Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 14. О принятых Сыном Божиим телесных изъянах Далее мы исследуем изъяны, принятые в человеческой природе Христом: во-первых, изъяны тела; во-вторых, изъяны души. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела; 2) принял ли Он обязательность быть субъектом этих изъянов; 3) обусловил ли Он эти изъяны; 4) принял ли Он все эти изъяны. Раздел 1 Должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Сын Божий не должен был принять человеческую природу вместе с изъянами тела. В самом деле, подобно тому, как Его душа личностно соединена со Словом Божиим, точно так же [соединено] и Его тело. Но душа Христа, как уже было сказано (7, 9), была исполнена совершенством истины и благодати. Следовательно, и Его тело тоже должно было быть совершенным во всем и не содержать в себе никакого изъяна. Возражение 2. Далее, нами уже было сказано (9, 2) о том, что душа Христа видела Слово Божие тем видением, которым видят блаженные, и потому душа Христа была блаженной. Но блаженство души прославляет тело, поскольку, по словам Августина, «Бог сотворил природную душу столь сильной, что от полноты ее блаженства в куда более низкую природу», то есть тело, «изливается пусть и не само блаженство, присущее блаженному наслаждению и видению, но – полнота здоровья», то есть сила не подвергаться порче. Следовательно, тело Христа не было подвержено порче и не имело никакого изъяна. Возражение 3. Далее, наказание является следствием преступления. Но Христос не совершил никакого преступления, согласно сказанному [в Писании]: «Он не сделал никакого греха» ( 1Петр. 2, 22 ). Следовательно, в Нем не должно быть никаких телесных изъянов, каковые суть наказания. Возражение 4. Кроме того, благоразумный человек никогда не примет то, что будет препятствовать ему в достижении надлежащей цели. Но телесные изъяны, похоже, препятствовали в достижении цели Воплощения, причем многими способами. Во-первых, потому, что эти немощи удерживали людей от Его признания, согласно сказанному [в Писании]: «[Не было в Нем вида] который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни – и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем – и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53, 2, 3 ). Во-вторых, потому, что не были удовлетворены просьбы [святых] отцов, от имени которых сказано: «Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня!» ( Ис. 51,9 ). В-третьих, потому, что преодолеть дьявольские козни и уврачевать человеческие слабости представляется более уместным скорее посредством силы, чем слабости. Следовательно, похоже на то, что Сыну Божию не приличествовало вместе с человеческой природой принять немощи и изъяны тела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 33. О модусе и порядке зачатия Христа Теперь мы рассмотрим модус и порядок зачатия Христа, в отношении чего наличествует четыре пункта: 1) было ли тело Христа образовано в момент своего зачатия; 2) было ли оно одушевлено в момент своего зачатия; 3) было ли оно принято Словом в момент зачатия; 4) было ли это зачатие естественным или чудесным. Раздел 1. Было ли тело Христа образовано в момент своего зачатия? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что тело Христа не было образовано в момент своего зачатия. Ведь сказано же [в Писании]: «Сей храм строился сорок шесть лет» ( Ин. 2, 20 ), каковые слова Августин разъясняет так: «Это число свидетельствует о совершенстве тела Господня» 68 . И в другом месте продолжает: «Не случайно о храме, который символизировал Его тело, сказали как о строившемся сорок шесть лет Ведь сколько лет строился храм, столько же дней усовершалось тело Господне» 69 . Следовательно, тело Христа не было совершенно образовано в момент своего зачатия. Возражение 2. Далее, для образования тела Христа требовалось пространственное движение, чтобы чистейшая кровь тела Девы могла быть собрана в то место, где произошло порождение. Но никакое тело не может мгновенно переместиться в пространстве, поскольку время при движении, как доказано в шестой [книге] «Физики», делится сообразно делению движимой вещи 70 . Следовательно, Христос не был образован мгновенно. Возражение 3. Далее, как уже было сказано (31, 5), тело Христа было образовано из чистейшей крови Приснодевы. Но эта материя не могла быть одновременно кровью и плотью, поскольку в таком случае она должна была бы быть одновременно субъектом двух форм. Поэтому то последнее мгновение, в которое она еще была кровью, отличалось оттого первого мгновения, в которое она уже стала плотью. Но между любыми двумя мгновениями существует промежуток времени. Следовательно, тело Христа было образовано не в одно мгновение, а в течение какого-то времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 5. О частях человеческой природы, которые выли приняты Теперь мы рассмотрим принятие частей человеческой природы, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) надлежало ли Сыну Божию принять истинное тело; 2) надлежало ли Ему принять земное тело, то есть состоящее из плоти и крови; 3) надлежало ли Ему принять душу; 4) надлежало ли Ему принять ум . Раздел 1 Надлежало ли Сыну Божию принять истинное тело? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Сын Божий не принимал истинного тела. Ведь сказано же [в Писании], что Он сделался «подобным человекам» ( Филип. 2, 7 ). Но о том, что поистине таково, не говорится как о том, что ему подобно. Следовательно, Сын Божий не принимал истинного тела. Возражение 2. Далее, принятие тела никоим образом не уменьшает достоинства Божества; так, папа Лев говорит, что «ни прославление не поглощает низшую природу, ни принятие не уменьшает высшую». Но достоинству Божию подобает полная отделенность от всякой телесности. Следовательно, похоже на то, что посредством принятия Бог не был соединен с телом. Возражение 3. Далее, предзнаменования должны соответствовать реалиям. Но ветхозаветные видения, которые были предзнаменованиями явления Христова, имели дело не с реальным телом, а с видимым в воображении, как это явствует из сказанного: «Видел я Господа, сидящего...» и т. д. ( Ис. 6, 1 ), Следовательно, похоже, что явление Сына Божия в мир произошло не в реальном, а в воображаемом теле. Этому противоречат следующие слова Августина: «Если тело Христово было призрачным, то Христос обманул нас, а если Он обманул нас, то Он – не Истина. Но Христос – Истина. Следовательно, Его тело не было призрачным» 79 . Отсюда очевидно, что Он принял истинное тело. Отвечаю: принято говорить, что Сын Божий был рожден не только по видимости, как если бы Он обладал воображаемым телом, но тело Его было реальным. И в подтверждение этого можно привести троякое доказательство. Во-первых, то, которое основано на сущности человеческой природы, которой подобает обладать истинным телом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 77-й. О времени и образе воскресения (в четырех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть время и образ воскресения, имея перед собой следующие четыре пункта для выяснения: 1) Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира? 2) Скрыто ли от людей это время? 3) Произойдет ли воскресение в ночное время? 4) Произойдет ли воскресение внезапно? Раздел 1. Должно ли время воскресения быть отложенным до конца мира? То, что время воскресения не должно быть отложено до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе, представляется из следующего: Возражение 1. Между головой и членами тела больше единства и согласованности, чем между одним членом и другим, также как больше этого единства и согласованности между причиной и действием, чем между одним действием и другим. Христос, Который есть наша Глава, не отлагал Своего воскресения до конца мира, с тем, чтобы воскреснуть вместе со всеми людьми. Поэтому нет необходимости в том, чтобы воскресение ранних святых было отлагаемо до конца мира, так чтобы они могли воскреснуть вместе с другим. Возражение 2. Воскресение Главы есть причина воскресения членов Его тела. Но воскресение некоторых членов, которые желают величия в силу их тесной связи с Главой, не было отлагаемо до конца мира, но воспоследовало непосредственно после воскресения Христа, как об этом существует благочестивая вера в отношении Девы Марии и Евангелиста Иоанна (Ср. Иероним «Письма» ПЛ 30,127). Поэтому воскресение других святых будет настолько ближе к воскресению Христа, насколько они более сообразны Ему по благодати и заслугам. Возражение 3. Состояние Нового Завета более совершенно и несет в себе более близкое сходство со Христом, чем состояние Ветхого Завета. Некоторые из ветхозаветных святых, когда воскрес Христос, согласно слов Евангелия: «многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27:52 ). Поэтому, очевидно, воскресение ветхозаветных святых не должно быть отлагаемо до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Часть. Экклезиологические и канонические предпосылки пастырской деятельности Глава. Церковь, как богочеловеческий организм, есть начало и конец пастырского служения Церковь есть основание православной пастырской деятельности. Православное пастырское служение немыслимо вне или около Церкви, поскольку в Православии экклезиология, христология и сотериология тесно связаны между собой. Этот опыт Церкви выражается в Священном Предании, которое в том числе заключено в священных канонах. Именно об этом Предании и пойдёт речь. Моралистический подход к делу пастырского окормления совершенно чужд духу священных канонов. Пастырское служение в Православии всегда глубоко церковно, или, точнее говоря, исключительно церковно. Это абсолютно естественно, поскольку Церковь – не человеческая организация, не религиозное объединение, не общество людей, собравшихся во имя Христа. Церковь – это восстановление общения в Крови Христовой и союза между Богом и человеком, которые стали возможны благодаря бесконечной любви Божией через воплощение Слова, это «единство тела Господня» 22 , в котором объединяются верующие для достижения спасения. Вот почему Церковь , согласно священным канонам, принадлежит Богу и часто называется в них «Церковью Божией» 23 . Церковь есть дело Божественной воли и любви Пресвятой Троицы, Люди могут откликнуться на эту любовь и войти в Церковь , которая в священных канонах именуется также «обществом», «братством», «союзом» и «собранием». Такого рода определения Церкви отражают святоотеческий взгляд на её сущность, которая состоит в таинстве богочеловеческого общения. Такое отношение к Церкви прямо противоположно взгляду принятому на Западе – схоластическому, внешнему и юридическому, согласно которому, Церковь – это, прежде всего «спасительное учреждение». Церковь становится богочеловеческим обществом в силу «приобщения Тела Христова» 24 , «общения... в причащении Тела и Крови Христовой» 25 , которые и являются внутренним центром этого единения. Ему предшествует «общение в молитве» 26 или «молитвах... и утешении слова» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается истинное Тело Христово и под видом вина истинная Кровь Господня I. В житии святителя Григория Двоеслова , папы римского, рассказывается о знаментальном чуде, которое совершилось в пречистых тайнах по молитве сего святителя. «Одна знатная римская женщина принесла просфоры для совершения таинства причащения; литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям Св. Причащение, то приступила и та женщина причаститься св. таин. При словах святителя: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», упомянутая женщина усмехнулась. Видя смех ее, святитель удержал свою руку и спросил женщину: «Почто ты рассмеялась?» – «Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь Телом Христовым, который я испекла моими руками». Святитель Григорий, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного тела человеческого. Это чудо увидала не только та женщина, но и все прочие, бывшие в храме, прославили Христа Бога и утвердились в вере относительно пречистых таин, что под видом хлеба преподается истинное Тело Христово, и под видом вина – истинная Кровь Господня. Святитель снова помолился – и вид тела человеческого претворился в вид хлеба. Со страхом и верою несомненно приняла женщина хлеб, как Тело Христово, также и вино – как Кровь Христову» («Чет.-Мин.» 12 марта). II. Один, живший в скиту, старец был великий подвижник; но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно тело Христово, а только вместообразное. Не смотря на все убеждения, старец отвечал: «Если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться». Св. подвижники сказали ему: «Помолимся Богу эту неделю о таинстве сем и Бог откроет нам». Старец с радостию согласился на это предложение, и молился Богу так: «Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но чтобы не заблуждаться по неведению; открой мне, Господи Иисусе!» Так молились и другие старцы подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поуч. 6-ое. Второй день Пасхи. (И мы воскреснем!) Иисус Христос воскресе! Воскреснем и мы, друзья мои! Задумывались ли вы когда-нибудь над этими отраднейшими словами, над этим величайшим действием всемогущества Божия над нами? Мы воскреснем... Будет когда-то время, когда тела наши, эти самые бренные тела, сокрытыя в могилах, истлевшие в прах, превратившиеся в землю, по действию всемогущего Слова Божия, опять преобразятся из гробов и опять соединятся с нашими же, разлученными на время, душами, для жизни вечной... Для жизни созданы мы! Хочется нам жить; и мы будем жить в этих же самых наших, только преображенных телах; будем жить вечно, вечно... Какая радость, какое утешение в этих словах для нас смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Зачем приходить в уныние и отчаяние, при смерти близких нашему сердцу? IU. Христос есть начаток нашего воскресения, говорит св. апостол Павел, – есть основание и нашего воскресения. Христос в Самом Себе воскресил человечество; воскресит Он и тех, которые преискренно приобщаются Его плоти и крови, – которые становятся с Ним едино верою и любовию, – которые не образно только, а действительно становятся членами Его – единой Главы всех верующих. а) Воскрес Христос, и мы воскреснем, друзья мои! И разве это так невероятно? Мало ли мы видим в нашей здешней жизни образов воскресения? Что человек воскреснет и снова получит свое тело, на это ежедневно указывает наше засыпанье вечером и просыпанье утром. Подобно тому, как мы ложимся и засыпаем вечером, а на другой день пробуждаемся и встаем с тем же телом; так и мертвое тело некогда при воскресении получит снова свой вид и свою жизнь, пробудится от смертного сна и будет жить. Другой образ нашего воскресения составляет непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходит солнце, постепенно становится все темнее и темнее, и наконец все покрывает мрачная ночь. Тьма и тень смертная обнимают тогда всю природу; исчезли горы и долины, цветы и деревья, не видно ни одного творения, и все как мертво. Если в мрачный полночный час взойти на гору и посмотреть вокруг, подать голос и прислушаться, то никто не отзовется во тьме, ничто не шелохнется, все спит, люди и животныя. Но чуть наступит утро, все становится видимым пред глазами, все оживает, и снова царит везде новая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

прот. Иоанн Козлов Священство А. Священство установлено Богом 1) 1Кор.12:28 : «И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом ж силы, таже дарования изцелений, заступления, правления, роди языков». 2) Еф.4:11–13 : «И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». 3) Феодорит, ч. 7, стр. 436–437, на посл. Ефес.: «И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова. Пастырями же и учителями называет апостол поставленных по городам и селам; почему и упомянул о них после благовестников, так как последние проповедывали, ходя с места на место. Дарования сии, говорит апостол, дал Господь в созидание и пользу верующих, потому что их нарек телом Христовым. Дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Совершенства же достигнем в будущей жизни. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей». 4) Его же, ч. 3, стр. 260, в толк. 109 псалма: «Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание, когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, дади учеником Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». 5) Катихизис большой, гл. 72, л. 359 и об.: «Сего ради Господь на тайней вечери апостолы своя священниками сотворил есть, и по воскресении своем повеле им вся языки крестити... Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

IV. Часть Требника С Богом. Чин благословения священных сосудов Молитва на благословение сосудов алтаря Епископ глаголет: Господи Боже блажи и святе, во святем почиваяй, его же благоволением и заповедьми святыми древле раб Твой Моисей прия кровь и окропи ею все сосуды служебные, яже во образ нам быша, ныне молимтися и милися деем, о Благий человеколюбче: преподаждь освящение сосудом сим от Духа Твоего Святаго, и кропление крови Христа Твоего да покрыет я, воеже быти им сосудом чистым в чистое и истинное служение животворящего Твоего благоволения, еже есть Тело и страшная Кровь Христа Твоего, да освятятся и исполнятся хвалы имени Твоего Святаго во всех, Отче и Сыне и Душе Святе. Посем знаменует крестообразно из чувств своих, и взяв елей, помазует им сосуды, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога Святаго, и Дух Святый. Аминь. Молитва освящения дискоса и покровов его Епископ глаголет: Владыка Господь Бог, Господь благий, да прострет руку свою святую и освятит дискос сей, полный благ, яже уготова любящим имя Его святое и возлежащим на вечери тысящу лет – И ныне, Господи, человеколюбче, простри руку Твою Божественную на дискос сей благословенный, на нем же имут возлежати уды Тела Твоего Святаго, еже вознесут на алтарь святилища святаго града (имрек). Слава Тебе со Отцем Твоим благим, и Духом святым, ныне и присно. Посем приимлет елей и помазует им дискос, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога святаго и Дух святый. Аминь. Молитва благословения одежды, и егда она обветшает Епископ глаголет: Господи Боже, Творче Благий, уставивый одежду святилища и освящение одеяния, и творяй ново благо, еже уготова Господь любящим имя Его и возлежащим на вечери тысящу лет: понеже ты Господи человеколюбец еси, простри убо руку Твою десную на одежду сию, благословенную чериленицею (стр. 266, 268) тела Твоего святаго. Сия есть, яже уставлена во храме, иже есть церковь святая. Хвала Тебе и Сыну Твоему и Духу Святому, ныне и присно. Приемлет елей и помазует им одежду, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога святаго и Дух святый. Аминь Благословение чаши

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

VIII. О домашнем богослужении Сочетание слов домашнее богослужение для многих покажется странным. Понятие богослужения для них связано с обязательным наличием храма и присутствием священника. Богослужение есть особая форма, или правильнее сказать, особые формы общения верующих с Богом и другими членами Церкви. При богослужении молятся, богословствуют, молитвенно размышляют о путях домостроительства Божия, сопереживают его, участвуют в таинствах Церкви и получают благодатные дары Святой Троицы. Богослужение есть организованная общая молитва верующих. В нем раскрывается и осуществляется сущность Церкви как новой жизни во Христе, жизни, соединенной во Христе с Богом Отцом, пронизанной Духом Святым. Смысл этой жизни раскрывается в церковных чтениях и песнопениях как единство любви, благодати, мира и спасения. Протопресв. Александр Шмеман писал: « Церковь нельзя ни уравнять, ни слить с «культом»; так как не Церковь существует для «культа», а культ для Церкви, для ее домостроительства, для ее роста в полную «меру возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Но вместе с тем богослужение не отрывается от Церкви, ибо в нем раскрывается ее сущность как Тела Христова» 134 . Чтобы ввести нас в область домостроительства Божия и включить в него нашу повседневную жизнь, Святая Церковь создала богослужебную систему, в которой вспоминаются и мистически актуализируются священные события, имеющие вечный смысл, ибо они произошли для спасения, для возможности жить с Богом каждому из нас. Вот почему однажды бывшее событие – Праздник Святой Церкви – переживается нами снова и снова как вновь происходящее; вот почему святитель Иоанн Златоуст в Слове на Пасху призывает: «День почтите, вси насладитеся пира веры». Чтобы раскрыть себя, объединить верующих, дать им возможность осознать себя народом Божиим, родом избранным и царственным священством (см. 1Пет.2:9 ), участвовать в домостроительстве Божием, Святая Церковь создала различные виды богослужения и богослужебно-молитвенные циклы (суточный, недельный, годовой неподвижный и годовой подвижный). Быть членом Церкви, возрастать в частицу Тела Христова можно лишь участвуя в Церковном богослужении и таинствах. Прихожанин – не посторонний в храме, не зритель спектакля, наблюдающий действо, а непосредственный участник, творец богослужения, если он молится и сопереживает его. Для полноты жизни во Христе мало быть верующим, надо быть в Его Церкви, участвовать в ее жизни, одним из проявлений которой является богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010