21 По расчёту: 1 экземпляр ­­ 12 студентов, на курсе потребовалось бы ещё 2292 копий, что даёт не более 57,3 копий (minimum 46,5) на 1 студента. 26 Эти правила напечатаны в приложении к «Памятной книжке» Сиб-кой духов. академии, Спб. 1900 г. стр. 6 – 7. 28 Вероятно отголосками этих стремлений высшего духов. начальства к желательному Улучшенью учебных занятий в духов. Академиях были в „Странник“ за 1896 г. Заметка: „Пересмотр уставов духовно учеб. Заведений“ и за 1897 г. Статья Н. Вафинскаго: „К вопросу о нуждах духовно-академического образованья“. 29 Архив академии 1896 г. Дело 60: „Докладная записка комиссии о желательных измененьях в строе академической жизни“. пп. 1–3 и 5. Самая записка тщательно переписана рукою самого Василия Васильевича. 31 Результатом этих забот Василия Васильевича была особая ассигновка из Св. Синода сумм на выписку древне-сирских книг. Архив Спб. Д. А. 1898 г. 30. 41 Вот примерный расчёт: а) книга Е. Смирнова состоит из 588 страниц (изд. 1880 г. вып. 1 и 2 ­­ 456 стр.; вып. 3 изд. 1873 г. ­­ 132 стр.), такой плотности, что, средним числом, на раздельное чтенье вслух требуется по 3 минуты на страницу. Имея в виду сложность церковной жизни на западе в новейший период, а ровно и то, что последнее тридцатилетье представляет факты высокой важности (отношенье болгарской церкви к константинопольской на востоке; ватиканский собор с его предшествующим (syllabus) и последующим (Kulturkampf); старокатолики, своим появленьем подчеркнувшее существованье утрехтской церкви с остатками галликанской свободы), нужно полагать, что, доведённый до конца в том же объёме, учебник Смирнов представил бы том не менее как в 800страниц, чтенье которого взяло бы 40 часов. б) Учебный год в семинариях (за исключеньем 2 недель на экзамены) состоит из 200–205 учебных дней; следовательно, при 6 уроках, курс общей церковной истории равен 200 – 205 часам. в) В это время учебник можно прочитать 5 раз. г) Но при выслушиванье воспитанников, когда предмет изучается вновь и затем, когда он повторяется перед экзаменами, тратится время вероятно в 1 1 / 2 раза более, чем на чтенье по книге. Следовательно, при полной экономии времени, это неизбежное двойное повторенье учебника возьмёт 3 / 5 всего учебного года. д) На объясненья преподавателя и на случайные потребности в усиленном изученье некоторых отделов остаётся 80 часов, что даёт до 30 минут на урок в период, предшествующий общему репетированию. Этого времени, по-видимому, на практике оказывается недостаточно. е) Разделённые на 150 уроков, 800страниц дают до 5 1 / 2 страницы к каждому классу, что, при трёх других уроках и при наклонности к буквальному заучиванью, даст довольно труда воспитанникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем 4 . Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения [митра (В “переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова”, изд. В. И. Успенским, СПб. 1898 г., Спас Благое Молчание в Митре и с ключами в руке) диск, волоса, напоминающие своими локонами рог изобилия]; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе 5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге 6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском 7 и Тверском 8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. – 1        Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90. 4        Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301. 5        Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50. 8        Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108. Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

25 ноября; при копиях напечатано и сказание об иконе, обретенной при епископе Никите. 639 Напр. в Новг. I и II летописях под 1113 год. соединяется и личное поражение Мстиславом Чуди на Бору и заложение Никольского храма, последовавшее за исцелением князя от болезни. Но таковое соединение под один год представляется не совсем вероятным. 642 О заложении Георгиевского в монастыре храма в 1119 году, Новг. I, III и IV лет. под 6627 год. 646 Антиминс из довольно суровой и крепкой холстины, квадратный, в поларшина в длину и ширину. Надпись на нем кругом по краям. Он теперь хранится в ризнице Александро-Невской Лавры. Год освящения антиминса не смотря на то, что десятичная буква Н от просетившейся холстины, теперь не заметна, соответствует 1149 году, судя по упоминаемым на нем лицам и по числам 1-го сентября – 6657 года и 12 индикта. На надписи вместо слов: Святителя Божия Николы, прочтенных в 1854 году и напечатанных в некоторых периодических изданиях, оказались слова: мученика Георгия. 648 Устав рукоп. Новг. Соф. собора под 6 декабря и 9 мая. Составленное мною описание его в Извест. Имп. Акад. Наук по II отдел. 1857 г. T.I, вып. 1, стр. 87 и 88. 649 В Новг. архиве старых дел найдена подлинная царская: грамота 1626 года митр. Макарию о том, чтобы протопоп Николо-Дворищ. собора ездил в Москву к Царю со св. водою, после зимнего праздника по старине. Ср. Акт. Истор. Т. IV, стр. 502. В расходной книге 1584–1585 г. (Доп. к Акт. Ист. Т. I. N 113 стр. 179) записано: «генваря в 22 день.... дано из Великого Новагорода Ярославля Дворища Николы чудотворца протопопу Сергею да дьякону Терентью, по сукну по доброму – человеку цена по два рубля сукно, да из большого приходу протопопу три рубли, дьякону рубль; а пожаловал их государь за то, приезжали к государю с праздничною святою водою и с просвирою». 651 В рукописной повести: «Чудо св. Николы о князе Мстиславе», сказано: «потом же князь Георгий, именованный Мстислав, по завещанию св. чудотворца Николы, стяжая веру к целбоподательному образу его, сотвори церковь каменну з бабою своею благоверною княгинею Анною, на дедине Ярославле дворе, прекрасну и пространну во имя великого архиерея и чудоносного отца святителя Николы, и подписа ю стенным изуграфством и чюдотворную ону икону тамо постави».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

в ризнице Троице-Сергиевой лавры, 1, пис. на бум. в л. на 578 л. полууставом XVI в. в кожанном гладком переплете; петли и застежки медные. На первом белом листе надпись: Апото Год насафа (1555 в Троице-Сергиевом монастыре). В этой рукописи прекрасные заставки золотом и красками и весьма изящные, по золотому полю красками и писанные изображения св. апостолов: Луки, Иакова, Петра, Иоанна, Богослова, Иуды брата Господня, Павла, Тимофея и Тита. – Леонид, архим. Слав. рукописи, хран. в ризнице Св. Тр. Серг. лавры, М. 1880, стр. 41–44. Г4 Апостол, фундаментальной библиотеки Моск. дух. академии 7. пис. на пергамине, в листе, в один ряд, на 256 л. полууставом XV в. Правописание русское, позднее. Месяцеслов краткий; памятей русских и славянских святых нет. –Леонид, архим. Сведения о слав. рукоп., поступивш. В библ. Троицк. дух. сем. Вып. 1,М. 1887, стр. 2–4. Г5 Апостол, фундам. Библ. Моск. дух. акад. 4, пис. на лощеной бумаге, в листе, на 336 л. полууставом XV в., в досках, оболоченных камкою. Правописание русско-болгарское, с юсами. Оглавления и зачала на полях писаны золотом, заставки красками и золотом. Красками по золотому полю изящно написаны изображения св. апостолов: Луки, Петра, Иоанна Богослова и Павла. На л. 336 об. перечисляются епископы (числом 18, в том числе Полотская по ошибке названа двукратно), подлежащая митрополиту киевскому и всея Руси, откуда открывается, что этот список написан до разделения митрополии на московскую и киевскую (послед. в 1461 г.), потому что здесь к киевской митрополии отчислены и такие епископы, которые после отошли к митрополии московской. – Леонид, архим. Сведение о слав. рукоп… Вып. 2, М. 1887, стр. 11–13. Г6 Апостол, фундам. Библ. Моск. дух. акад. 5, пис. на лощенной бумаге, в л. 497 л. полууставлм XV–XVI в., в досках, оболоченных черным бархатом с серебряными плащом и наугольниками, петлями и застежками. Правописание русское, позднее. В месяцеслове, июля 15: владимир 24 : в пам борисоу и глб. Оглавления, заглавные буквы, зачала писаны золотом, весьма изящные заставки золотом и красками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1609 Дело в том, что Турции, в видах централизации управления, удобнее было вести все церковный дела православных христиан, ей подданных, чрез один орган – Константинопольскую патриархию. 1611 Архиепископ Иерофей известен и в России по обору милостыни, которую производил, он в 1833–1839 годах в пользу святой земли. При содействии митрополита Московского Филарета и других высокопоставленных лиц духовных и светских, он собрал этой милостыни за означенные годы до 300 тысяч рублей. С 1851 года он был избран в Антиохийские патриархи. Скончался в 1885 г. Об отношениях его к Иерусалимскому патриарху Кириллу II см. в Собрании мнений и отзывов митроп. Моск. Филарета по делам востока, стр. 168. Спб. 1886. 1613 «На месте греческой церкви, заботившейся о благе Иерусалима во времена Византии, и римской во времена крестовых походов, – читаем в одном протестантском повременном издании, – теперь на сцену выступает протестантская церковь ». См. эту выдержку в Сообщен. И.Пр. Пал. Общ. 1887 г. Январь, стр. 144. 1614 Обыкновеннее всего, даже перед западным римско-католическим мipoм, латинские агенты Палестины жалуются на недостаточность средств для успеха своей миссионерской там деятельности, чтобы вызвать еще больший приток доходов, которые и без того огромны, нежели какой имеется в их распоряжении. 1617 О том, как искусно поставлена и обставлена латинская миссионерская пропаганда и как, наоборот, худо поставлено дело охранения православия в Палестине, можно читать в помянутом исследовании В.Н. Хитрово : «Православие в Святой Земле» в I вып. I ч. Прав. Пал. Сборника. 1621 См. напр. там же на стр. 64 словоизвержения одного из зараженных этою идеей, близко стоящего к святогробскому Братству корреспондента греческой газеты «Эфимерис», и там же на стр. 67 и дал. речь о разладе между греческою партией и туземным (не греческим) населением Палестины, с пренебрежением, даже враждебным отношением первой, как господствующей, к интересам последнего. 1622 В последние годы, начиная с 1830-х годов, оно доходило до 2-х и 3-х, даже 4–5-ти тысяч в год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. Гефелев «Истории Соборов» (там же), стр. 117. 69 Theophanes. Chronographia, р. 679 (Migne, Cursus patr. tom. 108); Combefis. Opera Maximi, tom. 1, p. VIII. 72 О Софронии в русской литературе существуют сочинения: г. Галина под заглавием: «св. Софроний, патр. Иерусалимский». Киев. 1853; г. Поповича. Патр. Софроний как богослов и проч. Киев. 1890. 74 Сергий в письме в папе Гонорию рассказывает, что в разговоре с Софронием он потребовав от последнего привести какое-нибудь ясное свидетельство из писаний отцев о двух действиях во Христе, и что будто Софроний не в состоянии был сделать этого (Д. 40;I. 370); но это показание не истинно. Невероятно, чтобы Софроний, позднее составивший сочинение, в котором он изложил 600 свидетельств в пользу учения о двух волях во Христе (Гефеле в «истории соборов», стр. 132), не мог привести должных свидетельств по требованию Сергии. 93 Заседания собора происходили в 680 году: 7, 10, 13, 15 ноября, 7 декабря; о 681 году: 12 и 13 февраля, 7, 8, 18, 20, 22, 28 марта, 5 и 26 апреля, 9 августа, 11 и 16 сентября. 94 Сведения о Георгия в «Деяниях» не многочисленны. Вот они: Георгий сначала не хотел поминать в церкви пап, известных своим православием ( Дeяh. VI. 23 ), держался стороны Макария Антиохийского, еретика, и подозрительно смотрел на папское послание православное, принесенное легатами из Рима (159–160), просил собор, чтобы он ее возглашал анафемы вождям монофелитства Сергию н Пирру (458), потом согласился с православным посланием папы Римского (163–4) и привял в церковные помянники имена православных пап Римских (170–173). 96 Хронологические указания собора в данном случае не совсем точны. Мина умер не за шесть лет до V вселенского собора, а за год только, именно он умер в 552 году в августе, а собор был в 553 году в мае. Это объясняется кажется тем, что счет производил и папские легаты, которые, как люди запада, не точно знали историю востока. Впрочем, эта ошибка не имеет существенного влияния на доказательность соборного аргумента. 98 Отсюда видно, что собор учение о двух волях во Христе излагает в тех же самых выражениях, в каких на четвертом вселенском соборе изложено было учение о двух естествах во Христе (Деян, том IV, стр. 109). 99 В нашу задачу во может входить рассмотрение правил собора Трулльского. Толкование правил см. в «Опыте курса церковного законоведения», вып. 2, стр. 334–507. Архимандрита (епископа) Иоанна, 1851, Петербург. Читать далее Источник: История Вселенских соборов/А.П. Лебедев. - Сергиев Пасад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1896./Часть II. : Вселенские соборы VI, VII, VIII веков. – IV, 332 с. (Собрание церковно-исторических сочинений профессора Алексея Лебедева. Том IV.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Второе путешествие св. Саввы архимандрит Леонид относит к 1233–1237 гг. См. Православный Палестинский сборник, вып. 5, Спб, 1884. Ныне Бриндизи. В «Летописи» архим. Арсения год кончины св. Саввы указан 1235 (изд. 2. Спб. 1880, 467). Устав св. Саввы по сербскому подлиннику XIII в. был напечатан архимандритом Леонидом в Гласнике (XXIV) 1868 г. с фотографическими снимками и объяснительным предисловием. А немного ранее, в том же Гласнике (XX) был помещен Шафариком этот устав «типик светог Саве» – в церковно-славянском переводе, сделанном, по исследованию арх. Леонида приснопамятным старцем Паисием Величковским в 1788 г. Были напечатаны и отдельные оттиски, в Белграде, 1868 г. В недавно изданной А.А.Дмитриевским книге «Описание литургических рукописей, находящихся в восточных книгохранилищах» (т. 1, ч. 1, Киев, 1895г.) устанавливается факт, что св. Савва главнейшую основу своего устава для Хиландаря заимствовал из типика монастыря Пресвятой Богородицы Эвергетиссы в Константинополе (см. Предисловие, стр. XLIV-I). Монастырь этот, не однажды упоминаемый в предлагаемом житии, находился в самых близких отношениях к преподобным Савве и Симеону, так как они считались ктиторами его. В той же книге упоминается и о другом подобном уставе св. Саввы: «Типик св. Саве за монастырь Студеницу» (изд. I. Иречек. Гласник, кн. XL, 1874 г., стр. 132–181). Он издан дословно архимандритом Дучичем в его книге «Старине Хиландарске у Београду». 1884. А в исправленном церковно-славянском чтении помещен арх. Леонидом в изд. И. обществом любителей древней письменности монографии «Афонская Гора и Соловецкий монастырь». Спб, 1883 г., в приложении. См. «Письма с Востока», ч. 1, стр. 115. Святогорец с достаточной полностью передает устав св. Саввы для его кельи. См. «Письма об Афонской Горе», ч. II, письмо II. Act. Sanct. Bolland. T. III, p. 992, in vita Sabbae. Некогда знаменитый, а ныне разрушенный монастырь Милешева в Герцеговине близ Приаполе и реки Лима основан Владиславом, около 1234 г., Шафарик о Кирил. Типогр. Чт. Моск. Общ. Ист. 1846 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

55 Пример см. в Послании Иосифа к Белозерским старцам о повиновении соборному определению. Рук. Имп. Пуб. библ. F. 1. 229 л. 333–343. Поэтому и самое замечательное творение Иосифа – его Просветитель, по исследованиям ученых, представляет из себя только выбор из святоотеческих творений. Прав. Собеседник 1859 г. ч. III, ст. «Просветитель преп. Иосифа Волоцкаго ». 155. См. также предисловие к Просветителю, 28. 56 Прибавления к Творениям св. отцов. Ч. X. Об отношении иноков Иосифова и Белозерского монастырей в XVI в., 508. 57 Костомаров. Северно-русская народоправства во времена удельновечевого уклада. СПБ 1863 г. т. II 425–434. Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд. вып. 2, 350. Булгакова. Преподобный Иосиф Волоколамский. 14–15. 58 Литература о Ниле Сорском : 1) Преп. Нил Сорский , первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском с приложением всех других писаний его. СПБ. 1864 г. 2) Статья А. Правдина: «Преп. Нил Сорский и устав его скитской жизни», напеч., в Христианском чтении за 1877 г., месяц Январь ч. I, 114–157. 3) Шевырев. История Русской Словесности. Москва 1860 г. ч. IV, 177–196. 4) Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отд., вып. второй, глав. XVI 371–385. 5) Статья Панова под названием: «Ересь жидовствующих», напечатанная в журнале Министерства народного просвещения за 1877 год. О Ниле Сорском речь идет в Февральской книжке, част. CLXXXIX, 277–287. 6) в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения (1872 г. IX Сентябрь и XI и XII Ноябрь–Декабрь) напечатана статья под названием: «Из истории русского монашества в XVI в.», где довольно подробно изложены аскетические воззрения Нила Сорского . 60 Преп. Нил Сорский . СПБ. 1864. VII. 179. Полн. собр. рус. летоп. т. VI. стр. 236. Прибавл. к Твор. св. отец. Ч. X, стр. 502–528. Софийский временник, изд. П. Строева М. 1821 г. ч. II. 237. Шевырев. Истор. Русск. Словесности, IV, 177. 61 «Писания многа, пишет он в одном своем послании, но не вся божественна суть, ты же истинная известне. (т. е. после долгого и тщательного изучения) испытав от чтения (т. е. из содержания), сих держися». «Свяжи себе законы Божественных писаний, пишет Нил в том же самом послании, и последуй тем писаниям истинным божественным». Преп. Нил Сорский . СПБ. 1864, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

52 Вот напр. характерный для того времени случай. В 1672 году черный поп Кирилло-белозерского монастыря Иван подал архиепископу Симону изветную челобитную на старца Виталия в том, что этот старец, служил на Волге в шайке Разина и, придя оттуда в Кириллов, звал с собой на Вологду его, попа Ивана. См. Летопись занятий Археогр. Комиссии 1861, вып. I, Протоколы стр. 32. 58 Эту болезнь Никона арх. Варлаам отнес к 10 дек. 1670 года (Чт. Общ. Ист. 148), между тем ка из другого места его статьи ясно, что отписка Наумова отмечена была 10 дек. 7178 (1669) г. ср. 156. 59 «Я у вас государей не наемник, писал после Никон царю, за вашу милость должен и так Бога молить, как и молю…по государыне царице во всю Четыредесятницу псалтырь и канон пел и поминаю до днесь не забытно» Письмо Никона царю в декабре 1671 г. см. у Соловьева XI, 387. 77 Опись утвари, пожалованной царем Алексеем Михайловичем для Богоявленской церкви, см. в Чт. Общ. Ист. 167, ср. «Дело о п. Никоне » 112, стр. 147. Здесь упоминаются серебряные золоченные сосуды и дорогие облачения из золотого бархата с серебряными пуговицами. В 1683 году вся эта утварь была увезена в Воскресенский монастырь в церковь Иоанна Предтечи, где погребен Никон. 86 Приходно-расходные книги Ферапонтова монастыря за 1673–74 год: «июня в 19 день святейшему Никону патриарху продано десять концов мереж неводных – взять два рубля тридцать алтын деньги платил келейный его черный дьякон Мардарей» Рк. л. 9; «августа в 6 день продано из казны святейшему Никону патриарху три мережи переводные – взято тридцать три алтына», л. 10. 91 Приходно-расходные книги Ф. м. за 1673–74 г.; «апреля в 24 день пожаловал святейший Никон патриарх : прислал в казну три рубля денег с слугой Гавриилом Никифоровым за пустошь Рогозинино, что отдана ему на четыре года, в том и данная дана». Ркп. л. 7. 95 Там же 100, стр. 375–376. Ср. записи в приходно-расходных книгах Ф. м. за 1674 г., июня в 20 день игумен Афанасий келарь старец Пафнутий с братьями, приговоря на соборе, продали с конюшенного двора мерина вороного святейшему Никону патриарху , взято за него десять рублей. В 26 день продано ему же святейшему Никону патриарху два жеребчика пегие да кобылка, все три лопщаны (ср. местное доселе употребляемое слово лопишный- прошлогодний), взято десять рублей». Ркп. л. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

к 1 тому Деяний Петра Вел. Т. V. Снегирев, Простонародные праздн. М. 1838 г. вып. 4 стр. 102). В 1700 году, церковное торжество для нового года было 1 января. По приказанию Петра Великого оно ограничилось молебным пением в церкви после литургии: «Января в 1 день, в понедельник в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы, после литоргии было молебное пение новонастоящаго 1700 году; а то молебное пение совершали Преосвященный Трефилий митрополит Сарский и Подонский и иные власти со освященным собором» (Дворц. разр. Т. IV. стр. 1111). В указе о праздновании нового года было повелено, чтобы в знак доброго начинания и нового столетняго века должное благодарение к Богу и молебное пение было в церкви и кому случится и в дому (Полн. собр. зак. Т. III 1736 стр. 618). Предписание указа касалось, главным образом, гражданского в этот день празднования 52 . Церковного же торжества, какое бывало в 1 сентября и состояло в крестном ходе, в особого рода чтении Евангелия на молебне, во всенародном на площади поздравлении царя с новым годом, не было 1 января. Затем в том же 1870 году 1 сентября был совершен еще раз чин летопроводства, но не торжественно. Совершал действо не патриарх, а митрополит Трифирий. Действо было в церкви; крестного хода на площадь не было, при действе цари не присутствовали 53 . Русские, заимствовав от греков обычай праздновать начало индикта 1 сентября, от них получили и самый чин празднования – чин летопроводства. Этот чин, весьма вероятно, они стали совершать в то время, когда свой гражданский год начинали считать с 1 сентября. У греков же издревле совершался чин летопроводства, и он близко сходен с тем, какой у нас совершался в России. В 1869 году найдено в Балаклавском Георгиевском монастыре греческое рукописное евангелие, написанное в первой половине XI века. В нем, по изложении евангелий, помещено последование литии на 1 Сентября и указание евангелий, читаемых патриархом в разное время. Последование литии на 1 Сентября хотя в евангелии изложено не в той полноте, какая желательна; однако из него ясно видно, что чин летопроводства, совершавшийся в России, заимствован от греков и по происхождению древен.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010