XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1) Единая; 2) Святая; 3) Соборная (вселенская) и 4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:14, 16 ). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том: 1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело; 2) что они исповедуют одно учение; 3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства; 4) что они соблюдают одни и те же общие правила. 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее.    XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217—222). в) О свойствах Церкви     402. Каковы главные свойства Церкви?    Главные свойства Церкви таковы, что она есть:    1) Единая;    2) Святая;    3) Соборная (вселенская) и    4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна     403. Почему может быть Церковь только одна?    Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь.     Пояснение:    Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:14, 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого.     404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять?    Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство.     405. В чем состоит внутреннее единство Церкви?    Внутреннее единство Церкви состоит в том:    1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело;    2) что они исповедуют одно учение;    3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства;    4) что они соблюдают одни и те же общие правила.     406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?»    Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§3. Требует ли Евангелие христологического исповедания? Кто, например, из людей когда-нибудь усвоял себе духовный авторитет, равный божественному? Но Христос говорил ученикам, что для них есть только один Учитель и Наставник – именно Он, как есть и один только Отец, который на небесах. Прощал ли кто на земле грехи не во имя Бога, а собственною своею властью? Но о Христе с недоумением вопрошали: «кто это, что и грехи прощает?» Укажет ли история другое лицо, которое утверждало бы, что оно своим ведением превосходит не только кого бы то ни было из людей, но даже и ангелов? Был ли среди рожденных женами хотя бы один, кто не называл бы Бога своим Творцом и Господом? Но прочтите Евангелия, и вы не найдете этих названий в устах Иисуса из Назарета. «Мой Отец», «Мой Бог» – таковы Его обычные названия Бога, когда Он говорит о Своем отношении к Нему. Единственный раз употреблено Им выражение «Отче наш», но и оно предваряется словами: «молитесь же вы так». Кто из простых сынов Израиля осмелился бы заявлять исключительное право на звание Сына и Наследника Великого Царя в отличие от всех других, как только Его слуг и рабов? И однако Христос не только выражает такое самосознание в притчах, но и прямо прилагает к Себе, как к Сыну и Наследнику, все ветхозаветные изречения, относящиеся к Иегове. В Ветхом Завете говорилось об «обществе Господнем», «обществе Иеговы», Христос говорит о Своем обществе. Он обращается к Иерусалиму со словами: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья», – применяя к Себе тот самый образ, который у пророков прилагался только к Иегове. Будущее Свое пришествие изображает Он теми же признаками, которыми пророки описывали наступление «дня Господня». Милосердие и сострадание к нищим и убогим Он называет делами, оказанными Ему лично, применяя к Себе и здесь изречение ветхозаветного мудреца: «благотворящий бедному дает взаймы Господу». Несомненно, такими речами Христа и подготовлялась почва для обвинения в синедрионе: «Он богохульствует». Не претензию Иисуса только на мессианское достоинство усмотрел Каиафа в Его утвердительном ответе на вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?» Признание мессианства Иисуса вполне мирилось с теологией «иудеев», иначе они не спрашивали бы Его: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Равным образом и торжественное обнаружение мессианского достоинства при входе в Иерусалим вызвало их негодование не потому, что они усмотрели здесь богохульство, а потому, что их ужасала перспектива факта: «весь мир идет за Ним». Очевидно, такими образом, что обвинение Каиафы может иметь лишь тот же смысл, который прямо и ясно выражен у Ев. Иоанна в словах иудеев: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство, и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

А ты покаялся; не бойся прийти ко Мне на глаза с соучениками твоими; настолько тебя Я не умалил, что даже тень твоя в состоянии исцелять больных». И посмотри на человеколюбие Божие: через этих жен Он благовестит ученикам, и особенно обесчещенный через послушание Евы, пол ведет к чести и благим надеждам. Вы видели, какой чести удостоились жены за свое усердие? Будем подражать им в ревности и мы, мужи и жены, и по силе почтим день воскресения! Как они оставались всю ночь до времени воскресения, и мы останемся, не с миром и ароматами чувственными, но с благоуханием благих дел и лучшей жизни, с напряженной молитвой, с исповеданием грехов. Как они получили в награду за терпение то, что раньше всех остальных удостоились видеть Его после воскресения, удержать ноги и поклониться, так возможно и каждому из нас, если пожелаем, удержать не только ноги, но и всего Его, только если наперед очистим мысль от всякого житейского помысла, смыв грязь грехов слезами, милостыней; в тот особенно час, когда подходим со страхом и трепетом к ужасной трапезе, приблизимся к божественным тайнам, отогнав от своей мысли всякое волнение и смущение, и в мире со всеми. Подходя, пусть никто не имеет внутри себя порочных помыслов, ни коварства против ближнего своего; (пусть не подходит) ни порочный, ни блудник, ни ругатель, ни братоненавистник, ни сребролюбец, ни прелюбодей, ни пьяница, ни корыстолюбец, ни мужеложник, ни завистник, ни вор, ни злоумышленник, чтобы не получить для себя осуждения. Призываю всех вас показать в себе многую любовь, многое благоговение, многое сокрушение, чтобы и вам понести для себя щедрую награду и быть в состоянии не только ноги удержать и руки, но и голову, для наслаждения теми страшными и несказанными тайнами, – только если с чистой совестью будем участвовать в непорочных тайнах. И не здесь только будем жить в чистоте, но и в тот день будем в состоянии увидеть Его идущим в неизреченной той славе и с сонмом ангельским, если пожелаем быть кроткими и братолюбивыми; и не только увидим Его, но и сделаемся храмом Его, как сказал Господь: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом» («вселюсь в них, и похожду... и буду их Бог " ) ( Лев. 26:11–12 ); и не только услышим от Него: «радуйтесь!», как Он сказал женам, но даже слова, удостаивающие царства: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( «приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира») ( Мф. 25:34 ). Да будет, чтобы мы все удостоились этих слов, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бог всегда слышит наши молитвы, творимые искренне и с благодарением. Сила Божия способна одолеть самое неодолимое, Его отеческая забота простирается до самого с человеческой точки зрения незначительного. В молитве, как учит апостол Павел, мы можем обратиться к Господу с самыми разными нашими проблемами и заботами. Отец Небесный поймет каждого, но исполнит просимое только в том случае, если это полезно человеку. Мы ведь тоже не потакаем детям своим в их шалостях или прихотях. Так и Бог. Он один лучше всех знает и понимает, что нам нужно, а что нет. А потому не стоит роптать и сетовать, что Господь не слышит молитвенных воздыханий, не ценит молитвенных трудов и подвигов. Ни одно доброе дело для Бога не остается незамеченным. Переживать по этому поводу не стоит! Наоборот, мы должны благодарить Бога во всем – и в печали, и в радости, как благодарен каждый ребенок родителям своим просто за то, что он живет. Такое ощущение дает не только полноту молитвы, но порождает душевный мир, покой, уверенность в Промысле Божием. Мы ведь знаем, что ничто в этом мире не совершается без святой воли Его! И как глубоко заблуждается тот, кто уповает на свою самость, тщеславную самостоятельность… Как бы ни кичился человек своими талантами, своей оригинальностью и неповторимостью в чем-то, даже эти неординарные способности не приобретены лично им, а, по Божией милости, дарованы Господом для благих целей. И в молитве нашей необходимо помнить три вещи. Бог любит нас и все совершает по любви к нам, хочет для нас только лучшего. Это лучшее определяется отнюдь не нашими желаниями, а премудростью Божией. И, наконец, только тот, кто понимает и осознает над собой волю Божию и силу Господню, молитвою обретет не только надежду, но и мир Божий для своей души. Апостол Павел говорит, что в верных последователях Христа не должно быть ничего скверного, ненавистного, темного или злого. Потому что по сути своей они теперь не свои, а Божии:… братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В) На Тайной вечере. На протяжении двух третей Евангелия сам евангелист остается в тени, выступая из нее только там, где, как очевидец, он призван сообщить новые подробности последних дней и часов Спасителя, начиная с рассказа о Тайной вечере, причем и здесь он выступает в сопряжении двоицы с Петром. Заслуживает, впрочем, внимания, что эта двоица (только однажды) появляется уже и в синоптическом повествовании о Тайной Вечере в Евангелии Луки: именно Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху и дает им соответственные наставления ( Лк. 22, 8–13 ), что они и исполняют. Нельзя не отнестись с благоговейным вниманием к этой подробности о Тайной Вечери: Жених избирает себе двух архитриклинов, начальников пира, которым и вверяет его устройство, как будто пророчественно указуя, что в грядущие времена Тайная Вечеря пребудет только в пределах, куда простирается область первоапостольной двоицы. Господь поведал ученикам Своим о грядущем предательстве Его одним из учеников. «Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорить. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ио. 13, 22–26). Этот приснопамятный рассказ, к которому с трепетом и смущением прислушивается душа, говорит не только о скорбном сыне погибели, предающем Учителя, и не только о всем сонме апостолов, беспомощно «озирающихся», но и о первоапостольской двоице. Петр не может побороть своего недоумения и сдержать своего нетерпения. Недостаточно в этом видеть одну только неизменную его и несдержанную пылкость, но и сознание своего первоапостольства, старшинства. Речь идет не о простом любопытстве, но о важнейшем акте, касающемся всего апостольского чина, имеющем значение для самосознания и самоопределения всей двенадесятерицы. И Петр вопрошает здесь не только от себя лично, но и от лица всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В чем же причина того, что, как первый так и второй храм были разрушены в один и тот же день? Неужели это случайное совпадение? Евреи, верующие в то, что Бог управляет жизнью избранного народа, не могут согласиться с простой случайностью в столь важном деле. Совпадение числа разрушения храмов говорит об одинаковости или однородности внутренних причин, приведших к этим разрушениям, а именно: грехи еврейского народа, навлекшие оба разрушения, были одинаково велики. Постараемся понять суть этих грехов. До разрушения первого храма Навуходоносором, ветхозаветные пророки в течение более ста лет предупреждали свой народ, что если он не прекратит поклоняться идолам, Господь наведет на него опустошителя, который разрушит его города и храм, часть народа перебьет, а оставшихся уведет в плен в Вавилон. Евреи не поверили этим предсказаниям, продолжали чтить идолов, и с ними случилось по предсказанному. В чем же состоял грех евреев до разрушения второго храма? Это не был грех идолопоклонства. Евреи не только гнушались языческими идолами, но и отличались ревностным исполнением предписаний их обрядового закона. Тем не менее, не только храм и город Иерусалим были разрушены, но и количество жертв войны, и все последующие события, оказались во много раз более трагичными чем те, которые испытали евреи при нашествии Навуходоносора. Сравним хотя бы тот факт, что Вавилонское пленение продолжалось только 70 лет, а рассеяние евреев после полководца Тита длилось около двух тысяч лет. Фактически только после Второй Мировой войны евреи получили возможность воссоздать свое государство. При Навуходоносоре погибли десятки тысяч евреев, а при Тите и в ближайшие после него годы – миллионы. Чем же был тяжелее грех евреев времен Тита в сравнении с грехом идолопоклонства их предков? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Второзаконие, в которой Моисей записал следующие слова Иеговы по поводу пришествия Мессии: «Я воздвигну вам Пророка, из среды их братьев, такого как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18:18–19 ). Вот в чем заключался новый тяжкий грех еврейского народа: отвержение посланного Богом Мессии! Причем евреи не только отвергли своего Спасителя, но надругались и распяли Его. Как не стараются современные богословы облегчить вину евреев в деле распятия Христа, факты – весьма очевидны. Понтийский Пилат и римские воины только исполнили волю еврейских первосвященников, старцев и народной толпы. После же воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, виновные в Его распятии не покаялись в своем преступлении. Только малая часть еврейского народа уверовала во Христа. Большинство же евреев остались глухими к евангельской проповеди , а некоторые из них даже ожесточенно преследовали и убивали апостолов и христиан. Вот этот грех противления Богу переполнил чашу долготерпения Божия, и храм был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В этом выборе заключается нравственное достоинство человека, отказавшегося принимать сущее несовершенство мира за его должное, даже если все рациональные и опытные данные свидетельствуют против этого выбора. Но для того чтобы произошел этот выбор, человек сначала должен совершить усилие веры как результат общего взаимодействия всех свойств его личности. Иначе Божественная реальность будет просто недоступна для познания. Есть реальность, которая может и должна быть постигнута только чистым разумом. Есть реальность, которая может и должна быть постигнута только непосредственным чувственным опытом. И есть реальность, которая может и должна быть постигнута только верой,как ведущим способом познания, при том, что и разум, и опыт, и воля соучаствуют в этом постижении, и именно такой реальностью является Сам Бог. Постижение Бога только такой, осознанной верой необходимо не только потому, что Он в Своей сущности трансцендентен тварному миру. Здесь можно вспомнить Канта, признавшего, что для того, чтобы помыслить существование трансцендентного Господа, он должен был отграничить знание, как сферу спекулятивного разума, чтобы освободить место вере, понимаемой не просто как бессознательная доверчивость, а как практический разум. Однако не только трансцендентность Бога требует от человека Его познания верой, но и то, что Он – Личность, познание которой означает её личное признание, личное доверие и личную верность. Отсюда библейское представление о том, что праведный верою жив будет (Авв 2:4, Рим 1:17), поскольку всё, что мы можем принести Богу в подарок, это наша вера.Разумеется, сама вера без дел мертва (Иак 2:17), потому что искренне верующий человек должен жить в соответствии с верой, что только подчеркивает её волевой характер. Такая вера является не просто теоретическим согласием с тем, что Бог есть, подобно тому, как есть какая-то вещь, – такая вера предполагает общение и соработничество с Ним, поскольку Он Личность, которая всегда рядом. Такая вера предполагает понимание Того, в Кого ты веришь, а Его понимание, в свою очередь, предполагает веру.

http://bogoslov.ru/article/1945142

Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое — там Я посреди них» (Мф. 18.20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод» (Ин. 15. 16). Знаю, что Господь избирая кого-либо, не оставит, а даст и силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему. Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители, и в день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании в этом Святом Таинстве «...Духа Премудрости и Разума, Духа Совета и Крепости, Духа Ведения и Благочестия» (Ис. 11. 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исайи — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысящ, но и спастися сам. Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но Епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла своему ученику Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только лишь то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми. Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей небесное). Она же стала моим «апостолом».

http://patriarchia.ru/db/text/658149.htm...

Втор.30:15 ), и Христос в тайне миндального дерева есть жизнь, а дьявол в образе кипящего котла есть смерть. Поэтому если ты грешишь, то участь твоя – «кипящий котел»; а если живешь по правде, то удел твой – «жезл миндального дерева» с Великим Первосвященником. Вот и в Песне Песней повествуется о том, как невеста «сошла в ореховый сад» (ср. Песн.6:11 ), где помимо орехов нашла множество священнических гранатовых яблок (ср. Песн.6:11 ). 7.5. И раз уж мы заговорили о жезлах, Бог дал только одно обещание о жезле, а исполнил несколько. Рассуди внимательнее, чтобы понять, можем ли мы из этого увидеть, что щедрость Бога превосходит сами обещания; возможно, даже в этом мы можем усвоить и проследить, как является неизреченная благость Бога, о которой мы непрестанно читаем в Писании, поскольку видим, что Он более щедрый в Своих дарованиях, чем в обещаниях. 8.1. Итак, в словах Писания, которые мы теперь обсуждаем, сказано: «Кого Я изберу, того жезл расцветет» ( Чис.17:5 (17:20)). Бог пообещал только то, что даст ростки жезл избранного Им. Когда же показано исполнение этого обещания, то говорится, что сделано не только обещанное, но посмотри, сколько еще прибавлено. Ибо сказано: «Жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел» ( Чис.17:8 (17:23)); несомненно, это то, что было обещано, однако добавлено и иное, и сказано: «Пустил почки, дал цвет и принес миндали» ( Чис.17:8 (17:23)). И хотя было обещано, что жезл только даст ростки, обрати внимание, сколько еще Бог дарует: он не только «расцвел», но и «пустил почки», и не только «пустил почки», но и «дал цвет», и не только «дал цвет», но и «принес миндали». Что же мы должны заключить из этого и что в этом увидеть? Прежде всего, тайну воскресения из мертвых; ибо высохший «жезл» пускает ростки, когда мертвое тело начинает оживать. Но что это за четыре свойства, которые даются телу при воскресении? Что «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010