Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: им же мне мир распяся, и аз миру ( Гал.6:14 ) Слово о кресте Христовом было бы естественным предметом беседы в настоящую неделю (22 нед.) и тогда, когда не было бы других – особых – побуждений беседовать с вами о кресте. В апостольском чтении настоящей недели, – в словах, сейчас вами слышанных, – крест Христов восхваляется с такою поражающею силою и с указанием на такое важное значение его, что совершенно естественно избрать его предметом беседы. Но в настоящий день обстоятельства сложились, – не случайно, конечно, – так, что слово о кресте является не только естественным, но как бы неизбежным. Всё напоминает нам о кресте; всё побуждает нас беседовать о нём. И этот величественный храм, посвящённый Христу Распятому, основанный в честь всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста Христова, и освящение его силою крестною, освящение в обители духовных крестоносцев – иноков: – всё вещает нам о кресте и требует от нас беседы о кресте. О распятии Христовом, о слове крестном вещали нам сегодня и евангельское и апостольское чтение, и вся служба воздвижения честнаго и животворящего креста, совершённая ради торжества освящения настоящего храма ( Ин.19:6–37 ; 1Кор.1:18–24 ). Знамение креста и благодать Св. Духа, даруемая нам ради крестных заслуг Иисуса Христа: вот видимый знак и невидимая сила, совершившая освящение храма. И где, для кого преимущественно воздвигнут и освящён храм сей? Он воздвигнут и освящён в обители иноческой, предназначен для молитвы преимущественно иноков крестоносцев, давших обет всемирно распинать плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и потому наиболее нуждающихся в напоминании о крестном подвиге, в беседе о кресте. Когда таким образом всё располагает к беседе о кресте; и вы, христолюбцы, с такою любовию стекшиеся на обновление храма сего, несмотря на время зимнее ( Ин.10:22 ), – стекшиеся в обитель духовных крестоносцев, и потому очевидно любящие слово крестное – для всех спасительное – с любовию, надеюсь, будете внимать слову крестному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Кицканы. Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь св. Николая была малопоместительна и ветха. Игумен Феофан, посоветовавшись с собором братии, предложил сначала отремонтировать её; но убедившись, что вместительность церкви от сего не увеличится и только лишние расходы будут понесены, 6 июня 1867г. было решено построить новую церковь. Поскольку эта церковь не планировалась как соборная, которую хотели построить позже в память Вознесения Господня, то решили освятить её в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 10 сентября 1867 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский Антоний освятил фундамент церкви в память Воздвижения Креста Господня. Во время пребывания игумена Феофана в Петербурге в 1870 г. постройка храма приближалась к концу, и узнав об этом, о. Феофан заключил контракт с лучшим художником Петербурга Сергеем Верховцевым на устройство иконостаса для нового храма и на написание для него местных икон в византийском стиле. В августе 1871 г. иконостас, иконы, киоты и кресты, заказанные Сергею Верховцеву, прибыли в монастырь. Постройка храма была закончена снаружи, оставалось только поднять кресты на купола, установить иконостас, настлать полы. По вине подрядчика Харлампия Васильева не удалось поднять крест на главный купол храма. Приехав с Петербурга, Верховцев установил крест, а Харлампию было предложено освободить монастырскую квартиру, но он, желая отомстить поджог иконостас, находившийся в ящиках в церкви. К счастью, огонь заметили и вовремя потушили. После этого обстоятельства окончание постройки нового храма затянулось надолго. Для постройки храма о. Феофан занял большую сумму денег и накопился существенный долг, выплатить который не представлялось возможным. Тогда о. Феофан обратился к генерал-губернатору Коцебу с прошением обращать в течении 3 лет весь ежегодный доход с Бессарабских имений лавры Нямцул и Секу на постройки в монастыре. Это ходатайство не было удовлетворено и правительство признало о. Феофана виновным в том, что он самовольно заключал долговые обязательства. Было решено отстранить о. Феофана от управления имениями Нямецкой Лавры и произвести изменение в распоряжении доходов имений заграничных монастырей. Долги решили погасить с доходов имений заграничных монастырей и сократить смету на ежегодное содержание монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=34479

19 июня 2005 года отошел ко Господу известный в Молдавии и Румынии и пока ещё малоизвестный в России старец Селафиил (Кипер; 1908-2005), насельник Ново-Нямецкого монастыря. Жизнеописание этого современного подвижника благочестия приводится из книги «Любовь, которая никогда не перестает: Отец Селафиил Ново-Нямецкий» , написанной, подготовленной к печати и изданной духовным чадом старца иеромонахом Савватием (Баштовым). В ближайшее время на сайте Православие.Ru появится подробное жизнеописание иеросхимонаха Селафиила. Отец Селафиил родился 1 сентября 1908 года в селе Рэколешть, неподалеку от Криулень (Бессарабия), и в святом крещении был наречен Киприаном. Мама его была обычной женщиной, «время от времени ходившей в церковь». Отец, как вспоминает сам батюшка, «любил заложить за воротник, с ним почти не о чем было разговаривать». Впрочем, сам будущий старец тоже не был слишком верующим в детстве, он был скорее проказником, «шумел и смеялся в церкви», и отец как-то даже побил его за это после того, одна верующая женщина пожаловалась на него. Киприан начал ходить в храм в подростковом возрасте, когда мама рассказала ему об одном удивительном случае, произошедшем с ним в детстве. В трехлетнем возрасте будущий монах умер и оставался в таком состоянии сутки. Отец уже отправился на рынок, чтобы купить нужное для похорон, а мама омыла его, уложила на подушку как покойника в углу под лампадой и позвала женщин плакать по нему. Велико же было их удивление, когда посреди ночи ребенок вдруг встал и попросил… конфет! Вспоминая об этом, батюшка говорил, что Бог не пожелал, чтобы он умер тогда, и послал Своего ангела воскресить его из мертвых, чтобы он прожил ту жизнь, которая у него затем была, и умер в нынешнем своем качестве, то есть иеросхимонахом, а не ребенком. Тяжелая жизнь крестьян в сталинский период побудила юного Киприана «испытать, как живут в монастыре», и ему это понравилось. Сначала он поступил в Цигэнешть, где провел месяца два, затем в Куркь, где оставался год. В монастыре Кэприана, ктитории святого Штефана Великого, Киприан прожил около 5 лет. Здесь, помимо прочих послушаний, он был назначен на молочную, где должен был заботиться о целой ватаге детишек, живших в монастыре, и занимать их делом.

http://pravoslavie.ru/62242.html

Амвросий, епископ Богородский, викарий Патриаршего экзарха Западной Европы (Мунтяну Виталий Петрович) Дата рождения: 25 октября 1973 г. Дата хиротонии: 4 марта 2012 г. Дата пострига: 8 апреля 1993 г. День ангела: 23 октября Страна: Италия Биография: Родился 25 октября 1973 г. в с. Таксобень Фэлештского р-на Республики Молдова. Крещен во младенчестве. В 1990 г. окончил среднюю школу. В сентябре 1990 г. зачислен в Молдавский государственный университет на факультет журналистики, в ноябре перевелся в Кишиневскую (тогда — Ново-Нямецкую) духовную семинарию. 6 марта 1991 г. зачислен в братию Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. В 1992-1995 гг. нес послушание заведующего канцелярией Бендерского епархиального управления. 8 апреля 1993 г. в Свято-Успенском храме Ново-Нямецкого Кицканского монастыря пострижен в монашество. 2 мая 1994 г. епископом Бендерским Викентием  рукоположен во иеродиакона. В 1994 г. окончил Кишиневскую духовную семинарию с присвоением степени бакалавра богословия. В 1994-1999 гг. преподавал литургику, богослужебный устав и православную аскетику в Кишиневской семинарии. 16 января 1995 г. награжден двойным орарем. 28 декабря 1995 г. утвержден в должности проректора по учебной части Кишиневской семинарии. С 12 марта 1997 г. по совместительству нес послушание инспектора семинарии. 28 ноября 1996 г. в Свято-Вознесенском соборе Ново-Нямецкого Кицканского монастыря митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром рукоположен во иеромонаха с правом ношения набедренника. 12 июня 1997 г. награжден правом ношения наперсного креста. 28 ноября 1997 г. возведен в сан игумена. В 1996-1999 гг. учился на заочном секторе Московской духовной академии . В ноябре 1998 г. переведен в штат Единецкой епархии и назначен секретарем епархии. 18 января 1999 г. награжден правом ношения палицы и креста с украшениями. В 1998-2002 гг. по совместительству нес послушания ректора Единецкого теологического лицея и духовника-администратора Единецкой обители сестер милосердия.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198805...

- Да, во время войны я находился на послушании в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком монастыре. И поэтому знаю, что такое настоящее горе и слезы людей потерявших близких и кров, потерявших все, что у них было. В обители в то время каждый день совершался крестный ход и круглосуточно читалась псалтырь. Во время Божественной литургии произносились особые прошения о даровании мира и вразумлении враждующих людей. Верю, что это все способствовало прекращению вооруженного конфликта. Насельники обители скорбели со всеми, и эта скорбь изливалась в непрестанных молитвах. Церковь делала все возможное, чтобы угасить пламень ненависти. Нынешний митрополит Ташкентский Викентий, тогда епископ Бендерский, и ныне покойный епископ Единецкий Доримедонт, тогда игумен и наместник обители, выступали на радио и на телевидении с призывом о мире. Церковь делала все, что могла, в то время голос архипастырей и священнослужителей Молдавии звучал повсюду. - Приднестровье является сегодня непризнанным государством. В 2006 году на территории ПМР был проведён референдум, по итогам которого за независимость Приднестровья и её последующее свободное присоединение к России высказались 97 % граждан, принявших участие в референдуме. За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказалось 3,4 % граждан, а против такой интеграции высказались 94,6 %. Как Вы оцениваете политические перспективы Приднестровья? - Увы, не всегда народ решает свою судьбу, нередко ее решают другие. Так было всегда и везде. Будем ждать, что решат сильные мира сего. Думаю, что если бы Молдова не стремилась к Западу, а учитывала интересы всех граждан, в том числе и тех, кто выступает за тесное сотрудничество с Россией, объединение двух берегов было бы возможно. - Вы окончили Московские духовные школы, пару лет несли послушание помощника благочинного Московской духовной академии и семинарии. Какие воспоминания у Вас сохранились об этом периоде Вашей жизни? - Это были лучшие годы моей жизни. Конечно, редкий человек не скажет так о своей юности, но я благодарю Господа за то, что Он даровал мне именно такую юность - под покровом Преподобного Сергия. Всегда буду благодарить, что на моем пути встретились такие замечательные наставники как профессор Алексей Ильич Осипов, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ и епископ Тихон Подольский, бывший благочинный Московской духовной академии. Именно он и предложил ректору мою кандидатуру на должность помощника благочинного, а ректор утвердил.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/23/...

Во время пребывания игумена Феофана в Петербурге в 1870 г. постройка храма приближалась к концу, и узнав об этом, о. Феофан заключил контракт с лучшим художником Петербурга Сергеем Верховцевым на устройство иконостаса для нового храма и на написание для него местных икон в византийском стиле. В августе 1871 г. иконостас, иконы, киоты и кресты, заказанные Сергею Верховцеву прибыли в монастырь. Постройка храма была закончена снаружи, оставалось только поднять кресты на купола, установить иконостас, настлать полы. По вине подрядчика Харлампия Васильева не удалось поднять крест на главный купол храма. Приехав с Петербурга, Верховцев установил крест, а Харлампию было предложено освободить монастырскую квартиру, но он, желая отомстить поджог иконостас, находившийся в ящиках в церкви. К счастью огонь заметили и вовремя потушили. После этого обстоятельства окончание постройки нового храма затянулось надолго. Для постройки храма о. Феофан занял большую сумму денег и накопился существенный долг, выплатить который не представлялось возможным. Тогда о. Феофан обратился к генерал-губернатору Коцебу с прошением обращать в течении 3 лет весь ежегодный доход с Бессарабских имений лавры Нямцул и Секу на постройки в монастыре. Это ходатайство не было удовлетворено и правительство признало о. Феофана виновным в том, что он самовольно заключал долговые обязательства. Было решено отстранить о. Феофана от управления имениями Нямецкой Лавры и произвести изменение в распоряжении доходов имений заграничных монастырей. Долги решили погасить с доходов имений заграничных монастырей и сократить смету на ежегодное содержание монастыря. Из-за всех этих событий храм оставался недостроенным до 1878 г., когда старшая братия обратилась с прошением в министерство иностранных дел о завершении постройки. Прошение было удовлетворено и к октябрю постройка церкви была завершена. 5 ноября 1878 г. при громадном стечении богомольцев епископ Кишиневский и Хотинский Павел совершил освящение собора в память Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

– Да. Многие говорят, что понимают все, что читается и поется в храме, но сказать о своих и грехах и нуждах проще на родном языке, чем на русском. Языковой барьер мешает людям полностью раскрыться. А потом Молдавия – страна маленькая и многие меня знают как насельника Ново-Нямецкой обители – очень значимого для республики монастыря. И молдавские священники, которые вышли из Кишиневской семинарии, в которой я преподавал, советуют своей уезжающей в Россию пастве приходить к нам: отслужить молебен на начало нового дела, исповедоваться и тому подобное. Даже многие неверующие приходят, чтобы послушать молдавскую речь, поделиться скорбями. Для них очень важно, если просто выслушаешь внимательно, дашь возможность излить душу. А если еще дашь совет, то вообще человек «на седьмом небе» от счастья. Потом приходят и говорят: «Батюшка, получилось! А вот еще у нас то и то…». – Проповеди вы тоже на румынском говорите? – Смотря по обстоятельствам. Если совершаем таинства или требы, на которых присутствуют только молдаване, то да. А так нет. – Литургии служите на румынском? – Нет. Но частично язык используем: возгласы произносим, Евангелие читаем… Например, когда приезжают паломники, то им разрешается петь на родном языке. Но это, в основном, в храме Сорока мучеников. – Какой процент из окормляющихся у вас людей обратился к Богу уже здесь, в Москве? – Больше половины людей пришли в храм только благодаря тому, что оказались в Москве. И сюда приходят, в основном, через кого-то, или придя «за компанию» крестить детей, или поучаствовать в венчании. Иногда вместо одного таинства, совершаешь несколько. Смотришь люди пришли крестить ребенка, а среди них новый человек. Спрашиваешь: когда последний раз был в храме, исповедовался, причащался?.. И тогда приходиться исповедовать всех. Бывает даже жалко детей, которых крестят, потому что взрослых приходится исповедовать подолгу. Но так приходится действовать, потому что понимаешь: в другой раз человек может и не придти. Некоторые в такой ситуации говорят, мол, мы не готовы. Ничего страшного – помогаем человеку.

http://pravoslavie.ru/31705.html

Желаю вам успешной и плодотворной работы и всего самого доброго. Д. МЕДВЕДЕВ прямая речь Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, избранного вчера в конце дня Патриархом Московским и всея руси, стал отчетом о самых важных итогах и событиях церковной жизни. Речь в нем шла не только о дне вчерашнем, сегодняшнем, но и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем. Мы - иерархи, пастыри, монашествующие, миряне - прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути Русского Православия в XXI веке. Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Нам надлежит дать оценку последних восемнадцати с лишним лет, ставших временем Второго Крещения Руси. Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем. О том, что сделано Для того чтобы представить себе масштабы количественных изменений, необходимо привести данные о состоянии церковной жизни, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. Сейчас мы видим принципиально иную ситуацию. По состоянию на конец 2008 года в Русской Православной Церкви - 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29 263 прихода. Общее количество духовенства - 30 670 человек, из них священников - 27 216, диаконов - 3454. Были открыты и восстановлены многие монастыри, имеющие общецерковное значение и особо почитаемые верующим народом. Среди них - Александро-Невская лавра, Соловецкий монастырь, Серафимо-Дивеевская обитель, Святогорская Успенская лавра, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и многие другие обители, перечисление которых было бы невозможно в рамках настоящего доклада.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Какая это радость – умереть не в городской больнице, а на Афоне!..» К смерти святогорцы относятся как к чему-то естественному. Они радуются, что живут, и в то же время радуются, что умрут. «Бояться смерти – это значит бояться того, чего не существует на свете», – говорит паломникам иеромонах Николай (Генералов). Последние часы и минуты земной жизни монахов исполнены покоя и светлой радости как для умирающего, так и для тех братьев, кто пришел к его келлии проститься с ним. Так было, говорят, и с престарелым иеромонахом Гавриилом, скончавшимся летом 2006 года. Его душа в продолжение долгой земной жизни благочестно пребывала в теле и так же благочестно разлучилась с телом в час смерти. Он скончался благодушно, с радостью и спокойствием, хотя его мучили болезни. Страдание от них он считал необходимым условием духовной жизни. Перед кончиной отец Гавриил очистил свою совесть покаянием, омыл грехи слезами, убелил ризу своей души и в последний раз причастился. Проститься с ним пришли и иеромонах Лаврентий и молодые послушники из молдавского скита на Провате. Сам иеромонах Гавриил был родом из Молдавии и потому часто их исповедовал и давал им отеческие советы. Его келлия с видом на море располагалась в одноэтажной постройке позади трапезной. Свою келлию он превратил в маленькую церковь. В ней было много бумажных икон, среди них – копия чудотворной «Самонаписавшейся», или Ясской, иконы Божией Матери из Иоанно-Предтеченского скита, населенного румынами и молдаванами, а также иконки преподобного Паисия Величковского и молдавского господаря Стефана III Великого, а еще – настенный календарь из Ново-Нямецкого Кицканского монастыря, что на берегу Днестра. У изголовья монаха булавками было приколото пожелтевшее от времени черно-белое фото, где был изображен гроб, а над ним надпись: «Думай о своем дне последнем и век не согрешишь». «Это поддерживает мой дух покаяния…» – говорил отец Гавриил. На полу – цветастые домотканые коврики, какие можно увидеть только в Молдавии. За маленьким столиком отец Гавриил угощал своих гостей, потому иногда в келлии пахло всякими яствами, привезенными паломниками из его отечества, которое отец Гавриил оставил в начале 60-х годов прошлого века. Каждый уходил от него с каким-нибудь подарком: короткими четками, деревянными крестиками и иконками, а еще – грецкими орехами. К нему тоже приходили с подарками, и тогда монах вспоминал, как он в былые годы работал в монастырской трапезной и готовил братии из капустных и виноградных листьев постные голубцы по-молдавски. При этом он показывал свой шершавый и покрытый синими венами кулак:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1443

«Служение примирения и объединения, – сказал Местоблюститель, – почивший Первосвятитель пронес до конца своего Патриаршего поприща…». Говоря о масштабах изменений, Местоблюститель Кирилл привел данные о состоянии церковной жизни, опубликованные в связи с Поместным Собором 1988 года. Тогда в Русской Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. По состоянию на конец 2008 г. в РПЦ – 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. Русская Православная Церковь имеет 29263 прихода. Общее количество духовенства – 30670 человек, из них священников 27216, диаконов 3454. Особенно показательна ситуация в Москве, для которой Предстоятель Церкви является правящим архиереем. Количество действующих храмов в столице увеличилось в 22 раза: было 40, ныне – 872. До 1990 г. был один монастырь, сейчас – 8; существует также 16 монастырских подворий. В черте города действуют 3 семинарии и 2 православных вуза (раньше не было ни одного церковного учебного заведения). «Знамением духовного возрождения Русской Церкви после многолетних гонений и преследований стало воссоздание Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, где ныне мы имеем возможность проводить Поместный Собор…». Местоблюститель Кирилл сказал, что служение Святейшего Патриарха Алексия II было отмечено и активнейшим возрождением монашеской жизни, были открыты и восстановлены многие монастыри, имеющие общецерковное значение и особо почитаемые верующим народом, среди них – Александро-Невская Лавра, Соловецкий монастырь, Серафимо-Дивеевская обитель, Святогорская Успенская Лавра, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь и многие, многие другие. Всего сегодня в Русской Православной церкви 804 монастыря, из них в России мужских – 234, женских – 244; в других странах СНГ и Балтии – 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья – 3 мужских и 3 женских монастыря. 16 мужских и 9 женских обителей находятся в ведении Русской Православной Церкви заграницей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010