Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания. Средний ярус ротонды , представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянами и римо-католическими общинами. Галереи северной стороны принадлежат римо-католикам, южной - армянам (на армянской стороне на галереях расположены 2 церкви). 3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит православным. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из которых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола. На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1). Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня. В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима . Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем. Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии . Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1). Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Но злоключения Купола на этом не кончились. Он «трясся», вместе с Кувуклией и всем храмом, при землетрясении, когда Господь тронул земную ось 14 октября 1927 г., горел в 1934 г., пострадал от еврейского снаряда в первую арабо-израильскую войну 1948 г. В 1952 г. была созвана первая из предварительных трехсторонних (православно-армяно-католических) комиссий по выработке проекта радикального ремонта храма. Только в 1977 г., когда ремонтные работы по храму были в основном закончены, решились приступить к реконструкции Купола. Современный Купол – эта система стальных арок с тонким слоем армированного бетона, со свинцовым (так делалось и прежде) покрытием снаружи и штукатуркой изнутри. Собственно строительные работы заняли 3 года, уже в 1980 г. конструкция Купола была завершена. Леса простояли еще 17 лет – долго не могли прийти к единому мнению, какой должна быть художественная отделка интерьера. Когда перед Пасхой 1997 г. леса были сняты, оказалось, что найдено самое простое и выразительное решение. Внутренняя поверхность Купола украшена золотой звездой в виде тройной «славы»: 12 больших «лепестков» и 24 «малых» острых луча как бы накладываются на нижнюю «большую» славу. 50 еще более «гонких» и острых лучей завершают композицию. Над ними – короткий цилиндр барабана, украшенный золотыми звездами, и «око»... Обойдем вокруг Кувуклии вдоль широкой галереи, описывающей большой полукруг и служившей когда-то западным притвором храма. Нижний ярус Ротонды имеет три симметричные апсиды – на юг, запад и север. Вся южная часть принадлежит, как мы уже говорили, армянам. В западной апсиде, напротив коптской часовни, расположен т. н. «придел Никодима», принадлежащий Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Теперь и им владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Тогда облачается алтарь, и придел приобретает привычный церковный облик. В другие дни это самый сиротливый и неухоженный из приделов храма. Небольшой проход в юго-западной стене ведет из него к двум гробницам, типа древнееврейских, т. н. «кокким» – маленьких ниш для помещения в них оссуариев, т. е. костехранилищ. Церковное предание называет эти гробницы, соответствующие иерусалимской погребальной практике I в. и подтверждающие точность евангельского рассказа о наличии погребений в саду у Голгофы, могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. После того как праведный Иосиф уступил свой, заранее уготованный гроб для погребения Спасителя, сам он был похоронен здесь, неподалеку от Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Небольшой проход в юго-западной стене ведет из него к двум гробницам типа древнееврейских «кокким» – маленьких ниш для помещения в них оссуариев – костехранильниц. Церковное предание называет эти гробницы, соответствующие иерусалимской погребальной практике I в. и подтверждающие точность евангельского рассказа о наличии погребений в саду у Голгофы, могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. После того как праведный Иосиф уступил свой, заранее уготованный гроб для погребения Спасителя, сам он был похоронен здесь, неподалеку от Гроба Господня. В северо-западной части внешнего кольца Ротонды существует проход к «колодцу» древней Патриархии – на самом деле, конечно, не колодцу, а большой цистерне, которая признается общим достоянием всех представленных в храме общин. В старину это был единственный здесь источник питьевой воды. Северная часть Ротонды, в которую мы вступаем, принадлежит Католической Церкви. Первое, что мы видим, это придел, точнее, престол Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне массивного столпа, – современная икона, изображающая встречу Магдалины с Воскресшим Спасителем. Динамичное, с удлиненными пропорциями фигур, в резком ракурсе выполненное изображение, хотя и несет на себе безошибочно узнаваемую стилевую печать немецкого экспрессионизма 1920-х гг., не лишено своеобразной религиозной одухотворенности. Католикам принадлежит также церковь Явления Воскресшего Господа Пречистой Его Матери (православная традиция не знает храмов и икон на эту тему). Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря в специальной нише фрагмент порфировой, 0,75 м в вышину, «колонны Бичевания» – той колонны, к которой был, по преданию, привязан Христос, когда римские воины по приказу Пилата избивали Его бичами. На знаменитой Туринской Плащанице отчетливо видны следы кровоподтеков, оставленных на теле Спасителя бичами легионеров. Колонна находилась раньше в Юстиниановой церкви на Сионе и сюда была перенесена в V в. Хотя церковь принадлежит францисканцам, приходить и прикладываться к колонне могут, особенно в праздничные дни, все верующие. Когда-то эта церковь вообще не была частью единого комплекса, здесь был открытый внутренний дворик греческой Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между арм. и католич. общинами. Галереи сев. стороны принадлежат католикам, южной - армянам (на арм. стороне на галереях расположены 2 церкви). 3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит правосл. грекам. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из к-рых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола. На галерее находится арм. церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма является фрагмент колонны, к-рый арм. предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19. 1-3). Второй престол храма посвящен свт. Макарию, патриарху Иерусалимскому, при к-ром совершилось обретение и воздвижение Креста Господня. Гробница прав. Иосифа Аримафейского Гробница прав. Иосифа Аримафейского В зап. апсиде, напротив часовни коптов, расположен арм. придел св. Никодима, принадлежавший ранее Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Небольшой проход в юго-зап. стене ведет к 2 гробницам (тип древнеевр. ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сев. часть ротонды принадлежит католич. Церкви. Вблизи Кувуклии расположен престол св. Марии Магдалины. Над ним, на вост. стороне столба,- совр. литой рельефный образ с изображением встречи св. Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем. Католикам принадлежит также ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии. Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой Колонны бичевания (высота 0,75 м), к к-рой, по преданию, был привязан Христос, избиваемый рим. воинами по приказу Пилата (по греч. версии предания, Колонна бичевания находится в патриаршем храме вмч. Георгия Победоносца в Фанаре в К-поле). Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из зап. части храма можно пройти во францисканский мон-рь, пристроенный к сев. части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на к-ром, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОКУЛЫ [От лат. мн. ч. loculi - ящички в шкатулке или комоде, и ед. ч. locus, loculus - место], индивидуальные погребальные ниши в катакомбах . Ниши были прямоугольными, их вырубали в стене подземной галереи так, чтобы тело усопшего можно было положить параллельно этой стене (в погребальном обряде иудаизма ниши-кокким вырубали перпендикулярно плоскости стены). Л. имели длину, близкую росту человека, соответствующую телу ширину и небольшую высоту. Каждый Л. закрывали кирпичной кладкой или каменной плитой (на растворе), часто с надписью и иногда с символическим изображением. Л. размещались в стене рядами; по мере заполнения пол в скальной галерее опускался, и ниже заполненных ниш вырубали новый ряд, поэтому верхние ряды Л. в галереях древнее нижних и часто располагаются на высоте, значительно превышающей человеческий рост (нек-рые коридоры имеют 10-13 рядов Л.). В 10-х гг. XX в. швейцар. ученый П. Штайгер предложил использовать стратиграфию накопления Л. для датировки погребений катакомб. Известны, но очень редки, Л. для 2 и даже 3 усопших (бисомы, трисомы). Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/2110665.html

Археологические раскопки 2-й пол. ХХ в. и др. исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Г. ( Kenyon. 1974; Lux. 1972; Corbo. 1981-1982). Раскопки 60-80-х гг. вблизи Г. установили, что до кон. I в. по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII в. до Р. Х. склон холма Гарив, к к-рому принадлежит Г., служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень к-рого примерно совпадает с уровнем пола совр. базилики (ок. 10 м ниже первоначальной линии склона горы, ок. 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в зап. скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Вост. и юж. стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика - место, идентифицируемое ныне как Г. Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция) Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция) При строительстве рим. города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на к-рой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Г. гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма ( Euseb. Vita Const. III 26). Блж. Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при имп. Адриане была возведена статуя Венеры ( Hieron. Ep. Paul. 58. 3//PL. 22. Col. 581). Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина ( Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.

http://pravenc.ru/text/165249.html

420 В 1882 г. архимандрит Антонин приобрел на склоне Елеона участок под названием Карм-аль-хараб или «Гробницы Пророков» (Сводный каталог. 18//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 756). По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии (VI–V вв. до н.э.). Современные археологи датируют погребения I–V вв. н.э. – погребальные ниши кокким относятся к доадриановскому времени, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. 421 Епифаний (Матеос; ум. 1908) – святогробский архимандрит, в 1881 г. хиротонисан во епископа Иорданского, впоследствии митрополит. Известный деятель Иерусалимской Церкви кон. XIX – нач. XX в., церковный историк и археолог. Испросив дозволения у Патриарха Иерофея, обнес стеной участок так называемой Viri Galileae (Малой Галилеи) на Елеоне и произвел на нем за свой счет раскопки. Над обнаруженным мозаичным полом древней церкви соорудил небольшую церковь во имя Благовещения (освящена 25.07.1891), положив начало монастырю, ныне излюбленной загородной резиденции Иерусалимских Патриархов. Активно интриговал против о. Антонина и полемизировал с ним. В 1881 г. хиротонисан в митрополита Иорданского. Жил и умер в «Малой Галилее», где и похоронен. 422 Беляев Алексей Петрович (1856–1906) – дипломат и востоковед, секретарь ИППО (19031906). Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве. На службе в Азиатском департаменте МИД (с 1882), студент в Константинопольском посольстве (1884), секретарь консульства в Иерусалиме (1886), управляющий консульством в Иерусалиме (1888), консул в Дамаске (1893). 423 Тимофеев Владимир Николаевич (ум. 1894) – вице-консул в Яффе (1885–1894). 5 мая 1885 г. архимандрит Антонин записывает в дневнике: «Из Яффы слух, идущий из Александрии, что консулом назначен г. Максимов , а на место Марабути будто бы решительно определен Обществом пароходства Тимофеев, т. е. Владимир Николаевич, или Володя старой памяти» (Антонин знал его еще по Константинополю). Умер в Яффе, похоронен за алтарем церкви во имя св. ап. Петра и праведной Тавифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 30-е гг. I в. – 325/6 г. Скальная гробница Гроба Господня археологически не изучалась, но ее можно представить по аналогам, описаниям и копиям. Реконструкция Гроба Господня по Евангелиям в целом соответствует погребальной традиции иудеев Иерусалима эпохи Второго храма (доминиканец Феликс Фабер (1483), Бонифаций Рагузский (1555) сравнивали Гроб Господень с гробницами в окрестностях города, прежде всего в Акелдаме). Но описанный в Евангелиях Гроб отличается от археологически изученных памятников крайней простотой. Для скальных гробниц эпохи Второго храма (известно до 1 тыс.) характерны врезанные в глубь скалы узкие прямоугольные ниши кокким, куда тела клали под прямым углом к стене, и погребальные скамьи (полки) вдоль 2 или 3 сторон камеры (еще в 1885 подобная погребальная камера с 3 скамьями была открыта к северу от храма Гроба Господня). Т. о., гробница с одной полкой - исключение. План иерусалимских гробниц усложнялся постепенно, по мере смены поколений, и у новой гробницы он мог быть простым; уточнение в Евангелии о правой скамье ( Мк. 16, 5 ) подразумевает возможность существования и др. скамей. Однокамерные скальные гробницы - обычное явление в некрополях Иерусалима; половина из них имеет открытый дворик, вырубленный в скале. Изначально он мог быть, по свидетельству свт. Кирилла, еп. Иерусалимского , и перед Гробом Господним. Авторы, реконструирующие Гроб Господень (вслед за Л. Ю. Венсаном) как 3-частное сооружение, описывают структуру поздних эдикул. Гипотетично и представление (Венсан, Ф. М. Абель) о том, что Гроб Господень закрывал геометрически правильный круглый камень, катавшийся по желобу (известны 4 гробницы с таким устройством, в т. ч. некрополь Елены Адиабенской), но чаще вход закрывался грубым каменным блоком. В Евангелиях камень описан как большой ( Мф 27, 60 ) или очень большой ( Мк 16, 4 ), но не круглый, также говорится, что явившийся ангел не откатил, а «отвалил» его от входа.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

В эллинистическо-рим. эпоху в Иудее гробницы различались в зависимости от социального и имущественного положения усопшего. Гробница Иосифа Аримафейского, вероятно, относилась к сооружениям знати. Иудейские пещерные погребения, свойственные периоду единого царства, исчезли после разрушения Первого храма (586 г. до Р. Х.) и снова появились в эпоху Хасмонеев (сер. II в. до Р. Х.). Их архитектура испытала влияние средиземноморской традиции: так, Книга Маккавеев (1 Макк 13. 27 сл.) и Иосиф Флавий (Antiq. XIII 6. 6) описывают семейную гробницу и памятник победы, к-рые Симон Маккавей построил в Модине, копируя мавзолей царя Карии в Галикарнасе. Мавзолей в Модине имел высокий подиум с центральным объемом, обведенным колоннадой и увенчанным пирамидальной крышей с 7 верхами-пирамидами (для 7 братьев Маккавеев). гробница Ясона в Иерусалиме (р-н Рехавия) - др. памятник того же периода - вырублена в скале, но имеет эллинистические детали. Над ней высится большая каменная пирамида, к входу ведут дворики и ворота, оформленные как портал античного храма «в антах». Внутри располагаются погребальная камера и склеп для костей. В камере уже нет скамей, их заменили локулы (ниши-кокким) - эллинистический элемент, заимствованный через Александрию (в Палестине впервые применены в Мареше). Очищенные от мягких тканей кости сносили в склеп, а с 20-10-х гг. до Р. Х. помещали в каменные оссуарии. Тип гробницы Ясона характерен для скальных гробниц Иудеи в течение всего периода Второго храма (520-515 до Р. Х.- кон. I в. по Р. Х.) (Бени Хезир в долине Кедрона, Елены Адиабены, гробницы членов синедриона, Никанора на горе Скопус). Такой, очевидно, и была гробница Спасителя. История изучения С XIX в. конструкция и история Г. Г. и воздвигнутой над ним часовни (Кувуклии, от греч. κουβοκλειον, или эдикулы, от лат. aedicula) вызывали особый интерес ученых. Первую, раннехрист. Кувуклию реконструировали, опираясь на текст Евангелия и графические изображения XVII-XIX вв. Среди работ XIX в. наиболее обоснованными были реконструкция Р. Уиллиса, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план К. Шика, изданный в России. Обширный раздел был посвящен Г. Г. в кн. Ш. М. де Вогюэ «Церкви Святой Земли». В рус. археологической лит-ре наиболее важен анализ А. А. Олесницкого (подробнее об истории изучения см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/168157.html

Подземный комплекс, расположенный в самой низине Кедрона, не мог, разумеется, не быть подверженным воздействию паводков. Раньше это было постоянное бедствие, но и в XX в. храм несколько раз страдал от наводнения. Спустившись по широкой лестнице вниз на 50 ступеней, мы оказываемся в пещерном храме, имеющем почти правильную вытянутую прямоугольную форму. В восточной части, посреди храма, находится Кувуклия Божией Матери. Слово «кувуклия» означает, как мы уже говорили в связи с Кувуклией Гроба Господня, «ложница, царская опочивальня». И архитектурно Кувуклия Божией Матери устроена так же. Это часовня, осеняющая высеченную в естественной скале древнееврейскую гробницу. Войдите – и перед вами, под стеклянной крышкой, предстанет каменное гробное ложе Той, что «во Успении мира не оставила», но предстоит и молит непрестанно за нас Владыку всех, Христа... В левой, западной части храма видна массивная крышка древней цистерны для сбора воды. Своеобразный «аппендикс», в северной части пещеры, напротив лестницы, также служил первоначально погребальной камерой, о чем можно судить по специфическим древнееврейским нишам-оссуариям («кокким»). Согласно преданию, гефсиманская гробница была родовой усыпальницей для семейства Пресвятой Девы. Спускаясь по лестнице, на уровне двадцатой ступени видим справа престол, посвященный праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Слева, несколькими ступеньками ниже, – Иосифу Обручнику. Из источников известно, что придел Иоакима и Анны – это гробница не святых Богоотец, а королевы Мелисенды (†1161) – дочери короля Иерусалимского Балдуина II. В приделе Иосифа погребены Мария, жена короля Иерусалимского Балдуина III, Констанция, мать Боэмунда, и Батильда, супруга Эрика Доброго (1103 г.). Гефсиманская пещера Выйдя из Успенской церкви и сразу повернув в узкий коридор налево, можно пройти к так называемой Гефсиманской пещере («Пещере учеников»). ...После Тайной Вечери Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими ( Ин. 18, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002