Проследим русские праздники по порядку сентябрьского года. Сентября 5 убиение Глеба находится во всех прологах московских, в том числе и в двух прологах сербской редакции, а также в двух прологах петербургской академии: Софийском 1325 и в так называемом Спасо-прилуцком, всего числом в 12 прологах сентябрьского полугодия, не найден только в 160 московской типографской библиотеки, по это объясняется недосмотром или ненамеренным пропуском переписчика, ибо в некоторых прологах (числом 3) сказания об убиении нет, а только кратко говорится: в тот же день убиение Глеба. Октября 1 Покров Пресвятой Богородицы есть во всех прологах первой и второй редакции с одним и тем же сказанием и даже в 1324 софийской библиотеки в петербургской академии в нравоучительной части, как сказано выше. Отсутствие этого праздника в прологах сербской редакции объяснено выше. Ноября 4 освящение киевской Софии не находится в 13 прологах, в том числе и в прологах сербской редакции; находится же в четырех прологах первой редакции и кроме того в евангелии Мстиславовом, писанном по распоряжению выше упоминаемого князя святого Мстислава Владимировича в 1113–1117 годах для созданной им в Новгороде Благовещенской церкви, а также в евангелиях 1307 и 1309 годов и в уставе 1398 года. По всей вероятности, этот праздник весьма рано внесен был в пролог вместе с другими девятью праздниками, но опускался после, как праздник чисто местный киевский, не празднуемый в других местах. Правда, освящение Десятинной Богородичной церкви, праздник тоже местный киевский, находится во всех прологах, но этот первый величественный каменный храм в России создан был самим Владимиром равноапостольным непосредственно после крещения России (989–996); притом в известиях об освящении Софийского храма есть, как сказано, разности; по некоторым древним прологам он будто освящен митрополитом Феопемптом, по евангелию Мстиславову митрополитом Ефремом, по проложному сказанию, виденному нами в трех прологах московской типографской библиотеки 155, 158 и 162), неизвестно каким митрополитом освящен, а говорится только о религиозно-просветительной деятельности великого князя Ярослава и о создании им церквей и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Я говорил уже о том, по какому поводу выключен был из Устава 1682-го года преп. Евфросин Псковский и что означало это выключение. Он выключен был по тому поводу, что его житие (без его вины) служило в пользу раскольников. Выключение означало то, что из общецерковных святых, каковым он был, он низведён был в число святых местных. Редактор первопечатного Устава 1610-го года поставил у себя под 27-м Мая «перенесение» мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, тогда как на самом деле было установлено празднование обретению мощей одного Ионы, как должно думать, быв введён в заблуждение Прологом, в котором несправедливо утверждается, —28— будто установлено было праздновать память обретения мощей всех трёх митрополитов. Если в Уставе помещены тропарь и кондак всем трём митрополитам, то нужно думать, что тропарь и кондак составлены были для домашнего употребления (или, может быть, их составил сам редактор Устава вместе с тем, как вносить в последний это пренесение мощей). Я сказал выше, что издание Устава 1682-го года представляет собой издание нарочитым и тщательным образом правленное. В отношении к Русским святым в нём сделано то нововведение против предшествующих Уставов, остающееся и в нынешнем Уставе, что под памятью каждого святого означено, где ему празднуется, а вместе с тем в нём упорядочены и знаки праздничные. Так как далеко не каждый из читателей имеет у себя под руками Устав, разумеем – нынешний, а между тем для полноты сведений относительно канонизации святых не мешает знать отметки о них, сделанные издателями Устава 1682-го года и сохранённые в нынешнем Уставе: то мы приведём здесь из последнего список святых. При этом, по неудобству в типографском отношении, не будем печатать знаков праздничных, т. е. самых их фигур или изображений, а будем указывать их словами. Сентябрь. 7 . Иже во святых отца, нашего, Иоанна архиепископа, Новгородского чудотворца 1802 . Совершается собор 1803 его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его 1804 . —29— Знак праздничный – три красные точки в боковом красном полукружии или в боковом красном подковообразном окружении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

59 В греческих типиках этой статьи мы не встречали, но она, весьма замечательна, как первое определенное указание на то, с какого времени и какой пост стали держать в этот день. 60 392 Синод. и 117 Ундольского не имеют общей части; 396 Синодальный и Троицкой лавры, 246 не имеют ни одной и состоят из статей дополнительных; 290 Типографской библиотеки содержит только триодную часть и много дополнительных. 62 Устав Имп. Публичной Библ. л. 136. Священник начинает пасхальную утреню стихами: исповедайтесь Господеви яко благ, сей день его же сотвори Господь, составите праздник в осеняющих. См. студ. триоди. Но в службе по триоди того же типика пасхальная утреня записана согласно с уставом иерусалимским. Значит, Марковы главы удержали древнейшее изложение, применительно к уставу студийскому. В этом же уставе совершение преждеосвященной литургии до среды первой недели великого поста допускается по требованию ктиторских уставов (л. 170 об.). В шестодневе Синод. библ. 431–325 XIV в. служба пасхальной утрени, часов, вечерни и повечерия наложена по уставу студийскому, но все прочие последования – согласно с уставом иерусалимским (Подроб. Опис. С. Б. III. 545–547). В уставе 385–332 указывается на обычай студийского монастыря начинать навечерницу великопостную по захождении солнца, вопреки иерусалимскому обычаю оканчивать ее до сумерок (л. 150 об.). 63 Не перебираем так же указания, вошедшие в устав из обиходников: их очень много. Ограничимся на этот раз замечанием, что таких служебных заметок довольно попадается в уставах сербской редакции. Некоторые из них переведены с греческого, но откуда взяты другие, не знаем. Напр., замечание в уставе Публ. Библ. л. 157, что в среду и пятницу сырной недели по некоторым типикам бывает преждеосвященная, если случится память мученика Трифона. 64 Такое отношение к делу высказывается в предисловии к канонику из Библ. Троицкой лавры, писанному известным сотрудником Архимандрита Дионисия и затем справщиком – старцем Арсением Глухим 1616 г. «Писах же с разных списков, – говорит он, тщася обрести правая, и обретох в списках онех многа неисправлена...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Но мы возвратимся к древним вышеозначенным минеям студийским. Студийское происхождение их выше всякого сомнения: 1) потому, что 26 января и 11 ноября положены службы одному Феодору Студиту, а служба пр. Ксенофонту с 26 января перенесена на 30, служба же муч. Мине с 11 ноября перенесена на 10, брату пр. Феодора Иосифу, архиепископу Солунскому, положена служба 15 июля- 2) за то же говорить сравнение этих миней со студийским уставом патриарха Алексия. Все 160 памятей святых, находящиеся в этом уставе, находятся и в минеях к под теми же днями, кроме одного случая. В уставе 4 ноября положена память пр. Иоанникия, а в минеях она положена 3 ноября, а 4 положена служба Нинандру и Ермию, но 26 янв. и в уставе празднование перенесения мощей Феодора Студита, а 30 память Всенофонта, перенесенная с 26 января. В частностях сходство устава с минеями: 16 ноября, кроме св. Матфея, служба еще муч. Варлааму, 26 ноября служба мученику Меркурию с Алипием столпником, 29 дек. служба пр. Маркеллу, игумену обители Неусыпающих, из которой взяты первые иноки для студийского монастыря, 15 янв. служба одному Иоанну Кущнику, 5 июля есть служба Евстафию антиохийскому, 7 авг. семи отрокам в Ефесе, а 8 преподобномучен. Дометию, августа 24 пренес. мощей св. ап. Варфоломея и священномуч. Евтихию, 30 декабря ап. Тимону (и Анисии).     Самая большая часть пергаменных славянских миней в России сходны с помянутою редакциею 8 миней типографских XI в. и 10 миней синодальных XII в., но встречаются у нас и особые редакции студийские или близкие к студийским. Возьмем месяц май. Сравним первоначально софийскую минею XI в. (петербург. академии 202) с синод. московскою XII в. В соф. 2 числа есть канон Еперу и Зое согласно с криптоферратскою минеею, но их нет в синод. минее; в софийск. минее 4 числа муч. Пелагия, а 5 Ирина согласно с минеею порфир., в синод. напротив 4 муч. Ирина, а 5 Пелагия; в соф. мин. 13 служба муч. Александру одному, а в синод. еще Мефодию патарскому, в соф. м. 15 числа служба пр. Феодору, ученику пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1143 Никоновская летопись VI, 106, и Типографская летопись стр. 290; также 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 33 fin.. 1144 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 234 (в которой и о том, что предписывалось в тогдашнем Уставе относительно нашего случая). 1149 Трусость Ивана Васильевича Карамзин старается превратить в мудрую осмотрительность; но далеко не особенно удачно. 1152 Типографская летопись стр. 304 fin.– 4 Апреля 1473 в московском Кремле был большой пожар, при чём сгорел митрополичий двор, – Никоновская летопись VI, 52. Вместо сгоревшего двора митрополит Геронтий поставил новый двор, из построек которого упоминаются: кирпичные у него – двора ворота, складенные в том же 1473 году; палата каменная, заложенная в 1473 году и оконченная к осени 1474 года; домовая церковь Ризположения, заложенная в 1484 году и освящённая 21 Августа 1486 года, – Никоновская летопись VI, стр. 55, 59, 119 и 121. 1153 Главный источник сведений о ереси составляет так называемый Просветитель преподобного Иосифа Волоколамского, непосредственно современное исторически-полемическое сочинение, о котором будем говорить ниже. Цитировать его мы будем по Казанскому изданию 1855 года. 1154 С Михайловской улицы (что на Софийской стороне, вероятно – от церкви архангела Михаила): Просветитель стр. 44. 1155 Преподобный Иосиф в Просветителе, стр. 44: «приидоша из Литвы инии жидове, имже имена: Осиф Шмойло Скарявей Мосей Хануш». Что тут имена, что прозвания, решить трудно. Пришли не более пяти человек, но менее ли, и если менее, то, сколько именно, остаётся неизвестным. 1157 Князь Михаил Александрович пробыл в Новгороде весьма недолго, и всего 4 месяца и 8 дней, оставив его 15 Марта 1471 года. Но чтобы жиды удалились из Новгорода вместе с ним, это не представляется вероятным, потому что в этом случае они не успели бы достаточно научить жидовству священников Алексея и Дионисия. По этой же причине не представляется слишком вероятным думать и того, чтобы они удалились перед нашествием на Новгород великого князя Ивана Васильевича, которое имело место в Июне-Июле 1471 года (а известие Татищева, будто Схария вместе с иными казнён был Иваном Васильевичем в Новгороде, – Чтения Общества Истории и Древностей 1847, IV, 109, есть настоящий и притом бессмысленный апокриф: невозможно, чтобы умолчали об этом Геннадий и преподобный Иосиф, и тогда первый не открывал бы ереси случайным образом только в 1487 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

    Канонарь, находящийся в типографском уставе XII века, содержит 105 дней со святыми, воторым имеются вондаки и икосы, при пропуске одного листа в январе между 18 и 25 днями. Тогда как в синаксаре устава синодальной библиотеки 330) нет ни одной русской памяти, в кондакаре типографского списка имеется 24 июля память свв. Бориса и Глеба. Но в памятях он весьма сходствует с синаксарем синодального устава, кроме того, что в нем есть 12 памятей, которых нет в синаксаре синодального устава, в котором многие памяти показаны не прямо, например, чтение жития такого-то, слово похвальное такому-то и т. п. Поэтому синаксарь этого устава (Списка синодального) может считаться недостаточно определенным, например, в нем нет знаменитых святых: 22 дек. великомученицы Анастасии, 8 февр. св. великомуч. Феодора стратилата, 1 апреля Марии египетские, 9 мая пророка Исаии, 2 июня св. Никифора, патриарха Цареградского, 18 августа мучч. Флора и Лавра, 25 августа пренесения мощей св. ад. Варфоломея, которые находятся в конданаре типографского устава. Впрочем в кондакаре всего только 12 памятей излишних против синаксаря устава синодальной библиотеки.     Кроме вышеозначенных трех экземпляров нам привелось видеть в библиотеках русских еще только три устава студийские: в синод. москов. библиотеке 333 устав, писанный черноризцем Иоанном в 1398 году и 905 устав XV века, в библиотеке синод. типографии 1236 устав XIV-XV веков. Они отличаются от древнейшего студийского устава XII в. 330) главным образом синаксарями, которые в 333 и 905 стоят пред триодным уставом, а в 330 и 1236 после него; синаксари в означенных трех уставах 333, 905 и 1236) имеют памяти на все дни года. Они весьма сходны по памятям святых со славянскими древнейшими прологами студийскими — редакциями месяцеслова императора Василия, а где не сходны с ними, там сходствуют со славянскими студийскими минеями XI века, с мстиславовым евангелием, с древнейшим уставом 330 так, что почти все содержание их объясняется из древних русских источников студийского происхождения и рождается вопрос: не составлены ли они в России по означенным и частию другим, нам неизвестным, источникам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

266  В бумагах Типографского архива об этом уставе записано следующее: «в нынешнем в 142 г. сентября в 30 день вышли из дела из печати тысяча сто пятьдесят книг уставов. Цена стала по рублю и по двадцати по три алтына по две денги, книга устав в тетратех» (тетр. лист 71). В марте отправлено было известное число подносных экземпляров на государев двор, к патриарху, и затем устав поступил в продажу. В 1636 году цена была повышена до рубля двадцати копеек, восьми алтын и двух денег. Но замечательно, что покупщиками являются между прочим рабочие Печатного двора, из которых некоторые берут по три и даже по пять книг в тетрадях. Может быть, им предлагали эту книгу в зачёт жалования, и казне было очень выгодно пополнять этим способом издержки по содержанию печатного двора, особенно когда издания залёживались. Так было продано в этом году разным лицам девяносто девять экземпляров устава. О дальнейшем движении последних двух изданий неизвестно, но видно, что в 1636 году от них оставалось немного, потому что они называются „остаточными” от продажи 143 года.   267  Богоявленскому игумену Илье государева жалования устав в тетратех (устав 1633 года) безденежно дан. Игумен Илья книгу взял и руку приложил (Расх. кн. лист 120 оборот). Кроме того, в расходных книгах Казённого Дворцового Приказа упоминается о государевом жаловании ему камкой и куницами в 7130, 7135, 7137, 7140 годах, за то, что он сидел у книжной у печатной справки, или просто «за книжную справку» (Чт. Общ. Ист. и Др. 1882 г., часть 2. См. нашу статью: Как у нас правились церковные книги. Приб. к твор. св. от. 1883, книга 3).   268  О внешней стороне этого издания в бумагах Типографского архива читается следующее: «в прошлом во 148 г (1610) июня в первый день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу начася печатати книга устав в деревянных хоромах в четыре станы, да тых станов теже книги пособляли делать в книжной палате в три станы, да в верхней палате в пять станов и те книги устав вышли из дела в нынешнем в 149 (1641) году марта в 26-е и что на те книги вышло бумаги и всяких разных запасов по расписке мастеровых людей и то выписано лист 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Случалось и так, что над одним и тем же кондаком в одном греческом списке стоит διομλον, а в другом указывается его подобен (например, кондак Успению, стр. 17). Наконец, кондаки позднейших составителей также исполнялись самогласно (например, Феодору Сикеоту VII в.), что видно из надписаний, а другие из них помещаются без указания подобна; например, кондаки Св. Маркиану с акростихом Григория (из собр. Питра, стр. 31), на Введение Богородицы, Георгия (ibid 32); многия песни с именем Студита (40–41, 47–48). Усвоив на таком, по нашему мнению, шатком основании многие из ненадписанных кондаков Роману Сладкопевцу , составитель сборника относит к этому же писателю и составление известного акафиста Богородицы. Мнение это, сколько нам известно, новое и никем до сих пор не высказанное, положительно заслуживает полного внимания и по своей новости, и по характеру доводов, на которых основывается. Сходство акафиста со стороны внешней его структуры с полными кондакарными произведениями Романа стоит вне всякого сомнения. Во главе цельных пьес этого рода, как и во главе акафиста, помещается обыкновенно кондак, за которым следуют 24 отделения или строфы (в кондакарях иногда больше, иногда меньше), расположенные то по порядку букв алфавита, то по образцу готовой леммы с именем составителя. К довершению сходства, по справедливому замечанию о. Амфилохия, древние рукописи не знают названия „акафистъ“, а называют этот род песнопений собранием икосов. Так читается в синодальном и типографском кондакаре, так, добавим и в типографском уставе (л. 3), где говорится, что по шестой песни канона, в субботу 5-й недели Великого поста, поют кондак глас 8 „взбранной воеводе и 24 икоса неседающе“. Даже в позднейших рукописях XIV-XV вв., например, нашей Академии общая минея, читается: „икосы подобны акафисту“. Итак, мы имеем в форме акафиста ничто иное, как полную кондакарную пьесу в составе одного кондака и двадцати четырех икосов. Основываясь на этом внешнем сходстве, и на отсутствии в главе акафиста подобна, автор приходит к заключению, что составитель его есть никто иной, как тот же Роман Сладкопевец .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Псалмы в этом последовании – обычные; тропари и чтения – тоже. Но стихи – припевы к тропарям на каждом часе разные. Тот-же чин неизменно соблюдается и в службе Богоявленских часов (л. 189). Отступление от нынешнего чина Богоявленских часов допущено только в евангельских чтениях: на первом часе положено евангелие шестого часа, на шестом – девятого, а на девятом – особое евангелие ( Лк. 3:1 ). Точно такое-же последование часов Рождества и Богоявления излагается в М. Типографских Минеях XIV– XV в.: 95/206, л. 235 об., и 102/213, л. 30; в М. Синодальных Уставах XIV в.: 385/328, лл. 89 об. 707; 384/329; 385/332, л. 69, 77; 388/336, л. 1 об. Все эти памятники, излагая последование рассматриваемых нами часов, по составу почти совершенно тожественное с обычным, в тоже время вполне согласно присоединяют к нему по три ектении к каждому часу. При этом, в отличие от Типогр. 45 и подобно греческому Типикону Синод. 272, они разделяют все последование на две части и предписывают совершать первый час с третьим, а шестой с девятым. Кроме того на всех часах указываются разные стихи–припевы к тропарям. – В Типографской Минее – Декабрь, 95, интересны, между прочим, некоторые выражения. После указания евангелия на третьем часе замечено: «Вечернее. Исполним» (ектения); а после третьего тропаря на шестом и на девятом часе сказано: «и нын. тотж. Синапт.» (=συναπτ, ектения). – Устав Синод. 383 изложение чина Богоявленских часов предваряет таким замечанием: «Поем же не по обычаю но инако. бывает же сице», – и следует изложение самого чина (л. 101). Этот чин сохранился у нас и в последующие XVI–XVII века. Он излагается в М. Синодальном Уставе XVI в., 390/334, л. 491 об. (под заглавием: «како поют часы црския»), а также в М. Синодальном Уставе начала XVII в., 391/335. По этому Уставу, все часы поются вместе. После обычного начала и псалмов читается Аллилуиа, дважды, а «третье поют, якоже на вечерни, на глас. И посем октения болшая». По возгласе – Слава, тропарь, И ныне, богородичен часа; «и поем тропари глас 8, творение Софрониево». Дальше на своих местах указываются две другие ектении (лл. 54 об.–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

514 Август. 1 еще св. кресту. 4 свв. 7 отроков, еще в слав. преподобном. Евдокии. 7 св. преподобном. Дометия. 9 отдание не сего дня, а 14 чис. 16 Убруса в Уст. 1298 нет. 20 одного прор. Самуила. 18 отдание 23 числа. 21 еще ап. Фаддея. 23 отдание праздника и муч. Луппа (служба 22 числа). 24 одного св. Евтиха. 25 еще пренесение мощей ап. Варфоломея. 30 свв. трех патриархов константинопольских: Александра, Иоанна и Павла. 515 Синод. по св. Боже и Отче наш и по возгласе: яко Твое есть царство абие кресту Твоему. 516 Церковь великомуч. Георгия была в Богородичном монастыре патр. Алексия (сн. устав его 23 апр.), и кроме того церкви Алексия, человека Божия, муч. Димитрия, Феодора стратилата (8 июня), Иоанна Предтечи, и приделы называются церквами. 517 Водяные часы были в употреблении еще при императоре Иустиниане и Иустяне. Bandurii Antiq. р. 857. 518 Здесь разумеются главные средние двери в церковь, а не в алтарь. 519 В студ. 1236 типогр.: Слава святей и единосущей и неразделимей Троице Отцу и Сыну и св. Духу. 520 Из того же псалма 117, ст. 25. 521 Стих 27 того же псалма 117. 522 По редакции у А. Мая. 523 Значит, кадить не обходя паперть, как в полном уставе, а только в дверях. 524 По заметкам поклонника св. горы и оригиналу у Дмитриев. стр. 246. 525 Это известное слово Григория Богослова. Итак и у Афанасия два чтения: большой разности здесь со студийским нет; по полному уставу: Воскресения день — это первое чтение. 526 Слова: Господи благослови, Господи помилуй, могут быть объяснены уставом типографским, с коим канонарь имеет инде сходство; в сем уставе: о Господи спаси же! О Господи благо поспеши же. Благословен грядый... 527 Сон в сию ночь воспрещался по иерусалимскому уставу. 528 Как видно, иерей выходил не только из алтаря, но из храма северными дверьми в самый притвор, ибо в древности и в храм из притвора вели трои двери. 529 Τυπικν... Μργαλης Εκκλησας 1838 г., 191 и 1897 г. 333. 530 Икона Одигитрии, которую в день великого канона брали во Дворец, возвращена была в Светлый понедельник в ее монастырь и во вторник патриарх в монастыре совершал службу. В каноннике Сергиевой лавры 48: во вторник светлые седмицы празднуем Преч. Владычицы нашей Богородицы Одигитрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010