Так, археолог Кондер, знаток Палестины, говорит: «точность топографических указаний 1–2 Царств доказывает отчетливое знакомство писателя со всеми частями Палестины, от Гефа до Рабба-Аммона, от Циклага до Кадеса и Оронта. Странствования Давида от преследований Саула по границам филистимской земли и крайнему югу ныне могут быть точно прослежены при помощи новых открытий: Одоллам, Херет и пр. все ныне найдено (Urquhart. 1 c/4? 36s.). Упоминаемый в начале сих книг Силом ( 1Цар.1:3;3:21 ), как центральный город в Палестине, таким же за это время представляется по египетским памятникам (Телль-амарнской библиотеки. Ibid. 7s.). Указания 2Цар.8гл. на политические международные отношения Давида к Сирии Сав и др. странами подтверждаются ассирийскими и египетскими памятниками этого времени 101 (Ibid. 39–42s.) Но, кажется, всякий непредубежденный читатель согласится, что в полной историчности обозреваемых книг убеждают не столько приведенные «внешние», частичные и отрывочные свидетельства, сколько общий внутренний, присущий всем повествованиям, характер полной правдивости и беспристрастия. Таково, например, отношение к пророкам и добродетелям описываемых лиц. Свящ. историк не скрывает в поведении Саула хороших поступков ( 1Цар.15:7 ), и даже мимолетных добрых чувств и их проблеска ( 1Цар.24:17–23;26:21–25 ). Не скрывает погрешностей Давида, со всеми их печальными последствиями для него самого и всего еврейского народа ( 2Цар.11–12 ,24гл.). Также свящ. историк правдив в повествованиях и о других лицах: Авессаломе, Иоаве, Авенире и пр. и своею правдивостью вынуждает всякого беспристрастного читателя признавать полный исторический авторитет его повествования 102 . Канонический авторитет 1 и 2 кн. Царств засвидетельствован вышеприведенным рядом ветхозаветных и новозаветных цитат (особ. Матф.12:1–4 = 1Цар.21:6–10 ; Деян.7:46 = 2Цар.7: 2 ; Евр.11:32 = 1Цар7: 2 ). Среди иудеев и христиан, не было споров о каноничности сих книг. Во всех соборных и отеческих счислениях свящ. книг они помещаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3:4. Агров. Из приведенного здесь описания явствует, что область Агров была чрезвычайно густо заселена. Иногда она отождествляется с Васаном, объяснением чему может служить то обстоятельство, что это название относится к местности, примыкающей с юга к Ярмуку и частично им окруженной. Ассирийские цари IX в. до н. э. тоже воевали в этом регионе и захватили много городов в окрестностях горы Авран. 3:5. Укрепленные города Трансиордании. В этом регионе проводилось мало археологических раскопок, но такие места, как Тел-Сорег (Tel Soreg), дают ясное представление о неукрепленных селениях сельских общин. Семь городов к востоку от Галилейского моря упоминается в амарнских текстах XIV в. до н. э., локализующих эти города в земле «Гару» (­Гесур?). Археологические исследования на Голанских высотах обнаружили двадцать семь городов, заселенных в конце периода средней бронзы и восемь городов периода поздней бронзы. 3:5. Ворота и запоры. Ворота обычно устраивались с двойными (внутренними и внешними) дверями, а проход внутрь укрепленного города шел не по прямой линии, а под углом. Внешние ворота железного века в Телль-эн-Насвех (en-Nasebeh) запирались с помощью балки, вставляемой в выдолбленные в камне пазы. 3:9. Ермон/Сирион/Сенир. Гора Ермон находится в горной системе Антиливан. Высочайшая вершина этого хребта, Джебел-эш-Шайх (ash-Shaykh), достигает 9232 футов и обычно покрыта снегом. В египетских, хеттских и угаритских источниках используется название Sirion. В ассирийских анналах IX в. до н. э. эта гора именуется Saniru. 3:10. Салха и Едрея. Едрею отождествляют с современным городом Дера в Сирии, в 60 милях к югу от Дамаска и 30 милях к востоку от Галилейского моря, у реки Ярмук. Археологические раскопки здесь не проводились. Город упоминается в древних текстах из Египта и Угарита. Салха, современный Салкат, находится в 25 милях к востоку от Едреи. 3:11. Железный одр Ога. Несмотря на то что многие комментаторы и даже некоторые переводы истолковывают этот предмет как базальтовый саркофаг, язык этого фрагмента не оставляет сомнений, что речь идет именно о «железном одре».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:18. Шарон. Опираясь на текст Септуагинты, можно предположить, что «Шарон» указывает местонахождение Афека, поскольку это географическое название используется в других местах по отношению к другим городам (см.: Нав. 13:4 ; 3Цар. 20:26–30 ). Если же это отдельный город, то, скорее всего, он был расположен вблизи территории филистимлян. 12:19. Мадон и Асор. См. коммент. к 11:1. 12:20. Шимрон-Мерой и Ахсаф. См. коммент. к 11:1. 12:21. Фаанах. Несмотря на то что Фаанах (Телль-Тааннук, в 4 милях к северо-западу от Мегиддона, на окраине Изреельской долины) был основан примерно в 2700 г. до н. э., сведения об этом городе не встречаются в небиблейских источниках вплоть до XV в. до н. э., когда Тутмос III упомянул его в своем отчете о битве при Мегиддоне (1468). Впоследствии Фаанах, как и некоторые другие города Изреельской долины, стал регулярно попадать в перечни завоеванных городов этой благодатной спорной территории. Его включение в перечень завоеваний Иисуса Навина – дань этой традиции. Первоначально он входил в состав удела Асира, но затем стал причисляться к владениям Манассии ( Нав. 17:12 ; Суд. 5:19 ). Судя по результатам раскопок, расцвет Фаанаха приходится на середину 3-го тыс. и на период между XVII и XIV вв. до н. э., что свидетельствует о его зависимости от Египта, господству которого положило конец вторжение «народов моря». Тем не менее в X в. до н. э. здесь была построена новая система укреплений, указывающая на возрождение города в период царств. 12:21. Мегиддон. Мегиддон, господствующий над западным проходом к стратегически важной Изреельской долине, равнине Сарон и приморскому торговому пути из Египта в Месопотамию, привлекал внимание многих древних завоевателей. Основанный около 3300 г. до н. э. вблизи двух источников, Мегиддон разрушался и восстанавливался двадцать раз, по мере того как египетские (анналы Тутмоса III, Сети, Рамсеса II; амарнские письма), хеттские и месопотамские войска сражались за господство над городом и торговыми путями, проходившими через Сирию и Палестину. Разрушение города поздней бронзы (слой VIIA) в XII в. до н. э. совпадает с прекращением вассальной зависимости от Египта, последовавшим за вторжением «народов моря» (о чем свидетельствует обнаружение в этом слое филистимской керамики). В рассказе о завоевании Мегиддон упоминается только в этом перечне поверженных царей. Отданный во владение Манассии ( Нав. 17:11 ), город, однако, не был покорен израильтянами вплоть до периода царств (З Цар. 4:12; 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ряд работ К. 1900-х гг. посвящен археологии и истории религии древнего Израиля и Др. Востока. Некоторые из них были объединены в сб. «Очерки по еврейской археологии и истории религии» (1908). К. принял участие в споре, вызванном докладами Ф. Делича «Вавилон и Библия» (см. ст. Ф. Делич ), и выступил со статьей, в которой он стремился доказать, что ошибка Делича и его сторонников заключается в слишком узком и устаревшем понимании Откровения: они не учитывают, что в совр. протестант. богословии Откровение уже более не понимается как вербальное; оно не равнозначно Свящ. Писанию, а проявляется в истории и в «духовных деятелях» народа ( Kittel. 1903). Для К. характерно внимание к общим и злободневным вопросам богословия («Ветхий Завет и наша война», 1916; «Христианство Лютера в его своеобразии», 1917). К. волновали не только внутренние проблемы библеистики и гебраистики, но и общественная значимость науки, которой он занимался, популяризация ее достижений. Когда Мин-во образования Королевства Саксония предложило К. прочесть лекции для школьников, он согласился с большим энтузиазмом. Эти лекции были изданы на нем. и англ. языках («Важнейшие достижения науки о Ветхом Завете», 1910) и посвящены 3 главным темам: археологии и ее значению для библеистики, результатам критики источников и результатам изучения библейской истории, в частности истории религии. Др. работа К., связанная с осмыслением роли библеистики в культуре,- «Будущее науки о Ветхом Завете» (1921). К. работал над фундаментальным исследованием истории древнего Израиля. Второе, переработанное издание «Истории евреев» получило новое название - «История израильского народа» (1909-1912). В 1-й т. был включен обширный раздел, посвященный истории Ханаана во II тыс. до Р. Х., написанный на основе новых данных археологии и филологии, в частности были использованы аккадские письма, найденные в Телль-эль-Амарне (см. ст. Амарнские письма ). При подготовке 7-го издания «Истории...» К. расширил объем этого труда, к-рый теперь был задуман как трехтомник. Поскольку на данном этапе работы К. больше интересовали проблемы поздней истории древнего Израиля, 3-й том, посвященный гл. обр. персид. периоду, пришлось разделить на 2 полутома (1921. Bd. 1; 1925. Bd. 2; 1927. Bd. 3. Hbd. 1; 1929. Hbd. 2).

http://pravenc.ru/text/1841157.html

Она насчитывала, согласно списку Шейля, 12 царей [по ниппурскому списку 11 царей], правивших 197 лет [с половины XXVIII в.]. Основателем ее был Саргон I (Шаррукин) [может быть, сын некоего Лаипум], по словам шейлевского списка «садовник, затем совершающий возлияния [и почитатель бога] Замамы». [О нем и его ближайших преемниках мы теперь имеем довольно много современных сведений. Дело в том, что в музее Филадельфийского университета имеется таблетка, на которой древний компилятор списал надписи Лугальзаггиси, Саргона, Римушу и Маништусу со статуй и прочей скульптуры, пожертвованных названными царями в Ниппурский храм]. Шаррукин и его ближайшие преемники именуют себя царями Киша, очевидно, для большей авторитетности. Он разгромил царство Лугальзаггиси [победив «в битве Урук и 50 исаков (патеси) оружием Замамы и разрушив город»], взял Лугальзаггиси самого в плен и «провел его через ворота Энлиля», т. е., очевидно, принес в жертву богу Ниппура. Саргон принимает теперь титул великого исака Энлиля. Следующий поход его был направлен против Ура. Он побеждает его и разрушает городскую стену. Затем он обрушивается на Э-Нинмар (город области Лагаша) и опустошает его территорию от Лагаша вплоть до моря. Достигнув берега Персидского залива, он омывает оружие в море. На обратном пути он громит Умму. Саргон горделиво объявляет себя «царем страны, которому Энлиль не давал врага от Верхнего моря (Средиземное море) до Нижнего моря (Персидский залив)». И, действительно, на одной из статуй он объявлен царем «Верхней страны», а «Верхняя страна», по определению надписи той же статуи, это – то же, что «Мари, Ярмути и Ибла, вплоть до Кедрового леса и Серебряных гор». Город Мари, давший Вавилонии в свое время династию, лежит в долине Среднего Евфрата. Ярмути упоминается также в телль- амарнской переписке, в качестве житницы азиатских владений Египта, и локализуется некоторыми исследователями в Палестине. Ибла, наконец, встречается и в надписях Гудеи, в качестйе цепи гор, с которых исак Лагаша получает некоторые породы деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Малая Азия, очевидно, и была долгое время исконной областью яфетических хеттов]. Отсюда происходили выселения хеттов на юг и восток. Митанни являются представителями древнейшего переселения: они осели между Евфратом и Балихом и распространились не только по Месопотамии, но и в Ассирии, и даже проникали дальше на юг; за ними двинулись собственно хетты около XII в., наконец, в XIII в. начинается напор других малоазиатских, частью и индо-европейских племен по морю и суше; волны его дошли до Египта и смели великое Хеттское царство, вместо которого появляются мелкие города-государства, пока снова в IX в. не возвышается Киликийское, а за ним Лидийское царства. Но и на рубеже Малой Азии и Сирии появляются в I тысячелетии смешанные хетто-арамейские культурно-политические образования. На Востоке Ванское царство имело значительное распространение и даже оспаривало у ассирийских семитов мировую роль в IX в. Его ниспровергло переселение индо- европейских племен, которые потом разрушили и Ассирию. Индо-европейская раса, прародина и пути расселения которой еще не поддаются точному определению, достигает руководящего положения в истории Древнего Востока сначала в лице мидян, а затем, особенно, в лице персидской державы Ахеменидов. Но на историческое поприще индо-европейцы выступили гораздо раньше, и отдельные проникновения их в область Древнего Востока с большой вероятностью указываются в последнее время исследователями. Так, вероятно предположение о присутствии арийского элемента, т. е. восточной ветви индо- европейской расы, в Малой Азии и Сирии уже в XVII в. Имена различных династов Южной Палестины, упоминаемых в телль-амарнской переписке, звучат по-арийски; усматриваются арийские элементы у касситов и арийская династия у митанни, даже арийские боги у этого народа в договорах XII в., сохранившихся в Богазкеойском архиве; имя Митры даже найдено в Египте. [На ряду с арийцами во II тысячелетии появляются представители и западной ветви индо-европейской расы. По крайней мере, многие из исследователей причисляют к западным индо-европейцам канесийцев, господствующий народ в хеттском государстве II тысячелетия].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Хотя судьями были жрецы, тем не менее приговор был не в пользу храма. Могущество и влияние жрецов, особенно фиванских, в эту эпоху развилось непомерно. Ученые справедливо говорят о клерикализме в Египте. Цари попрежнему приносили Амону в жертву символически и реально результаты своих подвигов. Каждая удачная война обогащала казну храма и наполняла его владения крепостными пленными. Получив после изгнания гиксосов снова всю землю в свои руки и награждая ею в умеренном количестве, они стали нерассудительно раздаривать ее храмам. Когда умер Рамсес III, его сын приказал ко дню похорон изготовить огромный папирус с перечислением его подвигов и перечнем имущества всех храмов, причем в отдельных рубриках должно быть помещено то, что он утвердил при восшествии на престол, и то, что храмы приобрели за 31 год его царствования, что, по понятному для египтян представлению, считалось его даром. С этим документом должен был царь предстать пред загробным судьей, но счастливая находка его дала и нам возможность достойным образом оценить богатство египетских храмов в конце Нового царства. Оказывается, что одних крепостных было у храмов 103 175 (в Фивах 81 322, в Илиополе 12 963, Мемфисе 3 079, у прочих 5 811), скота 490 386 голов, 88 кораблей, 2 961 кв. км земли, из них 2 393 у фиванских и 441 у илиопольских храмов, не считая 513 садов и 168 местностей – всего до 15% общей, площади удобной для обработки части Египта. Амону принадлежали целые города в Сирии и Нубии и собственные корабли для перевозки сокровищ Пунта и Азии. Все это делало жречество экономической силой, особенно при отсутствии уравновешивающей светской феодальной аристократии. Но еще в большей степени оно было силой политической. После победы над телль-амарнским богом, престиж Амона еще более увеличился. То обстоятельство, что Фивы перестали фактически быть резиденцией, не переставая быть столицей, делало их Римом без императора, но с папой, а смуты и частая смена царей еще более содействовали авторитету жрецов. Для царей далеко не безразлично, кто является носителем этого сана, некогда посадившего на трон Тутмоса III и Харемхеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Если в этих деяниях Харемхеб проявил только свою проницательность, с какою» он уловил настроение общества и заручился жрецами, то другие его мероприятия дают право видеть в нем мудрого правителя и гуманного человека. Выйдя сам и» чиновной среды и зная нравы ее и народные нужды, лучше фараонов по рождению, он кроме того имел случай убедиться, что за время телль-амарнской эпохи и религиозных смут, обычные в восточном государстве злоупотребления возросли до Чрезвычайности. Желая возродить Египет, Харемхеб предпринял ряд мер к искоренению их, и с этой целью издал длинный указ, который был затем начертан на южной стене Карнака, на самом живописном месте великого храма. Этот интересный законодательный памятник был найден в 1881 т. Бурианом; затем разработкой его занимался М. Мюллер, снявший с него в 1904 г. новую копию. К сожалению, огромная надпись сохранилась только наполовину, что в связи с неясностью юридической терминологии лишает нас возможности использовать его в той мере, в какой он того заслуживает. Breasted в своем труде дает полный перевод и восстановляет утерянные места, но это рискованно. В начале текста говорится: «его величество советовался со своим сердцем... чтобы прогнать зло и уничтожить неправду... он искал превосходного для Египта и исследовал причины утеснения страны. (И вот писец) взял трость и свиток и написал согласно изречению самого его величества»... Далее следует ряд параграфов, направленных против злоупотреблений. Напр., под страхом отсечения носа и ссылки в крепость Джар на сирийской границе запрещается чиновникам вымогать для своего употребления у бедняков суда, снаряженные ими на свой счет и приспособленные для несения повинностей ко двору. Мало того, чиновники приглашаются помогать бедным, не имеющим своих судов, склоняя богатых давать им суда. Запрещается брать у граждан рабов для частных работ у чиновников, а не для казенных повинностей, запрещается полиции пользоваться шкурами с казенного скота, вводится строгий контроль над дворцовым ведомством. – Запрещается отнимать у бедных овощи под видом сбора для царского стола и т. п. Эти заботы о бедном люде царь распространил предписаниями об упорядочении правосудия. На юге и севере было поставлено по верховному судье, которым было предписано: «не сообщайтесь с народом, не берите мзды... ибо как можете вы судить других, если среди вас будет кто-либо, преступивший против справедливости». Судьи оправдывали мздоимство поборами в пользу казны. Чтобы отнять у них это оправдание, царь запретил взимать с этих двух судилищ подати золотом и серебром. Кроме того были учреждены в каждом городе судебные палаты из жрецов и местной знати. Харемхеб шел и дальше письменных предписаний: подобно Тутмосу III, он лично ежегодно объезжал страну и щедро награждал и ласково принимал у себя во дворце, с балкона которого он часто показывался народу и называл по именам, кого хотел отличить.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

е. «Танит лик (проявление) Ваала», а также «Цалам-Ваал» (Саламбо) – «образ Ваала», подобно тому, как в Тире Астарта иногда называлась «Шем-Баал» – «имя Ваала». Здесь, во-первых, мы видим стремление теснее сблизить оба члена божественной двоицы, а следовательно известный прогресс религиозного сознания. Если, с другой стороны, тиро-карфагенский Мелькарт сделался божеством солнца, то его женское дополнение получило характер лунного божества, его подобия ночью, и в то же время покровителя рождения, виновника животворной росы. Интересно также, что женское божество считается проявлением не Мелькарта, а именно Ваала, «господа» вообще. Невольно приходит на мысль апулеева «deorum dearumque facies universa». Кроме этих верховных и всеобщих божеств, кое-где выступают и другие, значения, происхождение и функции которых не всегда ясны. Каждый финикийский корабль был украшен изображением бога-карлика. Одно из этих божеств носило имя «Пуам» – «бог молотка», переделанное греками в «пигмей», «бог с кулак», и вошедшее в состав имени Пигмалиона. Конечно, подобные божества уже вторичного происхождения; значение свое они могли получить только после развития культуры. Трудно сказать что-либо о боге Сакуне, имя которого встречается в сложениях с собственными именами, переводится греками как Гермес и значит «доверенный», «близ стоящий». Что за божество Цед, имя которого также попадается в собственных именах в финикийских надписях в Египте? Телль-амарнские документы из Финикии поражают нас полным отсутствие» упоминания о Ваале даже в виде составной части теофорных имен; зато обильно встречаются в них имена, сложенные с «Адду» или «Адди»; даже царь Библа именуете» Риб-Адди. Этот Адду – бог, почитавшийся и в Ассирии и у арамеев под именем Раммана или Адада; его функция, как бога бури и грома, известная из вавилонской литературы, видна из одного места переписки, в котором о царе египетском говорится, что он «возглашает свой глас с неба, подобно Адду, и вся земля трепещет от его голоса». Что культ этого бога существовал в Тире, можно заключить из упоминания у Филона библского трех тирских богов: Астарты, Зевса Димарунта (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1:16. Арад. Заселение Телль-Арада, расположенного в долине Беэршивы, в 20 милях к югу от Хеврона, началось в период халколита. Благодаря контактам с Египтом, Нижний город, построенный вокруг естественной котловины с водой, на протяжении периода ранней бронзы расширялся и процветал. Верхний город вырос на близлежащем холме на протяжении железного века. Возможно, он был населен кенеями (см.: 1Цар. 27:10 ). Расположенный на месте древнего Арада курган насчитывает семь слоев железного века, в том числе крепость и храмовый комплекс, построенные в X в. до н. э. 1:17. (Цефаф) Хорма. См. коммент. к Чис. 21и Нав. 12:14 . 1:18. Газа. Расположенная в юго-западной части прибрежной равнины на важном международном пути («дороге филистимской» или «приморском пути», Via Maris), Газа (Tell Harube) в 1550– 1150 гг. до н. э. была египетским административным центром. Она упоминается в анналах фараона Тутмоса III и в амарнских текстах. После вторжения «народов моря» Газа становится важнейшим из пяти филистимских городов и фигурирует в ряде столкновений этих народов с израильтянами (6:3,4; 16:1–4). Текст, касающийся взятия Газы Иудой, неясен. Септуагинта утверждает, что Иуда не одолел Газу, Аскалон и Экрон, и, по-видимому, это подтверждает 1:19, где говорится о том, что израильтянам не удалось завоевать города долины. 1:18. Аскалон. Расположенный в 10 милях к северу от Газы, Аскалон был одним из городов филистимского Пятиградия и крупным морским портом. Выгодное стратегическое положение привлекало к нему внимание египтян, которые стремились к господству над Ханааном и торговыми путями на север, начиная с периода средней бронзы (2000–1800 гг. до н. э.), когда название этого города впервые появилось в египетских текстах. На протяжении амарнского периода (XIV в. до н. э.) правитель Аскалона был вассалом Эхнатона, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся писем, адресованных им этому фараону. Мернептах также упоминает Аскалон среди прочих завоеваний на своей победной стеле (1208 г. до н. э.) и изображает его захват на стенах храма в Карнаке. Хотя Аскалон был отдан во владение Иуды, этот город, как и остальные города филистимского Пятиградия, не был завоеван израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010