Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания. Средний ярус ротонды , представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянами и римо-католическими общинами. Галереи северной стороны принадлежат римо-католикам, южной - армянам (на армянской стороне на галереях расположены 2 церкви). 3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит православным. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из которых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола. На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1). Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня. В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима . Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем. Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии . Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1). Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Примеры, показывающие жизнь слов, взяты не только из молитв келейного правила, но и из некоторых наиболее известных богослужебных текстов. А Абие — тотчас, немедленно; вдруг. Аз — я. О Господи, аз раб Твой ( Пс.115:7 — в Правиле ко Причащению). Глагол быть в сочетании с аз принимает форму есмь: всяк ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь (молитва 6я ко Святому Причащению); Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есм аз (молитва Иоанна Златоустого ко Причащению). Аллилуиа (из древнееврейск.) — хвалите, славьте Господа. Песнь в честь Триединого Бога, которая поется или читается трижды, с присоединением славословия Богу: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! Аминь (из древнееврейск.) — воистину; да будет так. Аможе — куда. Архистратиг — военачальник, главнокомандующий. Аще — 1) если. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо ( Пс. 50 ). Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче (молитва 8я утр.). Аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день (молитва 9я утр.). К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? (Молитва по каноне Пресвятой Богородице). 2) хотя. Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу (кондак Пасхи). Безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся (молитва 9я на сон грядущим); 3) ли. Боже, ослаби, остави, простй ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением (молитва 7я ко Святому Причащению). Прости ми грешному… елика Ти… согреших, аще в разуме и в неразумии, аще в словесех или делех (молитва 9я ко Святому Причащению). Аще бы — если бы. Аще убо — так как, потому что.  Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую (молитва 8я утренняя). Аще ли не — если же не (нет). Б Безвестный — неведомый, неизвестный. Безсловесный — 1) лишенный дара слова и разума; нередко безсловеснии означает “животные”: Восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи (молитва 2я ко Причащению); 2) неразумный, безумный. Восприимй и в яслех безсловесныя моея души… внити (та же молитва). Сущ. безсловесие.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Верхнюю часть стен опоясывал многочастный карниз, состоявший из поясков и выполненного напуском кирпича ряда миниатюрных ниш с фигурными завершениями. Помимо непрерывного карниза присутствовали отдельные пояски на лопатках – ниже и выше ряда ниш. Они представляли собой некое подобие капителей. Особенно эффектно выглядели выступы карниза на лопатках – там присутствовали чередующиеся многоярусные профили; столбики ниш выполнены как круглые колонки. Сложная структура раскреповок была наиболее заметна на углах храма. Некоторые лопатки имели расширение в верхней части. Ниже пояса ниш был сужающий «срез» с опорой на ступенчатую консоль. Пара расширенных «срезанных» лопаток присутствовала на северном фасаде как опора подпружных арок. На западном фасаде третья и пятая лопатки также укрепляли арки, а пониженный «срез» шестой соседствовал с апсидой. На восточном «срезанной» была лишь третья лопатка. Входы в храм оформлены перспективными порталами, состоявшими из чередовавшихся прямых уступов и валиков. Наиболее оригинальной была верхняя килевидная часть порталов, выполненная с эффектным подвышением арок над узким пояском. Примечательно, что похожие порталы с подвышением и динамичным остроконечным завершением присутствуют в белокаменном Воскресенском соборе Волоколамского кремля, построенном примерно в 1480 году по заказу младшего брата Андрея Большого князя Бориса Волоцкого. Изначальные окна Покровского собора (до растёсывания в 1798 году) были узкие щелевидные, размещённые в трёх средних пряслах. Два небольших окна освещали винтовую внутристенную лестницу в северо-западном углу. Ещё следует отметить округлые слабо выступавшие алтарные апсиды. Они были заметно перестроены, но на фасаде дьяконника сохранялось несколько вертикальных тяг-колонок, изначально опоясывавших апсиды. По мнению В.П. Выголова, архитектура Покровского собора была близка соборам северных монастырей Белозерского края: Спасо-Каменного (1481), Ферапонтова (1490), Кирилло-Белозерского (1496/97). По мнению А.Н. Горстки, ближайший аналог – Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Но при этом заметны существенные отличия композиции фасадов – облик Покровского собора имел многие индивидуальные черты. Пока невозможно объяснить пятичастную структуру фасадов, найти близкие аналоги внешнего декора. Архитектура столь оригинального храма вызывает немало вопросов.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Впосл. положение Н. е. зависело от вхождения Ниша и земель, на к-рых она располагалась, в различные гос. образования. Во 2-й пол. XII в., во время правления вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), Ниш отошел к Сербии, но позже некоторое время был в составе Венгрии и Болгарии. В церковном отношении все это время он оставался в юрисдикции Охридской архиепископии. После восстановления Второго Болгарского царства епархия в 1186 г. стала частью Тырновской архиепископии (см. Тырновская Патриархия ), но вскоре, после возвращения Ниша в состав Сербского гос-ва, епархия вернулась под юрисдикцию Охрида. Н. е. не упоминается в период формирования новосозданной автокефальной серб. Жичской архиепископии (см. в ст. Сербская Православная Церковь ) в 1219 г. В этот момент сам Ниш принадлежал болгарам, но большей частью его окрестных территорий управляли сербы; в церковном отношении эти земли входили в состав Топлицкой епархии Жичской архиепископии. В составе Сербской архиепископии Н. е., а точнее еп. Нишский Никодим, упоминается лишь в 1279 г., после возвращения города сербам. Османское завоевание Балкан вызвало изменения в церковной структуре в XV в.: после взятия Охрида (1395) в его церковную юрисдикцию стали переходить части Сербского гос-ва по мере их завоевания Стамбулом. Ниш пал в 1428 г. и вновь оказался в составе Охридской архиепископии. Н. е. имела высокий ранг среди 32 епархий архиепископии. Митр. Нишский Матфей участвовал в Соборах 1528-1532 гг., на которых был осужден еп. Смедеревский Павел за попытку возглавить архиепископию. После обновления в 1557 г. автокефальной Печской Патриархии Ниш вошел в ее юрисдикцию. В записи 1592 г. упоминается митр. Евфимий с титулом «Нишавский и Лесковацкий», однако из этой формулировки неясно, какая часть территории вдоль р. Нишавы входила в состав его епархии; очевидно, он относился к части Пиротского кадилука (Црни-Врх, Кална, Стрелац). До 1640 г. в ее составе была и обл. Топлица, к-рая в 1645 г. на краткий срок была выделена в самостоятельную епархию. В состав Н. е. тогда входили обл. Прокупле и г. Крушевац - центр санджака. В 1684 г., при митр. Нишском Евфимии, размер пешкеша составлял 4 тыс. аспри.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

Самое важное решение Архиерейского Собора СПЦ связано с планами празднования 1700-летия Миланского эдикта. Как известно, Патриарх Сербский Ириней, еще будучи епископом Нишским, выступил с инициативой организации в 2013 году большого праздновании 1700-летия Миланского эдикта, которым было легализовано христианство в Воточной Римской империи. В городе Ниш, согласно преданию, родился равноапостольный Константин, византийский император, подписавший этот указ, поэтому праздник предполагается организовать именно в Нише. «Изюминкой» этого решения было то, что Патриарх Ириней хотел видеть на этих торжествах папу Римского Бенедикта XVI, что давно вызывает протесты в Сербской Церкви. И вот Собор принял иное решение. Сербская Патриархия пригласит на празднование Предстоятелей Православных Церквей и только лишь представителей католических и протестантских конфессий. Папу Римского приглашать не будут. Как нам сообщили осведомленные источники в Сербской Патриархии, это решение Собор СПЦ принял, в том числе, и под давлением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который твердо заявил, что если в Ниш будет приглашен папа Римский, то Патриарх Московский в Ниш не поедет. Не последнюю роль, видимо, в этом вопросе сыграло и то, что верующие Сербской Церкви уже начали готовить акции протеста против приезда в Ниш папы Римского. Накануне Собора Патриарх Ириней сообщал, что на Архиерейском Соборе, возможно, будет рассмотрен вопрос об анафематствовании бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия . Это сообщение вызвало большую волну негодования среди православных верующих в Сербии и России. Было опубликовано обращение православной общественности к Собору . Однако, этот вопрос на Соборе не рассматривался под весьма интересным предлогом: поскольку бывший епископ Артемий является, согласно решению Собора, теперь монахом, то не дело Архиерейского Собора рассматривать дело простого монаха. Словом, архиереи решили переложить ответственность за принятие этого крайне непопулярного решения, если таковое вообще состоится, лично на Патриарха Иринея.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/pa...

Но злоключения Купола на этом не кончились. Он «трясся», вместе с Кувуклией и всем храмом, при землетрясении, когда Господь тронул земную ось 14 октября 1927 г., горел в 1934 г., пострадал от еврейского снаряда в первую арабо-израильскую войну 1948 г. В 1952 г. была созвана первая из предварительных трехсторонних (православно-армяно-католических) комиссий по выработке проекта радикального ремонта храма. Только в 1977 г., когда ремонтные работы по храму были в основном закончены, решились приступить к реконструкции Купола. Современный Купол – эта система стальных арок с тонким слоем армированного бетона, со свинцовым (так делалось и прежде) покрытием снаружи и штукатуркой изнутри. Собственно строительные работы заняли 3 года, уже в 1980 г. конструкция Купола была завершена. Леса простояли еще 17 лет – долго не могли прийти к единому мнению, какой должна быть художественная отделка интерьера. Когда перед Пасхой 1997 г. леса были сняты, оказалось, что найдено самое простое и выразительное решение. Внутренняя поверхность Купола украшена золотой звездой в виде тройной «славы»: 12 больших «лепестков» и 24 «малых» острых луча как бы накладываются на нижнюю «большую» славу. 50 еще более «гонких» и острых лучей завершают композицию. Над ними – короткий цилиндр барабана, украшенный золотыми звездами, и «око»... Обойдем вокруг Кувуклии вдоль широкой галереи, описывающей большой полукруг и служившей когда-то западным притвором храма. Нижний ярус Ротонды имеет три симметричные апсиды – на юг, запад и север. Вся южная часть принадлежит, как мы уже говорили, армянам. В западной апсиде, напротив коптской часовни, расположен т. н. «придел Никодима», принадлежащий Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Теперь и им владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Тогда облачается алтарь, и придел приобретает привычный церковный облик. В другие дни это самый сиротливый и неухоженный из приделов храма. Небольшой проход в юго-западной стене ведет из него к двум гробницам, типа древнееврейских, т. н. «кокким» – маленьких ниш для помещения в них оссуариев, т. е. костехранилищ. Церковное предание называет эти гробницы, соответствующие иерусалимской погребальной практике I в. и подтверждающие точность евангельского рассказа о наличии погребений в саду у Голгофы, могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. После того как праведный Иосиф уступил свой, заранее уготованный гроб для погребения Спасителя, сам он был похоронен здесь, неподалеку от Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Небольшой проход в юго-западной стене ведет из него к двум гробницам типа древнееврейских «кокким» – маленьких ниш для помещения в них оссуариев – костехранильниц. Церковное предание называет эти гробницы, соответствующие иерусалимской погребальной практике I в. и подтверждающие точность евангельского рассказа о наличии погребений в саду у Голгофы, могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. После того как праведный Иосиф уступил свой, заранее уготованный гроб для погребения Спасителя, сам он был похоронен здесь, неподалеку от Гроба Господня. В северо-западной части внешнего кольца Ротонды существует проход к «колодцу» древней Патриархии – на самом деле, конечно, не колодцу, а большой цистерне, которая признается общим достоянием всех представленных в храме общин. В старину это был единственный здесь источник питьевой воды. Северная часть Ротонды, в которую мы вступаем, принадлежит Католической Церкви. Первое, что мы видим, это придел, точнее, престол Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне массивного столпа, – современная икона, изображающая встречу Магдалины с Воскресшим Спасителем. Динамичное, с удлиненными пропорциями фигур, в резком ракурсе выполненное изображение, хотя и несет на себе безошибочно узнаваемую стилевую печать немецкого экспрессионизма 1920-х гг., не лишено своеобразной религиозной одухотворенности. Католикам принадлежит также церковь Явления Воскресшего Господа Пречистой Его Матери (православная традиция не знает храмов и икон на эту тему). Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря в специальной нише фрагмент порфировой, 0,75 м в вышину, «колонны Бичевания» – той колонны, к которой был, по преданию, привязан Христос, когда римские воины по приказу Пилата избивали Его бичами. На знаменитой Туринской Плащанице отчетливо видны следы кровоподтеков, оставленных на теле Спасителя бичами легионеров. Колонна находилась раньше в Юстиниановой церкви на Сионе и сюда была перенесена в V в. Хотя церковь принадлежит францисканцам, приходить и прикладываться к колонне могут, особенно в праздничные дни, все верующие. Когда-то эта церковь вообще не была частью единого комплекса, здесь был открытый внутренний дворик греческой Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Новый храм был освящен только 11 лет спустя – 10 октября 415 г. – императором Феодосием II. Такая задержка может объясняться тем, что после пожара 404 г. церковь была временно восстановлена для богослужения, на что указывает положение там мощей пророка Самуила в 404/405 г. Впрочем, возможно и то, что здесь имелась в виду Св. Ирина, составлявшая единое целое со Св. Софией, как это было указано выше у Сократа. Как отмечает Р. Мэйнстоун 9 , вероятно, что задержка с восстановлением объясняется строительством новых стен Константинополя, завершенных только в 413 г., так что все восстановление Св. Софии следует относить к 413–415 гг. Насколько можно судить по скудным сведениям источников и частичных раскопок, обе церкви имели форму базилики со стропильными перекрытиями, с галереями над боковыми нефами и входом с западной стороны 10 . Во время раскопок А. М. Шнейдера в 1935 г. к западу от входа в нынешнее здание Св. Софии были найдены части монументальной колоннады с входным порталом посередине, фрагменты мозаичного пола, резных антаблементов и капителей 11 . А. М. Шнейдер считал, что колоннада принадлежит восточной части атриума феодосиевской базилики, а портал отмечал вход в нартекс. В настоящее время возобладала другая точка зрения, согласно которой колоннада с порталом была входом в атриум феодосиевской базилики 12 . Единственной частью ансамбля, сохранившейся от доюстиниановского времени, является скевофилакий, или, по крайней мере, его нижняя часть 13 . Это небольшое здание находится к северу от апсиды храма. Оно выполняло функции ризницы, а также протезиса – места приготовления хлеба и вина для Евхаристии. Круглая в плане постройка перекрыта кирпичным куполом. Два нижних яруса выложены в смешанной технике, верхний ярус – целиком из кирпича. Стены внутри членятся рядами плоских ниш с полуциркульными завершениями. Одна из ниш на западной стороне, более широкая, чем остальные, изначально была входом; вероятно, был и второй вход, с юга, соединенный с храмом. Между первым и вторым ярусом, вероятно, был настил на консолях или балках, от которых остались заложенные полукруглые отверстия в стене. Некоторые из ниш верхнего яруса первоначально были окнами, впоследствии заложенными, о чем свидетельствуют мраморные оконницы. Постройка Юстиниана I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кэприана. 1840 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Архитектурный комплекс мон-ря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор К. упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдав. господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде 2-ярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митр. Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю 3-конховую структуру. В надписи на могиле архим. Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе мон-ря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нем были восстановлены стены, крупный 8-гранный барабан и колокольня, имеющая 9 колоколов, один из к-рых был отлит здесь же, в мон-ре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремленный силуэт, план в форме трилистника, четкая структура 3-частного деления (алтарь - наос, усыпальница - пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применен красный кирпич, а для декора - белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш),- традиц. прием молдав. строителей и зодчих XV-XVI вв. Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решетками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объемов церкви и монументальность достигаются четкой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в 2 яруса: это плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» - небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в 1 или 2 яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны в балкано-визант. архитектуре XI-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Ярким примером нового городского посадского храма является построенная в 1361 году церковь Федора Стратилата на Ручью . Её заказчиками были новгородский посадник Семеон Ондреевич и его мать Наталья. Позднее у южного фасада церкви была устроена их фамильная усыпальница. Храм имеет традиционную для новгородского зодчества композицию, он одноглавый, четырёхстолпный, с одной апсидой. Внутренние подкупольные столбы сдвинуты к стенам, делая просторным центральное пространство. В западной части устроены большие хоры (полати). На них располагались приделы и помещения хранилищ. Вдоль южной стены сделан деревянный переход, который ведёт с полатей в придел над дьяконником, посвященный Симеону Дивногорцу, патрону заказчика. В северо-западном углу храма устроена каменная лестница на полати, в стене под ней находится несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Церковь Федора Стратилата имеет классическое трехлопастное завершение. Фасады разделяются плоскими лопатками на три части. Высокий барабан, с восемью чередующимися окнами и нишами, по верху оформлен аркатурой с полукруглыми уступчатыми нишками. Под ней идёт пояс из треугольных ниш (бегунец), окна украшают валики-бровки с зубчиками и круглые ниши между ними. Декор апсиды состоит из вертикальных тяг в виде валиков, которые связанны между собой полуциркульными арками. В верхней части апсиды, между сдвоенными арками, расположен сплошной пояс уступчатых ниш с полукруглым завершением, в некоторых из них расположены окна. Ещё один ряд окон и ниш проходит по центру апсиды. Окна на фасадах расположены в два яруса, их проемы имеют стрельчатые и полукруглые завершения. Так же стрельчатые завершения имеют уступчатые входные порталы. Верх четверика украшают многолопастные ползучие арки, которые связывают лопатки между собой. На западном, южном и северном фасадах, под центральным окном, выложены голгофские кресты. Некоторые ниши на фасадах имели фресковые изображения. Храм получил богатый декоративный убор не свойственный предшествующей новгородской архитектуре. Используя ставшие классическими для новгородского зодчества пространственные решения, строители церкви Федора Стратилата на Ручью дополнили их богатым декоративным оформлением, при этом сохранив ощущение единого монументального объёма. Это образец парадного храма, который относится к новому направлению, возникшему в новгородском архитектурном стиле.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010