С глубокой радостью, с облегчением и умиротворением давно возмущенного религиозного чувства прочел я, как прочил, вероятно, и все истинно православные сыны Церкви, призывать к церковной свободе, выраженной в «мнении группы столичных священников о необходимости перемен в русском церковном управлении». Не совсем согласен или, точнее, совсем не согласен я только с странно звучащим заглавием поданной достойными священнослужителями и благосклонно, как говорят, принятой митрополитом записки. Почему это «мнение» и только «мнение», раз все содержание записки представляется только повторением искони и на все временя установленного самой Церковью , представляющего обязательные для нее значение и силу, категорическое ее требование, как признают и сами составители записки? Да и какую силу можем иметь какое бы то ни было «мнение» в деле устроения и упорядочения церковного управления? Мнения могут быть весьма различными и, даже противореча друг другу, могут обладать каждое значительным запасом правды, так что и выбор между ними представляет значительные затруднения, если и не делается вполне невозможным. Остановиться среди разнообразных мнений на одном или объединить многоразличные мнения в одно, представляющее только условное и искусственное их объединение, не только крайне трудно, но, что всего важнее, и крайне опасно. Из хаоса мнений, если ограничиваться мнениями при решении вопросов о церковном управлении, может легко возникнуть такой проект, от которого с ужасом и негодованием отшатнулась бы Церковь . Предпочитать мнение большинства? Но большинство и меньшинство в деле Церкви не имеют никакого значения и не могут быть допустимы, ибо Церковь живет не только в своем настоящем, но и в прошедшем, и в будущем. Сегодняшнее подавляющее большинство – только ничтожная крупица в сравнении с великим сонмом уже подававших в Церкви свой голос, который не может быть оставляем без внимания, а равно и в сравнении с тем, может быть, еще бóльшим сонмом, которому только еще суждено жить в ней и пользоваться благодатными ее дарами. Церковь , по определению Златоуста, есть совокупность верующих, сущих, бывших и будущих. К вечному нельзя применять тех приемов, которые при всей своей условности, не только могут быть терпимы, но иногда и полезны по отношению к временному. Да и вообще мнение даже подавляющего большинства может быть только грубой и сплошной ошибкой, отклонением и отходом от истины, тогда как убеждение сравнительно ничтожного меньшинства лиц может заключить в себе истину и потому быть уже не мнением, а провозглашением и исповедованием истины. Вся история Церкви служит блистательным доказательством тому и примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

27–28. Сотрудник Братства св. Гурия. 22 мая 1910 года Вреднейшая идея Много существует исторических причин наших отечественных бедствий, которые мы переживаем. Все эти причины перечислить очень трудно. Мы хотим обратить внимание на одну чрезвычайно важную по её нравственному достоинству – в обратном смысле. Кажется, очень естественно ждать, что человек, которому вверено то или другое дело, будет заботиться об этом деле, будет употреблять все средства к его наилучшему осуществлению. И тогда, само собой разумеется, в этом деле полный успех обеспечен. Там, где есть преданность делу, этот успех несомненен. Но бывают, конечно, такие затруднения у всякого деятеля, когда он сам единолично не в состоянии с ними справиться, или когда дело представляется требующим по существу вмешательства высшей власти и силы. Вот тут и является для всякого мелкого общественного или церковного деятеля выбор: или замалчивать – по временам вопиющее зло, или „беспокоить начальство». Но „начальство” и ныне остаётся для всех мелких „подчинённых” столь страшным понятием, что они готовы претерпеть все беды и несчастия, лишь бы избежать самого страшного: встречи с начальством или его гнева. В таких случаях самые храбрые из этих подчинённых отваживаются только или на анонимное письмо, или на псевдонимную статью в газетах. А в остальных случаях за благо признаётся молчать. Но вот „начальство” само решило ехать для обозрения – хотя бы епархии. Лишь только разнесётся по епархии грустное для всех известие об этом путешествии, – начинается приготовление ко встрече. Все, кого касается это путешествие, начинают готовиться, „как бы угодить преосвященному». У всех единственная забота, чтобы „не расстроить владыку”. Я обращаю внимание именно на путешествие по епархии высшего духовного начальства. Ведь это же – вовсе не „начальство!” Это апостолы Христовы идут к своей пастве; это преемники апостольского служения несут благодать Божию чадам своим духовным, чадам св. Церкви. И, однако же для всех, решительно для всех, эти служители Духа Божия, являются только начальством... И только боязнь выговора, страх пред начальственным неудовольствием, – только эти низменные, рабьи чувства и волнуют тех, кто должен был бы от владычнего посещения испытывать только радость, только душевное облегчение. А вследствие этого всякое начальство жизни не видит, всеми возможными, а иногда и невозможными, средствами всё стремятся скрыть от него истинное положение вещей. И оказывается везде всё благополучно при проезде „начальства”, а только что оно проехало, начинается ряд известий, что „вследствие непредвиденных обстоятельств” или „по воле Божией” случилась та или иная беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Pussy-nponobeдhuk Или почему Кураев сам себя отлучил от Церкви 27.01.2021 1558 Время на чтение 3 минуты Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука объяснил на своем Telegram-kahaлe Лekapь.zp, за что «А. В. Кураев на самом деле лишен сана, и почему (де-факто) он сам себя отлучил от Церкви». «Здесь дело, конечно же, не в тех обвинениях, которые ему выдвинул Церковный суд, - считает архипастырь. - Суть в очевидном – этот человек не имеет ничего общего ни со Христом, ни с Евангелием, ни с нашей Матерью-Церковью, которую он ненавидит каждой клеткой своей души». «Достаточно почитать его последнее интервью в украинском издании, враждебно настроенном по отношению к УПЦ, glavcom.ua, чтобы убедиться в том, что так, как рассуждает А. Кураев, может говорить только абсолютно неверующий в Бога политик, бизнесмен, кто угодно, но только не христианин. Все его размышления сводятся к выгоде, к стратегии, к деньгам, но только не к Евангелию», - посетовал владыка. По словам митрополита Луки, «А.Кураев за годы своей антицерковной деятельности внёс в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек». Архипастырь уверен, что «такими своими действиями он оттолкнул намного больше людей, чем привёл в начале своего служения. Бывший протодиакон воспитал плеяду таких же, как он, своих последователей, для которых смыслом жизни стало лишь одно – как можно больше лить грязи на Церковь. Андрей Вячеславович стал достойным продолжателем дела Губельмана-Ярославского и пока вписывает своё имя в список самых известных богоборцев». «А.Кураев – человек, который в своей непомерной гордыне, амбициях, самопревозношении посчитал, что только он один знает, как должно быть в Церкви, как правильно Ей развиваться и как нужно в Ней жить. И все его возмущения сводятся только к одному – к тому, что вокруг него, такого умного и порядочного, служат одни дураки и подлецы. Но вот только те, кто знают этого экс-протодиакона поближе, держатся совершенно другого мнения о его персоне. Критерием истины для самопровозглашенного " гения " стало только одно – его собственное непорочное мнение. Притом других способов выражения этого мнения, как только через сарказм, язвительность, вульгарный словесный понос, желчный цинизм у этого человека уже не осталось. Именно так гниль сердца и зловоние ума выходит на язык у людей, которые потеряли всякий страх Божий», - пишет владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/27/pr...

Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня («А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)) Любящий хвалиться в жизни этой пусть хвалится тем, чем хочет, но нам с апостолом ничем не должно «хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа», слушатели благочестивые! Пусть хвалится, если хочет, «мудрый мудростью своею, сильный силою своею, богатый богатством своим» ( 1Цар. 2:10 ), нам же единая похвала – Крест Христов: «Только Крестом Господа нашего Иисуса Христа». Пусть превозносится суетный мир этот в гордыне своей, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временной сладостью греховной, – нам же единая слава и услаждение – Крест Господень: " А я, – говорит апостол, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа». И Самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть и похвала, и слава, ибо Он не столько прославился, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, восставляя с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славой Сына Божия, говоря: «Крест – слава Сыну, как и Отцу слава Сын. Славится Отец в Сыне Своем, славится и Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом? И это сделаем на пользу нашу, «при Господнем содействии». Поистине, подобает нам «хвалиться только Крестом Господа», так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ), – так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши. Не подумай, слушатель, что Крест Господень, которым хвалится апостол, – это только Крест вещественный, сделанный из дерева, но понимай в нем более всего страдание Господа, восприняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или из какого-либо иного вещества художеством человеческим сделанные. Это – случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь наш испытывает нас в жизни сей, как злато в горниле. Ибо как «плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь» ( Притч. 17:3 ). Так говорит Писание. И в другом месте: «и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле» ( Прем. 3:5–6 ). Вот наши кресты! Мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

470. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Благовещенской церкви Чудова Монастыря, марта 25). 1825 Она же видевши, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие. ( Лyk. I, 29 ). Она, сия Дева, в столь глубокое погруженная уединение, столь удаленная от всякого сообщества, что присутствие Ангела, который и сам есть дева, привело Ее в смятение: «видевши, смутися»; Она теперь отверзает чертог Свой, допускает в него и девствующих и живущих в супружестве; приемлет бесчисленные целования, то есть благоговейные приветствия, не только от бесплотных, или бесплотным в чистоте подобных, но и от человек, нечистые устне имущих; и не только не смущается, но еще успокоивает смущенных, не только не чуждается радости, но и наполняет ею приближающихся, не только не трепещет пред благодатию, но и со дерзновением подает ее требующим. Какая перемена! Никому недоступная тогда, когда Она была только «раба Господня» ( Лк. 1:38 ), всем доступная теперь, когда Она есть «Мати Господа» ( Лк. 1:43 ). Воспользуемся удобностию доступа, приближимся, приступим, не только для того, чтобы видеть славу безвестной некогда Девы и насладиться сим видением, но и для того, чтобы по возможности узнать, каким образом из такой глубокой безвестности возрасла столь высокая слава, и чтоб от плодов «заключеннаго вертограда невесты» ( Nech. IV, 12 ) Святого Духа взять нечто на семена для духовного вертограда собственных душ наших. Приидите девствующие и от Девы Марии приимите утверждение вашего подвига, созерцая в Ней беспрекословно высокое достоинство – девство, поелику оно Бога в себе носит. Приидите живущие в супружестве, и от обрученные, но не сочетанные приимите благословение ваших супружеств: поелику все человеческие супружества рождали бы только чад гнева и наследников ада, если бы Матерь-Дева не родила Сына, Который перерождает их в сынов и наследников Божиих. Приидите любящие уединение, и от размышляющей Марии вразумитесь, что зерно уединения есть смиренное богомыслие; а без сего уединение часто есть пустое упрямство или жестокое человеконенавидение, гнездо лукавых помыслов и виталище духа безумия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

(Беседа) Братья христиане! Нужно ли говорить, что твердая непоколебимая вера в живого Личного Бога, в Бога Творца, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а также вера в наше бессмертие, в наше предназначение к вечному блаженству в невечернем дни царствия Христова, – нужно ли говорить, что эта вера является единственным основанием нашей нравственности, единственным источником чистой, возвышенной и доблестной жизни. Ведь только при этой вере взоры наши могут всегда обращаться «горе» к небу, к миру духа, вечности и добра. Только при этой вере может ослабевать наше тяготение «низу», к земле, с ее хорошими и, в известной мере необходимыми, но все же лишь временными и приходящими благами. Только при вере мы перестаем с жалкой беспомощностью вязнуть в сетях мелких суетных хлопот и житейских попечений. Только вера помогает нам разбивать те рабские цепи, какими властно сковывают нас всевозможные греховные наклонности и привычки. Только при вере возможна наша добродетель, наша истинная, благородная, совершеннейшая жизнь. Вера – наша духовная мощь, наша слава, наше спасение. Но в том беда, что не всегда бывает твердой вера наша, часто колеблется она, часто обуревается всевозможными сомнениями, искушениями и соблазнами. Что сказать по этому поводу? Сомнения возможны, ибо естественны. Человек свободен по природе своей, и свободный разум свободного человека мало что принимает на веру. Наоборот, он все хочет исследовать, испытать, и над самыми дорогими и священными для нас предметами ставить свои проклятые вопросы. Есть люди, которые сомневаются и в самых, по-видимому, очевидных и непреложных истинах, например в той, что действительно существует вот этот, окружающий нас, мир. Но, будучи естественными и понятными, сомнения наши не всегда могут быть основательными и непоколебимыми. Часто и слишком часто они бывают плодом простого нашего легкомыслия. Мы сомневаемся нередко только потому, что не знаем предмета, в котором сомневаемся, далеко стоим от него. Посмотрите на апостола Фому. Когда другие апостолы, которым воскресший Иисус явился в первый день недели сквозь запертые двери, рассказывали Фоме: – Мы видели Господа!, – Фома не верил. Он не мог представить, чтобы можно было видеть Того, Кто недавно на глазах у всех был предан Иудой, распят на кресте и погребен в саду Иосифа. Тем не менее, Фома не отрицал наперед истины Воскресения. Он захотел только поближе подойти к ней, углубиться в нее, внимательнее исследовать ее, и потому он отвечал апостолам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Г.М.Кессель В последние десятилетия можно наблюдать появление большого количества работ, связанных с литературным и богословским наследием прп. Исаака Сирина – святого, которой и при своей жизни выделялся среди иных представителей Церкви Востока и в последующие времена оказался одним из наиболее влиятельных аскетических авторов не только в традиции сирийского христианства, но и далеко за его границами, достигнув пределов христианской экумены. Духовный опыт святого оказался настолько неповторимым и уникальным, что даже в несовершенном переводе, временами весьма отдаленно соответствовавшем сирийскому оригиналу, он все равно воздействовал на читателя. Чтобы увидеть динамику научного изучения наследия прп. Исаака, кратко перечислим основные публикации. Благодаря научно-миссионерским усилиям П. Беджана в 1909 г. появилось издание сирийского текста Первого собрания, которое легло в основу английского перевода 1923 г. голландского востоковеда А. Венсинка. Последующие десятилетия не отмечены сколько-нибудь значительными достижениями в изучении наследия Исаака. Только спустя полстолетия наблюдается возрождение интереса к преподобному, выразившееся в появлении частичных переводов Первого собрания на итальянский и английский языки. Второе собрание было издано (правда, только наполовину) в 1995 г. С. Броком и послужило основой для перевода на шесть языков. Симптоматично, что следующая монография после исследования Ж.-Б. Шабо 1892 г., посвященного корпусу и учению Исаака, появилась только в 2002 г., за которой последовали книга П. Хагмана в 2008 г. и ряд диссертаций. Показательно количество работ, непосредственно посвященных Исааку или тех, где его текстам уделено особое внимание: так, если в период с конца XIX столетия (когда, собственно, и началось критическое изучение наследия Исаака) и до 80-х гг. XX столетия появилось всего около двух с половиной десятков публикаций, то только в 80-е их 18, в 90-е – 32, а в 2000-е – 55! Мы во многом обязаны возрождением (ибо только так можно охарактеризовать произошедшее в 80–90-хх гг. качественное изменение в оценке значимости наследия Исаака) интереса к творениям сирийского аввы английскому ученому Себастьяну Броку, благодаря которому было не только найдено Второе собрание, но и начат всесторонний анализ как текстов, так и учения прп. Исаака 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/dv...

Глава IV. Рассмотрение некоторых более частных определений Церкви, происходящих из неправильного понимания христианской религии как организма безусловно полной и воплощающейся в Церкви богооткровенной истины и кафолического предназначения христианского спасения в Церкви и чрез Церковь для всего мира 1 . Истинно христианская жизнь в единстве и гармонии всех составляющих ее сил возможна только в Церкви Христовой и для одних ее членов 402 , и, наоборот, «все, чтó только отделилось от ее матерних недр, не может само собою ни жить, ни дышать; – теряет главную основу спасения» 403 . Эта главная основа спасения состоит в соблюдении церковного единства, требующем от членов Церкви, правда, нелегкого труда 404 , но зато и вознаграждающем их еще нигде в опыте, как только в Церкви, не встречающеюся полнотою истинной жизни. И, действительно, будем ли мы иметь в виду истинную жизнь в ее целом или в отдельности составляющих ее моментов, – в том и в другом случае одна Церковь является их необходимым предположением. Так, наприм., только в Церкви произрастает первая христианская добродетель – вера 405 , не допускающая каких-либо опасных сомнений 406 и «движущая верующих на высоту» христианской жизни и богословского ведения 407 ; только в Церкви произрастают и две другие добродетели: надежда – эта «кровь» и «душа» веры 408 и «возводящий к Богу путь» – любовь 409 ; только в Церкви возможна истинная жизнь и христианство 410 , истинно христианское воздержание 411 и прочие добродетели. С другой же стороны, только Церковь , в смысле единого целостного организма христианской религии, преисполнена бесконечных совершенств богочеловеческой жизни. По выражениям св. отцов, она есть «древо плодоносное» 412 , «дверь жизни» 413 , «седьмисвещный светильник» 414 . Церковь – это «рай» в земном мире 415 . TOC o «1–3» h z u 2 . Подобно тому, как из первого рая человек был изгнан за нарушение единства истинной жизни суемудрием разума, так и из второго рая, из Церкви, изгоняется каждый, «не содержащий церковного единства», ибо таковой «не может содержать (и фактически уже не имеет) веры» 416 . Одновременно с порванием церковного единства каждый тем самым порывает единство и гармонию духовных сил в себе самом. – Единство и гармония превращаются в множественность и дисгармонию взаимно борющихся сил, причем сама по себе каждая сила, теряя свою церковность, уподобляется более мирской, стихийной силе. Таким образом, вместо живой веры у отделяющихся от Церкви являются мертвый ортодоксизм и рационализм , в конце концов приводящие к неверию; вместо трепетной христианской надежды являются самонадеянные мистицизм и квиетизм ; вместо истинно сердечной любви – холодный морализм ; вместо братства во Христе – себялюбивый индивидуализм ; вместо христианского священнопастырства – властолюбивый иерархизм в папистическом духе и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

О православном богослужении Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Святая Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме «воспитатися честно». Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем «воспитатися честно», для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Святая Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной. Кроме того, в каждом церковном празднике, например, в только что бывшем праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы, участвуют и иные члены Тела Христова: «горняя сликовствует земным». Вот эти два момента: момент неоторванности богослужения от Вселенной, от всего мира, и затем совокупление наше с миром горним — это есть те два основания, на которых возможно для нас здесь, в мире дольнем, приобщение к премирности, к вечности. Когда мы в богослужении, в своих песнопениях обращаемся не только к верующим, не только к людям, но и ко всей Вселенной, то по церковному пониманию это не есть только слова, но подлинный смысл общения в Боге. Когда первый человек согрешил, он тем самым внес грех в мир, в творение Божие, которое настолько преисполнено было красоты и добра, что Сам Творец любовался им. Внеся грех в мир, он сам связал себя с миром и теперь постоянно связывает тем, что вновь и вновь грешит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3901...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Екатерина значит «чистая». Только чистые сердцем Бога узрят. Только целомудрие обручает человеческую душу Богу. И только благодаря ему обретается целостное, а не фрагментарное видение жизни. Так святая великомученица Екатерина, как читаем мы в ее житии, показала слепоту собранных вместе ученейших мужей Империи. И с благодарностью Богу за дар Святого Духа приняла мученическую смерть. Да, подлинная чистота — дар Божий, но и от нас многое зависит. В этот день Церковь напоминает нам о воспитании наших детей, чья чистота сегодня должна быть важнее всего остального. По словам святых отцов, за безответственное воспитание детей родителями наказываются, во-первых, дети, во-вторых, — сами родители. Мы помним из Священного Писания, как жестоко наказаны были дети, разгневавшие пророка Елисея: преданы смерти за то, что не были научены своими родителями страху Божию (4 Цар. 2, 24). Для вразумления родителей подверглись они этому жестокому наказанию, чтобы сами родители научились слушать пророка, посланного Богом, и позаботились передать это своим детям. Ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей, в Священном Писании показывается как превосходящая всякую меру. Вспомним первосвященника Илия и наказание его детей (1 Цар. 4, 11). Об этом священнике сказано, что он, стараясь угодить Богу, заботился о воспитании своих детей. Однако они подверглись страшному наказанию за то, что его забота о собственных детях не соответствовала тому развращению, в котором они находились. Апостол Павел пишет в Послании к Титу, чтобы он поставлял в священники на Крите тех, кто не только сам является непорочным, но и «детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Блаженный Иероним, объясняя слова апостола, говорит, что человек может быть только тогда непорочным, когда дети им воспитаны в истинной вере, потому что грехи детей ложатся на родителей. Вспомним также из Священного Писания пример святого праведного Иова, который не только прилагал все усилия, чтобы воспитать своих детей в верности Богу, но ежедневно приносил жертвы за их тайные грехи (Иов 1, 6). То есть не только совершал необходимые для их воспитания предосторожности, но и весь был исполнен мысли о том, чтобы защитить их от наказания Божия за те грехи, которых он не мог даже знать.

http://moral.ru/st-catherine/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010