И св. Иоанн Златоуст по этому случаю замечает: «Хотя это было сказано об агнце иудейском, но в прообразе так было наперёд ради истины, и совершеннее это исполнилось в настоящем случае. Поэтому-то евангелист и представил на вид слова пророка. Так как, непрестанно указывая на собственное своё свидетельство, он мог показаться недостойным веры, то он представляет во свидетельство Моисея, говоря, что и это совершилось не случайно, но уже издревле было преднаписано. С другой стороны, своим свидетельством он подтверждает слова пророка: „Я, – говорит, – сказал об этом для того, чтобы вы узнали, что между прообразом и истиной находится большое сходство» (тв. т. 2, стр. 503). Гл. 12, 13 и бýдет крóвь вáм в знáмение на домех, в нихже вы бýдете тáмо, и узрю крóвь и покрыю вы, и не бýдет в вáс язвы, éже погибнути, егдá поражý зéмлю Египетскую И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую «Там кровь агнца отвратила губителя, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – здесь кровь Агнца пречистого ( 1Пет.1, 19 ) Иисуса Христа соделалась прогнанием бесов» («Тайноводственные поучения» 1. 3; стр. 438). «Спасён Израиль, помазанный кровью агнца, что было прообразом Христа, Который ради нас был в мёртвых, дабы упразднить смерть, потому что, – рассуждает св. Кирилл Александрийский , – скажи мне, каким образом смерть могла бы убояться заклания овцы? Но это дело было прообразом таинства, того, что Иисус Христос Своей кровью избавляет освящённых в вере и являет победителями тления смерти» (тв. ч. 5, стр. 62. 72). В этом смысле, и по объяснению св. Иустина Мученика , «таинство агнца, которого Бог повелел закалать как Пасху, было прообразом Христа, кровью Которого верующие по мере своей веры в Него помазывают дома свои, т. е. самих себя» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 40, стр. 207: ср. св. Ириней Лионский IV, 23). Гл. 12, 21 Созвá же Моисéй вся стáрцы сынóв Изрáилевых и речé им: шéдше поимите себе овчá по сродствóм вáшим и пожрите пáсху

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею «Моисей и Елеазар, – по мысли того же св. Отца, – могут быть образом Единого Первосвященника и Законодателя Христа» (ibid, стр. 212, 214). Гл. 31, 50 и принесóхом дáр Гóсподу, мýж éже обрете, сосýд злáт и обрýчие, и гривну и пéрстень, и усерязи и чéпь златýю, умолити о нáс пред Гóсподем и вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом Гл. 31, 54 И взяша Моисéй и Елеазáр жрéц злáто от тысященачáлников и от стоначáлников и внесóша é в скинию свидения в пáмять сынóв Изрáилевых пред Гóсподем И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания в память сынов Израилевых пред Господом По мысли св. Ефрема Сирина , „сосуды златы, гривны и перстни” и прочая – это суть сами апостолы. Как Моисей и Елеазар сосуды сии „внесоша в скинию свидения”, так Еммануил, научив апостолов и святых, ввёл их в сокровенную славу небесной скинии» (тв. ч. 6, стр. 568). Книга Второзакония Гл. 1, 1 Сия словесá, яже глагóла Моисéй всемý Изрáилю об онý странý Иордáна, в пустыни на зáпады, близ Чермнáго мóря, междý Фарáном и Тофóлом, и Ловóном и Авлóном и Златыми Рудáми: Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, Гл. 1, 2 единонáдесяти дний от Хорива пýть чрез гóру Сиир дáже до Кáдисварни в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни «Мест сих пять, – замечает св. Ефрем Сирин, – и сим, – по его мнению, – указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Его, Господа нашего, подобно тому, как по сказанному в притче исходил Он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в 3, 6, 9 и 11 час ( Мф.20, 1–6 )» (тв. ч. 6, стр. 571). «Второй закон изречён и изъяснён после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час исшёл Еммануил взыскать заблуждшиеся народы» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху «Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел Законоположник», – перефразирует так этот стих св. Иоанн Златоуст , и, сопоставляя прообраз с Первообразом, продолжает, – «но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 166). Гл. 12, 22 возмите же кисть иссóпа, и омочивше в крóвь, яже близ двéрий, помáжите прáги, и на обою подвóю, от крóве, яже éсть близ двéрий: вы же да не изыдете кийждо из двéрий дóму своегó до заýтрия и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра «С иссопом соединяется кровь. Этот образ, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – косвенно показывает нам, что честная кровь Христова избавляет нас не только от гибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас» (тв. ч. 3, стр. 250–251). Гл. 12, 23 и мимо прóйдет Госпóдь избити Египтяны, и ýзрит крóвь на прáзе и на обою подвóю, и минéт Госпóдь двéри, и не попýстит погубляющему внити в дóмы вáша убивáти И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения «Если агнец при Моисее удалял погублявшего ангела, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободить от грехов? ( Ин.1, 29 )» («Огласительные поучения» XIII, 3; стр. 240). «Иудеи заклали агнца из стада овец и кровью его избавились от ангела-истребителя; а мы, – рассуждает св. Иаков Низибийский , – кровью Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершённых нами» («Слово о Пасхе» стр. 35). Уясняя прообразовательный смысл пасхального агнца, и св. Григорий Нисский говорит в том же духе: «Назначается пищей для нас соделаться тому телу, из которого излита кровь, и показуемая на дверях удаляет от нас губителя египтян» (тв. ч. 1, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

По мнению св. Кирилла Иерусалимского , не иному кому-либо, как Самому Христу Моисей говорит „Яви ми Тебе Самого”, ибо «пророки видели тогда Христа, сколько каждый мог вместить» («Огласительное поучение» X, 7; стр. 170). Гл. 33, 23 и отимý рýку Мою, и тогдá ýзриши зáдняя Моя: лицé же Моé не явится тебе и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо [тебе] „Узриши задняя Моя”. По мнению св. Ефрема Сирина , «здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божеству Своему невидим» (тв. ч. 6, стр. 506). По толкованию св. Иринея Лионского , в частности «здесь указывается, что по премудрости Божией человек в последние времена, т. е. по пришествии Его как человека, увидит Его на высоте скалы. Это древнее обещание Бог исполнил», – замечает св. Отец, – когда Иисус Христос во время преображения «лицом к лицу беседовал с Моисеем на высоте горы в присутствии Илии, как повествует Евангелие ( Мф.17, 3 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XX, 9; стр. 480) 93 . Эта мысль содержится и в каноне на праздник Преображения. «Яко каменем телом покрывся обоженным невидимого зря, Моисей боговидец взываше...» Т. е. «Боговидец Моисей, созерцая Невидимого под прикрытием обоженной Его плоти в образе камня, восклицал...» (2 кан. Преобр. п. 1, т. 2). «Осеняющая слава в сени первее, и Моисееви беседующи Твоему угоднику, образ бысть облиставшого неизреченно на Фаворе, Владыко, Твоего преображения», т. е. «Слава, осенявшая в начале скинию и сообщавшаяся рабу Твоему Моисею, была прообразом неизреченно воссиявшего на Фаворе преображения Твоего, Владыка» (ibid. п. 3, т. 1). Гл. 34, 4 И истесá две скрижáли кáменны, якоже и пéрвыя: и ýтренневав Моисéй заýтра, взыде на гóру Синáйскую, якоже завещá емý Госпóдь: и взя Моисéй с собóю две скрижáли кáменныя И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные То, что Христос по плоти не имел отца, это, по мнению св. Григория Нисского , Моисей предызобразил тем, что во второй раз по повелению Божьему сам „истеса две скрижали каменны” «из вещества дольного», как и «Истинный Законоположник, прообразом Которого он был, снова из земли нашей истесал Себе скрижали нашего естества, ибо, – поясняет свою мысль и своё сравнение св. Отец, – не брак соорудил Ему Божественную плоть, но Сам Он делается каменосечцем собственной Своей плоти, исписуемой Божественным перстом» ( Лк.1, 35 ) (тв. ч. 1, стр. 339).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Пророк Моисей Гл. 2, 1 Бяше же некто от плéмене Левиина, иже поя от дщéрей Левииных, и имяше ю Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени По мнению св. Кирилла Александрийского , здесь «с намерением умолчано об отце Моисея. Следовало бы, – говорит он, – сказать: «Такой-то „поя от дщерей Левииных”, – а там сказано: „Бяше некто”, – так как через это косвенно указывается на то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был только вместо отца» (тв. ч. 5, стр. 15). Гл. 2, 2 и зачá во чрéве и роди мýжеский пóл. Видевше же егó лепа, крыша егó три мéсяцы Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца «Дитя (Моисей) было „лепо”, сказано, – замечает тот же св. Отец. И Христос наименован и есть „красен добротою паче еси сынов человеческих” ( Пс.41, 3 ). Но никто не может сомневаться в том, что под красотой должно разуметь красоту в славе, говорю, и в естестве превышающего все Божества, потому что не плотские же красы приписывать станет кто-либо Самому Христу и вменять их Ему в славу, да не будет» (ibid.). Гл. 2, 12 Обозревся же семо и овáмо, ни когóже виде: и поразив Египтянина, скры егó в песце Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке «Сокрытие умершего вместо убитого египтянина в песке, полагаю, – говорит тот же св. Отец, – означает то, что, убив некоторым образом восхотевшего обижать людей, Иисус Христос скрыл его (дьявола) в землю, т. е. поместил в преисподних частях её, заключив в ад» (ibid, стр. 22, 25). Гл. 2, 14 Он же речé: ктó тя постáви князя и судию над нáми? едá убити мя ты хóщеши, имже образом убил еси вчерá Египтянина? Убояся же Моисéй и речé: áще сице явлéн бысть глагóл сéй А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёй над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле По мнению св. Ефрема Сирина , здесь Моисей является прообразом Иисуса Христа, не признанного и гонимого иудеями. Ибо как Моисей, убивший египтянина и склонявший ссорившихся евреев к миру, подвергся укоризнам, услышав от них: „Кто тя постави князя и судию над нами”, – так и Иисус Христос, примиритель и сокрушитель власти дьявола, не похвалу и удивление заслужил от иудеев, но возбудил в них ненависть и гонение против Себя, ибо они говорили: „Кто даде Ему власть сию? Не хощем сему, да царствует над нами” ( Лк.19, 14 )» (тв. ч. 5, стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Св. Ефрем Сирин в подробностях истории жертвоприношения Исаака видит предуказание подробностей крестной смерти Спасителя, когда говорит: «созерцая мысленно нож (т. е. подъятый Авраамом на Исаака), представляй себе копьё (т. е. которым прободены Христовы рёбра); представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя древо, представляй крест». (Тв. ч. 3, стр. 141; ср. св. Иоанн Златоуст тв. т. 6, стр. 872). Св. Иоанн Златоуст в истории жертвоприношения Исаака, показавшего совершенную покорность отцу своему, видит образ Иисуса Христа, Который в истории Своих страданий представляется беспредельно преданным воле Отца Своего ( Мф.26, 39 ), по апостолу, „быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” ( Филип.2, 8 ). «И тому, и другому Исааку должно удивляться, говорит Св. Отец. Смерть пред глазами; но как Сей – Богу, так и тот отцу повиновался. И как Сей не спрашивал о причине, почему Бог повелел Ему идти на заклание; так и тот, когда отец связал и возложил на жертвенник, не сказал: для чего это ты делаешь?» (у протоиерея С. К. Смирнова, стр. 75). Гл. 22, 13 И воззрев Авраáм очима своима виде, и сé, овéн един держимый рогáма в сáде Савéк: и иде Авраáм, и взя овнá, и вознесé егó во всесожжéние вместо Исаáка сына своегó И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего Св. Григорий Нисский : «Отец Исаака, не пощадивший сего возлюбленного сына своего, и единородный сын, сделавшийся приношением и жертвой, и агнец, вместо него закланный, – в этой истории можно видеть всю тайну благочестия ( 1Тим.3, 16 ). Агнец висел на древе, зацепившись рогами, и единородный нёс на себе дрова для всесожжения. Видишь ли, как здесь один и тот же и несёт бремя наших дров, и на древо возносится, нося как Бог и возносясь как агнец, потому что Св. Дух» прообразовательно так распределил великую тайну между тем и другим, между возлюбленным сыном и указанным вместе с ним агнцем, что в агнце показано таинство смерти, а в единородном – жизнь, непресекаемая смертью » («Слово на св. Пасху» стр. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Св. Иоанн Златоуст в жертвоприношении Исаака видит прообразование креста Христова. «Потому и Христос говорил Иудеям: „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался” ( Ин.8, 56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени, ибо истина должна была предызобразиться в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный и Единородный Сын ( Мф.3, 7 ). Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа „предал Отец за всех нас” ( Рим.8, 32 ) (его тв. т. 4, стр. 523–524 и ещё ср. т. 6, стр. 893) 72 . Гл.22. 3 Востáв же Авраáм ýтро, оседлá осля своé: поят же с собóю двá óтрочища и Исаáка сына своегó: и растнив дровá во всесожжéние, востáв иде, и прииде на место, éже речé емý Бóг, в трéтий дéнь Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог Св. Ириней Лионский : «Авраам с готовностью предал в жертву Богу единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за всё семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления» («Против ересей» кн. IV, гл. V, 4; стр. 417). Св. Ефрем Сирин: «За Исааком, идущим на заклание, следовали осёл и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, предзнаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его» (тв. ч. 3. стр. 140) 73 . Гл. 22, 5 И речé Авраáм отрокóм своим: сядите зде со ослятем: áз же и детищь пóйдем до óнде, и поклонившеся возвратимся к вáм И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам Он же: «Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучён был со своими отроками; разлучён был и Христос с учениками, когда шёл на заклание за нас» (ibid. стр. 111). Гл. 22, 6 Взя же Авраáм дровá всесожжéния и возложи на Исаáка сына своегó: взя же в рýки и óгнь, и нóж, и идóста óба вкýпе

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

т. 4, стр. 474) 76 . Бл. Феодорит говорит, что «в обетовании об Исааке заключалось обетование и о рождении по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, почему с обетованием об Исааке соединено и благословение языческих народов» (тв. т. 6, стр. 376), ибо «концом обетования, данного патриарху, был Христос» (тв. т. 7, стр. 48 и 61). Из канона Благовещения: Ангел – Деве: «обещася Бог Аврааму праотцу благословитися в семени его языком, Чистая, Тобою же конец обещанье приемлет днесь» (п. 6, т. 4), т. е. «Бог обетовал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы; через Тебя это обетованье ныне получает исполнение». Патриарх Иаков 77 Гл. 25, 26 и посéм изыде брáт егó, рукá же егó придержáся пяте Исáвове: и наречé имя емý Иáков. Исаáку же бе шестьдесят лет, егдá роди их Ревéкка Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки] По словам св. Иринея Лионского , «если кто вникнет в действия Иакова, то найдёт, что они не праздны, но исполнены значения относительно распоряжений Божьих. И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, т. е. запинатель, который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т. е. победу. Ибо для того родился Христос, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в Откровении говорит: „и вышел Он побеждающий, чтобы победить” ( Откр.6, 2 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XXI, 3; стр. 487). Гл. 25, 33 И речé Иáков емý: кленися ми днéсь. И кляся емý, и отдадé Исáв Иáкову пéрвенство своé Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство своё Иакову Он же говорит: «Иаков получил первородство, когда пренебрёг им брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ» ( Ин.19, 15 ) (ibid). Гл. 26, 3 и обитáй в земли тóй, и бýду с тобóю, и благословлю тя: тебе бо и семени твоемý дáм всю зéмлю сию, и постáвлю клятву мою, éюже кляхся Авраáму отцý твоемý странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Такой мессиански-прообразовательный смысл сему знамению с руном придаётся и в церковных песнопениях: а) «Преднаписует Гедеон зачатие Твое, Богородице: сниде бо яко дождь на руно Слово во чрево Твое...» «Гедеон предвозвещает о зачатии Твоём, Богородица: ибо Слово низошло в Твою утробу, как дождь на руно...» (Октоих гл. 6, Нед. утр. Воскр. сед. 3 по 1 стихосл.). б) «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный» «В Твою утробу, Дева, как на руно, тихо сошёл с небес Божественный дождь (воплотившийся Христос)» (гл. 5, Нед. полун. п. 1, т. 4). в) «Удивися Иосиф, еже паче естества зря, и внимание мыслью иже на руно дождь в безсеменном зачатии Твоём, Богородице» «Удивился Иосиф, видя сверхъестественное, и уразумел в Твоём бессеменном зачатии, Богородица, упавший на руно дождь» (гл. 4, Над. утр. Воскр. сед. 3 по 1-м стихосл.). [Из «Примечаний и дополнений»: Вместо б) и в) следует читать: «Пречистое Твое чрево Гедеон виде Дево чистая, в неже яко дождь Слово сошед, воплотися Божественным Духом, Отча сый неразлучен Божества» (Октоих гл. 8, Суб. повеч. кан. п. 5, троп. 2).] Гл. 16, 30 И речé Сампсóн: да ýмрет душá моя со иноплемéнники. И преклонися крепостию, и падé хрáмина на князи и на вся люди иже в нéй: и бысть мéртвых, ихже умертви Сампсóн при смéрти своéй, мнóжае нéже ихже умертви в животе своéмъ И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей По замечанию бл. Иеронима, «Самсон во образ Христа гораздо более умертвил иноплеменников при смерти, нежели при жизни» (тв. m. XI, стр. 277). 1 Книга Царств Гл. 2, 5 испóлненнии хлеба лишишася, и áлчущии пришéлствоваша зéмлю: яко неплóды роди сéдмь, и мнóгая в чáдех изнемóже сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает По толкованию бл. Феодорита, «сказанное Анною „неплоды роди седмь” предвозвещает многоплодие Церкви, потому что число семь означает множество» (тв. т. 1, стр. 324)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Такой скот будет наградою мне [и будет мой] А то, что «Иаков служил Лавану за пёстрый и многовидный скот», по мнению св. Иустина Мученика , прообразовало собою то, что «и Христос потерпел рабство далее до креста за разнообразных людей из всякого народа, приобретши их Своею кровью и таинством крестным» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 134, стр. 370). Гл. 32, 1 И Иáков иде в пýть свóй. И воззрев виде пóлк Бóжий воополчившийся: и сретóша егó áнгели Бóжии А Иаков пошёл путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его ангелы Божии Гл. 32, 2 Речé же Иáков, егдá виде их: пóлк Бóжий сéй. И прозвá имя месту томý полки Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарёк имя месту тому: Маханаим По мнению св. Кирилла Александрийского , из этого «всякий может узнать то, что спасающему своих Христу Спасителю всех и выводящему их из злобы, сущей в мире, будет предстоять в служении множество ангелов ( Мф.4, 11 ; Мк.1, 13 ), очевидно, также исполняющих и назначенную им работу» (тв. ч. 4, стр. 270). Гл. 32, 24 Остáся же Иáков един. И боряшеся с ним человек дáже до ýтра И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари По мнению того же св. Отца, «боровшийся св. ангел был образом Христа, соделавшегося подобным нам но человечеству» (ibid, стр. 290), «пророческое слово Которого наименовало „великого совета ангелом” ( Ис.9, 6 ); а борьбой Иакова с ангелом предуказывалось то, что потомки Иакова будут упорно противиться Христу» (тв. ч. 2, стр. 285). Первая мысль разделяется и в богослужебных книгах: а) «Зряше в нощи убо Иаков яко в гадании Бога воплощенна, из Тебе же светлостью явися» («Октоих» 2-го гл. Нед. Утр. кан. Богор. п. 7, троп. 1) 79 . б) «Знамения яже в Тебе неизреченного проявляя снятия со Иаковом борется; им же волею соединися человеком, Чистая, пребожественный отцев Бог и препрославлен» (ibid. троп. 2) 80 . Гл. 32, 25 Виде же, яко не мóжет противу емý: и прикоснýся широте стегнá егó: и отерпé широтá стегнá Иáковля, егдá боряшеся с Ним и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним По мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010