Из лекций по Догматическому богословию В чем состоит невидимая сторона Евхаристии? – Вся сущность учения об этом предмете сводится к двум вопросам: а) действительно ли в Евхаристии присутствует Иисус Христос и б) как присутствует? На первый вопрос, существуют два ответа: восточно-­православная церковь , католики и лютеране признают, что в таинстве Евхаристии действительно присутствуют Тело и Кровь Иисуса Христа; цвинглиане говорят так, что хлеб и вино в Евхаристии суть только символы, знаки распятого на Кресте Тела Иисуса Христа и пролитой на Кресте Крови Его, а вся вообще Евхаристия есть не что иное, как поминки о крестной смерти Христа Спасителя. Так же в сущности говорят и кальвинисты: по их воззрению, в Евхаристии предлагаются только знаки Тела и Крови Иисуса Христа, но верующие, принимая хлеб и вино, духовно причащаются животворящей силы, исходящей от существа и лица Иисуса Христа. Ответы на второй вопрос нисколько разнообразились. Католики учат, что хлеб и вино в Евхаристии пресу­ществляются в Тело и Кровь Христовы, так что от них остаются только внешние свойства (цвет, запах и проч.), сущность же их изменяется в сущность Тела и Крови Иисуса Христа; выражением этого учения служит термин пресуществление. В сущности, и в нашей церкви содержится то же самое понятие, только для выражения его употребляется термин «преложение». Лютеране отвергают пресуществление и на его место ставят сосуществование (consubstatiantio) хлеба и вина с Телом и Кровию Христа при сохранении своей субстанции. Итак, на вопросы, действительно ли в Евхаристии присутствует Иисус Христос и как присутствует, христианские вероисповедания дают до противоположности раз­личные ответы. Православная церковь , католики, лютеране и кальвинисты на первый вопрос отвечают положитель­но, цвинглиане – отрицательно; на второй вопрос право­славная церковь , католики и лютеране отвечают так, что Иисус Христос присутствует в Евхаристии Своим Телом и Своею Кровию, кальвинисты, что Он присутствует своею Животворящею силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского Церковь Божия 1114 , пребывающая 1115 в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии 1116 , и всем на всяком месте общинам святой и кафолической 1117 Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 1118 1, (1) Мы написали вам, братия 1119 , о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова (νωθεν) 1120 явил нам мученичество, согласное с Евангелием. 1121 (2) Поликарп ожидал, подобно Господу, что будет предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних. 1122 Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. 2, (1) Итак, блаженны и доблестны (γενναα) все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству (τ γενναον) [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Тела одних рассекали бичами так, что даже видно было устроение тела вплоть до внутренних вен и артерий, – но они терпели, так что даже стоящие около них плакали от жалости. Другие были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал, показывая всем нам, что 1123 мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче представший 1124 Господь беседовал с ними. 1125 (3) Внимая благодати Христовой, они презирали мipckue казни, в один час искупляя себя от муки вечной. 1126 Огонь бесчеловечных 1127 мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили 1128 , но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и осужденные на съедение зверям претерпевали многие страшные казни: их простирали на колючих раковинах 1129 и истязали другими разнообразными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно 1130 , до отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

«О блаженных рук, – воспевает Святая Церковь , – о власов и устен целомудренныя блудницы! имиже возлия, Спасе, миро на нозе Твои, отирающи я и часто облобызающи... Грешная тече к миру купити многоценное миро, и миропродателю вопияше: даждь ми миро, да помажу и аз Очистившаго вся моя грехи», как помазала Его Мария, брата которой Он воскресил. «Приступльши жена к ногама Твоими, Спасе, возливаше миро, благоухания исполняющи и мира исполняема дел очищения... Благоухания таинственнаго исполнена, перваго избавися зловония, Спасе, многих грехов: миро бо источаеши жизни»... Рассуждая о том, что побудило жену помазать Господа миром, святитель Златоуст говорит: «Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, чтобы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поскольку проказа казалась ей нечистой и гнусной, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, – и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и ее нечистоту». То же говорит и блаженный Феофилакт: «Видя сего прокаженного очищенным, и означенная жена возымела веру, что и она получит отпущение грехов и очистится от своей душевной проказы. По вере она идет, покупает миро и с дерзновением возливает на главу Господа, воздавая этим честь важнейшей части тела. Так и ты, когда одержим бываешь душевной проказой, превозносясь фарисейски и удаляясь через то от Бога, прими в дом свой Иисуса и помажь Его миром добродетелей. Ведь и ты можешь изготовить своего рода миро очистившему тебя от проказы Иисусу и возлить на главу Его. И ты приноси Божеству Христову благовоние мира, составленного из добродетелей. И чти Господа, исповедуя Его не только Человеком, но и Богом; ибо через это ты также помазуешь главу Его благовонным миром, т.е. православно богословствуешь». «Чудной женой» называет святитель Иоанн Златоуст Марию, сестру Лазаря, но и ее, бывшую блудницу, признает достойной удивления. «Все прочие жены, – говорит он, – приходили за получением здравия телесного, а она пришла для того, чтобы воздать честь Иисусу и получить исцеление душевное. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому всякий особенно должен ей удивляться. Приходит она к Иисусу не как к простому человеку, иначе не отерла бы своими волосами ног Его, но как к такому Лицу, Которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела и всех членов». Этот поступок ее происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

О Святом Причастии и приготовлении к Нему 70. Александре Николаевне Ильиной …Бог вас простит! Вы меня никогда не оскорбили. Меня простите за мое нерадение. Общий наш долг, – когда желаем приступить к страшным Тайнам Христовым, прежде со всеми примириться и проверить свою совесть, не помним ли на кого какого-либо неудовольствия; и если это найдем, то в ту ж минуту простить огорчивших и помолиться о них, чтобы Господь отпустил им и нас удостоил чистосердечного исповедания пред свидетельствующим священником; и тогда, во исцеление души и тела, с благоговением и страхом осмелимся, по милости Божией, приступить к при-нятию Святого Причастия, под видом хлеба самого Тела, а под видом вина самой Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Чтобы принять в дом свой государя, важное приуготовление и всякая осторожность требуется; но гораздо важнейшее приуготовление нужно для принятия всех царей Царя и Господа, небо и землю держащего в Своей деснице. Извольте сами рассудить о сем предмете. Итак, вам должно, по силе вашей, сколько можете, сделать правильное приуготовление души и сердца и вместе с тем уповать и надеяться на щедроты Господа всещедрого и молитвы и предстательство Богородицы, Приснодевы Марии, человеческого рода Заступницы. Вы любите оказывать милость требующим, бедным, нищим – за сие, без сомнения, Господь воздаст вам сторицею. Что делается ради Бога, за то платит Сам Бог. Марта 11-го дня, 1824 года 93. Глафире Петровне …Истинные христиане с особенным благоговением приготовляются к причастию Святых Тайн Христовых, очищая свою совесть от всякого порока; они примиряются со всеми оскорбившими их, оставляют должником своим долги их и с несомненною верою подвергают себя установленным правилам единой Святой Соборной и Апостольской Церкви; и ежели не знают оных, что должно быть чуждо каждого христианина или христианки, тотчас научаются и как должно исповедуются, не скрывая никаких грехов своих; по священническом же разрешении грехов, удостаиваются приобщиться Святого Тела и Крови Христовой, со страхом Божиим и верою приступающе, а не иначе, как, может быть, некоторые дерзают и без приготовления, безумно называя себя младенцами, говоря на Бога неправду, что будто им бесчинничать так Бог велел, и сделав какую-либо неблагопристойность или явное законопреступление, повторяют, что так Богу угодно было. Но кто не почитает и не хранит святых церковных установлений по силе своей, тот не угождает Богу. Всякая же ложь и бесчиние несть от Бога, но от диавола есть. Да вразумит вас Господь не подражать бесчинно ходящим, и суеверам, и кривотолкам, и раскольникам. Они во всем творят противное закону Христову своим умствованием юродивым и безумным произволением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как научиться носить друг друга 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — проповедника благодати, который учит о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни. Мы должны с вами узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Сегодняшнее Евангелие посвящено чудесному исцелению расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого, что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа. Господь, видя веру этих людей, сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои… (Мк. 2, 5); тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 11). Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда слышим мы в случаях чудесных исцелений Христовых Его слова: «Вера твоя спасла тебя…», так сейчас мы могли бы услышать слова: «Вера твоих друзей спасла тебя». В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела — единственный и не заменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена этого тела не может нормально существовать все тело. Болит ли, страждет ли один член, говорит апостол Павел, с ним страждут все остальные члены.

http://moral.ru/nositi/

Посмертный опыт В предыдущей главе мы подробно анализировали смертный час, потрясающий всего человека, потому что душа разлучается с телом, с которым она составляла неразрывное единство. Святые Церкви готовятся к этому часу на протяжении всей своей жизни. И когда этот час приближается, они много молятся. Из аскетических писаний мы видим, что аскеты придают большое значение тому, как умирают люди, и особенное значение придают тому, осознавали ли они смерть при своем уходе. Они считают очень страшным, чтобы человек умирал, не осознавая этого, чтобы переходил «от смерти к жизни», не имея полного осознания этого события и, естественно, без молитвы к Богу. Поэтому в тот час они предпочитают оставаться одни и предаваться молитве. В настоящей главе мы вернемся к этой теме, потому что желаем затронуть так называемые посмертные опыты, которые широко обсуждались в западном мире. Насколько мы знаем, на людей производили огромное впечатление рассказы тех, кто вернулся каким-то образом к жизни и описал то, что видел. Это впечатление у людей возникало потому, что в западном мире отчасти было забыто о существовании жизни после смерти. Там стали считать, что человек заканчивает свое бытие с окончанием биологической жизни. Привыкнув исчерпывать бытие человека тем, что поддается логическому анализу, люди открывают для себя иной, новый мир и изумляются. Эти современные свидетельства, так называемые посмертные опыты, на православный мир не произвели столь большого впечатления, потому что в писаниях святых отцов говорится о таких вопросах. Поэтому православным они известны. Как мы убедились, отцы описывают, насколько это возможно, состояния, связанные с исходом души из тела. Нужно обязательно подчеркнуть наличие нескольких фактов воскресения мертвых, таких как воскрешение пророком Илией сына вдовы из Сарепты Сидонской, три воскрешения, содеянные Христом (сына наинской вдовы, дочери Иаира и Лазаря), а также и воскрешение Тавифы, содеянное силою Христовою апостолом Петром. Но никто из них, насколько мы знаем, не описывал, что именно происходит, когда душа исходит из тела, что происходит в иной жизни. По крайней мере у нас нет записанных описаний того, что ощущает душа, когда живет вне тела, и какие чувства охватывают ее, когда она снова входит в тело и продолжает жить в знакомых нам условиях. Те, кто воскрес при землетрясении, которое произошло в момент крестной смерти Христовой, не сохранили для нас бывшего у них опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Преображение Христово, гусеницы, бабочки и птица Феникс Есть в той стране роща, где растут высокие деревья, приносящие сочные плоды, которые не гниют и не падают на землю. В этой чудесной роще живет всего одна птица — Феникс. Живет Феникс один, не оставляя после себя потомства иначе как только посредством смерти… 20 августа, 2013 Есть в той стране роща, где растут высокие деревья, приносящие сочные плоды, которые не гниют и не падают на землю. В этой чудесной роще живет всего одна птица — Феникс. Живет Феникс один, не оставляя после себя потомства иначе как только посредством смерти… Слово «бабочка» какое-то несерьезное. Когда следишь за неуловимым порхающим полетом легкого создания, чьи прекрасные крылья так огромны, а тельце так мало, то хочется назвать его как-то иначе. У крылатого создания жизнь проходит уже не на земле — она неземная, и только прекрасных цветов едва касается оно, чтобы отдохнуть и вкусить их нектар, и лепестки не шелохнуться под невесомым и крылатым гостем. Греки называли бабочку — «псюхе», душа. Гусеница бабочки живет на земле и знает только земное, потом словно умирает, прикрепляясь тончайшей ниткой к стеблю травинки, чтобы из кокона вылетела прекрасная, как нетленная душа, бабочка-псюхе. Кокон останется на травинке, как опустелый дом, а новым домом души станет надземный прекрасный мир. Античное противопоставление тела и души было неприемлемо для христиан, считавших, что душа без тела не есть человек, как и тело без души есть не человек, а бездушный труп. Поэтому проповедь Воскресения Христова и грядущего воскресения всех людей казалась эллинам странной и кощунственной — как же восстанут из могил уродливые, изможденные предсмертными болезнями тела? С насмешкой сказали философы апостолу Павлу  — «об этом послушаем тебя в другой раз». Христианская проповедь продолжалась и после Павла, и проповедники следовали его совету — быть с эллинами как эллины, чтобы приобрести эллинов. Надо было найти в многовековой античной культуре образ, который донесет до античного, не-библейского сознания образ воскресения человека, чтобы человек античный, увидев этот образ, проникся красотой великой надежды, принесенной Сыном Божиим.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-xristovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 29. Чин погребения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы поговорим о чине погребения. Да, здесь тоже есть свой богослужебный чин, подробности которого не всем известны. Ну, а собственно, где эти подробности изложены полностью и последовательно? Если руководствоваться Требником, то в нем во-первых, не все описано, а во-вторых, не все порой понятно. Есть и еще недостатки у него, но о них отдельный разговор. А пока давайте проясним, что такое Требник? — Это книга для частного богослужения. Таких книг два вида. Одни из них заключают в себе извлечения из книг общественного богослужения и приноровлены для домашнего употребления (Например, канонник или следованная псалтирь). Содержание других совершенно отличается от книг, принадлежащих к общественному богослужению. Так вот, Требник принадлежит ко второй категории и содержит изложение священнодействий и молитвословий, которые совершаются по потребностям одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. К таким священнодействиям принадлежат, прежде всего, последования всех Таинств (Крещения, Покаяния, Соборования), затем чины венчания, пострижения, причащения больных, освящения воды, артоса, плодов, икон, домов и многоразличных вещей, совершения молебнов, и в том числе чин погребения усопших. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ГРОБ В вопросе погребения усопших Требник ограничивается лишь так называемым чином отпевания, который к тому же содержит краткие и порой не всем понятные указания, что и как делать. Например, на Востоке, где формировался этот чин, тела усопших полагались в могилу без особого гроба. Поэтому когда в Требнике говорится о положении тела усопшего В ГРОБ, то надо учитывать, что эти указания имеют в виду МОГИЛУ. Так, по окончании отпевания и чтения прощальной молитвы, в Требнике пишется, что тако вси вземше мощи, отходим ко гробу, последующим всем людем и поющим трисвятое. Если под гробом разуметь собственно гроб, тогда указание получается весьма странное, не правда ли?! И далее говорится, что полагаются мощи во гроб (речь о могиле), а священник взем персть лопатой, крестовидно мещет верху мощей, глаголя: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущий на ней» ( Пс. 23, 1 ). Кстати, слышите, что нужно говорить в таких случаях, а то некоторые, бросая землю в могилу, приговаривают: «Пусть земля тебе будет пухом»? Это наивное народное представление о том, что земля, покрывая умершего, давит на него. Отсюда и пожелание.

http://azbyka.ru/video/29-chin-pogrebeni...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 27. Чин на разлучение души от тела Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В связи с уже начатой темой мы сегодня поговорим о тех последованиях, которые готовят нас к переходу в мир иной. С этим у многих, далеких от Церкви, Она и ее служители большей частью и ассоциируются. И на самом деле Церковь, имеющая попечение о нас, больше заботится о будущей нашей участи, к которой и готовит нас неустанно. Неизбежное для всех земнородных разлучение души от тела и оставление этого мира не должно быть для верующих страшным само по себе. В Октоихе поется: «Не ктому боюся в землю возвращения» (глас 6, неделя, Песнь 5, Канон 1, тропарь 2). «Да не боимся общия смерти, рода человеческаго Жателя… Смерть бо истинно не яже разлучает душу от телесе, но яже разлучает душу от Бога» (Слово св. Кирилла Александрийского “Об исходе души”. Псалтирь Следованная, глава 35). Смерть сама по себе не есть зло. Напротив, она дарована Господом по человеколюбию, как средство против зла, против его развития и укрепления, сего ради, да не будет зло безсмертно говорится в молитве «чина на разлучение души от тела» . Поэтому верующие не боятся самой смерти, их не пугают напоминания о ней. Они боятся только того, что грехи их соделают для души ужасным час смертный. Кто поможет ей тогда?.. Поэтому верующие руководимые Святою Церковью в течение всей своей жизни земной готовят себя к исходу из нее. Постепенными напоминаниями о смерти они удерживают себя от грехов. Провидя день кончины и всегда помышляя о нем как бы уже о пришедшем, они с теплыми слезами всегда молятся о том, чтобы Господь и Богоматерь не забыли их тогда, просят у Господа христианская кончины живота безболезненны, непостыдны, мирны. В старинных богослужебных книгах (ну и в интернете) можно найти особый канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати. Этот канон рекомендуется читать ежедневно: «Ты же, человече, не забывай смертной чаши, пой по вся дни канон сей».

http://azbyka.ru/video/27-chin-na-razluc...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Архимандрит Никифор Всеобщее, будущее воскресение имеет быть при конце видимого сего мира, который преобразится посредством огня. Оно будет состоять в том, что души умерших опять соединятся с прежними телами и будут духовны и бессмертны. До всеобщего воскресения души праведных находятся в покое и предначатии вечного блаженства, а души грешников в предначатии вечного мучения. Впрочем душам умерших в вере, но не принесших плодов достойных покаяния, могут помогать молитвы, милостыни за них живых, а наипаче приношения за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. Библейская энциклопедия Свт. Иоанн Златоуст Подлинно, если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но душа и тело. Поэтому, если воскреснет только душа, то существо воскреснет на половину, а не всецело; притом же в отношении к душе собственно нельзя и говорить о воскресении, так как воскресение свойственно умершему и разложившемуся, а разлагается не душа, но тело. Что же значит изречение: «аще точию и облекшеся, не нази обрящемся» ( 2Кор.5:3 )? Здесь предлагается нам великая и неизреченная тайна. Какая же именно? Та, о которой апостол говорит в послании к Коринфянам: «вси воскреснем, каждый же во своем чине» ( 1Кор.15:22-23 ). Что же значат эти слова? То, что и эллин, и иудей, и еретик, и всякий человек, пришедший в этот мир, воскреснет в тот день. Указывая на это самое, он говорил: «вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе» ( 1Кор.15:51-52 ). Так как воскресение будет для всех вообще, для благочестивых и нечестивых, злых и добрых людей, то чтобы в виду этого ты не подумал, будто произойдет несправедливый суд, и не сказал себе: что это такое: воскресну я, с усердием столько трудившийся и бедствовавший, воскреснет также и язычник, и нечествовавший, и покланявшийся идолам и не знавший Христа, и насладится такою же честью? – дабы ты, говоря это, не смущался, то послушай, что изрекает апостол: «аще точию и облекшеся, не нази обрящемся» ( 2Кор.5:3 ). Но как, скажешь, можно облекшемуся в нетление и бессмертие оказаться нагим? Как? Когда мы будем чужды славы и лишимся дерзновения пред Богом. Тела грешников действительно восстанут нетленными и бессмертными; но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что, если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые.

http://azbyka.ru/apokalipsis/voskresenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010