Разделы портала «Азбука веры» В чем разница между любовью к ближнему своему и любовью между мужем и женой? 333 20.02.2024 Отношения в браке Объясните пожайлуста, есть любовь к ближнему своему, и отличается ли любовь мужа и жены от этой любви? Ведь если не отличается, то получается всё равно, кого выбрать себе в супруги, главное чтобы заповеди соблюдал человек? 4 Ответа Да, отличается. Тут лингвистическая загвоздка, связанная с бедностью славянского языка. У нас на всё — слово “любовь”. А в греческом языке широкая линейка смыслов: Любовь, о которой в основном говорит Библия, это жертвенная любовь, греческое слово — агапэ, γπη А семейная любовь это слово сторгэ, στοργ Ещё есть плотская любовь — эрос, eρως (по имени древнегреческого божества) И дружественная любовь, привязанность — филия, φιλα Мне трудно понять Вашу мысль. Разве Вы сами не чувствуете разницы между своими родителями и друзьями? Если замужем, то также между мужем и детьми? Все это любовь, и всякий раз она разная. Еще больше отличий между любовью к человеку и любовью к Богу. Что касается выбора мужа, то Вы правильно на первое место поставили исполнение будущим супругом заповедей о любви к Богу и ближнему. Человеческие эмоции и симпатии в этом важном деле должны быть на втором месте. Нередко бывает, что люди женятся по страсти, но потом она быстро остывает, и супруги начинают даже ненавидеть друг друга. Что касается тайны супружеской любви, я процитирую Вам для размышления апостольский текст, который читается при совершении таинства венчания: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. ( Еф.5:22–33 )

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-raznica-m...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава I. Икона церкви 1. Церковное собрание было самым значительным и необходимым выражением церковной жизни древнего христианства. Значение церковного собрания уже выступает с особой силой в апостольских писаниях. Церковное собрание было самым существенным элементом древней христианской общины. Мы не можем представить себе древнюю христианскую общину без церковного собрания в первую очередь, конечно, молитвенного. «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (τη κοινωνα) и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Это значение и роль церковного собрания в древней христианской церкви нельзя объяснить исключительно заимствованием практики ветхозаветных еврейских общин. Для иудео-христианских общин такое воспроизведение было бы понятно и законно, но простое заимствование этой практики христианами из язычников, во всяком случае, спорно. Наличие церковного собрания и в одних, и в других общинах объясняется только тем, что оно лежало в самой природе общин I . По слову ап. Петра, христиане – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Петр.2:9 ). Сам Бог совершенно исключительным образом – искупительной жертвой Своего Сына – приобрел для Себя новый избранный народ, который принадлежит Ему совершенно особым образом. Подобно тому, как собрание старого Израиля с Богом есть ветхозаветная церковь , так и собрание нового избранного народа Божия со Христом и во Христе есть новозаветная Церковь – κκλησα. В своей совокупности в своем собрании со Христом – новозаветный избранный народ Божий составляет Тело Христово, Глава которого Сам Христос. Как Глава Церкви, Он всегда – по Его слову – «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ) – пребывает в Церкви. Новозаветная Церковь есть Тело Христово, а христиане – члены Церкви – члены Тела Христова. Как Тело Христово, Церковь дана раньше ее членов. Не из отдельных членов впервые составляется Церковь , а в Церкви, как в Теле Христовом, во вторичном порядке могут быть различаемы отдельные ее члены. «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ). «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, так все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Поэтому быть членами Церкви можно только через приобщение к Телу Христову. Только члены Тела Христова – члены Церкви II .

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

Скачать epub pdf Глава 30. Евхаристия – средоточие пастырского служения Священник – прежде всего строитель Таин Божиих. Священство – по-преимуществу евхаристическое служение. В таинстве Тела и Крови совершается освящающее единение пастыря и пасомых. Евхаристия невозможна вне Церкви, и Церковь не существует без Евхаристии. Пастырь призван к Благодарению (греч. «евхаристиа»), особенно в наши дни уныния народов и недоумения ( Лк. 21:25 ). Само таинство Евхаристии – венец пастырского служения. Совершая его, пастырь благодарит Господа за себя и за всех молящихся и еще не пришедших к молитве. Пастырь благодарит за жизнь и за все, вознося святую Чашу со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Вся жизнь пастырская может быть уподоблена этому возношению, приношению Ему Его Чаши, а с нею всей своей жизни; и это самый великий из возможных для человека образов выразить Богу свою благодарность и любовь. Пастырь должен ободрять и призывать своих прихожан к регулярному причащению Святых Таин, одновременно разъясняя духовную огненность этого Таинства, «попаляющую недостойных». Апостол Павел, говоря об установлении Иисусом Христом таинства Причащения, замечает: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11:27–30 ). Из приведенных слов апостола Павла Православная Церковь делает следующие выводы: во-первых, таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты. Готовящийся к Причащению должен очистить, подготовить себя к достойному приятию в себя пребывающего с Пречистыми Телом и Кровию Самого Господа Иисуса Христа; во-вторых, для достойно причащающихся это Таинство бывает источником Жизни Вечной, общением со Христом Спасителем ( Ин. 6:53–56 ). Недостойное же Причащение служит в суд и осуждение. В первом случае оно – огонь, возжигающий дух человеческий и согревающий и оживляющий душу и тело; во втором – огонь, опаляющий душу грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Люблю я всех вообще святых, особенно же блаженного Павла, сосуд избранный, трубу небесную, невестоводителя Христова. Я сказал это и объявил любовь, какую имею к нему, для того, чтобы сделать и вас участниками в этой любви. Любящие плотской любовью справедливо стыдятся признаваться в ней, так как и самих себя срамят, и слушающим вредят; а любящие духовной любовью пусть никогда не перестают исповедать ее, потому что этим прекрасным признанием они доставляют пользу и себе, и слушателям. Та любовь – вина, а эта – похвала; т.е. ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду, и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей. Притом любящие благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если сами мерзки и безобразны, от пристрастия к тому не получают прибыли для устранения собственной уродливости, но еще оказываются более мерзкими и противными; а при этой любви совершенно напротив. Любящий святую, благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается таким же, каков любимый им. Подлинно и это – дело человеколюбия Божия, что тела безобразного и изувеченного невозможно исправить, а душу мерзкую и безобразную можно сделать блестящей и прекрасной. От благообразия тела не может быть никакой выгоды; а от красоты души может произойти столько благ, сколько свойственно приобретать тому, кого любит Бог . Об этой красоте и Давид, воспевая во псалмах говорит: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:11–12 ), – разумея здесь красоту душевную, которая приобретается добродетелью и благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. Учение церкви о таинстве евхаристии 1 . Вселенские соборы так учат о таинстве причащения: а) На первом вселенском соборе присутствовавшие отцы исповедали: «На божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на свящ. трапезе лежит «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего воскресения» (Gelas. Cyzicen. Comment in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5). б) На третьем вселенском соборе единодушно принято и одобрено послание св. Кирилла Александрийского к Несторию, писанное от целого поместного собора Александрийского, где между прочим говорится: «Возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, и исповедуя воскресение Его и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах безкровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к благословенным тайнам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас Христа, и принимая не как обыкновенную плоть, – да не будет, – и не как плоть человека, освященного и соединившегося с Словом по единству достоинства, но как воистину животворящее и собственное тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи жизнию по естеству, когда стал едино с собственною плотию, то соделал ее животворящею. И потому, хотя Он говорит нам: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его» ( Ин. 6:53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящею?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас соделался и назван Сыном Человеческим» (Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ар. Binium). (Сн. Кир. Алекс. Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638). в) Отцы седьмого вселенского собора, в обличение еретиков, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, т. е. св. апостолов и достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страдания Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом (εκνα) Тела Его, ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ); также: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ); и еще: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» ( 1Кор. 11:24 ) а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IV. Славное состояние Господа нашего Иисуса Христа на земле, от Его Воскресения до Вознесения 1. В первый день недели Чудо воскресения. Мироносицы у гроба Спасителя получают от Ангела весть о воскресении. Петр и Иоанн не находят во гробе тела Спасителя. Явления воскресшего Господа: 1-е – подле гроба, Марии Магдалине; 2-е – прочим Мироносицам, на возвратном пути их от гроба; 3-е – двум ученикам, на дороге в Эммаус; 4-е – Петру; и 5-е – в Иерусалиме, десяти Апостолам и другим, с ними, ученикам (Мф. 28, 1–24) В ночи, при гробе Христа Спасителя сделалось сильное землетрясение. Потому что Ангел Господень, сшедший с неба, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Вид его был, точно молния, и одеяние его так бело, как снег. Воины, которые держали стражу, до того были устрашены этим явлением, что сделались, как мертвые. Мф. 28:1, 5–8 ; Ин. 20:1, 2 ; Мк. 16:2–8 ; Лк. 24:1:11 Только что начала заниматься заря первого дня недели, когда еще было темно, Мария Магдалина, другая Мария, жена Алфея или Клеопы, и Саломия, с приготовленными благовониями пошли ко гробу. К ним присоединилась и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Дорогой, они были озабочены: «кто отвалит им камень от двери гроба?» (Камень был очень велик). Но, подходя, они увидали, что камень отвален. Стало появляться солнце. Мария Магдалина, тотчас же, побежала назад; приходит к Симону Петру и к любимому ученику Христову, Иоанну, и говорит им: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Между тем, прочие Мироносицы вошли внутрь пещеры, и действительно не нашли тела Господа Иисуса. Когда же они не знали, что подумать об этом отсутствии тела Господня, вдруг приметили в пещере двух юношей в белых блистающих одеждах. Они ужаснулись, и, в страхе, потупили взоры в землю. Тогда Ангел, который сидел на правой стороне, сказал женам: «не ужасайтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Нет Его здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите, вот место, где Господь положен был. И пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых, и встретит всех в Галилее: там Его увидите, так как Он сказал вам; (что теперь и) я вам сказываю. Вы вспомните, Он, еще будучи в Галилее, говорил вам, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешных, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». И точно, они вспомнили, что Иисус Христос говорил это им. И, вышедши поспешно из пещеры, они побежали от гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы Евангелие об исцелении расслабленного Божественная Литургия 10 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - проповедника благодати, который учит о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни. Мы должны с вами узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Сегодняшнее Евангелие посвящено чудесному исцелению расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого, что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа. Господь, видя веру этих людей, сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои... (Мк. 2, 5); тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2, 11). Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда слышим мы в случаях чудесных исцелений Христовых Его слова: " Вера твоя спасла тебя... " , так сейчас мы могли бы услышать слова: " Вера твоих друзей спасла тебя " . В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела - единственный и не заменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена этого тела не может нормально существовать все тело. Болит ли, страждет ли один член, говорит апостол Павел, с ним страждут все остальные члены. Эта тайна Церкви раскрыта у Господа, на самом деле, еще на Тайной Вечери, когда Он причащает всех от единого хлеба Своей Пречистою Плотию и Кровию. В этот момент Он говорит Своим ученикам о том, что Он - Лоза, а все ученики - Его ветви. И как не может ветвь пребывать вне лозы (она засыхает, становится мертвой, ее отсекают и бросают в огонь), так и все мы живы только тем, что в этом единстве одного таинственного Богочеловеческого организма существуем в Церкви Христовой.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_32...

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость " заочного отпевания " и кремации Екатеринбург, 14 марта 2006 г . Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики " заочного отпевания " и кремации. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Сол.4, 13-14) Дорогие братья и сестры! В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека. К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

http://pravoslavie.ru/16621.html

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа на слова апостола: (2Кор.11:1) Различие между любовью плотской и любовью ду­ховной. — Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все-таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. — Что означают слова: — Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. — Многоразличные предосторожности, кото­рые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе са­мому похвалу. — Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. — Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. — Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. — Пример Самуила. — Заключение. 1. Люблю я всех вообще святых, особенно же блаженного Павла, сосуд избранный, трубу небесную, невестоводителя Христова. Я сказал это и объявил любовь, какую имею к нему, для того, чтобы сделать и вас участниками в этой любви. Любящие плотскою любовью справедливо стыдятся признаваться в ней, так как и самих себя срамят и слушающим вредят, а любя­щие духовною любовью пусть никогда не перестают исповедать ее, потому что этим прекрасным признанием они доставляют пользу и себе и слушателям. Та любовь — вина, а эта — похвала; т.е. ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и луч­шее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в лю­бящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей. Притом любящие благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если сами мерзки и безобразны, от пристрастия к тому не получают прибыли для устранения собственной уродливости, но еще оказываются более мерзкими и противными; а при этой любви совершенно напротив. Любящий святую, благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается таким же, каков любимый им. Подлинно и это — дело челове­колюбия Божия, что тела безобразного и изувеченного невозможно исправить, а душу мерзкую и безобразную можно сделать бле­стящей и прекрасною. От благообразия тела не может быть никакой выгоды; а от красоты души может произойти столько благ, сколько свойственно приобретать тому, кого любит Бог. Об этой красоте и Давид, воспевая во псалмах говорит: (Пс.44:11—12), — разумея здесь красоту душевную, которая приобретается добродетелью и благочестием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3309...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010