Видя, что не может ничего добиться, Дубэу пришел в неистовство, стал кричать на братию, топать на нее ногами, угрожать, что все изгнаны будут из монастыря, без жалости наказаны, как предатели отечества и «руссолатры». Но братия наотрез отказалась подписать акт правительства и не подписала. Один только слабохарактерный архимандрит Тимофей, испугавшись угроз Дубэу, подписал от своего имени, а не от имени собора этот подложный акт правительства. На основании этого акта, подписанная одним архимандритом Тимофеем, министерство исповеданий отправило Феодосию Ароняну полномочие такого содержания: «Соединенные княжества. Министерство церковных имущества, и публичных учебных заведений в Молдавии по гражданскому отделению. Стол судебный. 2120 9 марта 1861 г., Яссы. Г-н Аронян! Молдавское министерство церковных имуществ и публичных учебных заведений, управляющее между прочим имениями монастырей Нямецкого и Секского: Немценами и Мироштами Кишиневского уезда, Валя-Руссулуй Ясского уезда, владениями Ватра-Язулуй (с катом угловым местом из Ватра-Язулуй Оргеевского уезда), Високого с частью из Телешова, Кричкоуцами с Пеленею, Котовою с половиною Бурдужани Сорокского уезда, Варатиком и Пугоем в Бендерском уезде состоящем, о которых заведены разные дела, уполномачивает вас быть общим поверенным по всем таковым делам, касающимся означенных имений, как доселе существующим, так и впредь могущим возникнуть, прося вас в силу на стоящего уполномочия принимать вызовы, являться и ходатайствовать во всех Бессарабских инстанциях исполнительных, и судебных межевых, и во всех других комиссиях выслушивать решения, апеллировать, подавать прошения во все инстанции исполнительные и судебные в Бессарабии и в даже Его Императорскому Величеству, в пределах узаконяемых на предмет таких просьб; получить от г. статского советника Войцеховского 1705 р. серебром посессионных денег, следуемых с него за прошлый год с вотчины Нугой; заботиться о соблюдении посессорами кондиции, заключенных с ними контрактов, протестовать таковые, и просить местное начальство о взыскании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) учредить также в городе Кишиневе училище для девиц духовного звания по примеру заведенных в России подобных училищ в Царском Селе, Ярославе, Казани и Иркутске с тем, чтобы училище это удостоено было принятия под Высочайшее покровительство Ее Величества Государыни Императрицы Марии Александровны и 6) права молдавских православных монастырей на имения, им принадлежащие в Бессарабии, упрочить согласно с законами империи и соответственно тем правам, которыми пользуются в России св. места, находящиеся на Востоке с тем, чтобы доходы с тех имений были употреблены на поддержание православной веры. Но ревность о. Феофана, воспламененная любовью к Богу и ближнему, подсказывала ему, что он ничего не успеет, пока не представится самолично высшему начальству в Петербурге. Имея доверенность митрополита, о. Феофан скоро добыл необходимый паспорт и поехал в Петербург, здесь вошел к Обер-прокурору Св. Синода, к министру иностранных дел, министру государственных имуществ с обширной докладной запиской, озаглавленной так: «Записка иеромонаха Феофана, поверенного молдавского митрополита, Нямецкого монастыря и всех прочих молдавских монастырей от 21 июля 1860 г. о происках к ниспровержению Восточной православной веры в княжествах Молдавии и Валахии, и о средствах к поддержанию оной», в которой о. Феофан изложил следующее: «Производящаяся в Дунайских княжествах духовно-нравственная реформа румынской нации, писал о. Феофан, не является случайностью. Она подготовлялась постепенно в течение продолжительного времени, то под предлогом покровительства и сострадания к слабому народу, которому угрожало влияние могущественного соседа (России), то под фирмою европейской цивилизации, когда являлись различные наставники, которые не открывая настоящей своей цели и значения, овладевали народившимися умами и порабощали их, делая их орудиями своих целей. При таких обстоятельствах лучшая часть румынской нации, не подпавшая влиянию этих самозванных просветителей, приютилась под кровом храмов и святилищ веры. Все материальные средства народа укрывались исключительно под защиту церковной святыни, откуда не могла их исторгнуть рука чужеземца, не обнаружив своей преступной цели, и не возбудив в румынах негодования и сопротивления. Таковы были прежде, таковы и теперь действия новейших преобразователей княжеств. В своих заботах и попечениях о новом устройстве княжеств они обнаруживают посягательство на моральное достояние нации, стремление к искоренению веры и народности, издревле связывающих нас с Россиею. Чтобы вернее достигнуть своей цели, западные нации, ратующие под знаменем пропаганды благоразумно уклонившись от личного участия в делах церкви и народа, постепенно внушали свои верования неопытному юношескому поколению, сетью софизмов опутывая его понятия и чувства. Суетному тщеславию последнего льстила возможность вступления в семью цивилизованных европейских народов без всякой скучной градации, без векового труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Яцимирский А. И. Рукописи, хранящиеся в Ново-Нямецком мон-ре в Бессарабии// Он же. Слав. рукописи Нямецкаго мон-ря в Румынии. М., 1898. С. 81-105; Tomescu C. Scurt povestire istoric despre sf. mnstire Neamu i despre aezrile monahale supuse ei. Neam, 1942. P. 9-10; tef nescu I. D. Monastère de Neamu: L " Église de l " Ascension: Les peintures murales. Bucur., 1946; Bal S., Nicolescu C. Mnstirea Neam. Bucur., 1958; Nasturel P. Cea mai veche inscripie dela tefan cel Mare (1463)//Omagiu lui George Oprescu prilejul împlinirii a 80 de ani. Bucur., 1961. P. 349-555; Heitel R. Cercetrile arheologice efectuate la mnstirea Neam//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1962. An. 38. Vol. 5/6. P. 327-342; Ivan I., Porcescu S. Mnstirea Neam. Iai, 1981; Sp taru-Ianculescu T. Biserica «Înlarea Domnului» de la mnstirea Neam: Dosar de restaurare a picturi imurale din absida altarului//Studii i cercetri de istoria artei. Ser. Arte plastice. Bucur., 1994. Vol. 41. P. 57-59; Vasiliu A. Biserica Înlarii Domnului de la mnstirea Neam. Dosar de restaurare a picturii murale din absida altarului. Observaii i ipoteze de lucru privind picturile murale aflate în curs de restaurare//Ibid. P. 60-81; Cincheza-Buculei E. Tema Menologului din pictura bisericii mnstirii Neam//Art. Istorie. Cultur: Studii în onoarea lui M. Porumb. Cluj-Napoca, 2003. P. 135-142; Ириней (Тафуня), иером. История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мон-ря. Киш., 20042; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea: Diss. Brila, 2004. P. 68-69; idem. Cartea româneasc veche i modern în fonduri din Chiinu: Catalog. Iai, 2011; idem. Contribuii la istoria bibliotecii mnstirii Noul Neam//Revista de istorie a Moldovei. Chiinu. 2014. N 3(99). P. 33-55; idem. Cartea bisericeasc în mnstirile din Republica Moldova. Chiinu, 2016. P. 454; Mitric O. Manuscrise româneti din Moldova: Catalog. Iai, 2006. Vol. 1/Prefata de G. trempel. P. 197-387; Melchisedec (Velnic), arhim. Un odor regasit: cununa moatelor sf. Simeon dela Muntele Minunat (1463)//Analele Putnei. 2007. Vol. 3. N 2. P. 5-12; Negrei I., Danilov M. Mnstirea Noul Neam//Mnstiri i schituri din Republica Moldova/Red. A. Eanu. Chiinu, 2013. P. 469-505; Pelin V. Paisianismul în contextul cultural i spiritual Sud-Est i Est European: Sec. XVIII-XIX/Ed. îngrijita i revizuita de A. Eanu i V. Eanu. Chiinu, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Начало было, таким образом, положено… И в том же году эта, вновь возникавшая как бы из пепла, обитель была наделена, с утверждения Кавказского Наместника, в достаточном количестве земельными участками для возведения на них храмов и других монастырских зданий, а также и для хозяйственных «угодий». Дано было и дозволение приступать к устройству обители. Но Высочайшее положение об учреждении монастыря, вызванное ходатайством строителей через посредство Св. Синода, последовало только 8-го декабря 1879 года 18 . Согласно этому «положению», новая обитель учреждена – как отрасль Афонского Пантелеймоновского монастыря, и должна наравне с ним соблюдать общежительный старо-афонский устав. При этом, на одинаковом основании о находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Ново-Нямецким Молдаванским в Бессарабии 19 , она подлежит, в отношении поведения ее братии, наблюдению местного епархиального Начальства и Святейшего Синода, – а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части стоить в зависимости от Пантелеймонова монастыря. В помощь о. иеромонаху Арсению строителем новой обители и экономом был назначен афонскими старцами о. Иерон. Он так рассказывает об этом в своих записках. Когда бывшие на Афоне для поставления о. Макария во игумена два патриарших экзарха возвращались обратно в Константинополь, то старцы послали меня провожать их. Пред отправлением в дорогу я зашел к о. Макарию. Когда я уходил от него, он сказал, чтоб, во время моего пребывания в Константинополе, отец Азария (монах в столице Турции, управлявший монастырскими – афонскими делами) дал знать в Сухум о. Арсению о том, что я – в Константинополе. Спросить о. Макария: для чего это было нужно – мне было некогда. Прибыв в Константинополь, я передал монаху о. Азарии слова о. архимандрита. Тот немедленно послал в Сухум телеграмму о. Арсению о том, что о. Иерон в Константинополе. А о. Арсений быстро же ответил: пусть приезжает о. Иерон в Сухум. О. Азария показал мне телеграмму о. Арсения и сказал, что он меня требует к себе в Сухум. Я с удивлением замечаю ему, что Афонские старцы ничего не сказали мне относительно моей поездки на Кавказ. А о. Азария говорит, что ему лично уже раньше было известно об этом. Сообщено было для того, чтобы потом вовремя дать знать о. Арсению. Поезжай, ничтоже сумняся, – прибавил он. Там о. Арсений ждет тебя. Я возражаю: да я ведь ничего с собою не взял из одежды; у меня нет даже и пары белья для перемены. А о. Азария невозмутимо парирует: не беспокойся! Все необходимое даст тебе здешняя братия. Нечего было делать. Сходил в посольство. Взял для себя паспорт и отправился в Сухум… ) III. На Кавказе 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Скачать epub pdf Яссы. Схоларх Господарской школы В Яссах, по приглашению князя Григория Гикаса, бывшего в то время Господарем Молдавии, Ясского митрополита и вельмож, Феотокис становится схолархом (ректором) Господарской школы. Он исправлял эту должность в течение года, а также преподавал математику и геометрию. В   одной из рукописей Ново-Нямецкого монастыря хранится письмо преподобного Паисия Величковского к Феотокису, относящееся к этому времени 67 , – ответ старца на просьбу схоларха Ясской школы   прислать ему монахов для преподавания (Паисий объясняет причины, по которым он не может удовлетворить эту просьбу). Как видим, Никифор деятельно отнесся к устроению вверенной ему школы; он желал видеть в ней преподавателей из известного аскетизмом монастыря Паисия, а значит, воспитывать подрастающее поколение в духе православной святоотеческой традиции. В Яссах иеромонах Никифор встретил достаточно сильное противодействие некоторых лиц, доставивших ему много неприятностей и невзгод, от которых его не могло оградить даже покровительство князя Гикаса. Различные биографы Феотокиса предполагают, что причиной нападок на ректора Господарской школы было то, что он преподавал «новую философию». Сам Никифор так говорит о причине своего внезапного отъезда: «Увидевши же наступающую опасность жизни сего князя 68 , дабы по причине тесной моей с ним дружбы и со мною того ж не последовало, что с ним случилось, просил увольнения, дабы возвратиться в Германию, последуя некоему вельможнейшему путешественнику. Князь сначала согласился и дал мне проводников, но после отказал и удержал меня силою, так что принужден я [был] уйти тайно, последуя за тремя архимандритами из Афонской горы, едущими в Россию». Однако, возможно, были и более веские причины к такому важному жизненному решению. Может быть, Никифор надеялся, что в сильной православной России он сможет принести больше пользы и своему угнетенному народу. Как бы то ни было, летом 1776 года посреди ночи он оставляет Яссы и направляется в Россию. Так вседейственный Промысл Божий, имиже весть судьбами, уготовлял ему новое, значительно более широкое поприще святительского служения в чужой, но единоверной его отечеству стране. 67 Леонид, иеромонах. Литературное наследство Паисия Величковского //Журнал Московской Патриархии, 1957, 4. С. 57–61. Письмо до сих пор является неопубликованным; его пересказ содержится в труде  А. И. Яцимирского  «Славянские и русские рукописи румынских библиотек». СПб., 1905. С. 571. См. Жукова Е. В.Личные связи Феотокиса с колливадами... C. 54–55. 68 Вскоре, в 1777 г., князь Григорий Гикас был убит по повелению Порты (правительства Османской Империи) по политическим мотивам. Читать далее Источник: М. «Даниловский Благовестник». 2006. – 344 с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И что Молдавскому черному духовенству желательно было бы, чтобы наше правительство не иначе выдавало молдавским духовным лицам доходы с монастырских имений как в виде дара, или условно, т.е. с указанием на что, именно деньги эти должны быт обращены. Таким образом, доходы эти можно было бы обратить на постройку православного собора в Яссах, так как начатая постройка при Михаиле Стурдзе не только не окончена, но еще дала трещины, и угрожает разрушением на перестройку Нямецкой лавры, которая сильно пострадала от бывшего два года тому назад пожара, и на устройство в Молдавии школ для детей белого духовенства. Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Коцебу представил с своей стороны на усмотрение министерства иностранных дел свое мнение о том, чтобы указанные в 5-м пункте высочайше утвержденных 15 мая 64 года положений об управлении имениями молдавских монастырей единовременный или постоянный сбор с арендных сумм на постройку церквей, и учреждение школ в монастырских вотчинах, определяемые по соглашении епархиального начальства с монастырскими поверенными, был начат ныне же при первом поступлении арендных платежей, не ожидая истечения срока контрактов, которым срок окончится не ранее 6, 8 или 10 лет. Министерство иностранных дел, имея в виду те же основания, которые изложены были в записке, представленной в комитете министров 25 апреля 64 года за 1360 относительно порядка управления Бессарабскими имениями молдавских монастырей, а именно: во первых, поддержание нравственного значения православного духовенства в соединенных княжествах, ослабленная князем Кузою, во вторых, защиту материальных интересов его на которое нынешнее правительство княжеств заявило свои притязания даже вне пределов княжества, признало необходимым для достижения первой цели настаивать пред правительством княжеств на избрании и назначении на место умершего митрополита Софрония нового главу Молдавской митрополии, и на замещении вакантных мест епископов в некоторых епархиях и для этого, независимо от инструкций, которыми министерство имеет в виду снабдить генерального консула в Букаресте, признало необходимым секвестровать доходы с Бессарабских имений, принадлежащих Ясской митрополии и Хушской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам. Так: едва вступившие в подвиг, пропитанные, так сказать, и преисполненные вожделением, хотят, чтоб в них не было сочувствия к помыслам, мечтаниям и ощущениям плотским. Оно существует; оно естественно; оно не может не быть. Безрассудно — искать невозможного. Вожделение по необходимости должно возникать из зараженного им естества, но едва оно возникнет в каком бы то ни было виде, мы должны немедленно, с насилием себя, противодействовать ему вышеприведенными способами. Мы должны в противность сильной воле всего естества, действием слабой воли одного ума (Рим.7:23), руководимого Словом Божиим, вырваться из нашего плена, из нашей ветхости, из на­шего падшего естества. Царствие Небесное нудится, сказал Господь, и только те, которые понуждают себя, поборая греховную волю свою, восхищают е (Мф.11:12). Когда уже благодать Божия начнет явно помогать нам, то первый признак ее вспоможения есть неслагающийся помысл, как говорит святой Иоанн Лествичник (Слово 15, гл.9 по переводу Паисия Нямецкого), то есть является мало-помалу в уме несочувствие к блудным помыслам и мечтаниям, вместо прежнего сочувствия, от которого происходили увлечение и побеждение при всяком случае, когда для сопротивления не употреблено было особенного усилия. Девственники, то есть те, которые не вкусили смерти душевной действительным впадением тела в блуд! Храните ваше девство, как драгоценное сокровище: при правильном монашеском жительстве вы не замедлите ощутить так называемое святыми отцами духовное действие или действие Святаго Духа на душу, действие, которое сообщается душою телу и опытно удостоверяет нас, что тела наши сотворены для наслаждения духовного, что они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения, что они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния. Увы! Даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками, трубящими о своем многознании. Возвещение о этой способности выслушивается с недоверчивостью, как учение новое и странное. Не ново оно и не странно! Рассмотрите писания святых отцов: вы найдете в них это учение. Ознакомившись с ним короче, вы найдете его в Священном Писании. Искупле­ние, дарованное человечеству Богом, преисполнено неизреченными, существенными благами, свидетельствуется ими, но мы, довольствуясь поверхностными познаниями по букве, не хотим стяжать познаний опытных, требующих распятия (см.: Гал.5:24), и потому лишаем себя познаний живых. Изменяется чувство сердца, причастившегося наслаждению духовному. Такое сердце начинает питать отвращение к сладострастию, с ревностью противиться влечениям и внушениям его, с плачем вопиять к Богу о избавлении из этой смрад ной тины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Св. Апостол Павел торжественно хвалится крестом Христовым и указывает и основание, по которому он хвалится крестом. Он хвалится крестом потому, что распятым на кресте Христом мир для него распят и он – для мира. По истине крест Христов, распявший мир для христианина, и христианина для мира, – великая, спасительная сила, которою подобает хвалиться, торжественно хвалиться христианину. Мир – как совокупность порочных людей, и всего, что в повреждённой грехом твари обольщает человека, подстрекает его к греху, – мир, с его прелестями и соблазнами, опасен для человека, часто гибелен для него. Сокровища мира, суетное величие, почести, удовольствия его так обольстительны для человека, влекут его к себе с такою силою, что он часто, для приобретения временных благ, и для наслаждения ими, забывает всё святое: свой долг, свою совесть, общее благо; забывает самого Бога, и преклоняет колени свои пред кумиром мира с его благами. Ужасны последствия этого обольщения, которым греховный мир уловляет человека в свои сети. Суета и крушение духа, порождаемые сознанием ничтожества благ мира, которыми пользуются без благословления Божия, с забвением Бога; пресыщение благами, недовольство всем и прежде и больше всего самим собою; глубокое развращение, множество грехов, пороков; тяжёлая, несчастная жизнь здесь – на земле, вечная гибель в жизни загробной: вот что достаётся в удел человеку, порабощённому миром… Как же после сего велика и спасительна сила креста, которая отнимает у мира его обольстительную силу, и предохраняет человека от его сетей!.. Крест Христов сорвал с мира его обольстительный покров, и показал, что мир во зле лежит ( Ин. 5:19 ), что всё в нём суета, тление, ничтожество. Иначе, если бы мир с его благами имел цену, мог ли бы совершенно отречься от них, презреть их лучший ценитель всего – Христос? Мог ли бы Он предпочесть им Свой тяжёлый крест? Крест Христов показал, что в мире нет ни мудрости, ни правды, ни любви, ни правил добрых. При мудрости мог ли бы мир не познать и распять Господа славы – Христа? При любви мог ли бы он возненавидеть Бога – Любовь? При мудрости и добрых правил мог ли бы он наругаться, как над безумием, – над Христом, над Его святым, возвышенным учением крестным, над святейшею жизнию Его?..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Вот это полномочие в переводе на русский язык: «Его Преподобию иеромонаху Феофану, уполномоченному общежительных монастырей Молдавии Нямца и Секу на защиту имений и интересов монастырей в Бессарабии. Так как совет министров Молдавии упраздняет права собственности общежительных монастырей, назначая непосредственно комиссию из двух духовных лиц и доверенных под председательством одного из министров, которая с одной стороны, самовольно заместила настоятелей и канонических начальников комитетами, чтобы воспрепятствовать всяким сношениям соборов монастырей и всякой их переписке с Митрополиею, а с другой стороны, отобрала архив монастырских дел и документы, продав все имения и движимое имущество монастырей и киновий, равно как и те имения, которые предназначены были на содержание соборов и специальных учреждений, каковыми правами общежительные монастыри в течение целых столетий доныне пользовались согласно дарственным актам и святым канонам Вселенской церкви, поэтому предписываем Твоему Преподобию, и обязываем тебя ходатайствовать во всех подлежащих местах, где только о протесте потребуется, и формально просить о защите всех интересов и прав монастырей, чтобы возвращено было уважение к святым канонам церкви, и восстановлены были права монастырей, согласно актам дарителей и определениям церковных правил. Софроний, митрополит Молдавский». 7 В препроводительном письме Митрополит Софроний подробнее описывает беззаконные действия назначенной правительством, без ведома кириарха страны, комиссии. Эта комиссия, с одной стороны, присвоила себе права управления непосредственного, или чрез комитеты монастырями, устранив власть законных и канонических начальников, и таким образом лишила монастыри права заведывать на будущее время тяжебными делами и интересами от их имени, отобрала архив и документы киновий, секвестровала имения, запечатала дома, учредила караул из служителей внутри и снаружи, у ворот и на дорогах, арестовав таким образом все. Законные и канонические начальники монастырей арестованы, так что не могут ни жаловаться, ни протестовать куда следует. Некоторые из живущих в монастырях иноков ссылаются, a другие сами уходят в мир и делаются неизвестными. Административные комитеты действуют и исполняют формальности по воле комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О распоряжениях правительства относительно управления имениями Молдавских монастырей Ясской митрополии и Хушской епископии дано было знать также и Новороссийскому генерал-губернатору 25 мая 1864 г. отношением за 1768, и губернатору Бессарабскому отношением генерал-губернатора от 8 июля за 249. Но впоследствии последовало секвестрование доходов с находящихся в Бессарабии недвижимых имуществ, принадлежащих Молдавским монастырям Ясской митрополии и Хушской епархии, совершенное вследствие особой записки русского посланника в Константинополе, представленной им управляющему Азиатским департаментом, в котором он выразил мысль о необходимости при настоящем положении дел в Дунайских княжествах, 30 секвестрования доходов с имений, каковую записку управляющий министерством иностранных дел действительный тайный советник Мальцов с Высочайшего соизволения 23 октября 1864 г. представил на рассмотрение комитета министров. В записке своей к управляющему Азиатским департаментом от 8 сентября 1864 г. за 268 генерал-адъютант Игнатьев довел до сведения министерства иностранных дел, что иностранные правительства продолжают поддерживать в соединенных княжествах пропаганду иезуитов с целью ослабить там влияние России. Правительство князя Кузы, с своей стороны, оказывает покровительство этому религиозному движению в пользу католицизма, и вследствие сего преследует православное духовенство в материальных его интересах, и уничижает его в нравственном отношении, лишая его тех прав и значения, которыми оно искони пользовалось в крае. Встретив сильное противодействие своим планам со стороны умершего в 1860 г. молдавского митрополита Софрония, вооружившегося всею силою духовной власти против произвольных распоряжений правительства князя Кузы относительно имуществ, принадлежащих духовенству, и опасаясь вновь возбудить опасную оппозицию со стороны лиц, стоящих на ступенях высшей духовной иерархии, и поэтому пользующихся некоторого самостоятельностью, князь Куза с намерением оставляет без духовного главы Ясскую митрополию, управляемую ныне наместником, и не замещает новыми духовными лицами вакантный должности епископов некоторых епархий. Вследствие этого, существовавший до сего времени по церковному уставу порядок назначения и посвящения на высшие иерархические степени вовсе устранен, и департамент церковных дел назначает прямо от себя преданных новому порядку лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010