«Хлеб наш насущный…» В Евангелии от Матфея — «Хлеб наш насущный дай нам сегодня», а в Евангелии от Луки — «Хлеб наш насущный подавай нам каждый день». Каждый день мы просим подавать нам хлеб в Евангелии от Луки, сегодня — в Евангелии от Матфея. Вот в чём разница двух этих вариантов. Евангелие от Матфея больше сосредоточено на сегодняшнем дне, Евангелие от Луки — на жизни вообще. Что значит «насущный»? По-русски, как и по-гречески, слово это непонятно. И таким же неясным по значению осталось оно у блаженного Иеронима, когда он переводил Евангелие на латынь: supersubstantialem. Причём Иероним смело употребляет это странное слово вместо простого и в его время уже вошедшего в церковную латынь cotidianum — «ежедневный». В практике Западной Церкви во время литургии, когда читается молитва «Отче наш», и сегодня употребляется старый перевод, ибо он несравненно проще и понятней (ежедневный наш хлеб). При этом в латинском Евангелии, разумеется, стоит непонятное, но точно отражающее сложное в греческом тексте место — supersubstantialem. Что это значит? Выражение «хлеб наш насущный» так же спрятано от возможного искажения внутри сложной и почти непонятной формы, как и «Да святится имя Твоё». Эпиу " сиос дословно — это именно «на-сущный». То ли это просто хлеб на сегодняшний день, то ли тот, о котором говорится в книге Притчей Соломоновых: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: " кто Господь? " и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30:8-9). Здесь говорится о среднем пути, который не приводит ни к бедности, ни к богатству. Разбогатев, человек может забыть о Боге, а обеднев, пойти по пути воровства; поэтому — дай мне то, что нужно, — хлеба, но не больше. Таково первое толкование выражения «хлеб насущный». Но есть и другое толкование: дай хлеба, необходимого мне, и ещё немного, на тот случай, если кто-то придёт: чтобы у меня было, что ему дать, — т. е. «дай нам». Это толкование не менее удачно. К тому же оно объясняет наличие префикса эпи(«на-» или «над-») в слове «насущный».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки! Аминь. Прочтите толкования Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Феофан Затворник. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение)  Блаженный Феодорит Кирский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Еф 6:10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Дом каждого есть как бы войско: поэтому уже, приведя в порядок все силы, выводит их на войну. Ибо, если каждый в отдельности не будет нарушать своего порядка, тогда и военное дело будет в хорошем положении. А так как уже многое, что казалось расстроенным, он привел в порядок, то не страшитесь, говорит, но дерзайте в силе Господа. Ибо у Него не просто сила, но « могущество силы», то есть Он имеет силу неизреченную и все превозмогающую. Еф 6:11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но — « козни». «Козни»  есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает  грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности. потому что наша брань не против крови и плоти, И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

Положим, что люди не должны знать с точностью дня Второго Пришествия Иисуса Христа, так как должны быть готовы во всякое время встретить Его; ангелы могут не знать этого, но как же Иисус говорит, что знает это толькоОтец Его? Как может не знать этого Он Сам, если Он в Отце и Отец в Нем? Если Евангелист Матфей и умалчивает о неведении Сына Человеческого, зато Евангелист Марк передает слова Иисуса так, что недоразумений быть не может, о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13, 32 ). Как же может не знать об этом Тот, Кто придет судить род человеческий? Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так. «Словами – ни Ангелы – Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами Ангелы; словами же – ни Сын – возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. А что слова эти сказаны Им с этим именно намерением, узнай из того, как Он, по Воскресении, с большей силой воспретил им любопытство» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Матфея. 77 ). В книге Деяний Апостолов говорится, что когда Христос перед Вознесением Своим явился Апостолам, то они спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» А Он ответил им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1, 7 ). По мнению Василия Великого , смысл сказанного Иисусом (по Евангелию Марка) таков: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные; не знал бы и Сын, если бы не знал Отец; по тому что от Отца дано Ему ведение» (Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 7. С. 159). А Григорий Богослов по этому поводу говорит: «Как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек» (Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 3. Второе слово о Боге Сыне. С. 76). Соглашаясь с этим мнением, блаженный Феофилакт говорит: «Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 7-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 61 зач., 15, 12–21 Тогда ученики Иисуса, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. «Знаешь ли, – говорят ученики Христовы, – что фарисеи, услышав слово сие, – о том, что оскверняет человека – соблазнились?» Неудивительно, что фарисеи соблазнились словом истины. Больные глаза не могут переносить яркого света. Ученики удивляются, что их Учитель столь беспощадно резко говорил с фарисеями. Раньше Он никогда так не делал. Но Господь знает, что и кому и как говорить. Он хочет научить нас, что хотя во второстепенных, безразличных к тайнам веры вещах мы должны остерегаться обидеть кого-либо, мы должны страшиться отступить от исповедания истины или исполнения нашего долга. Истина должны быть исповедана, долг исполнен. И если кто-то соблазняется, это его вина, его грех, его соблазн. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, – говорит Христос, – искоренится». Их путь, их установление, их толкование были не Божьего насаждения. Они исходили из их собственного мудрования и гордыни. В Церкви земной можно нередко встретить растения, которые не Отец наш Небесный насадил. Как бы ни старался земледелец, из земли все равно выйдет какое-то количество сорняков, и это есть вражие сеяние. Бог попускает этому быть, но они – не Его насаждение. Бог сеет только доброе семя на поле Своем. Не все, что происходит в саду Божией Церкви, – Божественного происхождения, и не все люди в ней – Божии. По плодам их узнаете их. Растения, которые не Бог насадил, не будут защищены Богом, они несомненно искоренятся. Все, что не от Бога, не устоит. А благовестие истины пребудет вовеки. Истина не может быть искоренена.

http://pravoslavie.ru/3448.html

(10, 1) После сего провозгласил 371 Господь и других Семьдесят. Апостолов, очевидно. Ведь многим надлежало уверовать, и была нужда в более многочисленных проповедниках. Итак, Двенадцать Апостолов – это первый сонм, а Семьдесят – второй. Прообразами этих Двенадцати и Семидесяти в древности были двенадцать источников вод и семьдесят финиковых деревьев в Елиме, куда вошли израильтяне, перейдя Красное море 372 . (10, 1) И послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И Двенадцать Он также послал парами, как сказал Марк в четырнадцатой главе 373 , но если Двенадцать Он послал во все города и селения, как более совершенных, то Семьдесят – только в те, которые лежали на пути Его, через Которые Он намеревался пройти, чтобы они возвещали покаяние в грехах и прибытие Того, Кто подает их отпущение. (10, 2) И сказал им: жатвы много, а делателей мало. Жатвой Он называет тех, кого пожнут от неверия и соберут для веры в Него, а делателями – Апостолов, служащих для этого. Здесь Он указал на причину назначения Семидесяти, но еще и сказал, что всех Апостолов мало для множества тех, кто должен уверовать. (10, 2) Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Это и прежде сказанное Он сказал и в конце восемнадцатой главы Евангелия от Матфея 374 , но если там Он называл многой жатвой тех, кому надлежало уверовать из иудеев, то здесь – из язычников. И там Он побуждал Двенадцать молиться о послании Семидесяти, а здесь – этих Семьдесят о назначении епископов и учителей по городам и странам. Но читай и толкование настоящего изречения в упомянутой главе Евангелия от Матфея 375 . (10, 3) Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Он сказал это и Двенадцати, и ищи в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» 376 . Но можно сказать и то, что Двенадцать Он назвал овцами, как более совершенных, а Семьдесят – агнцами. (10, 4) Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви. Запрещая это, Он повелевает полагаться в телесных нуждах на Того, Кто послал их, тем же, чтобы не брать мешок – отвращает от сребролюбия, тем же, чтобы не брать суму – побуждает не накоплять пищи, а тем, чтобы не брать обуви – наставляет их к подвижничеству. Он приказал это и Двенадцати в указанной девятнадцатой главе 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(12, 48) И от всякого, кому дано много, много взыщется от него 497 . И это о пастырях. Ведь им дано большое дарование, состоящее в сознании воли Божией, на пользу пасомых. Поэтому, раз они получили много талантов, от них потребуется много прибыли. А что пастырям дано дарование, говорит и Павел, когда пишет Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» 498 . (12, 48) И кому много вверено, с того больше спросят 499 . Это наглядная (παραδειγματικς) речь, но и она о том же. Ведь как от того, кому предоставят большие деньги для торговли, больше потребуют и прибыли от торговли, так и Бог от того, кому предоставит большое дарование, больше и потребует от него. Ведь тот должен предоставить Ему спасение не только собственное, но также и народа. (12, 49) Огонь пришел Я низвести на землю. Огнем Он теперь называет любовь к Нему и веру в Него, выражая ее силу и действенность, что в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея Он наименовал мечом, и там ищи толкование места: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» 500 . (12, 49) И что хочу Я, если Он уже возгорелся? 501 И что более хочу Я, если Он уже возгорелся? Зачем более остаюсь в этом мире? Говоря же это, Он показал, что (этот огонь) уже возгорелся в учениках, а возгоревшись, уже не угаснет, но распространится по всей вселенной, даже когда Он Сам, наконец, переселится из этой жизни. (12, 50) Крещением должен Я креститься. Он еще яснее предвозвещает о Своей смерти, говоря: «Крещением предстоит Мне креститься», посредством крови, назвав крещением Свое заклание, как очистительное для нас. (12, 50) И как Я томлюсь, пока сие совершится! И Я словно бы в мучительной тревоге из-за задержки. Показывает же Он этим, что торопится быть закланным за нас, и добровольно отдает Самого Себя. (12, 51) Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Как мы сказали выше, ищи в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(13, 33) Впрочем, Мне должно сегодня и завтра (творить чудеса), и в наступающий (день) отправляться в путь 526 . [Некоторые же полагают, что «сегодня и завтра» Он говорит о двух днях, в которые Он будет там творить чудеса, а третьим днем называет день после них, в который Он окончит (творить чудеса), то есть, начнет путь к смерти и будет шествовать к Иерусалиму] 527 . Должно Мне делать то, что Я сказал, сегодня и завтра, или малое время, и в наступающий – отправляться в путь, то есть, на следующий день переселиться от настоящей жизни. Последнее означает погибнуть от ваших рук, от рук начальствующих в Иерусалиме. (13, 33) Ибо не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима 528 . Говорит Он это иронически, насмехаясь над Иерусалимом, как убийцей пророков. Смысл же этой речи такой: «Раз он называет Меня пророком, непременно убьет Меня». Ведь невозможно, то есть, не в обычае уничтожить пророка вне его. (13, 34) Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица свой выводок 529 под крылья, и вы не захотели! Это и Матфей написал в пятьдесят шестой главе, и в ней прочти толкование этого 530 . Выводком же Он называет здесь множество птенцов. (13, 35) Се, оставляется вам дом ваш 531 . Очевидно, «пуст», как прибавил Матфей. И это изречение толкуется там далее 532 . (13, 35) Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, доколе не придет, когда вы скажете 533 : благословен Грядый во имя Господне! Доколе не придет время, когда вы скажете так. Толкование этого всего ты также найдешь в той же главе следом 534 . Глава 52. О страждущем водяной болезнью (14, 1) Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И этот фарисей позвал Его как пророка на угощение, стремясь составить впечатление о себе, что он чужд недоброжелательства. Ведь были и среди фарисеев дурные лишь наполовину и превосходившие других. Христос же согласился пойти, здесь также делая угощение поводом доставить пользу фарисею и тем, которые были в его доме. Но прочие фарисеи наблюдали за Ним, не сделает ли Он чего-нибудь вопреки закону о субботе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Проповедование в храме каких — либо земных ценностей и высот; увлечение вне храма каким-либо косвенным делом или идеей в ущерб прямому пастырскому делу врачевания душ и приведения их к Единому Пастырю. Неблагоговейность в храме.    Искание себе славы и чести, тщеславие. Признак атеизма — «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» Признак веры пастырской — «Кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» (Ин. 5:44 и 7, 18).    Нерадение о душе человеческой. «Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их, а наемник бежит, потому что наемник и не радит об овцах» (Ин. 10:12-13).    Любовь Божия, как Свет Солнца, падает на все человечество, и если некоторые убегают от животворного солнца в свои мрачные и сырые подвалы мысли и чувств, - разве повинно в том Солнце Правды, сияющее «над злыми и над добрыми?» «Условием же истинного пастырства, - говорит св. Димитрий Ростовский, - должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но стадо Христово, которое в Нем и в Отце Его имеет свою охрану и через то дает земному пастырю дерзновенную надежду на достойное совершение пастырского подвига».    Вино не возбраняется заповедью Божией, но если оно искушает — лучше совсем не пить. В тех же случаях, где клир соблазняет народ подобным невоздержанием, иереям необходимо ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитимьи за братьев совсем отказаться от принятия вина.    Еп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2, ч. 2. Казань, 1900, стр. 165.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1882, стр. 279.    Еп. Мелитопольский Кирилл. Пастырское богословие, изд. 3. СПб, 1858, стр. 27.    Гладков. Толкование Евангелия, стр. 435.    Творения св. Иоанна Златоуста, т. 8, кн. 1. СПб, 1902, стр. 393.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1882, стр. 59.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

А вот у нас в храме читали такое толкование, будто он посылал своих учеников по той причине, что ожидал уже смерти и вдруг у него возникло сомнение, не напрасен ли его подвиг. Такое толкование тоже возможно? Ответ. Я высказывал мнение святоотеческое - Феофилакта Болгарского, а толкование, о котором говорите вы, может быть, более современное. Иоанн Креститель, который слышал голос с неба: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих " (Мф.12:18) - и видел, как на Спасителя в виде голубя сошел Дух Святый, не мог уже сомневаться. Это абсурд. Если Иоанн Предтеча говорит, что пришел для того, чтобы Он явился, и, имея это Откровение, всем проповедовал явившегося Мессию, - отчего бы потом он вдруг мог усомниться? Нет, это невозможно. Это смешно даже предполагать - получается, что он усомнился в тот момент, когда Господь воскресил сына Наинской вдовицы. Кто от этого может усомниться? От этого, наоборот, укрепляются в вере. Именно после этого события Иоанн послал своих учеников к Спасителю спросить: " Ты ли Тот, Который послан или мы иного ждем " (Лк.7:19), - потому что он думал, что пришло Господу время объявить открыто, публично, что Он Христос, раз Он совершил такое великое чудо - воскресение из мертвых. Вопрос. Почему Иоанн Креститель, когда его спрашивали, пророк ли он, отвечал отрицательно? Ответ. Во-первых, может быть, из смирения. Но я думаю, что главная причина заключалась вот в чем. Люди хотели отождествить его с кем-то из древних пророков. Тогда уже не было почти никаких пророков или их было очень мало и их не почитали - наступило время духовного оскудения. Когда же явился такой великий пророк, пытались отождествить его с кем-то из воскресших или явившихся в духе пророков: Илией, Иеремией. Так и про Спасителя говорили. Поэтому Иоанн Креститель и сказал: " Нет, я не пророк " . Вопрос. Я не понимаю, почему употреблена и что означает разная мера наказания в словах Евангелия: " Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, кто скажет брату своему " рака " , подлежит синедриону, а кто скажет " безумный " , подлежит геенне огненной " (Мф.5:22)? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«А вы строите им гробницы». Обычное толкование этого места такое: строя гробницы или, вернее, поддерживая их, иудеи этим самым одобряют и те убийства пророков, которые были совершены в древности их предками. Но нельзя не сознаться, что такое толкование довольно неестественно. Поэтому лучше принять мысль Штира, что Господь здесь вовсе не признает поддерживание пророческих гробниц делом дурным, а говорит только, что современные Ему евреи не далеко ушли в отношении к пророкам и их учению от своих предков. Те не слушали пророков и даже умерщвляли их – конечно, иногда, – а эти ограничивают свое отношение к пророкам только тем, что строят им памятники, слов же их не исполняют. Лк.11:49 .  Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, «Потому», т.е. из-за этого вашего согласия с вашими отцами – убийцами пророков. «Премудрость Божия...». Это не цитата из Ветхого Завета, так как такого места нет в Ветхом Завете, ни собственное, ранее сказанное изречение Христа. Можно думать, что Христос разумеет здесь Бога, Который послал в Ветхом Завете пророков, а в Новом – апостолов. У Матфея, по-видимому, Христос говорит о Самом Себе ( Мф.23:34 ). Лк.11:50 .  да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, Лк.11:51 .  от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. (См. Мф.23:35 ). Лк.11:52 .  Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (См. Мф.23:13 ). Евангелист Лука говорит не о том, что книжники не пускают других в Царство Небесное, как сказано у Матфея, а о том, что они удержали у себя ключ к познанию, т.е. к познанию божественной спасительной истины, как она явилась во Христе. Истина похожа на запертый дом, куда можно проникнуть только имея ключ. Но ключ этот находится в руках не народа, а немногих книжников: они своим учением помешали народу воспользоваться учением Христа, познать истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010