Блж. Иероним, приводя различные понимания не вполне однозначных слов Екклесиаста, толкует и так в ярком образном сравнении: « Все труды человека во рту его, и даже душа не наполнится… Всё, что приобретают люди трудом в мире сем, истребляется ртом, и, пережёванное зубами, передаётся для сварения желудку. Несколько услаждая горло, оно, по-видимому, даёт удовольствие, но только до тех пор, пока находится во рту, а когда перейдёт в желудок, то перестаёт ощущаться различие между пищею. И после всего этого душа ядущего не наполняется» [там же]. Далее Иероним толкует более классически, без иронии. Слова что есть, что будет – уже названо имя тому, и известно, что это человек, и не может он судиться с сильнейшим его , блж. Иероним в первую очередь толкует, как ветхозаветные пророчества о Христе, Сыне Человеческом. «Известно, что Он есть человек, и по человеческой стороне не может равняться Отцу» [там же]. Приводит блж. Иероним и своеобразное толкование: «Некоторые думают, что в этом месте указывается то, что Бог уже знает имя всех людей, кои имеют быть и будут облечены телом, и что человек не может препираться с Творцом своим, зачем Он сделал так или иначе» [там же]. Св. Григорий Двоеслов , произнося проповедь на евангельскую тему о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ), рассуждает о том, почему в аду у богача «жар преимущественно обнаруживается в языке, когда он говорит: посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду в пламени сем… Следовательно, преимущественно горячо ему будет там, где он показывает, что знал то, чего не хотел исполнять. Поэтому об учёных и нерадящих через Соломона хорошо говорится: весь труд человечь во уста его, и душа его не исполнится ( Еккл. 6:7 ), потому что кто старается только о том, чтобы знать то, о чём должно говорить, тот пустым умом воздерживается от самого выражения на деле своего знания» Беседа 40 в храме св. Лаврентия в 3-ю неделю по Пятидесятнице, Лк, 16:9–31, п. 2]. Св. Григорий Двоеслов , обращаясь к словам Екклесиаста кое изобилие (человеку) мудрому паче безумного? понеже нищ позна ходити противу живота ( Еккл. 6:8 ), находит, «что мудрый имеет нечто более… глупого человека, именно то, что он стремится туда, где есть жизнь» кн. 4, гл. 4]. Потрясающе, что у человека бывает такая глупость устремляться к тому, что ведёт к смерти и гибели. Изберите жизнь! Однако на этот призыв не откликается глупость человеческая. Читать далее Источник: Толкование на книгу Экклезиаст/протоиерей Геннадий Фаст. - Красноярск : Енисейский благовест, 2009. - 343, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во 2-ю книгу VI тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошло толкование на Книгу пророка Даниила, обозрение книг Ветхого Завета, О творении мира и др. творения. Группа Вконтакте Facebook группа Том 6, книга 2 собрания творений Настоящее Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста является воспроизведением издания С.-Петербургской духовной академии, осуществленного в 1898 г. Следует, однако, подчеркнуть, что предлагаемые книги до сих пор являются единственным относительно полным изданием основных творений великого отца и вселенского учителя Церкви на русском языке, выполненным полиграфическим способом. Вторая книга шестого тома включает в себя: Толкование на пророка Даниила. Беседа, сказанная в великой церкви, после того, как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин. 5:19). Беседа о Мелхиседеке. Беседа против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища. Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (2 Тим. 3:1). Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении. Беседа о воздержании. Об утешении при смерти. Обозрение книг Ветхого Завета. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии. Беседа на слова: «какой властью Ты это делаешь» (Мф. 21:23)? О творении мира. Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице. ТВОРЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ В ИЗДАНИИ МИНЯ К ПОДЛОЖНЫМ (Spuria). Беседа на слова: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31), и о том, что божественные слова дороже всякой сладости. Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием, и что впоследствии этот образ восстановлен чрез нового Адама. Слово на начало Св. Четыредесятницы, об изгнании (из рая) Адама и о дурных женах. Об Аврааме и Исааке. О том, что нужно удаляться от зрелищ, что посетители их вовлекаются в грех прелюбодеяния и что они бывают причиной несогласий и вражды, и об Аврааме.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Гомилии на Евангелия. Толкование на книгу Иисуса Навина Нав.5:12 . а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. И сказал им [Иисус Христос]: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания ( Лк.22:15 ). Он желает прежде всего вкусить Пасху со Своими учениками и таким образом открыть таинство страданий Своих миру, как если бы явился устроитель старой Пасхи закона и запретил впредь праздновать ее в ознаменование дальнейшего учения по плоти, которое предстало в образе преходящей тени, ибо уже свет Пасхи истинной пришел в мир. Время и последовательность событий в деяниях Иисуса Навина прекрасно представляют это… Ибо, когда Моисей умер, Иисус Навин восстановил силы народа манной во время нахождения у Иордана и сам вкусил той пищи, хотя и сам уже познал пищу произведения земли Ханаана. Затем, перейдя через Иордан, Иисус Навин велел сделать народу своему обрезание ножами острыми из камня и не вкушал манны в течение трех с половиной месяцев вплоть до дня Пасхи. Иисус Навин накормил и насытился сам манной во время перехода реки Иордан, поскольку до времени крещения Господь соблюдал обряды закона и хотел соблюдения его всеми. И после перехода через Иордан Иисус Навин велел сделать народу своему обрезание ножами из камня, ибо Спаситель отметил благодать крещения мыслью о том, что закон суровостью своей не смог отсечь соблазны от веры. И в течение трех с половиной лет [после Своего крещения], несмотря на приближение шаг за шагом к обетованным небесам, Христос неотступно соблюдает таинства закона, как если бы Он вкушал обычную манну, и поступает так до того самого времени, когда в назначенный час на рассвете, вкушая желанную Пасху со Своими учениками, Он наконец совершает самое чистое таинство Крови и Тела, освященного на алтаре крестном, насыщая ими верных словно бы опресноками земли обетованной. Толкование на Евангелие от Луки. Толкование на книгу Притч

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

И наполнилась земля его конями и колесницы его неисчислимы. Ибо недостойно исчисления то, чем владеют вопреки повелению Божию. Поэтому и в Псалмах говорится: ложь конь во спасение ( Пс. 32:17 ), и в Исходе: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ), и в другом Псалме: сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем ( Пс. 19:8 ). Можно разуметь здесь и то и другое, – что и народ Иудейский, вопреки заповеди Божией, умножил себе коней и колесницы, и земля Иудейская наполнилась конями и колесницами победителей. Ст. 9. И наполнилась земля его идолами: покланялись делу рук своих, что сделали пальцы их, и преклонился человек, и унизился муж. Где некогда был храм и религия Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе ( Мф. 24:15 ). И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал покланяться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих, и поставляет идолов в земле своей, и преклоняется человек, и унижается муж, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом, если не выпрямит его Господь, по примеру той женщины, которую связал сатана на восемнадцать лет, чтобы постоянно смотрела не на небо, а на землю ( Лк. 13 ). Посему не отпускай им. Вместо этого LXX перевели: и не отпущу им. Если это говорит Бог , то нужно понимать так: так как они сделали это, то Я не пощажу их и не отпущу столь бесчисленных грехов. Если пророк, то нужно так понимать: посему не отпускай тем, которые совершили столько беззаконий. Если же понимаем это о Римлянах, то более верное толкование следующее: они, разрушая храм Божий, поклонялись не Тому, Который дал им победу, а идолам рук своих. Если же об Иудеях, то это – страшное решение пророка молиться, по-видимому, против своего народа, которому выше говорил: дом Иаковлев, придите и будем ходить во свете Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Имеются ли в Слове Божием указания на существование св. Предания? Имеются. Св. Апостол Павел писал в послании к Фессалоникийцам: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). И в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 2, 2 ). Где ныне сохраняется св. Предание? Оно сохраняется в Церкви, которая по слову апостола «столп и утверждение истины». Изложила ли Церковь впоследствии св. Предание письменно? Да, например, в постановлениях Вселенских Соборов, в 85-ти правилах св. апостолов, и в тех отеческих творениях, которые одобрены на Вселенских Соборах. А не может ли св. Предание через устное распространение забыться пли затемниться? Нет, не может. Церковь Христова находится под водительством Духа Святого, о котором Спаситель сказал: «Утешитель Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14,25 ). XXII. О св. Писании. Чем еще объясняется причина заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов объясняется еще тем, что они не понимают многих мест св. Писания и толкуют их неправильно. Разве есть в св. Писании места неудобовразумительные? Есть. Св. апостол Петр писал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невеждый и не утвержденные к собственной своей погибели превращают» ( 2Пет. 3, 16 ). Кто же может толковать непонятные места св. Писания? Толковать Писание могут только те люди, которые получили на это особый дар св. Духа. Откуда это видно? Это видно из того, что даже апостолы не прежде научились понимать Писание, как Господь, по сказанию Евангелиста: «отверз им ум к у разумению писаний» ( Лк. 24, 45 ). Почему люди простые, не богопросвещенные не могут толковать св. Писания? Премудрый Сирах пишет: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом, и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах» ( Сир. 38, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Как Евангелие, так и Феофилакт Болгарский в толковании говорят в данном месте не о благодати священства, a о добрых делах; после слов: «...еже не угаснути благодати, сущей в вас, на вашем подвизе будет се...» – на другой же строчке Феофилакт Болгарский добавляет: «...да светит свет жития вашего» 30 , то есть опять добрые дела, а не благодать священства. Толкование 16го, последующего стиха еще более удостоверяет нас в высказанной нами сейчас мысли: «Не рече убо яко вы показуйте добродетель свою, се бо не добро есть, но она сама да сияет...», а не благодать священства, «елико же и врагом удивлятися и славити, не вас, но Отца вашего небеснаго. Темже убо аще и деем добродетель, в славу Божию подобает сию творити, а не в свою...» 31 . Выражение Благовестника: «...еже не угаснути благодати, сущей в вас, на вашем подвизе будет се...» – говорит только о том, что в делании добрых дел участвуют два совместных, совокупных деятеля: это Божественная благодать и собственное человеческое произволение, а не указывает на благодать священства. Второе место из Благовестника, приведенное господином Шаровым, составляет толкование на 28й стих 19й главы Евангелия от Матфея. И теперь прежде рассмотрим евангельский текст, а потом уже и толкование на него. Вот самый текст: Иисус сказал апостолам: «...истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Апостол Петр от лица всех апостолов спросил Господа: Господи, вот мы оставили все: свои дома, занятия, семьи, отца, мать ( Мф.19:27, 29 ) – и пошли за Тобою; что нам за это будет? чем Ты нас наградишь? На это Господь дал такой ответ: вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, то есть в Будущей Жизни, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Вот вас ожидает какая награда за ваши подвиги. О прекращении, об уничтожении вселенского священства в Церкви Христовой здесь нет и намека.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Поэтому слова: все сии умерли понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. Не получив обетований — справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, — Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха — переселением, Ноя — спасением от потопа, Авраама — деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке получит во сто крат, а в будущем наследует жизнь вечную (Мф. 19:29). А только издали видели оные, и радовались. А только издали видели оные, и радовались. Здесь апостол дает понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетовании относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетовании. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: все сии. И говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле. И говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле. Не только на обетованной земле, но и на всей вселенной. Поэтому и не подобало получить ее. Они были достойны не ее, а неба. Потомки же их получили ее, ибо они были достойными земли. Я у вас пришлец и поселенец (Быт. 23:4), говорил Авраам сынам Хетовым. Но они и все были таковы, как свидетельствует Давид: странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38:13). Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит: лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям. Не столько ради наставления, сколько ради того, чтобы побеседовать с ними чрез послание: доказательство горячей любви. Заклинает же для того, чтобы если не уважают его, то по крайней мере ради клятвы исполнили бы то, что было им заповедано. Так страшны были для древних христиан заклинания! Но, увы, не таковы они ныне, не таковы они для нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь. Все блага, говорит. Он даровал нам. Итак, постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам. Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святого Духа. Ему подобает всякая слава во веки. Аминь. Примечания 1. Migne, в подстрочном примечании, дает предпочтение другому чтению этого места по кодексу S. Marci Veneti. Вместо παιτοντες там стоит δικοντες, то есть не обижая никого требованием денег. Первое чтение он находит несогласным ни со смыслом, ни с грамматическими правилами. 2. Блж. Феофилакт читает: «и собственных пророков» — και τους Ιδους προφ τας. 3. Слова аминь у блж. Феофилакта недостает. 4. Блж. феофилакт читает: от Господа нашего Иисуса Христа. 5. В тексте блж. феофилакта читается не просто «от блуда», но от «всякого блуда». 6. Блж. феофилакт читает: εχομεν вместо χετε. 7. Блж. Феофилакт читает: παρ " γγειλα вместо: παρηγγελαμεν. 8. Блж. Феофилакт читает не знаете, в который час тать (κλπτης) приидет. 9. В греч. тексте блж. Феофилакта πντα δε δοκιμζετε вместо δοκιμζοντες. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам Святого Апостола Павла

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Или: любящих его верно и нелицемерно, или: любящих его верных, то есть христиан. Благодать со всеми вами. Аминь. Благодать со всеми вами. Аминь. Молитвенно благожелательствует, да сохранится в них дар Божий, или человеколюбие всегда пребудет с ними, сохраняя их благодатью. Или: да пребудет всегда благодать с ними, более всего нуждающимся· в ней, ограждая и души их и тела во Святом Духе. Ему слава во веки. Аминь. Примечания Примечания 1. По другому чтению называются гаватами. 2. Следующие слова: покорными своим мужьям в тексте блж. Феофилакта опущены. 3. Следующее слово — неповрежденностъ — опущено у блж. Феофилакта. ==========К Филимону========= Толкование на послание к евреям Святого Апостола Павла Предисловие Святой Павел был апостолом язычников, как он и сам говорит об этом в Послании к Римлянам (Рим. 11:13-14). Ибо евреи не терпели его проповеди к ним и были враждебны к нему более, чем к прочим апостолам, так как он своим неожиданным обращением доказал непобедимую силу Христа, привлекшую к Нему такого сильного гонителя. Но в том и состоит великое доказательство истины евангельской проповеди, что Павел, самый строгий ревнитель закона, внезапно обратился ко Христу. Посему евреи сильно враждовали против него и даже не могли слышать его голоса. Впрочем, и уверовавшие из евреев не совсем внимательно относились к нему, так как он совершенно отвлекал от закона и освобождал от обрезания. Тем не менее, хотя он и послан был проповедником к язычникам, однако пишет и к евреям. Ибо, как не ведено было ему крестить, однако он крестил, потому что это и не было запрещено ему: так точно, делая сверх должного, он посылает это Послание к Евреям, Ибо он сильно заботился о тех, за которых молился даже быть отлученным (Рим. 9:3). Он пишет послание к живущим в Палестине и в Иерусалиме. Ибо от неверующих евреев они лишаемы были имущества и подвергаемы были бесчисленным бедствиям.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Причина же та, что те именования отдаляли Его от человечества, а это, напротив, сближало и поставляло в ближайшую тесную связь с последним. По этому Сын Человеческий=воссозданный человек, новый родоначальник, с которого человечество вправе и может начинать новый счет своей жизни, какая бы долговечная она ни была до этого. A Евангельские подтверждения мнения и у Неандера также косвенные, как и у Вейссе, но совсем другие. «Отныне увидите небо отверзтым и Ангелов Божиих, восходящим, и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Иоан. 1:51 )=в Иисусе Христе человеческая натура прославилась до выражения в образе ангельском. Иоан. 3:13 Сын Человеческий, сый на небеси=Спаситель в человеческой природе открывает божественное существо, и как человек живет на небе. Иоан. 5:27 и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий.=Спасителю принадлежит суд над человечеством, потому что Он есть родоначальник оного. Вышеприведенное Иоан. 6:53 : «истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни»=мы должны принять в себя и усвоить Того, Который есть человек несравнимый, Который очеловечил в Себе божество 112 . Не полагаем, чтобы была какая-нибудь надобность относиться серьезно к толкованию приведенных мест Евангелия. Три из четырех объясняются аллегорически и, конечно, не толкование «Сын Человеческий», находящееся в них, дает право прибегать к этому способу, в научном толковании малопринятому по причинам весьма уважительным. Что же касается до 4-го неаллегорического – Иоан. 5:27 , то Неандерово толкование, не смотря на то, что разделяется многими, принадлежит к числу слабейших 113 . Сын Человеческий есть Судия не потому, что Он родоначальник или идеальный, представитель человечества, но потому, что Он, как пастырь, проповедал истинное учение и даровал твердые средства для всецелого усвоения последнего, Он посеял семя и будущее=суд должно показать именно Ему, найдет ли Он веру у людей, когда приидет ( Лук. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010