытный, столько и высокий; местное их различие удивительно; не только в губернии, в одном уезде один и тот же праздник отправляется различно и под разными названиями. В скором времени буду иметь честь представлять вам дополнения к Нерехотским обычаям. Где только нахожу случай, я наведываюсь и об обычаях других сторон; напр. всехсвятское заговенье в Нерехте называется «Конюковкою», в Костроме «Ярилом», в Ярославле «Солониною». Коледа отправляется в Кинешемском и Юрьевецком уездах на другой день Рождества Христова, у нас в Васильев вечер сбирают свинку и боровка, а в Ярославле фабришники с большой фабрики Яковлева ходят по домам в Ярославле и поют коледу о маслянице: «позволь сию, хозяин, коледу пропеть: шла Кодяда из Новагорода». Надеюсь скоро получить списанною эту песню» (стр. 75). 18 февр. того же 1836 г. наш обязательный историк получил от Снегирёва первый печатный лист «Русских праздников» и но этому поводу сообщал о праздновании Костромичами Ярилы: «Костромские старожилы рассказывали мне, что перед сим лет за 60 в всесвятское гульбище один носил Ярила, – изображение мущины, украшеннаго лентами....

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

[Греч. Μιχαλ Δοκας] (ок. 1050, К-поль - ок. 1090, там же), визант. имп. (24 окт. 1071 - 31 марта 1078), митр. Эфесский. Старший сын имп. Константина X Дуки и Евдокии Макремволитиссы. В кон. 1059 г. вместе с младшим братом Константином М. Д. был провозглашен соправителем своего отца. После смерти имп. Константина X (22/23 мая 1067), несмотря на совершеннолетие М. Д., правящая семья Дук не решилась передать ему бразды правления. Официально императорами стали М. Д. с братом Константином, но при них был образован регентский совет, который возглавили Евдокия Макремволитисса и дядя императоров Иоанн Дука, получивший титул кесаря. Чтобы еще более укрепить положение семьи, 1 янв. 1068 г. Евдокия вышла замуж за полководца Романа IV Диогена , к-рый ранее уже заявлял о своих претензиях на трон и теперь получил реальную власть. М. Д. и его братья Константин и Андроник оставались соправителями Романа. В авг. 1071 г. правление Романа завершилось разгромом визант. войска тюрками-сельджуками в битве при Манцикерте, в ходе к-рой Роман был захвачен в плен. После получения известий об этих событиях в К-поле семья Дук организовала новый дворцовый переворот. По плану кесаря Иоанна Дуки и придворного советника Михаила Пселла Роман был заочно объявлен низложенным, Евдокия Макремволитисса отправлена в монастырь Пиперудион на берегу прол. Босфор близ К-поля, а М. Д. был коронован как старший император 24 окт. 1071 г. В конце того же года Роман Диоген был освобожден сельджуками и вновь попытался бороться за престол. Однако против него на восток по приказу М. Д. были отправлены войска, к-рые возглавил Константин Дука, сын кесаря Иоанна. Роман с небольшими силами был разбит близ Амасии (ныне Амасья, Турция) и бежал в Киликию, где нашел поддержку у арм. князя и катепана Антиохии Хачатура. В 1072 г. войска М. Д. осадили Романа в крепости Адана, и спустя нек-рое время тот согласился официально отречься от престола и сдаться в обмен на сохранение ему жизни под письменные гарантии, к-рые утвердил М. Д. Роман был отправлен под стражей в К-поль, но по пути туда, в Котиее (ныне Кютахья, Турция), 29 июня 1072 г. был вероломно ослеплен, вероятно, по приказу М. Д. Он был поселен под надзором на о-ве Проти на Мраморном м., где вскоре умер.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью. Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно). К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский. С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964). «В. п.» из Раковского во имя Св.

http://pravenc.ru/text/158344.html

В тот же день в Патриарших палатах Кремля состоялись переговоры патриарха Алексия II с возглавляемой К. делегацией. 27 нояб. того же года в Стамбуле К. возглавил католическую делегацию на торжествах передачи Папским престолом К-польскому Патриархату части мощей свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста . После смерти папы Иоанна Павла II (2 апр. 2005) К. участвовал в конклаве, к-рый избрал папой Римским кард. Й. Ратцингера, принявшего имя Бенедикт XVI. 21 апр. 2005 г. он утвердил К. на посту председателя папского совета по содействию христ. единству и на др. прежних должностях. 7-9 нояб. 2005 г. К. представлял папу на международной конференции в Стамбуле, посвященной миру и взаимопониманию на юго-востоке Европы, на Кавказе и в Ср. Азии. 3 авг. 2007 г. возглавлял делегацию Папского престола на похоронах патриарха Румынской Православной Церкви Феоктиста в Бухаресте. 29 мая 2008 г., во время встречи с патриархом Алексием II, К. урегулировал инцидент, произошедший на заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквами в Равенне в окт. 2007 г., когда представители МП покинули пленарное заседание, не согласившись с участием в нем делегатов от т. н. Эстонской Апостольской Православной Церкви , учрежденной в 1996 г. К-польским Патриархатом на канонической территории РПЦ. 8 мая 2008 г. в качестве особого папского посланника участвовал в торжествах в честь 800-летия перенесения мощей ап. Андрея в Амальфи. 9 дек. 2008 г. в составе офиц. папской делегации присутствовал на погребении Московского патриарха Алексия II. 1 февр. 2009 г. возглавлял папскую делегацию на церемонии интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нояб. 2009 г. К. принял участие в переговорах с руководством Англиканской Церкви , разъясняя позицию Папского престола в связи с принятием 4 нояб. 2009 г. папой Бенедиктом XVI апостольской конституции «Anglicanorum Coetibus», согласно к-рой создавался особый ординариат для англикан, присоединившихся к Римско-католической Церкви.

http://pravenc.ru/text/Вальтер ...

Ключарь же и прочии иереи принимались ризы и пелены испытать в крепости, но оные оказались крепче новых, яко разодрать их отнюд невозможно. По открытии же мощей угодника Божия исполнися благоухания неизреченнаго» ( Рыжова. 2010. С. 573). После освидетельствования мощи И. были оставлены под спудом, офиц. канонизации не последовало. Сообщение о данном событии противоречиво, поскольку Варсонофий был хиротонисан во епископа Архангельского 13 июля 1740 г., возведен в сан архиепископа в янв. 1741 г. Данное несогласие в датах можно разрешить двояко. Варсонофий был назначен кандидатом на Архангельскую кафедру 4 июня 1738 г., можно допустить, что в 1738-1739 гг. он осуществлял какие-то действия по управлению Архангельской епархией. Согласно др. гипотезе, освидетельствование мощей И. могло иметь место не в 1739, а в 1759 г. Сщмч. Никодим (Кононов) писал: «Тот факт, что следственное дело это не дошло до Святейшего Синода и не закончилось формальною канонизацией преподобного Иова, может быть объяснен кончиною архиепископа Варсонофия вскоре после освидетельствования мощей» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 80). Архиеп. Варсонофий скончался 8 нояб. 1759 г. Служение молебнов И. практиковалось, согласно Житию, в Ущельской пуст. уже в 1654 г. ( Рыжова. 2010. С. 562). В февр. 1860 г. с. Усть-Щельское посетил Архангельский еп. Александр (Павлович) , бывш. настоятель Соловецкого мон-ря. Отслужив молебен у раки И., архиерей подарил Ущельскому приходу Казанскую икону Божией Матери, сопроводив свой дар письмом, в к-ром благословил ежегодно служить молебны в день памяти И. Из доклада благочинного Архангельской консистории 1814 или нач. 1815 г. известно, что в это время празднование в честь И. в Ущельском приходе совершалось 6 мая, в день памяти прав. Иова Многострадального, и 6 авг., в день мученической кончины И., «в каковые дни и в другое время богомольцы приходят в довольном количестве» (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 7). В последнее десятилетие XIX в. 6 мая вместе со службой прав.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Л. 45. (@Канонъ молебенъ пречтй бце пваемый. в наведеніе печали. гла. и@). Тот же, что в следованной Псалтири гл. 40. 979 . Л. 54. Владетель ркп. записал, когда ему надлежит справлять панихиды по своих родных, между прочим Января 18 по жене Офимье, Апр. 23 (по другой) жене Федосье, Июля 4 по жене Марфе, Авг. 9 по зяте Матвее. Кроме таковых частных дней пишутся здесь и вселенские панихиды, и поминовения по все субботы вел. поста. Л. 55. Скорописью написаны две молитвы ко Пр. Троице и след. Л. 67. (@ снтиї со крта тла гда ншего іиса хрта, и о плачи прты бцы@). Нач. (@Чюдо при расптиї хртовомъ, затмнїе слнца, трсение земли распадение камени@). Кроме пресв. Богородицы описывается плачь евангелиста Иоанна Богослова и потом Марии Магдалины. В известных «Страстях Господних» читается подобное, но не то же самое. С л. 71 об. надобно читать 81 об. А на этих листах, коими статья разрывается на две половины, читаются сделанные ещё прежде её владетелем рукописи, но полнее нежели на л. 54, записи, когда нужно отслужить молебен или панихиду, и потом перечень лиц, поминаемых за здравие и за упокой. Из неё видно, что владелец назывался Мартином (см. запись 14 Апр.), отец его иерей Алексей (запись 20 Мая, слич. запись заздравную). Мартын был троеженец: первая жена была у него Марфа (Янн. 15. Июл. 4), вторая Феодосия (Апр. 23. Мая 29), третья Евфимия, (Сент. 2. Июл. 11), запись о времени кончины её 1733 г. Февр. 18., также прерывающая текст статьи, сделана на л. 71; имел дочь Евдокию (Март. 1). Жил, кажется, в приходе Иоанна предтечи, был человек благочестивый и состоятельный – древних Русских нравов: всех панихид в году справлял 18, молебнов 11, нередко с водосвятием и поднятием икон в дом, при чём угощал своей трапезой причт с их жёнами, сродников и соседей. В Троицын день положено позвать гостей хлеба (@кша т своственнико в и прика з ны@). Июня 24. (на храмовой праздник) быть у веночного бдения у предтечи и взять с собой крутицких певчих, потом поднять к себе иконы и позвать обедать священников с причетники от пяти церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После избрания в сент. 1943 г. Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия (Страгородского) герм. МИД предпринял усилия, чтобы добиться офиц. непризнания этих выборов Элладской Церковью. Рассчитывая на негативное отношение К. к Московской Патриархии, немецкие власти предполагали, что он поможет в агитации за осуждение избрания патриарха Сергия среди монахов на Афоне (Там же. С. 181), поэтому препятствовали его выезду. Однако К., судя по письмам этого периода, не собирался исполнять желание оккупационных властей, т. к. не имел влиятельного положения в Свято-Пантелеимоновом монастыре и тревожился о дальнейшем пребывании семьи сестры в Сербии и о ее безопасности (Письма к о. Сергию Булгакову от 14.07.40; 29.05.1942; 6.02.1944//Архив Свято-Сергиевского правосл. богосл. ин-та (Париж). Ф. свящ. С. Булгакова. Коробка XIII. Папка 69. 8). К. ходатайствовал о перемещении родственников в Грецию, ближе к Афону. Переезд осуществился в марте 1944 г., а в авг. греч. коммунисты зверски убили в местечке Пиргос (ныне Урануполи) сестру К. Ольгу, ее мужа Григория Чеботарёва, 11-летнего сына Алексея, а также приютивших их хозяев. К кон. 1941 г. на Афоне К. написал дис. «Водою и Кровию и Духом», посвященную богословию Евангелия от Иоанна. С весны 1942 по 9 янв. 1946 г. работал над соч. «Бог-Отец», которое было задумано как всеобъемлющее исследование новозаветных оснований христ. мировоззрения и должно было ответить на вопрос о соотношении в христ. благочестии и богословии теоцентризма и христоцентризма (Бог-Отец//Там же. Ф. еп. Кассиана (Безобразова). Коробка 2. Папка 3. Д. 1. Л. 831 об.; Коробка 3. Папка 1. Д. 1. Л. 1. Ркп.). В янв. 1946 г. игум. Свято-Пантелеимонова мон-ря архим. Иустин предоставил К. годичный отпуск и тот вернулся в Париж (Личное дело еп. Кассиана. Док. 14//Архив Епарх. управления Западно-Европ. Рус. Экзархата-Архиепископии К-польской Патриархии (Париж)). В дальнейшем К. постоянно поддерживал связь с афонскими старцами, до самой кончины переписывался с игуменами Руссика (Русский Афонский отечник. 2012. С. 488).

http://pravenc.ru/text/1681269.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010